13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Агапит, епископ родосский
Агапит, еп. Послание к императору Льву
XLI. Послание епископа Агапита к императору Льву.
Христолюбивому государю и победителю Льву, Агапит, милостию Христа Бога епископ вашего Родоса.
Получив свыше царский скипетр, вы, священнейший и непобедимейший из государей, за дар, сообщенный вашему благочестию, почтили Бога, Царя небесного, подобающими жертвоприношениями. Ибо самое первое приношение и благоприятная жертва есть то, чтобы правитель мира и государь целой вселенной сохранял непоколебимою веру в достопоклоняемую Троицу, а своими поступками и богопочтением внушал и людям бояться Бога, следовать тому, силою чего сохраняется наш род, и заботиться об общем отечестве и обучении всего народа, дабы господствовало и процветало наилучшее состояние и название мира, и люди не изливали свирепую ярость на свой род подобно зверям. Итак, под вашею, свыше учрежденною, властью прежде и ныне наслаждаясь этими и другими многочисленными благами, не только все мы молим Бога, чтобы Он сохранил вас на неисчислимые лета, потому что ты истинно священник и по природе император, но и весь род человеческий стекается просить Его о долголетии вашей власти. Ибо в начале правления вашей светлости вы десницею вашею покорили и низложили такое множество до чрезвычайности несносных варваров, что воздвигли себе постоянный трофей во всей вселенной и всему миру доставили прочный мир. Но тем не менее и ныне вы печетесь о человеческом роде и, заботясь о святом общении, рассылаете священникам эти спасительнейшие и для душ полезные грамоты, рассылаете тем, которым предоставлено вязать и решить грехи. Посему, быв уполномочены благочестивою грамотою вашей светлости, мы с упованием приступили к сему ответу, умоляя Бога и вашу светлость, чтобы вы соблаговолили принять наши простые речи и покрыть своею милостию, если в чем либо мы погрешаем по своей недальновидности. Священная и неподражаемая грамота вашего величества извещает нас о невероятных происшествиях, случившихся в Александрии, а равно о гнуснейших поступках Тимофея, который, как говорят прошения, поданные вашему благочестию некоторыми боголюбезнейшими епископами египетского округа, признается виновником такого ужасного злодеяния. Кроме того, нашему смирению известным делается и то, чего домогаются сторонники Тимофея. Так вы повелели собору вашей области остро-
244
вов изложить свое мнение о святом вселенском халкидонском соборе. И хотя мне желательно было и казалось особенно полезным дать по вашему повелению ответ от лица всех епископов нашей области, но, не смотря на то, что вызов был сделан поспешно — и до получения высочайшей грамоты вашего благочестия и снова по получении мною грамоты, обстоятельства зимнего времени, как и предусмотрено было вашим благочестием, не позволили им явиться в митрополию; так как некоторые из них живут от нее на расстоянии трех или четырех тысяч стадий. А чтобы это не послужило для Евдоксия, благоверного магистриана, исполнителя повеления вашего благочестия, некоторым препятствием в отобрании ответов и голосов от прочих областей, я нашел необходимым поскорее заявить свое мнение. Так именно поступить побудил меня и сам магистриан. Итак, с Божиею помощью приступаю к изложению главных пунктов настоящего дела и к возможному разъяснению ереси. Если упоминаемый Тимофей действительно окажется таким, каким представили его поданные вашему благочестию боголюбезнейшими епископами и клириками египетского округа прошения: то его по справедливости не следует считать не только в числе епископов и клириков, но даже в ряду верующих мирян, потому что он нарушил значение благочестивых законов и взволновал римское государство. А так как императорский закон охраняется и последовательным рядом церковных постановлений: то я прошу, если только вам будет угодно, вызвать виновного высочайшим указом вашего благочестия, дабы он изобличен был в вашем присутствии, пред вашими ушами, которые не могут быть обмануты, или пред святым собором, какой возможно собрать по обстоятельствам времени в царствующем городе, если впрочем будет угодно вашей власти, и таким образом он получит должное воздаяние за свои поступки. А если (чего не ожидаю) обвиненный в столь многих и столь важных преступлениях не захочет выполнить высочайшее ваше повеление и не поспешит придти к своему повелителю, столь благочестивому и милостивому государю; то он, как виновный, должен будет лишиться не только священства, но общения с Богом, государем и вообще со всеми людьми. Что касается святого вселенского халкидонского собора, созванного по императорскому указу, для утверждения и защищения православной и кафолической веры, а равно для осуждения и искоренения ереси евтихианской; то что нам говорить об нем, когда мы и во всех определениях отцов, собравшихся в Халкидоне, находим понимание чистой веры совершенно согласным с 318-ю святыми отцами, которые, по благодати Христа, собирались в Никее? Ибо мы знаем, что первые ничего не определили вопреки тому неизменному и твердому изложению веры православной, и никакой прибавки, ни убавки в святом символе не сделали; посему даже боголюбезнейшие епископы западных стран, по общему согласию и определению святейшего и блаженнейшего Льва, архиепископа римского, почти все письменно и устно утвердили и подписали то, что́ этими святыми отцами, собиравшимися в Халкидоне, изъяснено и раскрыто относительно воплощения Господа нашего Иисуса Христа. Посему, так как едино господство Отца, Сына и Святого Духа, едина вера и едино у всех крещение, и так как мы испове-
245
дуем одно и то же и крещены во имя единой, святой, единосущной, достопоклоняемой Троицы, как и Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос заповедал своим ученикам, то покорно просим ваше благочестие: водворите мир в церквах Божиих, обуздайте еретические уста, дабы задержать распространение противоканонического и непокорного образа мыслей еретиков. Ибо оказывается, что прения возбуждаются не для созидания церквей, но для поколебания простого народа. Итак, вот мое смирение высказало то, что могло; а ты, христолюбезный и достоуважаемый государь, власть и сила которого находятся в руке Господа, во всех случаях благоволи постановлять то, что откроет тебе Бог и что́ внушит Он твоему сердцу. Ибо мы знаем и верим, что помазавший тебя в царя Иисус Христос, Бог и Спаситель наш, наделил тебя, как Давида и Даниила, своею мудростью для утверждения и приращения святых церквей Христовых, для созидания и утверждения верующих народов. Обо всем прочем, что́ будет постановлено священниками у нас на соборе, долженствующем собраться по вашему священному и достоуважаемому повелению, вскоре будет донесено вашему благочестию.
Я, Агапит, епископ родосский, воссылающий к Господу молитвы, да сохранит Он власть вашей, христолюбезный (государь), светлости невредимою на многие лета, подписал своею рукою.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.