Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Послание собора Сардикийского к епископам всех церквей

Послание собора Сардикийского к епископам всех церквей.

Часто и много дерзкого предпринимали ариане против рабов Божиих, соблюдающих правую веру. Распространяя неправое учение, они старались преследовать православных и наконец так сильно восстали против истинной веры, что не могли скрыть этого от благочестивых императоров. И вот, при со-

57

 

 

действии благодати Божией, сами благочестивейшие государи собрали нас из различных епархий и городов и указали быть этому святому собору в городе Сардов с тем, чтобы уничтожить всякое разногласие и изгнать всякое неверие, так чтобы всеми была исповедуема одна только истинная вера во Христа. Прибыли также и с востока епископы, побуждаемые к тому благочестивейшими государями или, скорее всего, желанием оправдать себя в том, что часто разглашали они о возлюбленных братьях и сослужителях наших, Афанасии, епископе александрийском и Маркелле, епископе анкирогалатийском. Быть может, их клеветы проникли и к вам; быть может, они и ваш слух старались поколебать, чтобы заставить вас поверить тому, что они говорят против людей невинных, и чтобы самим избежать подозрения в принадлежности к жалкой ереси. Но не надолго представлялась им возможность поступать так, потому что есть глава церквей Господь, претерпевший за всех нас смерть и указавший Собою всем нам путь на небо. Сторонники Евсевия и прежде писали сослужителю нашему Юлию, епископу римской церкви, против вышеупомянутых сослужителей наших, то есть, против Афанасия, Маркелла и Асклипы: но в то же время писали к нему епископы и из других мест и в своих письмах свидетельствовали о чистоте и невинности сослужителя нашего Афанасия и о том, что все доносы сторонников Евсевия ничто иное, как ложь и клевета. И клевета их особенно наглядно выяснилась как из того, что, несмотря на приглашение возлюбленного сослужителя нашего Юлия явиться на суд, они не явились, так и из писания самого Юлия; потому что они явились бы на суд, если бы надеялись на правоту своих поступков против упомянутых сослужителей наших. Впрочем, свою лживость они еще яснее обнаружили своими поступками на этом святом и великом соборе, потому что, прибыв в город Сардов и увидев братьев наших Афанасия, Маркелла, Асклипу и других, убоялись явиться на суд. И, несмотря на то, что мы приглашали их не раз и не два, а более, они не вняли нашим приглашениям. Когда мы, епископы, собрались все вместе и пригласили их явиться на суд, чтобы они лицом к лицу могли доказать то, что писали и распространяли против упомянутых сослужителей наших, то они заставили нас ожидать их и, что особенно важно, заставили ожидать их такого почтенного—достойного всякого уважения и за глубокую старость и за твердое исповедание и за перенесение столь великих трудов—старца, как Осий. И, несмотря на неоднократное приглашение, все-таки не явились; чем и обнаружили свою клевету и чуть-чуть не громогласно засвидетельствовали о своих кознях и о

58

 

 

своем коварстве, потому что надеющиеся на свою правоту могут и в лицо отстаивать свои речи. Но так как они не явились, то, полагаем, всякий понимает, что они не явились потому, что ни в чем не могут изобличить сослужителей наших; заочно они поносят, а встречи избегают. Собора же избегали не потому только, что боялись обвинения в клевете, но и потому, что видели явившимися на собор таких лиц, которые могли обвинять их в различных других преступлениях; так как были предъявляемы и узы и кандалы и люди, возвратившиеся с ссылки, а также прибыли и посланные от лиц, содержащихся еще в ссылке, сослужителей; наконец, прибыли родственники и друзья лиц, умерших по их вине. Но что всего убедительнее, так это—то, что на соборе были епископы, из которых один предъявлял те цепи и кандалы, которые он сам носил, другие заявляли о случаях смерти, как о последствиях их козней, так как они дошли до такого безумия, что покушались погубить епископов и погубили бы, если бы последние не избежали рук их. Так умер сослужитель наш блаженный Феодул в то время, когда укрывался он их козней, так как, по их наущению, приказано было ему умереть. Иные показывали раны, нанесенные им мечом, другие жаловались и на мучения голодом. И это подтверждали не частные только люди, но целые церкви, от имени которых легатами их заявлялось и о воинах, вооруженных мечами, и о толпах народа с палками и об угрозах судей и о подбрасывании поддельных и лживых писем. Так, на соборе прочитано было письмо сторонников Феогния с ложными доносами на сослужителей наших Афанасия, Маркелла и Асклипу, чтобы вызвать гнев на них и в государях; это подтвердили и лица, бывшие в то время диаконами у Феогния. Прибавьте к этому обнажения дев, сжигания церквей, аресты служителей Божиих. И причиной всего этого ничто иное, как гнусная ересь арианская. Люди, гнушавшиеся ее, становились в необходимость подвергаться этим неприятностям. Видя такие обличения, еретики стеснялись в выборе решения. Признаться в своих поступках они стыдились, но, не имея уже возможности далее скрывать их, явились в город Сардов, чтобы о них подумали, что они, как люди ни в чем не провинившиеся, не обращают внимания на подозрения. Увидев же тут лиц, оклеветанных ими и пострадавших от них и имея пред глазами обвинителей с явными уликами, они не пожелали явиться на собор, хотя их и звали и хотя сослужители наши, Афанасий, Маркелл и Асклипа, сильно настаивали на том, чтобы они явились, представляли свои жалобы на них, вызывали их на объяснение и заявляли свою готовность не только изобличить их

59

 

 

клеветы, но и обнаружить все их деяния на подрыв церквей. Сознание своей вины так напугало их, что они бежали и своим бегством изобличили себя и признались в своих поступках. Хотя и из этого уже весьма ясно открываются их злодеяния и клевета; однако же, чтобы они не вздумали и самого бегства своего обратить как-нибудь в предлог новых злодеяний, мы решили исследовать все их действия, и из их поступков увидели, что они ничто иное, как клеветники и злоумышленники против сослужителей наших, потому что тот самый Арсений, о котором они говорили, будто он погиб от Афанасия, жив и невредим. Из этого открывается, что и то, что они болтали о других лицах также не более, как одна выдумка. А так как они болтали, будто Макарий, пресвитер Афанасия, разбил потир, то явившиеся из Александрии и Мареотской области и из других мест епископы свидетельствуют, что ничего такого не было. Равно и епископы, писавшие из Египта сослужителю нашему Юлию, достаточно подтверждали, что на этот счет там не было даже и подозрения. Если же еретики ссылаются на документы, которые говорят против Макария, так документы эти составлены одной противной стороной, и по ним оказывается, что спрашивали язычников и оглашенных, из которых один оглашенный, отвечая, на вопросы, утверждал, что он был внутри того места, куда предстал Макарий, а другой говорил, что выставляемый еретиками в свидетели факта некто Исхира был болен тогда и лежал в келлии. Таким образом, отсюда явствует, что никакого таинства совершаемо не было (1), так как оглашенные были внутри, а Исхиры вовсе не было; он был болен и лежал. Да и сам лукавый Исхира сознался, что он был болен и лежал во время прибытия Макария, хотя в то же время оклеветал Афанасия, будто последний сжег какую-то священную книгу, так что и из этого видно, что он клеветник. Этому самому Исхире в награду за такую его клевету они дали звание епископа, хотя он не был еще и пресвитером; потому что прибывшие на собор два пресвитера, служившие прежде у Мелетия, а потом принятые Александром, бывшим епископом александрийским, и в настоящее время находящиеся у Афанасия, засвидетельствовали, что он никогда не был пресвитером у Мелетия. Тем не менее, они представили его в свидетели, как епископа, чтобы епископским авторитетом поразить присутствовавших и прикрыть свою клевету.

___________________

(1) В храме в то время, на какое указывали еретики, как на время со вершения Исхирой таинства (Слич. послание предыдущее).

60

 

 

Прочитано было также и писание сослужителя нашего Маркелла, из которого виден злой умысел сторонников Евсевия. То, что он ставил в качестве вопросов, они выдали за его убеждения, открыто исповедуемые им. Вследствие этого прочитаны были как следующие за вопросами положения его, так и предшествующие им, и вера его оказалась правой, так как он не приписывал, как утверждали еретики, Богу-Слову ни происхождения от Пресвятой Марии, ни того, что царство Его имеет конец; напротив, он писал, что царство Бога-Слова безначально и бесконечно. Равно и сослужитель наш Асклипа представил документы следствия, произведенного в Антиохии в присутствии всех обвинителей, в том числе и Евсевия кесарийского и на основании мнений епископов, производивших суд, доказал, что он невинен. Итак неудивительно, возлюбленные братья, что они не веяли неоднократным нашим приглашениям; неудивительно, что они бежали. Собственное сознание обратило их в бегство, и этим бегством своим они подтвердили свои клеветы и заставили поверить тому, что говорили и показывали против них их обвинители, именно: что они, сверх всего вышесказанного, низложенных и низверженных за арианскую ересь не только принимали, но и возводили на высшую степень—диаконов в пресвитеров и пресвитеров в епископов—не для чего либо другого, как для распространения и укоренения этой нечестивой ереси, в ущерб правой вере. Кроме сторонников Евсевия, к числу таковых принадлежат: Феодор из Гераклии, Наркисс из Нерониады киликийской, Стефан из Антиохии, Георгий из Лаодикии, Акакий из Кесарии палестинской, Менофант из Ефеса, Урзакий из Сингидуна мизийского, Валент из Мурз паннонских. Пришедшим с ними епископам с востока они не позволяли ни явиться на святой собор, ни присоединяться к церкви Божией. Во время же пути в Сардико по местам собирали из себя соборы и заключали грозные союзы, так что пришедши в Сардику не только не явились на суд и не показались святому собору, но кое-как засвидетельствовав о своем приходе, тотчас же и бежали. Об этом мы узнали от сослужителей наших, Макария палестинского и Астерия аравийского, которые пришли вместе с ними и отреклись от нечестивого учения их. Явившись на святой собор, Макарий и Астерий жаловались на насилие, какому они подвергались, и говорили, что вышеупомянутыми людьми ничего не делается по справедливости; при этом они прибавляли, что там (на востоке) есть ревнители правой веры, которым еретики воспрепятствовали явиться сюда силой угроз и

61

 

 

наказывая тех, кто хотел отречься от них. С этою целью (т. е., чтобы кто не отрекся от них) они и в Сардикии старались держать всех в одном помещении, никому не дозволяя уединяться даже на самое короткое время.

И так, поелику нельзя было оставить без внимания и в неизвестности вышеупомянутых клевет, уз, убийств, наказаний, подложных писем, обнажения девиц, ссылок, разорения церквей, поджогов, переводов из малых епархий в большие и, главнее всего, гнусной арианской ереси, восставшей против правой веры; то мы провозгласили чистыми и невинными возлюбленных братьев наших и сослужителей Афанасия, Маркелла и Асклипу и написали об этом в епархию каждого из них, чтобы народ каждой церкви знал о чистоте своего епископа, считал его именно своим епископом и ожидал его. Что же касается лиц, ворвавшихся в их церкви в качестве волков, именно: Григория в Александрии, Василия в Анкире; то ни епископами их не именовать, ни общения с ними не иметь, ни посланий от них не получать, ни к ним не писать. Наконец святой собор единогласно лишил епископства сторонников Феодора, Наркисса, Акакия, Стефана, Урзакия. Валента, Менофанта и Георгия. Хотя последний не прибыл с востока по боязни, однако же, как низложенный еще блаженным Александром и как участник в арианском безумии, и он лишен епископства. И при этом мы постановили, чтобы они не только не были епископами, но и не удостаивались общения с верными; потому что отделяющих Слово и отчуждающих Сына от Отца следует отделять от кафолической церкви и лишать наименования христианами. И так да будут они—анафема для вас; так как они оскорбили Слово истины. Апостольская заповедь говорит: аще кто вам благовестит паче еже приясте, анафема да будет (Гал. 1. 9). Заповедуйте, чтобы никто не вступал в общение с ними; потому что кое общение свету ко тме (2 Евр. 6, 14)? Удаляйте их от себя; потому что кое согласие Христови с велиаром (ст. 15)? Остерегайтесь, возлюбленные, как писать им, так и от них получать писания. Паче же всего потщитесь, братья и сослужители наши, как бы пребывая духом на соборе нашем, своими подписями выразить ваше согласие с нашими постановлениями и пребыть в единомыслии со всеми сослужителями, сколько их есть в св. церкви. Божественное Провидение да хранит вас, возлюбленные братья, в радости и чистоте духовной.

Подписал епископ Осий, равно и все. Написав это, Сардикийский собор послал написанное к епископам, не могшим явиться на собор. Через это и последние стали соучастниками

62

 

 

в постановлении соборных определений. Имена же епископов, как подписавшихся на соборе, так и других, следующие.

Осий из Испании. Юлий римский чрез пресвитеров Архидама и Филоксена. Протоген Сардикийский.. Гавденций, Македоний. Север. Претекстат. Урзакий. Люцилл. Евгений. Виталий. Калеподий. Флоренций. Васс. Винцентий. Стерларий. Палладий. Домициан. Гальба. Геронтий. Протасий. Евлогий. Порфирий. Диоскор. Зосим. Александр. Евтихий. Сократ. Диодор. Мартирий. Евферий. Евкарп. Афинодор. Ириней. Юлиан. Алипий. Иона. Аэций. Реститут. Марцеллин. Априан. Виталий. Валент. Гермоген. Каст. Домициан. Фортунат. Марк. Анниан. Илиодор. Музей. Астерий. Паригорий. Плутарх. Гименей. Афанасий. Люций. Амантий. Арий. Асклипий. Дионисий. Максим. Трифон. Александр. Антигон. Элиан. Петр, Симфор. Музоний. Евтихий. Филологий. Спудазий. Зосим. Патрикий. Адолий. Соприкий.

Епископы Галии:

Максимиан. Вериссим. Виктор. Валентин. Дезидерий. Евлогий. Сарватий. Дисколий. Супериор. Меркурий. Диклопет. Евсевий. Северин. Сатир. Мартин. Павел. Оптациан. Никазий. Виктор. Семпроний. Валерин. Пакат. Иессей. Аристон. Симплиций. Мециан. Амант. Эмилиан. Иустиниан. Викторин. Сатурнин. Абунданций. Донациан. Максим.

Епископы Африки:

Несс. Грат. Мегазий. Рогациан. Консорций. Руфин. Маннин. Цецилиан. Еренниан. Мариан. Валерий. Динамий. Мизоний. Иуст. Целестин. Киприан. Виктор. Гонорат. Марин. Пандагаф. Феликс. Авдий. Ливер. Капитон. Минервалий. Космос. Виктор. Гесперион. Феликс. Савериан. Оспанций. Геспер. Фиденций. Саллюстий. Пасхазий.

Епископы Египта:

Ливурний. Аманций. Феликс. Исхираммон. Ромул. Тиверин. Консорций. Ираклид. Фортунат. Диоскор. Фортунациан. Вастамон. Датилл. Андрей. Серен. Арий. Феодор. Евагор. Илия. Тимофей. Орион. Андроник. Пафнутий. Ермий. Аравион. Псеносирид. Аполлоний. Сарапампон. Серен. Фи.тон. Филипп. Аполлоний. Пафнутий. Павел. Диоскор. Ниламмон. Серен. Авила. Аот. Гарпократион. Исаак. Феодор. Аполлос. Аммониан. Нил. Ираклий. Арион. Афа. Арсений. Агафаммон.

63

 

 

Феон. Аполлоний. Илия. Панинуфий. Андрагафий. Немезий. Серапион. Аммоний. Ксенон. Геронтий. Квинт. Леонид. Семпрониан. Филон. Иракдид. Иеракий. Руф. Пансофий. Македоний. Аполлодор. Флавиан. Исой. Сир. Апф. Серапион. Исаия. Пафнутий. Тимофей. Елурион. Гаий. Музей. Пист. Иракламмон. Герон. Илия. Анагамф. Аполлоний. Гаий. Филот. Павел. Тифой. Евдемон. Юлий.

Епископы Италии:

Прабаций. Виатор. Факундин. Иосиф. Нумидий. Сперанций. Север. Ираклиан. Фавстип. Антоний. Ираклий. Виталий. Феликс. Криспин. Павлиан.

Епископы Кипра:

Авксивий. Фотий. Герасий. Афрондисий. Ириник. Нунехий. Афанасий. Македоний. Трифилий. Спиридон. Норбан. Созикрат.

Епископы Палестины:

Максим. Аеций. Арий. Феодосий. Герман. Сильван. Павел. Клавдий. Патрикий. Елпидий. Герман. Евсевий. Зиновий. Павел. Петр.

64


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.