13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Окончание рассуждений халкидонского собора и чтения актов (шестого деяния)
Священнейший и благочестивейший государь наш сказал святому собору: «пусть скажет святой собор: по согласию ли всех святейших епископов провозглашено прочитанное теперь определение»? 1) Все воскликнули: «все так веруем; одна вера, одно мнение; все также мудрствуем, все мы согласившись, подписали; все мы православны; сия вера отеческая, сия вера апостольская, сия вера православная, сия вера вселенную спасла. Маркиану, новому Константину, новому Павлу, новому Давиду, (многая) лета! Давиду — императору! Господи, жизнь ему благочестивому 2), новому Константину, новому Маркиану! Вы — мир вселенной! Господи, жизнь ему благочестивому! Да сохранит вас вера ваша! Ты почитаешь Христа: сам Он да сохранит тебя! Ты укрепил православие. Вы веруете так, как апостолы. Многая лета августе! Вы — светила православия: от этого везде — мир. Господи, сохрани светила мира! Господи, сохрани светила вселенной! Вечная память новому Константину! Да сохранит Бог ту, которая от роду православна! Да сохранит Бот хранительницу веры! да сохранит Бог постоянно благочестивую! да сохранит Бог благочестивую, православную, противницу еретиков! Ты обратила в бегство всех еретиков. (Ты преследовала Нестория и Евтихия). Прочь зависть от вашего царства, достойные веры, достойные Христа! Прочь зависть от вашего царства! Так почитают верных императоров! Бог да сохранит вашу державу! Бог да умирит ваше царство! Маркиан — новый Константин; Пульхерия — новая Елена; ты показал веру, а она явила ревность Елены. Ваша жизнь — охрана всех; ваша вера — слава церквей»!
(И после этих восклицаний) священнейший и благочестивейший государь наш сказал святому собору: «хотя мы и причинили вашей почтенности труд и заботу, (но) приносим величайшую благодарность Спасителю всех Христу за то, что, уничтожив разномыслие многих заблуждавшихся касательно веры, все мы единодушно соединились в одно и тоже исповедание, и надеемся, что, по вашим молитвам к Всеблагому, будет дарован нам от Бога в самом скором времени и всеобщий мир». Все воскликнули: «это достойно вашего царствования; это свойственно вашему царствованию: это — дело твоего царствования, достойный веры, достойный Христа, достойный царства и исповедания! Чрез это умиряется вселенная; это достойно вашего царствования; чрез тебя утверждено православие; чрез тебя не существует ереси. Царь небесный, сохрани земного! чрез тебя вера (стала) тверда. Царь небесный, сохрани августу! чрез тебя вера (стала) тверда. Один — Бог, соделавший это! Царь небесный, сохрани августу! Вы достойны мира! Ты изгнала еретиков. Несторию и Евтихию анафема! Анафема и Диоскору! Чрез вас — вера, чрез вас — мир 3). Это — молитва церквей, это — молитва пастырей! Несторию и Евтихию и Диоскору — анафема»!
(И после этих восклицаний) священнейший и благочестивейший государь наш сказал святому собору: «по объявлении святым и вселенским
_______________
1) На полях: Ρωμαϊςὶ ἀνέγνων, ἀνέγνωμεν, ἀνέγνω: Latine, legi, legimus, legit.
2) Разумеется: продли, или сохрани.
3) т. е. восстановлены.
68
собором святой и вселенской нашей Веры по изложению отцов, наша мирность сочла делом справедливым и вместе полезным уничтожить наконец всякий повод к спорам о святой Вере. Итак, если кто-нибудь, частный ли человек, или военный, или клирик, публично соберет толпу и под предлогом рассуждения о вере произведет возмущение, тот пусть знает, что, если он частный человек, то будет изгнан из царствующего города, а военный потеряет свою службу, клирик — свою степень, и подвергнутся другим наказаниям». Все воскликнули: «многая лета императору! (Многая лета августе)! Христолюбивому императору многая лета! Благочестивому (и) христианину (многая лета)! Ты восстановил церкви, ты утвердил православие. Многая лета августе, благочестивой и христолюбивой! Бог да сохранит ваше царство! Вы изгнали еретиков. Несторию и Евтихию и Диоскору анафема! Троица осудила троих; Троица извергла троих. Царство ваше (да будет) в век»!
Священнейший и благочестивейший государь наш сказал святому собору: «некоторые пункты, касающиеся чести вашей почтенности, мы предоставляем вам, почитая приличным, чтобы они были (лучше) канонически определены вами на соборе, чем установлены нашими законами».— И по повелению священнейшего и благочестивейшего государя нашего, Вероникиан, благоверный секретарь императорской консистории, прочитал пункты так:
1.
«Тех, которые истинно и искренно посвящают себя уединенной жизни, мы удостаиваем должной им чести. Но так как некоторые, пользуясь предлогом монашества, возмущают церкви и общественные дела: то определено, чтобы никто не сооружал монастыря без соизволения епископа города, а в имении без соизволения господина (этого) имения; чтобы монахи каждого города и каждой страны подчинялись епископу, соблюдали безмолвие и прилежали только посту и молитве, в дела же церковные или общественные не вмешивались, разве только приказано это будет епископом города, по крайней нужде; и чтобы монахи не имели права принимать в свои монастыри рабов или приписных без соизволения господ» 1).
2.
«Так как некоторые из принадлежащих клиру и монашествующих, страдая любостяжанием, подвергают себя заботам житейским, снимая на откуп имения, или становясь управителями, или скитаясь по домам (мирских людей) в качестве домоправителей: то сей святой и великий собор определил, чтобы никто из клириков не снимал на откуп имений и не брался за управительство, разве только приказано будет от своего епископа иметь попечение о церковном имуществе. Если же кто, после этого определения, дерзнет или сам снимать на откуп, или возьмется за эту заботу чрез кого-нибудь другого, того подвергать церковному наказанию; если же он будет упорствовать, то лишить его сана» 2).
_______________
1) См. ниже 4-е правило сего собора. 2) См. ниже 3-е правило.
69
3.
«Клирикам, определенным к церкви, не дозволять определяться к церкви другого города, но оставаться при той, при которой сначала удостоились служить, кроме тех, которые, лишившись своей отчизны, по необходимости перешли в другую церковь. Если же кто, после этого определения, примет клирика, принадлежащего другому епископу, то определено быть вне (церковного) общения и принятому и принявшему, пока ушедший клирик не возвратится в свою церковь» 1).
После чтения, когда эти пункты были переданы священнейшим и благочестивейшим государем нашим боголюбезнейшему архиепископу царствующего города Константинополя, нового Рима, Анатолию, все боголюбезнейшие епископы воскликнули: «многая лета императорам! (многая лета) благочестивому, христианину! Сам Христос, которого ты чтишь, да сохранит тебя! Это достойно Веры! Священному, императору (многая лета)! Ты восстановил церкви, победитель врагов, учитель Веры. Многая лета августе; благочестивой, христолюбивой! православной многая лета! Бог да сохранит ваше царство! Вы низложили еретиков; вы сохранили Веру. Царство ваше (да будет) свободно от зависти! Царство ваше (да будет) в век».
Священнейший и благочестивейший государь наш сказал святому собору: «в честь святой мученицы Евфимии и вашей святости мы постановили, чтобы город Халкидон, в котором состоялся собор (о предметах) святой Веры, имел преимущества метрополии, почтив его только именем (метрополии), то есть, оставив за метрополией Никомидией собственное ее значение»221. Все воскликнули: «справедлив суд императора! достойный святой Троицы! Одна пасха во вселенной! Вы воспретите перемещения епископов. Святая Троица да сохранит тебя! Просим, отпусти нас, (благочестивый император)»!
Священнейший и благочестивейший государь наш (Маркиан постоянный август) сказал святому собору: «вы утомлены, перенесши труды дальнего пути. Подождите еще три или четыре дня, и в присутствии знатнейших сановников наших дайте ход всему, чего хотите, в надежде получить надлежащую помощь. Никто из вас не уйдет с святого собора прежде, нежели даны будут окончательные всему определения».
________
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.