13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Деяние XV–е: Церковные определения, составленные святым и вселенским собором, собравшимся в Халкидоне (30 правил)
ДЕЯНИЕ ПЯТНАДЦАТОЕ СВЯТОГО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА
Церковные определения, составленные святым и вселенским собором,
собравшимся в Халкидоне.
Правило 1.
Мы признали справедливым соблюдать правила, изложенные святыми отцами на каждом соборе доныне.
2.
Если какой епископ совершит рукоположение за деньги и непродаваемую благодать обратит в продажу, и за деньги рукоположит епископа, или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или кого-либо другого из числящихся в клире, или определит за деньги эконома, или экдика, или просмонария 2), или вообще кого-либо на церковную должность ради прибытка своего: то покусившийся на это, быв обличен, да будет в опасности за свою собственную степень, и поставленный им отнюдь да не пользуется купленным рукоположением, или производством, но да будет чужд достоинства, или должности, которую получил за деньги. Если же кто явится и посредником в столь гнусном и незаконном лихоимстве, то и этот, если он клирик, да будет низвержен из своей степени, если же мирянин, или монашествующий, да будет анафематствован.
3.
Дошло до святого собора, что некоторые из принадлежащих к клиру, ради собственной гнусной прибыли, берут на откуп чужие имения, и устраивают мирские дела, пренебрегают служением Божиим, а скитаются по домам мирских (людей) и, из сребролюбия, принимают поручения по имениям. Посему святой собор определил, чтобы впредь никто, ни епископ, ни клирик, ни монашествующий, не брал на откуп имений, и не вступал в распоряжение мирскими делами, разве только по законам будет призван
_______________
1) На полях: Ρωμαϊςὶ, ἀνέγνων, ἀνεγνωνμεν, ἀνέγνω: Latine, legi, legimus, legit.
2) Иначе: парамонария.
137
к безотговорочному попечительству над малолетними, или епископ города поручит заботиться о церковных делах, или о сиротах и вдовах беспомощных, и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия. Если же кто впредь дерзнет преступить это определение, такой да будет подвергнут церковным наказаниям.
4.
Истинно и искренно проходящие монашескую жизнь да удостаиваются приличной чести. Но поелику некоторые, пользуясь монашескою одеждою, расстраивают церкви и гражданские дела, безрассудно ходя по городам, и даже стараются составлять сами для себя монастыри: то рассуждено, чтобы никто нигде не созидал и не составлял монастыря, или молитвенного дома, без позволения епископа города: а монашествующие в каждом городе и стране да подчиняются епископу, да соблюдают безмолвие, да упражняются только в посте и молитве, оставаясь на тех местах, в которых удалились (от мира); да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела, и да не принимают в них участия, оставляя свои монастыри, разве только когда позволено будет епископом города, по необходимой надобности. Да не принимается в монастырях никакой раб в монашество, без воли господина его. Приступающему же это определение наше мы определили быть отлученным от общения (церковного), да не хулится имя Божие. Впрочем, епископу города надлежит иметь должное попечение о монастырях.
5.
Об епископах, или клириках, переходящих из города в город, рассуждено, чтобы правила, (положенные) святыми отцами касательно этого, имели свою силу.
6.
Решительно никого, ни в пресвитера, ни в диакона, ни даже в какуюлибо степень в церковном чине, не рукополагать иначе, как с назначением рукополагаемого именно к церкви городской, или сельской, или мученическому храму, или к монастырю. О рукополагаемых же без назначения святой собор определил: поставление их почитать недействительным и чтобы они нигде не могли служить, к посрамлению рукоположившего (их).
7.
Однажды причисленным к клиру, и монахам, определили мы не вступать ни в военную службу, ни в мирской чин; иначе дерзающих на это и не возвращающихся с раскаянием к тому, что́ прежде избрали для Бога, анафематствовать.
8.
Клирики при богадельнях, монастырях (и храмах мученических) да пребывают, по преданию святых отцов, под властью епископов каждого города, и да не исторгаются. по дерзости, из-под управления своего епископа. А дерзающие нарушать это постановление, каким бы то ни было
138
образом, и не подчиняющиеся своему епископу, если будут клирики, да подлежат наказаниям по правилам, если же монашествующие, или миряне, да будут отлучены от общения (церковного).
9.
Если какой клирик имеет с клириком судебное дело, да не оставляет своего епископа и да не перебегает к светским судилищам. Но сперва да производит дело у своего епископа, или, с позволения того же епископа, да составится суд теми, кого пожелают обе стороны. А кто поступит вопреки этому, да подлежит наказаниям по правилам. Если же клирик имеет судебное дело с своим, или другим епископом, да судится в областном соборе. Если же на митрополита этой самой области епископ или клирик имеет неудовольствие, да обращается или к экзарху округа, или к престолу царствующего (города) Константинополя, и пред ним да судится.
10.
Не дозволять клирику в одно и то же время числится в церквах двух городов, и в той, к которой он вначале рукоположен, и в той, к которой перешел, как большей, из желания суетной славы. Делающих же это возвращать к собственной их церкви, к которой сначала рукоположены, и там только им служить. Если же кто переведен уже из одной церкви в другую, тому не принимать никакого участия в делах прежней церкви, или зависящих от нее мученических храмов, или богаделен, или странноприимных домов; а дерзающих, после определения сего великого и вселенского собора, делать что-либо, ныне воспрещаемое, святой собор определил низлагать с их степени.
11.
Всем бедным и требующим вспоможения мы определили, по удостоверении (в их бедности), ходить только с мирными церковными письмами, а не с представительными грамотами. Ибо представительные грамоты надлежит давать только лицам, находящимся под сомнением.
12.
Дошло до нас, что некоторые, вопреки церковным постановлениям, прибегнув к властям, посредством прагматических грамот одну область разделили на две, так что от этого в (одной и) той же области бывает два митрополита. Посему святой собор определил, чтобы епископ впредь не дерзал (делать) ничего такого; ибо покусившийся на это низвержен будет с своей степени. А те города, которые по царским грамотам почтены уже названием митрополии, да пользуются одною честью, (равно как) и епископ, управляющий церковью ее, с сохранением собственных прав истинной митрополии.
139
13.
Чужим клирикам и незнаемым 1) в другом городе, без представительных грамот собственного их епископа, отнюдь нигде не служить.
14.
Поелику в некоторых епархиях позволено чтецам и певцам вступать в брак: то святой собор определил, чтобы никому из них не было позволено брать (себе) жену иноверную; чтобы родившие уже детей от таких браков, если они успели уже окрестить родившихся от них у еретиков, приводили их к общению с кафолическою Церковью, а не крестившие не могли крестить их у еретиков, ни соединять браком с еретиком, или иудеем, или язычником, разве только когда лицо, сочетающееся с православным, обещает перейти в православную веру. Если же кто преступит сие определение святого собора, да подлежит (епитимии) по правилам.
15.
В диакониссы поставлять жену не прежде сорока лет (возраста) и притом по тщательном испытании. Если же она, приняв рукоположение и пробыв некоторое время в служении, вступит в брак: такая, (как) оскорбившая благодать Божию, да будет анафематствована вместе с тем, кто соединился с нею.
16.
Деве, посвятившей себя Господу Богу, равно и монашествующему, не позволять вступать в брак. Если же найдутся делающие это, да будут лишены общения (церковного). Впрочем мы определили, местному епископу иметь полномочие (в оказании) таким человеколюбия.
17.
В каждой епархии сельским, или пригородным приходам, неизменно пребывать под властью заведывающих ими епископов, и особенно, если они в продолжение 30-ти лет бесспорно имели их в своем ведении и управлении. Если же не далее 30-ти лет был, или будет о них какой спор, то позволить почитающим себя обиженными начать о том дело пред областным собором. Если же кто будет обижен своим митрополитом, пусть судится пред экзархом округа, или пред константинопольским престолом, как сказано выше. Если же царскою властью вновь устроен, или впредь будет устроен какой-либо город, то распределение церковных приходов да последует гражданскому и земскому порядку.
_______________
1) В подлиннике греческом стоит: ἀναγνώζας — чтецам, а в латинском — ignotos — незнаемым. Между тем в двух кодексах (ватиканском и Сфорцы) стоит: ἀγνώςως — незнаемым, как синоним к слову ξένως — чужим. Вальсамон, Зонара и Аристин читали также ἀγνώςως. Но в древних латинских переводах: Приска, Дионисия малого и Исидора переведено — lectores — чтецам, значит в их манускриптах было — ἀναγνώζας. В русск. изд. “книги правил» переведено: незнаемым. Ред.
140
18.
Соумышление или составление скопища, как преступление, совершенно воспрещено и внешними законами; тем более должно запрещать, чтобы этого не было в Церкви Божией. Поэтому, если некоторые клирики, или монашествующие окажутся обязывающими друг друга клятвою, или составляющими скопище, или строящими ковы епископам, либо (своим) сопричетникам, да будут совсем низвержены с своей степени.
19.
Дошло до слуха нашего, что в областях не бывает положенных по правилам соборов епископов и от этого много страдают церковные дела, требующие исправления. Поэтому, согласно с правилами святых отцов, святой собор определил, чтобы в каждой области епископы дважды в году собирались вместе, где заблагорассудит епископ митрополии, и исправляли все, что представится нужным. А епископам, которые не придут на собор, (хотя) живут в своих городах, и притом пребывают в здравии и свободны от всякого неотложного и необходимого занятия, сделать братское внушение.
20.
Клирикам, служащим в церкви, не позволять, как мы уже постановили, определяться к церкви другого города, но они должны быть довольными тою, в которой сначала удостоены служения, за исключением тех только, которые, лишась своего отечества, по необходимости перешли в другую церковь. Если же какой епископ, после сего определения, примет клирика, принадлежащего другому епископу: то рассуждено (нами), чтобы и принятый и принявший были вне общения (церковного) до тех пор, пока перешедший клирик не возвратится в свою церковь.
21.
От клириков, или мирян, доносящих на епископов, или на клириков, не принимать (доносов) просто и без исследования, но прежде исследовать общественное о них мнение.
22.
Не позволять клирикам, по смерти своего епископа, расхищать вещи, ему принадлежавшие, как запрещено и древними правилами. Те, которые делают это, подвергаются опасности низложения с своих степеней.
23.
Дошло до слуха святого собора, что некоторые клирики и монашествующие, не имея никаких поручений от своего епископа, а иные, даже быв отлучены им от общения (церковного), отправляются в царствующий (город) Константинополь и в нем долго живут, производя смятения и нарушая церковное устройство, и даже дома некоторых расстраивают. Поэтому святой собор определил: сперва посредством экдика святейшей константинопольской церкви напомнить им, чтобы удалились из царствующего го-
141
рода; если же бесстыдно будут продолжать те же дела, то удалять их и неволею посредством того же (экдика) и возвращать к своим местам.
24.
Монастырям, однажды освященным, по изволению епископа, пребывать монастырями навсегда, и принадлежащие им вещи хранить в монастыре, и впредь не быть им мирскими жилищами. Допускающие же это подлежат наказаниям по правилам.
25.
Поелику некоторые митрополиты, как нам сделалось гласным, небрегут о вверенных им паствах и отлагают рукоположения епископов: то святой собор рассудил, чтобы рукоположения епископов совершались в продолжение трех месяцев, если только неизбежная нужда не заставит продлить время. Если же кто не будет делать этого, тот подлежит наказанию по правилам. Между тем доходы вдовствующей церкви да сохраняются в целости экономом этой церкви.
26.
Поелику в некоторых церквах, как нам сделалось гласным, епископы управляют церковным имуществом без экономов: то рассуждено, чтобы всякая церковь, имеющая епископа, имела из собственного клира и эконома, который бы распоряжался церковным имуществом под ведением своего епископа. дабы домостроительство церковное было не без свидетелей, дабы не расточалось имущество церкви и не падало нарекания на священство. Если же (кто) не будет делать этого, тот подлежит божественным правилам.
27.
Похищающих жен, под предлогом супружества, или содействующих, или соизволяющих похитителям, святой собор определил, если будут клирики, низлагать с их степени, если же миряне, анафематствовать их.
28.
Следуя во всем определениям святых отцов и признавая недавно прочитанный канон 150-ти боголюбезнейших епископов, и мы определяем и постановляем то же самое о преимуществах святейшей церкви Константинополя, нового Рима. Ибо и престолу древнего Рима отцы прилично дали преимущества, потому что он был царствующий город. Следуя тому же побуждению, и 150 боголюбезнейших епископов 1) предоставили равные преимущества святейшему престолу нового Рима, справедливо рассудив, чтобы город, почтенный царским правительством и синклитом, и имеющий равные преимущества с древним царственным Римом, был возвеличен, подобно ему, и в церковных делах, будучи вторым по нем. И потому
_______________
1) В русском издании “книги правил» прибавлено: “бывшие на соборе во дни Феодосия, в царствующем граде». Ред.
142
только митрополиты понтийского, асийского и фракийского округа, и кроме того епископы у иноплеменников вышеупомянутых округов, да рукополагаются от вышеупомянутого святейшего престола святейшей константинопольской церкви; то есть, каждый митрополит вышеупомянутых округов, с епископами области, да рукополагает епископов епархий, как предписано божественными правилами. А (самих) митрополитов вышеупомянутых округов (должно) рукополагать, как сказано, константинопольскому архиепископу, после того как сделано, по обычаю, согласное избрание и представлено ему.
29.
Низводить епископа на пресвитерскую степень есть святотатство. Если же какая-нибудь справедливая вина отстраняет их от епископского действования, то они не должны занимать и пресвитерского места. Но если без всякой вины они отстранены от (своего) достоинства, да будут восстановлены в достоинство епископства.
Анатолий, почтеннейший архиепископ константинопольский, сказал: «те, о которых говорят, что они с епископского достоинства низведены в чин пресвитера, если они обвиняются по каким-либо достаточным причинам, по справедливости недостойны и пресвитерской чести. Если же без всякой достаточной вины низложены в низшую степень, то они по праву, если окажутся невинными, могут воспринять и епископское достоинство и священство.
30.
Поелику почтеннейшие епископы египетские отложили, в настоящее время, подписаться под посланием святейшего архиепископа Льва, не из противления кафолической вере, но говоря, что в египетском округе есть обычай — не делать ничего такого без соизволения и определения своего архиепископа, и просят отсрочить им до рукоположения будущего архиепископа великого города Александрии: то мы признали справедливым и человеколюбивым (делом) — оставить их в своем сане в царствующем городе и дать им срочное время, пока не будет рукоположен архиепископ александрийский. Посему, пребывая в своем сане, или да представят поручителей, если это возможно для них, или заверят клятвою.
________
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.