Поиск авторов по алфавиту

Автор:Болотов Василий Васильевич, профессор

Св. Ипполит

Младший современник Тертуллиана, св. Ипполит († 235) 1 обнаруживает весьма значительное сходство с ним в выражении. 2 Свободный от некоторых недостатков 3 своего предшественника, он не вполне усвоил себе и его достоинства, 4

1) Alzog. S. 102. По Иванцову-Платонову (Ереси и расколы. Москва. 1877. стр. 86. 128) Ипполит  ок. 257.

2) Напр., св. Ипполит вводит в употребление слово «πρόσωπον» в смысле «persona». contra Noët. (MignePatrols grt. 10) c. 14. δύο μὲν οὐκ ἐρῶ θεοὺςάλλἣ ἕνα· πρόσωπα δὲ δύο. Ср. с advPrax. с. 5 (см. стр. 82 пр. 2) contra Noët. с. 10. Θεὸς μόνος ὑπάρχων... ἐβουλῆθη κόσμον κτίσαιὁ κόσμον ἐννοηθείςθελήσας τε και φθεγξάμενος ἐποίησεν... οὐδὲν πλὴν αὐτὸς ἦν· αὐτὸς δὲ μόνος ὢν πολὺς ἦνοὔτε γὰρ ἄλογοςοὔτε ἄσοφος... Πάντα δὲ ἦ ν ἐν  αύτῶαὐτὸς δὲ ἦν τὸ  πᾶν.  ὅτε  ἠθέλησεκαθὼς ἠθέλησεν (cfradvPrax. с. 4; см. стр. 107 пр. 4; с. 6. см. стр. 88 пр. 1) ἔδειξε τὸν Λόγον αὐτοῦ καιροῖς ὡρισμένοις παραύτω (cfradvHermog. с. 3. Fuit autem tempus etc. см. стр. 91 пр. 1). διοὗ τὰ πάντα ἐποίησεν.

3) Он, кажется, свободен от субординационизма по существу cfr. с. Noët. с. 8. ὧ (τῷ Λόγῳπάντα Πατὴρ ὐπέταξε παρεκτὸς ἑαυτοῦ καὶ Πνεύματος ἁγίου); изложение у Ипполита не страдает, как у Тертуллиана, от излишней наглядности; напр., Отец называется «всем» в смысле, по крайней мере, близком к тертуллиановскому «tota substantia», но для Сына нет названия, параллельного слову «portio» с.Noët. с. 11. ὡς φῶς ἐκ φωτὸς... ἢ ὡς ἀκτῖνα ἀπὸ ὑλίου ( ἔτερόν  λέγω)· δύναμις γὰρ μία ἡ ἐκ τοῦ παντὸς· τὸ  δὲ πᾶν Πατήρἐξ οὗ δύναμις Λόγος.

4) Единство Отца, Сына и Св. Духа Ипполит обосновывает преимущественно на том, что начало Божества одно, Отец. с. Noët. с. 3. πρὀτερον γὰρ ὄντως ἐστὶ διηγήσασθαι, ὄτι  εἴς Θεὸς ὁ Πατήρ, ἐξ οὐ κτλ. с 8. εἰς γὰρ Θεὸς  ἐστιν δεῖ πιστεύειν,  ἀλλἀγένητος κτλ. с 11. Πάντα διαὐτοῦ, αὐτὸς δὲ μόνος έκ ΠατρὸςΤίς τοίνυν ἀποφαίνεται πληθύν Θεῶν παραβαλλομένην κατὰ καιρούςκαὶ γὰρ πάντες ἀπεκλείσθησαν (valentinianimarcionitae etc.) εἰς τοῦτο ἄκοντες εἰπεῖν ὄτι  τὸ  πᾶν εἰς ἕνα ἀνατρέχει. О происхождении Сына из существа Отца св. Ип­полит говорит довольно ясно (Philosoph. (ex recens. Dunckeri et Schneidewini. Gottingae. 1859) 1. 10. c. 33. p. 540 (p. ed. Milleri 336). τοῦτου ὁ Λόγος μόνος ἐξ αὐτοῦ· διὸ καὶ Θεόςοὐσία ὑπάρχων Θεοῦ· ὁ δὲ κόσμος ἐξ ούδἑνός· διὸ οὗ Θεός), но для объяснения единства Отца и Сына совсем не пользуется учением об Их единосущии, а возвращается к таким неопределенным выражениям, как «сила», «расположение», «согласие», «единомыслие»,

108

 

 

а некоторые слабые пункты развил еще далее, чем Тертуллиан. разделяя с ним точку зрения на Слово, св. Ипполит намечает уже не два (как Тертуллиан), а три фазиса в бытии Слова: Его бытие как Слова, мыслимого Отцом, рождаемого Им в виде Λόγοςἐνδιάθετος, т. е. внутренней мысли Отца о всем, 1 бытие Слова как Λόγοςπροφορικός (τέλειοςΛόγοςμονογενής) с момента произнесения первого творческого слова Отцом до момента воплощения Слова (в этом фазисе Λόγος был Сыном только в предведении Отца 2 и, наконец, бытие Слова как со-

и даже противопоставляет их идее единосущия. с. Noëtс. 14. δύο λέγεις θεούςΔύο μὲν οὐκ ἐρῶ θεούς,  ἀλλἡ ἔναπρόσωπα δὲ δύοοἰκονομία (al. οἰκονομίανδὲ τρίτην τὴν χάριν τοῦ ἁγίου ΠνεύματοςΠατὴρ μὲν γὰρ εἷςπρόσωπα δὲ δύοὄτι  καὶ ὁ ϒἱόςτὸ  δὲ τρίτον τὸ  ἅγιον  Πνεῦμα... οἰκονομία συμφωνίας (fort. leg. ex conj. Fabric, οἰκονομίας συμφω­νία; Swete. οἰκονομία συμφωνίασυνάγεται εἰς ἕνα Θεὸν ὁ γὰρκελεύων Πατήρὁ δὲ ὑπακούων ϒἱόςτὸ  δὲ συνετίζον ἅγιον Πνεῦμα. Ibid. с. 7. τὸ  γὰρ ἐσμεν (Joh. 10, 10), οὐκ ἐφἑνὸς λέγεται,  ἀλλεπί δύο πρόσωπα ἔδειξεδύναμιν δὲ μίαναὐτὸς (ό Χριστὸςδὲ αὐτὸ ἀπέλυσενεἰπών περὶ μαθητών πρὸς τὸν Πατέρα... ἵνα ὦσιν ἓνκαθὼς ἡμεῖς ἓν  ἐσμεν (Joh. 17, 22). Τί πρὸς ταῦτα ἔχουσι λέγειν οἱ νοητιανοί;  μὴ  πάντες ἓν  σῶμά  ἐστι  καττὴν οὐσίαν;ἣ τῆ δυνάμει καὶ τῆδιαθέσει ὁμοφρονίαςἓν γινόμεθαΤὸν αὐτὸν δὴ τρόπον ὁ Παῖς ὁ πεμψθεὶς... ὡμολόγησεν εἶναι ἐν  τῷ Πατρὶ δυνάμει καὶ διαθέσειεἰςγὰρ νοῦς Πατρὸς ὁ Παῖς. с 8. καὶ τοῦτους εἶναι οὕτως τρία· εἰ δὲ βούλεται μαθεῖνπῶς εἰς Θεὸς ἀποδείκνυταιγινωσκέτω ὄτι  μία δύναμις τοῦτουΚαὶ ὅσον μὲν κατὰ τὴν δύναμινεἷς  ἐστι  Θεός· ὅσον δὲ κατὰ τὴν οἰκονομίαντριχὴς ἡ ἐπίδειξιςИз вышеприведен­ных мест выясняется и то, что учение Ипполита о Св. Духе несвободно от не­определенности: Он нигде не называется πρόσωπον. (Redepenning, II, 84. Man sieht,Hippolytus will den h. Geist nicht πρόσωπον nennen. Swete, op. cit. p. 69. his allusions to the Person of the H. Spirit are few and meagre).

1) Philos. 1. 10. c. 33. οὗτος οκ μόνος καὶ κατὰ πάντων Θεὸς Λὁγον πρῶτον ἐννοηθεὶς ἀπογεννᾶοὐ Λόγον ὡς φωνὴν  ἀλλ'ἐνδιάθετον τοῦ παντὸς λογισμόν.

2с Noëtс. 10. τῶν δὲ γενομένων ἀρχηγόν καὶ σύμβουλον καὶ ἐργάτην ἐγέννα Λόγον ὄν Λόγον ἔχων ἐν  ἐαυτῶ ἀόρατόν τε  ὄντα  τῷκόσμω ἀόρατόν ποιεῖπροτέραν ψωνὴν φθεγγόμενος καὶ φως ἐκ φωτὸς γεννῶν (cfr. Tertull. adv. Prax. с. 6. 7. 12) προῆκε τῆ κτίσει Κύριον,τὸν ἴδιον vov. Philos. 1. 10. с. 33. ἅμα γὰρ τῷ ἐκ τοῦ γεννήσαντος προελθεῖνπρωτότοκος τοῦτου γενόμενος φωνὴἔχει  ἐν  ἐαυτῶ τὰς ἐν  τῷ Πατρὶ προεννοηθείςας ἰδέαςὅθεν κελεύοντος Πατρὸς γίνεθαι κόσμον... ἀπετελεῖτοс Noetс. 11. καὶ οὕτως παρίστατο αὐτῷ ἔτερος.  ἔτερόν  δὲ λέγωνοὐ δύο θεούς λέγω,  ἀλλὡς φωςἐκ φωτὸς κτλ... Οὗτος δὲ νοῦςὃς προβὰς ἐν κόσμω ἐδείκνυτο ΠαῖςΘεοῦ,с 15.  ἀλλ' ἐρεῖ μοί τις· Ξένον μοι φέρεις, Λόγον λέγων ϒἱὸν Ιωάννης μὲν γὰρ λέγει Λόγον... Ποιον οὖν ϒἱὸν ἑαυτοῦ ὁ Θεὸς διὰ τῆς σαρκὸς κατέπεμψεν,  ἀλλ' ἢ τὸν Λόγον, ὄν ϒἱὸν προσηγόρευε διὰ τὸ  μέλλειν αὐτὸν γενέσθαι; καὶ τὸ  κοινὸν ὄνομα τῆς εἰς ἀνθρώπους φιλοστοργίας ἀναλαμβάνει ὁ ϒἱὸς καλούμενος

109

 

 

вершенного Сына с момента воплощения. Это была, может быть, уступка монархианской терминологии, но уступка излишняя, которая могла, правда, вести к одухотворенному воззрению на рождение Слова, но в то же время и затемняла понятие «Сын Божий». 1

 

(с. 3. καλούμενος ἀπάρχῆς ϒἱὸς ἀνθρώπου διὰ τὸ  μέλλον)· οὔτε γάρ ἄσαρκος καὶ καθ'ἑαυτὸν ὁ Λόγος τέλειοςἦν ϒἱός· καίτοιτέλειοςΛόγος ὢν μονογενής·οὔθἡ σὰρξ καθἕαυτήν δίχα τοῦ Λόγου ὑποστῆναι ἠδύνατο διὰ τὸ  ἐν  Λόγῳ τὴν σύστασιν ἔχειν οὕτως οὖν εἰς ϒἱὸς τέλειος θ ε ο ύ ἐφανερώθη.

1) В дополнение к тем данным относительно учения св. Ипполита о Св. Ду­хе, которые собраны выше (стр. 102 пр. 3 и 4), можно сказать лишь немногое. Ипполит не говорит определенно об образе исхождения Св. Духа; тертуллиановского решительного «perFilium» мы не встречаем. В каком отношении тре­тье Лицо стоит в монаде, это Ипполит не пытается разъяснять; но у него есть намек, который располагает читателя соединять Св. Духа с Отцом чрез Слово (Swete, op. cit. p. 70. How the existence of the third Person consists with the Unity, Hippolytus does not undertake to explain: but a hint is dropped which leads the reader to connect the H. Spirit with the Father through the Word), c. Noët. с. 11. 12. δύναμις Λόγος.... οὗτος δὲ ἔδωκεν νόμον καὶ προφήτας καὶ δοὺς διὰ Πνεύματος  ἁγίου  ἠνάγκασε τοῦτους φθέγξασθαιὅπως τῆς πατρώας δυνάμεως τὴν ἀπόπνοιαν λαβόντες τὴν βουλὴν... τοῦ  Πατρὸς καταγγείλωσινἐν  τοῦτοις τοίνυν πολιτευό­μενος ὁ Λόγος ἐφθέγγετο περὶ εαὐτοῦНо если здесь τῆς πατρώας δυνάμεως ἡ ἀπόπνοια и относится к Св. Духу, — что вполне вероятно,— то смысл речи дос­таточно объясняется тем, что Сын посылает Св. Духа; а исходит ли Он чрез Сы­на, это совершенно неизвестно (the words however are obscure).

 


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.