Поиск авторов по алфавиту

Автор:Булгаков Сергий, протоиерей

Булгаков С., прот. Агнец Божий

ПАРИЖ

Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

К ЧИТАТЕЛЮ 5 - 6

ДИАЛЕКТИКА ИДЕИ БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВА В СВЯТООТЕЧЕСКУЮ ЭПОХУ7 - 8

I. ПРОБЛЕМА ХРИСТОЛОГИИ. Аполлинарий Младший, епископ Лаодикийский9 - 30

(Общее значение Ап. в христологии 9-10, христологическая проблема у Ап. 10-11, учение Ап. ο соединении естеств 12-14, — и единстве лица 14-15, состав Богочеловека 15-17, ипостась во Христе 18-20, трихотомизм у Ап. 20-22, подлинный смысл доктрины Ап. 23-25, учение о небесном человеке 26-29, выводы 28-30).

II. АНТИНОМИЯ ДВУЕДИНСТВА В ХРИСТОЛОГИИ 30 - 94

Α. Христология единства (монизм) 31 - 47

Св. Кирилл Александрийский. (Общее значение св. К. 31, черты его богословия 32-33, полемическое самоопределение 33-4, анафематизмы «12 глав» 35-6, единство Христа, как истина сотериологическая 36-7, учение о соединении естеств 37-8, сравнения 38-9, «один из двух» 39-40, апории монизма 40-1, отношения «природ» у св. К. 42-45, страдания Христа 45, кенозис 46, общий характер богословия св. К. 46-7).

В. Христология двуединства (дифизитство) 48 - 67

Антиохийское богословие. Общий характер 48-51; а) Диодор Тарсский 51; б) Феодор Мопсуестийский 51-56 (учение о вселении Логоса в человека 51-3, характер соединения 53-4, пафос человечности в системе Ф. М. 54-6); в) Несторий 56-63 (спор о Богородице 56, понятие лица у Н. 57; трактат Н.-Гераклида 58, учение о «просопон соединения» 5960, communicatio prosoporum 61-2); г) Блаж. Феодорит 63-67 (его место в истории 63-4, Эранист 64-67, Ф. на Халкид. соборе 67).

III. ХАЛКИДОНСКИЙ СИНТЕЗ 68 - 94

а) Догматическое послание папы Льва I Великого 68-73 (учение Евтихия 68-69, послание еп. Льва 69-70, его сотериология 70, соединение естеств 71, понятие лица у п. Л. 72-3); б) Халкидонское определение 73-81 (догматический синтез, не богословский 73-4, внешняя история собора 74-7, догматическое чудо 77, Халкид. формула и ее характер 77-9, ее антиномия 79, ее значение 80-1); в) Учение Леонтия Византийского о воипостасировании 81-94 (Л. В. полемист 80-1, его Аристотелизм в учении о сущности и ипостаси 82-83, понятие ипостасирования 84-5, человеческая природа у Л. В. 85, анализ идеи воипостасирования 86, ее христологическое применение 87, недоумения 87-8, проблема богочеловечества у Л. В. 89, неудача его построений 90, общение свойств 91, богомужная энергия у Ареопагита 91, и св. Иоанна Дамаскина 92-4).

IV. ДОГМАТ О ДВУХ ВОЛЯХ ВО ХРИСТЕ 94-111

а) Монофелитство и дифелитство 94-104 (монофелитство в отношении к монофизитству 94-5, две «энергии», у св. патр. Софрония 95-6, две «воли» 96-7, учение св. Максима о воле 97-99, отношение между двумя волями 99-100, природная и «гномическая» воля 100-1, соединение воль 101-2, учение о волях у св. Иоанна Дамаск. 103-4); б) определение VI вселенского собора 104, (послание п. Агафона 104-5, выступление Макария Антиох. 105-106, определение собора 106-7, его анализ 107-109, его место в истории 109-110, исход патристической эпохи 110-11).

Глава первая.

СОФИЯ БОЖЕСТВЕННАЯ 112 - 140

1. Тварный дух 112 - 117

(Самосознание и природа как основа личного духа 112-113, природа и мир 113-114; жизнь тварного духа 114, духовность и плоть 115-116, душевность и духовность 116-117).

2. Божеский Дух 117 - 124

(Ипостась и усия во Св. Троице 117-8, Триипостасная Личность 118-9, отношение Божественной Личности к Своей природе 119-120, триипостасное раскрытие Божественной природы 121-4).

3. Божественный мир 124 -130

(Природа как содержание жизни 124, положительное Bceединство 125, Усия и София 125-6, Бог и Божество 126-27, любовь Бога в самооткровении 127, образы любви 128-9, реальность Божественного мира 129-130).

4. Божественная София 130 - 140

(Премудрость Божия, как Логос 130-1, Премудрость как Слава 131-2, как Дух Св. 133-4, жертвенность Сына в мире Божественном 134, Целомудрие 135, со-образность Божества и человека 136, Логос — предвечный Человек и Д. Св. Богочеловечество 137-8, Отец и Богочеловечество 139, путь аналогии 139, Тело Божества 140).

Глава вторая

СОФИЯ ТВАРНАЯ 141 - 169

1. Творение мира 141 - 153

(Мир как дело Божие 141-3, Бог и мир 143, пантеизм 144, Бог в творении 144-5, мир как творение 145-6, тварное ничто, как Становление 147, откровение Софии в творении 148, мир как становящийся 149, творение мира как кенозис Божества 150, троичное самооткровение в творении мира 151, Бог Любовь и Творец 152-3).

2. Вечность и время 153 - 158

(Отношение времени к вечности 153-4, время для Бога 155-6, становление Бога для мира 156-8).

3. Человек 158 - 182

(Человечность мира 158-9, состав человека 160, человек как образ Христа 161, первообраз человеческих ипостасей 162).

4. Образ и подобие 183 - 169

(Человек и животное 163, свобода духа как творческое самополагание 164-66, человек в природе 166-8, грехопадение 168-9, подобие 169-70, неразрушимость творения 170-171, причина грехопадения 171-2, характер искушения 172-3» сила греха в мире 173-5, ее пределы 175, «падшая София» 176-9).

Глава третья.

БОГОВОПЛОЩЕНИЕ 180 - 239

1. Бог и мир 180 - 191

(Сотворение мира 180, взаимоотношение Бога и мира 181-4, «предустановленность» мира и свободы 184-6, благодать 187, божество 188, откровенная религия 189-91).

2. Основание боговоплощения 191 - 205

(Предвечный совет Божий о боговоплощении 191-4, основание боговоплощения 194-96, образ Божий в человеке 196-198, боговоплощение Второй ипостаси 198-99 и участие Третьей 199-200, Дева Мария 200-202, усыновление Логоса человечеству 203, бессемейное зачатие 204, Сыновство Иисуса 204-5).

3. Богочеловечество 205 - 219

(Халкид. определение 205-6, во-ипостасирование 206-8, сочеловечность ипостаси Логоса 209, постулат богочеловечества 210-11, состав богочеловека 211-12, аполлинарианство 212-14, свойство природы мира Логосу 214-15, боговоплощение Логоса в отношении к Св. Троице 215-19).

4. Две природы во Христе: София божественная и София тварная 219 - 239

(Соединение двух природ 219, смысл отрицательных определений в Х-не 220-1 ,их положительное значение 221222, софийность обеих природ 222-4, их взаимоотношение 224-5, Дева Мария 225-28, человеческая индивидуальность Христа 228-30, Его всечеловечность 230-2, образ соединения природ 232-37, богомужная энергия 237, общение свойств 238-9).

Глава четвертая.

ЭММАНУИЛ и БОГОЧЕЛОВЕК 240 — 350

1. Уничижение Господа (кенозис) 240 — 275

(Значение боговоплощения 240, сошествие с небес 241, и Фил. 2, 6-8, — 242-4, Евр. 2, 10-17, — 245, кенозис 245-7, кенотические учения в патристике 247-8, постулаты кенозиса 248-9, жизнь Бога по Себе и для Себя 250-2, характер кенозиса в отношении к природе Божией 252-4, к ипостасному бытию Сына 254, в единосущной жизни Бога 254-5, в творении и промышлении 255-7, humanum capax divini 258, становление человеческого духа 259, человеческая ипостась Господа 260-1, богочеловеческое Его сознание 262-3, кенозис как основа Халкид. догмата 264-5, образ божественной жизни во Христе 265-7, кенозис-апофеоз 267-8, вдохновение человечества божеством 268-70, ослабленность человеческого естества 270-1, мысль VI всел. собора 272-4, VII всел. собора 275).

2. Соединение естеств (общение свойств и богомужное действо) 275 - 291

(Общение свойств 275-7, как взаимоограничение 277-8, обожение человеческого естества 279, соотносительность божеского и человеческого 280-1, неведение и молитва 282-4, перихорисис в Богочеловеке 284-6, страдает ли божество 286-91).

3. Богочеловеческое самосознание Христа 291 — 850

1. Сын Божий — Сын Человеческий. (Богосознание в человеческом самосознании Христа 291-2, богосознание в Иисусе как богосыновство 292-4, — как послушание Отцу 294-5, Сын Божий 295-6, Сын человеческий 296, тексты 296-8, богочеловечность Христа 299-301, человеческий образ Христа 301-2, обусловленность самосознания душевно-телесностью 302-4, характер Евангелий 304-6, евангельский образ Христа 306-9, подвиг веры и молитвы Христов 309-10, вопрос о субординационизме 310-12, кенотическое его истолкование 313-14, ипостасное богосознание Сына 314-16).

2. Борения и искушения (борьба духа и плоти в Христе 310-17, афтартодокеты 318-20, тело Адама и тело Христово 320-22, искушаемость Христа 322-6, реальность искушения 326-7, искушение от диавола 328-32, «незнание» Спасителя 332-4).

3. Сыновное послушание (иерархическое различие ипостасей 323-5, «икономический» субординационизм 336-40, богочеловеческая жизнь 340, oboedientia activa et passiva 341-2, послушание в смерти 342-4, участие св. Троицы 344-5, тридневие 35-6, воскресение 347, вознесение 348, кенозис в прославлении 348-9, богочеловечность Христова самосознания 349-50).

Глава пятая

ДЕЛО ХРИСТОВО 351 - 468

1. Пророческое служение Христово 351 — 868

(Богочеловеческое дело 351, Христос — пророк и учитель 352, человечность пророчества 252-4, характер пророчествования Христа 354-5, кенотическая его сторона 255-6, содержание проповеди Христа 356-8, богословская ее сторона 358, эсхатологическая 359-62, дела, как пророческое служение 362-3).

2. Первосвященническое служение Христа 363 — 438

А). Христос Первосвященник (библейские основания 364-6, грани в общественном служении Христа 367-8, Преображение 369-72).

Б). Искупление (тексты 372-3, теории искупления 373, основания искупления 374-6, принятие Христом всечеловеческого греха 377-8, человеческая свобода в искуплении 379-80, самоотожествление Нового Адама с Ветхим 380-2, крестная любовь 382-3, троичная жертва 383, искупительное послушание Сына 384-5, Гефсиманская ночь 385-6, принятие греха мира 387-8, — всевременное — 389, образ принятия греха 389-91, заместительная жертва 391-2, сущность искупления 393, смерть Христа 394-99, участие Св. Троицы 399-400).

В). Смерть Христова и сошествие во ад (смерть Христова и вочеловечение 402-3, смерть как разъятие человеческого состава 404-5, сошествие во ад 406, пребывание во гробе 406-8).

Г). Прославление Христово (1. Воскресение Христа. Прославление и первосвященническое служение 408-10, воскресение и воскрешение 411-13, воскресшее тело Господа 413415, сороковица до Вознесения 415-417. — 2. Вознесение Христово. Вознесение у разных евангелистов 417-18, Вознесение как прославление 418-19, Вознесение как акт синергизма 420, значение Вознесения 421, dextera Patris 422-3, тело Вознесения 424-25, связь с миром в Вознесении 426, В. как раскрытие отношения между Богом и человеком 427-9, десятидневие в небесах 429-30, Вознесение и Пятидесятница 430-1, вечное первосвященство Христа 432, В. как прекращение кенозиса — 433, — и связь С миром 434-6, прославленность и кенозис 436-8).

3. Царское служение Христово 438 — 468

1. Христос Царь 438 — 445

(к постановке проблемы 436-9, библейские тексты 439-40, Вход Господа в Иерусалим 441-4, царство Христа и боговоплощение 444-5).

2. Образ воцарения Христа 445 — 468

(Духовная власть Христа в земной жизни Его 445, данная Ему власть 446, ее эсхатологический характер 447-8, образы Апокалипсиса 449-51, борьба за царство Христово в истории 451, Малый Апокалипсис 452-5, другие тексты 455-6, воцарение Хр. чрез человечество 456-8, Христова человечность 458-60, история и конец 461-3, воцарение и вознесение 463-464, общее дело человечества 464-5, первое воскресение 466-7, парусия и конец 467-8).


Страница сгенерирована за 0.53 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.