Поиск авторов по алфавиту

Собор антиохийский

СОБОР АНТИОХИЙСКИЙ

 

Святой и премирный собор, составившийся, по воле Божией, в Антиохии — из епископов Келе-Сирии, Финикии, Палестины, Аравии, Месопотамии, Киликии, Исаврии.

 

Святым и единомысленым сослужителям, находящимся в епархиях

О Господе радоватися!

Благодать и истина Иисуса Христа, Господа и Спасителя нашего, посетившая святую церковь антиохийскую и объединившая нас единомыслием, единогласием и духом мира, совершила уже много иных дел; да совершит, при содействии во всем Святого и миротворящего Духа, и настоящее. Представляем на ваше усмотрение те постановления, которые все мы, собравшиеся из разных провинций в Антиохию епископы, после всестороннего обсуждения, признали полезными, и веруем, что благодатию Христовою и силою Святого Духа и вы будете одного с нами мнения, как бы пребывая с нами душою и соучаствуя в молитвах, вернее же —будучи одно с нами; веруем, что единодушно примите и определите то же самое, запечатлев и утвердив правые постановления Духом Святым. Каноны же, определенные нами, излагаются ниже.

 

Провинции—Палестины:

Евсевий (епископ) гадарский.

 

Провинции—Финикии:

Анатолий емисский,

Эней птолемаидский,

Магн дамаскский.

 

Провинции—Каменистой Аравии:

Никомах бострский,

Кирион филадельфийский.

23

 

 

Провинции—Месопотамии:

Эферий одесский,

Антиох ризинатский,

Иаков низивский.

 

Провинции —Келе-Сирии:

Архелай долихский,

Алфий апамейский,

Васс зевгматский,

Маврикий епифанийский,

Петр гиндарский,

Павел неокесарийский,

Пиперий самосатский,

Феодор Лаодикийский,

Сирин кирретикский,

 

Провинции—Киликии:

Македоний мопсуетский,

Исихий александрийский,

Моисей кастабальский,

Никита флавиадский,

Наркисс иринопольский.

 

Провинции—Исаврии:

Агапий селевкийский,

Феодор васадский,

Евстафий,

Патрикий,

Александр и другие епископы из провинции:

 

Палестины, Финикии, Келе-Сирии, Аравии, Месопотамии, Киликии и Исаврии поставили нижеследующее:

 

Правила собравшихся в Антиохии святых и блаженных отцев:

 

I.

 

Все, дерзающие нарушать определение святого и великого собора, состоявшегося в Никее, в присутствии благочестивого и боголюбезнейшего императора Константина, относительно святого праздника спасительной пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от церкви, если упорно будут восставать против доброго восстановления. И это сказано относительно мирян. Если же кто из предстоятелей церкви, епископ, или пресвитер, или

24

 

 

диакон, после этого определения, дерзнет, на возвращение людей и возмущение церквей, обособляться и совершать пасху вместе с иудеями, то такового святой собор уже отныне считает чуждым церкви, как ставшего виновным не только в своем грехе, но и в расстройстве и развращении многих. И не только их самих отрешает собор от священнодействия, но и дерзающих быть в общении с ними после их низложения. Отрешенные же лишаются и внешней чести, усвоенной им святыми правилами и Божиим священством.

 

II.

 

Все, входящие в церковь и слушающие священные писания, но по какому то уклонению от порядка не имеющие общения с народом в молитве и отвращающиеся от святого приобщения евхаристии, да будут отлучены от церкви до тех пор, пока не исповедуются, не покажут плодов покаяния и, умоляя о прощении, не получат оного. Не дозволяется также ни иметь общения с отлученными от общения, ни сходиться по домам и молиться с теми, которые не молятся вместе с церковью (1), и лиц, чуждающихся одной церкви, не принимать в другой. Если же окажется, что кто либо из епископов или пресвитеров или диаконов или кто либо из клира имеет общение с отлученными от общения, то да будет и сам вне общения, как нарушитель канона церковного.

 

III.

 

Если какой либо пресвитер, или диакон, или вообще кто либо из священного чина оставит свой округ и отлучится в другой, и потом, переселившись туда совсем, долгое время будет проживать в чужом округе, таковому уже не священнодействовать, особенно если собственный его епископ, будет приглашать и уговаривать его возвратиться в свой округ и он не послушает. Если же таковой будет еще упорствовать в своем бесчинии, то да будет совершенно лишен права священнослужения, так что-бы более не имел уже надежды на восстановление. Если же низложенного по этой причине примет другой епископ, то и сей последний да подвергнется епитимии от областного собора, как нарушитель церковных постановлений.

 

IV.

 

Если какой либо епископ, низложенный собором, или пресвитер или диакон, низложенные своим епископом, дерзнут

____________________

Μηδέ ϰατ’ οἴϰους συνελϑόντας σηνεύχεσϑα τοῖςμή τῆ Ἐϰλησία συνευχομένο ς — этих слов в греческой Кормчей, изд. Рафтани 1864 г., нет

25

 

 

совершить какое либо священнослужение, епископ ли по прежнему своему обыкновению, или пресвитер иди диакон, то им не дозволяется уже ни иметь надежды на восстановление на другом соборе, ни приносить оправдания. Напротив и всех, имеющих общение с ними, следует отлучать от церкви, особенно, если они дерзнут иметь общение с вышепоименованными, зная о произнесенном против них осуждении.

 

V.

 

Если какой либо пресвитер или диакон, презрев своего епископа и отделившись от церкви, начнет устраивать частные собрания и, поставив (с этою целью) жертвеннник, не будет внимать увещаниям епископа, не захочет покориться ему и не послушает ни первого, ни второго его приглашения, то да будет совершенно низвержен (из своего чина), и уже ни служить, ни возвратить своего сана не может. Если же он будет упорно возмущать церковь и производить беспорядки в ней, то укрощать его внешнею властью, как бунтовщика.

 

VI.

 

Если кто либо будет отлучен своим епископом от общения, то прочие (епископы) не прежде должны принимать такового в общение, как тогда, когда он будет принят своим собственным епископом или же когда соберется собор и он, представ пред ним, принесет оправдание и убедит собор постановить о нем иное решение. Такое определение должно иметь силу относительно и мирян, и пресвитеров, и диаконов, и всех, состоящих в клире.

 

VII.

 

Из другой епархии не принимать никакого без мирных грамат.

 

VIII.

 

Сельским пресвитерам не дозволяется отправлять канонических посланий; им дозволяется посылать только письма к соседним епископам; не запятнавшие же себя ничем хорепископы дают мирные грамоты.

 

IX.

 

Епархиальные епископы должны знать, что на первенствующем епископе митрополии сосредоточивается (по преимуществу) и попечение о каждой епархии, так как в митрополию отовсюду стека-

26

 

 

ются все имеющие дела. Поэтому угодно было постановить, чтобы он и честию преимуществовал, и чтобы прочие епископы, согласно древнейшему, вошедшему в силу со времени отцов наших, канону, не заходили в своих распоряжениях далее того, что касается епархии каждого из них и причисленных к ней селений, так как каждому епископу подобает иметь власть в своей епархии и управлять ею с соответственною положению его применительностию. Подобает каждому предусмотрительно пещись обо всей стране, подвластной его городу, как то: и пресвитеров поставлять и диаконов и кождое дело предпринимить с осмотрительностью. Более же сего да не покушается делать ничего без епископа митрополии, как и сей последний без согласия прочих (1) епископов.

 

X.

 

Святому собору угодно было постановить, чтобы находящиеся в малых городах и селах, так называемые хорепископы, хотя бы и по чину епископства получили рукоположение, знали свою меру и, управляя подчиненными им церквами, довольствовались заботою и распоряжениями только об них, чтобы поставляли чтецов и иподиаконов и заклинателей, и довольствовались производством только их, а не дерзали рукополагать ни пресвитера ни диакона без согласия на то епископа, находящегося в городе, которому подчинены и сам хорепископ и его округ. Если же кто либо (из них) дерзнет преступить это определение, то да лишится и той чести, которую он имеет. Хорепископ же да поставляется епископом того города, которому подчинен (его округ).

 

XI.

 

Если какой либо епископ или пресвитер, или вообще кто либо из клира осмелится отправиться к царю без соизволения и грамат от епархиальных епископов и тем более без граматы от епископа митрополии, то да будет отлучен и лишен не только общения, но и сана, какой он имел; так как он дерзнул вопреки определению церкви утруждать слух богоболюбезнейшего царя нашего. Если же необходимая нужда побуждает кого отправиться к царю, то таковой должен делать с рассмотрения и соизволения епископа митрополии, к которой относится епархия, и епископов епархиальных, и притом он должен быть напутствован грамотами их.

____________________

(1) Местных.

27

 

 

XII.

 

Если какой либо пресвитер или диакон, низложенный своим епископом, или даже епископ, низложенный собором, дерзнет утруждать слух царя, тогда как ему следовало обратиться к большему собору епископов и большему количеству епископов предложить то, в чем он считает себя правым, и поручить себя их расследованию и приговору, — так если он пренебрегши ими, утруждает царя, да не удостаивается никакого снисхождения и да не имеет места к оправданию и надежды на восстановление.

 

XIII.

 

Никакой епископ да не дерзает переходить из одной епархии в другую и рукополагать кого либо в церквах ее для совершения священнослужения, да не дерзает даже и в том случае, если бы решились сопутствовать ему другие епископы. Только тогда он может перейти, когда призван будет грамотами того митрополита и тех епископов, в область которых он приходит. Если же он, вопреки порядку, пойдет, не быв приглашен никем, для рукоположения кого либо и для устройства не подлежащих ему церковных дел, то да будет не действительно все им сделанное, а сам он да понесет подобающее наказание за свое бесчиние и за безрассудное начинание, быв тотчас же низложен святым собором.

 

XIV.

 

Если какой либо епископ будет судим в каких либо винах и случится, что епископы той области будут разногласить относительно его деда, — одни будут считать подсудимого невинным, а другие—виновным, то для устранения всякого сомнения святому собору угодно постановить, чтобы епископ митрополии пригласил некоторых других (епископов) из соседней области, которые бы, вновь рассудив дело и разрешив сомнение, утвердили свое постановление вместе с епископами той области.

 

XV.

 

Если какой либо епископ, будучи обвиняем в каких либо проступках, будет судим всеми епископами той области и все они согласно произнесут на него один приговор, то такой отнюдь да не будет судим другими (епископами), но да пребудет твердым согласное решение епископов той области.

 

XVI.

 

Если какой либо епископ, не имеющий епархии, вторгнется в церковь, не имеющую епископа и восхитит престол ее без

28

 

 

соизволения на то полного собора, то да будет отвержен, хотя бы его избрал  весь народ, который он восхитил. Полным же собором считается тот, на котором соприсутствует епископ митрополии.

 

XVII.

 

Если какой либо епископ, приняв рукоположение во епископа и быв определен начальствовать над какою либо общиной, не примет служения этого и не согласится идти во врученную ему церковь, то да будет отлучен от общения, доколе он, быв понужден, не примет служения, или доколе не определит об нем чего либо полный собор епископов той области.

 

XVIII.

 

Если какой либо епископ, быв рукоположен, не пойдет в тот приход, в который он назначен, не по своей вине, но по просьбе общины или по другой не зависящей от него причине, то да не лишается ни чести епископской, ни служения; только да не вмешивается, ни в какие дела той церкви, где он будет находиться и да подчинится тому, что определит о нем полный собор, обсуждавший его дело.

 

XIX.

 

Епископа не определять без собора и без присутствия митрополита той области. И самое лучшее, чтобы при нем (митрополите) находились и все сослужители его, принадлежащие к той области; митрополиту следует созвать их посланием. И если соберутся все — прекрасно; а если это будет затруднительно, то во всяком случае необходимо, чтобы присутствовало большинство или чтобы оно грамотами изъявило свое согласие, чтобы таким образом постановление совершилось или в присутствии или же с согласия большинства. Если же, вопреки этому определению,  поступлено будет иначе, то рукоположение не имеет силы. Наконец, если поставление совершится согласно этому правилу, но некоторые по своей любопретельности станут прекословить, то да превозмогает решение большинства.

 

XX.

 

Ради нужд церковных и для решения сомнительных случаев признано за благо в каждой области собирать соборы епископов дважды в год. В первый раз — по третьей неделе после праздника пасхи, так чтобы в четвертую неделю пятидесятницы собор составился. Епархиальным епископам делает об этом напоминание епископ митрополии. Второму же собору быть со дня октябрьских ид (т. е. с 15 числа), который есть

29

 

 

десятый иперверетея (1); так чтобы к этим соборам прибегали пресвитеры и диаконы и все, считающие себя обиженными, и искали у собора суда себе. Но не дозволяется составлять соборы епископам (епархиальным) самим по себе, без тех епископов, коим вверены митрополии.

 

XXI.

 

Епископ да не переходит с одного места на другое ни по собственному вторжению, ни по насилию от общин, ни по принуждению от епископов, но да пребывает в той церкви, которую он сначала принял себе в удел от Бога, по прежде установленному уже об этом определению.

 

XXII.

 

Епископ да не приходит в чуждый, не подчиненный ему город и в страну, ему не принадлежащую, для рукоположения кого либо, и да не поставляет пресвитеров или диаконов на места, подчиненные другому епископу. Если же кто либо дерзнет на это, то рукоположение да будет не действительно и сам он да подвергнется эпитимии от собора.

 

XXIII.

 

Епископу не дозволяется вместо себя поставлять другого в премники себе, хотя бы он был и при конце жизни. А если что либо подобное случится, то поставление да будет недействительно. Да соблюдается при этом церковное постановление, что епископа должно поставлять не иначе, как собором и по определению епископов, имеющих власть, по кончине преставившегося, возвести достойного.

 

ΧΧΙV.

 

Прекрасно установление, что церковное имущество следует охранять на пользу церкви со всяким усердием, с благою совестию и с верою во Всевидца и Судию Бога; и распоряжение им следует предоставить суждению и власти епископа, которому вверен весь народ и души пасомых. Все, что принадлежит церкви, должно быть явным и находиться в ведении приставленных к церковному имуществу пресвитеров и диаконов, так чтобы они знали, а не находились в неведении, что собственно принадлежит церкви, и чтобы ничто не было скрыто от них. Таким образом, если случится епископу преставиться от сей жизни, то, при общеизвестности церковного имущества, ни оно не будет растрачено и не погибнет, ни собственность епископа не будет потревожена

______________________

(1) Название месяца по сиромакедонскому календарю.

30

 

 

под предлогом того, что она принадлежит церкви. И справедливость требует, да и Богу и людям угодно, чтобы собственность епископа была предоставлена, кому он захочет, а принадлежащее церкви было сберегаемое для церкви и чтобы ни церковь не терпела убытка, ни епископ не был лишен своего под тем предлогом, будто это церковное, или же чтобы родственники его не вошли в тяжбу, а с тем вместе и он сам не подвергся бесславию.

 

XXV.

 

Церковные имущества должны быть в распоряжении епископа, который расходует их со всевозможного осмотрительностью и страхом Божиим, на пользу всех нуждающихся, и сам берет, в случае нужды, должную часть на необходимые свои потребности и на потребности странноприемлемых им братий, чтобы они ни в чем не терпели лишений, по слову божественного апостола, который говорит: Имеюще пищу и одеяние сами довольни будем (1 Тим. 6. 8). Если же он не будет довольствоваться этим, но станет употреблять церковные вещи на свои домашние потребности, а церковными доходами и плодами с полей распоряжаться не с ведома пресвитеров или диаконов, но предоставит власть над ними своим домашним или своим родным, братьям или сыновьям, с целью скрыть чрез них неверность церковных счетов, то должен отвечать за это пред епархиальным собором. Если и иным каким либо образом будут заподозрены епископ или его пресвитеры в том, что обращают в свою пользу то, что принадлежит церкви, — будет ли это поле или другая какая церковная собственность, — и чрез это утесняют бедных и причиняют нарекание и бесславие церковному порядку и лицам, заправляющим оным, то да подвергнутся исправлению, сообразно определению святого собора.

Евсевий. Согласен со всем, что постановлено святым собором.

Феодор, Никита, Македоний, Анатолий, Таркодимант, Евферий, Наркис, Евстахий, Исихий, Маврикий, Павел и прочие все тридцать епископов—согласны и подписали.

В манускрипте Иустелловом епископы носят следующие названия:

Евсевий, Феодор, Фаркудамант, Маврикий, Македоний, Евферий, Альфион, Васс, Павел, Феодор, Никита, Анатолий, Наркисс, Архелай, Сирин, Исихий, Маникий, Моисей, Агапий, Феодот, Моким, Евстафий.

________________

31


Страница сгенерирована за 0.59 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.