13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Келестин (Целестин), Папа Римский
Целестин, папа Послание к клиру и народу, находящимся в Константинополе, после собора
Того же Целестина послание к клиру и народу, находящимся в Константинополе, после собора
Целестин епископ клиру и народу, находящимся в Константинополе.
Мать ощущает радость, когда около нее собираются дети. Точно также радуется и Церковь, потому что ее чада собрались опять, и из них никто не погиб, кроме сына погибели; впрочем отец никогда не признавал этого сына за своего. Подражавший ему (Несторий), как мы читали, старался отнять наследие у вас праведных сынов Божиих, которых, по слову апостола, за вашу веру признаем наследниками Божиими и будущими сонаследниками Христа. Ему не позволили отнять пальму у тех, которые восторжествовали над ним оружием веры. Вы победители, вы исторгли победу у врага общего Царя; посредством вас победил Тот, божественное достоинство которого подверглось было сомнению. Пусть устранится вопрос о рождении, вопрос, который всякий истинно верующий должен решать в простоте сердца. Ибо кто осмелится испытывать Бога, кто решится исследовать
132
Его? Бог все мог сделать, когда восхотел освободить нас. Но почему тот грешник, в своем мраке не увидел света? Почему он земными хитрословиями связывал истину, положенную в вышних? Потому, что не могут этого видеть те, которые не знают сло́ва светильника, которое, по свидетельству пророка Давида, есть свет его семени (Псал. 118). С этим псалмопевцем, подобно матери, радующейся возвращению своих сыновей, приятно воспеть: се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе(Псал. 132:1). Я кстати привел эти слова, потому что, при помощи досточтимой Троицы, ищу для вселенской Церкви мира, который был нарушен хулителями. Ваша любовь помнит, что я некогда говорил вам о терпении; как священник, я должен был сеять эти семена в ваших сердцах, чтобы не обмануться в ожидаемой жатве, которая показала, каковы плоды вашего терпения. Позавидовав этим плодам, сын погибели посеял в сердцах многих пагубные плевелы Мы сеяли слова Господа и учение апостолов. Не эти семена, а те, которых не приняла земля, причинили вред. При жатве Господа, который в евангелии показал нам виновника плевел, в вашей простой вере не оказалось ничего такого, что бы следовало обрезывать. Господу говорили: в добром семени откуда плевелы?, а мы скажем: в царстве веры откуда вероломство? Ответим словами Христа: враг человек сие сотвори (Матф. 13:27, 28). Не удивительно, что решившийся убивать простые сердца, последовал совету того, который был убийцею искони. Мы знаем, что как тот обольщал словами, так и сей наносил смерть также словами. Впрочем он (Несторий) последовал за своим начальником не безнаказанно, подобно Иуде, епископство которого получил другой. Тот и другой по справедливости имеют один конец, потому что, как известно, оба согрешили в одном. Пусть будут всегда пред нашими глазами и оскорбитель нашего Спасителя и предатель; впрочем трудно сделать различие между хулителем рождения и виновником смерти Иуда раскаялся в своем поступке, получил как предатель, наказание, сознавши свой грех, тотчас избрал петлю, — а сей похваляется дерзостию нечестия. Это вероломство я не назову заблуждением; не всякое нечестие есть заблуждение. Сколько раз диавол, завидуя Церкви и ее миру, сеял в ней семена раздора? Как он заботился, сколько трудился, чтобы победить веру? Вы помните конечно это, потому что не помнить это нельзя. Но я желал бы святым забвения таких несчастий; из сердец да извергнется тот, кто уже исторгнут из глаз наших; да исторгнется непотребный, предтеча ада! Как известно нам, мрачный проповедник строил многие ковы, часто натягивал свой лук и своими устами метал ядовитые стрелы; из вас впрочем он никого не успел уязвить. Пущенные стрелы обратились на него самого, после того как не мог он уязвить во мраке правых сердцем (Пс. 10:2). Сын тьмы ничего не успел в отношении сынов света. Какие заботы, попечения мы употребляли, когда вы находились во вражеской борьбе? Мы проводили ночи без сна в это тягостное для нас время. Мы не могли спать, когда бодрствовал хищник. Какой страх был в овчарнях, какой ужас в оградах, когда многие волки окружали
133
их, ища добычи и угрожая гибелью овцам отсутствующим? Какой похвалы достойно за свою осторожность стадо, в которое не ворвался хищник? При сопротивлении такому врагу понятна причина осторожности. Мы все сознаем, что вас защищал тот пастырь, который назвал себя Пастырем в евангелии. Бодрствовал, не оставлял вас Тот, который страдал за вас. На этого-то Пастыря нечестивый лжеучитель изощрял свой язык своими злохулениями, на Него скрежетал своими зубами; впрочем ухищрения его всегда оставались тщетными, потому что вас охранял тот пастырский жезл, которым Христос заповедал пасти свое стадо пред вознесением на небо. Это пастбище для вас не переменилось, вы питаетесь тою же пищею, вас пасли учители апостольским учением. Вместо здоровой пищи вам предложена была вредная пища, вместе с цветами вам предложены были терния; но этот обман не обольстил вас, вас — приятную воню Господа (2 Кор. 2:14-16). Вы отвратились от смертоносной зелени, заткнули уши свои тернием, чтобы не слышать непотребного языка. Ибо чувство не воспринимает того, что́ оскорбляет слух; не может проникнуть внутрь то́, что́ не принято извне. Вы убежали от него, отвратили свое лицо. Вы бежали от такого человека, которого святая александрийская церковь, как вам известно, уже один раз исправила. Вы, конечно, читали и помните письма к нему священника, вселенского учителя, которыми он так обличал его, что тот захотел исправиться. Он старался поднять падшего сотоварища, простер ему десницу, желая достигнуть согласия с ним. Муж апостольский вполне исполнил апостольскую обязанность: он умолял, убеждал, настаивал. Но погрузившийся в бездну своих злохулений, отрицая наставление такого мужа и злоупотребляя его убеждениями, не захотел быть учимым, когда не мог быть учителем. Защитник лжи, обидев держащегося правды, тщеславился этим; но брат не обиделся, думая в себе, что он по заслугам не пощадил сослужителя, клеветавшего на своего Господа. За свою ревность он оказался, по евангелию, и полезным сыном, и предусмотрительным рабом. Ибо он сохранил и отеческое достояние и умножил число талантов. Отдав их в рост, он не только удвоил их, но, скажем более, умножил. Какую милость получит от Господа всех подвижник, так подвизавшийся, что другие получили от него пользу? Не по праву ли он услышит от домовладыки: рабе благий и верный, вниди в радость господа твоего (Матф. 25:21)? Он вполне сохранил то́, что́ было ему вверено. Но, что́ услышит, что́ скажет раб впавший в долги, когда потребуют от него отчета в данных ему талантах? Вам известно, какое наказание ожидает нерадивых священников, которым заповедано от апостола управлять своею паствою со тщанием (1 Тим. 3) Священник Илий, сам по себе невинный, подвергся божественной каре за своих детей. Отец нарушил власть и достоинство первосвященника. Если он подвергся наказанию за то, что не предостерегал детей своих от корыстолюбия, то тем большему наказанию подвергнется от Господа тот, кто не бережет и себя. Но не об этом слабом и нерадивом священнике я намерен говорить. Вы имели дело с человеком слова твердого, с бодр-
134
ствующим предателем (я говорю к опытным). Но Святой апостоле Петр не оставил и здесь ревностно потрудившихся. Ибо когда страшная для всех зараза требовала отсечь гнилой член от тела Церкви, то мы с железом принесли и пластырь. Но он сам, злоупотребляя нашим попечением о том, да не погибнет един от малых сих, возжелал себе смерти. Презревши наше врачество, он решился быть отсеченным Суд апостольский решил отсечь того, который оскорблял нас и желал ниспровергнуть Евангелие (Галат. 5:12). У нас не было, как мы сказали, недостатка во врачестве для расслабленного своим нечестием. Мы не спешили оглашать его мытарем и язычником. Мы знаем, сколько и в какой мере Писание повелевает обличать подобных людей, но теперь мера наших увещаний исполнилась наконец. Тогда увещевал брат брата, а теперь этот упорный при одном, двух и даже многих свидетелях был увещеваем. Следовательно обличаем был всею Церковию, а также и нашим словом. Мы не сделали ничего преждевременного, ничего не обдуманного в отношении к тому, кого осудил этот собор, после продолжительных совещаний. Мы не могли более медлить, дабы не показалось, что мы бежим, по Писанию, с вором, и разделяем наше участие с прелюбодеем веры (Псал. 49:18). Соблазняющий глаз заповедано вырывать (Матф. 5:29). Отринувши все лекарства, ему поднесенные, оп потребовал себе поля для сражения. Намереваясь выйти и на войну, он нес против веры оружие вероломства. Я не спрашиваю, какие вы тогда давали обеты пред Господом, когда исход дела показал, чего вы могли себе желать. Из донесения святого брата нашего Кирилла нам известен ход дела. При свидании с ним Кирилл довел его до того, что он отказался присутствовать на соборе. Кто поверит, что бы требующий собора отказался присутствовать на нем? Легкость лжи поражена на этот раз тяжестию истины, мрак веролома не дерзнул смешаться с блеском лучезарных священников; тьма бежит света, так как мы знаем, что между ними не может быть никакого общения и они взаимно друг друга уничтожают (2 Кор. 6:14). Где то́, что́ говорилось во свете, о чем проповедали на кровлях, что слышали ушами? Но он потому хотел уклониться от присутствия на соборе, чтобы избежать стыда и угрызения совести. Иначе зачем он хотел скрыть свой светильник под спудом, если он считал его хорошо зажженным? Он должен был светить священному собору, чтобы этот свет видели все. Божественное учение не ложно; ибо оно учит, что люди, находящиеся во тьме, не могут видеть света. Уклонившись от собора, он некоторым образом уже сам отрекался от своего достоинства. Так первый человек Адам, сознав свое преступление, нагой скрылся от лица Божия. Преступив Его заповеди, он испугался того голоса, который презрел, и объятый страхом бежал, потеряв всякую надежду. Ибо укрывательство уже не позволяет сомневаться в преступлении; в важных случаях никто понапрасну не станет укрываться. Точно также подражавший виновнику нашей смерти, утратив честь и славу, согрешил подобно первому человеку Адаму, отрицая божество нового Адама. Какая мука для него была бы присутствовать пред гла-
135
зами стольких священников, собранных почти со всего мира? Но какую пользу принесло ему это бегство? Он бежал от тех, от кого не следовало бегать. Ибо каким образом он мог укрыться от Того, от кого никто не может скрыться? Не сознавая своего преступления, он отринул то, что́ сказал пророк: камо пойду от Духа твоего, и от лица твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще сниду во ад, тамо еси (Пс. 138:7, 8). Пророк говорит, что грешнику не возможно укрыться от Бога. Пророк исповедует Его вездеприсущим, а этот старается доказать, что Он не был принят утробою. Дух Святой, всегда пребывающий во священниках своих, сделал то, что рождающийся не принял никакого тления, никакой порчи; поелику все это тщательно было удалено рукою Духа. Изжени, сказал Соломон, от сонмища губителя, и изыдет с ним прение (Притч. 22:11). Не могло, по слову Господа, быть вырвано растение, посаженное Отцом и обещавшее принести обильный плод. Сохранил свой виноград Бог израилев; дом его есть виноградник Господа, и потому неудивительно, если из этого дома был выгнан вор, поелику, страж его, как известно, не спал. Что же будет делать этот упорный нечестивец? На что он надеется, от кого ждет помощи? Не простится ему, по писанию, ни в сей век, ни в будущий (Матф. 12:32). Всяк возносяйся смирится; напротив смирение христианское рождает возвышение, потому что Христос возвышает того, кто уповает на Него. Устами пророка Господь сказал: не живяте посреде дому моего творяй гордыню (Пс. 100:7), а чрез апостола Он обещался погубить буюю мудрость мира сего (1 Кор. 1:19, 20). Пусть он выслушает от нас то, что слышал апостол, когда проповедовал: многие книги привели его к неистовству (Деян. 26:24). Впрочем это к нему нейдет, ибо что сказано об учителе, того недостоин слышать невежда. И зачем мы приводим для примера сосуд избрания? Для обличения его достаточно указать на разбойника, висевшего на кресте со Христом. Благодетельное наказание заставило разбойника исповедать Господа. Он просил Господа помянуть его во царствии. Этою краткою речью он загладил все, что́ сделал преступного в прежнее время, и получил прощение. Господь сказал ему: днесь со Мною будети в раи (Лук. 23:43). Господь обещал разбойнику, вместе с Ним страдавшему, свое будущее общение. При такой противоположности мы должны сказать: жаль, что епископ не достиг того, что́ получил разбойник. Какая награда за веру и вероломство! Суд Божий — глубокая бездна! Разбойник заслужил рай, а священник ссылку. Впрочем мы имеем на это истинных толкователей. Разбойник среди мучений познал Господа, тогда как епископ, находясь в чести, отвергнул Его. Не правда ли, что человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс. 48:13)? Разумение и суд есть не что иное, как познание и уразумение слов премудрости, а истинная мудрость, по словам Соломона, та, которая происходит от страха Господня. Эту премудрость находит блаженный апостол только у совершенных; поэтому важно не то, что мир ее не познал, а то, что епископ не уразумел ее. В этом случае
136
я приведу слова Господа, сказанная чрез Иеремию: и держащии закон не ведеша Мя, и пастыри и пророцы нечествоваша на Мя (Иер. 2:8). Мы слышали, что этот беззаконник имел некоторые утешения: его не оставили целестиане, делатели нечестия, о которых известно нам от нашего Гимнидика; но враги Божии рассеются, погибнут творящие нечестивое и снедающии народ Господень в снедь хлеба (Псал. 91:10, 13, 4). Следовательно в изгнании новый человек имел совершенных и хороших учителей. Люди, совершившие одипаковые преступления, обыкновенно, сходятся между собою, а тем более связывает подобных людей гнусность их пороков. Но какой их конец? Тот, о котором мы знаем, что посмеется им Господь, и будут посем в падение бесчестно, и во укоризну в мертвых в век (Прем. Сол. 4:18, 19). Но что мы медлим? Наше слово едва ли увеличит мерзость порока; оcтавим мертвых погребсти своих мертвецов (Матф. 8:22). Выслушайте теперь слова истинного учителя, выслушайте от чего то, что он сам слышал от наших предшественников, в чем нет никакой новизны. Нашими устами говорил вам наш собрат, ибо он проповедует с нами одну веру. Он избран и поставлен нами из среды нас. Об нем не нужно много говорить, так как дела всем известные хвалить излишне. Впрочем теперь прилично предостеречь вас нашим словом, дабы никто из вас не колебал здания, построенного на твердом, краеугольном камне. Пристраивайте к этому зданию то, что́ нужно. Вы теперь узнали, что значит пристроивать то, что́ удобосгораемо. Когождо дело яково же есть, огнь искусит (1 Кор. 3:13). Радуюсь, что вы положили в это основание не солому, не дрова и сено, а те сокровища, которые заповедали полагать мудрые архитекторы. Вам хорошо будет, потому что вы построите здание прочно. Прочное здание требует таких материалов: сребра, золота и камней драгоценных. Жилище из такого материала будет бесценно. Такое жилище вечно, оно не подвержено ни порче, ни ветхостя; Господь уготовал его праведным от создания мира. Укрепятся, по слову пророка, руки ослабленные и колена расслабленные; малодутные умом здравы будут (Ис. 35:3, 4). Поэтому, дражайшие дети, твердо стойте в согласии своих мыслей и чувств, дабы услышать от Сына человеческого, когда Он приидет во славе своей: не — отыдите от Мене проклятии, но — приидите ко Мне благословеннии(Матф. 25:34, 41). Пусть грядущий отлучит козлищ; но мы желаем, чтобы вы стояли на правой стороне, и когда отверженные пойдут в огонь, вы были призваны в царство. Идите теперь узкими вратами, и вы достигнете того, чего не получат идущие пространными вратами. Мы достаточно сказали для вашего утешения. Желаем, чтобы вы, радуясь торжеству веры, разумели, что между нами находится Бог мира и любви. — Дан в половине марта, в консульство Флавия Аэция и Валерия.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.