Поиск авторов по алфавиту

Изложение веры Евтихия

 

«Верую в единого Бога, Отца вседержителя, творца всех видимых и невидимых; и в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца единородным, то есть, из существа Отца, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, – чрез которого все произошло, что на небе и что на земле, – который ради нас человеков и ради нашего спасения снизшел, воплотился, вочеловечился, страдал, и воскрес в третий день, восшел на небеса, придет судить живых и мертвых. И в Святого Духа. А тех, которые говорят: было время, когда Его не было, и прежде, нежели родился, Он не существовал, равно и тех, которые говорят, что Он произошел из не сущего, или из другой ипостаси или существа, или есть изменяемый и переменяемый Сын Божий, – анафематствует апостольская и кафолическая Церковь».

«Так издревле усвоив от своих предков, я веровал и верую; в этой вере я и родился и тотчас был посвящен Богу, и меня приняло Его человеколюбие. В этой вере, крестившись, я запечатлен, и жил даже до сего дня, и в ней желаю умереть. Эту веру утвердил и упомянутый прежний здесь Святой и вселенский собор, на котором председательствовал блаженной и святой памяти отец наш и епископ Кирилл, и постановил определение: того, кто вопреки этой вере что́-либо прибавит, или измыслит, или будет учить, подвергать наказаниям, которые тогда же означены. Списки с этого (определения) прислал мне упомянутый Святой отец наш и епископ Кирилл, и они у меня теперь в руках. Посему, покоряясь святому собору, я доныне хранил и его определения».

1) При чтении этого, Евсевий, почтеннейший епископ дорилейский, сказал: «он солгал; нет такого определения: нет правила, повелевающего

____________________________________

1) Деяние халкидонского собора.

80

 

 

это». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «есть четыре кодекса, которые содержат это определение. То, что определили епископы, не есть ли определение? имеет ли оно силу правила? оно не есть правило: иное – правило, и иное – определение. Ты опровергни пять соборных кодексов; они есть у меня, у такого-то и у такого-то; пусть все принесут кодексы». Диоген, почтеннейший епископ кизический, сказал: «он коварно поставил напереди собор св. отец, бывший в Никее; ибо (собор) принял прибавления святых отцов по причине нечестивого мнения Аполлинария, Валентина, Македония и подобных им, и (именно) в символе святых отцов прибавлено: сшедшего и воплотившегося от Духа Святого т Марии Девы; это Евтихий опустил, как аполлинарист. И Аполлинарий принимает Святой собор, бывший в Никее, но принимает слова по собственному извращенному смыслу и избегает выражения: от Духа Святого и Марии Девы, чтобы совершенно не исповедать единения плоти. Святые отцы, жившие после того, выражение: воплотившегося, употребленное святыми отцами никейскими, объяснили следующими словами: от Духа Святого и Марии Девы». Почтеннейшие епископы египетские и бывшие с ними воскликнули: «никто да не принимает ни прибавления, ни убавления; да хранится постановленное в Никее; православный император так повелел». Почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними воскликнули: «это сказал Евтихий». Почтеннейшие епископы египетские и бывшие с ними воскликнули: «прибавления никто да не принимает; да хранится то, что́ постановлено отцами в Никее, да держится то, что́ от Святого Духа». – Константин, благоверный магистриан и секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка:

1) «Всех святых отцов я, подобно вашей святости, почитал православными и верными, и полагал их своими учителями, анафематствуя Манеса, Валентина, Аноллинария, Нестория и всех еретиков, даже до Симона волхва, и тех, которые говорят, что плоть Господа и Бога нашего Иисуса Христа низошла с неба».

2) При чтении этого, Евсевий, почтеннейший епископ дорилейский, сказал: «он избегнул выражения: с небес, а не прибавил – откуда». Диоген, почтеннейший епископ кизический, сказал: «клянусь вашею святостию, мы спрашивали его, говоря: господин Евтихий, откуда же? скажи; но он не сдался». Василий, почтеннейший епископ селевкийский, сказал: «мы спрашивали (его) тогда, как помнится, с господином Евсевием и Созоном филиппийским, чтобы он объяснил образ воплощения и вочеловечения, если он признает Бога Слово по восприятию плоти сделавшимся человеком; (нам) приказали оставить это без исследования и не приняли нашего обвинения». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «благочестивейший епископ Василий опровергает в памятных записках свои слова, утверждая, что он так не говорил, но что записано неправильно. Если же Евтихий мудрствует вопреки догматам Церкви, то достоин не

______________________________

1) Из ефесских деяний (продолжение исповедания Евтихия).

2) Деяние халкидонского собора

81

 

 

только наказания, но и огня. Я прилагаю попечение о вере православной и апостольской, а не о каком-нибудь человеке. Я направляю свой ум к чисто божественному, не смотря на личность, не забочусь ни о чем, как только о своей душе и о правой вере». Василий, почтеннейший епископ Селевкии исаврийской, сказал: «когда читались памятники деяний против Евтихия, то прочитано было и поставлено на вид и мое рассуждение, которое я составил, следуя отцам, прежде собиравшимся в Ефесе, и защищая послание блаженнейшего Кирилла, председательствовавшего на этом святом соборе, которым он обличал безумного Нестория, злонамеренно толковавшего веру 318-ти отцов. А мое рассуждение было тоже самое, как и теперь: поклоняюсь единому Господу нашему Иисусу Христу, Сыну Божию единородному, Богу Слову, познаваемому после воплощения и вочеловечечия в двух естествах». Почтеннейшие епископы египетские и бывшие с ними воскликнули: «неразделяемого никто да не разделяет: единого Сына никто да не называет двойственным». Почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними воскликнули: «анафема разделяющему, анафема раздробляющему на части». Василий, почтеннейший епископ Селевкии исаврийской, сказал «анафема разделяющему, анафема раздробляющему два естества после соединения; анафема и тому, кто не признает свойство естеств». Почтеннейшие епископы египетские и бывшие с ними воскликнули: «как Он родился, так и страдал. Голоса (наши) императору! Един Господь, едина вера, единого Господа никто да не называет двойственным. Так мудрствовал Несторий, так провозглашал Несторий». Почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними воскликнули: анафема Несторию и Евтихию». Почтеннейшие епископы египетские и бывшие с ними воскликнули: «Господа славы не разделяйте, неделимого не делите». Василий, почтеннейший епископ Селевкии исаврийской, сказал: «я говорил: познаваемому после соединения в двух естествах – божестве совершенном и человечестве совершенном; ибо Он имел одно (естество) от Отца прежде веков, а другое, восприявши от Матери по плоти, сам соединил с Собою ипостасно, и Сын Божий назван сыном человеческим. Когда было читано это рассуждение, один кто-то, не знаю кто такой, (потому что темнота дела смежила душевные и телесные очи), ринулся на средину и начал говорить, что эта речь возмутила Церковь. После этого поднялись все египетские, и монахи, сопутствовавшие Варсуме, и весь народ, и начали говорить: кто говорит – два естества, того рассечь на двое; кто говорит – два естества, тот Несторий. После того опять стали читать мою речь, вслед за нечестивою и извращенною речью Евтихия, который на вопрос боголюбезнейшего Евсевия: два ли естества признает он во Христе? отвечал, что он признает во Христе два естества до соединения, а после соединения одно. А я тогда, как и теперь, имея в виду памятные записки, припомнил и сказал: если ты не признаешь два естества после соединения нераздельными и неслиянными, то ты признаешь слияние и смешение. Когда прочитали это мнение, произошел такой шум, что у всех нас потряслись души и особенно у нас, которых судили и которым приказано было ожидать приговора соборного. Объятый мраком, я сказал, что не припомню, говорил ли я это этими словами. Знаю толь-

82

 

 

ко, что я сказал: если ты признаешь одно естество совершенно после соединения, то признаешь слияние и смешение; а если прибавишь: воплотившееся и вочеловечившееся, и будешь мыслить о воплощении и вочеловечении согласно с блаженным Кириллом, то будешь говорить одно и тоже с нами. Ибо очевидно, что иное есть божество его, которое от Отца, а иное – человечество, которое от Матери. И те, которые прежде отвергали, после подтвердили, что я говорил это». Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «уча так православно, почему ты подписал осуждение блаженной памяти Флавиана»? Василий, почтеннейший епископ Селевкии исаврийской, сказал: «так как отдан был на суд 120-ти или 30-ти епископов, то я был вынужден повиноваться тому, что от них определялось». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «ныне исполнилось то, что написано: от словес своих оправдишися, и от словес своих осудишися (Матф. 12:37). Стыдясь людей, ты изменил тому, что хорошо, и пренебрег верою. Разве ты не слыхал (написанного): не срамляйся о падении твоем (Сирах. 4:26)»? Василий, почтеннейший епископ Селевкии исаврийской, сказал: «если бы я имел дело с архонтами, я принял бы мученичество; в Константинополе я показал дерзновение. Судимый отцом не пользуется правами; потому что сын, напоминающий отцу о правах (своих), должен умереть». Почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними воскликнули: «все мы согрешили, все просим прощения». Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «а ведь прежде вы объявили, что силою и необходимостию вы были принуждены подписать на чистой бумаге осуждение блаженной памяти Флавиана». Почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними воскликнули: «все мы согрешили, все просим прощения». Фалассий, Евсевий и Евстафий, почтеннейшие епископы, сказали: «все мы согрешили, все просим прощения». – Вероникиан, благоверный магистриан и секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка:

1) «Но по этой вере живя и пребывая в молитвах, я терплю обвинение по наветам Евсевия, епископа дорилейского, который подал несколько записок против меня почтеннейшему Флавиану и разным другим (епископам), жившим тогда по своим особым причинам в столице, и который хотя обзывал меня в этих записках еретиком, но не указал в них ни на какой вид ереси, для того, чтобы я в прениях исследования, сбиваясь ошибками языка, как это обыкновенно бывает при шуме, и употребляя новые слова, впал в заблуждение. Хотя упомянутый почтеннейший епископ, вследствие обвинительных записок, приказывал мне явиться для защиты против обвиняющего, однако же он, долгое время живши вместе с обвинителем и бывши с ним почти неразлучным, думал, что так как я но обыкновению всегда жил в монастыре, то не явлюсь, и поэтому обвинить меня, как не явившегося. Вследствие этого, когда я прибыл из монастыря в столицу, то он, узнавши (об этом) от достоуважаемого силенциария Магнуса, – которому благочестивейший и правоверный

_____________________________

1) Из ефесских деяний (продолжение исповедания Евтихия).

83

 

 

мператор наш поручил не допускать опасности, угрожающей спасению, – объявил, что мое присутствие уже излишне, потому что я еще прежде исследования осужден, как показывает и решение, составленное после этого тем же достоуважаемым силенциарием. А так как я и при этом пришел в судилище для защищения, то он (Флавиан) не удостоил принять и не дозволил прочитать составленного и подписанного мною учения о божественном исповедании согласно с верою, изложенною святыми отцами в Никее и утвержденною прежним святым собором ефесским. Судилище наполнилось шумом и волнением, потому что весьма многие беспорядочно начали тесниться и со всех сторон оглушали меня криками, как показывают преданные после того письму рассуждения судей о волнении. И когда мне приказано было говорить самому исповедание веры, и когда я сказал, что думаю так, как узаконили 318 святых отцов в Никее, и как утвердил св. собор ефесский, тогда он потребовал от меня, чтобы я высказал еще нечто иное сверх того, что было изложено в Никее и в Ефесе прежде. Но я, боясь преступить как определение, произнесенное святым собором, собиравшимся здесь по воле Божией прежде, так и то, что́ постановлено касательно веры святыми отцами, собиравшимися в Никее, просил довести до сведения вашего Святого собора, что я готов держаться того, что́ вы утвердите. И когда я это говорил, вдруг прочитано было против меня обвинение, как казалось, составленное заранее; а после этого некоторые отзывы их и мои, и другие мнения, особенно то, где я исповедал что я мыслю согласно с святыми отцами никейскими и потом собиравшимися в Ефесе, были тайным образом переменены в памятниках деяний, как показывают письменные акты, после того составленные по моей просьбе и по повелению благочестивейшего и христолюбивого нашего императора. Почтеннейший епископ Флавиан не сказал ни одного слова о моей апелляции к вашей святости, и не постыдился моих седин, тогда как я состарился в борьбе против еретиков и в исповедании благочестия: но как имеющий власть все решать касательно веры одному и не предоставлять вашей святости никаких прав такого суда, он осудил меня, отлучил, как он думал, от Церкви, лишил, как он полагал, священства, воспретил общение божественных таинств, и вслед затем удалил меня от начальствования над монастырем и предал подготовленной для этого черни, чтобы она расправилась со мною в епископии и на площади, как с еретиком, богохульником и манихейцем, если бы божественное Провидение, сохранявшее меня по настоящий день, не соблюло меня для (представления) вашей святости. Но после моей апелляции он в различных молитвенных домах и усыпальницах святых распорядился прочитать определение против меня, анафематствовал меня, а тех, которые собирались ко мне и беседовали со мною, сделал чуждыми Святого общения. Не дождавшись суда вашей святости, он заставил монастыри подписать составленное против меня определение, хотя никогда (как это знает и ваше боголюбие) не бывало такого обычая даже против явных еретиков, и разослал по Востоку и в другие места грамоты, чтобы и другие благочестивейшие епископы и монахи, даже не судившие об этом, подписались; тогда как он

84

 

 

должен был прежде всего отправить к тем архиереям, к которым я апеллировал. Тогда, едва спасенный, я чрез записки сообщил вашей святости, что́ последовало; а благочестивейшего и благоверного императора я просил, чтобы вы, святейшие и боголюбезнейшие, отвращающиеся от всякой неправды и стачки, были судьями в решаемом деле. Итак прошу теперь вашу святость обсудить – и взведенную на меня клевету и неправду, и происшедшее от этой причины беспокойство во всех церквах, и возникший вследствие этого для многих соблазн, и с свойственною вам христолюбивою мудростию предать виновников этого церковным эпитимиям, и вырвать всякий корень хуления и нечестия. Я с самого начала вызван к суду вашего блаженства; и опять пред Иисусом Христом, свидетельствовавшим при понтийстем Пилате доброе исповедание (1 Тим. 0:13), я заявляю, что я так мудрствую, думаю и разумею, как предали нам веровать святые отцы, собиравшиеся в Никее, и как утвердили святые отцы на втором соборе в Ефесе. И если кто думает вопреки этой вере, того я анафематствую, по их определению. – Я архимандрит Евтихий так верую, как выше написано, и подписал своею рукою и представил (самые) статьи».

1) «Флавиан, епископ константинопольский, сказал: он имел обвинителя в Евсевие; прикажите и ему придти».

2) При чтении этого, Евсевий, почтеннейший епископ дорилейский, сказал: «обвиненный мною Евтихий, давши статьи, на святом соборе упомянул, что я его обвинитель. Каким же образом, когда судивший блаженной памяти Флавиан приказывал, чтобы я – обвинитель его вошел, и когда ход дела и правила того же требовали, мне запрещено было войти, – прошу это исследовать». Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «когда блаженной памяти Флавиан требовал, чтобы Евсевий, обвинитель Евтихия, вошел, то почему сообразно правилам вы, которым дана была власть судить, не приказали этому быть»? Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «прошу прочесть решение Елпидия. Я не думал запрещать, если бы Елпидий не представил предложения, утверждая, что император повелел ему не входить». Ювеналий, почтеннейший епископ иерусалимский, сказал: «достопочтенный военачальник Елпидий не дозволил ему войти». Фалассий, почтеннейший епископ Кесарии каппадокийской, сказал: «я не был виновником». Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «в суждении о вере это не защищение». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «так как вы ныне обвиняете меня, будто бы я преступал правила, и послушал Елпидия, то какие теперь сохраняются правила, когда вошел Феодорит»? Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «епископ Феодорит вошел как обвинитель, как вы слышали из его отзыва». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «почему он заседает в ряду епископов»? Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «и епископ Евсевий и епископ Феодорит заседают в ряду обвиняющих, точно так же, как

______________________________________

1) Из ефесских деяний.

2) Деяние халкидонского собора.

85

 

 

вы сидите в ряду обвиняемых. Однако ж пусть читают далее». – Константин, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка:

1) «Елпидий, достопочтенный военачальник, сказал: высочайший император, будучи сам первым исполнителем устава законов, которого он есть виновник и хранитель, повелел судьям стать в ряду подсудимых я не иметь права на учительство, так как и вы не давали права на него. К тому, что́ теперь сказано боголюбезнейшим архиепископом Флавианом, я прибавляю следующее: обвинитель выполнил свое обвинение, и, как думает, победил; а судья перенес суд обвинителя на самого себя, как это наблюдается в светских законах. Итак вы теперь собрались, чтобы судить судей, но не так, чтобы опять представить лице обвинителя и подать снова повод к волнению. Поэтому прикажите, если угодно, прочитать по порядку все прочее, учиненное по этому делу, сколько вам покажется нужным. – Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: достопочтенный военачальник Елпидий изложил дело, как следует. Поэтому, по прочтении поданной статьи, пусть прочтется и то, что сделано в царствующем городе относительно рассматриваемого теперь предмета. Пусть скажут и присутствующие благочестивейшие епископы, угодно ли им это. – Ювеналий, епископ иерусалимский, сказал: мнение твоей святости основательно; поэтому благоприлично прочитать акты. – Стефан, епископ ефесский, сказал: так как мнение святейшего и боголюбезнейшего отца нашего, архиепископа Диоскора, справедливо, то пусть будет так. – Кир, епископ афродисийский, сказал: справедливо и основательно мнение боголюбезнейшего и святейшего архиепископа Диоскора о прочтении того, что сделано было относительно этого предмета в царствующем городе. – Фалассий, епископ Кесарии каппадокийской, сказал: то, что решено вашим боголюбием, следует привести в исполнение. Посему пусть принесут бумаги, которые должны быть прочитаны на сем святом соборе. – Евсевий, епископ Анкиры (галагийской), сказал: мне тоже думается, чтобы, согласно мнению святых отцов, были прочитаны акты. – Диоген, епископ кизический, сказал: и я согласен с этим, чтобы, сообразно мнению Святого и великого собора, были прочитаны деяния, составленные в царствующем городе. – Флоренций, епископ лидийский, сказал: я согласен с мнением, чтобы хорошо исследовать памятники. – Феодор, епископ тарсский, сказал: согласно с решением святейших архиепископов, справедливо прочитать то, что́ сделано в царствующем городе. – Иоанн, епископ севастийский, сказал: по определению святейших и боголюбезнейших епископов, необходимо чтение

__________________________________

1) Из ефесских деяний.

87

 

 

памятных записок о том, что́ сделано в царствующем городе. – Флоренций, епископ лидийский, сказал: я согласен с мнением, чтобы хорошо исследовать памятники. – Феодор, епископ тарсский, сказал: согласно с решением святейших архиепископов, справедливо прочитать то, что́ сделано в царствующем городе. – Иоанн, епископ севастийский, сказал: но определению святейших и боголюбезнейших епископов, необходимо чтение памятных записок о том, что́ сделано в царствующем городе. – Роман, епископ мирский, сказал: считаю справедливым прочитать памятные записки, составленные в царствующем городе, как решили святейшие отцы. – Нунехий, епископ лаодикийский, сказал: по решению боголюбезнейших отцов, и мне кажется основательным, чтобы было чтение актов. – Мариниан, епископ синнадский, сказал: как рассудили святейшие отцы, пусть прочтется из памятных записок деяние, бывшее ради Евтихия в царствующем городе. – Евстафий, епископ беритский, сказал: необходимо чтение памятных записок для ознакомления с ними тех, которые не присутствовали при решении. – Квинтилл, епископ ираклийский, занимавший место Анастасия, благочестивейшего епископа города Фессалоник, сказал: следует прочесть, что́ сделано в славнейшем Константинополе, пред святым собором, для более совершенного знакомства с делом. – Аттик, епископ Никополя, в древнем Эпире, сказал: так как мнение святейшего архиепископа Диоскора основательно, то пусть оно будет приведено в исполнение, и памятные записки пусть прочтутся пред всем святым собором, для более точного знакомства с исследуемым (предметом). – Созон, епископ филиппийский, в первой Македонии, сказал: необходимо чтение того, что́ сделано по этому предмету в Константинополе; таким образом будет возможно узнать в точности поднятое там (дело). – Ураний, епископ Имерии, в области озройской, чрез переводившего (слова) его, пресвитера едесского Евлогия, сказал: святейший и благочестивейший епископ Диоскор основательно решил, чтобы сперва прочитать то, что́ сделано в славнейшем Константинополе касательно предложенного предмета. – Святой собор сказал: все мы хотим, чтобы прочитаны были акты: пусть же прочтутся. – Диоскор, епископ александрийский, сказал: пусть скажет и благочестивейший епископ Юлиан, занимающий место святейшего епископа римской церкви Льва, согласен ли он с этим святым собором, и желает ли он сам, чтобы прочитано было то, что́ сделано по этому предмету в Константинополе. – Юлиан епископ, занимавший место святейшего епископа римской церкви Льва, чрез переводившего (слова) его, епископа лидийского Флоренция, сказал: мы желаем прочитать деяние с тем условием, чтобы прежде прочитано было послание от папы. – Иларий, диакон римской церкви, чрез переводившего (слова) его, епископа лидийского Флоренция, сказал: потому что святейший епископ римский, когда прочитаны были ему эти памятные записки, которых чтения вы теперь желаете, прислал послание. – Евтихий архимандрит сказал: благочестивейшие мужи, присланные на Святой ваш собор святейшим и боголюбезнейшим архиепископом церкви римской Львом, стали для меня подозрительны; ибо они посещали боголюбезнейшего епископа Флавиана, обедали у него, обласканы были, и пользовались у него всяким вниманием. Поэтому прошу вашу святость, если ими будет сделано против меня что-нибудь несправедливое, не произносить на меня этого, заранее составленного, суждения. – Диоскор, епископ александрийский, сказал: основательно и благоразумно будет прочитать сперва то, что́ сделано по этому предмету, а потом послание боголюбезнейшего епископа римского. Поэтому, согласно мнению сего Святого собора, пусть читаются

87

 

 

акты, – Иоанн, пресвитер и первый нотарий, сказал: ваш Святой и великий собор приказал прочитать акты, составленные в царствующем Константинополе по предмету, который теперь нас занимает. И так как их доставил благочестивейший епископ константинопольской церкви Флавиан, а копии представил архимандрит Квтихий, то я буду читать, как вы приказали».


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.