Поиск авторов по алфавиту

От издателей

Вселенские соборы принадлежат в истории Церкви к периоду времени от первой половины IV века (325 по Р. Хр.) до последней половины VIII: века (788). Нет нужды много говорить об особенной важности их в Церкви. Каждый из них был выражением разума и голоса вселенской Церкви, т. е. всех мест и всех предыдущих времен Христианства, а все вместе они составляют самое полное и живое свидетельство всей древней церкви в отношениях догматическом, каноническом, иерархическом, нравственном. Они сами в себе выразили и утвердили на все последующие времена чистейшее, изначальное церковное предание; раскрыли и во всей точности определили и изложили догматы веры; установили важнейшие церковные правила, священнослужебные, благочинные, судные и покаянные; произнесли суд не только над сектами и лицами неправомыслящими, возмущавшими тогда вселенскую Церковь, но и над целыми поместными Церквами, более или менее уклонявшимися от единого духа вселенского, в своих частных мнениях, действиях и обычаях; оградили чистое исповедание православной веры и внутреннюю жизнь Церкви от нововведений, несогласных с ее изначальным преданием, и от всякого произвола мнений и распоряжений в ней — оградили именно утверждением положительных оснований и образцов вероисповедания и духовного управления Церкви — на все времена. Так как они в своих определениях выражали единомыслие и единогласие всей христианской Церкви разных мест и времен, не легко на таком пространстве мест и времен могущее быть поддержанным человеческими силами, так как, с другой стороны, в решении важнейших догматических вопросов о высочайших тайнах веры никак не могло бы быть достаточно одних усилий человеческого разума, или одних свидетельств человеческой веры: то вселенские, соборы, по справедливости, признаются вдохновенными в своих решениях от Духа Святого. — По всем этим уважениям православная кафолическая Церковь сознает себя и свою непогрешимую чистоту в вере и свою духовную целость во внутренней жизни, — утвержденною на семи вселенских соборах, как неизменном основании.

Памятниками вселенских соборов остались не одни исторические, посторонние свидетельства, из которых некоторый современны им, а наибольшая часть весьма близки к ним по времени, но и собственные дея-

5

 


ния соборов, кроме двух первых. Здесь, под именем соборных деяний мы разумеем не одни отдельные акты, или документы, относящиеся к  истории соборов, как например послания соборов или отцов, на них  присутствовавших, грамоты государей о их созвании, соборные изложения веры и т. п.: но самые порядки соборных совещаний и действий, со всеми подробностями. О подлинности этих соборных  деяний вообще нет  причины сомневаться: ибо 1) состав их и изложение вполне соответствует известиям  и обстоятельствам времени, места, лиц и дел , относящихся к тому или другому собору, так что деяния сами в себе носят признаки своей достоверности; 2) отдельные, несомненные документы, принадлежащие к истории соборов, по частя м подтверждают то, что излагается в деяниях; 3) посторонние исторические свидетельства указывают, также по частям , на многое, замечаемое в  деяниях. Возможность составления таких записей о соборных совещаниях не может быть опровергнута, или подвержена сомнению: ибо известно, что на соборах, кроме пастырей церковных, присутствовали и гражданские чины и писцы, и деяния, если не в полном составе, то в частях, были представляемы для сведения государям , которые иногда и подписывали их  собственноручно. Между тем в подробностях соборных совещаний можно видеть весьма много любопытных, поучительных и полезных данных, для истории Церкви и для точного изучения самой веры православной. Деяния показывают, как внимательно, глубокомысленно, осторожно и точно св. отцы исследовали божественное учение веры, определяли догматы ее, не только в мыслях, но и в самых выражениях и даже отдельных словах; как тщательно наблюдали они повсемственное предание и всеобщий голос Церкви; как  терпеливо и осмотрительно разбирали и разрешали все недоумения против веры умов  колеблющихся и самых  вольномыслящих; как прилежно изучали мысли и писания своих предшественников, перечитывая их на соборах; как не упускали ничего, повидимому и самых малых частностей, для благоустроения Церкви, для внутреннего ее утверждения и ограждения от всех возможных и случайных колебаний, не для своего только времени, но и на последующие времена.

Есть несколько изданий соборных деяний на греческом и латинском языках: на русском доселе не было. Настоящим переводом деяний мы полагаем доставить поучительное и глубокозанимательное чтение всем  православным христианам, а в особенности облегчить труды догматического и исторического изучения веры и Церкви 1).

__________

_______________

1) Перевод наш сделан по двум лучшим изданиям соборных деяний: Labbei et Cossartii(1671): Lut. Paris., и Harduni (1715): Parisiis.

6


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.