Поиск авторов по алфавиту

Исторические сведения о никейском, первом вселенском, соборе

СОБОР НИКЕЙСКИЙ, ВСЕЛЕНСКИЙ ПЕРВЫЙ.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
О НИКЕЙСКОМ, ПЕРВОМ ВСЕЛЕНСКОМ, СОБОРЕ.

В царствование Константина великого, Христова Церковь, едва упокоенная от внешних врагов, была возмущена противохристианскими учениями Ария, пресвитера александрийского. Побуждаемый честолюбием и завистью к сверстнику своему Александру, избранному народом и клиром на епископскую кафедру в Александрии, Арий решился оклеветать учение своего епископа 1). Когда Александр по обыкновению, беседовал с клиром о единосущии Сына Божия с Богом Отцом, Арий стал обличать его в савелианстве 2); но опровергая ересь мнимую, сам оказался проповедником мнимой ереси, ниспровергавшей христианскую веру в самом ее основании. Арий начал учить так: «Было время, когда Сына Божия не было; Сын Божий сотворен из несущаго (ἐξ όυκ ντων), а никак не рожден из сущности Отца; причем рожден во времени, а не от вечности, не как Бог истинный от Бога истинного, но сотворен как орудие для создания прочих тварей; он и по естеству ниже Отца и по воле изменяем; называется же Сыном Божиим не по естеству, а по усыновлению, как послушный воле Отца» 3). Зараза пагубного лжеучения прежде всего коснулась клира: семь пресвитеров и двенадцать диаконов были первыми его последователями, и вместе первыми проповедниками 4). Александр думал сначала короткими беседами увещаниями обратить Ария на путь истины; но когда увидел, что Арий непреклонен в своих убеждениях, что богохульное учение его распространяется уже за пределы Александрии и заразило даже нескольких епископов 5), тогда, пригласив представителей церквей из Египта и Ливии, числом около ста, Александр составил в

_________________

1) Феодоритацерк. ист. 1, гл. 2.

2) Савеллий, в III веке по Р.Хр., учил, что Бог есть единая сущность, единое лицо, а троица — только три имени. Ученики его называли Бога на небе Отцом, на земли — Сыном, в тварях — Духом Святым. Такими образом, по их учению, Бог Отец и родился от Девы под именем Сына, и пострадал и умер. Такое слияние и смещение лиц в Божестве известно в церковной истории под именем савеллианства.

3) Сократ. церк. ист. 1, 6. Созом. церк. ист. 1, 15. Феодор. церк. ист. 1, 5 Афанас. слово 1 прот. ариан.

4) Епифан. haeres. LXIX, п. 3. 5) Епифан. тамже.

7

 


Александрии собор, на котором, после обличения ереси, общим приговором еретики лишены своих священнослужительских мест, отлучены от Церкви и изгнаны из Александрии 1).

Арий, удалившись со своими приверженцами в Палестину, писал письма ко многим епископам и между прочим Евсевию, епископу никомидийскому, в то время сильному при императорском Дворе, жаловался на несправедливое будто бы преследование со стороны Александра и просил у них защиты. Надменный Евсевий, в своих честолюбивых видах, принял еретиков под свое покровительство и посланиями к епископам, в оправдание и защиту Ария, содействовал распространению нечестивой ереси, которая таким образом заразила Палестину, Никомидию, Вифинию и другие области 2).

Между тем Александр, думая, что ересь, после соборного осуждения ее, исчезнет сама собою, долго молчал о случившемся в его Церкви; но когда узнал, что еретики приняты под покровительство Евсевием и что Евсевий рассылает всюду письма к утверждению ереси, решился окружным посланием 3) известить всех епископов кафолической Церкви как о событии, случившемся в его Церкви, так и о злонамеренных действиях Евсевия никомидийского. Епископы Египта, Фиваиды, Ливии, Пентаполя, Сирии, Ликии, Памфилии, Асии, Каппадокии и других сопредельных областей, подписали послание Александра и, в знак единомыслия с ним, прислали от себя удостоверительные письма 4). Чтобы иметь более защитников православного учения на своей стороне, он написал нарочитое послание к епископам константинопольского округа, на имя главного предстоятеля их, константинопольского епископа Александра 5). Несмотря на то, ересь Ария, имея сильного покровителя в лице Евсевия, производила свои гибельные действия; из одной области переходя в другую, за предстоятелями Церкви увлекая народ, возбуждала повсюду споры и раздоры, так что сделала наконец веру христианскую предметом поругания и осмеяния даже на публичных зрелищах 6). Единомышленники Евсевия, принимая сторону Ария, усильно старались убедить Александра, чтобы он простил еретиков и принял вместе с учением их, в Церковь. Сам Арий, как бы в оправдание себя приветствуя Александра письмом, бесстыдно утверждал, будто учение свое принял от него же. Но когда Александр, твердый в исповедании правой веры, не внимал ходатайству защитников Ария, епи-

________________

1) Созом. церк. ист. 1, 15. Афанас. слово 2 прот. ариан.

2) Евсевий был сначала епископом Берита в Сирии, а потом усильным искательством достиг епископства никомидийского. Никомидия в то время была избрана столицей империи. Там, чрез сестру императора Констанцию. Евсевий сблизился с Двором, в честолюбивых видах иметь влияние на дела церковные, см. Окружн, посл. Александра к епископам у Сократ, церк. ист, 1, 6. Его послание об Арие см. у Феодорита церк. ист. 1, 6.

3) См. ниже стат. 1.

4) См. посл. Александра еп. александрийского к Александру еп. константинопольскому. 5) См. ниже стат. II.

6) Сокр. церк. ист. 1, 6. Евсев. о жизни Конст. 11, 61.

8

 


скопы – покровители лжеучения, приняв это во внимание за оскорбление своей личности, составили в Вифинии собор и, вопреки апостольскому правилу 1), признали Ария осужденным безвинно; вместе с тем, известив об этом прочих своих сообщников, убеждали их принять Ария, как верного сына Церкви 2).

Император Константин узнал о таких настроениях в Церкви Христовой, и крайне огорчился, считая это дело собственным несчастием. Немедленно он отправил любимого и уважаемого им Осию, епископа кордубского, в Александрию с увещательным письмом к Александру и Арию и с поручением водворить мир между ними 3). Но эта кроткая мера повела только к большему упорству врагов мира ариан. Император готов был принять решительные меры к подавлению распространившегося всюду лжеучения; но ещё раз решился писать к Арию и его последователям, убеждая и умоляя их прекратить брань, поднятую ими против самого Христа; но и это не подействовало на ожесточенную злобу врагов истины.

К этому же времени созрели еще другие давние нестроения происходившие в Церкви. Епископ Мелетий, управлявши Фиваидскою епархией, которая состояла в зависимости от александрийской кафедры, за разные преступления и особенно за измену вере во время гонений, был отлучен от Церкви Петром, епископом александрийским. Не смотря на это, Мелетий своевольно по всему Египту устроял церкви и рукополагал к ним пресвитеров и дьяконов, даже епископов, и таким образом производил явный раскол Церкви. Это началось при Петре, продолжалось при епископе Ахилле и преемнике его Александре. Когда появилось арианское учение, – Мелетий с своими единомышленниками присоединился к Арию и, разделяя с ним вражду против Александра и его клира, содействовал еще большему распространению ереси 5). Наконец, к этим смутам присоединялось давнее разногласие между восточными и западными христианами касательно празднования пасхи. Восточные христиане праздновали пасху в один день с иудеями, именно в 14-е число первого месяца после весеннего равноденствия; западные – в первый воскресный день после полнолуния этого месяца. От этого разноглася происходило то, что в одно и тоже время одни пребывали в подвигах – поста и молитвы, вспоминая страдания Господни, другие наслаждались веселием всесветлого торжества; а это возбуждало раздор между христианами и ослабляло взаимное уважение поста и праздника 6). Соборы, бывшие по этому случаю во II и III веке, не успели согласить разномыслящих. Тогда то император Константин, побуждаемый такими важными обстоятельствами Церкви, по совету благомыслящих епи-

_______________

1) По апостольскому правилу (6), никакой епископ не должен принимать в церковное общение отлученного другим епископом.

2) Созом. церк. ист. 1,15. Сокр. церк. ист. 1,7.8. Евсев, о жизни Конст.11, 73.

3) См. ниже ст. III. 4) См. ниже ст. IV.

5) Сокр. церк. ист. 1,6. Феодор. церк. ист. 1,6. Епифан. haeres. LXVIII. п. 4.

6) Евсевий о жизни Конст. III, 5. Coкp. церк. ист. 1,8. Созом. церк. ист. 1,16.

9

 


скопов, вознамерился для решения спорных дел созвать собор. Предстоятелям всех церквей предписано было собраться в Никею, город находившийся в Вифинии 1).

На глас императора собрались в Никею предстоятели церквей из Азии, Африки и Европы, числом 318. Римский епископ, не могший явиться лично по причине глубокой старости, прислал от себя двух пресвитеров, Витона и Викентия 2). Между собравшимися пастырями многие славились или даром слова, или знанием божественных Писаний (как напр. Евстафий антиохийский, Евсевий Палестинский и друг.), или даром прозрения (Леонтий епископ каппадокийский) и чудотворений (Спиридон епископ тримифунтский, Иаков низибийский и др.) а некоторые носили на себе язвы мучений — свидетельство живой и действенной веры в Искупителя, (Макарий иерусалимский, Пафнутий епископ верхней Фиваиды, Павел неокесарийский, Ипатий гангрский и др.) 3). Вместе с епископами прибыло на собор много пресвитеров и Диаконов, между которыми особенно известен Aфанасий, диакон (в последствии епископ) александрийский, прославивший себя в состязании с арианами 4). Тогда же явились в Никею и некоторые из языческих философов, — одни с тем, чтобы ознакомиться ближе с учением христианским, а другиe, по ненависти к нему, надеялись при помощи диалектики запутывать речи епископов и опровергать защищаемое ими учение. Между этими философами церковные писатели упоминают в особенности об одном, который много тщеславился своею диалектикою и насмехался над епископами; но был обращен ко Христу простыми словами веры одного св. старца 5).

Прежде, чем открыто было общее, торжественное рассуждение о вере, епископы несколько раз сходились между собою и, призывая Ария, испытывали его мнения, чтобы точнее узнать сущность проповедуемого им учения. Когда же наступил день, назначенный императором для открытия собора, епископы собрались во дворце, где было устроено для собора особое помещение, с троном для царя и седалищами для присутствующих на соборе. По прибытии императора, один из епископов от лица собора приветствовал его речью 6), на которую император также отвечал речью 7), изъявляя радость, что видит себя в собрании стольких пастырей Церкви и убеждая их быть единомысленными в деле веры 8). За тем начались соборные деяния.

Арий, призванный на собор с своими единомышленниками, по требованию его изложил свое учение. Богохульное содержание его оскорбляло православных епископов, что они, от нетерпения, неодно-

_______________

1) Евсевий тамже III, 6. Феодор. ист. 1, 7.

2) Руфин, кн. 1, гл. 1. Епифан. haeres. LXIX. Феодор. 1, 7.

3) Евсев, о жизни Конст. III, 9. Феодор. 1, 7.

4) Созом. ист. 1, 17. Сокр. 1, 8.

5) Руфин, кн. 1. гл. 1. Сокр. 1, 5. Созом. 1, 17.

6) См. ниже ст. V. 7) См. ниже ст. VI.

8) Созомен. церк. ист. 1, 17 и 19. Евсев. о жизн. Конст. III, 9. 10. Феод. 1, 7.

10

 


кратно заграждали свой слух 1). Потом читано было вслух всего собора изложение веры Евсевия никомидийского: но нелепость его была так очевидна, что оно тотчас же отвергнуто и в виду всех разодрано 2). Тут же рассмотрены акты александрийского собора, для того, чтобы из порядка, в каком производился суд над еретиками, прояснить как можно более самое учение их. За тем, чтобы побудить еретиков к добровольному сознанию в своих заблуждениях, дозволено было с той и другой стороны свободно излагать мнения. Император спокойно выслушивал состязавшихся стараясь только склонять их к единомыслию 3). Apия сперва поддерживали только семнадцать человек, но из них большая часть скоро перешла на сторону православных. В это время особенно Афанасий александрийский, между другими защитниками правой веры, принимал участие в спорах с арианами и с особенным искусством, силою слова и мысли поражал их хитросплетенные мудрования. Вероятно, сторону Apия принимали и некоторые из философов, вступая в прение с епископами 4).

Но Арий с несколькими единомышленниками оставался непреклонным в своих мнениях; тогда отцы собора, торжественно и единогласно исповедав Сына Божия единосущным (μοούσιος) Отцу, Ариево учение, как противное слову Божию и отеческому преданию, со всеми, содержащими это учение, предали анафеме. А чтобы утвердить в точности правое исповедание веры о Сыне Божием на все последующие времена, отцы изложили это исповедание в символах, присовокупив к нему анафематствование на тех, которые говорили о Сыне Божием, что — было время, когда Его не было, что он не рожден из сущности Отца, а сотворен прежде всех тварей, что изменяем и т. д. Когда это изложение было прочитано вслух, император принял его как символ, данный от Бога, и повелел подписать его всем присутствовавшим на соборе епископам 5). Арию же и единомышленникам его, кроме церковного отлучения, объявлено заточение. Так как Арий распространял свое лжеучение посредством своих сочинений, из которых особенно соблазнительна была книга, названная им Θαλειά6), то император повелел предать огню все эти сочинения, объявив смертную казнь тому, кто будет замечен в утайке их 7). Утвержденное собором исповедание веры подписали и многие из покровителей Ария, как то: Евсевий епископ никомидийский, Феогний никейский, Марис халкидонский,

________________

1) Руфин, кн. 1. гл. 5. Афанас. слово 1 прот. ариан.

2) Евстафий антиох., бывший на соборе: у Феод. церк. ист. 1,8. cf.Julijрарае epist. adorien. apudAthan. apol. 2. et Athanas. epist contr. haer. arian.

3) Евсевийожизни Конст. III, 13.

4) Созом. 1, 20. Аванас. слово 2. Сокр. 1, 5. Руфин, кн. 1. гл. 16. cf. Act. сопс. nic. Gelasii. 1. II. с. XIV — XXIII.

5) Посл. Евсевия к церквам палестинским см. ниже.

6) Θαλει — собрание разного рода песней, написанных по образцу стихотворений Сотадиса критского, который важнейшие и достойные благоговения таинства веры излагал в самых срамных стихах. Philostorg. lib. II. с. 2. Сокр. 1,9..

7) Созом. 1, 21. Послаще Константина к епископам и народу православным см. ниже.

11

 


Патрофил скифопольский, Наркис неронийский и др 1). Но Феона епископ мармарикский и Секунд еп. птолемаидский остались также непреклонными, как и Арий. Впрочем Евсевий и Феогний, подписавши символ, не согласились подписать осуждение на Apиa, под тем предлогом, будто Apий лично не таков, каковым его признали. Отцы собора, заключая из сего, что эти два епископа подписали соборное изложение веры только по страху наказания, а не по внутреннему убеждению, осудили их, как защитников ереси; а император объявил их лишенными своих церковных мест и вместе с Арием, Феоною и Секундом сослал в заточение, откуда впрочем они скоро были возвращены, когда прислали письменное расскаяние в своем заблуждении 2).

По низложении Apия и его учения, собор рассуждал о других современных вопросах в Церкви. Для предотвращения вредных последствий от разногласия в праздновании пасхи и для того, чтобы не иметь ничего общего в этом торжестве с отверженными иудеями, собор постановил праздновать пасху во всей Церкви в одно время, именно: в первый воскресный день по полнолунии весеннего равноденствия 3). С этого времени введен во всеобщее употребление и пасхальный круг, для руководства в определении дня пасхи на каждый год. Касательно же раскола Мелетиева, собор определил: самому Мелетию жить в Лике (в Египте), с именем епископа, но без всякого участия в делах церковного правления; а тем, которые рукоположены им, – сохранить свое достоинство, но по чину быть ниже священнослужителей, рукоположенных Александром, и состоять в полной зависимости от александрийского епископа 4).

В заботливости о водворении между всеми церковного единомыслия, император призывал на собор епископа наватианской секты Акесия, – и, как скоро был изложен символ веры и подписан собором, спросил его, согласен ли он с этим исповеданием и с определением о празднике пасхи. Акесий отвечал: «постановленное собором, государь, не ново; так веровали и прежде с самого начала». А когда император опять спросил его, для чего же он отделяется от общения церковного, то Акесий упомянул о событиях в годы Декиева гонения и произнес формулу строгого своего правила, что впадшие в грех после крещения, – каковый грех божественное Писание называет смертным, – не должны быть допускаемы к участию в божественных таинствах, и надежду отпущения получать уже не от иереев, а от самого Бога имеющего силу и власть отпускать грехи. Император отвечал на это: «поставь лестницу, Акесий, и взойди один на небо» 5).

Кромe догматов веры, собор рассуждал еще о различных предметах, касавшихся церковного благочиния. Плодом этих рассуждений были 20 канонов или правил 6), которые большею частью составляют или по-

_______________

1) Созом. тамже.

2) Феодор. церк. ист. 1, 5. Созом. 1, 21. 25. Сокр. 1, 7. 14.

3) Евсев, о жизни Конст. III, 13. 17. 18. Сокр., 1, 9. Феодор. 1, 9. 10.

4) Тамже. 5) Созом. 1, 22. 6) См. ниже ст. XI.

12

 


вторение и объяснение, или дополнение и применение к современному состоянию Церкви правил апостольских, вероятно от времени утративших силу и ясность в церковной практике. Без сомнения, в связи с этими постановлениями на соборе высказано то замечательное суждение, которое церковные историки приписываюсь бывшему там св. Пафнутию. Когда рассуждали о исправлении жизни священнослужащих лиц, некоторые епископы предлагали ввести правило, чтобы пресвитеры и диаконы оставляли супружество, в которое вступили до рукоположения в духовный сан; тогда Пафнутий исповедник, сам никогда не испытавший брачного состояния, воспротивился этому мнению. Называя брак честным и сожитие с законною женою – чистым и нескверным, он убеждал отцов собора не налагать такого ига на всех священнослужителей. Собор последовал его мнению и предоставил безбрачное состояние воле каждого священнослужителя 1).

Рассказывают еще об одном действии на соборе Константина, не относящимся к соборным постановлениям, но высказывающим высокий характер императора. Когда епископы собрались в Никею, некоторые немиролюбивые люди явились с обвинениями на некоторых епископов и подали письменные доносы самому императору. Император, пока еще не было восстановлено согласие мнений на самом соборе, принимал жалобы и, сложив все вместе, запечатал своим перстнем и приказал хранить; но потом, когда утверждено единогласно на соборе и восстановлен мир Церкви, император принес поданные ему доносы в присутствие епископов и пред ними сжег, утверждая клятвенно, что не читал ничего в доносах написанного: «не надобно, говорил он, проступки священных лиц делать общеизвестными, чтобы народ, получив отсюда повод к пререканиям противу них, не стал грешить без страха» 2).

По окончании соборных рассуждений, как император, так и епископы за благо признали, прежде чем оставить Никею, письменно известить Церкви и православный народ о решениях собора, чтобы не оставалось никакого сомнения в достоверности того, что потом будет возвещено каждым епископом в своей Церкви. Сам Константин писал послания 1) к александрийской Церкви, 2) ко всем епископам и народам против Ария и его единомышленников, 3) к епископам, не бывшим на соборе 3). Также и от всего собора отправлено было послание к Церкви александрийской, с известием о том, что определено на соборе и как низложен Aрий с своими единомышленниками 4). Евсевий, епископ палестинской Кесарии, писал особо к своей Церкви 5).

Когда отцам собора надлежало ужо оставить Никею, Константин собрал всех епископов вместе и произнес к ним увещательную речь, в которой внушал стараться о сохранении мира друг с другом, избегать упорства во мнениях и вредных споров и не завидовать тем из своих собратий, которые мудростью в учении снискали себе славу, но достоинства их почитать благом общим, и в заключение просил их при-

_______________

1) Созом. 1, 23.  2) Феодорит. церк. ист. 1, II. 3) См. ниже ст. XIII. XIV.ХV.

4) Ниже ст. XVI. 5) Ниже ст. XYII.

13


лежно молиться о нем Богу 1). Получив наставление, епископы отправились к своим Церквам.

Никейский собор, по словам Сократа, составлен был «в консульство Павлина и Юлиана, в 20 день месяца мая, в 636 год от Александра царя македонского». Это, по общему мнению, был 325 год по Р. Хр., или 20-й царствования Константина.

Деяния (акты) никейского собора в цельном составе и в точном виде не дошли до нас. Мы имеем только несколько отдельных, впрочем несомненно подлинных, документов, относящихся к обстоятельствам предшествовавшим собору, и отчасти к деяниям самого собора. Памятники эти — следующие: 1) послание Александра еп. александрийского к кафолической Церкви; 2) его же послание к Александру еп. константинопольскому; 3) послание имп. Константина к Александру и Арию; 4) его же послание к Apию и арианам; 5)приветственная речь от собора Константину; 6) речь Константина собору; 7) соборное изложение веры и правила собора; 8) послание императора к александрийской Церкви; 9) его же послание ко всем епископам и народам и 10) к епископам, не бывшим на соборе; 11)соборное послание к александрийской Церкви; 12) послание Евсевия кесарийского к своей Церкви, и 13) отрывок увещательной речи Константина к епископам пред отъездом их из Никеи. Повествования церковных историков (Руфина, Сократа, Созомена и Феодорита), живших вскоре после собора, отрывочные, неполные и не во всем согласные между собою, заимствованы или из сказаний отцов, бывших на соборе, мимоходом упоминающих о соборных деяниях в своих сочинениях (особенно писанных против ариан), или из устных преданий, доходивших к разным лицам от самих присутствовавших на соборе. Сам Евсевий кесарийский, личный свидетель всего, что происходило на соборе, в повествовании о нем чрезвычайно краток и ограничивается только общими указаниями. Из этого можно заключать, что подробное изложение актов собора хотя во время самого собора было составлено, но не было обнародовано в Церкви, или же вскоре после собора было утрачено. Есть един сборник Деяний никейского собора (Συντάγματα τῶν κατά τῆν ἐν Νηκαία ἀγίαν συνόδον πραχθέντων), изданный Геласием кизикским: но этот сборник, по словам самого издателя 2), жившего в конце V века, есть не что иное, как только собственный его опыт последовательного изложения сведений о соборе, который Геласий заимствовал из древней рукописи некоего пресвитера Иоанна, также из повествования Евсевия Памфила, Руфина и многих других (особенно Сократа, которого сказания Геласий выписывает нередко слово в слово). А то, что находим у Геласия сверх этих заимствований, что вероятно доходили до него путем частных преданий, то не имеет признаков исторической достоверности. Мы здесь представляем только некоторые извлечения из сборника Геласиева.

_______________

1) Евсев. о жизн. Конст. III, 21. Созом. 1, 25. До нас дошел из этой речи только небольшой отрывок, сохраненный Евсевием. См. ниже.

2) В предисловии к упомянутой книге λογπρώτedit. Labb. concil general. t. X. II. p. 113.

14


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.