Поиск авторов по алфавиту

Речь святого (вселенского халкидонского) собора к благочестивейшему и христолюбивому императору Маркиану

ОТДЕЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ,
в котором содержатся некоторые (акты), относящиеся
к собору, и другие, состоявшиеся после него.

I. Речь святого (вселенского халкидонского) собора к благочестивейшему и христолюбивому императору Маркиану.

О том, что нынешний святейший архиепископ Лев, не нововводдя что-нибудь противное вере никейской, написал послание к святой памяти епископу царствующего (города) Константинополя Флавиану, но последуя святым отцам, которые и после великого никейского собора подобным образом обличали возникавшие по временам ереси.

Достойно вашего царства было и то, что попечение о подданных начало оно с (дел) угодных Богу, и прежде всего, ради благочестия, собрало воинство против диавола. Поэтому Бог назначил вам 1) неуязвимого от заблуждений поборника и приготовил к победе римского предстоятеля, препоясавши его отовсюду учениями истины, дабы он, ратуя подобно пламенному ревностью Петру, привлек ко Христу всякий ум. Но чтобы кто-нибудь, избегая согласия с его верою и стараясь скрыть улику собственного заблуждения, не обвинил составленное им послание, как нечто странное и недозволенное канонами, говоря, что непозволительно быть какому-либо изложению веры, кроме (изложения) никейских отцов, (скажем следующее). Хотя закон Церкви повелевает быть, вообще, одному учению трех сот восемнадцати, которое, как общее уложение святых, мы и передаем посвящаемым для утверждения их в сыноположении; однако против противящихся истине предоставлены нам различные способы святых, приноровленные благочестивыми (мужами) к тому, что́ ложно вводится ими. Своим, для их пользы, достаточно бесхитростного познания веры, приводящего благомыслящих к исповеданию догматов благочестия; а усиливающимся извратить правильное учение должно противостоять, против каждого их порождения (ратовать) и противопоставлять их ухищрениям соответственные (опровержения). Если бы все довольствовались уложением веры и стезю благочестия не подновляли, то не нужно было бы (сынам) Церкви ничего придумывать к символу для уяснения. А так как многие с прямой дороги

_______________

1) По другим: нам.

160

 


совращаются на распутья заблуждения, ошибочно измышляя себе какую-то новую дорогу: то и нам необходимо обратить их к изобретениям истины, и их помышлениям противопоставить обличения, впрочем никогда не прибавляя к благочестию чего-нибудь нового, как будто недостающего в вере, но придумывая соответственное их новизнам. И чтобы вашему величеству было ясно то, что говорится, мы начнем с самых слов (символа) веры, и присовокупив мысли отцов, какие каждый имеет об этом. Вера изрекла:

«Верую во единого Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия, единосущного Отцу». Этого изречения, изображающего одно естество по божеству Сына с Отцем, достаточно для старающихся благомыслить в исповедании; так что уму оно не представляет Сына одной сущности, а Отца другой, и не согласно с ариевыми злоухищрениями против благочестия. Но так как Фотин и Маркелл высказали новую хулу на Сына, не отвергая в своих клеветах вовсе Его существования, но утверждая, что один и тот же Отец называется и Сыном и Духом, и полагая различие между ними только в выражениях речи: то отцы против них ввели догмат о трех ипостасях, образовав для них это изобретение не вне Писания и не отступивши от смысла веры, как бы недостаточного, но уясняя ее богодухновенными словами, и хорошо ратуя за дело (исповедания) «Единосущного», и показывая, что вера изъяснила нам одно существо двух Лиц и не отвергла самого существования Сына. Далее (вера) изрекла: «и в Духа Святого», передавая достаточную для благочестивых мысль о божестве Духа. Так, повелевши веровать и в Духа Святого, так же как в Отца и Сына, очевидно, она постановила иметь надежду на Него, как на Бога, внушая держащим (веру), что в Троице одно естество. Но так как тогда вера изложила простое учение о Духе, потому что еще никто не спорил об Нем: то отродья ариевы, сберегавшие в самих себе заразу, пораженные обличениями относительно Сына, перенесли хулу на Духа, думая, что клевета их неопровержима, и дерзко приписали Ему низкое значение — твари. Поэтому бывшие после того поборники истины разбили их клевету опровержениями, показывая согласно со смыслом веры, что Он Господь и Бог, имеет исхождение от Отца. Таким образом дерзкие против Божества, под личиною благочестия, противного вере, подрывавшие веру, были побеждены защитниками Троичности. А так как те предположили и хорошо изложенное в вере о домостроительстве извратить другими своими ухищрениями: то опять благодать и против их нападения показала нам вождей, которые изъясняют, как совершенны, божественны и достойны человеколюбия Бога Слова мысли символа о вочеловечении. Так (вера) изрекла: «сшедшего и воплотившегося, и вочеловечившегося»: словом «сшедшего» описывая добровольное нисхождение власти,— «воплотившегося» указывая на истинное воспринятие нашей плоти и представляя доказательство рождения от Девы по единению,— «вочеловечившегося» изображая в Нем полноту нашей природы — разумной души и тела. Но не знаю, как лукавый выдумал тут разнообразную пагубу людям, желая, как враг, разрушить главнейшее дело Божия провидения о нас. Одних он убедил отвергнуть

161

 


рождение от Девы в принятом (смысле), то есть, как бы для чести и сбережения славы Спасителя, скравши относящееся к рождению слово «Богородица»; а других дерзко вооружил на нечестие против самого божества Единородного, убедивши разглашать (такие) выражения, что оно изменяемо и подвержено страданиям. Он раздает достойным слугам зла отдельные хулы: так что одни уничтожили признаки принятого образа, а другие стали исповедывать соединение только с телом: одни отвергали врачевание души, а другие говорили, что она без ума присутствует в теле; одни раздробили тайну соединения и говорили, что являющееся (нам) просто, как в каком-нибудь пророке, другие отвергали различие естеств и не оставили никаких свойств божества и человечества Спасителя, а смешали решительно все действия домостроительства. Но враг естества не укрылся от неусыпного Ока: Оно тотчас выставило, как светила для заблудших, отцов, которые всем развивают смысл веры и усердно проповедуют о благодеяниях вочеловечения; (именно): как свыше совершена тайна домостроительства из утробы? Как дева называется и Богородицею — ради даровавшего ей девство и после рождения и боголепно запечатлевшего утробу, и поистине Матерью — ради сообщенной ею из себя плоти Владыке всех? Как произошел Господь из корня Иессеева? Как воспринял Господь семя Авраамово? Как Он оказал в Себе начало нашего естества? Как Единородный явился совершенным Богом и человеком? Как в Нем засвидетельствовано различие естеств? Как доказывается единичность Лица? Как Иисус Христос один и тот же вчера, сегодня и во веки? Как Он — недавний и вечный; как — небесный и земной; как — видимый и невидимый: как — единосущен Отцу по божеству и единосущен Матери по человечеству? Как доказывается, что Он бесстрастен, как Бог, и подвержен страданиям, как человек? Этими изречениями отцы победили лукавого; это защищение символа (веры) они сделали против покушавшихся клеветать, не иное уложение веры вводя нам для исповедания, но восстановляя то, что враги злонамеренно переделывали, и противодействуя тем, которые по временам покушались подрывать. Так Василий великий, служитель благодати, напр. в (одном) послании, разъяснил различие ипостасей и передал точное учение о Святом Духе, испросив согласие сопастырей чрез подписи. Так Дамас, по справедливости краса Рима, в письмах к Павлину, разобрал домостроительство, убеждая желающих участвовать в общении с ним согласиться с тем, что́ хорошо определено. Так после того собиравшиеся отовсюду в разное время по поводу новизн еретических единодушно произносили общее постановление о вере; и что́ они братски между собою утверждали, о том открыто сообщали отсутствующим. Подвизавшиеся в Сардике против останков Ария отсылали (свое) суждение восточным; а открывшие здесь заразу Аполлинария дали знать о (своем) постановлении западным. Решением первых заправлял Осия, а у последних имел начальство Нектарий с Григорием. Так в Ефесе определение о Богородице было утверждено письменно; утвердившие исповедание естеств в одном Лице рукою и языком скрепили подписью доказательства о божестве и человечестве Господа. Если же кто предлагает в

162

 


настоящее время остановить свободу желающих защищать веру, то пусть это распоряжение он узаконит особенно для еретиков, чтобы они оставили неправду, а не пастыри — защищение. Ибо всякий закон запрещает дурным (людям) преступление, а судей не лишает власти. С другой стороны, пусть узнают, что и ныне позволительно нам, при возникшем недоумении, соображать свое исповедание с толкованиями отцов и доказывать, что мы не заявляем мышления несогласного с их мыслями, но приводим этих свидетелей для подтверждения нашей веры. Так мы гордимся посланиями Афанасия к Епиктету. Так послание Григория к Кледонию мы выставляем, как свое собственное. И зачем нужно много говорить? Если предосудительно уяснять чрез послания мнения Церкви на каждый вопрос, то пусть обвинит кто-нибудь прежде всего самого блаженного Кирилла, который в своих посланиях к восточным изложил свои мысли. Равно как пусть кто-нибудь подвергнет тому же обвинению и великого Прокла, который в доказательство единомыслия послал восточным книгу против армян. Участником вины будет и мудрый Иоанн (епископ) антиохийский, который, опровергая злословия еретиков и показывая правильное апостольское учение, отослал исповедание востока, как бы из одних уст, к святейшему Проклу и к управлявшему скипетром вселенной. Итак, пусть не представляют нам послание дивного римского предстоятеля, как обвинение в нововведении, но пусть обличат, если оно не согласно с (божественными) писаниями, если оно не единомысленно с прежними отцами, если не служит к обвинению нечестивых, если не представляет защищения никейской веры, если но опровергает баснословия покушавшихся вводить новизны, если не ратует против нелепицы суемудрых. Ибо, если кто перетолковывает мысли отцов, тот подлежит обвинениям в предательстве, а не тот, кто (сам) обличает в предательстве. Кто, по собственному произволу, тщеславно берется за изложение веры своими словами, когда никто не вооружается, тот справедливо обвиняется, как хвастун. А кто ратует против приучившихся худо мыслить, тот приспособляет язык к мышлению врагов, стараясь худо высказываемое ими разрешить доводами истины. Но вы, христолюбивые и достойные свыше дарованного вам царства, воздайте Благодетелю верою и докажите благодарность за честь попечением об исповедании, стремления злых обуздывая, а всех (подвижников) благочестивого исповедания вознаграждая согласием, подтвердив при собранном вами соборе учение кафедры Петровой, как бы печать благочестивых догматов. Ваше благочестие должно быть уверено, что боголюбивый предстоятель римский ничего не изменил из древле возвещенной святыми отцами веры. И чтобы не оставалось никакого повода для силящихся из зависти клеветать на апостольского мужа, мы, для точного ознакомления вашего владычества, прилагаем из многих немногие свидетельства святых отцов, согласные с (его) посланием.

163

 

 

О том, что святые отцы исповедовали во Христе два естества, и единосущного Отцу Бога Слово единосущным нам по плоти от Марии

Святого Василия из сочинения против Евномия 1).

Утверждаю, что и выражение: быть в образе Божии (Фил.2, 6) равносильно выражению: быть в сущности Божией. Ибо как слова: принял зрак раба (ст. 7) означают, что Господь наш родился в сущности естества человеческого: так, конечно, и слова: быть в образе Божии показывают свойство Божией сущности.

Блаженного Амвросия из послания к императору Грациану 2).

Сохраним различие божества и плоти. Один в обоих выражается Сын Божий, так как в Нем есть и то и другое естество.

Блаженного Григория Богослова из послания к Кледонию 3).

Хотя два естества — Бог и человек, как в человеке душа и тело, но не два Сына, не два Бога.

Его же из второго слова о Сыне 4).

И сие-то самое, то есть сочетание имен, и притом имен, из которых одни другими заменяются по причине соединения естеств, вводит в заблуждение еретиков. А доказательством такого заменения служит то, что, когда естества различаются в понятиях, тогда разделяются и имена.

Блаженного Афанасия из сочинения против ересей 5).

И как мы не освободились бы от греха, если бы плоть, которую восприняло Слово, не была человеческою по естеству, потому что у нас не было бы ничего общего с чуждым: так и человек не обожился бы, если бы Слово, ставшее плотью, не было по естеству от Отца, и истинным и Его собственным. Ибо для того и произошло такое сочетание, чтобы с тем, кто по естеству Бог, соединился человек по естеству.

Амфилохия, епископа иконийского, из (толкования на евангелие) от Иоанна.

Различай же естества как Бога, так и человека. Ибо не по отпадению от Бога Он сделался человеком и не по удалению от человека Богом. Называя (Его) Богом и человеком, страдания относи к плоти, а чудеса относи к Богу.

_______________

1) Против Евномия кн. 1. (Творен. св. отц. в русск. перев. Москва. 1846, том. 7, стр. 45).

2) О вере, кн. 1, 4.

3) Послан. 1. (Творен. св. отц. в русск. перев. том. 4, стр. 197).

4) О Сыне сл. 2. (Творен. св. отц. в русск. пер. том. 3, стр. 86).

5) Слово 3 против ариан.

164

 

 

Антиоха, епископа птолемаидского.

Не сливай естеств, и не будь в оцепенении по отношению к домостроительству.

Блаженного Флавиана, епископа антиохийского, на богоявления.

Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его (Псал.105, 2)? Кто изобразит словом величие благодеяния к нам? Человеческое естество соединяется с божеским, и однако то и другое естества пребывают сами по себе.

Блаженного Иоанна Златоустого из (толкования на евангелие) от Иоанна 1).

Что же присовокупляет (евангелист)? И вселися в ны), — как бы говоря: ничего несообразного не подозревай в слове: бысть. Ибо я говорю не об изменении сего неизменяемого существа, а о вселении и обитании Его (среди нас). Обитающее не одно и то же с обиталищем, а есть нечто другое; одно вселяется в другом; иначе не было бы и вселения: потому что ничто не вселяется в самом себе: другое я говорю в отношении к существу. Ибо чрез соединение и общение Бог Слово и плоть суть одно, не в том смысле, что произошло какое-либо смешение или уничтожение (различия) естеств, а в том смысле, что образовалось некоторое неизреченное и невыразимое их единение.

Блаженного Аттика (епископа константинопольского) из послания к Евтихию.

Итак, что надлежало Премудрому сделать? При посредстве воспринятой плоти и чрез соединение Бога Слова с человеком от Марии, происходит и то и другое; так что, соединивши в Себе оба (естества), Он остался в собственном достоинстве бесстрастного божества, а приобщившись смерти плотью, Он, с одной стороны, чрез сродное с плотью естество показал презрение к смерти, а с другой — чрез кончину упрочил права нового завета.

Блаженного Прокла из беседы на слова: «Отроча родися нам, Сын и дадеся нам» (Иса. 9, 6).

И естества разделяй в уме, и богословствуй о таинственном соединении.

Блаженного Кирилла из послания к Несторию 2).

Говорим, что естества, истинно соединенные между собою, хотя различны, но в (соединении) обоих (сих естеств есть) один Христос и Сын, не так, что в сем соединении уничтожилось различие естеств.

_______________

1) Бесед. 11. (Иоан. Злат. беседы на св. Иоанна. Спб. 1854, част. 1, стр. 136).

2) См. Деян. всел. соборов, том. I, стр. 330.

165

 

 

Его же из послания к Иоанну (епископу антиохийскому)1).

Один Господь Иисус Христос, хотя мы и не незнаем различия естеств, которые вошли в это неизъяснимое соединение.

Его же из послания к Несторию.

Итак, размышляя о способе вочеловечения, как я сказал, мы видим, что два естества сошлись между собою в неразрывное соединение неслитно и непреложно. Ибо плоть есть плоть, а не божество, хотя и сделалалась плотью Бога; точно также и Слово есть Бог, а не плоть, хотя Оно домостроительно и сделало плоть своею.

Его же из послания к блаженному Иоанну, патриарху антиохийскому 2).

Ибо (в Нем) совершилось соединение двух естеств. Почему мы и исповедуем одного Христа, одного Сына, одного Господа. На основании такого неслитного соединения мы исповедуем пресвятую Деву Богородицею, потому что Бог Слово воплотился и вочеловечился и в самом зачатии соединил с Собою храм, от нее воспринятый.

Святого Иоанна, архиепископа константинопольского, из толкования на евангелие от Матфея 3).

Представь, что кто-нибудь, став посредине двоих человек, стоящих поодаль друг от друга, протянул к ним руки — одну к одному, а другую к другому, и, взяв их, соединил: так сделал и Сын Божий, соединяя ветхий завет с новым, Божественное естество с человеческим, свое с нашим.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.