Поиск авторов по алфавиту

Деяние третие в Константинополе под председательством Флавиана (снова прочитанное в Халкидоне)

 

«Когда под председательством святейшего и благочестивейшего архиепископа нашего Флавиана собрался Святой собор опять в судебной палате епископии, во второй день недели, в пятнадцатый день месяца ноября, в консульство преждеозначенное, – боголюбезнейший епископ Евсевий сказал: четвертый день истек сегодня, как я воззвал к вашей святости, требуя, чтобы на ваш Святой собор пришел пресвитер и архимандрит Евтихий, который должен быть обвинен мною в том, что он искажает православные догматы и мудрствует иначе, нежели как верует кафолическая Церковь. Прошу, чтобы посланные вашею святостию спросить его сказали, какой они получили от него ответ. – Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: пусть скажут нотарии, кто были тогда посыланы. – Нотарии сказали: прежде ваша святость повелела благочестивейшему пресвитеру и экдику Иоанну и почтеннейшему диакону Андрею отправиться к почтеннейшему пресвитеру и архимандриту Евтихию; оба они здесь. – Святейший епископ (Флавиан) сказал: пусть предстанут они пред святым собором, и пусть скажет сперва почтеннейший пресвитер и экдик Иоанн, ходил ли он вызывать пресвитера и архимандрита Евтихия, видел ли его и что́ от него слышал. – Почтеннейший пресвитер и экдик Иоанн сказал: когда прежде сего боголюбезнейший епископ Евсевий воззвал на соборе к вашей святости, обвиняя почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия, представил записку, в которой объявлял, что он (Евтихий) страдает еретическими недугами, и требовал вызвать его к вашей святости для оправдания в том, в чем он его обвинял: ваша предусмотрительная и осторожная мудрость повелела мне и почтеннейшему диакону Андрею идти к нему (Евтихию) в монастырь его и вызывать его для оправдания. Таким образом мы ходили к нему в его монастырь, прочли ему обвинительную записку, вручили ему копию с нея, объявили ему обвинителя и возвестили, что его вызывают оправдаться пред вашею святостию. Но он идти и оправдываться совершенно отказался, говоря, что у него определено и как бы законом положено от начала – никогда и никуда не отлучаться от своего братства, а жить в монастыре, некоторым образом как в гробе. Он просил нас возвестить вашей святости, что будто бы боголюбезней-

107

 

 

ший епископ Евсевий, бывши издавна врагом ему, по ненависти и неприязни взвел на него это обвинение. Он утверждал, что готов согласиться с изложением святых отцов, составлявших собор в Никее и в Ефесе и обещался подписать их толкования. Если же встретится у них, в некоторых словах, что-нибудь ложное или погрешительное, этого он и не отвергает и не принимает, а испытывает одно только Писание, как твердейшее отеческих изложений. После воплощения Бога Слова, то есть, после рождения Господа нашего Иисуса Христа, он поклоняется одному естеству естеству Бога воплотившегося и вочеловечившегося. И принесши какую-то в этом роде книгу, он читал ее. Он прибавил, что против него высказана некоторая клевета, будто бы он говорил, что Бог Слово принес (с собою) плоть с неба, и что он невинен в этой клевете. Что Господь наш Иисус Христос состоит из двух естеств, соединившихся ипостасно, этого он не встречал в изложениях святых отцов, и если случится ему у кого-либо вычитать что-нибудь подобное, он не примет этого; потому что божественное Писание, сказал он, превосходнее учения отцов. Говоря это, он исповедал, что родившийся от Девы Марии есть совершенный Бог и совершенный человек, не имеющий плоти, единосущной нам. Это он говорил, беседуя со мною, – Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: это слышал ты один, или и отправленный вместе с тобою диакон Андрей? – Почтеннейший пресвитер и экдик Иоанн сказал: когда он велел мне сообщить это вашей святости, то при этом присутствовали и диакон Андрей. – Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: пусть скажет и почтеннейший диакон Андрей, слышал ли он это от почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия? – Почтеннейший диакон Андрей сказал: по повелению вашей святости, мы отправились к почтеннейшему пресвитеру и архимандриту Евтихию; и, разговаривая с ним, мы слышали от него то, что́ уже сказал почтеннейший пресвитер и экдик Иоанн. – Почтеннейший пресвитер и экдик Иоанн сказал: во время самого разговора почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия, когда он велел нам сообщить это вашей святости, там присутствовал и почтеннейший диакон боголюбезнейшего епископа Василия, и слышал, что́ было говорено. Потому я прошу призвать его и спросить, слышал ли он что-нибудь из этого. – Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: пусть скажут почтеннейшие нотарии, здесь ли диакон, находящийся при боголюбезнейшем епископе Василие и упомянутый почтеннейшим пресвитером и экдиком Иоанном? – Нотарии сказали: здесь диакон, находящийся при боголюбезнейшем епископе Василие, заседающем вместе с вашею святостию. – Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: пусть станет на средине – И когда он стал, святейший архиепископ сказал: как тебя зовут? – Он сказал Афанасий. – Святейший архиепископ сказал: в какой церковной степени состоишь? – (Афанасий сказал: я диакон. – Святейший архиепископ Флавиан сказал: какого города? – Диакон) Афанасий сказал: Селевкии, у святейшего епископа Василия. – Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: скажи, что́ ты слышал, в присутствии почтеннейших – пресвитера и экдика Иоанна и диакона Андрея, от почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия, ка-

108

 

 

сательно веры? – Диакон Афанасий сказал: слышал то, что́ сказали боголюбезнейший пресвитер и экдик Иоанн и почтеннейший диакон Андрей. – Боголюбезнейший епископ Евсевий сказал: рассказанного почтеннейшим пресвитером и экдиком Иоанном и почтеннейшим диаконом Андреем и донесения Афанасия, почтеннейшего диакона святой селевкийской церкви, достаточно для уяснения того. какое он имеет нечестивое мнение, противное изложениям святых отцов. Впрочем я прошу вашу святость вызвать его снова. Ибо я готов уличить его многими свидетельствами в том, что он худо мудрствовал и мудрствует и учит. – Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: о, если бы он, придя сюда и сознав свое заблуждение, раскаялся! Господь наш Иисус Христос радуется о спасении погибших, и сам первый идет искать заблудшую овцу (Лук. гл. 15). Посему посланные теперь почтеннейшие пресвитеры Мама и Феофил, отдав ему посланную от нас к нему вызовную грамоту, пусть убедят его придти на (наш) Святой собор, соблазняемый не только обвинительными против него записками, представленными боголюбезнейшим епископом Евсевием, но и донесениями благочестивейшего пресвитера и экдика Иоанна и почтеннейших диаконов Андрея и Афанасия о том, что он худо мыслит и упорствует в этом. Если же он придет сюда, изрыгнет прежде свое нечестие и признает истинную веру и изложение святых отцов наших, тогда он получит прощение, какое обыкновенно мы даем раскаивающимся. – Боголюбезнейший епископ Евсевий сказал: пусть прикажет ваша святость наперед прочитать высказанную от Святого собора вызовную грамоту, чтобы она внесена была в памятные записки. – Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: пусть прочтут и внесут в памятники веры».


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.