Поиск авторов по алфавиту

Послание епископов первой Галатии к императору Льву

LIII. Послание епископов первой Галатии к императору Льву.

Благочестивейшему и христолюбивейшему императору, августу Льву, Афанасий, Юлиан, Проклиан, Епифаний, Даниил, Аматий и Евфразий, епископы первой Галатии.

Какое слово может достойно восхвалить Господа Христа, даровавшего столь великое счастье роду человеческому и являющего свое промышление во всякое время его жизни? Вот после блаженной памяти государя Маркиана, отошедшего к Богу и переселившегося от славы к славе и за земными скипетрами стяжавшего царство небесное, Господь возвел на его царство твое могущество, которое вместе наследовало и его благочестие, чтобы оно по вашей апостольской ревности к вере пребыло и сохранилось в церквах. Посему, как только Бог возвел вас на императорский трон, вы от начатков дел своих принесли самую щедрую жертву Даровавшему вам царство, то есть, этот закон, попирающий лжеучения и содействующий церковной истине. Ибо, всегда являя попечение о предметах божественных, вы не оставили без особенного тщательного расследования и возмущение, возникшее в Александрии: но грамотою вашего благочестия первой Галатии повелели, чтобы в митрополии Галатии собрался собор святых епископов, дабы мы, тщательно обсудив и прочитав несколько раз приложенные к вашей грамоте прошения той и другой стороны — от святого египетского собора и александрийского клира, а также и от сторонников Тимофея, заявили наше мнение, какое имеем относительно святого халкидонского собора и событий, случившихся в Александрии. Поэтому все мы, поспешно собравшись, прежде всего и началом себе положили молить Господа всех, да ниспошлет Он вам свыше воздаяние за столь великое попечение об Его Церкви и да сохранит ваше благочестие на премногие лета ради священных догматов. Потом, рассмотрев прошения, мы заявляем вашей власти, что думаем. Итак, мы содержим и храним ту веру, в которой мы родились и с которою все молимся предстать пред страшный суд Божий, в которой и мы крещены и, не по заслугам быв призваны в священство, научаем приемлющих благодать веры. Эту веру предали досточтимый сонм евангелистов и славный лик апостолов, которым особенно небесные тайны внушены были свыше, а также узаконил сонм 318-ти святых епископов, собранный в городе Никее, изложивший апостольскую веру с точностью и в апостоль-

_______________

1) По другим: Геронтий.

272

 


ском духе и с твердостью охранивший божественные догматы нашей Церкви, равно как (веру) сию повелели хранить в целости и другие соборы святых епископов кафолической Церкви, собиравшиеся по нуждам ради возникавших ересей. Тем не менее и халкидонский (собор), созванный по повелению христолюбивейшего государя, одинаковое имел об ней мнение; он определил неизменно и ненарушимо хранить догматы оных святых отцов и в равной мере осудил и то и другое противоречие истине, так как то и другое признается равно нечестивым и ведущим к погибели; он ниспроверг безумие скверного Нестория, нечестиво доказывавшего разделение и рассечение домостроительства Господа Христа, а также и ярость Аполлинария, введшего смешение в вочеловечение того же Единородного и безумно говорившего многое другое противное истине. Итак и халкидонский и другие соборы определили, чтобы истинное исповедание веры 318-ти наших отцов оставалось ненарушимым: и мы, избранные в епископы церквей области галатийской, точно соблюдаем его со всеми народами этих церквей. Ибо твердость догматов апостолов и отцов наших неизменна, как не нуждающаяся в прибавлении и не терпящая никакого уменьшения; она (вера) должна быть соблюдена до скончания века в том виде, как изложили и обнародовали ее отцы; и она пребудет чуждою от всякого нововведения. Нет никого более апостола Павла в деле проповеди церковной истины, потому что он удостоился быть сосудом избранным (Деян. 9, 15). Нет никого достойнее ангела для служения небесным таинствам, потому что чистое существо в состоянии служить чистейшему. Если бы однакож или Павел захотел повелеть что-либо такое, чему прежде сам не учил, или ангел, Церковь Божия не примет этого, зная, что́написано. Поэтому, если бы ангел объявил что-либо сверх того, чему научил Павел и что́ проповедал лик 318-ти святых епископов, то мы не устрашимся ангельского достоинства, чтобы учить другому чему-либо кроме того, чему мы научились от святых отцов, и не соблазнимся заслугою Павла, который восхищен был в рай и которому доверены были неизреченные глаголы. Ибо есть следующий закон: аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче еже благовестихом вам, анафема да будет(Гал. 1, 8). Это не потому, чтобы Павел, который действовал и говорил по внушению Христа, был изменчив в своем учении, ни потому, чтобы ангел, посланный с неба для служения нашему спасению, мог говорить что-либо несоответствующее благодати таинств, но потому, чтобы, в виду таких (лиц), у замышляющих что-либо противное церковным догматам уничтожить всякую попытку к нововведениям. Итак, всею силою мы храним догматы святых отцов и признаем святой собор халкидонский, который неизменно будет хранить богатство отеческих догматов для святых церквей. А те, которые сами себя отсекают от этого собора, не знают, что, отрицая по имени халкидонский собор, они на самом деле без сомнения отделяются от всего общества священников целого мира. Всеми прославлено то, что из бывших на этом соборе совершенно никто не разногласил. Но если некоторые немногие и остались по каким-либо нуждам в областях, то они присоединились к общению его, потому что он, как известно, сохраняет древние

273

 


догматы Церкви. Хотя молва давно уже довела до нашего сведения события, происшедшие в Александрии, но, узнав ныне всю правду из прошений и не имея меры нашей скорби, мы ищем источников слез и плача, равного плачу Иеремии, умеющего уравнять рыдание с страданиями. Ибо кто в состоянии удержаться (от слез), хотя бы имел дух тверже адаманта, слыша, что в святых местах не было соблюдено никакого стыда и что святое место общего нашего искупления, то есть, досточтимая крещальня была оскорблена нападением многих мужей, которые сами, быть может, получили в ней искупление от грехов, тогда как все божественное не должно быть подвергаемо никакому оскорблению? И что́ может быть бесчеловечнее того, что, при убиении священника, страшном даже для слуха, ярость не только при его смерти не имела пределов, но обнаружилась необузданно и после его кончины? Ярость возбуждается обыкновенно против врагов; но кого кто не считает врагом, того природа учит почитать. Весь город был наполнен множеством злодеяний, и рассказывают, что отрубленные члены совершителя святых таинств были бросаемы по всем площадям и портикам, и наконец сожжены и обращены в пепел. И не до этого только состояния довели они учителя и священника, но еще жалким образом рассеяли по ветру. Оплакивая это, насколько у нас было силы, мы относительно Тимофея, виновника столь великих злодеяний, как показывают прошения, составленные, по нашему мнению, справедливо, заявляем согласно благочестивому распоряжению вашего могущества, что если слова обвиняющих на самом деле согласны с истиною, то они доказывают, что он чужд всякого священства. Ибо церковный закон воспрещает низложенного по какой-либо причине не только возводить на высшую степень, но и оставлять в том сане, который он имел прежде, если только низложивший его по собственному изволению не разрешит его снова, или, лучше, собор святых епископов не сделает относительно его какоголибо постановления 1). Нет закона также, чтобы и епископы, которые лишены своего достоинства, как показывают (прошения), могли возводить другого в звание, которое сами потеряли; воспрещается также совершать по церковному обряду поставление епископа только двоим, хотя бы они были почтеннее всех и были свободны от всякого обвинения 2). А так как он (Тимофей) поставлен, говорят, при жизни священника, управлявшего церковью, и без всякого правильно составленного определения относительно поставления: то это превосходит всякую неправду. Что́ же касается бесчеловечного убийства, совершенного им или при его участии, как показывают (прошения), то это воспрещено не только правилами (церковными), но и законами (гражданскими) и общим правом природы. Посему, если прошения обвинителей оказываются справедливыми, то исполненная проницательности ваша высочайшая грамота не принесет их священству ничего. Итак, непобедимая и торжествующая власть, дознав, что́ мы принимаем за наилучшее, да сохранит в святых церквах свой благотворный и мудрый порядок, да благоволит оберегать благочиние в сонме благочестивых и сохранять единодушие и мир в теле

_______________

1) Собора никейск. прав. 5. 2) Собора никейк. прав. 4.

274

 


Христовом, со всем мужеством и твердостью. Пусть знает ваше миролюбие, пусть признают и те, которые, не знаю каким образом, обольщены были, что ни халкидонский собор, ни кто-либо иной, имеющий общение в благочестии апостольской Церкви, не содержат иной веры, кроме той древней евангельской, которую собор 318-ти отцов, вдохновенный высшею благодатью, оставил Христовым церквам, как неизменное верование. А те, которые, под влиянием собственных страстей, прикрываясь только благовидным предлогом ревности, а на самом деле обольщая простых, возмутили александрийскую церковь, сами произносят приговор над собою, кто бы они ни оказались. Ни чистого намерения, ни слова справедливости они не могут выставить против святого халкидонского собора; потому что они не только отделяются от него, но и не признают собора святых отцов, бывшего в царствующем городе, не смотря на то, что там предписано тщательно хранить догматы 318-ти святых отцов и что на самом святом соборе в числе первых присутствовал муж апостольский, чуждый всякого порока в слове или деле, которому в то время поручено было первосвященство в городе Александрии. Но Тот, Кто даровал досточтимую власть вашего благочестия римскому государству и святым Божиим церквам, да продлит лета вашей светлости, да утвердит чрез вас мир и единство между овцами Христовыми, да покорит вашей власти все враждебные народы; дабы, отовсюду огражденные миром Христовым, вы сохранили неповрежденными догматы отцов и все государство привели в стройный порядок.

Анастасий, епископ святой Божией церкви митрополии Анкирской, подписав моею рукою, согласно распоряжению вашего благочестия, изложил в вышеизложенном послании, что́ я думаю об исповедании святых отцов, собиравшихся в Никее, которому следовал, как известно, святой собор халкидонском, а также о Тимофее, который обвинен в прошениях; и молюсь о сохранении вас на многие лета.

Юлиан епископ тоже. Проклиан епископ тоже. Епифаний епископ тоже. Аматий епископ тоже. Даниил епископ тоже. Евфразий епископ тоже.


Страница сгенерирована за 0.55 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.