Поиск авторов по алфавиту

Продолжение рассуждений халкидонского собора и чтения актов

Все почтеннейшие епископы воскликнули: «почему они не анафематствовали учение Евтихия? Они подали просьбу с коварством. Пусть они подпишут послание Льва, анафематствуя Евтихия и его учение. Пусть согласятся с посланием Льва. Они хотят насмеяться над нами и уйти». Диоген, почтеннейший епископ кизический, сказал: «собор был ради Евтихия, а не для чего-нибудь другого. Римский архиепископ писал ради его. Мы все согласились с посланием, которое следует изложению святых отцов. Пусть и они согласятся с посланием святейшего Льва». Почтеннейшие епископы Пасхазин и Луценций и почтеннейший пресвитер Бонифаций, местоблюстители апостольского престола, чрез епископа Пасхазина сказали: «Пусть скажут, согласны ли они с посланием апостольского престола и анафематствуют ли Евтихия». Акакий, почтеннейший епископ ариарафийский, сказал: «мы предлагаем им открыто анафематствовать Евтихия, допускавшего два естества Спасителя нашего прежде воплощения, а после воплощения — одно». Кекропий, почтеннейший епископ севастопольский, сказал: «пусть они подпишут послание святейшего Льва и анафематствуют Евтихия и его учение». Иерак, почтеннейший епископ египетский, и прочие епископы египетские чрез того же Иерака, сказали: «если кто мудрствует иначе, чем в поданной нами просьбе, Евтихий ли, или другой кто, да будет анафема. Что же касается послания святейшего и боголюбезнейшего архиепископа (римского) Льва, то все святейшие отцы наши знают, что мы во всем ожидаем мнения блаженного архиепископа нашего. Просим ваше человеколюбие подождать мнения нашего предстоятеля, потому что мы последуем ему во всем. Ибо и 318 святых отцов, собиравшиеся в Никее, издали то правило, чтобы весь египетский округ следовал архиепископу великого города Александрии, и чтобы никто из подчиненных ему епископов ничего не делал без него». Евсевий, почтеннейший епископ дорилейский, сказал: «они лгут». Флоренций, почтеннейший епископ сардийский, сказал: «пусть они докажут свои слова». Все воскликнули: «открыто анафематствуйте учение Евтихия. Не подписавший послания, с которым согласился святой собор, есть еретик. Анафема Диоскору и друзьям его! Если они мудрствуют неправославно, то каким образом они могут поставлять епископа»? Епископы египетские воскликнули: «спор идет о вере». Кекропий, почтеннейший епископ севастопольский, сказал: «они не знают, как веруют, и теперь хотят научиться» 1). Фотий, почтеннейший епископ тирский, сказал: «согласны ли вы с посланием блаженнейшего архиепископа римского Льва, как согласился вселенский собор и подписал, или нет»? Пасхазин и Луценций и Бонифаций, местоблюстители апостольского престола, чрез Пасхазина сказали: «столько лет они епископами в церквах, состарились, и неужели до сего времени не знают

_______________

1) По другим: и не хотят научиться.

24

 


православной кафолической веры, и все еще намерены зависеть от чужого мнения»? — Когда вышеизложенный разговор был переведен на греческий язык, все епископы воскликнули: «не соглашающийся с посланием святейшего архиепископа Льва есть еретик». Диоген, почтеннейший епископ кизический, сказал: «тот, кто еще не знает, чему он верует, (ужели) будет хиротонисать епископа»? (Все) почтеннейшие епископы воскликнули: «не анафематствующий Евтихия есть еретик». Почтеннейшие епископы египетские воскликнули: «анафема Евтихию и верующим ему»! Почтеннейшие епископы сказали: «пусть подпишут послание Льва. Не подписавший послание есть еретик». Почтеннейшие епископы египетские воскликнули: «мы не можем подписать против воли (нашего) архиепископа». Акакий, почтеннейший епископ ариарафийский, сказал: «неуместно пренебрегать вселенским собором и оказывать внимание одному лицу, имеющему получить епископство города Александрии. У них намерение — и теперь возмутить этот святой и великий собор, как они возмутили все в Ефесе и наполнили вселенную соблазнами. Итак мы просим не уступать им, но пусть они или согласятся с посланием, или получат каноническое наказание и узнают, что они лишены общения». Фотий, почтеннейший епископ тирский, сказал: «как они усиливаются совершать хиротонию, мудрствуя противно этому вселенскому собору? Если они мудрствуют правильно, то пусть покажут свою тщательность о вере и примут послание архиепископа Льва; если же не хотят, то они лишены общения». (Все) почтеннейшие епископы воскликнули: «все мы говорим это; все так мудрствуем». Почтеннейшие епископы египетские сказали: «в просьбе мы уже ясно показали свою веру, и оказались верующими не вне кафолической веры. А так как в нашем округе находится очень много благочестнвейших епископов, то мы, по своей малочисленности, не можем заменить их лица. Просим ваше превосходительство и сей святой и великий собор, пожалейте нас и подождите нашего архиепископа, чтобы, по древнему обычаю, мы последовали его мнению. Если мы сделаем что-нибудь против воли (нашего) предстоятеля, то весь египетский округ восстанет на нас, как на противников канонов и как на предвосхитителей и несоблюдших, по канонам, древнего обычая. Пожалейте нашу старость, пожалейте и не заставьте нас кончить жизнь нашу на чужбине». И пали на землю эти почтеннейшие епископы и сказали: «будьте человеколюбивы, пожалейте нас»! Кекропий, почтеннейший епископ севастопольский, сказал: «вселенский собор больше египетского (округа) и более достоин веры; несправедливо слушать 10-ть еретиков и пренебрегать 1200-ми епископов. Мы не требуем теперь от них объявлять свою веру за других; но говорим, чтобы они сами, от своего лица, согласились с православною верою». Почтеннейшие епископы египетские воскликнули: «мы уже не можем жить в области: пожалейте нас»! Евсевий, почтеннейший епископ дорилейский, сказал: «они представители всех египтян и должны согласиться с вселенским собором». Почтеннейший епископ Луценций, занимающий место апостольского престола, сказал: «если они заблуждают, то пусть узнают от вашей знатности, что 10 человек не могут иметь преимущества пред собором 600 епископов и пред верою кафолическою». Почтеннейшие епископы египетские воскликнули:

25

 


«мы будем убиты; пожалейте нас»! Все почтеннейшие епископы воскликнули: «видите, как они свидетельствуют о своих епископах, говоря: мы будем убиты»? Почтеннейшие епископы египетские сказали: «мы умрем, клянемся вашими стопами; пожалейте нас! Пусть умрем от вас, а не там! Будь здесь архиепископ, мы подпишемся и согласимся. Пожалейте эти седины! Пусть будет здесь архиепископ! Боголюбезнейший архиепископ Анатолий знает, что в египетском округе соблюдается такой обычай, чтобы все епископы повиновались архиепископу александрийскому. Мы не противимся собору; но мы будем убиты в отечестве. Пожалейте нас! Вы имеете власть; мы подчиненные, мы не противимся. Лучше нам умереть от государя вселенной, от вашего превосходительства и от (сего) святого собора, нежели там. Ради Бога, пожалейте эти седины; пощадите 10 человек, пощадите»! Все почтеннейшие епископы воскликнули: «они еретики». Почтеннейшие епископы египетские сказали: «вы имеете власть в наших душах; пощадите 10 человек! Мы умрем там. Лучше здесь умереть. Государи милосердны. Архиепископ Анатолий знает этот обычай. Мы здесь, пока не будет архиепископа. Желают (наших) престолов: пусть отнимают; не желаем быть епископами, только бы не умереть. Дайте архиепископа; и если будем противоречить, накажите нас. Мы согласны с тем, что определяет ваша власть; не противоречим; но изберите архиепископа. Мы здесь дожидаемся, пока он не будет рукоположен». Все почтеннейшие епископы воскликнули: «пусть подпишут осуждение Диоскора». Знатнейшие и славнейшие сановники и знаменитый сенат сказали: «так как почтеннейшие епископы египетские не по противлению кафолической вере отказались в настоящее (время) подписать послание святейшего архиепископа Льва, но указывая на существующий в египетском округе обычай — не делать ничего такого без мнения и приказания архиепископа, и просят отсрочить им до рукоположения будущего епископа великого города Александрии: то нам показалось благоразумным и человеколюбивым оставить их в собственном их положении, в царствующем городе, и дать отсрочку до тех пор, пока не будет рукоположен архиепископ великого города Александрии» 1). Пасхазин, почтеннейший епископ и местоблюститель апостольского престола, сказал: «если повелит ваша власть, и прикажете сделать для них что-либо по человеколюбию, пусть дадут они поручительство, что не выйдут из этого города, пока Александрия не получит епископа». Знатнейшие и славнейшие сановники и знаменитый сенат сказали: «суждение святейшего епископа Пасхазина да будет утверждено. Посему почтеннейшие епископы египетские, оставаясь в собственном своем положении, пусть или представят поручительство, если это для них возможно, или заверят клятвою, что они ожидают рукоположения будущего епископа великого города Александрии» 2).

 И когда, по повелению славнейших сановников и знаменитого сената и святого собора, вошли и сели почтеннейшие пресвитеры и архимандриты — Фавст, Мартин, Петр, Мануил, Авраамий, Иов, Антиох, Феодор, Павел,

_______________

1) На полях: Ρωμαϊςὶ: Latine.

2) На поляхъ: Ρωμαϊςὶ, ἀνέγνων, ἀνεγνωνμεν, ἀνέγνω: Latine, legj, legimus, legit..

26

 


Иаков, Евсевий, Трифон, Маркелл, Тимофей, Пергамий, Петр, Астерий, Иоанн,— знатнейшие и славнейшие сановники и знаменитый сенат сказали: «подано прошение священнейшему и благочестивейшему нашему государю от имени почтеннейших архимандритов Кароса и Дорофея и некоторых других. Итак имена подавших его пусть будут объявлены почтеннейшим мужам, которые вошли (сюда), чтобы они сказали, если знают, все ли (эти) архимандриты» 1). И почтеннейшие архимандриты, выслушав имена подавших прошение, чрез почтеннейшего Фавста сказали: «Карос и Дорофей — архимандриты. Елпидий — хранитель памятников Прокопия. Фотина не знаем, кто он. Евтихий — при мученическом храме Целерины 2), потому что не имеет монастыря. Феодор живет в памятниках 3). Моисея не знаем. Максим — архимандрит, ученик Евтихия. Геронтия не знаем. Немезина не знаем, и имя его удивляет нас. Имени самого Феофила удивляемся. Фому также не знаем. Леонтий — казначей. Гипсис живет в памятниках, имея два или три имени 4), в Ксилоцирке 5). (Каллиник имеет десять имен, в памятнике, в Ксилоцирке). Павел вифинский живет уединенно в памятнике. Гавденций живет в памятниках филипповых, имеет пять имен. Евгномония не знаем. Просим послать от вашей знатности и от святого собора некоторых, чтоб они обходили и увидели их монастыри, и уверились, имеют ли они монастыри, или шутят достоинством архимандритов, и потому должны быть наказаны, чтобы не называли себя архимандритами те, которые живут в памятниках. Просим еще, чтобы называющие себя монахами и неизвестные ни вашей знатности, ни святейшему архиепископу, ни нам, вышли из города, как обманщики, за соблазн, который они старались произвести». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «пусть войдут почтеннейшие монахи, которые подали прошение». И вошли Карос, Дорофей, Елпидий, Фотин, Евтихий и прочие выше названные почтеннейшие монахи, и Варсума монах, еще и Калоподий евнух. Знатнейшие и славнейшие сановники и знаменитый сенат сказали: «ваша почтенность давно подала прошение верховной главе. Итак, рассмотревши показываемое вам (прошение), скажите, признаете ли вы его за то, которое подано вами». Карос и Дорофей, почтеннейшие архимандриты, и прочие, подавшие прошение, сказали: «это то прошение, которое подано нами». Знатнейшие и славнейшие сановники и знаменитый сенат сказали: «пусть будет прочитано прошение». И прежде прочтения Анатолий, почтеннейший архиепископ константинопольский, сказал: «Калоподий и Геронтий, которые между ними числятся пресвитерами, давно

________________

1) На полях: Ρωμαϊςὶ, ἀνέγνων, ἀνέγνωμεν, ἀνέγνω: Latine, legi, legimus, legit.

2) По другим: Целестины.

3) Памятники (μεμόρεις, memoriae, monumenta)-это надгробные памятники, и храмы на гробах мучеников. Ред.

4) Т. е. два или три человека, живущих под его начальством. Примеч. Лаббе.

5) Ксилоцирк (Ξυλόκιρκον) — или название местности (как и думали, кажется, древние издатели, Лаббе и др.), или, по буквальному переводу, означает деревянную ограду. Объяснения на это слово мы не нашли ни в одном и издании деяний соборных. Ред.

27

 


низложены, и непозволительно им входить (сюда)». Геронтий и Калоподий сказали: «нам никто не говорил, что мы низложены; только теперь сказали нам». Аетий, архидиакон святой константинопольской церкви, подошедши к евнуху Калоподию, сказал ему: «архиепископ говорит тебе чрез меня, архидиакона, что ты низложен; и выйди». Калоподий сказал: «за какую вину»? Аетий архидиакон сказал: «как еретик». Калоподий сказал: «прошу прочитать наше прошение». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «пусть будет прочитано» 1). Вероникиан, благоверный магистриан и секретарь императорской консистории, прочитал:

________________

1) На полях: Ρωμαϊςὶ, ἀνέγνων, ἀνέγνωμεν, ἀνέγνω: Latine, legi, legimus, legit.


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.