13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Маркиан, император
Маркиан, имп. Список с высочайшей грамоты, к архимандритам и прочим монахам, обитающим в Элии и около нее
VI. Список с высочайшей грамоты, посланной священнейшим и благочестивейшим государем нашим Маркианом, постоянным августом, к архимандритам и прочим монахам, обитающим в Элии и около нее.
Наше величество, прочитав прошения, которые вы прислали к благочестивейшей и священнейшей государыне супруге нашего смирения, самым делом убедилось, что вы не моление о помиловании прислали, а под видом просьбы обнаружили ваше нечестивое намерение, противное и божеским законам и римскому государству. Тогда как (вам) надлежало соблюдать спокойствие, подчиняться священникам и заимствоваться от них учением, вы, по чрезмерной самоуверенности, вздумали присвоить себе звание учителей, не желая учиться от правоучащих, и неразумно убедивши самих себя, что все должны относительно знания веры следовать более вам, нежели книгам святых апостолов и пророков и постановлениям блаженной памяти отцов. Как будто будете виновны меньше прежнего, если затемните ваши преступления ложными показаниями, — вы не показали в просьбах ничего
174
истинного, утверждая, что вы или монастыри не были виновниками ни поджогов, ни убийств, ни других неуместных поступков, а что упомянутые злодеяния были делом жителей города и некоторых чужестранцев. Но никакое из преступлений не скрылось от нашего благочестия; потому что известия о событиях и донесения о каждом из них показали, как город Элия взят был, будто неприятелями, вами, которые должны обитать в монастырях и пребывать только в подобных местах; или — как нечестиво совершено было убийство почтенной памяти диакона, и как его тело, после смерти, лишенное обыкновенного погребения, влачимое, бесчувственно было поругано; как дома были зажигаемы, ворота города запирались, будто в независимом государстве, стены города оберегались, и, когда насильственно отворена была темница, доставлено было учинившим злодеяния прощение преступлений и случай к опасному побегу. Когда зло более и более усиливаюсь, вы показали, что предшествующие события очень незначительны в сравнении с последующими, так как вознамерились чрез посланного (злодея) убить святейшего епископа Иувеналия и других почтенных иереев. Когда же посланный обманулся в надежде, то он совершил (преступление), не имеющее отношения к его собственному и пославших его безумию, поразив мечем священной памяти епископа Севериана и не пощадив бывших с ним. Каким образом совершены эти и гнуснейшие этих преступления, и кто были действующие (лица), стало известно из того, что́ было заявлено в различных судах и доведено до нашего высочайшего слуха, и что́ в точности обнаруживает ваш образ мыслей, по которому вы с готовностью решались на весьма многие преступления, не потому, чтобы хотели защищать или охранять божественную веру, по потому, что старались доставить себе, к пагубе городов, предстоятельские и священнические должности, которых вы показали себя совершенно чуждыми. Наше благочестие удивляется, ради чего вы анафематствуете Евтихия, — хорошо поступая в этом случае, — а Феодосию, во всем дерзкому, вы отдаете самих себя, тогда как он мыслит согласно с Евтихием, который, поревновав безумию Валентина и Аполлинария против православной веры, привел в смятение святейшие церкви и сделался виновником разорения и жестокой гибели для городов, а для вас стал вождем в столь непозволительных и беззаконных делах. Вы получите достойные наказания от Господа всех и Спасителя Христа за нечестие и за все преступления, которым вы дали начало; потому что сила Божия не попустит пройти без наказания беззаконным преступлениям против святой веры, святых церквей и преподобных мужей, бедственно погибших. Наше смирение ничего подобного не повелело делать против монахов, а только овладеть городом Элиею, чтобы на будущее время охранять его для спокойствия жителей. Ваша дерзость, действуя противно монашеским заповедям, начала войну против общего благосостояния, и, собрав толпу разбойников и привыкших к другим беззакониям, и подняв оружие на живущих по закону, стала виною убийств, грабежей и других бедствий для жителей страны, так что наше величество было приведено в гнев этими преступлениями, но по врожденному милосердию повелело освободить от наказания виновников убийств и пожаров; хотя и надлежало усилиться гневу
175
против вас, оставлявших монастыри, в которых постоянно пребывать повелевают вам (ваши) обеты, и дерзнувших на то, что́ достойно крайнего наказания: потому что вы беретесь учить, вместо того, чтобы учиться, не зная божественных слов, ясно научающих, что ученик не выше учителя, слуга не выше господина своего(Матф.10, 24). Каким учениям — Спасителя наших душ, или — святейших апостолов и отцов последовали вы? Ибо, следуя своему нечестию, вы не осмелитесь утверждать, что на убийства или другие преступления, которые вы совершили, существуют наставления святых. Но так как вы, слыша о двух естествах, объявили, что ваши души изумлены, как будто слух ваш поразили какие-нибудь новые слова: то знайте, что вам не приходится вдаваться в исследование этого, потому что вы не можете понять тонкость этого (предмета). А мы, принимая учения отцов, признаем естество за истину: то есть, мы думаем и говорим, что Господь наш и Спаситель Иисус Христос есть истинно Бог и истинно человек, как и святейший апостол Павел, признавая естество за истину, в послании к Галатам учит, ясно говоря: но тогда убо не ведуще Бога, служисте не по естеству сущим богом(Гал.4, 8); этим он ясно показывает, что естество есть истина; а если в символе веры, изложенном 318-ю святых отцов, не говорится о естествах, то потому, что (тогда) не было возбуждено никакого исследования об этом; и ныне никакой новости относительно веры не было вымышлено, но утверждены постановления святых отцов, прославившихся в православии. Говоря, что не должно рассуждать о естествах, вы, очевидно, делаете то же самое, потому что в посланных вами прошениях определенно упоминаете о естествах и говорите: «как дева рождает и пребывает опять девою? и как рождает по естеству Того, Кто выше естества»? и потом далее: «Слово сделалось плотью: как сделалось? как может Оно разделяться? Оно сделалось, не превратившись по естеству и не изменившись по божеству». Итак, видите, как постоянно упоминаете об естестве вы, которые ради самого имени естества смущаетесь и везде находите себе случаи клеветать на то, что истинно утверждено святым собором относительно веры; вы погрешаете и в том, что ложно утверждаете, будто догматически определено признавать двух сынов и двух Христов, — чего вовсе нет; потому что мы, отвергая это, анафематствуем тех, которые это говорят, или написали, или сказали, или дерзнут говорить. Наше величество и в прежнее время следовало символу 318-ти святых отцов, и на будущее время согласно (с ним), веруя, что Господь наш и Спаситель Иисус Христос родился от Духа Святого и Девы Марии. Православную веру, какою приняли мы, такою и стараемся навсегда сохранять, как и святой собор, недавно собиравшийся в Халкидоне, научает, веруя, утверждая символ и мудрствуя согласно с теми святыми отцами и с ефесским собором, на котором председательствовали почтенной памяти Целестин и Кирилл, осудившие заблуждение Нестория. И наша милость повелела не делать никому ни малейшего принуждения к тому, чтобы подписывался или соглашался, если он того не желает; потому что мы никого не хотим увлекать на путь истины угрозами или насилием. Вы же напротив, кроме того, что дерзнули уже сделать с помощью меча
176
и других жестокостей, а также оскорблений и позора честных и благородных женщин, не поколебались сделать многим принуждение, чтобы они согласились с вашими превратными учениями, и анафематствовали бы восклицаниями и подписями этот святейший собор, и святейшего патриарха апостольского престола великого Рима Льва, и других святых отцов. За эти преступления вы неминуемо отдадите отчет Владыке всех Богу, к оскорблению которого, если можно сказать, вы дерзнули совершить это, сделавшись справедливо достойными поругания и осмеяния у нечистых еллинов и еретиков, для которых вы послужили постыдным примером. Так как вы обвинили самарийцев, будто они дерзали делать жестокости и беззакония против святейших церквей и совершали убийства и некоторые другие преступления: то знайте, что мы повелели, по производстве тщательного исследования знаменитым военачальником Дорофеем, возвратить похищенное святейшим церквам и тем, которые потеряли, а найденных виновников этого подвергнуть законному наказанию, так как наказание за это нимало не касается вас, которые, зная, как верует наше величество, и побуждаемые нашим благочестием, не должны отделяться от святой и православной веры, а пребывать в монастырях, и упражняться в молитвах к Вышнему, делая всегда согласное с обетами, не предпринимая совершенно никакого возмущения, не соглашаясь безрассудно с тем, что́ говорят дурные учители к погибели душ, и не отделяясь, ради их нечестивых собраний, от православной веры и церквей Божиих. Никак не дерзайте составлять тайные сходбища, зная древние законоположения священной памяти императоров, бывших в прежние времена, которые, утвердив святое и кафолическое исповедание, повелели подвергать величайшим наказаниям дерзающих составлять тайные сходбища. Уверенные, что вы раскаетесь в прежнем, мы не отвергли человеколюбия, когда святейший епископ Иувеналий употребил многие прошения, которыми он умолял нас начертать эту высочайшую грамоту к вам. А узнавши из прошений, что ваши молитвенные дома 1) подвергаются беспорядкам от воинов, которым приказано охранять город Элию, и от множества лошадей и людей, и негодуя на это, мы повелели знаменитому военачальнику Дорофею избавить вас от этого беспокойства, хотя мы и прежде этого не дозволяли обижать монастыри, или стеснять ваши гостиницы.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.