Поиск авторов по алфавиту

Послание епископов Писидии к императору Льву

XXXVII. Послание епископов Писидии к императору Льву.

Всегда христолюбивейшему, победителю и триумфатору, и Богом достойно превознесенному императору, Льву, Пергамий, епископ Антиохии, митрополии писидийской, Евтропий епископ ададский, Павлин епископ апамейский, Ливаний паральский, Александр селевкийский, Мэн гортинский, Васс неапольский, Флорентий адрианопольский, Митрофил митропольский, Феодор феодосиопольский, Маркиан филомельский, Евгений синнадский, Политиан созопольский, Аттал малинопольский, Кастин лименопольский.

Узнав о преисполненном божественной ревности, по святости намерения богоумилостивительном и имеющем в виду благочестивейшее желание доставить подданным, при помощи веры, несказанный мир и наставление касательно спасения, вашем определении, в котором вы повелеваете нам, чтобы мы, никого не боясь и не руководствуясь чувством дружбы или вражды, как бы имея дать отчет пред неописанным судом Божиим, объявили, какого мы все вообще мнения о Тимофее, который признан виновным во всяком нечестии, также и о постановлениях святого вселенского халкидонского собора относительно кафолической веры, мы нашими строками даем знать вашей власти, что Тимофей, который оказывается уже осужденным, возведен, как недавно донесли вашей милости многие достоуважаемые епископы египетского округа и достопочтенные клирики, основывающие свое донесение на письменных документах, на служение священническое вопреки церковным постановлениям, и полагаем, что не только он, но и те, которые знали, что он осужден, а между тем без опасения думали, что с ним можно находиться в общении, чужды Церкви Божией; потому что по силе канонов для них не может быть никакого снисхождения и никакой надежды на восстановление, как о таковых (людях) ясно определяет правило восемьдесят третье 1) начало которого следующее: «если какой-нибудь епископ, низложенный собором, или пресвитер или диакон — своим собственным епископом», и пр. Ибо не наше дело решать, что тот, кто подвергся этому приговору и прежде был виновником столь великих, несказанных и достойных горького оплакивания зол, должен понести достойное наказание по законам после того, как будет дознано, что он действительно решился на такие поступки; но утверждать и

_______________

1) Это 4-е правило собора антиохийского, которое по кодексу правил Церкви вселенской (тогда употреблявшемуся) 83-е.

231

 


присуждать принадлежит вашему христолюбивейшему величеству; так как чрез это вы можете и показать свою заботливость обо всех, и святою тишиною угодить Богу, и укрепить свою собственную власть, и освободить подданных от губительной заразы. Впрочем нет ничего удивительного, если Тимофей, и все его помощники и союзники в непотребных делах дерзают отвергать веру святого халкидонского вселенского собора. Ибо, так как они чужды божественного мира, а вместе без сомнения и божественных постановлений, и суть явные враги законной римской власти: то не следует даже удивляться, если они потеряли свой собственный смысл и сильно начали злословить и анафематствовать учителей и святейших хранителей спасительной веры, апостольских отцов и архиепископов и всех вообще боголюбезнейших епископов, следующих тем святейшим епископам, которые признаны светильниками правой веры всеми поколениями, и наконец стали анафематствовать боголюбезнейших епископов старого и нового Рима, которые согласны с ними. Твердая, непоколебимая и непреоборимая вера их о Христе была подтверждена на святом вселенском соборе, созванном в Халкидоне, в общении с которым, по милости Божией, и мы были и останемся до конца жизни, следуя ста пятидесяти мудрым и превосходным врачам, которые всячески стараются точно исследовать болезни и тогда уже предлагают больным приличное и вместе единственное врачевство. Заботясь об исправлении того, что́ случилось в Александрии, и горя божественною ревностью, вы упомянутым постановлением повелели, чтобы все было тщательно обсуждено и одобрено святейшими епископами; так как в Александрии, о спокойствии и порядке которой ваша милость выразила величайшую заботу, обнаружились ныне смуты. Посему мы определяем, что сочувствующие Тимофею и подавшие в защиту его вашему благоверию свои прошения, как епископы, так и клирики египетского округа, считают себя умными, как оказывается, не имея ума, так как бесстыдно подчиняются такой явной лжи. Это видно из упомянутых прошений, поданных на усмотрение вашего благочестия, в которых они высказываются против грамоты вашей милости и вооружаются против славной заботливости, какую вы имеете о городе Александрии и порядке в нем. Ибо, утверждая, что упомянутый город, его святые церкви и монастыри пользуются величайшим миром, они наглядно изобличаются самыми фактами, и в то же время без боязни высказываются против голоса и заботливости вашего благочестия. Так как такие люди, называя непроницаемый мрак и тучу угрожающих зол порядком и миром, ниспосланным свыше александрийской церкви, ратовали, думается, против истины и ваших благих намерений, называя миром Божиим преследования православных священников и клириков и войну, веденную против них, и изыскивая новое посягательство на святые правила: то кажется, что они явно нападают на следующее священное изречение: несть бо, — говорится, — нестроения Бог, но мира, яко во всех церквах святых познается (1 Кор. 14, 33). Они приготовились к погибели, по слову пророка: погубиши вся глаголющия лжу(Псал. 5, 7). Как же можно поверить, что они мудрствуют и что защищают дело, чуждое всякой лжи, или божественную спасительную

232

 


мудрость, т. е. здравую веру, которую особенно обещают хранить, когда они в упомянутых своих прошениях говорят, что они непоколебимо, твердо и неизменно верят символу, изложенному триста восемнадцатью святыми отцами, что в нем нельзя сделать ни прибавки, ни убавки и что он не имеет нужды в каком-либо толковании, потому что, по их словам, он кажется ясным сам по себе, а собора ста пятидесяти отцов, как признаются, не знают, и учат, что александрийская церковь находится в общении с соборами ефесскими, присоединяя к этому, что собора халкидонского александрийская церковь не принимает? Чрез это они являются подобными тем, которые, не зная хорошо медицины, излагающей средства к восстановлению здоровья и основательно объясняющей могущие случиться болезни, бесстыдно уверяют, что все знают. Так точно и они, не вникая во вредные последствия ересей разных времен, не обращая внимания на соответствующее болезни лекарство, вовремя предложенное слабым духовными врачами, т. е. православными пастырями, и не имея раздельного понятия о сих вещах, наполнили свои прошения ненужными и ошибочными мнениями. Если бы они познали все то, о чем мы упомянули, то не думали бы, что к святому символу, изложенному триста восемнадцатью святыми отцами, сделана была прибавка или убавка, и не говорили бы, что он ясен сам по себе, потому что изложен хотя в весьма немногих словах, но совершенно согласно с духом божественного Писания — мужами, в совершенстве изучившими эту отрасль знания. Не зная истины и того, какое и в каком количестве предлагаемо было, по указанию свыше, средство против бывшей тогда еретической болезни, они, кажется, восстают против того божественного изречения, где говорится: да не будете о себе мудри(Рим. 11, 25). Поэтому-то они не знали еретиков, которые возникали потом в различные времена при различных (духовных) болезнях, равно как не знали и тех, которые благовременно и по необходимости предложили потребное врачевство и подали спасительную помощь против их недугов в спасительной вере, как например, сто пятьдесят святых отцов предложили врачевство против недуга от заразы Македония, отвергавшего божество Святого Духа, ясно представив твердое основание для истинной веры и научив, что должно нераздельно исповедовать единое Божество. Опять, при распространении новой болезни хитрым и лживым Несторием относительно вочеловечения Бога Слова, святые отцы, собравшиеся в го время в Ефесе, получив полнейшее согласие и восточных епископов, совершенно уврачевали, при помощи неизреченной веры, упомянутый недуг. Равным образом, последователи Тимофея, кажется, не знают, как потом Евтихий пал в бездну фантазии и нечестивого учения, бывшего следствием эго невежества, и был отуманен еретическим первенством, как по поводу его были собраны два собора, сначала в Ефесе, а потом в Халкидоне, и как того, что́ было сделано в Ефесе (лжесобором ефесским), недостаточно было, чтобы определить силу этой болезни, как должно, и предложить необходимые лекарства. Напротив собор, созванный благодатью Божиею в Халкидоне, вполне владел средством совершенно постигнуть болезнь и подать спасительную врачебную помощь. Итак, для всех

233

 


благоразумных ясно, что, если бы в разные времена не возникали различные ереси, не было бы никакой нужды и в совете духовных врачей, ибо где болезнь, там без сомнения нужны и лекарства, и что не прибавка какая-нибудь, как думают защитники Тимофея, сделана к символу трех сот восемнадцати отцов, когда при возникновении различных болезней было подано духовное и необходимое врачевство против них, и, вместе с тем, что неверие подобно больному телу. Как после глазной болезни, осторожно и надлежащим образом излеченной найденными тогда врачами, если вдруг опять случится кому-нибудь заболеть внутренностями, то никто из всех, какие потом найдутся, врачей не отказывает в лекарствах: так точно нисколько не удивительно, если, при возникновении по временам еретического недуга, благочестивейшие государи каждого времени созывали боголюбезнейших епископов для предстоящего врачевания и если последние подавали полезные врачующие средства. А если это так, то не очевидны ли в защитниках Тимофея невежество, крайнее незнание и гордость, когда они явно порицают православных и благочестивейших епископов, ныне существующих и отшедших уже к Богу, как будто они сделали какое-нибудь прибавление в святом символе трех сот восемнадцати святых отцов? И не служит ли вполне достаточным доказательством всей их лживости то, что они, утверждая по своему легковерию, что не принимают никакой прибавки или убавки в упомянутом святом символе, сами между тем говорят, что не знают собора ста пятидесяти отцов? Отсюда еще более видно, что они вовсе не знали не только о необходимом тогда пособии таких врачей, но и самом недуге Македония, который, кажется, и послужил поводом к собранию. Не зная об этом (недуге), который был известен везде и вполне понятен даже простым православным из среды простолюдинов, они тем более оказываются не знающими о заблуждениях Нестория, о нечестии, безумии и фантазии Евтихия. И поэтому тщетно и необдуманно высказали они в своих прошениях, будто находятся в общении с ефесскими соборами: так как первый действительно и несомненно признан всеми, а второй стоит в противоречии не только первому, но и всем святым епископам, которые издревле признавались светилами Церкви, и которых славнейшее и боголюбезнейшее множество трудно исчислить. Преимущественно же они оказываются противниками бессмертной и блаженной памяти Афанасия, епископа александрийского. Но как скоро последователи Тимофея окажутся врагами его (Афанасия), тогда без сомнения они окажутся врагами и всем православным, наипаче верным египтянам и всем, имеющим ревность Божию. Но это высказано нами относительно каждой главы, заключающейся в их прошениях, кратко, сколько могло сказать наше смирение, чтобы объявить (наше мнение) власти вашего благочестия, как соблаговолили вы вашею грамотою повелеть нам. Ибо благовернейшее ваше благочестие справедливо поступило, что само воздержалось и предоставило необходимому и богоугодному расследованию дело о тех людях, которые не забывали опустить никакого вида нечестия, но к другим злодеяниям присоединили еще и то, что по диавольскому наущению, не произведши исследования, удалили святейших епископов и благочестии-

234

 


вейших клириков, воспитанных во святых и православных церквах, от служения, которое они получили по благодати Господа Христа. А чтобы свет божественной истины всюду мог рассеять еретический мрак последователей Тимофея, и чтобы благовернейшее ваше благочестие могло совершенно искоренить это их нечестие и несноснейшую гордость, необходимо победу над ними сделать открытою; так как, хотя им и кажется, что они имеют правую веру, тем не менее об них известно, что они далеки от знания (веры) и нисколько не внимают божественному изречению: не познаша, ниже уразумеша, во тме ходят(Псал. 81, 5). Далее, чтобы показать Тимофея таковым пред всеми и особенно пред народом, желающим иметь его своим первосвященником, мы с божественным страхом, нам предложенным, дерзаем заявить вашему священнейшему величеству, что Тимофей, вместе с своими последователями епископами и клириками, как можно скорее, без всякого затенения дела, должен быть уличен в своем невежестве и в сочувствии нечестивой секте. Итак, если угодно власти вашего благочестия, прикажите, чтобы они находились вне города Александрии под стражею и жили отдельно друг от друга, и получали книги божественного Писания, какие пожелают, предварительно представив реестр тех книг, какие будут им нужны. Находясь в течение известного количества дней под самою строгою стражею, так чтобы никому не позволялось ни входить к ним, ни говорить и рассуждать с ними, они должны изложить, на каком основании божественного Писания они приняли символ правой веры и обещались неизменно содержать и хранить веру 318-ти святых отцов, в чем состояло богохульство и заблуждения ариан, которые они старались недостойно утвердить на тексте священного Писания, и каким образом эти заблуждения были исключены из упомянутого символа. Ибо не только арианские, но и весьма многие прежде бывшие ереси, по мнению самих еретиков, основанием имеют изречения священного Писания. Если они почтительно припоминают всех блаженной памяти православных отцов и то, кто и каковы они были, то между ними они узнают почтенной памяти Афанасия вместе с Кириллом, сильных и богатых учителей и славных пастырей города Александрии, которым следуют все православные и преимущественно верные из египтян. А ежели это так, то пусть последователям Тимофея прикажут письменно объяснить, как всеспасительно веровали упомянутые святые отцы и каким образом нашлись противники им, которые вместе с Арием признаются за еретиков, кто — они, вследствие какого мудрствования отпали от правой веры. Когда это будет сделано, тогда тотчас раскроется мрак заблуждения и нечестивой секты последователей Тимофея, и особенно уяснится для самих тех, кто не с рассуждением, но без всякого размышления увлекся их учением. И из всего этого окажется, что недостойны никакого извинения те, которые по своей преступной воле и на своем преступнейшем языке дерзают анафематствовать вселенский собор правой веры. Тогда, и помимо собора возлюбленнейших епископов Божиих, ваше благочестие скоро выполнит весьма мудрое и всегда достопамятное дело: по обуздании и осуждении указанной нечестивой и нелепейшей секты их войдет в силу и то, что стоит за правую веру, что угодно Хри-

235

 


сту Богу и согласно с божественным учением и миром. Довольно неблаговидно и даже совершенно недостойно вашей справедливости обнародовать необходимость вселенского собора в настоящее время, когда все уже открыто и совершенно ясно; так как предавшиеся диаволу и упившиеся его нечестием могут тогда показаться, как сказано, более сильными. И как значительная пышность собора может быть поводом для многих к презрению и унижению веры, так и многочисленность разглагольствующих язычников или неверующих, особенно еретиков, может привести весьма многих из простых (чего не дай Бог) к отпадению. Когда о тех будут думать, что они достойны того, чтобы рассуждать с ними, о чем им угодно: тогда эти учение правой веры могут свести к разным богохульствам. Ибо иначе зачем избирают этот пункт те, которые до сих пор до такой степени не знают того, о чем мудрствуют, что постоянно нуждаются в собраниях по поводу своей веры?

Пергамий, епископ Антиохии писидийской, вооружившись правою верою и отрицая все противное благочестию, подписал то, что́ постановлено посредничеством всех святых. Милосердие Божие да сохранит тебя на многие лета, христолюбивый и Божиею милостью превознесенный император!

Евтропий, епископ города ададского, тоже. Павлин, епископ апамейский, тоже. Ливаний, епископ паральский, тоже. Александр, епископ селевкийский, тоже. Максим 1) епископ гортинский, тоже. Васс, епископ неапольский, тоже. Флорентий, епископ адрианопольский, тоже. Минофил 2), епископ метропольский, тоже. Феодор, епископ феодосиопольский, тоже. Маркиан, епископ филомельский, тоже. Евгений, епископ синнадский, тоже. Политиан, епископ созопольский, тоже. Аттал, епископ малинопольский, тоже. Кастин, епископ лименопольский, тоже.


Страница сгенерирована за 0.42 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.