Поиск авторов по алфавиту

Собор гангрский

СОБОР ГАНГРСКИЙ.

 

Честнейшим владыкам и сослужителям в Армении

Евсевий, Элиан, Евгений, Олимпий, Вифиник, Григорий, Филит, Папп, Евлавий, Ипатий, Проэрезий, Василий, Васс (1), — собравшиеся на святой собор в Гангре.

О Господе радоватися!

 

Так как святейший собор епископов, собравшихся в гангрской церкви по некоторым церковным нуждам, исследовал, между прочим, и дело об Евстафии и нашел много незаконного в действиях его последователей, то для искоренения допущенного им зла вынужден был сделать (и по этому поводу) постановление и обнародовать оное; ибо, вследствие поношения последователями Евстафия брака и распространения ими мысли, будто никто из находящихся в браке не имеет надежды у Бога, многие замужние жены разошлись со своими мужьями и многие мужья со своими женами, а потом, не имея сил воздержаться, впали в прелюбодеяние и подверглись по этому случаю поношению. Были и такие, которые удалялись домов Божиих и церкви Божией, с презрением относясь ко всем церковным постановлениям, учреждали частные собрания и вводили особую своеобразную дисциплину и другие нововведения, противные церкви и церковным постановлениям, презирали общеупотребительные одежды и облекались в одежды особенные (необычные). Издавна посвящаемую церкви часть первых плодов они присваивали себе и своим последователям. Рабы уходили от господ и, облекшись в новую одежду, с презрением относились к своим господам. Женщины вместо обыкновенных женских одежд облекались в мужские и надеялись получить чрез это оправдание и многие из них под видом благочестия стригли себе волосы — женское украшение. Постились в день воскресный и нарушали святость этого

_____________________

(1) В латинском тексте встречаются еще имена: Вассиан, Ираклий и Озий.

18

 

 

дня свободы; презирали посты, установленные церковью и вкушали (яства, недозволенные церковью); некоторые гнушались употреблять в пищу мясо; не хотели совершать молений в домах людей женатых и когда в этих домах совершались моления, оставляли их без внимания; часто не участвовали даже на вечерях любви, если вечери предлагались в домах лиц женатых; не признавали женатых священников и не являлись к совершаемым ими богослужениям. Не уважали собраний в честь мучеников (1) и всех тех, которые участвовали в этих собраниях и совершали там богослужение; презирали богатых, которые не отрекались от всего своего имущества, как людей, не имеющих надежды у Бога. Много и иного незаконного позволяли они себе; всего и перечислить нельзя. Так как они вышли из пределов церковной законности, то у каждого из них были как бы свои собственные законы. У них не составлялось общего всем им мнения, но каждый из них, что надумывал, то и предлагал —  в поношение церкви и во вред себе. Поэтому бывший в Ганграх святой собор вынужден был осудить их и определил: отлучить их от церкви; если же они покаются и изрекут анафему на все, что говорилось ими незаконного, — принять их. С этою целью святой собор изложил все, что должны они анафематствовать, чтобы быть принятыми. Если же кто не подчинится настоящим постановлениям, того подвергать анафеме, как еретика, лишать общения и отлучать от церкви, и епископам следует наблюдать это относительно всех лиц, находившихся в общении с этими людьми.

 

Правила святых отцов, собравшихся в Гангре.

 

I.

 

Если кто станет порицать брак, поносить и презирать совокупляющуюся со своим мужем женщину, как будто бы она не может войти в царство (небесное), хотя бы была верною и благочестивою, да будет анафема.

 

II.

 

Если кто станет осуждать ядущего с благоговеньем и верою мясо (кроме крови, идоложертвенного и удавленины), как будто бы человек лишается упования, вследствие употребления оного, да будет анафема.

____________________

(1) Τὰς συνάξεις τῶν μαρτύρων—этих слов в издании Labbei нет.

19

 

 

III.

 

Если кто либо, под предлогом благочестия, научает раба презирать господина, уклоняться от служения ему или служить ему без усердия и без всякого уважения, да будет анафема.

 

IV.

 

Если кто относительно женатого пресвитера будет держаться того мнения, что не следует причащаться Св. Таин, когда таковой' совершит литургию, да будет анафема.

 

V.

 

Если кто научает пренебрегать храмом Божиим и бывающими в нем собраниями, да будет анафема.

 

VI.

 

Если кто будет составлять особые собрания вне церкви и, презирая церковь, захочет исправлять церковные нужды без пресвитера, поставленного епископом, да будет анафема.

 

VII.

 

Если кто либо захочет получать или раздавать церковные плодоприношения вне церкви, не доводя до сведения епископа или того, кому это поручено, захочет делать это без соизволения· епископа, да будет анафема.

 

VIII.

 

Если кто станет раздавать или получать плодоприношения помимо епископа или того, кому поручено управлять благотворениями, то и дающий и берущий да будут анафема.

 

IX.

 

Если кто наложит на себя обет девства и воздержания и станет избегать брака, как бы гнушаясь им, а не ради чистоты и святости самого девства, да будет анафема.

 

X.

 

Если кто из наложивших на себя ради Господа обет девства превозносится над людьми женатыми, да будет анафема.

20

 

 

XI.

 

Если кто станет презирать устрояющих по вере вечери любви и созывающих в честь Господа братию и не захочет иметь участия в этих приглашениях потому, что считает это делом ничтожным, да будет анафема.

 

XII.

 

Если кто из мужчин, ради мнимого аскетизма, носит один плащ и, как бы получая за это праведность, решается осуждать тех, которые с благоговением носят шелк и употребляют общую обыкновенную одежду, да будет анафема.

 

XIII.

 

Если какая либо женщина, ради мнимого аскетизма, переменит одежду и вместо обыкновенной женской одежды наденет мужскую, да будет анафема.

 

ΧIV.

 

Если какая либо женщина оставит мужа и, гнушаясь браком, захочет сделаться отшельницею, да будет анафема.

 

XV.

 

Если кто либо оставляет своих детей, а не питает их и не приводит их, насколько это от него зависит, к подобающему благочестию, но под предлогом отшельничества не радит о них, да будет анафема.

 

XVI.

 

Если дети, под предлогом благочестия, покинут родителей, в особенности верующих, и не станут оказывать им должного почтения (понятно, Богопочтение должно быть при этом предпочитаемо почитанию родителей), да будет анафема.

 

XVII.

 

Если какая либо женщина, ради мнимого аскетизма, острижет волосы на голове, которые Бог дал ей для напоминания об ее подчиненности, да будет анафема, как нарушившая заповедь о подчиненности.

21

 

 

XVIII.

 

Если кто, ради мнимого аскетизма, постится в день воскресный, да будет анафема.

 

XIX.

 

Если кто из подвижников станет превозноситься и без телесной необходимости, полагаясь лишь на свой совершенный разум, станет разрешать посты, преданные в общее соблюдение и хранимые церковью, да будет анафема.

 

XX.

 

Если кто возгордится и станет гнушаться собраниями в местах мучеников, порицать эти собрания или совершаемые там богослужения и памяти (в честь мучеников), да будет анафема.

 

XXI.

 

Пишем же это, поставляя преграды не тем, которые желают подвизаться в церкви Божией согласно Писанию, но тем, которые подвижничество обращают в предлог к гордости, превозносятся пред ведущими простую жизнь и вопреки Писанию и правилам церкви делают нововведения. И так мы и пред смиренным девством благоговеем, и воздержание, сопровождаемое честностью и богопочтением, приемлем, и смиренному удалению от мирских дел (отшельничеству) радуемся, и брачное честное сожительство почитаем, и праведного и благотворного богатства не уничижаем, и простоту и малоценность одежд, употребляемых только ради неизысканного попечения о теле, похваляем, а роскошных и пышных выходов отвращаемся; и дома Божии мы почитаем, и бывающие в них святые и полезные собрания с любовью приемлем — не потому, чтобы заключали благочестие в домах, но потому что почитаем всякое место, созданное во имя Божие; и общее собрание в самой церкви Божией, на пользу общую, с радостью допускаем (1) и преизбыточествующие благотворения братии, раздаваемые, согласно преданиям, чрез посредство церкви нищим, ублажаем. Кратко сказать: желаем, чтобы в церкви было все, что предано божественными писаниями и апостольскими преданиями.

 

Примечание Дионисия Малого:

И подписали: Элиан, Проэрезий, Евсевий, Василий, Евгений, Ипатий, Вифиник, Филит, Вассиан, Озий, Евлалий, Олимпий, Ираклий, Брогерий, Григорий, Васс, Папп.

___________________

(1) В книге правил это место читается так: «и хождение в церковь Божию на пользу общую приемлем».

22


Страница сгенерирована за 0.46 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.