Поиск авторов по алфавиту

Послание, написанное святейшим епископом Александрийским Кириллом к боголюбезнейшему епископу Антиохийскому Иоанну о мире

1) По прочтении этого (послания блаженной памяти Кирилла), почтеннейшие епископы иллирикские воскликнули: «мы веруем так, как Кирилл! Вечная память Кириллу»! Почтеннейший епископ Феодорит сказал: «анафема тому, кто говорит о двух сынах. Мы поклоняемся единому Сыну, Господу нашему Иисусу Христу, единородному». Все почтеннейшие епископы воскликнули: «мы веруем, как Кирилл; мы так уверовали, так веруем. Анафема тому, кто не верует так». Почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними воскликнули: «Флавиан так веровал, Флавиан защищал это, за это Флавиан был низложен. Евсевий низложил Нестория; Диоскор повредил веру». Почтеннейшие епископы египетские и бывшие с ними воскликнули: «Нестория низложил Бог». Почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними воскликнули: «Лев так верует; Анатолий так мудрствует». Почтеннейшие епископы египетские и бывшие с ними воскликнули: «все так мудрствуем; сатана не должен иметь места, сатана не должен иметь области». Почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними воскликнули: «император и сенат, и все так мудрствуют». Славнейшие сановники, знаменитейший сенат и весь Святой собор почтеннейших епископов воскликнули: «император так мудрствует; августа так мудрствует, все так мудрствуем». Почтеннейшие епископы египетские и бывшие с ними воскликнули: «так мудрствует весь мир. Постановления отцов хороши». Почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними воскликнули: «убийцу Флавианова низвергнуть, отцеубийцу низвергнуть». Почтеннейшие епископы египетские и бывшие с ними воскликнули: «все так веруем. Многая лета сенату, многая лета императорам, многая лета православным. Все так веруем. Чрез вас да будет мир. Все право мыслим». Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «на каком же основании вы приняли в общение Евтихия, говорящего противное этому, а блаженной памяти Флавиана и почтеннейшего епископа Евсевия, согласных с этим, низложили»? Почтеннейший епископ александрийский Диоскор сказал: «пусть самые памятные записки покажут истину». – Вероникиан, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка:

2) «Евстафий, епископ беритский, после прочтения вышеозначенных посланий, сказал: необходимо объяснить вашей святости, что, хотя в блаженнейшем и святейшей памяти отце нашем и архиепископе александрийском Кирилле присутствовал Бог, однако нечто из написанного им, еще при жизни его, было подвергаемо сомнению теми, которые не понимают правильно того, что́ сказано красиво, пока он своим мудрейшим и ученейшим языком не сделал (этого) для желающих извращать писания, составленные красиво, и убедил всех следовать его благочестивому мудрствованию. Но когда некоторые другие готовы были и из прочитанных те-

__________________________________

1) Деяние халкидонского собора.

2) Из ефесских деяний.

98

 

 

перь посланий блаженнейшего и святейшего мужа сделать предмет сомнения: то он опять возымел нужду, а более желание (т. е. объяснять). Все свое время он посвящал тому благочестивому труду, чтобы объяснять самого себя, показать свое намерение и чрез свои послания к бывшим епископам, блаженной и святой памяти Акакию медитинскому, Валериану иконийскому и Сукпенсу диокесарийскому в Исаврии, выяснить всем, как нужно понимать недавно прочитанные послания и догмат пришествия нашего Спасителя. Ибо в посланиях к этим блаженным мужам, между прочим, прибавлено и следующее: «должно признавать не два естества, но одно воплотившееся естество Бога Слова». И эти слова свои он подтвердил свидетельством блаженнейшего Афанасия».

1) Почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними воскликнули: «это говорит Евтихий; это говорит Диоскор». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «мы не признаем ни слияния, ни превращения, ни разделения. Анафема признающему или слияние, или превращение, или смешение». Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «пусть скажет Святой собор, согласны ли с каноническими посланиями святой памяти Кирилла, обнародованными на соборе и читанными ныне, слова почтеннейшего епископа Евстафия»? И прежде, нежели Святой собор отвечал, Евстафий, почтеннейший епископ беритский, выйдя на средину и бросая книгу, сказал: «если я сказал худо, вот книга Кирилла: пусть анафематствуют ее, и пусть анафематствуют меня»! Почтеннейшие епископы египетские и бывшие с ними воскликнули: «Евстафий хорошо сказал, православный хорошо сказал. Праведному, благочестивому Кириллу вечная память»! Евстафий, почтеннейший епископ беритский, сказал: «послание святой памяти Кирилла именно таково», и прочитал на память продолжение послания, содержащее между прочим следующее: «должно признавать не два естества, но одно воплотившееся естество Бога Слова». После прочтения означенного послания он сказал: «и тот, кто признает одно естество, отрицая плоть Христову, единосущную нам, да будет анафема; и тот, кто признает два естества, разделяя Сына Божия, да будет анафема. Я желаю говорить и за блаженного Флавиана: эти голые (слова) взял блаженный Флавиан и представил благочестивейшему императору; прикажите прочитать его рукописание, дабы весь собор сказал, что оно справедливо составлено». Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «зачем же ты отлучил почтенной памяти Флавиана»? Евстафий, почтеннейший епископ беритский, сказал: «я заблуждался». – Вероникиан, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка:

2) «По прочтении этого, Евсевий (почтеннейший) епископ (дорилейский) сказал: я убежден, что я точно также мудрствую; будучи противником желающих искажать догмат православия, я пришел на ваш Святой собор; и прошу вашу святость быть согласными с тем, что прочитано, дабы все знали, что, кто отвергнет эти изложения, тот враг кафолической

_________________________________

1) Деяние халкидонского собора.

2) Продолжение второго константинопольского деяния.

99

 

 

Церкви и чужд священного собрания. – Святейший архиепископ Флавиане сказал: необходимо и благочестиво согласиться нам с тем, что́ правильно определено. Ибо кто может противостоять слову Святого Духа? Прочтены были послания блаженной памяти и во святых отца нашего Кирилла, бывшего епископа святой александрийской церкви, тщательно истолковавшего мысль святых отцов, собиравшихся в то время в Никее, научающие нас тому, что́ мы всегда мудрствовали и мудрствуем, т. е. что Господь наш Иисус Христос, единородный Сын Божий, есть совершенный Бог и совершенный человек с разумною душою и телом, прежде веков безначально рожденный от Отца по божеству, наконец в последние времена, ради нас и ради нашего спасения, родившийся от Девы Марии по человечеству, единосущный Отцу по божеству и единосущный Матери по человечеству; и исповедуем, что Христос, после воплощения, состоит из двух естеств в одной ипостаси и в одном лице, исповедуем единого Христа, единого Сына, единого Господа. Тех же, которые хотят мудрствовать иначе, отлучаем от Святого собора священников и от всей Церкви. Каждый из присутствующих боголюбезнейших епископов пусть изложит свое мнение и свою веру в памятных записках деяний».

1) При чтении этого, славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «что́ скажут почтеннейшие епископы присутствующего Святого собора? Излагая так веру, блаженной памяти Флавиан сохранил ли православное и кафолическое исповедание, или в чем-нибудь погрешил по отношению к нему»? Почтеннейший епископ Пасхазин, занимавший место апостольского престола, сказал: «блаженной памяти Флавиан изложил веру свято и неповрежденно; его изложение веры согласно с посланием блаженнейшего и апостольского мужа, епископа Рима». Анатолий, почтеннейший архиепископ константинопольский, сказал: «блаженный Флавиан хорошо и православно изложил веру святых отцов наших». Почтеннейший епископ Луценций, занимавший место апостольской кафедры, сказал: «так как вера блаженной памяти Флавиана согласна с апостольским престолом и отеческими преданиями, то справедливо святому собору – осуждение, возложенное на него (Флавиана) еретиками, обратить на них самих». (Когда эти слова были переведены на греческий язык Константином, почтеннейшим секретарем императорской консистории), Максим, почтеннейший епископ Антиохии сирийской, сказал: «блаженной памяти архиепископ Флавиан изложил веру православно и согласно с блаженнейшим и святейшим архиепископом Львом; и все мы охотно принимаем это изложение». Фалассий, почтеннейший епископ Кесарии каппадокийской, сказал: «блаженной памяти флавиан говорит согласно с блаженной памяти Кириллом». Евсевий, почтеннейший епископ Анкиры галатийской, сказал: «одобряем и принимаем рассуждение святейшего Флавиана об исповедании (веры)». Евстафий, почтеннейший епископ беритский, сказал: «блаженной памяти Флавиан, бывший архиепископ царствующего города, следовал учению блаженнейшего и святейшего отца нашего, бывшего архиепископа александрий-

____________________________

1) Деяние халкидонского собора.

100

 

 

ского, Кирилла». Почтеннейшие епископы восточные и бывшие С ними воскликнули: «мученик Флавиан изложил веру хорошо, архиепископ Флавиан хорошо изложил веру». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «пусть прочитаны будут остальные его слова, и тогда я буду отвечать; ибо в последующем он оказывается противоречащим себе и признающим два естества после соединения». Ювеналий, почтеннейший епископ иерусалимский, сказал: «святейший епископ Флавиан сказал согласно с блаженной памяти Кириллом; но просим прочитать и следующее, дабы мысль его была яснее». Почтеннейшие епископы палестинские сказали: «мы говорим тоже, что́ сказал и святейший архиепископ Ювеналий». И вставши, почтеннейший епископ Ювеналий, вместе с ними, перешел на другую сторону. И воскликнули почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними: «благо, Бог привел тебя, православный; благо, ты пришел». Петр, почтеннейший епископ коринфский, сказал: «я тогда не был на ефесском соборе, потому что еще не был хиротонисан во епископа; усмотрев же из прочитанного, что сказанное блаженной памяти Флавианом имеет в себе ревность о изложениях священной памяти Кирилла, опасаюсь порицать его; когда же будет прочитано и прочее, то я изучу совершеннее». И вставши, он перешел на другую сторону. Почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними воскликнули: «Петр мудрствует по Петрову; благо, ты пришел, православный». Ириней, почтеннейший епископ Навпакта в Элладе, сказал: «и я не присутствовал на святом ефесском соборе, бывшем недавно; за изложения же священной памяти Флавиана, прочитанные теперь, я опасаюсь порицать его; просим прочитать нам и остальное». Прочие почтеннейшие епископы Эллады сказали: «и мы также учим о том, что́ прочитано». И все перешли на другую сторону. Квинтилий, Созон и другие почтеннейшие епископы Македонии и Крита сказали: «в прочитанном рассуждении священной памяти Флавиана мы ничего несообразного не находим. Просим прочитать и прочее». Николай, почтеннейший епископ стобенский, во второй Македонии, сказал: «я не присутствовал на вышеозначенном соборе; а из того, что прочитано, я нахожу, что священной памяти Флавиан не сказал ничего противного определениям блаженнейших отцов и блаженнейшего Кирилла». Афанасий, почтеннейший епископ бузирисский, в египетском Триполисе, сказал: «святейший епископ Флавиан следовал посланиям святейшего Кирилла; потому что он хорошо изложил веру». Авзоний, почтеннейший епископ севеннитский, сказал: «святейший и благочестивейший епископ Флавиан говорил и мудрствовал согласно с изложениями священной памяти Кирилла, как и содержат в себе прочитанные послания блаженнейшего Кирилла». Несторий, почтеннейший епископ флагонейский, сказал: «блаженной памяти Флавиан изложил веру согласно с прочитанным о вере из памятных записок и с изложением, которое сделал блаженной памяти Кирилл». Макарий, почтеннейший епископ кавасский, сказал: «и я скажу тоже самое; ибо святейший Флавиан хорошо изложил веру, последовав вере святого Кирилла». Константин, почтеннейший епископ Димитриады фессаллийской, сказал: «мой митрополит, будучи удерживаем болезнию, находится еще в Еленополе; я

101

 

 

же мудрствую так, как мудрствовали 318 отцов, и согласен с тем, что прочитано недавно из (писаний) блаженного Кирилла; и если я мудрствую, или когда-нибудь мудрствовал иначе, анафема мне. Я соглаcен с ними так, как блаженной памяти Флавиан согласен с блаженным Кириллом». Евстохий, почтеннейший епископ Адрианополя, в древнем Эпире, – Клавдий, почтеннейший епископ Анхиазма, – Марк, почтеннейший епископ Еврии, – Перегрин, почтеннейший епископ Финикии, – и Сотерих, почтеннейший епископ Корциры, сказали: «святейший отец наш Аттик, епископ Никополя, не задолго перед этим скончался, после жестокой болезни. Мы же исповедуем, что блаженнейший Флавиан говорил согласно с прочитанными посланиями блаженнейшего и во святых отца нашего Кирилла. Просим прочитать и дальнейшее во всех деяниях». И все они перешли на другую сторону. Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «очевидно, что Флавиан осужден за то, что признавал два естества после соединения. Я же имею свидетельства святых отцов, Афанасия, Григория, Кирилла, во многих местах, что не должно признавать двух естеств после соединения, но одно воплотившееся естество Слова. Я должен быть извержен вместе с отцами. Я защищаю догматы отцов; ни в чем не отступаю от них. Свидетельства их не просто, не мимоходом, а в книгах имею. Как все просили, так и я прошу прочитать остальное». – Вероникиан, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка.

1) Василий, боголюбезнейший епископ метрополии Селевкии (в Исаврии), сказал: кто может порицать слова блаженного отца нашего Кирилла, который своею мудростию обуздал нечестие Нестория, готовое наводнить вселенную, и который, – когда Несторий разделял единого Господа нашего и Спасителя Христа на два лица и двух сынов, – показал, что в одном лице – Сына, Господа и Владыки твари, должно признавать совершенное божество и совершенное человечество? Итак мы одобряем все им написанное и посланное, как истинное и полное благочестия; и поклоняемся единому Господу нашему Иисусу Христу, в двух естествах познаваемому. Ибо одно естество Он имел в Себе самом прежде веков, как сый сияние славы отчей (Евр. 1:3); а другое, как родившийся от Матери ради нас, получив от нее, соединил с Собою ипостасно; и называется Он совершенным Богом и Сыном Божиим, и совершенным человеком и сыном человеческим; восхотев спасти нас, Он уподобился нам во всем, кроме греха. Противников этих догматов мы признаем врагами Церкви. – Селевк, почтеннейший епископ метрополии амасийской, сказал: недавно прочитанное учение отца нашего и бывшего епископа Кирилла, мудрость святейшего архиепископа нашего Флавиана и настоящее согласие с ним святейшего епископа Василия, исполнили сердца наши радостию. Посему, так как эти догматы суть апостольские, истинные и благочестивые, то и я согласуюсь и соисповедую. А кто не так мудрствует, того анафематствую и считаю чуждым церковного и православного единения. Ибо мы веруем во

____________________________

1) Продолжение второго константинопольского деяния.

102

 

 

единого Господа нашего Иисуса Христа, Слово от Бога, свет от света, жизнь от жизни, в двух естествах после воплощения и воспринятия плоти от святой Марии; так и учим. Кто мудрствует иначе, того объявляем чуждым Церкви».

1) «Святой собор сказал: никто не признает Господа за двух после соединения. Не было епископа амасийского. Не разделяй неразделимого; так мудрствовал Несторий. Не было епископа амасийского, не было амасийского, есть синопский2). – Диоскор, епископ александрийский, сказал: помолчите немного; выслушаем другие хулы. Зачем мы обвиняем одного Нестория? Несториев много. – Иоанн, пресвитер и первый нотарий, сказал: из прочитанного мы замечаем, что сказавшие это изложили иную веру, отличную от той, которая изложена в Никее и утверждена здесь прежде. – Олимпий, епископ евазский, сказал: если вера имеет свое начало в этих памятных записках, то анафема тем, которые дали (такое) начало».

3) «Боголюбезнейший епископ метрополии Маркианополя Сатурнин сказал: если кто мудрствует иначе, нежели как недавно читано на этом святом соборе, тот, по правилам святых отцов, да будет чужд и лишен общения с нами, как не принимающий того, что́ хорошо определено святыми отцами. – Боголюбезнейший епископ города Смирны Эферих сказал: как согласились присутствующие отцы, так и я с ними думаю и полагаю и прежде, и ныне, и после сего, и в будущем веке».

4) «Эферих, епископ смирнский, сказал: я не говорил этого. – Диоскор, епископ александрийский, сказал: что он говорит? – Иоанн, пресвитер и первый нотарий, сказал: он отрицает ложное. – Диоскор, епископ александрийский, сказал: пусть почтеннейший епископ Эферих объяснит, чего он хотел. – Эферих, епископ смирнский, сказал: нечаянно я пришел в Константинополь. Меня окружили слушатели; потом они привели с собою этого самого монаха, который сказал: господин, подпиши. А я говорю: подожди, однако ж посмотрим, не услышим ли от него чего-нибудь ясного. После этого он говорит: излагай. Я говорю: излагать не могу. Хоть истинно знаю, но не могу говорить. Впрочем скажу, что если кто не верует так, как 318 и бывшие в Ефесе, тот да будет анафема и здесь и в будущем веке. – Диоскор, епископ александрийский, сказал: следовательно то, что́ прочитано, ложно? – Эферих, епископ смирнский, сказал: я не знаю. – Диоскор, епископ александрийский, сказал: не говорил ли ты чего другого больше этого? – Эферих, епископ смирнский, сказал: нет. – Диоскор, епископ александрийский, сказал: слышал ли ты теперь, что́ тогда сказано тобою? – Эферих, епископ смирнский, сказал: слышал. – Диоскор, епископ александрийский, сказал: и ты не говорил этого? – Эферих, епископ смирнский, сказал: нет. – Диоскор, епископ александ-

___________________________

1) Из ефесских деяний. Продолжение второго константинопольского деяния.

2) Город Синоп издревле и доныне был местопребыванием епископа амасийского.

3) Продолжение второго константинопольского деяния.

4) Из ефесских деяний

103

 

 

рийский, сказал: ясно то, что слагает с себя присутствующий (муж). Пусть читается остальное».

1) При чтении этого, Эферих, почтеннейший епископ смирнский, вставши, сказал: «сперва я согласился, и лишь только подписал, ушел (в Ефес). Ко мне тотчас пристал почтеннейший епископ Диоскор и говорит: зачем ты подписал против Евтихия? Я говорю: я подписал, как и все отцы наши. Если тут есть что-нибудь особенное, скажите мне. Он сказал: что ты подписал? Я говорю: подписал, что́ поднесли мне: анафема, – если кто не верует так, как 318 и как бывшие в Ефесе, тот да будет анафема. После этого что́ они написали, я не знаю; я говорил в присутствии всех». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «пусть приведет двоих свидетелей». Эферих, почтеннейший епископ смирнский, сказал: «я верую так, как Кирилл». Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «в чьем присутствии говорил тебе это почтеннейший епископ Диоскор»? Эферих, почтеннейший епископ смирнский, оказал: «(он говорил) пред всеми». Фалассий, почтеннейший епископ Кесарии каппадокийской, сказал: «то, что́ написано, ты говорил без всякого принуждения: зачем хочешь извратить»? Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «разве оклеветанный ничего не терпит? Если бы я был обвинен, разве я бы не терпел»? – Вероникиан, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка:

2) «Почтеннейший епископ Валериан сказал: я исповедую (во Христе) два рождения, божественное и плотское: божественное от Отца, плотское от Матери; (исповедую) единого Сына, как и все отцы определили, два рождения в одном лице. Я исповедую так, как 318 отцов, собиравшиеся в Никее; и как решил Святой собор ефесский, и постановил блаженной памяти Кирилл, епископ великого города Александрии, так верую и исповедую. – Лонгин, боголюбезнейший епископ города Херсона, сказал: следуя святому и великому собору 318-ти отцов, бывшему в Никее, и святой отец наш епископ Кирилл изложил учение в послании со всяким тщанием. Поэтому я соглашаюсь с боголюбезнейшим архиепископом Флавианом и (прочими) боголюбезнейшими епископами, зная, что, после вочеловечения, из двух естеств должно поклоняться божеству единородного Сына Божия и Спасителя нашего Иисуса Христа. Противников же этой веры мы почитаем чуждыми благочестивой веры святой Церкви».

3) При чтении этого, Диоскор, почтеннейший епиcкоп александрийский, сказал: из двух – признаю, двух – не признаю; я принужден действовать непочтительно: речь моя о душе». Евсевий, почтеннейший епископ дорилейский, сказал: «(прежде ты убил святейшего архиепископа Флавиана), ты уже убил и меня». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «я отвечаю Богу и здесь и там». Евсевий, почтеннейший епископ дорилейский, сказал: «и пред законами, как сам говоришь. Зачем же

______________________________

1) Деяние халкидонского собора.

2) Продолжение второго константинопольского деяния.

3) Деяние халкидонского собора.

104

 

 

я пришел? Конечно затем, чтобы требовать наказания тебе. Не для приветствий же ты сюда пришел»? Пасхазин, почтеннейший епископ, сказал: «позволено ли было епископу Флавиану, когда этот (т. е. Диоскор) слушает, говорить так же, как говорит и этот»? Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «но в настоящее время собор действует с справедливостию». Луценций, почтеннейший епископ, занимавший место апостольского престола, сказал: «собор справедлив: пусть же дано будет справедливое суждение о том и о другом». – Вероникиан, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка:

1) «Мелиффонгь, боголюбезнейший епископ илиопольский, сказал: по божественному апостолу, аще ангел с неба благовестит нам паче (Галат. 1:8), нежели как (недавно) читано из святых отцов никейского и ефесского собора, да будет анафема. Не исповедующие двух естеств, соединившихся в истинное единство в одного и того же Сына Божия, Бога истинного от Бога истинного, Иисуса Христа, да будут анафема. Привносящие же что-нибудь новое, сверх изложений апостолов и отцов, и возмущающие Церковь Божию, примут наказание, кто бы они ни были. – Боголюбезнейший епископ косский Юлиан сказал: никто из благоразумных не может противиться вере, изложенной святыми отцами в Никее, и в другой раз святым и великим собором, собиравшимся в Ефесе. Итак исповедуем два естества в едином лице, и посему единого Сына, единого Господа Иисуса Христа. Если кто, движимый диавольским безумием, и следуя, как он думает, своему рассуждению, мудрствует что-нибудь другое, нежели что мы приняли от предшественников наших святых отцов, тот да будет чужд Церкви».

2) При чтении этого, Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «вот я утверждаю это: после соединения нет двух естеств». – Вероникиан, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка:

3) «Боголюбезнейший епископ города Палта Савва сказал: мы научены следовать (святым) отцам. Наши отцы, бывшие в Никее, говорили не от себя, но (что́) возвещал Святой Дух. Подобным образом боголюбезнейший, святейший, блаженный Кирилл от Святого Духа говорил и учил о том, что говорили отцы. Ему следовал и первенствующий на Востоке боголюбезнейший Иоанн, епископ антиохийский. Ему следовал и, прежде говоривший, боголюбезнейший епископ Василий. Точно так же и я мудрствую и исповедую. Если кто во всей вселенной не мудрствует согласно с этой верою, тот чужд не только мне, но и всем истинно верующим. Прошу вашу святость отправить эту грамоту на Восток и избавить нас от нареканий. Кто не подпишется под грамотой, тот да будет нам чужд. – Боголюбезнейший епископ валентиниапольский Фома сказал: так как догматы, изложенные на святом соборе, бывшем в Никее, и в ме-

______________________________

1) Продолжение второго константинопольского деяния.

2) Деяние халкидонского собора.

3) Продолжение второго константинопольского деяния.

105

 

 

трополии Ефесе, душеполезны, то мы так и веруем и учим наш народ. А кто мудрствует не так, того мы считаем чуждым православной Церкви. – Боголюбезнейший епископ города на острове Хиосе Трифон сказал: мы уверовали и веруем по изложению святых отцов, бывших в Никее, и блаженнейшего и святейшего архиепископа Кирилла. Неверующих же учению отцов мы анафематствуем и считаем чуждыми святой Церкви. – Боголюбезнейший епископ города Примополя Тимофей сказал: определения святых отцов, собиравшихся в Никее, благочестивы и православны; следуя им, блаженной памяти отец наш Кирилл, бывший епископ александрийский, предал нам боголюбезные догматы. И мы с ними согласны. Посему, не следующий им да будет чужд святой Христовой Церкви. – Боголюбезнейший епископ босфорский Евдоксий сказал: трижды-блаженный отец наш Кирилл, следуя святому и великому собору никейскому, уяснил нам пришествие Христа Спасителя нашего, что Он, Бог прежде веков и Сын Отца, в последние времена вочеловечился, чтобы истребить еже на нас рукописание (Колос. 2:14), и для нашего спасения воспринял совершенного человека. Итак всякий, не согласующийся с изложениями святых отцов, сам себя отчуждает от всякого священного общения и присутствия Христова».

1) При чтении этого, Евстафий, почтеннейший епископ беритский, сказал: «он не воспринял человека, а сделался человеком; плоть же воспринял». – Вероникиан, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка:

2) «Боголюбезнейший епископ города Докимия Евстохий сказал: сделанное святыми отцами Святого собора в Никее изложение, прочитанные нам послания святейшего и боголюбезнейшего епископа Кирилла, и изложенные правила и веру Святого и великого собора ефесского мы находим все между собою согласными. Посему и я так же верую и исповедую: а мудрствующего иначе считаю чуждым святой кафолической Церкви и веры православных. – Боголюбезнейший епископ города Мостены Юлиан сказал: так как ясны и душеполезны прочитанные нам канонические писания, изложенные блаженнейшим и святейшим Кириллом и святейшими соборами никейским и ефесским, то и я так мудрствую и верую. А кто мудрствует иначе, тот да будет чужд святой Церкви и правой веры. – Боголюбезнейший епископ города Иерокесарии Сисиний сказал: слушая читанные послания святых отцов наших, и то, что́ совершено в метрополии Ефесе, по святым канонам, изложенным в городе Никее, мы так мудрствуем, и веруем, и учим наш народ. А кто мудрствует иначе, тот да будет чужд святой кафолической Церкви Божией. – Боголюбезнейший епископ города Гиркан Иоанн сказал: я согласен с недавно прочитанным, и прежде изложенным святыми отцами в Никее, и православно возвещенным святыми епископами, и следую этому. Мудрствующего же иначе, как безумного, отвращаюсь и считаю чуждым православной веры, утверж-

___________________________________

1) Деяние халкидонского собора.

2) Окончание второго константинопольского деяния.

106

 

 

даясь благодатию Христовою вместе со всеми святыми отцами. – Боголюбезнейший епископ (дорилейский) Евсевий сказал: так как некоторые из боголюбезнейших епископов, живущих в этом царствующем городе, не пришли или по болезни, или не зная о созвании Святого собора, то я прошу, чрез почтеннейшего пресвитера и нотария Астерия и чрез благочестивейших диаконов и нотариев, напомнить им, чтобы они, узнав то, что́ сделано, сами заявили свою волю. – Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: почтеннейшие нотарии пусть объявят отсутствующим боголюбезнейшим епископам, прочитав им о том, что́ здесь совершено, и пусть каждый из них изложит свое собственное мнение».


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.