Поиск авторов по алфавиту

Окончание рассуждений халкидонского собора и чтения актов (второго деяния)

Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «что скажет в оправдание против этого почтеннейший епископ беритский Евстафий»? Епископ Евстафий сказал: «прикажите ему сказать, по канонам он ведет (дело), или по законам». Епископ Фотий сказал: «я прибег к благочестивейшему императору, чтобы тирская кафедра получила (свои) права. А что почтеннейший епископ Евстафий старался ниспровергнуть древний обычай, пусть спросят господ и святейших епископов. Ибо я не отступаю от канонов и не хочу ниспровергать уставы отцов, но прошу, чтобы права эти не были попираемы». Славнейшие сановники сказали: «священнейшему государю вселенной угодно было, чтобы дела святейших епископов производились не по императорским грамотам или прагматическим уставам, но по канонам, изданным святыми отцами. Итак, отложивши всякое постановление из императорских прагматических (уставов), пусть будут прочитаны изданные на этот предмет каноны». Прежде чтения канонов епископ Евстафий сказал: «клянусь вашими стопами; так как он оклеветал меня, будто я действовал старательно, то прошу святой и вселенский собор быть уверенным, что мною ничего не сделано; потому что я не был так дерзок, чтобы идти против канонов отцов». Славнейшие сановники сказали: «пусть скажет святой и вселенский собор, если это ему угодно, по канонам отцов произвести исследование об этом, или по императорским прагматическим (уставам), о чем угодное высочайшей власти мы уже всем объявили». Святой собор сказал: «против канонов никакой прагматический (устав) не будет иметь силы; пусть каноны отцов преобладают». Славнейшие сановники сказали: «теперь время узнать нам от святого собора, позволительно ли, по императорскому прагматическому (уставу), другим епископам отнимать права у чужой церкви». Святой собор сказал: «не позволительно; это противно канонам». Славнейшие сановники сказали: «так как данный святым собором ответ ясен, то пусть скажет почтеннейший епископа Фотий, какие церкви, бывшие под (властью) его митрополита-епископа, отнял почтеннейший епископ Евстафий, или что сделано на счет хиротоний, совершенных им». Фотий, епископ тирский, сказал: «он взял Вивл, Вотру, Триполис, Орфосиаду, Аркас, Антарадон; и я прошу, пусть повелит ваше человеколюбие возвратить их тирской кафедре, и пусть ваше величие узнает о других случаях». Евстафий, почтеннейший епископ, сказал: «был собор почтеннейших епископов в Константинополе, и издано определение, под которым подписался и Максим, почтеннейший епископ антиохийский». Максим, почтеннейший епископ антиохийский, сказал: «ко мне была принесена хартия с подписью святейшего архиепископа Анатолия, последуя которому, и я подписал». Славнейшие сановники сказали: «итак твоя почтен-

37

 


ность присутствовал на соборе, сделавшем это определение при святейшем архиепископе Анатолие, и согласился с тем, что сделано»? Максим, почтеннейший епископ антиохийский, сказал: «в Константинополе я был; на бывшем по этому (предмету) соборе не присутствовал; но ко мне принесена была хартия, и я подписал». Епископ Евстафий сказал: «извещаю вашу власть и святой собор, что теперь я хлопочу не о том, чтобы совершенно завладеть, но о том, чтобы убедить (вас), что он оклеветал меня; потому что я не подавал прошения благочестивейшему императору, чтобы он сделал Берит митрополией; а обыкновенно императоры делают митрополии; и города не я разделил, но святой собор разделил. Как и теперь, когда немногие сошлись в Константинополе, послание святейшего архиепископа Льва послано всем митрополитам и подписано: так и тогда мнение присутствовавших святейших епископов было принесено и подписано». Фотий, почтеннейший епископ тирский, сказал: «хиротония производилась мною, когда из области приходили ко мне по древнему порядку; отсюда в первый раз послано было мне отсутствующему отлучение, и я провел в отлучении 122 дня; и опять я хиротонисал двоих епископов, а он низложил их и сделал пресвитерами». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «кто послал»? Фотий, почтеннейший епископ тирский, сказал: «не знаю; отсюда было послано». Анатолий, почтеннейший архиепископ константинопольский, сказал: «он сделал нечто беспорядочное; и раздраженный здесь собор, поступив по правилам, послал ему отлучение». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «пусть скажет святой собор, позволительно ли было святейшему архиепископу Анатолию послать отлучение отсутствующему почтеннейшему епископу Фотию и приказывать отнять у него известные церкви в области, и должно ли называть собором собрание епископов, живущих в императорском городе». Трифон, почтеннейший епископ хиосский, сказал: «собор созывается, и сходятся, и притесняемые получают (свои) права». Аттик, почтеннейший епископ зильский, сказал: «но отсутствующего никто не осуждает». Все почтеннейшие епископы воскликнули: «отсутствующего никто не осуждает». Анатолий, почтеннейший епископ константинопольский, сказал: «издавна имеет силу обычай, что живущие в великоименитом городе святейшие епископы, когда случай позовет их касательно возникающих каких-нибудь церковных дел, сходятся, решают каждое (дело) и удостаивают ответа просителей. Итак я не сделал никакого нововведения, ни собравшиеся по обычаю святейшие епископы, жившие в городе, не произнесли нового устава; а присутствие епископов показывается состоявшимся деянием». Евномий, почтеннейший епископ никомидийский, сказал: «ваша знатность спрашивала нас, можно ли осудить отсутствующего; на это даю ответ римским голосом: он в божественных 1) писаниях находится, так выраженный в книге Деяний: несть обычай римляном выдати человека коего на погибель, прежде даже оклеветаемый не имать пред лицем клевещущих его, и место ответа приимет о своем согрешении (25, 16)».

_______________

1) Должно быть: “даю ответ: римский голос в божественных”... Примечание Лаббе.

38

 


Фотий, почтеннейший епископ тирский, сказал: «ничего другого не прошу, а прошу вашего справедливого суда, чтобы каноны имели силу, и чтобы законно хиротонисанных мною, но низверженных и сделанных пресвитерами, восстановить, и возвратить мне церкви». Святой собор воскликнул: «это прошение справедливо; пусть каноны имеют силу; справедливо прошение почтеннейшего епископа Фотия». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «пусть будут прочитаны каноны». Аттик, почтеннейший епископ Никополя епирского, прочитал:

318-ти святых отцов, собиравшихся в Никее, правило 4.

«Епископа поставлять наиболее прилично всем епископам местного округа. Если же это затруднительно, или по стесняющим их обстоятельствам, или по дальности пути, то по крайней мере три епископа, собравшись в одно место, должны произвести избрание, впрочем так, чтобы и отсутствующие имели в нем соучастие, изъявляя свое согласие посредством грамот. Утверждение же таковых действий по каждому округу должно принадлежать митрополиту» 1).

Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «присутствовали ли тогда областные епископы, когда хиротонисал почтеннейший епископ Евстафий»? Евстафий, почтеннейший епископ беритский, сказал: «с тех пор, как я сделался митрополитом, со мной присутствовали угодные мне; а теперь благочестивейший император может поведать, что хочет». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «святой собор пусть объявит угодное ему: должно ли, по канону 318-ти святых отцов, быть одному епископу митрополитом, имеющим власть в хиротониях почтеннейших епископов в каждом областном городе, или двоим, так чтобы им можно было совершать хиротонии отдельно в городах». Святой собор сказал: «требуем, чтобы по канонам святых один был митрополит; просим, чтобы каноны святых отцов имели силу». Аттик, почтеннейший епископ Никополя епирского, сказал: «правило 318-ти святых отцов повелевает в каждой области быть митрополитом одному епископу; и мы просим, чтобы и теперь каноны имели силу во всем и во всех областях; и пусть будут недействительны все прагматические (уставы), добытые окольным путем и ниспровергающие то, что́ постановлено святыми отцами духовно и по Богу». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «и по канонам 318-ти святых отцов, и по мнению и суду всего святого собора, Фотий, почтеннейший епископ тирской митрополии, будет иметь всю власть хиротонисать во всех городах области первой Финикии; а почтеннейший епископ Евстафий от императорского прагматического устава ничего не получит себе более прочих епископов той же области; и если согласен с этим святой собор, пусть объявит». Святой собор воскликнул: «это праведный суд; это Божий суд; это справедливое решение. Многая лета императорам; многая лета августе, многая лета сановникам»! Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «что угодно (постановить) святому собору касательно епископов, рукоположенных

_______________

1) См. Деян. всел. соб., том. I, стр. 163.

39

 


почтеннейшим епископом Фотием, которых устранил почтеннейший епископ Евстафий и после епископства повелел (им) быть пресвитерами»? Святой собор сказал: «определяем, чтобы они были епископами; справедливо получить им епископство и города, как рукоположенным от митрополита; хиротония отца Фотия пусть имеет силу». Севастиан, почтеннейший епископ Веррии фракийской, сказал: «все просим о том, чтобы возвращены были им и достоинство, и епископство, и кафедра их, и честь, как рукоположенным от митрополита». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «окончательно решить об этом и сделать определение принадлежит святому собору» 1). И когда этот разговор перевел по-гречески Вероникиан благоверный секретарь императорской консистории, почтеннейшие епископ Пасхазин и Луценций и пресвитер Бонифаций, местоблюстители апостольской кафедры Рима, сказали: «епископа низводить на степень пресвитера — святотатство. Если и законная какая вина устраняет их от епископских действий то они не должны удерживать и степени пресвитера. Если же они без всякого обвинения лишены достоинства, то возвращаются в епископское достоинство». Анатолий, почтеннейший архиепископ константинопольский, сказал «эти, называемые низведенными с епископского достоинства на степень пресвитера, если осуждаются на каких-нибудь основаниях, по справедливости становятся недостойными и чести пресвитера; если же они без основательной какой-нибудь причины низводятся на низшую степень, то, когда окажутся невинными, опять получают епископское достоинство и священство». Максим почтеннейший епископ антиохийский, сказал: «и я тоже самое думаю согласно с боголюбезнейшими и святейшими епископами о низводимых из епископов в пресвитеров». Ювеналий, почтеннейший епископ иерусалимский сказал: «и я тоже самое говорю о таковых». Фалассий, почтеннейший епископ Кесарии каппадокийской, сказал: «соглашаюсь с тем, что письменно определено святыми отцами как римскими, так и Анатолием (архиепископом) великоименитого Константинополя». Евсевий, почтеннейший епископ Анкиры галатийской, сказал: «следую мнению вышеназванных святых отцов и изложению их справедливой мысли». Юлиан, почтеннейший епископ косский и также местоблюститель апостольского престола, сказал: «несправедливо и нечестиво епископам, рукоположенным по канонам и с готовностью принявшим хиротонию, опять принять достоинство пресвитера вопреки всякому порядку канонов. Если же они обвиняются правильно, как уличенные в каких-нибудь преступлениях, то святой собор испытает справедливость дела, и, по открытии истины, они лишатся епископской чести. Ибо невозможно, чтобы низшая степень преемствовала высшему достоинству». Евномий, почтеннейший епископ никомидийский, сказал: «недостойный быть епископом не может быть достойным и пресвитером». Все почтеннейшие епископы воскликнули: «праведен суд отцов. Все утверждаем тоже самое. Отцы определили праведно; мнение архиепископов пусть имеет силу»! Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «угодное святому собору пусть сохраняется твердо на все времена».

________________

1) На полях: Ρωμαϊςὶ: Latine.

40

 

 

Кекропий, почтеннейший епископ севастопольский, сказал: «для того, чтобы и вашей власти не принимать обвинения от каждого лица и не утруждаться, и нам не утомляться, просим, чтобы беспрекословно были недействительны те прагматические (уставы), которые в ущерб канонам сделаны некоторыми во всякой области, но чтобы во всем имели силу каноны, — ибо таким образом и вера сохраняется, и каждая церковь будет иметь твердость, — и чтобы не было позволено рукополагать кого-нибудь не по канонам». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «если весь святейший собор согласен с прошением почтеннейшего епископа Кекропия, пусть объявит». Святой собор воскликнул: «все утверждаем то же самое; все прагматические (уставы) не будут действительны; пусть имеют силу каноны: и пусть это будет от вас». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «по мнению святого собора, и во всех других областях пусть каноны имеют силу». Святой собор воскликнул: «многая лета императору; многая лета августе; многая лета сановникам! Это правый суд; справедливые справедливо рассудили». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «о чем был разговор, пусть будет исполнено (самим) делом» 1).

_______________

1) На полях: Ρωμαϊςὶ, ἀνέγνων, ἀνέγνωμεν, ἀνέγνω: Latine, legi, legimus, legit


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.