Поиск авторов по алфавиту

Автор:Булгаков Сергий, протоиерей

О таинствах. Освящающая сила церкви

 

Господь Иисус Христос прошел путь с неба на землю и от земли к небу и воссоединил зем­ное с небесным. Он ниспослал от Отца Св. Духа, живущего в Церкви. Тем совершилась причастность человека к жизни всей Св. Троицы. Св. Дух, пребывающий в Церкви, сообщает ей Свои дары, каждому по нужде и мере его. Эта благодатная жизнь совершается в Церкви для каждого члена своими собственными путями, таинственно и неисследимо. Однако Господу угодно было установить и определенный для всех доступный образ приятия благодати Св. Духа в св. таинствах. Таинства суть такие свя­щеннодействия, в которых под видимым знаком преподается невидимо определенный дар Св. Духа. Для таинства существенным представля­ется соединение видимого и невидимого, и летней формы и внутреннего содержания. В них отражается природа самой Церкви, которая тот. невидимое в видимом и видимое в невиди­мом. Божественным установлением таинств вно­сится и в область благодатной жизни строй,

243

 

 

мера и закон, и полагается предел беспорядоч­ному, необузданному и бесформенному экстазу, характерному для сект (английские квакеры, русские хлысты), и дается объективное боже­ственное основание для благодатной жизни, которая в протестантизме отдается на произ­воление человеческого субъективизма со всею его неверностью, В таинствах, установленным Церковью образом, всегда и неизменно подается дар Св. Духа, хотя он и приемлется различно. Церковь имеет власть низводить Св. Духа в таинствах. Пятидесятница, единожды совершившаяся над ликом апостольским, всегда совер­шается в Церкви в таинствах, посредством апо­стольского преемства, чрез иерархию. Поэтому сила тайнодействия непосредственно связана со священством, — где нет священства, там нет и таинств (кроме крещения). Это не означает, что там нет и Св. Духа, ибо Его даяние н е огра­ничивается путем таинств, Дух дышит, где хо­чет, и благодатное даяние Св. Духа даже и в самой Церкви не ограничено таинствами. Од­нако это даяние Св. Духа не подчинено ника­кому человеческому ведению, ибо никто не знает, откуда Он приходит и куда уходит, но в таинствах Церкви подается ведение и определенный образ даяния даров Св. Духа. Церковь имеет истинные действенные таинства, это есть один из признаков истинной Церкви. Эта действенность связана с наличием иерархии апостольского преемства и хранением истинного

244

 

 

учения. Общение в таинствах и взаимное при­знание таинств поэтому и есть одно из основа­ний церковного единства 1).

Православие (одинаково с католичеством) содержит седьмеричное число таинств (креще­ние, миропомазание, покаяние, причащение, священство, брак, елеосвящение). Это учение, в новейшее время получившее силу догмати­ческого предания в Церкви, оформилось лишь начиная с XII в., сначала на западе, потом на востоке. Следует иметь в виду, что и седьмеричное число не имеет исчерпывающего харак­тера, ибо количество тайнодействий (sacramentalia) в Церкви значительно больше, нежели семь. Так, Церковь имеет различные освящения (храма, св. воды, особенно в Богоявлении, да­лее хлебов, плодов, всякой вещи), погребение и пострижение в монашество (которые в древ­ности прямо и причислялись к таинствам), освящение икон и крестов и другие чинопоследования, которые по действенности своей, как сообщающие благодать Св. Духа при соблюде-

1) Православная церковь не отвергает действен­ности таинств в римском католичестве, ибо здесь неос­поримо сохраняется апостольское преемство иерархии, хотя повреждения в учении и препятствуют прямому общению таинств с католиками. Здесь даже и сохраня­ется косвенное или скрытое общение, которое выра­жается в том, что при присоединении к православию над католиками не совершается миропомазания (как над протестантами, утерявшими апостольское преемство), а католические клирики принимаются в сущем сане (такова, по крайней мере, практика русской Церкви).

245

 

 

нии определенной внешней формы, не отличают­ся от семи таинств. Последние являются только самыми важными проявлениями силы тайнодействия, присущей Церкви. Вместе с тем нет препятствия различать в пределах семи таинств, хотя все они одинаково суть таинства в смысле сообщения даров Св. Духа, — степень их все­общности и даже богоустановленности. Ничто не препятствует и для православных из числа семи таинств выделять крещение и причаще­ние, как непосредственно установленные самим Господом и для всех христиан насущно необ­ходимые (т. наз. «евангельские» таинства), а потому и наличествовавшие во все времена су­ществования Церкви. Прочие же таинства, хотя и имеют для себя основания в слове Божием и — прямо или косвенно — в словах Спасителя, однако установляются Церковью лишь посте­пенно, причем некоторые из них (как брак, священство, даже елеопомазание) совершаются не над всеми членами Церкви. Однако такое различение является скорее богословски-теоретическим, нежели практическим. Практически же основанием всех таинств, кроме крещения, является священство, хотя оно и не является первообразным для Церкви, ибо оформляется в послеапостольский век, на смену уходящего из мира апостольства и первоначального ха­ризматизма.

Семь таинств в своей совокупности освя­щают жизнь человека, как личного, так и родо­-

246

 

 

вого существа, и обеспечивают ей благодатную полноту. В частности каждому из таинств при­суща своя особая сила.

1) Крещение есть духовное рождение, в котором силою облечения во Христа умирает природный человек с присущим ему первород­ным грехом и рождается новый. Это есть усвое­ние спасительной силы искупительного подвига Христова. Это таинство есть единственное, ко­торое, в случае отсутствия священника, может быть совершено и мирянином (мужчиной или даже женщиной) в силу всеобщего христиан­ского священства. Однако оно может быть со­вершено только христианином, силою Церкви, орудием которой он здесь является, и крещение, совершаемое не-христианином, не является дей­ствительным (как это допускает римский като­лицизм), ибо оно есть благодатное действие Церкви, а не магический акт. Образом соверше­ния является троекратное погружение во Имя Св. Троицы (а не в одно только Имя Иисусово, как это было допущено в католичестве папой Николаем I относительно болгар). Всякое христианское крещение во Имя Св. Троицы является действительным, притом не только в пределах, но и за пределами православия, как это явствует из практики как древней, так и современной Церкви, которая, как правило, од­нажды крещеных не перекрещивает (кроме особо мотивированных исключений).

2) Миропомазание совершается в

247

 

 

Православной Церкви немедленно после креще­ния. Оно не может быть совершено мирянином, но только священником или епископом, а св. миро для него освящается собором епископов, так что в этом смысле это есть епископское таинство, хотя непосредственно и совершаемое священником. Оно означает всеобщее рукопо­ложение, которое в первенствующей Церкви и совершалось над крещеными самими апосто­лами, хотя и не в иерархический сан, но в свя­щенное звание мирян. Поэтому оно и совершает­ся силою епископства в Церкви. Оно откры­вает доступ к благодатной жизни в Церкви чрез участие во всех церковных таинствах. Поэтому христиане, которые вступают в православие из исповеданий, утративших благодатное священ­ство, принимаются чрез миропомазание, чрез что, так сказать, рукополагаются в звание ми­рян, членов Церкви, и лишь по миропомазании допускаются до участия в таинствах церков­ных. Миропомазание, при котором помазание миром совершается со словами «печать Дара Духа Святого», соответствует личной Пятиде­сятнице в жизни каждого христианина. В нем каждому подается дар Св. Духа, ему свойственный, возвращается слава, присущая душе и телу первозданного Адама и им утраченная при грехопадении (Рим. 3, 23), зачаток преображе­ния и воскресения.

3) Покаяние, называемое иногда вто­рым крещением, есть применение власти «вя-

248

 

 

зать и решить» грехи, данной Христом апосто­лам и их преемству. Хотя в крещении уничто­жается власть первородного греха в человеке, однако в природном его существе сохраняется его сила в виде наклонности ко греху и отсюда проистекающей общей греховности. Для осво­бождения от грехов, совершаемых человеком после крещения, в покаянии, чрез исповедание их пред духовником, подается благодатное раз­решение, изглаждающее грехи и снова прими­ряющее человека с Богом.

1) Евхаристия есть вкушение небес­ного хлеба в приобщении Тела и Крови Христо­вых, согласно установлению самого Господа. Таинство это может быть совершено только законно рукоположенным священником или епископом. Церковь учит, что хлеб и вино пре­лагаются в Тело и Кровь Христовы, подаваемые для причащения (хотя она и не разделяет ла­тинского учения о transsubstantiatio с различе­нием изменяющейся субстанции и неизменяющихся акциденций) 1). В св. Тайнах истинно присутствует Христос, подающий Себя в при­чащении. Но этим последним пользование св. дарами в православии и ограничивается. Оно не знает выставления св. даров для поклонения и нарочитого их для этого освящения уже не для причащения, но для адорации, как это, не без

1) См. мой очерк: Евхаристический догмат. Путь, 1930, № 1-2.

249

 

 

насилия над прямой целью установления таин­ства, практикуется в католичестве. Освящение св. даров совершается в течение всей литургии, причем самою важною совершительною частью ее является произнесение установленных слов Спасителя, сопровождаемое призыванием Св. Духа с их благословением (эпиклезис). Все верующие причащаются под обоими видами, т.е. не только священнослужители, но и миряне. Евхаристия имеет значение бескровной жертвы, по силе жертвы Голгофской, она приносится «о всех и за вся», за живых и умерших.

5) Священство есть таинство сообще­ния даров иерархических чрез рукоположение епископское при согласии и молитвенном учас­тии народа церковного. Эта благодать неизгла­дима, и таинство не повторяется (хотя недо­стойные носители сана могут быть возбраняемы в служении). Существует три иерархических степени рукоположения: епископство, пресвитерство и диаконство (низшие степени: чтеца и иподиакона, находятся вне рукоположенной иерархии).

6) Брак есть благодатное освящение естественного союза мужчины и женщины для совместной христианской жизни и для деторо­ждения. В браке, который совершается «во Христа и во Церковь», полагается основание малой домашней церкви, которою является семья.

7) Елеосвящение есть таинство об-

250

 

 

­щего оздоровления всего человеческого есте­ства, души и тела. В кем соединяется осво­бождение от частных нераскаянных грехов и вспоможение в борьбе с общей греховностью с исцелением и оздоровлением тела. Последнее может выражаться не только в возвращении здоровья для жизни, но и в подаянии силы для христианской смерти, поскольку последняя является также актом жизни. Отсюда двоякая направленность этого таинства: к исцелению от болезни чрез выздоровление от нее или же через исход смертный (в католичестве для этого таинства установляется только эта последняя цель, напутствия на смерть).

Наряду с этими семью таинствами Церковь знает в своей благодатной жизни многие освятительные акты и обряды, имеющие силу тайнодействия, sacramentalia, и можно, в известном смысле, сказать, что таковыми являются все акты в богослужебной жизни» Останавливаться отдельно на этих актах мы не будем. Укажем лишь, что в них и через них в мир, чрез веще­ство этого мира в различных видах, непрестанно струится благодать Св. Духа, приуготовляющая мир к грядущему преображению, созданию но­вого неба и новой земли. А также и для чело­века, в соответствии его личной нужде, подает­ся благодатная помощь чрез молитвенное бла­гословение или священнодействие (напр., мона­шеское пострижение). Сила святящая и совершительная здесь есть Имя Божие. Благо-

251

 

 

словение и освящение совершается Именем Божиим, и потому оно окружено в Православии особым почитанием, которое соответствует по­читанию Имени Божия (священной тетраграм­мы) в Ветхом Завете. Это есть сладчайшее Имя Господа Иисуса, которое непрестанно повторя­ется в молитве Иисусовой, т. наз. умном де­лании, и Имя Св. Троицы. Почитание Имени Божия есть основа православного благочестия и богослужения 1).

1) См. мою книгу: «Философия Имени». 1953. 252.

252

 

 

 


Страница сгенерирована за 0.08 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.