13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Послание монаха Варадата к императору Льву
LVII. Послание монаха Варадата к императору Льву.
Государю земли и моря и всего рода человеческого, победителю вселенной и благочестивейшему августу, императору Льву, убогий Варадат (желает) о Господе спасения.
Получив страшную грамоту вашей власти чрез магистриана Евтропия, слуги вашего величества, я весьма возрадовался (ибо всегда мы получаем милости от вашего миролюбия) тому, что́ может (сделать) ваша власть, пекущаяся о святых церквах Господа Иисуса Христа и о всех бедных, находящихся под вашею властью. Для этого и избрал Бог ваше благочестие во всем государстве римском, относя к вам мысль премудрости, как написано: начало премудрости страх Господень(Псал. 110, 10. Притч. 1, 7), премудрости, которая превосходит мудрых мира, — да сотрет ваше величество тех, которые несправедливо поступают, и освободит правых из рук нечестивых. Мы слышали, как волки вошли в стадо, похищают овец от агнцев их и не боятся голоса пастырей. Возрыкай внезапно, возлюбленный Лев, сделайся ужасным для них, и они, убоявшись нападающего Льва, побегут и оставят то, что́ похитили. Вашему благочестию прилично так сделать, чтобы как имя вашей власти, так и страшное повеление вашего благочестия пронеслось по всему миру, как написано: по имени твоему, Боже, тако и хвала твоя(Пс. 47, 11). И Соломон, сын Давида, говорит: царево прещение подобно рыканию львому(Притч. 19, 12). Всемогущий Бог прославил имя Льва над всем, что́ есть на земле; да поработит он всех, хотящих превозносится вопреки страху Божию. Ибо написано (3 Цар. гл. 13): сказал всемогущий Бог пророку Семею, чтобы он шел к царю Иеровоаму и обличил его за его проступки; при этом Бог заповедал пророку, чтобы он не ел хлеба и не пил воды в том месте. И когда пророк сказал царю Иеровоаму повеленное от Господа и услыхал лживые слова, и когда он поел хлеба и испил воды в том месте, тогда Бог дал повеление льву, и он низвергнул пророка с осла его, разорвал его и по частям разбросал по дороге, за то, что он преступил повеление Господа. Ибо сказал ему (Бог), чтобы он не ел и не пил, а он ел и пил. И возвещено чрез писание, даже до сего дня, что́
280
сделал лев пророку. Так и имени вашего благочестия прилично обнародовать по всей земле страшные повеления против всех, которые вздумали бы нарушать божественные заповеди. Ибо они сыны Тимофея, который сделал тайную несправедливость, убил человека и взял его жену. И всемогущий Бог не хотел, чтобы он это сделал, и ваше величество не повелевало совершать это; и когда они (Тимофей и его сообщники) должны бы были умолять всемогущего Бога, чтобы Он помиловал их, и просить власть вашего благочестия, чтобы она очистила их от крови, которую они имеют на руках, они разбегаются по разным (направлениям), желая обманом, как написано, многих отклонить от правой веры, если возмогут, вводят в заблуждение даже избранных, как написано в святом Евангелии (Матф. 24, 24). Ибо эта есть правая и непобедимая вера, как написано: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово(Иоан.1, 1). Само Слово обитало в Марии и, как читается, облеклось плотью... художеством Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. И блаженный Павел свидетельствует, что Христос Иисус родился от Марии, от племени Давидова, Духом Святым (Рим. 1, 3 — 4), послан Отцем, который на небесах, дабы, пришедши в мир и пожив здесь, обновил всякую плоть в плоти своей, и все в Нем открывает нам. Первозданный человек создан Отцем Его, и потому после того, как погиб, приобретен жизнью Сына. И опять, когда супостат диавол, не захотевший быть сыном света, начал воевать против людей и предал всякую плоть человеческую в похоть, всемогущий Бог не желал погибели своего творения, но послал Святого Духа своего к Марии в Галилею, чтобы чрез Него был побежден и лишен силы враг в том теле, которое он уловил и чрез которое обольщал. Ибо тело Господа нашего Иисуса Христа оживотворило всякую плоть для того, чтобы она в собственном теле явила храм правды. Чрез Него мы стали свободны, как говорит блаженный Павел (Гал. 5, 1) и свидетельствует пророк Исаия. Когда (последний) увидал Господа Бога, он воззвал: о окаянный аз, и нечисты устне имый, и Царя Господа видех. И ангел, взявши щипцами огненный уголь с алтаря, приложил к устам пророка; и сказал ангел пророку: отымет беззакония твоя(Иса. 6, 5. 7). Мы просим вашу власть, чтобы вы повелели сказать им, почему ангел взял уголь железными (щипцами), а пророк Исаия не мог прикоснуться телесными перстами, потому что они обожглись бы. И если бы они не могли сказать пред вашею победительною властью, то мы говорим со (всею) истиною, что нам повелело ваше миролюбие, показывая, как в священном Писании читается о жезле железном: Христос, как написано, есть жезл, в огне, и является огнем (Псал. 2). Могут ли телесные персты приблизиться к нему, и не обжечься? Но когда железный жезл берут железными щипцами, которые сходны с железом, тогда держат телесными перстами, и они не обжигаются. Равным образом когда те, которые держат, погрузят железный жезл и огонь, подобный ему, в воду, тогда персты могут держать и не обжечься. Так было с Иоанном, который, подобно художнику, при крещении держал в воде Господа, на подобие огня. И тогда дана была святым Божиим священникам способность держать святое тело Сына
281
Божия, и они не обжигаются, преподавая людям вечное брашно. Читается (в Писании): «жизнь человека — хлеб и вода» (Сир. 29, 24). Жизнь людей не есть тот хлеб, который едят иудеи и неверующий народ, но — тело, которое внутренно есть Сын Божий, от Девы Марии, и которое произведение того Бога, кто есть Сын Божий, хлеб, сшедший с неба (Иоан. гл. 6). Жизнь людей не есть и вода, исходящая из многих источников (ибо многие не имеют воды); но вода, составляющая жизнь людей, есть вода крещения, которое от Бога. Как железный жезл является огнем, и его нельзя держать без железных щипцов: так и Слово, которое было в начале, нельзя было бы держать, и Оно не могло бы сделаться жизнью людей, если бы не облеклось плотью, чтобы в этом теле можно было бы Его держать по подобию (огня). А без тела человеческого Его нельзя было держать, как и Исаия не мог держать Его телесными перстами; потому что Слово Божие еще не было облечено плотью (Иоан. 1, 14). Как могли они показать, что с тех пор, как создан был Адам, и до того времени, когда пришел Христос и облекся в плоть от Девы Марии, каждый избранный мог держать Слово, которое прежде денницы(Псал. 109, 3), подобно тому, как ныне многие снедают (Его)? Ужели Бог не любил, как любит ныне, тех, которые принадлежали к тому поколению? Он любил их и весьма радовался о них. Как благоразумный мастер заквашивает тесто и не вдруг смешивает его с жидкостью, но в продолжение нескольких минут оставляет в покое, и потом уже, взявши жидкость, заквашивает его, и таким образом предлагает друзьям своим для снедения: так сделано и теперь, чтобы этих примеров было достаточно для неверующих. Когда Авраам сказал Сарре, чтобы она сделала три саты закваски, то не сказал ей имени, потому что оно еще не оросило закваску. Когда же пришел Бог и даровал благодать Отца, Он сказал: подобно есть царствие небесное квасу, егоже вземши жена скры в сатех триех муки, дондеже вскисоша вся(Матф.13, 32у. Лк. 13, 21). Кто из древних или новых пророков сказал, что закваска смешалась бы с жидкостью, если бы (не явился) сам Христос, который пришел, по воле божества своего, и смешал создание Отца, по воле Отца своего, как написано: прииду сотворити волю твою, Боже(Псал. 38, 8. 9)? Мы знаем, что Слово было в начале, прежде создания и прежде солнца, и так пребывало, пока это создание не стало делом; ибо и закваска мира древнее создания (его). Что́ касается того, что они возмечтали и сказали пред властью вашей светлости, как мы узнали об этом из написанного, именно, что для них достаточно собора, бывшего в городе Никее, и что они никак не согласны на халкидонский собор, то пусть обличит их ваше величество мудростью святых апостолов, которые, собравшись в Иерусалиме, кроме апостола Павла, все вместе написали книгу Деяний, ради веры Господа Иисуса Христа; и написанное ими пребывает в святых церквах; а после многих лет (некоторые) из них пришли в великий город Антиохию, пришел вместе и блаженный Павел к ним; и когда они собрались в святой и великой церкви, блаженный Павел, встав, как написано, обличил блаженного Петра пред всею церковью; он так сказал Петру: аще ты, иудей сый, язычески, а не
282
иудейски живеши, почто языки нудиши иудейски жительствовати?(Гал. 2, 14); и Петр и остальные апостолы не противоречили Павлу, но с благодарностью приняли слова Павла, пребывая в истинной вере, которая чрез Павла была для них усугублена. Если же те, которые были свет миру и долгое время обращались со Христом Господом, приняли речь Павла, которого Бог избрал гораздо позднее, то восколько более посланные от Тимофея к вашей власти должны принять учение святого собора и блаженного и приснопамятного Маркиана и все, законно постановленное об истинной вере в Халкидоне? Но они по своему намеренному злобному ухищрению не соглашаются с святым собором, и с пророками или с апостолами. Блаженный Давид достаточно порицает и опровергает тех, которые не чувствуют, что принимают Слово Божие, о котором они слышат ежедневно своими ушами. Давид говорит: прежде солнца пребывает имя Его(Псал. 71, 17). А когда Он родился от святой Девы Марии, всемогущий Бог опять сказал Ему: Аз днесь родих Тя(Псал. 2, 7). Страшно и ужасно думать, что Бог говорит ложь в этих своих словах: прежде солнца пребывает имя Его и опять, когда Он родился от Девы Марии: Аз днесь родих Тя. И еще говорится: мати Сион речет: человек и человек родися в нем, и Той основа и Вышний (Псал. 86, 5). И сам Давид по вдохновению от Святого Духа говорит о себе: рече Господь Господеви своему: седи одесную Мене(Псал. 109, 1). Итак, мы написали вашему благочестию, во славу Бога и Христа и Святого Духа, то, что́ оставили нам, как сокровище, апостолы и пророки и праведные, обитавшие в городах и пещерах, творившие угодное пред лицом Бога. Еще прежде сего святые и почтенные архиепископы писали вашему миролюбию об истинной вере и о халкидонском соборе (ибо и та и другой одинаковы пред Богом). И каково было жертвоприношение прежде Авраама, потом Иова и наконец святых, приносящих жертвы в последнее время, так точно принял Бог законоположения святого собора — первого и последнего. Я желал бы, чтобы ваше величество в своем присутствии внушило сынам Тимофея (следующее): Авраам принес в жертву одного овна, и Бог принял и возрадовался (Быт. гл. 22); Иов принес семь овнов и семь тельцов в одном жертвоприношении Богу, и Бог принял и возрадовался (Иов. гл. 42); святые апостолы принесли три хлеба, которые суть тело Христово, и принял (Бог). Что, думаешь, скажут сыны Тимофея: подобен ли овен Авраама тем четырнадцати, которых принес Иов? или, может быть, скажут, что один овен Авраама не был подобен тем четырнадцати Иова? Все мы — сыны Авраама, званные в истинной вере (Рим. гл. 9. Гал. гл. 3). Но Авраам и Иов, угодившие Богу, не получили крещения. Ужели мы отделены от них? Да не будет: мы верим, что и они и мы — сыны Всемогущего. Так следует веровать вашей власти и утверждать истинную веру. Бог совершен, И люди не могут исследовать Его божество. Ибо как никто не может уменьшить или изменить солнце: так никто не может (объять) Творца солнца во веки. — Я со страхом написал это власти вашего благочестия, в 27 день августа месяца, во второй год царствования, индиктиона десятого. Приветствую ваше величество и всех любящих ваше миролюбие, и умоляю всемогущего Бога, чтобы Он уставил вашу власть на многие лета в этом мире и в будущем веке пред Богом.
283
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.