13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Послание папы Льва к императору Льву
XXI. Послание папы Льва к императору Льву.
Лев епископ Льву августу.
Послание твоей милости, полное силы веры и света истины, я получил с почтением. Я желал бы повиноваться ему даже в отношении того, что ваше благочестие считает мое присутствие необходимым, чтобы мне достигнуть большего плода созерцанием вашего блеска; но надеюсь, что вам больше понравится то, что́ выбрать указал мне рассудок. Ибо, тогда как вы с святым и духовным старанием охраняете мир Церкви во всем мире, и тогда как нет ничего сообразнее для защищения веры, как держаться того, что́ безукоризненно определено во всем по внушению Святого Духа, об нас будут думать, что мы ниспровергаем добрые постановления и в угоду еретическим требованиям подрываем принятые вселенскою Церковью авторитеты, и таким образом не полагаем никакого способа к объединению церквей, но, дав возможность возобновить войну, более расширяем, чем прекращаем распри. Поэтому, после того нечестивого ефесского собора, на котором злоухищрением Диоскора была попрана кафолическая вера и принято лжеучение евтихиево, ничего более полезного нельзя было устроить для утверждения христианской веры, как то, чтобы злоухищрение упомянутого (человека) уничтожил святой халкидонский собор, и такое на нем было бы приложено попечение о небесном учении, что ни в чьем мнении не оставалось бы ничего такого, что несогласно с проповедью пророческою или апостольскою, притом с сохранением той умеренности, чтобы ни одному
205
исправившемуся не было отказано в прощении, а только возмутители и упорные были отвергнуты от единения с Церковью. Что́ вернее, что́ благочестивее могло бы постановить ваше благочестие, как не то, чтобы никто больше не дерзал нападать на постановления, сделанные не человеческими, но божескими определениями, дабы на самом деле не подверглись опасности лишиться такого дара Божия те, которые осмелились бы усомниться в истинности его? Итак, когда вселенская Церковь чрез домостроительство оного краеугольного Камня сделалась камнем, и когда первый из апостолов, блаженнейший Петр, услышал из уст Господа следующие слова: ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь мою(Матф. 16, 18), то кто осмелится нападать на непреодолимую твердыню, кроме антихриста, или диавола, который, оставаясь неизменным в своей злобе, посредством сосудов гнева, пригодных для его лукавства, под ложным именем рачения лживо выдавая себя за отыскивающего истину, желает посеять ложь? Однакож неудержимая ярость и слепое нечестие предначертал себе (дело) по справедливости достойное презрения и отвращения, так что, когда, по внушению диавола, они стали свирепствовать против святой александрийской церкви, то открылось, каковы те (люди), которые желают отвергнуть халкидонский собор; на нем никаким образом не могло случиться, чтобы мы высказали мнение противное святому собору никейскому; это ложно говорят еретики, принимающие вид, будто они содержат веру никейского собора, на котором собиравшиеся против Ария святые и почтенные отцы наши утвердили, что не тело Господа, но божество Сына единосущно Отцу. А на халкидонском соборе против евтихиева нечестия определено, что Господь Иисус Христос воспринял из существа Матери Девы истинное наше тело. Итак, при христолюбивом государе, которого с достойною честью должно поставить в числе проповедников Христовых, я пользуюсь свободою кафолической веры и спокойно убеждаю тебя к соучастию с апостолами и пророками, чтобы ты постоянно презирал и удалял тех, которые лишили себя христианского имени, и не дозволял рассуждать о вере, с святотатственным лицемерием, нечестивым отцеубийцам, которые, как известно, хотят упразднить веру. Ибо, если Господь обогатил твою милость таким просвещением своего таинства, то ты немедленно должен усмотреть, что царская власть сообщена тебе не только для управления миром, но особенно для охранения Церкви, чтобы ты, обуздав незаконные дерзости, и добрые постановления защитил, и истинный мир восстановил там, где было возмущение, именно прогнав похитителей чужого права и преобразовав по древней вере престол александрийской церкви, дабы твоими исправлениями умилостивленный гнев Божий не вменил царственному городу в вину то, что допущено было прежде, но отпустил (ему это). Представь пред очами сердца твоего, досточтимый император, что все священники Господни, сколько их есть во всем свете, на коленах пред тобою просят за ту веру, в которой искупление всего мира, и что ради нее окружают тебя в частности те, которые, будучи последователями апостольской веры, председательствовали в александрийской церкви, — стараясь пред твоим благочестием о том, чтобы ты не допустил еретиков, справедливо осужденных за
206
их зломыслие, употребить свое убеждение, когда ты и нечестие заблуждения усматриваешь, и на дело совершенного ими неистовства обращаешь внимание; они не только не могут быть допущены к достоинству священства, но заслуживают быть лишенными самого имени христианского; потому что (скажу это с милостивого позволения вашего благочестия) они как бы какою заразою помрачают блеск вашей чистоты, когда, будучи святотатственными отцеубийцами, дерзают требовать того, чего нельзя достигнуть даже невинным. Вашему преславному благочестию поданы прошения, с которых списки вы приложили к вашему посланию; но подписи находятся в тех из них, которые принадлежат жалующимся православным, и так как их дело правое, то они смело означают имя каждого и достоинство его чести; а в тех, которые еретический подлог не устрашился представить православному государю, известное имя скрывается под неизвестным, сбивчивым названием «общества», для того, чтобы не обнаружились не только малочисленность лиц, но и их заслуги. Ибо скрывать свое количество считают для себя полезным те, которых и качество предосудительно; и очень естественно, что те, которые заслуживают осуждения, страшатся высказать, из какого они места. Поэтому они выставляют себя под одним обозначением — православных. Там оплакивается ниспровержение священников Господних, всего христианского народа и монастырей; здесь оказывается продолжение бесчеловечных злодеяний, так что дозволено распространяться тому, о чем не позволительно и слышать. Ужели не очевидно, которой стороне ваше благочестие должно оказать помощь и которой воспротивиться, чтобы александрийская церковь, бывшая всегда домом молитвы, не сделалась ныне притоном разбойников? Ибо явно, что вследствие жестокого и бесчеловечного безумия совершенно угас там свет небесных таинств. Прекратилось жертвоприношение, не существует более освящения чрез помазание, и все таинства скрылись от отцеубийственных рук нечестивцев. И никоим образом нельзя недоумевать, что должно определять относительно тех, которые, — после беззаконных святотатств, после того, как пролили кровь примернейшего священника и на поношение воздуха и неба рассеяли пепел от сожженного тела его, — дерзают искать себе права на похищенное достоинство и вызывать на соборы неповрежденную веру апостольского учения. Итак великое для вас дело — присоединить к вашей диадеме еще из десницы Господа венец веры и восторжествовать над врагами Церкви. Ибо, если похвально для вас сокрушать оружие враждебных народов, то какая будет слава освободить от безумнейшего тирана александрийскую церковь, в попрании которой заключается обида всех христиан? А чтобы мои письма представляли твоему благочестию разговор как бы присутствующего (лица), я заблагорассудил все то, что намерен был сообщить относительно нашей общей веры, поместить в последующих писаниях, и чтобы страницы настоящего послания не растянуть слишком длинно, я изложил в другом послании то, что способствует подтверждению кафолической веры. Хотя и того, что прежде было сказано от апостольского престола, было бы достаточно; однакож ковы еретиков может раскрыть еще и то, что прибавлено. Воспламенить священническую и апостольскую душу твоего
207
благочестия к справедливому отмщению должно еще и то зло, что заразившиеся помрачают чистоту константинопольской церкви, в которой находятся некоторые клирики, согласные с мнениями еретиков и в самом недре православных помогающие еретикам своими подтверждениями. Если брат мой Анатолий оказывается недеятельным в ниспровержении их, так как он слишком благосклонно щадит их, то благоволите, ради вашей веры, доставить Церкви еще то врачевство, чтобы таковые были изгнаны не только из клира, но и из города, дабы святой Божий народ не осквернялся более заразою зломыслящих людей. А почитателей твоего благочестия, епископа Юлиана и пресвитера Аетия, я рекомендую и прошу, чтобы вы удостоили благосклонно выслушать их объяснения в защиту кафолической веры; потому что они действительно таковы, что во всем могут оказаться полезными для вашей веры. — Дано в календы декабря, в консульство знатнейших мужей Константина и Руфа 1).
_______________
1) В 457 году.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.