Поиск авторов по алфавиту

Собор анкирский

СОБОР АНКИРСКИЙ.

 

Правила блаженных отцов, собравшихся в Анкире. Хотя правила эти появились ранее правил, изложенных в Никее, но, в силу авторитетности вселенского собора, они занимают второе место (в древних сборниках правил).

 

I.

 

Относительно пресвитеров, участвовавших в языческих жертвоприношениях (1), потом снова начавших подвизаться за веру, подвизаться не обманно, но истинно, — без всяких предварительных сделок (2), без домогательства и упрашиваний (направленных к тому), чтобы с одной стороны показать, что они подвергались истязаниям, а с другой—чтобы истязания эти имели только вид и подобие истязаний, — относительно таких пресвитеров угодно было постановить: чести занимать подобающее пресвитеру место (3) их не лишать, но совершать приношение, проповедовать и вообще отправлять какое либо священническое служение им не дозволяется.

 

II.

 

Подобным образом и диаконам, участвовавшим в языческих жертвоприношениях, но потом снова начавшим подвиг за веру, — во всем прочем присвоенною им честью пользоваться, но оставить всякое священнослужение, будет ли то возношение хлеба или чаши или провозглашение (Слова Божия). Впро-

__________________

(1) Во время гонений.

(2) С исполнителями приговоров языческой власти о наказаниях христиан.

(3) В храмах, на агапах и вообще в собраниях, то есть, не лишать их сана.

5

 

 

чем, если кто из епископов усмотрит в таковых какой либо подвиг или смирение кротости и пожелает прибавить или (в противном случае) убавить им чести, так это да будет во· власти епископов.

 

III.

 

(Христиан), скрывавшихся от гонителей и схваченных ими или выданных им родственниками и лишившихся таким или иным образом своего имущества, или претерпевших мучения, или вверженных в темницу и при этом громко исповедовавших себя христианами, — в случае, если их притеснители насильно влагали им в руки что либо (идоложертвенное), или если они по принуждению приняли какой либо пищи и во все время исповедовали, что они — христиане, и своею скромною одеждой, скромным видом и смиренною жизнью обнаруживали постоянную скорбь о случившемся с ними, — таковых (христиан) не лишать общения, так как они — вне греха. Если же, ради большей предосторожности или по какому либо недоразумению, они уже лишены общения; то немедленно должны быть приняты (в общение). Это одинаково простирается и на лиц из клира и на мирян.

 

IV.

 

Относительно идоложертвовавших по принуждению и сверх того разделивших пиршество в честь идолов угодно было постановить, чтобы все те, которые и вошли с веселым видом и одежду употребили пышнее обыкновенной и в приготовленном пиршестве участвовали равнодушно, год слушали писания, три года находились в числе припадающих, два года имели общение только в молитве — и тогда уже вступали в совершенное общение.

 

V.

 

Все же те, которые вошли в одежде скорбной и хотя вкушали во время возложения, но во все это время плакали, — если они провели три года в числе припадающих, — да будут приняты (в общение), за исключением причащения святых тайн (1). Если же не вкушали; то, проведши два года между припадающими, в третьем году да приимут общение, за исключением причащения (1),

_________________

Χωρὶςπροσφορᾶς—кроме приношения. Кому в древней церкви дозволялось приносить для таинства евхаристии хлеб, тот был допускаем и к принятию св. тайн; поэтому канон запрещает здесь кающимся собственно приношение хлеба для таинства.

6

 

 

так чтобы совершенное общение получили после трех лет. Но епископам дается власть или быть снисходительнее или продолжить время покаяния, смотря по характеру обращения (падших). Прежде всего следует узнать образ жизни как предшествовавшей, так и последующей и таким образом соразмерять снисхождение.

 

VI.

 

Что касается тех, которые поколебались и участвовали в жертвоприношениях только вследствие угрозы наказанием и отнятием имущества или изгнанием и до настоящего времени не покаялись и не обратились, а теперь, при наступлении времени собора, пришли и изъявили готовность обратиться; так относительно и их угодно было постановить, чтобы до великого дня (пасхи) (1) они были приняты в разряд слушающих писания, потом после великого дня три года находились бы в разряде припадающих, а потом еще два года — в общении, за исключением причащения (2); в совершенное же общение вступили бы не иначе, как после полного шестилетия. Если же есть такие, которые приняты на покаяние ранее этого собора; то начало шестилетия считать с того времени (когда они приняты). Впрочем, в случае опасности и приближения смерти от болезни ли, или от другой какой причины принимать кающихся в общение с обязательством (3).

 

VII.

 

Относительно тех, которые во время языческого праздника пировали вместе с язычниками на отведенном для этого месте, но для себя принесли свои собственные яства и их ели, угодно было постановить, чтобы они принимаемы были (в общение) после двухлетнего пребывания в числе припадающих. Что же касается того, всякого ли следует принимать с причащением святых тайн (4), так рассудить об этом и узнать жизнь каждого в других отношениях — дело епископа.

____________________

(1) Соборы созывались вскоре после пасхи; таким образом в разряде слушающих они должны были оставаться от пасхи до пасхи или год.

(2) Как и выше: χωρςπροσφορᾶς.

(3) Выполнить время покаяния по сему правилу, если останутся в живых.

(4) μετὰ τῆς προσφορς — с приношением, или с дозволением приносить хлеб и причащаться.

7

 

 

VIII.

 

Дважды и трижды идоложертвовавшие по принуждению да будут четыре года в числе припадающих, два года—в общении, за исключением причащения(1), а в седьмой год да будут приняты в совершенное общение.

 

IX.

 

Все же те, которые не только сами сделались отступниками, но подстрекали и принуждали братию к отступлению и стали виновниками такого вынужденного отступления, три года да пребудут вместе с слушающими (писания), другие шесть лет — вместе с припадающими, а потом еще год да будут в общении, за исключением причащения (2), так чтобы совершенного общения удостоились по исполнении десятилетия. В это время наблюдать непременно за их жизнью и в других отношениях.

 

X.

 

Если поставляемые в диаконов при самом поставлении засвидетельствовали и объявили, что они оставаться так не могут, что им следует жениться, то, оженившись, пусть пребывают в своем служении, в уважение того, что им дозволено было это от епископа. Если же некоторые, промолчав об этом и решившись во время хиротонии оставаться безбрачными, вступили потом в брак, таковым прекратить служение.

 

XI.

 

Угодно было постановить, чтобы обрученные и потом похищенные другими девы были возвращаемы прежним женихам, хотя бы и насилие потерпели от похитителей.

 

XII.

 

Угодно было постановить, чтобы идоложертвовавшие до крещения и потом крестившиеся были возводимы в священный чин, как омывшиеся (от греха).

_______________________

(1) Тоже.

(2) Тоже.

8

 

 

XIII.

 

Не позволяется хорепископам рукополагать пресвитеров или диаконов, ни даже пресвитерам какого либо города переходить на другое место без дозволения и грамоты от своего епископа (1).

 

XIV.

 

Угодно было постановить, чтобы пресвитеры или диаконы, состоящие в клире (2) и воздерживающиеся от мяса, употребляли оное (3) и таким образом (т. е. не иначе, как под этим условием) налагали на себя подвиг воздержания. Если же они, не смотря на это, решатся (пожелают) не есть даже овощей, приправленных мясом, и не станут подчиняться сему постановлению, то лишаются сана (4).

 

XV.

 

Церковь взыскивает все, что ей принадлежит и что продали пресвитеры в не бытность у них епископа. Что же касается вознаграждения (за убытки), то брать оное или нет, — предоставляется усмотрению епископа: так как доход с купленного часто с избытком вознаграждает стоимость последнего.

 

XVI.

 

О скотоложствовавших, или еще скотоложствующих.

Все, впадшие в этот грех до двадцатилетнего возраста, пробыв пятнадцать лет в числе припадающих, да удостоятся общения в молитвах. Потом, пробыв пять лет в этом общении, да сподобятся и причащения святых тайн. Но во время пре-

_____________________

(1) В «книге Правил», изданной Святейшим Синодом, правило это читается так: «не подобает хорепископам поставляти пресвитеров пли диаконов: но ниже епископом иных градов во иные, кроме позволения епископа чрез грамоту по каждой епархии».

(2) Не монашествующие.

(3) Дело идет об агапах, — о том, как должны вести себя пресвитеры и диаконы во время трапезы любви.

(4) В «книге Правил» канон этот читается так: «состоящим в клире пресвитерам или диаконам, которые воздерживаются от мяс, определено, касатися оных, и потом, аще восхотят, воздержатися от оных. Аще же не восхотят сего, так что не будут ясти и овощей, полагаемых с мясами, и не покорятся сему правилу: да будут низложены от своего чина».

9

 

 

бывания их в разряде припадающих да наблюдается образ жизни их и, смотря по нему, да удостаиваются они снисхождения. Если же кто долго находился под влиянием этого греха, то да продлится и время пребывания его в разряде припадающих. Все же те, которые переступили означенный возраст и, имея жен, впали в этот грех, да удостоятся общения в молитвах, пробыв двадцать пять лет в числе припадающих. Потом, пробыв в общении молитв, да сподобятся причащения. Если же кто, и жену имея и переступив пятидесятилетний возраст, впал в этот грех, тот да сподобится полного (τῆς) общения (1) при конце жизни.

 

XVII.

 

Святой собор повелел, чтобы скотоложники и прокаженные или заразившие проказою (2) молились под открытым небом (т. е. вне храма).

 

XVIII.

 

Если некоторые из епископов, поставленных, но не принятых тою епархиею, в которую они наречены, захотят вторгнуться в другие епархии, стеснять находящихся там (епископов) и воздвигать против них возмущения, то таковых отлучать. Если же они захотят занимать пресвитерское место там, где прежде были прествитерами, то этой чести их не лишать. Но если они будут возвигать смятения против поставленных там епископов, то лишать их и прествитерской чести и отчуждать.

 

XIX.

 

Дающие обет девства и нарушающие его (обет) да исполнят эпитимию двоебрачных. Сходиться же девам с кем либо, как с братьями, мы воспретили.

 

XX.

 

Если чья либо жена прелюбодействовала, или кто либо прелюбодействовал, таковые должны достигать совершенного общения, в продолжение семи лет по восходящим степеням.

 

XXI.

 

Зачавшим от прелюбодеяния и истребившим плод, также занимающимся составлением детогубительных отрав для жен-

____________________

(1) Т. е. и причащения.

(2) По мнению некоторых под проказою разумеется не телесная проказа, а тяжкие грехи.

10

 

 

щин прежним определением (1) возбранено (причащение святых тайн) до кончины. По этому определению и поступают. Но мы нашли возможным большее снисхождение и определили им проходить по установленным степеням десятилетнее время (покаяния).

 

XXII.

 

Что касается до произвольных убийств, то виновные в них да будут в разряде припадающих: совершенного же общения да удостоятся при конце жизни.

 

XXIII.

 

За невольные убийства прежнее определение повелевает достигать совершенного общения, по установленным степеням, в продолжение семи лет.

 

XXIV.

 

Гадающие и следующие языческим привычкам или вводящие кого либо из гадателей в свои дома для изыскания волшебных средств да подвергаются правилу пятилетнего покаяния по установленным степеням: три года в числе припадающих и два года в общении молитв без причащения.

 

XXV.

 

Кто-нибудь, обручившись на какой либо девице, пристрастился к ее сестре, так что последняя и во чреве понесла, а потом женился на обрученной, обольщенная же удавилась. Повелено, чтобы виновные были принимаемы в число стоящих на молитве вместе с верными, исполнив, по установленным степеням, десятилетнее покаяние.

Примечание Дионисия Малого:

И подписали XXVIII епископов, собравшихся на этом соборе:

Виталий антиохийский

Маркелл анвирский

Агриколай кесарийский

Луп тарсский

Василий амасийский

Филадельфий гелиопольский

Евстолий никомидийский

_________________

Concll. Eliber. 63.

11

 

 

Ираклий зилонский

Петр иконийский

Нунехий Лаодикийский

Сергиан антиохийский

Епидавр писидийский

Леонтий, (епископ) Кесарии каппадокийской

Лонгин, (епископ) Неокесарии Понтийской

Амфион, (епископ) Епифании киликийской

Саламен, (епископ) Германикии, что в Келесири

Герман, (епископ) Неаполя, что в Палестине.

Имена епископов (1), собравшихся на анкирский собор и подписавших (его постановления):

Виталий антиохийский (2)

Агриколай кесарийский (3)

Маркелл анкирский (4)

Луп тарсский (5)

Василий амасийский

Филадельфий юлиопольский (6)

Евстолий никомидийский (7)

Ираклий зилонский (8)

Петр иконийский (9)

Нунехий Лаодикийский (10)

Сергиан антиохийский (11)

Епидавр писидийский (12)

Наркисс нерониадкий (13)

Наркисс пергский

Леонтий неронианский

Лонгин дикасионский

Амфион

Селай (Selaus)

Герман.

______________________

(1) На поле: из манускрипта Иустеллова (ex ms. Justelli).

(2)    в Сирии.

(3)    в Палестине.

(4)    в Галатии.

(5)    в Киликии.

(6)    «может быть, гелиопольксий в Галатии»

(7)    в Вифинии.

(8)    Ζήλων, в Еленопонте.

(9)    в Ликаонии.

(10)    во Фригии

(11)    в Писидии

(12)    пергский, в Памфилии

(13)    в Киликии.

12

 

 


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.