Поиск авторов по алфавиту

Благочестивейшим и правовернейшим христолюбивым императорам Феодосию и Валентиниану, постоянным августам, от архимандрита Евтихия

«Провозвестником спасения и истины во всем для меня было, после Бога, ваше благочестие, ни в каком деле не упускающее исследовать клеветы или касательно веры, или против меня. Я вчера читал деяние, составленное против меня почтеннейшим епископом Флавианом, и нашел, что содержащееся в письмени не сходно с тем, что было на самом деле: в этом деянии не поместили ни того, что́ он говорил мне, ни того, что́ я говорил. Поэтому умоляю ваше милосердие, обыкновенно покровительствующее православной вере и мнению моего смирения, удостойте предписать боголюбезнейшим епископам, собиравшимся тогда но этому делу, и нотариям того же почтеннейшего епископа Флавиана, и почтеннейшим клирикам, посланным от него вызывать меня на собор, и почтеннейшему Афанасию, диакону почтеннейшего епископа Василия, – собраться в присутствии почтеннейшего епископа Фалассия для того, чтобы они, когда будут спрошены, изложили на письме со всею правдою то, что́ знают. Достигнув этого, я обычным славословием возблагодарю Господа и Бога всех Христа и ваше постоянное благочестие».

130

 

 

«Тот же благоверный записчик сказал: на прочтенном прошении есть и высочайшая надпись священнейшего и благочестивейшего императора нашего. – Знатнейший патриций сказал: пусть прочитается с благоговением. – И тот же благоверный записчик прочитал: «пусть доложено будет при почтеннейших епископах, не только прежде собиравшихся, но также и при почтеннейшем епископе Фалассие, чтобы при них, в присутствии всех (гех), о ком говорится в прошении, была исследована истина дела». – Почтеннейший епископ Флавиан сказал: пусть явятся почтеннейшие диаконы и нотарии, Астерий и Аетий, Нонн, Асклипиад и Прокопий. – И когда Астерий, Аетий, Нонн, Асклипиад и Прокопий, нотарии почтеннейшего епископа Флавиана, стали на средину, знатнейший патриций сказал: пусть в присутствии всех читаются документы по порядку. – И прежде, чем они были принесены, Аетий, почтеннейший диакон и нотарий, сказал: клянусь стопами вашими, мы не знаем, для чего мы призваны. – Знатнейший патриций сказал: почтеннейшие диаконы и нотарии почтеннейшего епископа Флавиана пусть принесут документы, составленные по этому делу, чтобы прочитать их снова. – Аетий диакон и нотарий сказал: мы не знаем ни причины, почему мы здесь находимся, ни того, каких документов собрание требует от нас. Поэтому мы медлим, и просим объяснить, зачем мы стоим и должны отвечать. – Знатнейший патриций сказал: мы требуем, чтобы объявлено было все, что по порядку было сделано по делу монаха Евтихия. – Аетий диакон и нотарий сказал: потому ли, что возникло против нас какое-нибудь подобное обвинение? – Знатнейший патриций сказал: мне повелено пересмотреть дело; и поэтому необходимо принести документы. Зачем же ты медлишь и хитришь? – Аетий диакон и нотарий сказал: кто дал делу начало исследования и повод, пусть даст нам время отвечать, принесем ли мы (их), или не принесем. – Знатнейший патриций сказал: вы взяли документы, вы поэтому должны и принести их. – Аетий диакон и нотарий сказал: кто обвинитель? – Селевк, почтеннейший епископ, сказал: нам прочитано прошение архимандрита Евтихия, состоящее в том, что он пересмотрел документы и нашел, что в них не помещено того, что сделано на святом соборе. Поэтому нам кажется справедливым, чтобы принесены были те документы, которые, как утверждает, он читал, и по ним произвесть исследование дела. – Знатнейший патриций сказал Аетию: нужны подлинные документы, на которых находятся подписи епископов. Поэтому, как я много раз говорил, пусть принесут их нотарии. – Аетий диакон и нотарий сказал: да благоволит Святой и великий собор и ваша знатность дать нам время (подумать), о чем мы хотим говорить, потому что нам не безопасно. – Знатнейший патриций сказал: прежде нужно обнародовать документы, а потом, если ты что́ хочешь заявить, тебе дана будет возможность на это. – Аетий диакон и нотарий сказал: мы не требуем ничего ни неуместного, ни несправедливого; и ваша знатность преимущественно пред всеми знает это; и как я сказал, нам предстоит опасность не за маловажное. Мы слышали, что против нас сделано кем-то обвинение пред благочестивейшим, христолюбивым и богохранимым императором. Просим объявить нам эти (обвинения) и сказать причины,

131

 

 

и представить лице, и сделать открытое обвинение против известных лиц; и таким образом мы будем отвечать и защищать самих себя, наперед будучи уверены в вашей справедливости. – Знатнейший патриций сказал: против вас еще ничего не предложено: но требуются документы, которые, как много раз было сказано, вы должны принести. – Аетий диакон и нотарий сказал: составление документов притягивает нас к делу, потому что они составлены не другим кем. – Знатнейший патриций сказал: не опасайся принести их и не имей никакого подозрения. – Аетий диакон и нотарий сказал: я ничего такого и не сказал, и не сделал. – Знатнейший патриций сказал: пусть будут принесены документы. – И прежде, чем они были принесены, почтеннейший епископ зтого славного города Флавиан сказал: вы знаете, что тогда, в собрании Святого собора, вы собирали голоса от той и другой стороны, и до подробности знаете, что́ вы написали. И если это справедливо, скажите в точности и со страхом Божиим; а если что-нибудь подложно, как бы пред судом Христа не лгите и не умалчивайте о подлоге. – Между тем как почтеннейший епископ говорил это, знатнейший патриций сказал: мы одобряем предложение почтеннейшего епископа, потому что он, полагаясь на свою собственную совесть, приказал почтеннейшим нотариям принести документы и говорить обо всем правду. Поэтому пусть принесут документы, как много раз было говорено. – Аетий диакон и нотарий сказал: увещание святейшего и блаженнейшего архиепископа нашего предоставляет нашей воле сказать истину о составлении документов. Итак если мы, когда будем говорить, окажемся достойными веры, то мы согласимся, принесем (документы) и скажем истину. – Знатнейший патриций сказал: пусть будут прочтены документы. – Аетий диакон и нотарий сказал: прошу и Святой собор, присутствовавший в то время, приказать нам принести собрание документов. – Почтеннейший епископ Селевк сказал: когда святейший епископ наш раз уже приказал принести собрание документов, то должно принести их без всякого промедления. – И когда все почтеннейшие епископы сказали: все мы говорим тоже самое, – знатнейший патриций сказал: пока перечитывается каждая глава, пусть отмечается, что в них считает достойным порицания сторона почтенного монаха; и списки, которые имеет у себя сторона почтенного монаха, пусть будут принесены и при чтении сличены с подлинными документами. – Когда та и другая сторона принесла документы, Аетий диакон и нотарий сказал: мы имеем сказать нечто, если прикажет ваша знатность. Мы узнали, что в прошении своем почтенный Евтихий показал, что он пересмотрел документы и нашел в них доказательства для своей защиты; мы просим эти документы. – Когда он говорил, знатнейший патриций сказал: для того-то мы и требуем, чтобы списки были сличены с подлинными документами. – Аетий диакон и нотарий сказал: мы просим узнать, подлинные ли документы, или списки, или что́ подобное кем-нибудь было доставлено ему. – Знатнейший патриций сказал: почтеннейший Константин пусть объяснит, списки, или подлинники то, что он принес, – Константин диакон и монах сказал: списки. – Знатнейший патриций сказал: теперь пусть последует чтение. – И прежде, чем стали читать, Аетий диакон и нотарий сказал: про-

132

 

 

сим (позволения) посмотреть собрание документов, которое принесли они чтобы узнать, чья рука, и кем оно выдано: примите нашу просьбу, в которой нет ничего неуместного. – Знатнейший патриций сказал: не согласнь ли списки с подлинными документами, об этом после надлежащим образом будет исследовано. – Аетий диакон и нотарий сказал: ничто этому не препятствует. Вы всегда судили и судом своим были славны. – Знатнейший патриций сказал: опуская излишнее, пусть последует чтение. – И Астерий, благоверный записчик, прочитал подлинный свиток, принесенный нотариями, между тем другой сличал списки, принесенные стороною Евтихия, почтеннейшего пресвитера и архимандрита; прочтены были с начала деяния первое и второе, которые внесены в документы, так:

«В консульство светлейших Флавия Зенона и Постумиана, накануне шестого дня ноябрьских ид, в христолюбивом и царствующем Константинополе, новом Риме» и проч.1)

«После того, как были прочитаны деяния первое и второе и присовокуплены объяснения почтеннейших епископов, Аетий диакон и нотарий сказал: просим Святой и великий собор спросить (тех, которые) выслушали собственные отзывы и собрание документов, – нет ли в них чего-нибудь подложного или поврежденного? – Знатнейший патриций сказал: тем самым, что молчат, они показывают, что соглашаются: поэтому следует прочесть и остальное. – И тот же благоверный записчик прочитал третье деяние, которое внесено в документы. И когда прочитано было объяснение почтеннейшего пресвитера и экдика Иоанна,2) диакон и монах Константин сказал: клянусь стопами вашими, так не было сказано, как имеется (у него). – Тот же благоверный записчик, повторивши тоже чтение, прочитал: «Ели же встретится у них, в некоторых словах, что-нибудь ложное или погрешительное, он этого и не отвергает и не принимает; а испытывает одно только Писание, как твердейшее отеческих изложений».3) – Когда это было прочитано, Константин, почтеннейший диакон и монах, сказал: так как святые отцы говорили различным образом, то хотя я все принимаю, но не принимаю за правило веры. – И когда произошло смятение и перешептывание, Константин, почтеннейший диакон и монах, сказал: прошу о том, чтобы ходившие и слышавшие от (самого) архимандрита, по чистой совести, как пред Богом, сказали всю правду, что слышали; потому что еще не произнесено предварительное осуждение архимандриту по моему объяснению; прошу почтеннейших клириков, которые были при этом, и почтенного диакона Афанасия, объяснить, что слышали от него (Евтихия). – Селевк, почтеннейший епископ, сказал: прежде объяснения брата Константина, представляющие лице подавшего просьбу обещали, что все, что ни сказали бы они, подтвердит и их архимандрит; и мы просим (подавшего) голос о предварительном осуждении не делать предварительного осуждения собранию документов. – Константин диакон и монах сказал: прошу исключить это

___________________________

1) См. выше, стр. 88 и 90.

2) См. выше, стр. 107.

3) Там же, стр. 108.

133

 

 

(выражение): «за правило веры», потому что в смятении я говорил, сам не зная что. – Седевк, почтеннейший епископ, сказал: что брат Константин изложил зто мнение прежде шума, когда все было спокойно, это засвидетельствуют и святейшие епископы и их власть. – Знатнейший патриций сказал: почтеннейшие епископы Фалассий и Евсевий благоволят сказать, что, по их мнению, должно рассмотреть в прошении той и другой стороны. – Почтеннейший епископ Фаласеий сказал: посланный от почтеннейшего монаха, из того, что сам он исповедует собственными устами, не может одно принимать, а другого не принимать. – Евсевий, почтенейший епископ города Анкиры, сказал: и мне кажется справедливым, что представляющий лице почтеннейшего архимандрита Евтихия должен считать ненарушимым все, что высказано его устами, а не по произволу часть сказанного принимать, а часть отвергать. – Знатнейший патриций сказал: почтеннейший пресвитер Иоанн и Андрей, помня свое объяснение, пусть изложат, что, по сознанию их, слышали они от почтеннейшего монаха Квтихия. – И когда Иоанн, почтеннеший пресвитер и эвдик святой церкви сего славного города, и почтеннейший диакон Андрей, стали на средину, – диакон Константин сказал: мы не сказали, что архимандрит согласен со всем тем, что я говорю. – Знатнейший патриций сказал: слова твои содержатся в документах. – Селевк, почтеннейший епископ, сказал: знатнейший референдарий, пришедший от благочестивейшего и христолюбивейшего императора нашего, объяснил, что за лице архимандрита Евтихия посланы Константин и находящиеся с ним, и что они должны принять на себя (все) то, что взводятся на него. – Знатнейший патриций сказал: также и твои слова содержатся в документах; и присовокупил: почтеннейший пресвитер Иоанн пусть изложит, что слышал от монаха Евтихия. – И прежде, чем он объяснил, почтеннейший епископ Мелифоонг сказал: по некоторой предусмотрительности, еще в начале, тотчас как состоялось обвинение, я напомнил и сказал, что обвинение делается не в пустом (деле), и что такое опасное дело должно быть исследуемо не чрез поверенного, но необходимо присутствие обвиняемого, так как и законы требуют этого. Ели же благочестивейшему императору благоугодно, чтоб уголовное дело производилось чрез поверенного, и обвинение делалось безопасно, и о том, что́ состоится, дано было знать ему: то нам необходимо во всем уступить повелению христолюбивого императора. – Селевк, почтеннейший епископ, сказал: так как основательно то, что теперь сделано по предложению знатнейшего референдария и по согласию святейших епископов и знатнейшего и славнейшего бывшего консула и патриция Флоренция, то пусть и почтеннейшие пресвитер Иоанн и диакон Андрей изложат, что́ они знают. – Иоанн, почтеннейший пресвитер и экдик, сказал: что́ объяснено мною и уже прочитано святейшему и боголюбезнейшему собору, в присутствии знатнейшего и во всем славнейшего бывшего консула и патриция Флоренция, это совершенно истинно. Тоже сказал и почтеннейший диакон. – Когда он говорил это, диакон Константин сказал: не все прочитано.–Тот же Иоанн, почтеннейший пресвитер и экдик, сказал: (я еще вот что́ говорю. – Почтеннейший диакон Константин сказал): в смя-

134

 

 

тении я сказал одно слово, и оно записано. – Когда он говорил это, почтеннейший епископ Фалассий сказал: достаточно было и объяснения пресвитера Иоанна; но так как пред всеми нами лежит евангелие, то справедливо, чтобы и он пред евангелием подтвердил то, о чем говорит. – Тот же Иоанн, почтеннейший пресвитер и экдик, присовокупляя, сказал: что (сказанное мною) совершенно истинно, чему еще бо́льшую силу истины придал противник тем, что, казалось, сомневался, это признал также боголюбезный и Святой собор на том основании, что он покушался отказаться от своих слов. Но так как должно произвести полнейшее чтение и из последующего убедить меня, чтобы я или признал то, что́ объяснено почтеннейшим архимандритом Евтихием, и согласно ли он говорил с тем, что́ я тогда объяснил, или же отказался бы я, если случится, что не признаю того: то прошу ваше боголюбие, чтобы было полнейшее чтение, дабы я, ради благоговения к святому евангелию, мог видеть все, что́ предложено нашим боголюбием, и последовать слову истины. – Знатнейший патриций сказал: пусть опять повторят слова пресвитера Иоанна из документов, где он показал, что слышал нечто от Евтихия. – И тот же благоверный записчик опять прочитал слова почтеннейшего пресвитера Иоанна:

1) «Почтеннейший пресвитер и экдик Иоанн сказал: когда прежде сего боголюбезнейший епископ Евсевий воззвал на соборе к вашей святости, обвиняя почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия, представил записку, в которой объявлял, что он (Евтихий) страдает еретическими недугами, и требовал вызвать его к вашей святости для оправдания в том, в чем он его обвинял: ваша предусмотрительная и осторожная мудрость повелела мне и почтеннейшему диакону Андрею идти к нему (Евтихию) н монастырь его и вызвать его для оправдания. Таким образом мы ходили к нему в его монастырь, прочли ему обвинительную записку, вручили ему копию с нее, объявили ему обвинителя и возвестили, что его вызывают оправдаться пред вашею святостию. Но он идти и оправдываться совершенно отказался, говоря, что у него определено и как бы законом положено от начала – никогда и никуда не отлучаться от своего братства, а жить в монастыре, некоторым образом как в гробе. Он просил нас возвестить вашей святости, что будто бы боголюбезнейший епископ Евсевий, бывши издавна врагом ему, по ненависти и неприязни взвел на него это обвинение. Он утверждал, что готов согласиться с изложением святых отцов, составлявших собор в Никее и в Ефесе, и обещался подписать их толкования. Если же встретится у них, в некоторых словах, что-нибудь ложное или погрешительное, этого он и не отвергает и не принимает, а испытывает одно только Писание, как твердейшее отеческих изложений. После воплощения Бога Слова, то есть, после рождения Господа нашего Иисуса Христа, он поклоняется одному естеству, естеству Бога воплотившегося и вочеловечившегося. И принесши какую-то в этом роде книгу, он читал ее. Он прибавил, что против него вы-

____________________________

1)      См. выше, стр. 107.

135

 

 

сказана некоторая клевета, будто бы он говорил, что́ Бог Слово принес (с собою) плоть с неба, и что он невинен в этой клевете. Что Господь наш Иисус Христос состоит из двух естеств, соединившихся ипостасно, этого он не встречал в изложениях святых отцов, и если случится ему у кого-либо вычитать что-нибудь подобное, он не примет этого; потому что божественное Писание, сказал он, превосходнее учения отцов. Говоря это, он исповедал, что родившийся от Девы Марии есть совершенный Бог и совершенный человек, не имеющий плоти, единосущной нам. Это он говорил, беседуя со мною. – Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: это слышал ты один, или и отправленный вместе с тобою диакон Андрей? – Почтеннейший пресвитер и экдик Иоанн сказал: когда он велел мне сообщить это вашей святости, то при этом присутствовал и почтеннейший диакон Андрей».

«По прочтении этого, почтеннейший пресвитер и экдик Иоанн сказал: и ваша знатность и боголюбезнейший и Святой собор знают, что не может употреблять одни и те же слова тот, кто посылается отнести к кому-нибудь повестку. Едва ли кто-нибудь и из знаменитейших риторов сделал бы то, чтобы передать и пересказать кому-либо чужие слова. Когда я слышал это от почтеннейшего архимандрита Евтихия, тогда при этом был почтеннейший диакон Андрей и еще почтеннейший диакон Афанасий. Я же, составив в то время для себя памятную записку, храню, по моему мнению, то, что́ он сказал, и имею ее при себе. Но почтеннейшему архимандриту Евтихию самому надлежало бы присутствовать при том, что теперь делается вследствие моего объяснения. Я думаю, что и ваша прозорливая мудрость подтвердит, чтобы тот, кто сказал мне, присутствуя здесь слышал, что́ мною говорится, и (будучи спрошен) возражал против сказанного мною, или согласился на это. И я не думаю, что благочестивый муж, пред евангелием, отвергнет мои слова, которые он сам тогда высказать, особенно же когда и присутствующий почтеннейший диакон Константин иногда соглашается с тем, что́ я говорю, а иногда, как он думает, отвергает сказанное мною. Прошу, чтобы от меня не слишком точно требовались те слова, которые он сказал: потому что никто не мог бы сделать того, чтобы передать чьи-либо разговоры совершенно его словами. Но прикажите прочитать записанное тогда (мною) в памятной записке. – Знатнейший патриций сказал: пусть прочтется памятная записка, как он требует, и сличится с объяснением, которое находится в документах, чтобы видно было, есть ли (между ними) какое-нибудь разногласие в смысле или в словах. – И прежде, чем стали читать, почтеннейший пресвитер и экдик Иоанн сказал: прошу прежде, чтобы почтеннейший Андрей и почтеннейший диакон Афанасий, здесь присутствующие, сказали, согласны ли они с тем, что объяснено мною прежде и уже прочитано. – Знатнейший патриций сказал: между тем пусть последует чтение. – И когда пресвитер и экдик Иоанн принес памятную записку, тот же благоверный записчик прочитал:

136

 

 

1) «Когда прежде сего боголюбезнейший Евсевий воззвал на соборе к вашей святости, обвиняя почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия, представил на него записку, в которой объявлял, что он (Евтихий) страдает еретическими недугами, и требовал вызвать упомянутого почтеннейшего архимандрита для оправдания в том, в чем он его обвинял: заботящаяся о православной вере ваша прозорливая мудрость повелела мне и почтеннейшему диакону Андрею идти к нему (Евтихию) и вызвать его для оправдания. Таким образом мы ходили к нему в его монастырь, прочли ему обвинительную записку, вручили копию, объявили ему обвинителя и вызов оправдываться пред вашим боголюбезным и святым собором; упомянутый Евтихий совершенно отказался идти сюда и оправдываться в том, в чем обвиняется, говоря, что у него определено и как бы законом положено от начала – никогда и никуда не отлучаться от своего братства, для того, чтобы жить в монастыре, как в некотором гробе. Он просил нас возвестить вашей святости, что боголюбезнейший епископ Евсевий, бывши издавна врагом ему, по ненависти и неприязни взвел на него это обвинение. Он утверждал, что он следует изложениям святых и блаженных отцов, составлявших собор в Никее и в Ефесе, и готов подписать их. Если же, как он говорит, встретится у них, в некоторых словах, что-нибудь ложное или погрешительное, этого, что́ касается до него, он и не отвергает и не принимает, но об этом он испытывает только божественное Писание, как твердейшее. Еще сказал он, что некоторые высказали против него клевету, будто бы (он говорил, что) Бог Слово принес (с собою) плоть с неба, и что он чужд этой клеветы. После воплощения Бога Слова, то есть, после рождения Господа нашего Иисуса Христа, он поклоняется одному естеству Бога воплотившегося и вочеловечившегося. И принесши об этом книгу, читал ее. Что Господь наш Иисус Христос состоит из двух естеств после соединения, – этого он не встречал в изложениях святых отцов, говорил он, и если случится ему у кого-либо вычитать что-нибудь подобное, он не примет этого; потому что божественное Писание, сказал он, не упоминает о естествах, и превосходнее учительских изложений. И говоря это, он присовокупил что от Девы родился совершенный Бог и совершенный человек».

«Знатнейший патриций сказал монаху Константину: скажи, почтеннейший монах Евтихий так ли говорил клирикам, как изложено в памятной записке, или как в документах? – Почтеннейший диакон и монах Константин сказал: что́ бы ни объявили слышавшие, архимандрит принимает это сообразно истине. – Знатнейший патриций сказал: пусть скажет Андрей, что́ он слышал от монаха, прежде чем будут прочитаны его слова из документов. – И прежде, чем стали читать, почтеннейший диакон и монах Елевсиний сказал: разговаривая со мною, он (Евтихий) сказал мне, что «Он (Христос) не имеет плоти, единосущной нам»; этого в представленной от него памятной записке не помещено. – Знатнейший па-

___________________________

1) Эта „памятная записка“ различается от вышеприведенного отрывка из «документов» только немногим выражениями Ред.

137

 

 

триций сказал: что́ скажет на это почтеннейший Иоанн? – Почтеннейший пресвитер и экдик Иоанн сказал: ваше боголюбие и ваша знатность предложили нам, нижайшим, святое Писание: что́ содержат в себе документы, тоже содержит и объяснение, находящееся в (моей) памятной записке, и я не знаю, разногласят ли они в выражениях. – Когда он говорил это, знатнейший патриций сказал: но не маловажно то, что называют измененным. Пресвитер и экдик Иоанн сказал: кто может кому-либо передать чужие самые слова, а особенно самый смысл, который он выразил? Когда он говорил это, знатнейший патриций сказал: что́ же такое, утверждаешь ты, он сказал в этом отношении? – Почтеннейший пресвитер и экдик Иоанн сказал: что́ двусмысленного о единосущном? Он (Евтихии) сказал, что Он (Христос) единосущен Матери; но не сказал, что – нам, человекам. И если хотите, клянусь, что он сказал: «единосущен Матери, и не имеет плоти, единосущной нам». – Знатнейший патриций сказал: пусть опять прочтут это место, как из памятной записки, так и из документов, чтобы почтеннейший Иоанн подробно сказал, что́ он слышал от него (Евтихия) касательно этого. – После сего почтеннейший пресвитер и экдик Иоанн сказал: что Он (Христос) не имеет плоти, единосущной нам, но – Матери, это он сказал мне одному при разговоре. – Знатнейший патриций сказал: ты забыл, что слышал, и потому не внес этого в памятную записку. – Почтеннейший пресвитер и экдик Иоанн сказал: я потому не внес этого в памятную записку, что находившиеся со мною почтеннейшие диаконы не слышали, что́ было сказано мне одному. – Диакон и монах Константин сказал: и о том просим, чтобы вошли почтеннейшие диаконы и по истине объяснили, что слышали от архимандрита, и говорили ли они с ним поодиночке. – Знатнейший патриций сказал: как прежде я сказал, пусть, в присутствии Андрея, будут объявлены слова его. – И тот же благоверный записчик прочитал из самых документов:

1) „«Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: пусть скажет и почтеннейший диакон Андрей, слышал ли он это от почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия? – Почтеннейший диакон Андрей сказал: по повелению вашей святости, мы отправились к почтеннейшему пресвитеру и архимандриту Евтихию, и, разговаривая с ним, мы слышали от него то, что́ уже сказал почтеннейший пресвитер и экдик Иоанн».

«Знатнейший патриций сказал: пусть объяснит почтеннейший диакон Андрей, что слышал он от Евтихия. – Почтеннейший диакон Андрей сказал: так как Бог восседит с вами, и страх и трепет объемлет душу мою: то не могу отступить от истины. Сначала будучи послан господином моим, по всему святейшим архиепископом Флавианом, и вместе с ним святым собором, к почтеннейшему архимандриту Евтихию, все, что́ о вызове объявил почтенный пресвитер и экдик Иоанн, это и я вместе объявил, и признаю. Когда же почтеннейший пресвитер и экдик Иоанн сделал вопрос почтеннейшему пресвитеру и архимандриту Евтихию о единосущном, признает ли он, что Бог Слово единосущен Отцу по

_______________________________

1) См. выше, стр. 108.

138

 

 

божеству и единосущен нам по человечеству, то архимандрит Евтихий сказал: как говорится в символе? Господин Иоанн сказал, что в символе говорится: «единосущного Отцу» – только. Архимандрит Евтихий возразил, говоря: поэтому так говори и ты, потому что и я так говорю. Ничего другого не знаю по этому предмету. – Знатнейший патриций сказал: однако говорил что-нибудь Иоанн с монахом Евтихием отдельно, когда тебя не было? – Почтеннейший диакон Андрей сказал: говорил нечто, клянусь (стонами) ног ваших, но я того не слышал, – Знатнейший патриций сказал: теперь пусть войдет почтеннейший (диакон) Афанасий. – И когда диакон Афанасий стал на средину, знатнейший патриций сказал ему: исполняя свое обещание, скажи по истине, что, как ты знаешь, сказал монах Евтихий почтеннейшему Иоанну или Андрею? – Почтеннейший диакон Афанасий сказал: так как речь идет о душе, и не безопасно для не говорящего истины, то я и говорю то, что слышал. Я не был послан для этого дела с боголюбезнейшим (пресвитером) Иоанном или почтеннейшим диаконом Андреем, но был приглашен боголюбезнейшим пресвитером и экдиком Иоанном, как бы для того, чтобы я присутствовал там и слышал сказанное им, и, будучи спрошен святейшими епископами, объявил, что и я, присутствуя там, слышал то, что он объявил. И теперь, по прочтении этой памятной записки, которую составил уномянутый боголюбезнейший муж, я признал все прочия выражения, только не признал (выражения) о единосущном. Но в то время, когда тот же пресвитер спросил архимандрита Евтихия: исповедуешь ли ты Господа единосущным Отцу по божеству и единосущным нам по человечеству? архимандрит тот сказал: как содержится в символе? Потом пресвитер в ответ говорит: «единосущного Отцу». Он (Евтихий) говорит: так исповедуй, потому что и я так исповедую. – Знатнейший патриций сказал: однако ж почтеннейший монах Евтихий и почтеннейший пресвитер Иоанн имели разговоры отдельно между собою? – Почтеннейший диакон Афанасий сказал: я не слышал, клянусь (стопами) ног ваших. – Почтеннейший монах Елевсиний сказал: просим почтеннейшего диакона Афанасия объяснить, в чем он упрекал почтеннейшего пресвитера Иоанна при втором исследовании. Ибо он объявил, что после первого объяснения опять было читано другое, и упрекал, что не так написано то, что́ он объяснил прежде, когда пришел из монастыря, или то, или другое, когда же после этого было заседание и когда святейший архиепископ велел принести собрание документов, в которых содержится объяснение боголюбезнейшего пресвитера Иоанна, то, по прочтении их, почтеннейший диакон Афанасий возразил, говоря: я не слышал этого. – Знатнейший патриций сказал: пусть слова Иоанна будут прочитаны из документов, и пусть будет объяснено, что еще Афанасий готов показать об них. – И когда снова были прочитаны, тот же почтеннейший пресвитер Иоанн сказал: предварительно почтеннейший диакон Андрей, а также и почтеннейший диакон Афанасий, согласились со всем тем, что я сказал в памятной записке, кроме (выражений) о единосущном, как они сказали, и объявили то, как сказано почтеннейшим архимандритом; и почтеннейший Святой собор и ваша знатность могут понять, что это тоже самое, что

139

 

 

 я сказал, именно: исповедуешь ли ты (Господа) единосущным Отцу по божеству и единосущным нам по человечеству? так как то самое, что он спросил, напротив, было знаком сомнения. И я прошу, чтобы слова почтеннейших диаконов, подтверждающие это мое объяснение (помещенное) в памятной записке, никоим образом не были искажаемы. – Знатнейший патриций сказал: пусть Афанасий ответит на то, о чем он спрошен. – Почтеннейший диакон Афанасий сказал: при третьем исследовании это объяснение, изложенное пресвитером, было прочитано в судебной палате, и я удивлен был, как новизною, теми словами, которые находятся в конце, где говорит, что (Господь) не имеет плоти, единосущной нам: и я противоречил (этому); потому что тот же пресвитер (Иоанн) сказал: «это он говорил мне одному». – Знатнейший патриций сказал: однако ж, когда тебя не было, не говорил ли он чего-нибудь с ним отдельно? – Почтеннейший диакон Афанасий сказал: я не видал. – Почтеннейший пресвитер и экдик Иоанн сказал: все мною сказанное подтвердили собственными словами почтеннейшие диаконы, спрошенные во второй и третий раз; это слышали и знают (и ваш боголюбезный Святой собор) и ваша знатность. Относительно же (слова) единосущного, – так как почтеннейший диакон Афанасий сказал, что он, удивленный новизною, впал тогда в некоторое смятение, – и я заявляю тоже. Ибо, как я говорил, он высказал мне отдельно то, что сказано. А что и сами они отчасти слышали, как я говорил ему: признаешь ли, что Он единосущен Отцу по божеству и единосущен нам по человечеству? – это они объяснили в собственных отзывах».

«Когда кончился первый документ, Марин, чтец и нотарий церкви кесарийской в первой Каппадокии, опять прочитал. – Знатнейший патриций сказал: пусть прочтена будет остальная часть документов. – И тот же благоверный записчик прочитал:

1) «Почтеннейший пресвитер и экдик Иоанн сказал: во время самого разговора» – и все остальное из третьего деяния.

«По прочтении этого, диакон и монах Константин сказал: он не говорил этого: ,,если вы не согласитесь теперь со мною, то епископ унизит меня, а после достанется и вам“.2) Клянусь (стопами) ног ваших, он этого не говорил. – (Затем) почтеннейший диакон Константин сказал: так как здесь нет ни посланных, ни пресвитера и архимандрита Мартина, то пусть об этот будет умолчано, если прикажете. – Знатнейший патриций сказал: говорят, что Патрикий, который вместе с Петром ходил к монаху, находится здесь. Итак чего хотите вы: спросить его, или почтеннейшего Мартина? – Почтеннейший диакон и монах Елевсиний сказал: ради стоп ваших, делайте необходимое. – Знатнейший патриций сказал: разве в документах говорится иначе, нежели как было на самом деле, по этой части? – Когда он говорил это, диакон и монах Константин сказал: по этой части – нет, клянусь (стопами) ног ваших. – Знатнейший патриций сказал: пусть читается следующее. – И тот же благоверный записчик прочитал из того же свитка:

___________________________

1) См. выше стр. 108.

2) См. выше стр. 115.

140

 

 

1) «Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: не говорил ли почтеннейший пресвитер и архимандрит Мартин, что́ содержала в себе статья?» и прочее.

«По прочтении этого, диакон и нотарий Аетий сказал: просим настоящий Святой собор и вашу знатность, – прикажите сделать допрос почтеннейшим клирикам, о которых упомянуло настоящее чтение документов, и пусть они объявят, не сомневаются ли они в чем-нибудь относительно того, что́ прочитано, и что́ они тогда объяснили, – а именно: почтеннейшему пресвитеру Маме, Феофилу, Мемнону, (пресвитеру и экдику) Иоанну, диаконам Андрею и Афанасию. – Знатнейший патриций сказал: настоящее исследование производится не над ними колеблющимися, но над почтеннейшим мужем монахом (Евтихием), которого и люди находятся здесь в присутствии; и присовокупил: пусть читается прочее. – И тот же благоверный занисчик прочитал:

2) «В субботний день, именно 20 числа месяца ноября» – и прочее.

«По прочтении этого, диакон Константин сказал: просим спросить их, слышали ли они это? – Знатнейший патриций сказал: пусть и Феофил, по обнародовании его показаний, скажет, сознает ли он, что он это слышал или говорил. – И когда почтеннейший пресвитер Феофил стал на средину, то сказал: я и пресвитер Мама, посланные святейшим архиепископом и святым собором, ходили в монастырь архимандрита Евтихия; и точно, прежде всего он начал говорит то, что недавно прочитано; а потом мы не хотели с ним спорить; но он именем Христа принудил нас и собственными устами сказал: «не возможно мне сказать, что Христос (состоит) из двух естеств; потому что я не рассуждаю о естестве Господа моего». Это самое, что́ и прочитано, мы слышали из уст почтеннейшего мужа и объявили, и не сделали ни прибавления какого-нибудь, ни опущения. – Монах Константин сказал: он не слышал ничего другого? – Знатнейший патриций сказал: кроме того, что объявил ты, ничего другого ты не слышал? – Почтеннейший пресвитер Феофил сказал: он говорил: «я следую и изложениям отцов»; это он говорил. – Знатнейший патриций сказал монахам: еще чего требуете? – Диакон и монах Константин сказал: просим, чтобы спрошен был и господин Мама. – Знатнейший патриций сказал: пусть и почтеннейший Мама также объяснит, что знает. – И прежде, чем он стал объяснять, диакон и монах Елевсиний сказал: он показал, что (Евтихий) говорил: «следую и изложениям отцов»; и это не внесено в документы. – Знатнейший патриций сказал Феофилу: почему вовсе не содержится в документах то, что, как сказанное Евтихием, ты после прибавил в своем показании? – Почтеннейший пресвитер Феофил сказал: он сказал и другое, клянусь (стопами) ног ваших, чего я не помню; а что помню, то я объявил. – Знатнейший патриций сказал: почему в то время ты вовсе не включил этого в документы? – Монах Елевсиний сказал: а выше он еще сказал, что он ничего ни прибавил, ни убавил из слов

___________________________

1) См. выше стр. 115.

2) См. выше, шестое деяние в Константинополе, стр. 116 и сл.

141

 

 

его (Евтихия). – Пресвитер Феофил сказал: я сказал то, что слышал из уст самого архимандрита. Если же хотят, чтобы я сказал больше, то я не слышал (больше). – Когда он говорил это, знатнейший патриций сказал: пусть даст показание пресвитер Мама, как сказано. – Почтеннейший пресвитер Мама сказал: ради стоп ваших, пусть прочтется показание, данное тогда, потому что я забыл (его). – Знатнейший патриций сказал: пусть прочтутся слова его из документов, чтобы, по прочтении их, он сказал, что он слышал, по его сознанию. И тот же благоверный записчик прочел слова его из документов:

1) «Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: скажи нам, почему» и прочее.

«По прочтении этого, почтеннейший пресвитер Мама сказал: это так, клянусь (стопами) ног ваших; я показал то, что́ (мне) прочитано, и больше ничего не показал. – Диакон и монах Константин сказал: думаю, что сказанное господином пресвитером противоречит само себе, сколько видно из прочитанных объяснений Феофила и Мамы. – Знатнейший патриций сказал: разве в документах говорится иначе? – Монах Елевсиний сказал: нет, клянусь (стопами) ног ваших. – Знатнейший патриций сказал: если есть что-нибудь другое, пусть прочтется. – И тот же благоверный записчик прочитал (последнее деяние):

2) «Когда в назначенное время, во второй день недели, именно двадцать второго числа месяца ноября, опять собрался Святой и великий собор и положено было на средине святое и достопоклоняемое евангелие, и святейший архиепископ наш Флавиан председательствовал, в судебной палате епископии» – и прочее.

«По прочтении этого, знатнейший патриций сказал: слова мои приводятся так: «пусть будет предложен пресвитеру Евтихию запрос, как он верует и что́ говорит»: доселе я сказал; а прибавили, чего не сказано, что́ притом и смысла не имеет: «и потом пусть спросят его, почему он говорит теперь так, а прежде мудрствовал иначе».3) И прибавил: как я мог сказать это, когда еще ничего не говорил почтеннейший архимандрит Евтихий? – Святейший архиепископ сего славного города сказал нотариям: каким образом внесено в документы то, чего не говорил знатнейший патриций? – Почтеннейший диакон и нотарий Аетий сказал: мы имеем что́ сказать об этом. – Святейший архиепископ (сего славного города) сказал: кто вам диктовал это? Я ли вам сказал прибавить (это)? Или вы сделали это сами собою, или услышав от других? – Диакон Аетий сказал: ваша святость спрашивает об этом, как уже убежденная в том, что сделано прибавление? – Знатнейший патриций сказал: пусть читается следующее. – Тот же благоверный записчик также прочитал:

4) «Епископ Евсевий сказал: ежели, как я прежде сказал, мне не будет осуждения за его теперешнее изложение» и прочее.

____________________________

1) См. выше стр. 117.

2) См. выше седьмое деяние в Константинополе, стр. 118 и сл.

3) См. выше стр. 120.

4) См. там же.

142

 

 

«По прочтении этого, диакоп Елевсиний сказал: не по порядку расположено. Прежде он представлял статью, в которой содержалась вера 318-ти отцов, которую утвердил и Святой собор в Ефесе; боголюбезнейший епископ не принял приносившего эту статью; когда и ваша знатность говорила, что должно принять, и тогда он не принял. – Почтеннейший епископ сего славного города сказал: откуда известно то, что в бумаге содержалось изложение (веры) 318-ти отцов? – Почтеннейший диакон Елевсиний сказал: итак следовало принять ее. – Евсевий, почтеннейший епископ города Дорилеи, сказал: об одном прошу (вас), ради святой и единосущной Троицы, – отложить это дело до вселенского собора, который имеет быть по повелению христолюбивейших императоров наших; дабы там со всею тщательностию было доказано, что Евтихий уже отлучен, как еретик, потому что он и мудрствует еретически, и не перестает мудрствовать (так). – Почтеннейший диакон и нотарий Аетий сказал: просим вашу знатность и настоящий Святой собор. Когда он говорил это, знатнейший патриций сказал: боголюбезнейший и святейший архиепископ Флавиан и не отвергает того, что, когда архимандрит Евтихий приносил статью, то он не хотел принять, но говорил, чтобы он отвечал сам. – Почтеннейший епископ Селевк сказал: предварительно почтеннейший диакон Елевсиний сказал, что почтеннейший архимандрит Евтихий представил святому собору статью, в которой, говорил он, содержится изложение веры. А так как за несколько дней прежде прислано было нам послание святейшего и блаженнейшего архиепископа Льва, извещающее о том, что почтеннейший архимандрит Евтихий обвинял (собор), а во время исследования (дела) аппеллировал к нашему вниманию чрез подачу статьи (и потому после осуждения опять назвали его архимандритом): то каким образом теперь, настаивая и говоря, что статья его – о вере, он жалобу на собор пред святейшим епископом римским назвал аппеллящей? И отсюда вы поймете, что почтеннейший архимандрит не остается твердым в одном и том же. Я прошу принести и прочитать послание. – Знатнейший патриций сказал: по окончании собора почтеннейших епископов, почтеннейший Евтихий принес мне копию статьи, которую, по его словам, он представлял святому собору. – Благоверный записчик присовокупил к прочитанному:

1) «Пресвитер Евтихий сказал: я пришел не рассуждать, а внушить вашей святости, как я мудрствую. А как я мудрствую, написано в этой бумаге. Прикажите прочитать ее. – Святейший архиепископ сказал: читай сам.– Пресвитер Евтихий сказал: не могу. – Святейший архиепископ сказал: почему? Не ты ли изложил, или это изложение другого? Если твое, то читай сам. – Пресвитер Евтихий сказал: мое изложение, а самое слововыражение святых отцов. – Святейший архиепископ сказал: каких отцов? Говори сам собою; что за нужда тебе в бумаге? – Пресвитер Евтихий сказал: я верую так: поклоняюсь Отцу с Сыном, и Сыну с Отцом, и Святому Духу с Отцом и Сыном. Исповедую, что плотское пришествие Его совершилось от святой Девы, и что Он совершенно вочеловечился ради

________________________

1) См. выше стр. 121.

143

 

 

нашего спасения. Так я исповедую пред Отцом и Сыном и Святым Духом, и вашею святостию».

«По прочтении, диакон Елевсиний сказал: когда потребовали, чтобы (Евтихий) исповедал веру сам собою, то он говорил: «стоя пред лицом Отца и Сына и Святого Духа, которым я поклонялся и поклоняюсь (и буду поклоняться), я мудрствую так, как определили 318-ть отцов в Никее, и утвердил Святой собор в Ефесе»; это не внесено в документы. – Диакон и нотарий Аетий сказал: просим вашу святость и вашу знатность предложить вопрос присутствовавшим тогда святейшим епископам, которые и высказали собственными устами и утвердили это собственноручными подписями, – было ли сказано тогда почтеннейшим Евтихием то, что теперь они сказали, и изменено ли что-нибудь из того, что содержится в документах. – Епископ Василий сказал: по истине, я не помню этого в точности. – Епископ Селевк сказал: пусть будут прочтены мне слова, которые высказал почтеннейший диакон Елевсиний. – И когда из записных табличек прочитали ему слова Елевсиния, почтеннейший епископ Селевк сказал: я не помню, чтобы сказал это почтеннейший архимандрит Евтихий. – Епископ Трифониан сказал: (скажу) по истине, как пред Богом, он сказал точно так, как содержится в документах. – Епископ Лонгин сказал: и я припоминаю, что архимандрит Евтихий сказал так, как изложено в прочитанных документах. А что только почтеннейшим Елевсинием сказано, будто он (Евтихий) сказал: «я так содержу (веру), как определили 318-ть отцов в Никее, и утвердили бывшие в Ефесе», – видно и из последующего, где он не хотел исповедать, что Господь наш Иисус Христос стал единосущным нам по плоти; говорю это, как пред Богом. – Почтеннейший епископ Мелиффонг сказал: как пред Богом говорю, я ничего не нашел такого, что тогда сделано было бы иначе, чем как теперь прочитано. А что сказал диакон Елевсиний, будто Евтихий сказал такие слова, то Испытующий сердца людей (Рим. 8:27) знает, что я не слышал, не помню. – Почтеннейший епископ Юлиан сказал: и прежде моих слов собрание документов обличает вероломство Евтихия; потому что мы не знаем того, что теперь показал диакон Елевсиний, и ничего такого не говорил Евтихий. – Почтеннейший епископ Павел сказал: по истине говорю, когда слышу это от диакона Елевсиния, слышу теперь как новость. Но я знаю, что все, содержащееся в документах, истинно, и ни одного слога не прибавлено и не убавлено. – Почтеннейший епископ Евдоксий сказал: как пред Богом говорю, меня удивляет сказанное теперь почтеннейшим диаконом Елевсинием; потому что тогда почтеннейший архимандрит Евтихий не говорил (ничего такого), но то, что содержится в документах. – Почтеннейший епископ Евстохий сказал: как пред Богом, и я говорю тоже, что сказали прежде меня: (потому что я только то знаю), что содержится в документах. – Почтеннейший епископ Тимофей сказал: я слышал, как он говорил: «я мудрствую так, как отцы наши». Впрочем и ваша знатность знает, что или выше или ниже я объяснял, что я слышал, как он говорил: «я мудрствую так, как отцы наши». – Почтеннейший епископ Валериан сказал: Бог свидетель, я не слышал от Евтихия ни-

144

 

 

чего того, что сказал диакон Елевсиний. – Почтеннейший епископ Савва сказал: свидетель (мне) Бог, которому мы отдадим отчет в этом в день суда, – архимандрит говорил то, что содержится в документах. Я старался и умолял его, чтобы он исповедал (Господа) единосущным нам, и никак не мог убедить его. – Почтеннейший епископ Секундин сказал: кроме того, что написано в документах, я ничего не слышал, и ничего не было сказано. – Почтеннейший епископ Аврелий сказал: я припоминаю, что и в то время архимандрит говорил то, что недавно нам прочитано. – Диакон Константин сказал: прошу ваш Святой собор спросить господина епископа Василия, что он сказал, когда господин епископ Евсевий восстал против него и укорял его; как пред Богом, что такое он сказал? Он встал, говоря: «я намерен подать против него записки»; и укорял его. – Знатнейший патриций сказал: однако ж не мешай продолжать чтение; и если ниже этого нет, тогда и употребляй эти доказательства. – И тот же благоверный записчик прочитал:

1) «Святейший архиепископ сказал: исповедуешь ли ты, что один и тот же Сын единосущен Отцу по божеству и единосущен Матери по человечеству?» и прочее.

«По прочтении этого, диакон Константин сказал: господин епископ говорил это тогда, когда архимандрит сказал, что (исповедует) одно естество. – Когда он говорил, диакон Елевсиний сказал: как пред Богом (скажите), был ли он тогда анафематствован вашею святостию, потому что говорится: «Святой собор, вставши, анафематствовал его»2)? – Почтеннейший епископ Тимофей сказал: я не слышал. – Знатнейший патриций сказал: тогда не было сказано ничего такого? – Почтеннейший епископ Селевк сказал: я не слышал. – Почтеннейший епископ Юлиан сказал: по истине, и я не слышал. – Почтеннейший епископ Василий сказал: по истине, друг, из уст моих не выходило ничего такого. – Почтеннейший епископ Мелиффонг сказал: некоторые в то время оскорбили меня, как недостойного присутствовать на соборе, потому что я просил отсрочки; и я не знаю. – Почтеннейший епископ Савва сказал: когда предстанет пред судей свидетель для свидетельства и не может говорить, то он кивает головою своею, и имеет достоинство свидетелей. А мы все подписали собственноручно и высказали мнения письменно: каким же образом мы можем отвергать? – Почтеннейший епископ Трифон сказал: когда он однажды высказал слова нечестивые и противные изложению 318-ти святых отцов и Святого собора в Ефесе, то все присутствовавшие клирики анафематствовали его. – Диакон и нотарий Аетий сказал: на таких святейших соборах часто случается, что один из присутствующих боголюбезнейших епископов скажет что-нибудь, и сказанное одним записывается и понимается, как сказаное всеми вместе. Искони это велось, что мы записываем, когда говорит один. – Святой собор сказал: итак, если теперь найдется один или другой говорящий (так), как показали и согласились боголюбезнейшие епископы и одобрил тогда

____________________________

1) См. выше стр. 122.

2) См. выше стр. 123.

145

 

 

святейший клир, то мы просим – никак не исключать этих слов из документов и не изменять; потому что, кажется, подписали все святейшие епископы. – Когда он говорил, знатнейший патриций сказал: что́ каждый доказал, то твердо; что́ содержит истина, то никоим образом не подлежит сомнению. – Диакон и нотарий Аетий сказал: просим, чтобы теперь пред вашею святостию объявлены были показания об этом боголюбезнейшего епископа Саввы, и боголюбезнейшего епископа Трифона, и боголюбезнейшего (епископа) Павла.–Знатнейший патриций сказал: они объявлены и внесены в документы; поэтому пусть читается остальное. – И тот же благоверный записчик прочитал также остальное:

1) «После этого святейший архиепископ сказал: пусть скажет святой собор, чего достоин присутствующий и не исповедующий ясно правую веру и не желающий согласиться с рассуждением сего Святого собора, а упорствующий в своем извращенном и худом мнении. – Боголюбезнейший епископ Селевк сказал: он достоин низложения, впрочем все зависит от человеколюбия вашей святости, – Святейший архиепископ сказал: если бы он, исповедавши собственный грех, убедился анафематствовать свое мнение и согласиться с нами, следующими изложениям святых отцов, тогда по справедливости он удостоился бы милости. Но так как он упорствуют в своем заблуждении, то подвергается каноническим епитимиям. – пресвитер Евтихий сказал: я признаю это, потому что вы теперь приказали, однако ж не анафематствую. Ибо что я признаю, то признаю по истине. – Знатнейший (и славнейший) из префектов и консулов, патриций Флоренций сказал: скажи, признаешь ли ты два естества и единосущие нам»“?

«По прочтении этого, знатнейший патриций сказал: это «скажи»... я говорил не как собеседующий, но увещевая его согласиться на то, что было говорено святым собором. – Диакон Константин сказал: за что осужден архимандрит Евтихий? Не потому ли, что боголюбезнейший и святейший архиепископ наш спрашивал его: «признаешь ли ты (во Христе) два естества после соединения и анафематствуешь ли тех, которые не признают?», и так как он не стал анафематствовать, за это и осужден? и слова его не внесены в документы. – Знатнейший патриций сказал: пусть читается остальное, чтобы мы знали, действительно ли вовсе не внесено в документы то, что утверждает Константин. – Тот же благоверный записчик также прочитал:

2) «Пресвитер Евтихий сказал: я читал (писания) блаженного Кирилла, святых отцов и Святого Афанасия: они признавали два естества прежде соединения, а после соединения и воплощения они признавали уже не два естества, но одно. – Знатнейший (и славнейший) из префектов и консулов, патриций Флоренций сказал: скажи, исповедуешь ли ты два естества после соединения? Если не скажешь, будешь осужден».

«(При чтении этого) знатнейший патриций сказал: это «скажи... если не скажешь, то будешь осужден» – я сказал не как собеседующий, но уве-

_________________________

1) См. выше стр. 123 и 124.

2) См. выше стр. 124.

146

 

 

щевая его согласиться, потому что, как я видел, все наступали на него. – Тот же благоверный записчик также прочитал:

1) «Пресвитер Ентихий сказал: прикажите прочитать (писания) Святого Афанасия, и вы узнаете, что ничего подобного он не говорит. – Боголюбезнейший епископ Василий сказал: если ты не признаешь двух естеств после соединения, то признаешь смешение и слияние. – Знатнейший и славнейший патриций Флоренций сказал: не признающий из двух естеств и два естества, верует неправо».

«(При чтении этого) знатнейший патриций сказал: я не говорил этих слов, потому что я и не в силах был рассуждать о догматах. – Благочестивейший епископ этого славного города сказал: тогда не было сказано то, о чем говорится, и однако ж находится в документах: замечайте вы, нотарии; потому что против вас идет спор об этом; и в удобное время нужно тщательнее это исследовать. – Диакон и нотарий Аетий сказал: теперь есть время и соглашаться и отвергать; потому что здесь присутствуют святейшие епископы, которые (сами) слышали; а большинство их часто слышало документы от высших по достоинствам в присутствии многих святейших епископов; и неужели их знатность когда-нибудь упрекала (нас)? – Когда он говорил, знатнейший патриций сказал: когда же были читаны мне документы, чтобы я мог упрекать? Даже когда я просил прочитать их, мне не дали. – Диакон и нотарий Аетий сказал: никто нам не говорил. – Тот же благоверный записчик также прочитал:

2) «Весь (Святой) собор, вставши, воскликнул: по принуждению нет веры. Многая лета императорам, многая лета. Вера наша всегда побеждает. Он не согласен; зачем убеждать его»?

«По прочтении этого, почтеннейший диакон Константин сказал: собор говорил это? – Почтеннейший диакон Аетий сказал: пусть будет спрошен Святой собор. – Почтеннейший епископ Савва сказал: во всех церквах он был анафематствован, а в одном уголке не имел анафематства? – Почтеннейший епископ Трифон сказал: и я говорю тоже. – Почтеннейший диакон Константин сказал: за что осужден архимандрит, этих слов нет (в документах). Ибо господин архиепископ наш просил его, говоря: «признавай два естества после соединения и анафематствуй тех, которые не признают». И так как он не хотел анафематствовать, говоря: «горе мне, если я буду анафематствовать святых отцов»3): тогда он (архиепископ) произнес осуждение его; и этих слов нет (в документах); а тогда они были читаны. Также господин епископ Василий, когда архимандрит был спрошен: «признаешь ли ты два естества»? и сказал: «я признаю одно естество», – господин епископ Василий тотчас присовокупил, что и у Святого Афанасия говорится об одном естестве воплотившегося Слова; и этого нет. И еще: господин епископ Селевк сказал, чтобы прочитаны были наши исповедания, дабы видеть, согласен ли

____________________________

1) См. выше, стр. 124.

2) См. там же.

3) Слич. выше стр. 123.

147

 

 

архимандрит с этими нашими изложениями. И когда господин архиепископ наш приказал прочитать их, вдруг встал благочестивейший пресвитер Астерий и прочитал осуждение; и этого нет. – Знатнейший патриций сказал: сидящий подле меня боголюбезнейший епископ Селевк сказал: пусть прикажет ваша святость прочитать изложения веры, составленные всеми нами, и спросить почтеннейшего Евтихия, согласен ли он с ними. Когда это было сказано, я сказал святейшему архиепиекопу Флавиану, чтобы он приказал быть чтению. И он говорил, что должно читать изложения; и ничего эnого не было сделано, но прямо прочтено осуждение. Об этом знают и боголюбезнейшие епископы Селевк и Василий. – Почтеннейший епископ Селевк сказал: помню, что я говорил. – Почтеннейший епископ Василий сказал: по истине говорю, что не могу вспомнить слов, которые тогда я сказал, потому что прошло много времени. Когда же господин (архиепископ) и собор говорили: «признаешь ли ты два естества в Господе, божество и человечество?», а архимандрит отвечал: «я признаю, что Господь наш Иисус Христос состоял из двух естеств прежде соединения, а после соединения признаю одно естество»1): тогда я, помню, высказал такую мысль: «если ты признаешь из двух естеств прежде соединения, а после соединения признаешь решительно одно естество, то будешь подозреваем, что признаешь слияние и смешение»2). Знаю также, что после этого я обратился и высказал свою мысль, о которой знает Христос; так, успокаивая господина архиепископа и убеждая мало-помалу архимандрита согласиться с нами, я сказал: «если ты скажешь – одно естество Бога Слова воплотившееся и вочеловечившееся, то скажешь согласно с нами и с отцами; ибо ясно, что иное нечто есть божество, которое от Отца, и иное нечто плоть, которая от Матери, и в которую Он воплотился»3). – Диакон и нотарий Аетий сказал: присутствующие на соборе святейшие епископы, как бы в общей беседе и в виде совещания, часто говорят много такого, чего не дозволяют записывать. – Почтеннейший епископ Лонгин сказал: и сказано, и записано, и прочтено, и вновь перечитано. – Почтеннейший диакон Константин сказал: прочитанное осуждение диктовано не в тот час (как состоялось), но было продиктовано прежде, чем архимандрит пришел в епископию. – Диакон Аетий сказал: просим его объяснить, откуда он это узнал, и доказать, истинно ли это. – Епископ Селевк сказал: если бы теперь нужно было производить исследование канонически, то прилично было бы почтеннейшему диакону Константину обвинять и приговор, и нас и нотариев, а нам стоять за этот (приговор). А так как благочестивейший император наш повелел теперь произвести исследование касательно повреждения документов: то считаю неприличным теперь говорить об этом. – Диакон Константин сказал: этого нет в документах. – Почтеннейший епископ Василий сказал: я сказал это потому, что почтеннейший (диакон) Константин привел мне на память (мои) слова, чтобы я, отказавишсь (от них), не погубил свою душу. Сказал же я это в разговоре, а не в ви-

________________________

1) Слич. выше стр. 124.

2) 3) Слич. выше стр. 124.

148

 

 

де приговора. Поэтому почтеннейший епископ Евсевий, подозревая, что я давал советы архимандриту, казалось, разгневался на меня. – Почтеннейший диакон и нотарий Аетий сказал: просим и святейшего епископа Селевка сказать: произнесенные им тогда, как он говорит, слова, что «должно прочитать исповедания», с тем ли были сказаны, чтобы их внести в документы? – Знатнейший патриций сказал: боголюбезнейший епископ Селевк или другой кто, говорили и такое, что́ должно было записывать, и такое чего не должно. – Почтеннейший диакон и нотарий Аетий сказал: мы слышали, как он сказал: «удостойте»... – Когда он говорил, почтеннейший диакон Константин сказал: архимандрит слышал, а вы не слышали? – Почтеннейший епископ Селевк сказал: помню, что я говорил такие слова. А выходит, что при увеличившемся смятении слова мои вовсе не записаны. – Почтеннейший диакон Константин сказал: я говорил еще, что господин архиепископ наш спросил архимандрита: «признаешь ли ты два естества после соединения и анафематствуешь ли тех, которые не признают Двух естеств?»; и эти слова не внесены в документы. Ибо он за то и осужден, что не хотел анафематствовать (тех, которые отвергают два естества после соединения). – Почтеннейший епископ Фалассий сказал: слышал ли Святой собор, что́ сказано почтеннейшим диаконом Константином? Итак пусть Святой собор благоволит объявить настоящему святому собранию, знает ли он, что это говорил боголюбезнейший и святейший (архиепископ) Флавиан. – Почтеннейший епископ Василий сказал: мы помним, что почтеннейший епископ Евсевий и в первый и во второй раз обвинил его в том, что он не признает двух естеств после соединения; помним и то, что он сам (архиепископ) сказал: «слышишь ли, что́ он говорит тебе, и что он предлагает тебе? что скажешь на это?»1). – Диакон Константин сказал: итак ты не слышал самых слов от господина нашего архиепископа? – Почтеннейший епископ Василий сказал: вначале четвертого исследования почтеннейший епископ Евсевий сказал монаху: «признаешь ли два естества после соединения, и Господа нашего Иисуса Христа единосущным нам по плоти? и анафематствуешь ли тех, которые не так мудрствуют»? А господин архиепископ предложил ему вопрос, признает ли он то, что предлагал ему обвинитель2). Напоследок произошло величайшее смятение, и я по истине не помню, сделал ли боголюбезнейший епископ такое предложение. – Почтеннейший диакон Константин сказал: о том и спрашиваю ваш Святой собор, слышали ли вы, что господин мой архиепископ сказал: «признаешь ли ты два естества»? – Когда он говорил, почтеннейший епископ Селевк сказал: что сказано при допросе, то сказано или боголюбезнейшим Евсевием, или святейшим и боголюбезнейшим архиепископом нашим Флавианом. А в какое время было говорено о (двух) естествах, не помню. – Знатнейший патриций сказал: и я припоминаю, что тогда святейший архиепископ сказал это: «исповедуешь ли ты два естества и после соединения»? и тот (Евтихий) отвечал, говоря: «так как в пи-

_____________________________

1) Слич. выше стр. 121.

2) Слич. выше стр. 121.

149

 

 

саниях Афанасия и других епископов не содержится этого, то я страшусь признавать»1). – Почтеннейший диакон и нотарии Аетий сказал: такой вопрос был предложен боголюбезнейшим епископом Евсевием во время деяния. – Почтеннейший епископ Тимофей сказал: я слышал так, как сказал боголюбезнейший епископ Василий. – Почтеннейший епископ Юлиан сказал: так как было смятение, то я не припомню, кем было сказано. – Почтеннейший епископ Евдоксий сказал: помню, что сказал почтеннейший епископ Евсевий, а святейший архиепископ был согласен (с ним) и заставлял архимандрита согласиться с тем, что было говорено Евсевием. – Почтеннейший епископ Лонгин сказал: как пред Богом говорю, что не могу припомнить этого, потому что произошло уже смятение; и мы, бывшие позади, не знали, что делалось впереди, – Почтеннейший епископ Савва сказал: припоминаю, что я сказал архимандриту: «если ты не исповедуешь одного Единородного (состоящим) из двух естеств, то отвергаешь или домостроительство, или божество». – Почтеннейший диакон Константин сказал: когда было прочитано осуждение, (Евтихий) апеллировал к святому собору святейшего епископа римского, александрийского, иерусалимского и фессалоникского; и этого не помещено в документах. – Знатнейший патриций сказал: когда сделалось смятение и собор расстроился, он сказал мне потихоньку, что он апеллирует к собору римскому, египетскому и иерусалимскому. И я, считая неуместным скрывать это от святейшего и боголюбезнейшего (архиепископа) Флавиана, уходя, сказал ему об этом. – Почтеннейший епископ Василий сказал: по истине говорю, что, когда заседало собрание, и (святым) собором предложено было, чтобы почтеннейший архимандрит Евтихий признал два естества нераздельные и неслитные в одном Господе и после соединения, знаю, что он сказал: «если прикажут мне отцы римский и александрийский, то признаю это самое». Но он сказал это не в виде аппелляции, а в таком смысле: «не дерзаю признавать ради отцов». – Святейший архиепископ этого славного города сказал: я слышал не от него, но от знатнейшего и славнейшего бывшего консула и патриция, в то время, когда, по окончании собора, я шел на верх дома. – Знатнейший патриций сказал: пусть скажут прочие святейшие епископы, знают ли, они, что почтеннейший монах хотел апеллировать. – Почтеннейший епископ Юлиан сказал: как пред Богом (говорю), ничего подобного я не слышал от монаха Евтихия в собрании. – Почтеннейший епископ Селевк сказал: когда был собор и происходило исследование, мы ничего подобного не слышали от архимандрита Евтихия касательно апелляции; и мы объявляем тоже самое, что́ сказано почтеннейшими епископами. – Тот же благоверный записчик также прочитал:

2) «Святейший архиепископ сказал: из всего – и из бывших уже деяний, и из теперешнего его собственного сознания – открывается, что Евтихий, бывший пресвитер и архимандрит, страждет заблуждением Валентина и Аполлинария и неизменно следует их злохулениям. Не устыдившись на-

_____________________

1) Слич. выше стр. 124.

2) См. выше стр. 124.

150

 

 

шего убеждения и внушения, он не захотел согласиться с истинныый догматами. Посему, воздыхая и оплакивая совершенную его погибель, мы о Господе нашем Иисусе Христе, им злословимом, определили отчуждить его от всякой священнической службы, общения с нами и начальства над монастырем. Пусть все те, которые после этого будут разговаривать или сходиться с ним, знают, что и сами они будут повинны епитимии отлучения, как не уклонявшиеся от беседы с ним».

«Подписи:

«Флавиан, епископ Константинополя, нового Рима, определивши, подписал».

«Подписали и все прочие епископы и архимандриты.

«Знатнейший патриций сказал: пусть все будет доведено до сведения императорского человеколюбия. – Почтеннейший диакон и нотарий Аетий сказал: до настоящего времени мы оправдывали себя, в чем могли, и при частом чтении нас никто не упрекал. Но задолго прежде сего, когда бумаги были прежде у нас, Астерий, наш сопресвитер и состоящий с нами нотарий и сотрудник, ушел и унес все наши бумаги, как списки, так и подлинники; и уже два или три месяца, как мы не имеем ничего из них. Итак, если в последующее время будет что-нибудь производиться или говориться по настоящему делу, то мы должны быть свободны (от него). – Флавий Флоренций, знатнейший и славнейший бывший префект города, бывший префект преторий в шестой раз, бывший консул и патриций, сказал: пусть и это будет внесено в настоящие документы, чтобы дошло до сведения императорской власти».


Страница сгенерирована за 0.57 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.