13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Без автора
Соборное опровержение мнений философа, по имени Федона, который защищал нечестивого Ария и хулы его
Соборное опровержение мнений философа, по имени Федона,
который защищал нечестивого Ария и хулы его. 1)
1. Вопрос философа, предложенный святому собору.
“В Писании сказано: рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1, 26). Если из этих слов надобно заключать, что ум (Божественный) существовал как отдельное (лице): то (по такому же умозаключению) может кто-нибудь сказать, что Бог имеет и человеческий образ. Но мы знаем, что Божество просто и необразно. Что же значат эти слова? – скажите: ужели Бог имеет человеческий образ”?
Ответ св. отцов чрез Евстафия епископа антиохийского.
Нет, философ! Выражение это объясняется последующими словами Бога: да обладает рыбами морскими… и всею землею и всеми гады, пресмыкающимися по земле; т. е. сотворение человека по образу Божию – значит обладание его всею землею. Ибо, как Бог владычествует над всею землею и над всем, что на ней, так и человека поставил как бы вторым владыкою земли и всего, что на ней. Вот как я объясняю то, что человек создан по образу и подобию Божию.
Другой ответ св. отцов чрез того же Евстафия антиохийского.
И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и подобию. – Но исследуем, философ, кому сказал. Ибо там, где сказано: и рече Бог: сотворим человека, — прибавлено: и по образу Божию сотвори его; мужа и жену сотвори их (ст. 27). Следовательно, смысл слова: сотворим – указывает на лице, вместе с другим участвующее в деле творения, и усвояет ему одинаковое наименование. И потому, как Отец, сказавший: сотворим человека, есть Бог, так – Бог и Тот, кому Он сказал: сотворим; и одна и таже Божественная сущность у обоих Лиц – и у Сказавшего: сотворим человека по образу нашему и подобию, и у Сотворившего человека. Итак, смысл слова: сотворим – выражает всесвятое и нераздельное Божество Отца и Сына: так как образ Божий прост и чужд всякого сложения; его природа подобна огню.
Общий ответ св. отцов.
Сущность Св. Троицы есть неприступный свет и непостижимое естество. Вот смысл слова: сотворим.
________________
1) Из Геласия: vol. actor, concil. nic. 1. II. cap. XIV— XXIII.
46
2. Возражение философа в защиту Ария.
“Положим, что Божество просто, безвидно (ἀσχηματιςον) и несложно. Как же разуметь слова: по образу нашему и подобию? И как могло быть сказано: сотворим человека, если Сказавший не существовал прежде Того, кому сказал? Дайте нам достаточное объяснение на это, если можете”.
Ответ епископов чрез Осию Кордубского.
Если, как говоришь ты, Отец существовал прежде Сына, а сын, явившийся после, сотворен Богом по прошествии некоторого времени, и потом объявлен от Него Сыном, – если Он создан, как вы нечестиво утверждаете, подобно другим тварным существам, только прежде всего: то, по вашему нечестивому мнению, несозданный Бог должен бы был сказать к созданному Сыну: сотвори мне человека по образу моему и по подобию. Но Он сказал: сотворим по образу нашему и подобию. Итак, если Отец, как прежде мы показали, всегда есть Бог, то с Отцом всегда существует и Сын, не позднейший по времени, не меньший по власти, не ограниченный местом, но всегда и непрерывно со Отцом сущий, непостижимо и неизреченно рожденный от Него, истинный Бог всегда сущий от истинного Бога и Отца всегда сущего, господствующий с Отцом, совечный Отцу, царствующий с Отцом, единосущный Отцу, равносильный Отцу, соучастник Отцу в творении. Если, по словам Писания, все сотворено чрез Сына, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Iоан. 1, 3), если Он вместе, а не отдельно от Отца, сотворил все, если едино Божество и едина воля Отца и Сына и Духа Святого, — потому что никогда неразлучен Отец от Сына, ни Сын от Отца: то должно думать, философ, что Отец и Сын по Божественной сущности едино, как и сам Сын восклицает в Евангелии: Аз и Отец едино есма (Иоан. 10, 29), – тот самый сын, которому Отец говорил: сотворим человека по образу нашему и по подобию.
3. Возражение философа.
“В предыдущих вопросах мы говорили уже, что Бог не имеет человеческого образа; какой же смысл должно иметь это изречение: по образу и по подобию? – скажите нам. Место это представляет для нас немалое затруднение”.
Ответ св.собора чрез того же Осию Кордубского.
Слово: по образу – употреблено не по отношению к составу телесному, но по отношению к душе. Слушай ты и пойми. Бог, благий по существу своему, вложил и в разумное существо
47
человека то, что называется по образу Его и по подобию, как то: благость, простоту, святость, чистоту, искренность, честность, блаженство, и т. п., дабы, что в Боге есть по самому существу Его, то самое созданный Им человек мог иметь в разумной части своей, по благодати Божией. И как искусные живописцы изображают на картинах образы предметов не одной и той же краской, но всегда разными, так и Бог даровал созданному Им человеку в разумной храмине его души, т. е. в уме, силу различными добродетелями достигать того, чтоб устрояться по образу Его и по подобию. Образ Божий в человеке ясно усматривается из указанных добрых свойств, которые вложил в него Бог, говоря: сотворим человека по образу нашему и по подобию.
4. Возражение философа.
„Вопрос идет главным образом о том, чрез кого Бог сотворил человека и все видимое и невидимое. Мне представляется неверным сказанное вами, будто Отец и Сын вечно были едино сами в себе, и будто Сын всегда был Богом вместе с Отцом. Мне думается, что Он создан Богом, как посредник для творения, потому что Богу нужен был посредник к созданию человека и мира. Таким образом Бог — Зиждитель, приступая к творению, произвел для себя орудие, чтобы посредством него создать все твари. Как художник предварительно устрояет для себя орудие к совершению будущих работ своих, тоже самое можно думать и о Боге, что он употребил для себя Сына, как орудие, сотворив чрез Него мир. А слова апостола: вся тем быша — указывают только на предметы сотворенные чрез Него, как чрез орудие. Подобным образом, когда сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и подобию, сказал сам то, что человек создан по образу Его и подобию чрез орудие, т. е. чрез Сына“.
Ответ св. отцов чрез Леонтия, епископа Кесарии Каппадокийской,
и Евпсихия, епископа тианского.
Если ты говоришь, что Сын создан Отцом, как орудие, к произведению тварей, то сам ты отнимаешь силу у своих слов. Ибо евангельское слово говорит, как и сам ты упомянул недавно: вся тем быша, и потом еще присовокупляет: и без Него ничтоже бысть, еже бысть. Следовательно, если все сотворенное чрез Него создано, и без Него ничто не существует, что создано, а и Сын создан, как сам ты говоришь: то выходит, что и самого себя Он сотворил, а не Отец.
48
5. Возражение философа.
„Я говорю, что Бог все сотворил чрез Него, как чрез орудие, создав для этого Его самого прежде всех тварей“.
Ответ св. отцов чрез тех же епископов Леонтия и Евпсихия.
Скажи, почтенный муж, кто и где называет Сына Божия и Святого Духа орудиями совершения Божеских действий? У какого богодухновенного мужа ты вычитал такое свидетельство, что Сын есть орудие, тогда как Он называется Творцом всех веков, всех сил небесных и всего, что на земле? А что Сын совечен Отцу, есть Творец и Зиждитель всего созданного, на это мы имеем свидетельства в св. Писании. Слушай, философ. В книге Бытия пророк Моисей учит нас веровать, что Сын есть Творец, вместе с Богом Отцом, именно в том самом месте, на которое мы и прежде указывали тебе: сотворим человека по образу нашему и по подобию. С такою речью обращаться естественно только к лицу участвующему в творении, а не к орудию; так как и последующие слова: и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их, — указывают на действующее лице. Слова: сотворим человека исключают мысль об орудии. Вот и другое истинное свидетельство, еще более ясное, из книги Варуха, которое относится к одному лицу Сына, и показывает, что Он есть Творец всех созданных вещей: сотворивый землю в вечное время, наполни ю скотом двоножным и четвероножным; посылаяй свет и идет, призва его и послуша его с трепетом. Звезды же воссияша в хранилищах своих и возвеселишася. Призва я и рекоша: приидохом, воссияша с веселием сотворшему я. Сей Бог наш, не вменится ин к Нему. Изобрете всяк путь хитрости, и даде ю Иакову отроку своему, и Израилю возлюбленному от Него. По сем на земли явися и с человеки поживе (3, 32 — 38). И Исаия говорит Израилю: не уразумел ли еси, ни ли слышал еси? Бог вечный, Бог устроивый концы земли (40, 28). Ктож этот Бог вечный, философ, который устроил концы земли, который на земле явился и жил с людьми? Сын ли, или Отец, по-твоему, жил с людьми?
Ответ философа.
„Я вполне убежден из свидетельств св. Писания, что Сын на земли явися и с человеки поживе. Но возражение мое, против которого сказать нечего, остается во всей силе, именно, что он создан Богом прежде всех тварей, с тем, чтоб чрез Него все сотворить: это я докажу далее“.
49
Ответ св. отцов чрез тех же блаженнейших епископов Леонтия и Евпсихия.
Нет, философ; ничем не можешь ты доказать своих слов. Сын Божий рождение Божие, а не творение: это мы доказали уже тебе многими доводами. И кто ж из людей, исполненных мудростию и благочестием, не изумится такому могуществу Его действования, которое Он, как Бог, обнаружил в сотворении вещей, и о котором говорит Писание: сотвори Бог человека; и виде Бог вся, елика сотвори, и се добра зело (Быт. 1, 27, 31)? А евангелист Иоанн еще яснее показывает, что Он всегда существует со Отцом, совечен и собезначален Отцу: в начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу. Вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (1, 1 — 3). Вот, философ, яснейшее доказательство на то, что Сын Божий есть виновник всякой твари. Если же Он, — как и действительно, есть Зиждитель всех тварей видимых и умопредставляемых: то ясно, что Он — Бог по существу, а не орудие, как говоришь ты, не тварь, не создание, не меньший Отца. Ибо Тот, о котором четыре раза сказано у евангелиста: бе, — не имеет ничего существующего прежде Себя. А чтобы тебе совершеннее убедиться, что он не подчинен другому, но самовластен, как и Отец, — вот еще яснейшее свидетельство. Послушай, что говорит св. пророк Исаия, обращаясь к иудеям: яко отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, его же начальство на раме его; и нарицается имя его велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века (9, 5 — 6). Заметь, философ, что он называется Владыкою, а не слугою, как вы говорите. В одном из своих чудесных действий единородный Сын Божий самым очевидным образом показал себя Господом и Творцом человека, именно в исцелении слепого от рождения, которое совершил Он, как Сын Божий. По словам апостола Павла, Он есть сияние совечное Отцу и неизменный образ ипостаси Его (Евр. 1:3). Вот, философ, сколько свидетельств, в которых Сын Божий представляется безначальным, т. е. несозданным, как и Отец, и Творцом всех видимых и умопредставляемых тварей, как мы многократно говорили. Но укажи, где свидетельства на то, что Он — орудие, если ты имеешь их.
6. Возражение философа из слов книги притчей: Господь созда мя
начало путей своих в дела своя. (8, 22).
„Если уж вы крепко стоите за свою мысль, то скажите мне, как надобно разуметь следующее изречение: Господь созда мя начало путей своих в дела своя”?
50
Ответ епископов чрез Евсевия Памфила, епископа Кесарии палестинской.
Касательно изречения: Господ созда мя, надобно заметить, отцы наши много говорили и при том совсем иначе, нежели как ты разумеешь это. Тебе конечно известно и то учение, в котором они раскрывали строительство явления во плоти Господа нашего Иисуса Христа? Теперь мы, при содействии Господа Иисуса Христа, к сказанному прежде нас присовокупим свои собственные соображения. И если угодно, философ, возьмем это место во всей полноте, несколько выше. В начале сказано: аще возвещу вам бывающая на всяк день, помяну, яже от века, исчести; потом прибавлено: Господь созда мя начало путей своих в дела своя. Прежде век основа мя, в начале, прежде неже землю сотворити, и прежде неже бездны соделати, прежде неже произыти источником вод, прежде неже горам водрузитися, прежде же всех холмов рождает мя (22 — 25). Далее писатель, усилив свое выражение: Господь созда мя, продолжает: Господь сотвори страны и ненаселенные. Вникнем же теперь, кто это — Господь, который создал ее (премудрость), который сотворил страны и ненаселенные. В книге Варуха, как указали мы выше, о Том, кто сотворил страны и ненаселенные, устами Геремии пророка сказано: сынове Агарини взыскующии разума, иже на земли, купцы Мерани и Фемани, и баснословцы, и взыскателие разума пути премудрости не уведеша, ниже помянуша стезь ея (3, 23). И несколько далее: но ведый вся, весть ю, изобрете ю смыслом своим (ст. 32). Говоря о Том, кто изобрел премудрость смыслом своим, пророк указывает и на дела Его: сотворивый землю в вечное время наполни ю скотом двоножным и четвероножным; посылаяй свет и идет, призва его и послуша его с трепетом. Звезды же воссияша в хранилищах своих и возвеселишася. Призва я и рекоша: прииходом, воссияша с веселием сотворшему я. Сей Бог наш, не вменится ин к нему. Изобрете всяк путь хитрости, и дарова ю Иакову отроку своему, и Израилю возлюбленному от Него. По сем на земли явися и с человеки поживе. Таким образом из снесения слов Соломона и Варуха, или Иеремии, видно, что об одном и том же лице говорится, что Он созда мя т. е. премудрость, и что Он сотвори страны и ненаселенные. Будем же теперь умозаключать, почтенный муж, кто это — Господь, сотворивший страны и ненаселенные. Мы думаем, что это не иной кто; а всеконечно Тот, кто сотворил землю в вечное время (потому что в создании земли и состоит сотворение стран и ненаселенных), наполнил ее скотом двуножным и четвероножным, призвал свет и повинуется ему со страхом, и т. д. О Нем-то и сказано, что Он на земли явися и с человеки поживе. Следовательно, должно думать, что Он же есть и Господь, создавший мудрость, принадлежащую разуму, в
51
начало путей своих, которою одарил и человека, создав его по образу своему, — сотворивший страны и ненаселенные, создавший землю в вечное время. — Но обратимся снова к началу разбираемого места. Сказано: аще возвещу вам бывающая иа всяк день, а не будущая; и потом: помяну, яже от века, исчести, а не прежде века. Итак ясно, что Тот, кто создал мудрость, принадлежащую разуму, кто устроил землю, кто сотворил страны и ненаселенные, есть Сын Божий, который говорит Иову: егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангели мои (38, 7). И Моисей говорит о Создавшем свет: рече Бог: да будет свет (Быт. 1:3), и потом прибавляет: и сотвори Бог два светила великая.... и звезды (16). Кажется, философ, достаточно представленных доказательств к утверждению той истины, что Тот, кто, по словам Соломона, создал мудрость, принадлежащую разуму, и все твари, есть Сын Божий, а не орудие. А чтобы представить тебе яснее этот предмет, приступим к самой сущности дела, и станем смотреть на него с той стороны, какая указывается в Писании. Моисей, отходя от жизни, призвал к себе иисуса сына Навина, как описано в книге взятие Моисея (Ανὰληψες Μωσὲως), и сказал ему: Бог предвидел прежде сложения мира, что я буду посредником Его завета. А в книге тайных речей Моисея (βίβλος λόγων μυστικῶν Μωσὲως) сам Моисей пророчествовал о Давиде и Соломоне; о последнем таким образом: излиет на него Бог премудрость и правду и полное ведение. Он созиждет дом Божий, и т. д. Чтобы понятнее были для тебя эти слова, обратим вопрос таким образом: человек ли существует для мира, или мир для человека?
Философ отвечал: „конечно, мир для человека».
Епископы сказали чрез тогоже епископа Евсевия Памфила.
А если мир существует для человека, то конечно он является в намерении Божием после человека и мудрости принадлежащей разуму. Следовательно человек должен быть прежде мира, а потому и прежде отдельных частей его, каковы: небо, земля, день, ночь, облака, ветры, бездны, источники, горы и холмы. Но по порядку творения ему пришлось быть созданным после, а то, что в намерении Божием было после человека, в ряду творения является прежде. Равным образом и мудрость, которую изобрете смыслом своим Сын Божий и даровал созданному по образу его человеку, в намерении Божием существовала также прежде мира и отдельных частей его. Таким образом и Соломон, просвещаемый данною ему от Бога мудростью, зная, что человек и мудрость существуют в намерении Божьем прежде мира и частей его, сказал определенно, что она существует гораздо прежде мира, а что Господь изобрете смыслом своим прежде
52
сложения мира, то сотворил Он после мира и частей его. Поэтому он и говорит как бы от лица мудрости человеческой, которая была в намерении Божием прежде мира: Господь созда мя начало путей своих в дела своя, т. е. это говорит мудрость, дарованная разуму человека, созданного по образу Божию. Вот что значит: Господь созда мя. Это сказал Соломон о том, что в намерении Божием было прежде мира; а выражение — раждает мя — употребил, говоря о том, что создано после по способу рождения, из образованной природы, т. е. разумей природу изветшавшую и обновленную. Итак слова: Господь созда мя начало путей своих в дела своя — надобно понимать о разуме и мудрости, данной людям; а выражение раждает мя — должно относить к тому ее состоянию, когда она получила бытие только в уме Божием, прежде человека, созданного по образу Божию, в разуме которого положил Бог созданную премудрость и напечатлел свою чистую любовь. Об этом упоминал и Спаситель, когда в молитве о спасении рода человеческого говорил Отцу: яко возлюбил мя еси прежде сложения мира (Иоан. 17, 24). Наконец слова: прежде век основа мя — Соломон прилично отнес к мудрости и человеку, соображая, что веки в настоящем мире состоят из последовательной преемственности дня и ночи, и что существовать прежде дня и ночи — тоже, что и существовать прежде века. Таким образом он и говорит от лица премудрости: Господь созда мя начало путей своих в дела своя прежде век основа мя. Далее от лица премудрости, как существовавшей прежде мира и человека, говорит Соломон, перечисляя дела Божие в мире: Господь сотвори страны и ненаселенные, и концы населенные поднебесные. Егда готовяше небо с Ним бех, и егда отлучаше престол свой на ветрех, и егда крепки творяше вышния облака, и егда тверды полагаше источники поднебесные, и егда полагаше морю предел его, да воды не мимоидут уст его, и крепки творяше основания земли, бех при Нем устрояя: аз бех о нейже радовашеся (26 — 29). Вот что говорит премудрость. А это несомненно показывает, что в намерении Божием она существовала прежде мира, почему и мир получил устройство; следовательно существовала и прежде частей мира. Таким образом Тот, кто существовал прежде, будучи зрителем дел природы, перечисляет совокупность их посредством премудрости, которую изобрете смыслом своим и которою одарил человека. Кто же сотворил и даровал человеку эту мудрость, исчислившую дела Его? Конечно не другой кто, как Тот же, кто сотворил землю в вечное время, наполнил ее скотом двуножным и четвероножным, кто посылает свет и идет, призвал его и повинуется ему с трепетом, кто на земли явися и с человеки поживе: вот кто наследник мудрости. Итак выражение: Господь созда мя — относится не к Сыну
53
Божию, но к разумной мудрости, которую Господь сотворил и дал человеку, ради коего создан и мир. Таким образом все показывает совершенно очевидно, что это сказано о мудрости, принадлежащей разуму и здесь (только) олицетворенной.
7. Другое возражение философа.
„Книга премудрости Соломоновой однако же свидетельствет, что именно Сын Божий, т. е. Премудрость Божия, говорит: Господь созда мя и пр.“.
Ответ епископов философу чрез епископа Евсевия Памфила.
Скажи, философ: — мудрость, бывшая, по твоим словам, в Соломоне, Божия ли была мудрость?
Философ. Да точно так.
Епископ. Скажи еще: — имеет ли предведение Божие Премудрость или нет?
Философ. Без сомнения имеет.
Епископ. Мудрость, бывшая в Соломоне, есть ли, по твоему, Сын Божий?
Философ. Несомненно.
Епископ. Как судит судья, — по предведению, или нет?
Философ. Конечно; потому что как же иначе судить?
Епископ. Значит, судья судит по предведению и по делам, ему известным?
Философ. Конечно; это я сказал уже.
Епископ. Как же говорит премудрость Соломонова: трие ми суть невозможная уразумети и четвертого не вем (Притч. 30. 18)? т. е. о трех вещах премудрость Соломонова говорит, что не может уразуметь их, а о четвертой, именно о путях мужа в юности его, прямо говорит, что не знает. Если мудрость Соломонова есть мудрость Божия, то как же она будет судить мир, когда не знает путей мужа в юности его? — В самом деле, как поверить тому, что Создавший человека по образу Божию, т. е. Сын Божий, (как свидетельствует Моисей пророк, и как говорит о Нем Иоанн евангелист: вся Тем быша), не знает путей мужа в юности его? Пророк говорит о Нем: создавый наедине сердца их, разумеваяй на вся дела их (Пс. 32, 15); испытая сердца и утробы (Пс. 7, 10); потом: ты познал еси седание мое и востание мое, ты разумел еси помышления моя издалеча; стезю мою и уже мое ты еси исследовал и вся пути моя провидел еси (Псал. 138: 2 — 3); и в другом месте: наказуяй языки не обличит ли, учай человека разуму? Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна (Псал. 93:10—11). Так неужели знающий все это не знает путей мужа в юности его? И множество можно найти
54
в Писании мест, обличающих безумие тех, которые так худо понимают это изречение. Как же, в самом деле, не знает путей мужа в юности его Тот, Кто сам учит человека разуму? Знай же, философ, что Соломон получил лишь ту мудрость судительную, которую избрал Сын Божий смыслом своим и уготовал для человека, созданного по образу своему, именно мудрость ума. К подтверждению сказанного относятся и слова Господа в Евангелии: се боле Соломона зде (Мф. 12, 42), которые решительно опровергают называющих Его мудростию Соломоновою. Ибо если Он, по принятому славоупотреблению, также называется Премудростию (потому что Сын Божий есть Божия Премудрость), то вместе с тем Он есть и Бог предведущий, который судит по предведению и на основании дел, как говорит о Нем избранный сосуд — Павел, в послании к Евреям: живо слово Божие, и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду ὁстра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным. И несть тварь неявлена пред ним вся же нага и объявлена пред очима его, к нему же нам слово (Евр. 4, 12 — 15). И в послании к Римлянам: ихже отцы и от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог благословен во веки, аминь (9, 15). А это и показывает, что Премудрость Бога и Отца есть воистину Бог от самого Бога, Вечный от Вечного, Истинный от Истинного; потому что Он по существу всегда есть Сын вечного Бога и Отца.
8. Возражение философа.
„А что ж значат приведенные тобою слова: пути премудрости не уведеша, ниже памянуша стезь ея? и т. д.“ (Вар. 3, 23).
Ответ епископов чрез того же епископа Евсевия Памфила.
В настоящем месте идет речь уже не о мудрости ума, как ты понимал, но о той непостижимой Премудрости, которая создала и ее и все сотворенное, о Премудрости несозданной и безначальной, т. е. о Христе; потому что Христос есть Божия Сила и Божия Премудрость (1 Кор. 1, 24), по-своему неизреченному Божеству, от Бога истинный Бог-Слово: ибо Давид говорит: Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Ею вся сила их (Пс. 32, 6). Ты слышишь здесь о Слове Божием, слышишь и о Духе уст Его; выслушай же и изложение истинной веры, как она благочестно понимается и проповедуется благочестивыми мужами; думаю, что ты не откажешься от того, что принято таким собором освященных епископов. Итак слушай с благоговением и не покушайся исследовать человеческими умствованиями
55
того, что неизреченно. Совершенный ни умаляется, ни увеличивается. Един нерожденный Бог и Отец, и един рожденный от Него, единородный Сын Бог-Слово. Как нет другого Бога нерожденного, кроме Бога Отца: так нет и другого рожденного ни прежде ни после Сына, нет отличного от Бога единородного Сына Его, Бога-Слова. Как Бог Отец есть Отец не по имени только; так и Сын не по имени только, но на самом деле Сын: истинный Отец, истинный и Сын; Бог Отец, Бог и рожденный от Него Сын; совершен Отец, совершен и Сын Его; бестелесен Отец, бестелесен и Сын; ибо Он есть отображение бестелесного и потому образ совершенно бестелесный. Веришь ли ты, философ, тому, что единородный Сын Божий рожден из сущности Отца, как мы доказывали тебе в начале рассуждений весьма многими и ясными свидетельствами, или нет?
Вопрос философа.
„Скажи, каким образом?“
Святые отцы отвечали чрез Евсевия Памфила.
Не спрашивай, философ, каким образом; потому что, иначе, ты, как мы сказали уже в начале рассуждения нашего, находишься в опасности свергнуться в пропасть, стараясь исследовать непостижимое. Ибо если бы можно было спрашивать, каким образом нерожден, тогда можно бы спрашивать и о том, каким образом рожден. Итак, не спрашивай о непостижимом, потому что не разрешишь. Ищи того, что можно найти, и найдешь. А если станешь спрашивать, то от кого ж ты можешь узнать? От земли? — но ее тогда еще не было; от моря? — море еще не было тогда сотворено; от неба? — также не было сотворено; от солнца, или луны, или звезд? — они не были еще созданы; от ангелов и архангелов? — и их не было еще, потому что Сын есть и их создатель. Разве от веков? — Он рожден прежде веков. Итак, не спрашивай у того, что не всегда было, о том, что всегда было. Несказан и нерожден Отец, несказан и несказанно рожден от Него и Сын. Замолчи же о том: каким образом? и оставь это знать Родившему и Рожденному. Ибо никтоже знает Сына, токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти, как говорит Евангелие (Матф. 11, 27). А если не хочешь отстать от своего: как? если упорствуешь исследовать неисследимое: мы посмеваемся твоей дерзости, и даже сожалеем о тебе, что ты не хочешь постигать верою Бога, вечного Отца своего Сына, и единородного Сына Его, вечного Его Сына, всегда со Отцом сущего, а не позднейшего, как ты нечестиво
56
утверждаешь. Ты верою разумевай и исповедуй совершенного Сына от Совершенного, как всегда ты слышишь, вечный Свет от вечного Света, истинного Бога от истинного Бога и Отца, несотворенного от несотворенного, несложного от несложного, всегда сущего у Отца: ибо евангелист Иоанн говорит: в начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово (1, 1). Это бе, философ, не имеет ничего предшествующего; это бе превосходит то, чего не было, как Бог выше того, что не Бог. Верь Писанию, а о том, что не писано, не исследуй и не испытуй. Веруй, что Сын создал все, что получило бытие по изволению Отца, не воззрением очей, (потому что Бог несложен, как мы выше сказали), но изволением, как сам Он знает. Принимая это верою, мы проповедуем, согласно с учением св. Писания, что, по изволению Отца и своему собственному, Он сотворил всякое создание и на небе, и на земле, видимое и умопредставляемое, не посредством орудия или машины, и не при помощи кого-нибудь другого, но, как сейчас мы сказали, по изволению Отца, который говорил к Нему и Духу Святому: сотворим человека по образу нашему и по подобию. Не сказал: сотвори, или сотворите, но — сотворим, указывая на единосущное и равночестное во святой и неизреченной Троице. Не противоречь, философ, и не отвращай взора; но посмотри мысленными очами на весь состав апостольского учения и прими его с верою. Слушай же и разумей. Слово Бога, бывшее прежде век, Сын Его, к которому сказал Он: сотворим человека и пр., в последние дни, по изволению Отца и своему собственному, соделался человеком, воплотился от Девы, ради падшего Адама, бестелесный истощил Себя во плоти, как говорит апостол Павел, ради плотских. Бог-Слово восприял покров плоти, чтобы не опалить тварных существ мира сего; ибо Бога никтоже виде нигдеже (Иоан. 1, 18); восприял плоть, чтобы чрез неизменное соединение с Собою избавить плоть от смерти; невидимый явился в видимом, чтобы видимое могло снести; сделался человеком во времени, но на самом деле был и то и другое: Бог и человек, человек и Бог один и тот же, один и тот же Христос из обоих, был и есть Бог, но сделался человеком по строительству спасения. Для Него пророки, для Него апостолы, для Него мученики. Пророки для Того, кто ими предвозвещен: апостолы для Того, кто сам для устроения спасения послан был; мученики для Первомученика. Пришел Бог на землю, Сын во плоти, скрывая, как сам восхотел, величие Божества, и не теряя небесного; ибо и прежде его воплощения мир не был лишен Его. Он был и есть Бог, но сделался человеком, для искупления человека воплотился и родился от Девы но любви своей к роду человеческому. Отец родил Сына достойного Себя и равного Себе таким образом, философ,
57
как знает сам родивший Бог Отец и рожденный от Него Сын.
9. Возражение философа.
„Не старайся набором слов усилить истину, и не усиливайся искусством речи, как облаком, затемнить вовсе не темное изречение Писания; но иди прямо к тому, что ясно в Писании, не уклоняясь в сторону. Изречения: Господь созда мя начало путей своих в дела своя и: Господь сотвори страны и ненаселенные и концы населенные поднебесные — имеют один и тот же смысл. Они говорят об одном Господе Боге, который сотворил Первосозданного — начало путей своих в дела своя, и назвал Его Сыном своим; который чрез этого Сына, как чрез орудие, сотворил страны и ненаселенные. Итак, хотя действует и сотворенная Премудрость, т. е. Сын, но не сама по себе, а чрез нее, как чрез орудие, творит не сущее Бог”.
Ответ епископов чрез того же епископа Евсевия Памфила.
Оставаясь так долго на общем царском пути, т. е. в вере апостольской, каким образом ты позволяешь себе уклоняться с него? Вот — вот только слышал ты от нашего святого собора пророчество великого Иеремии, который, как бы перстом указуя, говорит: сей Бог наш и не вменится ин к нему и пр., и прибавляет еще: по сем на земли явися ис человеки поживе. Ты помнишь, философ, что на вопрос св. епископов: „кто явился на земле и жил с людьми, Отец ли или Сынъ“? ты отвечал, что Сын, как и священное Писание свидетельствует. — Ведь так ты сказал? Зачем же опять повергаешься в глубину нечестия Ариева, или, лучше сказать, погрязаешь в ней? — Ты предпочитаешь, несчастный, апостольским догматам хульные слова Ария, который называет Сына Божия тварию и орудием! Послушай нас, философ, если только ты философ, и поверь, что Сын Божий не одно и тоже с сотворенною премудростию, принадлежащею разуму и полученную человеком от того же Сына Божия, сотворившего страны и ненаселенные. Постарайся привести душу твою в спокойное состояние, чтоб она не волновалась гневом, а стремилась к истине, и будет руководить тебя сама истина: ты познаешь, что единородный Сын Божий не есть тварь, но сам Творец и Зиждитель всех созданных вещей, как понял ты после небольшого размышления и поймешь, надеюсь, если желаешь спастись.
10. Возражение философа о Святом Духе.
„Пусть будет верно и несомненно сказанное вами о Сыне, что Он Творец или что Он есть Творец вместе с Богом
58
Отцом, а сам не есть творение, но порождение Божие, рожденный от Бога по существу, как показывают свидетельства: в этом мы теперь согласны. Но что вы имеете сказать о Св. Духе? Не дерзновенно ли утверждать, что Дух Святой есть Творец какой бы то ни было созданной твари? Где свидетельства, показывающие, что Он создал какую-нибудь из тварей видимых или невидимых? — Кто из богодухновенных писателей говорит о Нем также прямо, как и о Сыне? — Отвечайте мне на это, кто может“.
Ответ отцов чрез Протогена, епископа сардикского.
Не трудно, философ, указать тебе свидетельства о творческих действиях Святого Духа, которые отцы наши изъясняли о Нем, именно как о Творце. Приведем опять то, что сказано в повествовании о творении: и рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и далее: и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его; мужа и жену сотвори их. Следовательно, как Отец, сказавший Сыну: сотворим, есть Бог, так — Бог и Сын, сотворивший человека. А если мы утверждаем, что и сказавший и сотворивший Адама и Евву есть Бог, то послушай далее и о Св. Духе. Сотворивший Адама Бог ли был, или нет?
Философ. Конечно, Бог.
Епископ. В книге Иова Елиус Вузитянин говорит Иову: Дух Божий сотворивый мя (33, 4). Если же сотворивший Адама есть Бог, то что скажешь о Том, кто сотворил Елиуса? — Или для тебя Елиус представляется существом иной природы, чем Адам? — Но человеку естественно умозаключать, что одинаковых произведений должен быть один и тот же художник. Итак, чтож ты скажешь, философ, о Том, кто сотворил Елиуса? Ужели еще не станешь признавать Его Богом и Творцом человека? Ибо как о сотворившем Адама сказано: и сотвори Бог человека, так равно тоже самое можно сказать о Творце Елиуса, т. е. что Дух Святой есть Бог. Если одно и тоже производство, то одно и тоже и название художника. Если одно Божество в пресвятой Троице, представляемой в трех разных и совершенных Лицах, то равносильны будут и сии выражения: сотвори Бог человека, и: Дух Божий сотворил Елиуса. А в книге: „взятие Моисея» (ἀναληψες Μωσέως) Михаил архангел, рассуждая с диаволом, говорит: от Духа Святого Его все мы созданы, и потом присовокупляет: от лица Божия изшел Дух Его, и получил бытие мир. Ибо нераздельна и неизреченна всесвятая троица: Отец и Сын и Святой Дух, которая совокупно создала всякую тварь мысленную и чувствами познаваемую. Так в 32 псалме сказано: словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Ею вся сила их. Послушай, наконец, что говорит Бог чрез пророка Исаию:
59
Аз Господь Бог, Аз услышу их, Бог Израилев (41, 10. 17); потом, говоря о благодеяниях народу своему, прибавляет: да узрят и уразумеют и помыслят и уведят вкупе, яко рука Господня сотвори сия, и Святой Израилев показа (ст. 20); здесь называет он рукою Духа Божия, а Святым Израилевым — Сына Божия. В другом месте Иегова говорит Иакову: рука моя основа землю и десница моя утверди небо (48, 13); и пророк Иезекииль говорит: бысть на мне рука Господня (3, 22); а Писание, философ, называет обыкновенно рукою или мышцею — Святого Духа Божия, а десницею — Сына Его.
Святые отцы еще сказали чрез Леонтия, епископа Кесарии каппадокийской.
Сказанного о творческих действиях Духа Святого достаточно уже для того, чтоб ты, философ, убедился, что Он есть Творец всякого создания, вместе со Отцом и Сыном, и имеет одно и тоже Божество и существо со Отцом и Сыном. Но выслушай и еще яснейшие свидетельства о том же предмете из св. Писания. Пророк Давид говорит в псалме 27: воспойте Господеви песнь нову, — почему? — яко дивна сотвори Господь: спасе ею десница Его (вм. Сын Его) (ст. 1) и мышца святая Его, — указывая последними словами на Духа Святого. Евангелист Иоанн в своих соборных посланиях также богословствует о Св. Духе, как и другие св. писатели: Дух есть свидетельствует, яко Дух есть истина (1 Иоан. 5:6). И несколько ниже: веруяй в Сына Божия, имать свидетельство в себе (ст. 10) (т. е. Святого Духа Божия); не веруяй Богови, лжа сотворил есть Его. И великий первостоятель апостолов божественный Петр говорит Анании: почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому? и потом прибавляет: не человеком солгал еси, но Богу (Деян. 5, 3. 5). Также в ветхом завете говорится: небо и землю Аз наполняю, рече Господь (Иерем. 23, 24); а Соломон, объясняя, кто наполняет, говорит: Дух Господен исполни вселенную (Прем. 1, 7). Итак, убедись в могуществе Духа Святого, поверь и этим свидетельствам, показывающим, что Дух Святой имеет одно и тоже Божество, сущность и силу со Отцом и Сыном, и всегда существует со Отцом и Сыном. — Слышишь ли, философ?
11.Возражение философа.
„Итак вы говорите, что приведенные вами свидетельства из св, Писания показывают, что Духа Святого должно исповедовать Богом; а для меня эта мысль представляется еще недоказанною, если не найдется для нее доказательств из других Писаний. В пользу ее прямо идет только одно доказательство, взятое из
60
слов Елиуса Вузанитянина. А о другом, приведенном вами из книги так называемой взятие Моисея (ἀνὰληψις Μωσέωσ), я и не слыхал доселе никогда. Поэтому требую, чтобы вы представили мне более удовлетворительное доказательство на свои мысли о Святом Духе; потому что сказанного недостаточно для окончательного решения нашего вопроса“.
Ответ св. отцов философу чрез того же епископа Леонтия.
После пространного изложения дела и самых ясных свидетельств св. Писания, которых должно быть достаточно для убеждения тебя в предложенной истине, мы удивляемся, философ, каким образом ты еще сомневаешься, муж, по-видимому, столько рассудительный. И, так как нам особенно желательно, чтоб ты имел в виду истину, то мы и просим тебя, и увещеваем твое благоразумие, чтобы ты не дерзал пытливо исследовать человеческими умствованиями то, что превышает ум, и не позволял себе так долго поддерживать нелепые и нечестивые мнения Ария, особенно потому, что ты философ, как и сам говоришь ты; так ты и принимай на веру, как и прежде мы убеждали тебя, и то, что уже сказано тебе, и то, что будет сказано. Веруй во единого Бога Отца, неизреченно рождающего Сына, и Сына от Него рожденного, и Духа Святого, от того же Отца исходящего и собственного Сыну, как говорит св. апостол Павел: аще кто Духа Христова не имат, сей нест Егов (Рим. 8:9); и в другом месте: Господ же Дух есть (2 Кор. 3:17); и еще: разделения дарований суть, а тойжде Дух, и разделения служений суть, а тойжде Господь, и разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех (1 Кор. 12, 4 — 6), и несколько далее: вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет (ст. 11). Вот тебе, философ, самое ясное свидетельство о Божестве Духа Святого, показывающее Его самовластительство. Смотри, как здесь сказано: разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех; и потом: вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет. А Господь, как тебе известно, еще яснее говорит в Евангелии к Самарянам: Дух есть Бог (Иоан. 4, 24). А если Дух есть Бог, то конечно и Бог есть Дух; а притом не так, чтобы тот один, а этот другой, но одно и тоже Божество того и другого Лица, если иметь в виду Его ипостась. Впрочем, когда мы слышим о Лице, то мы не должны представлять Божество человекообразным: Оно несложно и необразно, как и сам ты в начале рассуждений признал вместе с нами. Говорится иногда, что и небо и земля имеют лицо; так напр. Господь говорил в Евангелии к книжникам и фарисеям: лицемери! лице небу и земли весте
61
искушати (Лук. 12, 26). Это потому, что всему, отдельно существующему, когда оно рассматривается отдельно, придается известная форма или образ, приличный его природе. Но тогда как небо и земля созданы, как и другие части природы, Божественная и неизреченная Сущность несозданна, проста и несложна, неизобразима, вечна и бессмертна. Доселе мы доказывали тебе многочисленными свидетельствами из св. Писания, что Дух Святой вместе со Отцом и Сыном есть Создатель всех тварей и видимых и умопредставляемых; потому что Он никогда не разлучается от Отца и Сына, так же как Сын от Отца и Отец от Сына. А теперь, если угодно, выслушай наглядное доказательство и от подобия, хотя оно и слабее. Слово твое, как и всякого человека, исходит вовне, но рождается неотдельно от ума, подобно тому, как происходит из тебя дыхание; и однако ж ты не называешь слова твоего или дыхания чуждым для тебя. Если ты не считаешь несправедливым думать так о людях, то как дерзновенно было бы утверждать, что в неизреченном и непостижимом существ Божием Слово, не внешнее, но всегда живое и действенное, острейшее всякого меча обоюду острого, и судительное для всего сущего, как Творец всего (Евр. 4, 12. 15), пред взором которого несть тварь неявлена, всяже нага и объявлена пред очима Его, — и Св. Дух Его, испытующий и глубины Божия, — чужды для Него (1 Кор. 2, 10), т. е. что Слово или Дух Божий чужды Богу? — Неужели кто решится стать на стороне тех, которые говорят таким образом? — Это верно, философ.
12. Вопрос философа ко cвем епископам.
„Так как вы прежде говорили, что и Отец есть Бог и Сын есть Бог и Дух Святой — Бог, а теперь снова утверждаете, что едино Божество трех совершенных ипостасей — Отца и Сына и Св. Духа, то я прошу вас: изложите для меня яснее эти мысли”.
Ответ св. отцов философу чрез того же епископа Леонтия.
Божественное существо, все превышающее и все содержащее, неизреченно, непостижимо и неисследимо. Однако ж выслушай от нас вот что: мы говорим тебе не об одном и другом Боге, как богохульствует нечестивый Арий, проповедуя одного Бога несотворенного, а другого сотворенного, и Духа Святого называя также сотворенным; нет, — мы утверждаем, что должно представлять и веровать, что одно существо и господство и едина воля Отца и Сына и Святого Духа, что ипостаси Святой Троицы нераздельны и неотлучны одна от другой; но при этом надлежит знать, что Божество святой и единосущной и достопокланяемой
62
Троицы одною только верою мыслится и постигается. Послушай нас и еще несколько; и ты получишь полное убеждение, внимая спасительному учению, чрез нас исходящему от Св. Духа, к познанию единого Божества святой, всегда живой и сущей Троицы, — к познанию, что Троица воистину есть Троица и что в Ней нет ничего предсуществующего, но всегда и одинаково существует нераздельная и единосущная Троица.
13. Ответ философа.
„Не думайте, что я испровергаю догматы истины. И в начале рассуждений я не отвергал ваших слов; напротив я только хочу проникнуть в глубину ваших мыслей, чтобы для меня самого были яснее и понятнее те положения, которые вы утверждаете”.
Символический ответ св. отцов философу, заимствованный от подобия огня, света и сияния, чрез того же епископа Леонтия.
Послушай, послушай еще, философ. Мы предложили уже вниманию твоему довольно доводов из св. Писания, что Божество просто и несложно, как и сам ты объявил в начале твоих рассуждений, и что Оно — огнь бессмертный, вечный и несозданный по природе, свет бесконечный и непостижимый, представляемо не в одном лице, как думают иудеи, но в троичности Лиц, которые не могут отделяться одно от другого: так все христиане веруют и исповедуют неизмеримую Троицу Отца и Сына и Св. Духа, как мы объяснили уже. Теперь поучайся, философ. И хотя мы дерзновенно поступаем, но снисходительно к нам Божие величие; потому что мы предпринимаем этот труд ради спасения твоего и других. Познай же из чувственного умственное, и из умственного то, что выше ума, и из описываемого словом то, что превышает всякое слово. Хотя ни одна видимая и мыслимая из небесных и земных и подземных тварей не может сравниться с несотворенным, непостижимым и бессмертным существом Божиим, тем не менее однако ж мы предложим хотя и неравное, но приличное подобие, несколько верно объясняющее образ истины для любителей благочестивых размышлений. Чувственный огонь, в единой своей сущности имеет три явления: огня, сияния и света; и ни одно из этих трех явлений не бывает прежде другого; они нераздельны между собою: от огня сияние, от сияния свет. Раздели, философ, если можешь, эти три явления, и докажи нам, что одно из них существует прежде другого, огонь прежде сияния, как позднейшего, или же, свет после или прежде огня или сияния; докажи, если можешь, отделяя одно от другого, что огонь, сияние и свет существуют
63
не совокупно. Итак, представляй в уме эти чувственные и тварные предметы, хотя они и несравнимы, как мы сказали, с вечным и непостижимым существом Божиим; и, окрылив верою взор ума твоего, посредством их восходи к высшему созерцанию Бога, и сретит тебя свыше, как молимся и веруем, просвещающая благодать Отца и Сына и Святого Духа, и откроет тебе, что единое Божество — вечный огнь, сияние и свет простой и несложный неразлучный и нераздельный, необъятная мыслию и неизреченная Троица воистину единосущная, Отец и Сын и Святой Дух.
Философ верует в Св. Троицу.
Услышав это, философ был поражен и изумлен; размышления смущали его и великий страх объял его. Потом, пришедши в себя, он громко воскликнул: “слава Тебе, Боже, открывшему святым твоим превышающее всякий ум таинство чистого, безмерного и несозданного Божества. Молю Тебя, Христе, всеблагого Сына всеблагого Отца, прости мне все, сколько я согрешил против Тебя увлекаясь доселе нечестивыми мнениями Ария; да не постигнут меня казни от Тебя, праведного Судии, за те нечестивые слова, которые я несчастный говорил против Тебя. Горе Арию и нечестивому его сонмищу, богохульствующим на Сына Божия, будто было время, когда Его не было, будто Он существо тварное, и утверждающим, что Сын и Дух Святой иной сущности, а не одинаковой с Отцом. Отныне навсегда я предаю проклятию Ария и нечестивые мнения его и всех, одинаково с ним мудрствующих и богохульствующих против Отца и Сына и Святого Духа. Ибо кто не имеет Сына, тот не имеет и Отца, и кто богохульствует на Сына или Святого Духа, тот и на Отца богохульствует. Все, что вы излагаете и определяете относительно Св. Духа, я признаю истинным и верным. Я верю тому таинству, о котором говорит ап. Павел: тайна сокровенная от век и от родов, ныне же явися, как удостоверяет он (Кол. 1, 26), святым апостолам и пророкам и вам — Духом Святым, т. е. что всегда живет, вместе существует и пребывает с Богом Отцом Сын Его и Святой Его Дух.
Святые отцы, чрез еп. Леонтия, присовокупили для философа объяснение, заимствованное от подобия источника, течения и воды.
Теперь, почтенный философ, рассмотрим еще нечто, относящееся к утверждению этой истины. Возьмем во внимание источник, рождающий течение воды; ибо всякое течение, как тебе известно, имеет началом источник, от которого и происходит течение. Но никто не называет течения источником, ни ис-
64
точника течением: источник называется источником, а течение — течением, а то и другое вместе — водою. А когда захочет кто-нибудь почерпнуть воды из потока, то переменяет название; так напр. не говорит: „сходи, почерпни и принеси мне источника или потока, а — воды”. И хотя все это одно и тоже по природе, но называется тремя именами: источником, течением и водою. Тоже самое утверждает и св. Писание; ибо мы не чуждое ему говорим тебе, истинный отныне сын благодати, хотя и объясняем слово истины сравнениями, подобиями и образами. Св. Писание говорит о Сыне: уклоняю на ия аки реку мира (Исаии 66, 12), т. е. истекающую из истинного источника жизни — Божества Отчего, как говорит сам Господь в Евангелии: Аз от Бога изыдох и приидох (Иоан. 8, 42); Аз и Отец едино есма (Иоан. 10, 30); и еще: Аз во Отце и Отец во мне (Иоан. 14, 11). От него же получаем все мы, верующие, и Духа Святого, единосущного Отцу и Сыну, от Отца исходящего и собственного Сыну, как мы выше показали. А что Он от Него изливается в нас, об этом самым ясным образом учит сам Господь в Евангелии, говоря: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы (Иоан. 7, 37. 38). Объясняя эти слова, богодухновенный евангелист прибавляет: сие же рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующии во имя Его (ст. 39). Посмотри также, что говорит Давид пророк об этом источнике жизни — святой Троице: у Тебе источник живота, во свете твоем узрим свет (Пс. 35, 10): здесь он называет источником жизни Бога Отца, но говорит к Сыну, потому что Отец в Сыне и Сын в Отце; а светом называет самого Сына, и свидетельствует, что в этом свете обитает другой свет — Дух Святой: во свете, говорит, твоем узрим свет. Ибо источник жизни и света есть без сомнения Отец; Свет есть и Сын — от Отца Света; Свет также и Дух Святой от того же Света; потому что, как часто говорили мы, едино Божество Отца и Сына и Духа Святого, как сам Он говорит словами пророческими: Аз Господь Бог, и несть еще (Исаии 45, 6); Аз Бог первый и в грядущая Аз есм (Исаии 41, 4); и еще: Аз Господь Бог Наш, и неизменяюся (Мал. 3, 6) и пр. Теперь, кажется, необходимо повторить прежние доказательства, хотя не все, по причине их множества, по крайней мере очевиднейшие, чтобы получило большую твердость все сказанное. Предложим то, что сказано устами Иеремии пророка: сотворивый землю в вечное время, наполни ю скотом двоножным и четвероножным; посылаяй свет и идет, призва его и послуша его с трепетом; звезды же воссияша в хранилищах своих и возвеселишася; призва я и рекоша: приидохом, воссияша с веселием сотворшему я. Сей Бог наш, не вменится ин к Нему, и т. д. (Вар. 3, 32 — 36). Необходимо, боголюбезнейший
65
философ, обратить внимание на это место, и объяснить смысл его. Очевидно, как и сам ты признал, это сказано о Сыне; ибо говорится далее: посем на земли явился и с человеки поживе (ст. 38). Если же, по нечестивому мнению Ария, Сын имеет иное существо, так что Он есть Бог, но низший Отца, а между тем о Нем говорит Писание: сей Бог наш и не вменится ин к Нему: то следует из Ариева нечестия, что и Отец не есть Бог; по Тому что именно о Сыне сказано: не вменится ин к Нему. Таким образом побеждаются нечестивые ариане с изобретателем их богохульства, и изобличаются, как враги истины, в том, что они совершенные безбожники; потому что, кроме отвержения Сына, лишают Божества и самого Отца: ибо отметаяйся Сына, ни Отца имать, как говорит Иоанн богослов в своем соборном послании (1 Иоан. 2, 23). А единая вселенская вера признает и чтит Божество Отца и Сына и Духа Святого, и кроме этой веры не будет никакой другой. Впрочем, это таинство святой, покланяемой и единосущной Троицы превышает всякий ум и слово, совершенно непостижимо, и усвояется только верою.
Философ.
“По истине божественно и светоносно то, что вы изложили для меня по внушению Духа Святого. Но прошу вас (потому что я люблю священные речи вашего учения): выслушайте меня благосклонно, и научите, о чем еще я спрошу, чтоб получить вам совершенное воздаяние от Бога за мое спасение“.
Ответ св. отцов философу чрез того же епископа Леонтия.
Говори все, что угодно; мы желаем, чтобы ты вполне узнал все, особенно, когда, при озарении от Духа Святого, ты уже легко понимаешь наши объяснения.
Философ.
„Благодарение священной главе вашей! Скажите же мне, блаженнейшие отцы, как надобно понимать то, что Бог Слово — Сын Божий на земли явися и с человеки поживе, когда Он невидим для всякой твари видимой и мысленной, и для чего это было? — объясните мне, прошу вас“.
Ответ св. отцов философу чрез епископа Леонтия.
Причина явления Его во плоти заключается в падении прародителей Адама и Евы в раю, которое распространилось на все их потомство. Когда преступлением заповеди они лишились божественной благодати, Творец восхотел возвратить ее роду че-
66
ловеческому. И надобно заметить, что подобно тому, как сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и сотвори Бог человека, — так и в последствии сказал: спасем погибающего человека, созданного по образу нашему и по подобию. Как Бог Отец сказал: сотворим, и Сын, Бог от Бога, сотворил, так и после, по воле Отца, Он восхотел спасти чрез Себя человека.
Вопрос философа о том же.
„Каким образом Он на земли явися и с человеки поживе, когда Он — Бог неизменяемый“?
Ответ св. отцов чрез Макария, епископа иерусалимского.
По словам св. апостола Павла, велия есть благочестия тайна, Бог явися во плоти (1 Тим. 3:16), т.е. Сын Божий. Когда принял плоть, Он явился и ангелам; потому что Единородный невидим ни для ангелов, ни для архангелов и вообще для всех небесных сил, так как Бога никтоже виде нигдеже (Иоан. 1, 18). Но когда слышишь о пришествии Его с неба, отнюдь не думай о местном перехождении Божества, но разумей, как совершилось все строительство этой великой тайны благочестия, которою мы обновлены. Обновление состояло в возвращении нам прежнего состояния; ибо для сего Бог Слово, давший нам свое подобие, и сошел в подобии нашем. Но невозможно Богу уподобиться нам, не воплощаясь; поэтому Он, бестелесный, восприял телесную сущность. Восприял Он плоть от жены; ибо таким образом Он уподобился нам и по рождению, чтобы сообщить нам, как подобнорожденным, славу свою и спасти жену своим рождением, ибо сказано: спасется жена чадородия ради (1 Тим. 2, 15). Восприял плоть, имевшую в себе по естеству нечто жизненное; ибо никакая плоть не лишена жизненности, что́ св. Писание называет собственно душою.
Философ.
„Кто не изумится этим великим делам Божиим, о которых вы повествуете? Но каким образом Он восприял плоть от жены, как говорите вы“?
Ответ св. отцов чрез того же Макария иерусалимского.
Мы уже говорили тебе, почтенный муж, что относительно таин Божиих никак нельзя сказать: каким образом? — потому что они неизреченны и непостижимы. Но как нечто нам открыто в св. Писании, то скажем, сколько можно передать словом. Ибо
67
совершенное уразумение таинства воплощения Сына Божия не возможно: никто ни из людей, ни из ангелов, ни даже Гавриил, служитель сего таинства, ни сама святая, непорочная и пречистая Дева Мария не могли бы изобразить словом вполне образ воплощения Бога Слова. Но, то, что предали нам о строительстве Сына Божия во плоти иже исперва, как говорит Лука, самовидцы и слуги бывшии Словесе (Лук. 1, 3), именно: что Он воплотился от семени Давидова и Авраамова; из неяже (т. е. Девы) родися Иисус глаголемый Христос (Мф. 1, 16); ихже отцы и от нихже Христос по плоти (Рим. 9:15); что Он не от ангел приемлет, но от семене Авраамова приемлет (Евр. 2, 16); что Он искушен был по всяческим по подобию, разве греха (Евр. 4, 15), — это мы знаем; а способ, как совершилось это, превышает смысл всякой разумной твари. Об этом говорит Иеремия пророк: человек есть, и кто познает его (17, 9)?
Когда философ удивлялся, св. отцы в слух всех собравшихся прибавили чрез того же Макария,
епископа иерусалимского.
Мы уже пространно показали тебе, что Бог, единородный Сын Божий, сделался человеком по состраданию к роду человеческому, воплотился и родился от Девы Марии неизреченным рождением. Ибо когда Он захотел, как прежде мы сказали, восстановить погибавшее чрез падение прародителей естество, Он родился в нашей плоти, чтоб нас воссоздать в своем естестве, снисходя, как искуснейший врач, нашей слабости. Но опять повторяем, что выражения: снисходя, сошел и был послан — надобно разуметь об образе Его вочеловечения, как и прежде мы объясняли; ибо Божеством своим Он все наполняет вместе с Отцом. Итак слушай. Мы рождаемся от жены, и Он по человеколюбию родился также от жены; но мы от чувственного соуслаждения и семени мужеского, а Он один от Духа Святого и Марии Девы. Мы питаемся молоком, питался им во плоти своей и Тот, кто по Божеству дает пищу всякой плоти. Мы возрастаем, и Он не возгнушался быть тем же по плоти, как написано: Иисус преспеваше премудростию и возрастом и благодатию у Бога и человек (Лук. 2, 52), и жил до тридцатого года, чтоб освятить всякий возраст; потом пришел ко крещению в то время, как Иоанн, сын Захарии, проповедывал народу крещение покаяния, не давая однако ж отпущения грехов и дара усыновления; потому что дать это было не во власти Иоанна, ни даже ангела, но только воплощенного и вочеловечившегося Бога Слова. Принял наше крещение, и хотя был безгрешен, как Бог, но крестился плотски, как человек, не сам нуждаясь в крещении, но чтобы возвысить наше крещение, дабы мы веровали, что как
68
на Него сошел Дух Святой, так сходит и на нас, крещенных в Него. Потом жил с людьми и, проповедуя учение своих божественных заповедей и сотворив многие чудеса, на четвертом году служения своего пострадал плотию за грехи наши. Мы повинны были крестной казни; но если б и все мы были распяты и тогда не могли бы избавить себя от смерти: ибо царствова смерть от Адама даже до Моисея и над несогрешившими (Рим. 5, 14). Много было святых, много пророков, много праведников, и никто из них не мог искупить себя от владычества смерти. Но пришел Спаситель всех, и претерпел в своей безгрешной плоти, от нас заимствованной, должное нам наказание, за нас и вместо нас. Мы по смерти сходили во ад; Он и сему подчинился и сошел туда добровольно: однако не был удержан, как мы; потому что смерть не имела никакой власти над Владыкою жизни. Сошедши один, вышел со многими; ибо Он был то духовное зерно пшеницы, падшее ради нас на землю и умершее плотию, которое силою Божества своего восстановило телесный храм свой, по Писанию, плодоносящий спасение всего рода человеческого. Явившись ученикам своим после тридневного погребения и воскресения из мертвых, Он показал им свои крестные раны, говоря: осяжите Мя и видите, яко Аз есмь (Лук. 24, 39), чудодействующий и приявший страдания во плоти за род ваш. Потом, оставаясь с ними в продолжении сорока дней, и давши им спасительный залог заповедей, вознесся в виду их на небо, и священные книги говорят, что Он сидит одесную Отца. Мы ожидаем, что при конце века, Он, вечный, приидет судить живых и мертвых, и потом воцарится вместе с Отцом в бесконечные веки. Вот наша вера, апостольская и неповрежденная, которую Церковь чтит, как преданную свыше от Господа, чрез апостолов и отцов сынам, содержит ныне и будет всегда содержать, во исполнение слов Спасителя, сказанных ученикам своим: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Матф. 28, 19).
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.