Поиск авторов по алфавиту

Собор лаодикийский

СОБОР ЛАОДИКИЙСКИЙ.

 

Правила святых и блаженных отцов, собравшихся в Лаодикии

Фригийской.

 

Святой собор, собравшийся в Лаодикии Фригийской из разных азийских епархий, постановил следующие церковные определения:

 

I.

 

О том, что, по церковному канону, свободно и законно вступившим во второй брак, а не тайно сочетавшимся, — после непродолжительного времени, проведенного ими в посте и молитве,— следует, по снисхождению, возвращать общение.

 

II.

 

О том, чтобы впадающие в различные согрешения и прибегающие к молитвенному исповеданию их и к раскаянию в них и вполне отвращающиеся от худых поступков, окончив назначенное им, смотря по прегрешению, время покаяния, по милосердию и благости Божией, были вводимы в общение.

 

III.

 

О том, что недавно крещенных не должно производить в священный чин (сан).

 

IV.

 

О том, что лица священные не должны давать денег в рост и получать на них проценты и так называемые имиолии (1).

_______________

(1) Половинные проценты.

32

 

 

V.

 

О том, что рукоположение не должно происходить в присутствии слушающих.

 

VI.

 

О том, чтобы не дозволять еретикам, коснеющим в ереси, входить в храм Божий.

 

VII.

 

О том, чтобы обращающихся от ересей, то есть, новатиан, пли фотиниан, или четыренадесятников,—будут ли то оглашенные у них или верные,—принимать не прежде, чем они изрекут анафему на всякую ересь, в особенности же на ту, в которой они находились·, и тогда уже так называемые у них верные, по изучении ими символа веры, да будут помазаны святым миром и да причащаются святых тайн.

 

VIII.

 

О том, что обращающихся от так называемой ереси фригов, — хотя бы они и состояли в мнимом их клире и считались за людей весьма великих,—епископам и пресвитерам церкви следует оглашать и крестить со всяким тщанием.

 

IX.

 

О том, чтобы не дозволять принадлежащим к церкви сходиться для молитвы или врачевания на кладбища еретиков или в так называемые у них усыпальницы мучеников. Таковым, если это верные, быть лишенными общения на некоторое время. Кающихся же и исповедающих свое заблуждение принимать (в общение).

 

X.

 

О том, что принадлежащие к церкви не должны безразлично смотреть на брачные союзы своих детей с еретиками.

 

XI.

 

О том, что не следует поставлять в церкви так называемых пресвитерид (стариц), то есть, председательниц.

33

 

 

XII.

 

О том, чтобы епископы поставлялись на церковное начальство по решению митрополитов и окрестных епископов и при том из лиц, много раз испытанных в разумении веры и в образе жизни, сообразном с правою верой.

 

XIII.

 

О том, чтобы общинам не дозволялось делать выбора лиц имеющих быть поставленными во священство.

 

XIV.

 

О том, чтобы в праздник пасхи святые тайны не были посылаемы, на подобие благословений (1) в другие приходы.

 

XV.

 

О том, что не должно петь в церкви другим каким либо лицам кроме певцов-клириков, восходящих на амвон и поющих по книге.

 

XVI.

 

О том, чтобы в субботу читалось Евангелие и другие писания.

 

XVII.

 

О том, чтобы в молитвенных собраниях псалмы не пелись непрерывно один за другим, но чтобы после каждого псалма, в промежутке, следовало чтение.

 

XVIII.

 

О том, что молитвенное служение как на девятом часе, так и на вечерни должно быть всегда одно и тоже.

 

XIX.

 

О том, что после бесед епископских сначала совершается молитва оглашенных, а потом, по выходе оглашенных, следует молитва кающихся; когда же и сии, приняв возложение руки, удалятся, тогда совершаются три молитвы верных, — одна, первая,

______________

(1) Проскомидийных просфор.

34

 

 

в молчании, а вторая и третья чрез провозглашение. Потом уже свидетельствовать мир, и когда пресвитеры засвидетельствуют мир епископу, тогда и миряне свидетельствуют мир и таким образом совершается святое приношение. И одним только священным лицам дозволительно входить в алтарь и (там) причащаться.

 

XX.

 

О том, что диакону не следует садиться в присутствии пресвитера, без дозволения последнего. Подобною же честью пользоваться и диаконам от иподиаконов и всех клириков.

 

XXI.

 

О том, что иподиаконам не следует иметь места в диаконике и касаться священных сосудов.

 

XXII.

 

О том, что иподиакону не следует ни носить орарь, ни покидать дверей(1).

 

XXIII.

 

О том, что не следует чтецам или певцам носить орарь и в нем читать или петь.

 

XXIV.

 

О том, что не следует священным лицам, от пресвитеров до диаконов, и лицам церковного чина до иподиаконов, чтецов, певцов, заклинателей, привратников, ни лицам монашеского чина входить в гостинницу.

 

XXV.

 

О том, что иподиакону не следует раздавать хлеб или благословлять чашу.

 

XXVI.

 

О том, что не следует делать заклинаний ни в церквах, ни в домах лицам, не получившим на то власти от епископов.

_________________

(1) Иподиаконы стояли у дверей, наблюдали за порядком и во время возглашения: «оглашеннии изыдите», удаляли из храма оглашенных и кающихся.

35

 

 

XXVII.

 

О том, что (лицам) священным, или клирикам, или мирянам, приглашаемым на агапы, ничего не следует брать от· этих трапез, потому что этим причиняется оскорбление церковному учреждению.

 

XXVIII.

 

О том, что не следует в храмах Господних или в церквах устроять так называемые вечери любви и в доме Божием есть и возлежать.

 

XXIX.

 

О том, что христианам не следует иудействовать и праздновать субботу, но (следует) им в этот день работать, предпочитать же и, если возможно, праздновать, как христианам день воскресный. Если же найдутся среди них иудействующие, то да будут они анафема.

 

XXX.

 

О том, что не следует лицам священным, или клирикам, или монахам и даже никакому христианину, хотя бы мирянину, мыться в бане вместе с женщинами, так как это первый упрек со стороны язычников.

 

XXXI.

 

О том, что не следует ни с каким еретиком заключать брачных договоров и отдавать (в дом еретика) сыновей или дочерей; лучше брать его детей, если они дадут обещание сделаться христианами.

 

XXXII.

 

О том, что не следует принимать от еретиков благословений, так как благословения их скорее суесловия, чем благословения.

 

XXXIII.

 

О том, что не следует молиться вместе с еретиком или раскольником.

36

 

 

XXXIV.

 

О том, что не следует никакому христианину оставлять мучеников Христовых и удаляться к лжемученикам, то есть, к мученикам, почитаемым еретиками, или к таким, которые сами были объявлены еретиками; потому что они чужды Богу. Посему обращающиеся к ним да будут анафема.

 

XXXV.

 

О том, что не следует христианам оставлять церковь Божию и удаляться к местам мучеников, именовать их ангелами и делать свои особенные собрания (1); что возбранено. Если же кто либо окажется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема; потому что он оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия и приступил к идолослужению.

 

XXXVI.

 

О том, что не следует лицам священным, или клирикам быть волшебниками или чародеями, иди гадателями по числам, или астрологами, или делать так называемые талисманы (2); потому что это суть узы для душ. Носящих их повелеваем извергать из церкви.

 

XXXVII.

 

О том, что не должно принимать присылаемые иудеями или еретиками праздничные дары и праздновать с ними.

 

XXXVIII.

 

О том, что не должно принимать опресноков от иудеев, или приобщаться нечестиям их.

 

XXXIX.

 

О том, что не должно праздновать вместе с язычниками или приобщаться безбожию их.

___________________

(1) Для служения им, как Богу.

(2) Φολαϰτήρια — предохранилища. На эти талисманы смотрели, как на средства, предохраняющие от несчастий.

37

 

 

XL.

 

О том, что епископы, призываемые на собор, не должны относиться к такому приглашению с небрежением, но должны идти (на собор), подавать и принимать советы, клонящиеся к устройству церкви и прочего. Если же епископ пренебрежет приглашением, то он сам себя обвинит, за исключением только того случая, если останется дома по болезни.

 

XLI.

 

О том, что лицам священным или клирикам не должно· путешествовать без канонических грамот.

 

XLII.

 

О том, что лицу священному или клирику не следует путешествовать без повеления епископа.

 

XLIII.

 

О том, что иподиаконам не должно покидать дверей (1), хотя бы и ради молитвы.

 

XLIV.

 

О том, что женщине не следует входить в алтарь.

 

XLV.

 

О том, что по истечении двух седмиц четыредесятницы не должно допускать к крещению (2).

 

XLVI.

 

О том, что крещаемые (3) должны изучать символ веры и в пятый день великой седмицы отвечать епископу или пресвитерам.

___________________

(1) См. правило 22-е.

(2) Правило это относится к крещению возрастных, которое, по древнему обычаю, совершалось в великую субботу. Кто сначала четыредесятницы или по крайней мере в течение двух первых недель ее не изъявил решительного желания принять крещение и не начал готовиться, того правило не дозволяет допускать к крещению в эту четыредесятницу, а внушает дальнейшее наблюдение за его усердием к вере.

(3) Под крещаемыми разумеются здесь, очевидно, готовящиеся ко крещению;

38

 

 

XLVII.

 

О том, что. принявшие крещение в болезни и потом выздоровевшие должны изучать веру и знать, что они удостоились божественного дара.

 

XLVIII.

 

О том, что крещаемые должны быть помазуемы небесным помазанием и быть причастниками царствия Божия.

 

XLIX.

 

О том, что, за исключением субботы и воскресенья, в четыредесятницу не должно приносить хлеб (1).

 

L.

 

О том, что в четыредесятницу на последней седмице не должно разрешать пятого дня (2) и тем бесчестить всю четыредесятницу, но следует поститься во всю четыредесятницу и довольствоваться сухоядением.

 

LI.

 

О том, что в четыредесятницу не должно праздновать дни рождения мучеников, но памяти их совершать в субботы и дни воскресные.

 

LII.

 

О том, что в четыредесятницу не следует совершать браков или праздновать дней рождения.

 

LIII.

 

О том, что христианам, ходящим на браки, не следует прыгать или плясать, но ужинать и обедать скромно, как прилично христианам.

______________________

(1) Для совершения литургии, т. е. не должно быть полной литургии, но может быть литургия преждеосвященных даров по 52-му правилу шестого вселенского собора.

(2) Т. е. разрешать пост в пятый день, или в великий четверток.

39

 

 

LIV.

 

О том, что не следует лицам священным или клирикам смотреть на какие либо зрелища, даваемые на браках или на пиршествах, но должно им вставать и уходить до прихода людей, имеющих дать представление.

 

LV.

 

О том, что не должно лицам священным и даже мирянам делать пиршеств на складчину.

 

LVI.

 

О том, что пресвитерам не должно до прихода епископа входить в алтарь и садиться, но входить туда следует с епископом, если только епископ не болен или не находиться в отсутствии.

 

LVII.

 

О том, что в селах или в деревнях должно поставлять не епископов, но периодевтов (1). Что же касается уже прежде поставленных (епископов), то они не должны ничего совершать без ведома городского епископа. Точно также и пресвитерам ничего не делать без ведома епископа.

 

LVIII.

 

О том, что не должно быть совершаемо, — епископами или пресвитерами, — приношение (бескровной жертвы) в домах.

 

LIX.

 

О том, что не следует читать в церкви частных (2) псалмов, а также книг не канонических, но должно читать только канонические книги ветхого и нового завета.

____________________

(1) «Периодевт» значит: обходящий. По сану он был пресвитер, а по должности был в роде наших благочинных.

(2) Написанных частными лицами и не одобренных церковью.

40

 

 

LX.

 

Книги ветхого завета, которые должно читать, следующие: а) Бытие, б) Исход из Египта, в) Левит, г) Числа, д) Второзаконие, е) Иисус Навин, ж) Судии, з) Руфь, и) Есфирь, и) Царств первая и вторая, к) Царств третья и четвертая, л) Паралипоменона, первая и вторая, м) Ездры первая и вторая, н) Книга Псалмов ста пятидесяти, о) Притчи Соломона, п) Екклесиаст, р) Песнь песней, с) Иов, т) Двенадцать пророков, у) Исаия, ф) Иеремия, Варух, плач и послание, х) Иезекииль, ц) Даниил. А книги нового завета следующие: Четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, Деяния апостолов, Семь соборных посланий как то: Иакова одно, Петра два, Иоанна три, Иуды одно, четырнадцать посланий Павла: к Римлянам одно, к Коринфянам два, к Галатам одно, к Ефесеям одно, к Филипписиям одно, к Колоссаям одно, к Фессалоникийцам два, к Евреям одно, к Тимофею два, к Титу одно и к Филимону одно.

41


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.