Поиск авторов по алфавиту

Послание подведомых Евтихию монахов ко второму Ефесскому собору

«Иоанн, пресвитер и первый нотарий, сказал: клирики и монахи подведомого почтеннейшему пресвитеру и архимандриту Евтихию монастыря представили этому святому собору записку, которую мы прочтем, если прикажет ваша святость. – Евсевий, епископ Анкиры галатийской, сказал: пусть будет прочтена полученная записка. – Иоанн, пресвитер и первый нотарий, прочитал:

Послание подведомых Евтихию монахов ко второму ефесскому собору

«Святому и боголюбезному вселенскому собору, (собравшемуся) в ефесской метрополии, от пресвитера Нарсеса, и Тимофея, и Евсевия, и Константина, и прочих диаконов и иподиаконов и всех монахов, подведомых благочестивейшему пресвитеру и архимандриту Евтихию.

«Узнав из божественных слов о благах, обещанных от человеколюбца Бога верующим в него (Матф. 19:21, 29), мы презрели (и родство), и деньги, и почести, которыми каждый из нас украшался, и различные воинские должности, словом – все человеческие кажущиеся блага, которыми мы наслаждались и еще надеялись наслаждаться, и все собрались в одно сожительство монахов, чтобы вести жизнь воздержную. Благодатию Господа Христа мы составляем уже число 300, и, повинуясь учениям благочестия и правды, под руководством почтеннейшего архимандрита Евтихия, живем в таком воздержании уже 30-й год, а многие и несколько более. Но благочестивейший епископ царствующего (города) Константинополя Флавиан, когда ему должно было и настоящее хвалить, и к лучшему увещевать, и окружить всяким попечением тех, которые, оставив человеческое, прибегли к Богу, поступил совершенно напротив, чем надлежало: он осыпал клеветами и хулами нашего пастыря и под видом благоче-

172

 

 

стия нашел несправедливый предлог к его осуждению в том, что он не богохульствует вместе с ним вопреки определению веры, которое изложил Святой никейский собор, и утвердил (собор) прежде бывший в этом Ефесе; нам же, чрез посланного им пресвитера Феодосия1) с другими находящимися с ним клириками, приказал удаляться от пастыря и даже не говорить с ним, а монастырское имущество, под именем бедных, беречь для него самого, ибо он торговал им; а кто не будет этого делать, тех и самих вместе с учителем отлучить от общения святых таинств. И Святой алтарь, который он (Евтихиии) водрузил за шесть месяцев до умышленного извета, стоит без божественного жертвоприношения. Мы же до самого вашего Святого собора были связаны таким неправедным его отлучением. А некоторые из наших братий умерли в состоянии неправедного наказания. И хотя мы (все) другое, свойственное монашескому житию, отправляем по правилам монахов, однако ж пребываем чуждыми тех, которых (чужды только) обвиненные в нечестии. В слезах о таком несчастии нас застал спасительный день рождества Владыки и Спасителя нашего Бога и Господа Иисуса Христа: и тот день, который всем христианам приносит радость, мы провели в печали, вместо молитв богослужения изливая устами рыдания. В них застал нас и день богоявления. Как приближающиеся к смерти, по любви к (своей) душе, оплакивают (свой) конец: так и мы, лишенные чистейших таинств, провели (тот день) в плаче. Наступил день и спасительного страдания, и священная ночь, и торжество воскресения, во время которого наши святые отцы отпускают эпитимии премногим грешникам, императоры разрешают узы преступникам, и всякий дом и всякая площадь наполняются праведною радостию; а мы, содержимые узами неправедного отлучения, не видим никакой милости от обвинителя; но вот уже прошло девять месяцев, а он остался непреклонным до настоящего времени, всячески вынуждая от вас такой о себе приговор, чтобы он получил достойный плод своего несправедливого против нас (произнесенного) осуждения, (именно) – справедливый ваш приговор о нем, и таким образом, по святому Писанию, был судим, как сам судил (Матф. 7:1, 2), и был наказан (сообразно тому), как строил козни. Поэтому умоляем ваш Святой собор – сжалиться над нами, потерпевшими такое несправедливое наказание от священника за благочестие, возвратить нам общение, несправедливо отнятое, а ему, совершившему это, воздать возмездие за то, что он неправедно судил».

«Нарсес пресвитер подписал своею рукою. Также подписали все:

 диаконы: Тимофей. Евсевий2). Константин. Евстафий. Зиновий. Авксентий. Зиновий. Смарагд. Елевсиний. Констанций3).

 иподиаконы: Феодул4). Геронтий. Порфирий5).

 монахи: Мартирий6). Панхарий. Павлона. Филумен7). Авраамий. Юлиан. Антоний. Македоний. Тимофей. Юлиан8). (Евпрений). (Дорофей). (Кар-

__________________________

1) По другим: Феодота.

2) Евтиций или Евтихий.

3) Константин.

4) Феодор.

5) Просфорий.

6) Мартин.

7) Филиний.

8) Иоанн.

173

 

 

таcий)1). (Тимофей). Евгений. Феотим. (Иоанн)2). Малх. Еввул3). Гимнасий. Ипатий».

«Диоскор, епископ александрийский, сказал: так как вы сказали, что вы отлучены, а не знаете вины, и мы догадываемся, за что: то говорите открыто о вашей вере, как вы содержите (ее). Ибо исповедание веры и есть ваше оправдание. – Диакон и монах Елевсиний сказал: мы, как объяснил вашей святости благочестивый наш архимандрит (своею) запискою, так мудрствуем, как постановили 318 святых отцов в Никее, и как утвердил бывший здесь Святой собор; и вопреки этой веры мы никогда ничего не думали и не мудрствовали. – Диоскор, епископ александрийский, сказал: о явлении во плоти Спасителя (нашего) так ли мудрствуете, как блаженный Афанасий, и блаженный Кирилл, и блаженный Григорий, и все православные епископы? – Диакон и монах Елевсиний сказал: все так мудрствуем, как и святые отцы, собиравшиеся в Никее, и сходившиеся здесь. – Диоскор, епископ александрийский, сказал: почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий представил записку; согласны ли вы с тем, что́ он написал, и следуете ли вере его? – Диакон и монах Елевсиний сказал: да. – (Диоскор, епископ александрийский, сказал: не притворяетесь ли? – Диакон и монах Елевсиний сказал: нет). – Диоскор, епископ александрийский, сказал: тоже мудрствуете? Согласны с этим? Анафематствуете тех, которые не так мудрствуют? – Диакон и монах Елевсиний сказал: да, клянусь стопами ног ваших. – Ювеналий, епископ иерусалимский, сказал: надлежит, чтобы они, так исповедующие православную веру, изложенную в Никее и утвержденную в Ефесе, были причастными и Святого общения и своих степеней. – Святой собор сказал: все мы соглашаемся с этими словами; все говорим это. – Диоскор, епископ александрийский, сказал: итак угодно вашему благочестию и то включить в определения, что вместе с архимандритом Евтихием мы разрешаем и живущих с ним клириков и монахов? – Святой собор сказал: разрешаем их. – Диоскор, епископ александрийский, сказал: возвращаем им и достоинство и общение таинств? – Святой собор сказал: да; это – справедливый суд. – Диоскор, епископ александрийский, сказал: так как документы объявлены, и весь этот святой собор согласно возвращает почтеннейшему архимандриту Евтихию общение и также достоинство пресвитерства, кроме того разрешает и всех живущих с ним клириков и монахов: то справедливо и надлежит прочитать то, что́ сделано относительно правой веры нашей святым собором, прежде собиравшимся в этом городе. Почтеннейший пресвитер и первый нотарий Иоанн пусть принесет и прочтет это, если то будет угодно и всему святому собору. – Домн, епископ антиохийский, сказал: если угодно прочитать, пусть прочтется. – Фалассий, епископ Кесарии каппадокийской, сказал: необходимо прочитать нам веру 318-ти святых отцов, и бывших в Ефесе, чтобы мы, слушая бо́льшее нечто, усвоили себе первые начала этого. – Евсевий, епископ Анкиры галатийской, сказал: чтение святых отцов весьма полезно и (служит) утверждением; ибо в

__________________________

1) По другим: Фортасий или Еортасий.

2) Юлиан.

3) Еввол.

174

 

 

них мы имеем охранение нашего православия. – Стефан, епископ ефесский, сказал: пусть прочтется изложение, составленное 318-ю святыми отцами в Никее и утвержденное в Ефесе, для охранения православной веры. – Святой собор сказал: все мы желаем этого. – Иоанн, пресвитер и первый нотарий, прочитал:


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.