Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Послание этого собора к римскому епископу Бонифаци

CXXXIV.

Послание к Бонифацию, римскому епископу, от всего африканского собора, отправленное через местоблюстителей римской церкви — епископа Фавстина и пресвитеров Филиппа и Аселла.

Господину Бонифацию, блаженнейшему и честнейшему брату.

Аврелий, Валентин, епископ первой нумидийской кафедры, и прочие епископы всего собора, числом двести семнадцать.

Господу угодно было, чтобы обо всем, что сделано нами вместе со святейшими братьями нашими, соепископом Фавстином и сопресвитерами Филиппом и Аселлом, смирение наше отвечало не блаженной памяти епископу Зосиме, от котораго

134

 

 

ониони представили нам грамоты и наставления, но твоей святости, заступившей, по воле Божией, его место. Считаем своим долгом вкратце сообщить сделанное нами по обоюдному нашему согласию, не касаясь всего того, что заключается в пространных свитках деяний. В них встретятся указания на то, что мы, с соблюдением любви, но не без некоторого пререкания и не вдруг, а по рассмотрении сопровождавших дело обстоятельств заносили его в акты. И он (Зосима), когда был еще в теле, с большею радостью принимал то, что видел совершившимся с большим миром. Пресвитер Апиарий, относительно хиротонии которого, отлучения и вызова (на собор) возник не малый соблазн не только в церкви сикской, но и во всей Африке, испросил прощение во всех своих заблуждениях и снова принят в общение. Но первым исправил ошибки свои, какие только следовало ему исправить, соепископ наш, епископ сикский Урбан. А так как попечение о мире и спокойствии церквей должно быть простерто не только на настоящее время, но и на последующие времена, потому что таких дел и раньше много бывало, то, чтобы предупредить подобные или более тяжкие вины, мы постановили удалить пресвитера Апиария, но с удержанием им своей степени и с получением от нас грамоты о том, что он может служить, где захочет и где будет иметь возможность. Мы согласились на это, потому что об этом письменно просил сам Апиарий, и мы не встретили никакого затруднения к такому его удовлетворению. Прежде, чем окончить это дело, нам приходилось, между прочим, поднимать такие вопросы, которые требовали продолжительных обсуждений. Так как нередко самое существо дела требовало, чтобы мы просили братьев наших, соепископа Фавстина и сопресвитеров Филиппа и Аселла, заявить, что поручено им сделать вместе с нами, то они сначала сообщили нам кое-что устно, а не письменно. Когда же мы стали настаивать, то они представили принесенную ими письменную инструкцию, которая была прочитана нами и присоединена к тем актам, которые они на этот раз принесли с собой к нам. В этой инструкции им поручалось рассмотреть вместе с нами следующие четыре пункта: первый об апелляциях епископов к священнику римской церкви (т. е. папе), второй — о том, чтобы епископы не ездили в палату, когда им вздумается, третий— о том, чтобы дела пресвитеров и диаконов рассматривались соседними епископами, если первые несправедливо лишены общения своими епископами, четвертый — о лишении епископа Урбана общения и даже о вызове его в Рим, если он не исправит того, что должен исправить. О решениях по первому и третьему из этих пунктов, т. е. относительно дозволения епископам ап-

135

 

 

пеллировать в Рим и относительно того, что дела клириков должны быть окончательно решаемы местными епископами, мы еще в прошедшем году позаботились сообщить тому же блаженной памяти епископу Зосиме в посланных ему от нас грамотах, чтобы, без оскорбления для него, можно было нам держаться этих решений, пока отыскиваются подлинники правил никейского собора. Ныне мы просим и твою святость: окажи нам содействие соблюсти никейские постановления в том виде, как они написаны и установлены отцами, и распорядись, чтобы там у вас действовали пока постановления, изложенные в инструкции, то есть, постановление: «если епископ будет в чем-нибудь обвинен и станут судить его епископы его же епархии и лишат его сана, а он вздумает апеллировать и прибегнет к блаженнейшему епископу римскому, который захочет выслушать его и признает справедливым возобновить из следование дела о нем, то да благоволит (епископ Рима) написать епископам соседней области, чтобы они тщательно и внимательно рассмотрели все обстоятельства дела и произнесли о нем приговор по чистой правде. Если же кто либо потребует, чтобы еще снова выслушано было его дело и своей просьбой побудит римского епископа послать от себя пресвитеров, то во власти последнего поступить, как он хочет и как заблагоразсудит. И если он решит, что нужно послать лиц, которые судили бы вместе с епископами со всеми правами пославшего их, так это предоставляется его усмотрению. Если же он признает достаточным суд епископов, чтобы закончить дело, то пусть поступит согласно своему хотению» 1). Равно и относительно пресвитеров и диаконов (пусть практикуется) постановление: «что если какой-либо епископ окажется очень раздражительным (чего не должно быть) и, внезапно разгневавшись на пресвитера пли диакона своего, захочет извергнуть его из церкви? Такой случай должен быть предусмотрен, чтобы не осудить и не лишить общения невинного. Пусть низложенный имеет право прибегнуть к соседним епископам с просьбою выслушать его вину и тщательнее исследовать ее; потому что не следует отказывать ему, если он просит, чтобы его выслушали. И оный епископ, справедливо или несправедливо низложивший его, должен терпеливо переносить исследование дела, утвержден ли будет его приговор, подвергнется ли исправлению» и т.д. 2). Но эти правила допущены в практику до получения более верных экземпляров никейского собора. Мы никак не можем припомнить и не хотим допустить, чтобы правила эти были там в том виде,

_________________________

1) См. стр. 66 – 67 и 5-е правило собора сардикийского.

2) ) См. стр. 68 и 14-е правило сардик. собора.

136

 

 

каккак изложены они в оной инструкция, сообщенной нам братьями нашими, посланными от апостолической кафедры и как редактируются у вас в Италии. Но мы веруем, что, при помощи милосердого Господа и Бога нашего и при первосвященничестве твоей святости в римской церкви, мы не впадем уже на этот раз в ослепление. Да соблюдаются среди нас и те правила, о соблюдении которых хотя мы и не говорили с братьями нашими, но которые соблюдать ты и сам, но дарованной тебе Всевышним мудрости и правдивости, признал уже необходимым, если они не отличаются от канонов никейских. Много перебывало у нас изданий и ни в одном римском издании никейского собора мы не читали этих постановлений в том виде, в каком и присланы нам от вас в вышеупомянутой инструкции. А так как и ни в одном греческом издании мы не могли найти здесь этих постановлений, то мы желаем более всего, чтобы (экземпляры никейского собора) были доставлены нам от восточных церквей, где, говорят, можно еще отыскать даже подлинники. Поэтому и твою святость умоляем: соизволь написать и от себя самого к первосвященникам тех стран, то есть, антиохийскому, александрийскому и константинопольскому, если же представится святости вашей возможность, то и другим епископам, о том, чтобы они прислали нам оттуда постановления, сделанные отцами никейского собора; потому что кто сомневается, что самыми верными экземплярами собора бывшего в Никее, будут те, которые, быв представлены из разных и имеющих особенное значение церквей и быв сличены, окажутся одинаковыми? А до тех пор, пока это совершится, мы не прочь признавать постановления, представленные нам в вышеупомянутой инструкции,— об апелляции епископов к римскому первосвященнику и о делах клириков, которые должны быть решаемы местными епископами,— и обнадеживаем ваше блаженство, что, по соизволению Божию и при содействии вашем, будем блюсти их до решения дела. Что касается прочего, что сделано и утверждено на нашем соборе, то обо всем доложат вашей святости вышеупомянутые братья наши, соепископ Фавстин и пресвитеры Филипп и Аселл, так как они несут с собой (все деяния). И подписали (епископ Аврелий): Господь да сохранит тебя ради нас на многие лета. Подобным же образом подписали: Алипий, Августин. Поссидий, Марин, и прочие епископы.


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.