13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Продолжение рассуждений халкидонского собора и чтения актов
Диакон Феофил сказал: «прошу вас (исследовать): «принесший это самое (представление), — не знаю, как зовется диакон, принесший его, — после того как он был изгнан оттуда, не заявил ли пред всеми клириками,
98
что я изменил то изречение 1), чтобы угодить епископу. После того состоялось отношение от всего города; и это изречение внесено в отношение. Прикажите исследовать, не заявил ли диакон, что я изменил изречение. Он послал его из Берита». Знатнейшие (и славнейшие) сановники сказали: «что прочитано, то ясно; но чтобы ничего не недоставало для долженствующих судить право, пусть будет прочтено, что́ сделано в Ефесе окончательно относительно почтеннейшего епископа Ивы» 2).
Пасхазин, Луценций и Юлиан, почтеннейшие епископы, и Бонифаций, (почтеннейший) пресвитер апостольского престола, чрез Пасхазина сказали: «не может иметь места собор, на котором читаны были эти беззаконные преткновения; поэтому кажется излишним перечитывать тамошние деяния. Итак, если пред блаженнейшим и апостольским епископом города Рима все тамошние деяния тщетны, то ясно, что и святейший епископ антиохийской церкви (которого блаженнейший епископ принял в свое общение) чужд им. (Поэтому необходимо), чтобы мы обратились к миролюбивейшему и христианнейшему государю, дабы он высочайшим своим законом запретил даже именовать этот собор».
Анатолий, почтеннейший архиепископ Константинополя, нового Рима, сказал: «состоявшиеся недавно в Ефесе деяния тотчас же рушились, как скоро, особенно после того, получили они лучшее и угодное Богу исправление. Итак, я подаю голос, что никакое из деяний этого так называемого собора не имеет силы, кроме (деяния, которое касается) Максима, святейшего епископа великого (города) Антиохии; потому что и святейший епископ римский Лев, приняв его в общение, присудил быть (ему) предстоятелем антиохийской церкви. Последуя этому примеру, согласился (на это) и я сам и весь настоящий святой собор. Мы просим благочестивейшего и христолюбивого нашего императора, чтобы он благочестивым законом повелел: не называть собором тот, который был в Ефесе после первого, и не иметь силы никакому из его деяний».
Ювеналий, почтеннейший епископ Иерусалима, сказал: «что́ угодно относительно этого (дела) благочестивейшему императору нашему, пусть повелит его боголюбезная власть».
Фалассий, почтеннейший епископ Кесарии каппадокийской, сказал: «и я думаю тоже самое с боголюбезнейшим и святейшим епископом Ювеналием».
Евсевий, почтеннейший епископ Анкиры галатийской, сказал: «и я думаю и говорю об этом деле согласно с святейшим епископом Ювеналием».
Стефан, почтеннейший епископ Ефеса, сказал: «и я полагаю: состоявшееся в ефесской митрополии вопреки канонам отменить, кроме того, что сделано против Домна, епископа (города) Антиохии, потому что хиротония боголюбезнейшего епископа Максима, поставленного вместо его в мит-
_______________
1) Т. е слова еп. Ивы, приводимые выше: «я не завидую Христу, сделавшемуся Богом». Ред.
2) На полях: Ρωμαϊςὶ, ἀνέγνων, ἀνέγνωμεν, ἀνέγνω: Latine, legi, legimus, legit.
99
рополии антиохийской, принята святейшим архиепископом Львом и настоящим святым и вселенским собором».
Петр, почтеннейший епископ Коринфа, сказал: «я не лишал его (Иву) священства, потому что я не имел общения с ефесским собором; я следую заявлению занимающих место апостольской кафедры и святейшего архиепископа Анатолия».
Диоген, почтеннейший епископ Кизика, сказал: «и я согласен с святейшими архиепископами».
Иоанн, почтеннейший епископ Севастии, сказал: «согласно с мнением боголюбезнейшего и святейшего епископа Ювеналия, и я полагаю: все предоставить власти благочестивейшего и христолюбивого нашего императора».
Константин, почтеннейший епископ бострский, сказал: «и я согласен с тем, что́ высказано отцами».
Феодор, почтеннейший епископ Дамаска, сказал: «и я согласен со всем, что́ праведно и свято постановлено отцами».
Критониан, почтеннейший епископ Афродисиады, сказал: «и я согласен с тем, что́ постановлено отцами».
Роман, почтеннейший епископ мир-ликийский, сказал: «все, что́ благочестивейшими и христолюбивыми нашими императорами постановлено относительно так называемого собора, тогда как это не есть (собор), и мы охотно принимаем».
Евномий, почтеннейший епископ Никомидии, сказал: «что́ угодно святому собору относительно деяний в Ефесе, то и мне угодно».
Кекропий, почтеннейший епископ севастопольский, сказал: «мы не должны и говорить о том соборе».
Все почтеннейшие епископы воскликнули: «все мы говорим тоже самое».
Итак, не перечитывая более деяний, состоявшихся прежде в Ефесе, знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «пусть святой собор объявит, что угодно (ему) относительно почтеннейшего (епископа) Ивы» 1).
Пасхазин и Луценций, почтеннейшие епископы, и Бонифаций пресвитер, занимавшие место апостольского престола, чрез Пасхазина сказали: «по прочтении хартий, мы узнали из заявления почтеннейших епископов, что почтеннейший Ива оказывается невинным. Прочитавши его послание, мы узнали, что он православен. Поэтому мы определяем: возвратить (ему) и честь епископства и церковь, из которой он незаконно и в отсутствии был изгнан. Относительно же святейшего епископа (Нонна), который незадолго поставлен вместо него, должен рассудит почтеннейший епископ антиохийской церкви, что́ надлежит постановить о нем».
Анатолий, почтеннейший епископ Константинополя, нового Рима, сказал: «вера судивших боголюбезнейших епископов и чтение всего, что воспоследовало, показывают, что почтеннейший Ива невиновен в винах, на него взведенных. Поэтому я теперь же отметаю всякое против него подозрение, потому что он принимает и подписывает определение о вере, ныне данное святым собором, и послание святейшего архиепископа римского Льва;
________________
1) На полях: Ρωμαϊςὶ, ἀνέγνων, ἀνέγνωμεν, ἀνέγνω: Latine, legi, legimus, legit.
100
и считаю его достойным иметь епископство и попечение о той церкви, в которой он был прежде. А касательно Нонна, почтеннейшего епископа, даст постановление Максим, почтеннейший епископ антиохийский».
Максим, почтеннейший епископ антиохийский, сказал: «из только что прочитанного стало ясно, что почтеннейший епископ Ива невиновен во всем взведенном на него, а из прочитанного списка послания, принесенного его противником, исповедание его оказалось православным. Поэтому и я полагаю возвратить ему достоинство епископства и его город, как угодно было и святейшим архиепископам, занимающим место святейшего архиепископа Льва, и святейшему архиепископу царствующего (города) Анатолию. Конечно, боголюбезнейший епископ Нонн, поставленный вместо него, остается в том же достоинстве епископства, с тем, чтобы рассудить об нем мне с боголюбезнейшими епископами (моей) епархии».
Ювеналий, почтеннейший епископ иерусалимский, сказал: «божественное Писание повелевает принимать обращающихся: поэтому мы принимаем и (обращающихся) из еретиков. Посему я нахожу справедливым оказать милосердие почтеннейшему Иве, который притом стар, возвратив ему, как православному, достоинство епископства».
Фалассий, почтеннейший епископ Кесарии каппадокийской, сказал: «так как боголюбезнейшие епископы Фотий и Евстафий рассуждали (о деле) против почтеннейшего Ивы и не осудили его: то, разделяя их мнение, и я хочу, чтобы он, согласно мнению святейших предстоятелей, оставался в священном сане, тем более, что в документах он обещал анафематствовать то, что́ обвинители заявили против него письменно».
Евсевий, почтеннейший епископ Анкиры галатийской, сказал: «чтение определения, произнесенного в Тире святейшими епископами Фотием и Евстафием, показало, что почтеннейший Ива на этом суде анафематствовал Нестория и его нечестивое учение и согласился с истинными догматами. Поэтому упомянутые почтеннейшие епископы, приняв это удовлетворение, рассудили, что он должен сохранить епископство. Итак, я желаю, чтобы этот благочестивейший Ива, и в настоящее время анафематствующий Нестория и его нечестивое учение, оставался в священстве».
Стефан, почтеннейший епископ Ефеса, сказал: «и я, как и святые отцы, полагаю: почтеннейшему Иве, анафематствующему Нестория и Евтихия и их нечестивые учения, оставаться в сане епископства».
Диоген, почтеннейший епископ Кизика, сказал: «я рассудил держаться определения о почтеннейшем епископе Иве, произнесенного боголюбезнейшими епископами Фотием и Евстафием, тем более, что и обвинители, налегавшие (на него), собственным подписом согласились с этим определением, изложенным и прочитанным ныне на этом святом и вселенском соборе».
Константин, почтеннейший епископ бострский, сказал: «и я согласен с тем, что́ благоугодно было святому собору относительно боголюбезнейшего епископа Ивы».
Феодор, почтеннейший епископ Дамаска, сказал: «и я согласен с
101
тем, что́ по надлежащему и канонически определено святыми отцами о лице; боголюбезнейшего Ивы».
Мелетий, почтеннейший епископ Лариссы, занимающий место Домна, почтеннейшего епископа Апамеи сирийской, сказал: «и я согласен с тем, что́ благоопределено святейшими отцами относительно почтеннейшего епископа Ивы».
Роман, почтеннейший епископ мирликийский, сказал: «так как верность прочитанного убедила нас: то и я определяю почтеннейшему епископу Иве остаться в священстве, как положили и святые архиепископы, потому что он анафематствует Нестория и Евтихия и нечестивые их мнения».
Евномий, почтеннейший епископ Никомидии, (сказал: «из того, что прочитано, почтеннейший Ива уже оказался невинным. Ибо в чем, казалось, он обвинял блаженнейшего Кирилла и злословил (его), то в последствии времени правым исповеданием он опроверг. Поэтому и я полагаю, что он достоин епископства, потому что он анафематствует Нестория и Евтихия и их нечестивые учения и соглашается с тем, что написано святейшим епископом Львом, и с этим вселенским собором»).
Иоанн, почтеннейший епископ Севастии, и Селевк, почтеннейший епископ Амасии, и Константин, почтеннейший епископ Мелитины, и Патрикий, почтеннейший епископ Тиан, и Петр, почтеннейший епископ Гангр, и Атарвий, почтеннейший епископ Трапезунта, занимающий место и почтеннейшего епископа Феодора неокесарийского, сказали: «определение почтеннейших епископов Фотия и Евстафия показывает, что почтеннейший епископ Ива невинен; равно и отрицание Ивы склоняет нас к тому, чтобы принять его; притом милосердие всегда любезно Господу Христу. Поэтому и мы, следуя суду святейших предстоятелей и всего святого собора, считаем справедливым, чтобы он опят получил степень епископства, потому что анафематствует Нестория и Евтихия и их нечестивые учения и во всем согласен с этим святым собором».
Франкион, почтеннейший епископ филиппопольский, и Василий, почтеннейший епископ траянопольский, сказали: «мы думаем, что тот, кто (не только) не присутствовал на суде, но и не был вызываем, никоим образом не оскорбляется произнесенным против него решением».
Нунехий, почтеннейший епископ Лаодикии фригийской, сказал: «я согласен с тем, что определено святыми отцами относительно почтеннейшего епископа Ивы».
Флорентий, почтеннейший епископ Сард лидийских, сказал: «и я согласен с тем, что сказано уже о почтеннейшем епископе Иве».
Евсевий, почтеннейший епископ Дорилеи, сказал: «когда столько святых отцов возвратили почтеннейшему Иве епископство, и я согласен».
Все почтеннейшие епископы воскликнули: «все мы говорим тоже самое; только пусть он анафематствует Нестория и Евтихия (и их учение)».
Ива, почтеннейший епископ, сказал: «я уже письменно анафематствовал Нестория и его учение, и ныне анафематствую его десять тысяч раз. Ибо, что однажды сделано в удовлетворение, то́, хотя бы делалось десять тысяч раз, не причиняет скорби. Анафема и самому Несторию и Евтихию
102
и принимающему одно естество. Анафематствую и всякого, кто мудрствует не так, как мудрствует этот святой собор».
Знатнейшие сановники сказали: «рассуждения святого собора о почтеннейшем епископе Иве будут иметь свою собственную силу» 1).
_______________
1) На полях: Ρωμαϊςὶ, ἀνέγνων, ἀνέγνωμεν, ἀνέγνω: Latine, legi, legimus, legit.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.