13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Без автора
Деяние III. (совещание собора)
ДЕЯНИЕ III.
В лето консульства государей наших, августейших — Флавия Феодосия тринадцатое и Флавия Валентиниана третье, в пятые иды июля, а по счислению египтян — в семнадцатый день Епифи, когда на следующий день тот же св. собор собрался в том же месте и воссели благочестивейшие и боголюбезнейшие епископы, Иувеналий, епископ иерусалимский, сказал честнейшим епископам Аркадию и Проэкту и честнейшему пресвитеру Филиппу: вчерашний день, в заседании сего святого и великого собора, ваше
299
благочестие, бывши там, по прочтении послания от святейшего и блаженнейшего епископа великого Рима Келестина, требовало для прочтения письменные акты о низложении еретика Нестория: св. собор повелел это исполнить. Итак, ваша святость благоволит сказать: читали ли вы (эти акты) и узнали ли сущность их?
Филипп, пресвитер и легат апостольского престола, сказал: из чтения актов мы усмотрели, что́ постановлено на вашем св. соборе против Нестория. Мы узнали, что все, находящееся в этих записях, обсуждено канонически и по церковным правилам. Но и теперь, хотя это может быть и излишне, просим вашу честь снова прочитать читанное на вашем соборе, чтобы нам иметь возможность утвердить ваши определения, как требует порядок относительно святейшего папы Келестина, который поручил нам это дело, и относительно вашей святости.
Аркадий, честнейший епископ и легат апостольского престола, сказал: благодарим ваше блаженство, что вы удовлетворили нашему желанию и требованию — доставлением нам актов. Но пусть и теперь ваше блаженство повелит, чтобы определения ваши были прочитаны нам, как требует порядок со стороны вашей святости.
Мемнон, епископ ефесский, сказал: ничто не препятствует тому, чтобы, по требованию святейших и преподобнейших епископов Аркадия и Проэкта, и честнейшего и боголюбезнейшего пресвитера Филиппа, легата апостольского престола, снова прочтены были акты о низложении еретика Нестория. Итак, пусть они опять прочтены будут.
Петр, александрийский пресвитер и первенствующий из нотариев, прочитал:
„В лето консульства государей наших, августейших — Флавия Феодосия тринадцатое и Флавия Валентиниана третье, в десятые календы июля, а по счислению египтян в двадцать осьмой день Павни, на соборе, сошедшемся в городе Ефесе, по повелению боголюбезнейших и христолюбивых императоров, в заседании в святейшей церкви, называемой Мария, благочестивейших и боголюбезнейших епископов Кирилла александрийского) который занимал также место святейшего и блаженнейшего Келестина, архиепископа римской церкви, Иувеналия иерусалимского, Мемнона ефесского, Флавиана филиппийского, который занимал и место Руфа, честнейшего епископа фессалоникийского, и Феодота анкирского (Галатии первой) и т. д., — святой собор, между прочим, определил: когда нечестивейший Несторий не захотел повиноваться нашему приглашению и не принял посланных нами святейших и боголюбезнейших епископов, то мы по необходимости приступили к рассмотрению его нечестивых слов. Частию из чтения его посланий и сочинений, частию из его слов, не задолго
300
пред сим сказанных в этом городе и засвидетельствованных, узнав, что он нечестиво мудрствует и проповедует, мы, побуждаемые священными канонами и посланием святейшего отца и сослужителя Келестина, епископа римской Церкви, со слезами приступили к плачевному против него приговору. Итак, Господь наш Иисус Христос, на которого он изрек хулы свои, чрез настоящий святейший собор определил: лишить Нестория епископского сана и отлучить от всего священного собора.
Затем следуют подписи честнейших епископов (как показано выше).
Филипп, пресвитер и легат апостольского престола, сказал: никто не сомневается и во все времена известно было, что святой и блаженнейший Петр, предстоятель апостолов, столп веры, основание кафолической Церкви, приял от Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя рода человеческого, ключи царствия, и ему дана власть вязать и решить грехи: он и до сего времени и всегда живет и судит в своих преемниках. Итак, по его внушению, преемник и наместник его, святейший папа наш епископ Келестин, послал нас на сей св. собор заменить его присутствие. А этому св. собору повелели быть христианнейшие и человеколюбивейшие императоры, памятующие и хранящие кафолическую веру; они же и доселе соблюдали и соблюдают апостольское учение, преданное благочестивейшими и человеколюбивейшими блаженные памяти дедами и отцами их. Итак они, как мы выше сказали, назначили собор, заботясь единственно о том, чтобы кафолическая вера, от начала и доселе хранимая, пребывала непоколебима. И так Несторий, виновник нового развращенного учения и глава зол, призываемый и повещаемый, — как мы ясно узнали из соборных актов,— по правилам отцов и по каноническим уставам, не захотел явиться на суд, хотя он добровольно должен был бы предстать на св. собор, чтобы от духовного врачества получить здравие; но, имея сожженную совесть, он, — хотя и был призываем на сей св. собор, как я сказал, канонически и по уставам каноническим, — не захотел явиться и таким образом не только пропустил срок, назначенный апостольским престолом, но и еще много времени. Итак, неизменен суд, произнесенный на того, кто дерзнул враждебным духом и нечестивыми устами произнести хулу на Господа нашего Иисуса Христа. Это — суд всех церквей, потому что на сем священном соборе присутствуют, или лично или чрез своих послов, священники и восточной и западной Церкви. Поэтому настоящий св. собор, последуя узаконениям отцов, определил против богохульного и дерзкого Нестория, чтобы он, как презревший исправление, имел часть с тем, о котором написано: и епископство его да примет ин (Деян. 1, 20). Итак,
301
пусть знает Несторий, что он чужд общения священства кафолической Церкви.
Аркадий, честнейший епископ и легат апостольского престола, сказал: великую печаль и скорбь, исполненную слез, и тугу душевную причинил нам и суд вашего священства и сам Несторий. Ибо он, хотя и был убеждаем посланиями и апостольского престола и вашего блаженства оставить развращенный догмат и нечестивое учение, однако решился оставаться в своем заблуждении (как это видно из произнесенного над ним суда) и, не взирая на предложенный ему случай к исправлению, презрел повеление апостольского престола и отверг убеждения и увещания всех святых священников, чрез которых он мог бы снова получить здравие. Ибо он дошел до такого нечестия, что не усомнился проповедовать учение исполненное хулы на своего Создателя и Искупителя и Спасителя рода человеческого, Господа нашего Иисуса Христа, и, прокрадываясь подобно древнему змию, обольстил умы людей, прекрасно направленные и посвященные Богу. Забыв свое спасение и вечную жизнь, страдая неведением отеческих преданий и не памятуя пророческих предсказаний и евангельских и апостольских повествований (о Христе), он сам осудил себя своим неверием. Так как он сам добровольно отделился и изгнал себя от нас, то и мы, следуя учению, преданному изначала святыми апостолами и кафолическою Церковию (а они учили тому, что прияли от Господа нашего Иисуса Христа), и предписанию святейшего папы Келестина, благоволившего послать нас своими уполномоченными в этом деле, и определениям святого собора, согласно произносим: он лишен епископского сана и отлучен от всей кафолической Церкви и общения всех иереев.
Проэкт, епископ и легат римской Церкви, сказал: из чтения актов сего святого и боголюбезнейшего собора столь многих Божиих священников со всею ясностию открывается, что Несторий, как неблагодарный, не смотря на то, что испытал такое терпение и снисхождение святого папы Келестина, епископа св. и апостольского престола города Рима, и присутствующих здесь честнейших отцов и братий епископов,— последовал своему отступлению и хуле на свою погибель. И посему, так как он дерзнул, вопреки евангельской вере и апостольскому учению, утвержденному во всей кафолической Церкви, вводить развращение своей ереси, то и я, властию посольства от апостольского престола уполномоченный вместе с братьями быть производителем суда, определяю: упомянутого Нестория, врага истины и развратителя веры, как виновного в том, в чем он обвиняется, низложить со степени епископского достоинства и отлучить от общения всех православных иереев.
302
Кирилл, епископ александрийский, сказал: предъявления, сделанные преподобнейшими и благоговейнейшими епископами Аркадием и Проэктом и благочестивейшим пресвитером римской церкви Филиппом, ясно поняты святым собором. Они говорили, как уполномоченные апостольского престола и (представители) всего собора боголюбезнейших и святейших западных епископов. И так как они выразили еще прежде сего состоявшееся определение святейшего и боголюбезнейшего епископа Келестина и это определение согласно с судом, произнесенным на еретика Нестория св. собором, сошедшимся в этом городе Ефесе, то пусть записи деяний, бывших вчера и сегодня, присоединены будут к прежним актам и предложены их благочестию, чтобы своею подписью, по обычаю, они подтвердили каноническое согласие со всеми нами.
Аркадий, честнейший епископ и легат римской церкви, сказал: после всего, что сделано на сем св. соборе, мы непременно утвердим его нашими подписями.
Святой собор сказал: так как честнейшие и благочестивейшие епископы и легаты римского престола Аркадий и Проэкт, и пресвитер и легат апостольского престола Филипп изъявили согласие (на осуждение Нестория), то им нужно исполнить свое обещание и утвердить акты собственною подписью. Итак, пусть будут принесены им записи деяний.
Филипп, пресвитер и легат апостольского престола, — подписал акты.
Аркадий, епископ и легат апостольского престола, подписал суд, произнесенный против Нестория, виновника раскола и ереси и всякой хулы и нечестия.
Проэкт, епископ и легат апостольского престола, подписал справедливый суд сего св. и вселенского собора, во всем соглашаясь (с мнением собора) о низложении нечестивого Нестория.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.