13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Собор неокесарийский
СОБОР НЕОКЕСАРИЙСКИЙ.
Правила святых и блаженных отцов, собравшихся в Неокесарии. Хотя правила эти появились вслед за Анкирскими и ранее правил, изложенных в Никее, но из уважения (к вселенскому собору) последние предшествуют первым (в сборниках).
I.
Если пресвитер женится, да лишится своего чина. Если же он сотворит блуд или прелюбодейство, да будет окончательно отлучен (от церковного общения) и да будет низведен в разряд кающихся.
II.
Если женщина вступит в брак с двумя братьями, да будет отлучена (от церковного общения) до самой смерти; но если при смерти заявит, что в случае выздоровления она расторгнет брак, то по снисхождению да будет допущена к покаянию. Но если кто либо—жена или муж — умрет в таком браке, то для оставшегося затруднительно покаяние.
III.
Время покаяния, назначенное для впадающих в многобрачие, известно; впрочем, их образ жизни и вера сокращают это· время.
IV.
Если кто, возжелав какой либо жены, решится преспать с· нею, но его желание не исполнится, ясно, что он избавлен благодатию.
V.
Если оглашенный, стоящий в храме Господнем в чине оглашенных, окажется состоящим под грехом (1), то, если это
_______________________
(1) На поле: разумеется грех плотской.
13
преклонющий колена, пусть слушает (Писания), с тем, чтобы более уже не грешил. Если же и пребывая между слушающими (Писания), будет грешить, то да будет изгнан (из церкви).
VI.
Имеющую во чреве следует просвещать (крещением), когда она захочет; потому что в этом случае рождающая не имеет ничего общего с рождаемым, так как намерение каждого обнаруживается при его исповедании.
VII.
Пресвитеру не пиршествовать на браке двоеженца; потому что двоебрачие требует покаяния. Что за прествитер тот, кто своим участием в пиршестве будет одобрять такие браки?
VIII.
Если жена какого либо мирянина явно обличена будет в том, что прелюбодействовала, то муж ее не может поступить на церковную службу. Если же она будет прелюбодействовать после рукоположения его, то он должен развестись с нею. Если же он живет с нею, то он не может оставаться на порученной ему службе.
IX.
Если кто, согрешив телом, будет произведен во пресвитера и заявит, что согрешил до рукоположения; пусть не священнодействует; прочие же преимущества пусть остаются при нем в уважение особенной его ревности; ибо, как утверждают многие, остальные грехи разрешает уже рукоположение. Если же сам он этого не заявит и явно обличен быть не может, то суд над ним предоставляется ему самому.
X.
Подобным же образом и диакон, если он впадет в тот же грех, да проходит должность служителя церкви (1).
____________________
(1) Т. е. не диакона уже, а чтеца или певца
14
XI.
Хотя бы был и вполне достойный человек, во пресвитеры да не поставляется прежде тридцати лет, но пусть выжидает, ибо и Господь Иисус Христос на тридцатом году крестился и начал учить.
XII.
Если кто либо просвещен (крещением) во время болезни, то он не может быть произведен во пресвитера, — потому что вера его не от произволения, но по нужде, — разве только в уважение к после проявленной им добродетели и вере и по недостатку в людях (достойных).
XIII.
Если епископ или пресвитеры города находятся в городе, то сельские священники не могут ни священнодействовать в городской церкви, ни преподавать хлеба и чаши (1) во время молитвы (2). Если же местных на лицо не будет и для молений будет приглашен один из сельских, то преподает.
XIV.
Хорепископы же, хотя и представляют образ семидесяти (3), но как сослужители (епископа), чествуемые за попечение о нищих, священнодействуют (и в граде).
XV.
Диаконов, по правилу, должно быть семь, хотя бы и очень велик был город. В этом ты удостоверишься из книги Деяний (апостольских) (4).
Собрались же следующие нижеписанные святые и честные епископы, постановившие и подписавшие вышеизложенные правила:
Виталий антиохийский (5)
____________________
(1) Христианам из города.
(2) В своей церкви.
(3) Епископы — образ двенадцати апостолов.
(4) Правило это отменено 16-м правилом шестого вселенского собора.
(5) На поле: в Сирии.
15
Герман неапольский (1)
Григорий киннский (2)
Альфий апамейский (3)
Ираклий зилонский (4)
Василий амасийский
Леонтий кесарийский (5)
Амфион (6) епифанийский (7)
Стефан, хорепископ Каппадокии
Еретий (8) плакийский (9)
Луп тарсский (10)
Геронтий ларисский (11)
Наркисс нерониадский (12)
Лонгин неокесарийский
Саламин германикийский
Руд, хорепископ Каппадокии
Диказий тавийский (13)
По манускрипту Иустеллова кодекса. Примечание Дионисия Малого.
(In ms. cod. Justelli). Собрались же в Неокесарии
следующие святые и честные
епископы:
Виталий Виталий
Павел Саламин
Леонтий Герман
Василий Ред
Григорий Григорий
Лонгин Диказий
Ираклий Альфий
Амфион Ираклий
Севий Василий
__________________
(1) На поле: в Палестине.
(2) — — Κίννη в Галатии.
(3) — — в Келе-сирии.
(4) — — Ζήλων в Еленодонте.
(5) — — в Каппадокии.
(6) — — по другим: Альфий.
(7) — — в Киликии.
(8) — — по другим: Ерифрий
(9) — — может быть, полемонийский.
(10) — — в Киликии.
(11) — — въ Сирии.
(12) — — въ Киликии.
(13) — — Ταβία в Галатии.
16
Ерифий Леонтий
Ксантул Амфион
Наркисс Стефан
Валентин Еретрий
Диказий Луп
Альфион Валентин
Герман Гереитий
Германтий Наркисс
Стефан Лонгин
Фальминон
Леонтий
В других манускриптах встре- И прочие, постановившие эти
чаются еще иные имена. правила.
17
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.