Поиск авторов по алфавиту

Послание епископов области Исаврийской к императору Льву

XXXV. Послание епископов области Исаврийской к императору Льву.

Благочестивейшему и христолюбивейшему императору нашему августу, и Богом достойно превознесенному государю, Льву, епископы Исаврийской области Василий, Иоанн, Юлиан, Нунехий, Епифаний, Аммоний, Павел, Конон, Евфроний, Савватий, Афанасий, Гермофил, Юлиан, Феон, Дакиан, Павел, Орентион.

Предписывать такие (распоряжения) по поводу таких (предметов), писать нам, подданным, и издавать священникам чистые по самому справедливому суждению законы касательно предметов божественных какому другому императору было свойственно, кроме только вашего благочестия, которое избрал сам Бог и увенчал владычеством над целым миром и которому вручил бразды правления над государством, когда сила бури еще не угрожала ему? Посему вы желаете воздать Христу благое возмездие, по вашему усмотрению; вы принесли чистую жертву Авеля; потому что в настоящем случае жертвоприношению соответствуют истинность веры и желание мира. Своими деяниями ты, миролюбивейший император, поревновал тому, особенно великому, благочестивому, христолюбивому и несомненно всеми ублажаемому, бессмертной памяти Константину, который еще при жизни навечно напечатлелся в душах людей в образе Авеля, который предстоит пред Богом наряду с Давидом, как царь и пророк, — с Петром и Павлом и с сынами громовыми, как подобный им, сияет в проповедании истины. Ибо, когда Бог вручил ему римские скипетры и включил его в число членов Церкви, то он, заметив, что свету чистейшей догматической истины угрожает большой мрак и какая-то буря, и что не смотря на то, будто уменьшилось почитание тварей, оно для людей, лицемерно принимающих

226

 


вид благочестия, служит орудием против христианской веры и священников, верующих и проповедующих, что Христос воистину есть Сын Божий, прежде веков рожденный из сущности Отца, — (заметив это) он сам по внушению Святого Духа подчинился поклонению и власти несотворенной Троицы, укрепил на земле свое царство и во всех (так сказать) странах очистил, остающиеся с тех пор чистыми и до настоящего времени, перемешанные (прежде) на земле с мраком всякого рода, лучи благочестия и сделался для нас семенем, корнем, почвою и неугасаемым светом спасения. Но ваше христолюбивейшее величество, досточтимый император, снова стремится к его цели. Когда виновник нечестия посеял в александрийской церкви заразу ссоры и разорвал члены тела всех верных, (члены), которые для общего спасения должны были быть соединены между собою, и когда люди с здравым умом держались еще определений никейского собора, подтвержденных и отцами, собиравшимися в Халкидоне, и переданных ими пастырям словесных овец; в то время другие, избрав некоего Тимофея, отвергавшего догматы собиравшихся в Халкидоне отцов, просили сделать начальником и пастырем овец того, кто решается отменить то, пред чем следует скорее благоговеть, кто порицает постановления халкидонских отцов и изгоняет братьев, которые их держатся. Итак, когда вследствие этих обстоятельств возникли ненависть и различные преследования, как показывают поданные вашему благочестию прошения угнетенных против угнетавших их, — ты, благочестивейший, скорее как кротчайший отец, чем как правитель, императорскою властью между прочим определил остановить допущенные таким образом дела, и благоволил даровать священникам врачевство от этого страдания; — и, надеясь скорее возвратить расслабленным членам здоровье общим определением пастырей, ты потребовал мнения от духовных, чтобы этим напомнить о Боге и возбудить благоговение к Нему, и сам положил начало к прекращению жестоких поступков, начавшегося спора и возрастающей горячки гнева. Итак, благочестивыми постановлениями вашей власти повелено было, чтобы каждый из нас объявил и открыто высказал вашему величеству, какого он мнения о том, что определено отцами в Халкидоне, и о Тимофее, которого некоторые из александрийцев неотступно просят быть предстоятелем. Желая тщательным исследованием совершенно выяснить любимую Богом истину, вы поставили нам на вид страх будущего суда, чтобы под влиянием вражды или приязни к кому-либо мы не затенили истины. Итак, повинуясь мановению вашей власти и собравшись все вместе, мы обсудили и разобрали все, как было, и утверждаем, что определение халкидонского собора, как нельзя более, твердо. Ибо он следует проповеди Евангелия и всячески охраняет неприкосновенность символа святых отцов, собиравшихся некогда в Никее; он отвергает всякое суемудрие, привнесенное в догматы людьми нечестивыми, неуклонно следует смыслу слов символа святой веры и обнародывает это всем. Равным образом он охраняет целость и неповрежденность и благочестивейшего постановления 150-ти отцов, собиравшихся в древности в царствующем городе, которое сделали все они о существе Святого Духа и об Его божественности, связав богохульный язык Македония,

227

 


и всенародно признав, что одно и то же естество Отца, Сына и Святого Духа. Этим постановлением разрушены были различные нечестия и несносные басни манихеев, которые прикрывались маскою благоговения: ибо много доказательств и много красноречия должен был употребить этот собор, не с тем, чтобы внести какие-либо новизны на место твердо основанных определений, но чтобы подробным объяснением подорвать попытку, измышленную врагами истины, против символа. Ибо, так как люди, увлеченные безумием Евтихия, делающего чуждым нам Господа Иисуса Христа, Который — из нас, похитили из проповеди благочестия учение об истинном естестве плоти Господней, и учили, что Он ничего не заимствовал от своей матери по плоти, блаженной Девы Марии, а между тем притворялись, что следуют догматам никейских отцов, а также принимают и уважают определения Кирилла, тогда как (сами только) слишком хитрили и лгали, будто они состояли в согласии и любви с нашими отцами, желая этим сыновей их ввести в обман: то, подвигнутые внушением Святого Духа, отцы сочли нужным, для обвинения их, сослаться на благочестивейшее слово блаженного Кирилла, который, правя в древности александрийскою церковью, вел открытую борьбу против Нестория, был общником блаженному Целестину, пастырю непоколебимой римской церкви, против нечестия Нестория на первом ефесском соборе отцов и явился величайшим борцом на защиту истины, когда на основании одного и того же источника и одними и теми же написанными им строками и поразил нечестие Нестория и наперед приготовил весьма искусно серп для уничтожения вредных плевел Евтихия, которые и тогда уже прозябали, но еще не явились открыто. Для того эти отцы представили на вид послание, писанное этим мудрейшим отцом, в котором со всею основательностью он изъяснил нам таинство Господнего домостроительства, именно: каким образом единородный Сын и по воплощении остался одним Сыном, доказав, что в Нем и свойство человеческого естества, которое Он заимствовал от Девы, сохраняется в целости, и слава существа Отчего остается без всякого изменения; он ни под каким видом не признает в учении о Троице иного сына, облекшегося в воспринятую Господом плоть, как это утверждал Несторий, но существующего от вечности невидимого Сына признает явившимся нам в последние дни. Он не учит также и по безумию Евтихия, будто плоть Господа не имеет родства с людьми; так как воплотившийся Бог Слово сделался человеком, восприняв, как говорит Павел, семя Авраамово(Евр. 2, 16), сделался совершенным причастником нам по крови и плоти, и, приняв на Себя зрак раба, будучи Господом всей твари, стал подобен нам во всем, кроме греха, Он, который неизменяем, как образ существа Отчего. К этому (посланию) святейшие отцы присоединили еще то послание, которое признается написанным отцами восточной Церкви, стараясь царственный путь благочестия отовсюду обнести высокою и безопаснейшею стеною, чтобы, поддавшись в действиях обману какого-нибудь мелкого чувства, или не впасть в пропасть Нестория, или не опрокинуться в глуби другой стремнины, которую ископал нам Евтихий; она впрочем ископана была прежде, но только была прикрыта трудолюбивыми возделывателями, а

228

 


он открыл ее снова на погибель своей души. Итак мы удивляемся, каким образом подавшие прошения вашему благочестию в защиту Тимофея утверждают, что они знают и принимают собор отцов, собиравшихся в Ефесе против Нестория; эти люди тем уже, что́ они сделали, совершенно отрицают и этот собор, равно как и халкидонский. Ибо писанные Кириллом строки одного и того же послания к нечестивому Несторию имели силу на обоих соборах, — на ефесском обличили богохульника Нестория, а на халкидонском опровергли безумие Евтихия; и за эти строки Кирилл, мудрый отец александрийцев, на первом был увенчан похвалами всех, а на последнем, уже по смерти, снова был прославлен, как учитель благочестия. После послания блаженного Кирилла, собиравшиеся в Халкидоне ничего более не представили на вид, кроме того послания, которое боголюбезный Лев, отец римской церкви, отправил к блаженной памяти Флавиану для опровержения безумия Евтихия, и в котором сам сознается, что он согласен с словами блаженного Кирилла. И собор представил на вид эти послания конечно не потому, что смотрел на них, как на более сильные, чем символ никейских отцов (этого никто и не думает), но потому, что желал ими обличить тех, которые притворялись, будто принимают символ никейских отцов, тогда как не хотят произнести ни одного слова для обозначения действительности плоти Господней и чрез это незаметно посевают в простых душах вредные семена манихеев, которых нужно беречься больше, чем лукавого остроумия Нестория. Этот по крайней мере, явно разделяя одного Христа на двоих сынов, самого себя обличает, как врага символу отцов; а те, утверждая, что они, согласно с тем, как учит символ, чтут одного и того же Сына, пред которым благоговеют и которому поклоняются, сами в то же время, уничтожая свойства двух соединенных естеств и не признавая ни того, что плоть Господа способна страдать, ни того, что божество Его свободно от страдания, но высказывая пред неопытными сомнение в этом, стараются нанести им величайший вред. Ибо относительно таинства домостроительства они или соглашаются на предположение, что совершилось извращение, или называют его чем-то мнимым, или воображаемым, или недоразумением, или ложно представляемым прохождением чрез Деву, но только не действительно совершившимся рождением Господа. Все это отпрыски коварного корня, которые причиняют смерть душам, повинующимся им. Поэтому вышеупомянутые послания были необходимы для совершенного уничтожения еретического безумия. Ибо и после обстоятельнейшего изложения тех посланий, отцы, составлявшие святой халкидонский собор, снова положили в основание символ никейских отцов и узаконили, что только он один должен быть всюду распространяем и проповедуем для просвещения верных. Поэтому, всемилостивейший и досточтимый император, всякий, кто хвалит халкидонский собор, тот благоговеет и пред ефесским и пред никейским; а кто отвергает первый, тот не согласен с определениями и последних и только притворяется, что он чтит благочестие. Что касается Тимофея, то что более можем о нем мы сказать власти твоего благочестия? Если представленные на него жалобы принять за основание и если все, что там содержится (согласно с их донесе-

229

 


нием) признать справедливым, то, на основании постановлений святых отцов, для него не остается никакого извинения. Итак, вот что́ мы постарались написать вам, по повелению вашего миролюбия. Бог же мудрым правлением вашего благочестия да соединит навсегда членов Церкви, и да будет врачом общих наших недугов, и да хранит управляющую нами с отеческою любовью милостивейшую власть вашу в постоянном спокойствии и тишине.

Василий, милостью Божию епископ митрополии селевкийской, в вашей Исаврии: молю, да сохранится ваше благочестие, благочестивейший, христолюбивейший и победоносный император, целым на многие лета для Церкви Божией и всей вселенной.

Юлий, епископ келендерский, тоже. Нунехий, епископ латмский и календрский, тоже. Стефан, епископ далисандский, тоже. Епифаний, епископ кестрский, тоже. Аммоний, епископ зотапский, тоже. Павел, епископ иерапольский, тоже. Конон, епископ ливиадский, тоже. Акакий, епископ антиохийский, тоже. Севастиан, епископ севастийский, тоже. Евфроний, епископ анеморийский, тоже. Афанасий, епископ филаделфийский, тоже. Гермофил, епископ диокесарийский, тоже. Юлиан, епископ ермопольский, тоже. Феон, епископ еллинозийский. тоже. Павел, епископ ольвский, тоже. Орентий, епископ домитиопольский, тоже.


Страница сгенерирована за 0.57 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.