Поиск авторов по алфавиту

Автор:Болотов Василий Васильевич, профессор

Климент александрийский

Последние годы жизни св. Иринея († 202) совпадают с деятельностью в звании катехета александрийского училища Тита Флавия Климента († ок. 217). Его значение в истории христианской мысли, бесспорно, высоко; но нельзя того же сказать о том положении, которое он занимает в частной истории догмата о Троице. Характер учения Климента о Слове скорее философский, чем богословский. Знаменитый катехет все свое внимание отдает тем проблемам, которые ставила александрийская философия в пунктах своего соприкосновения с христианским учением, но как будто и не замечает того специально богословского движения мысли, которое породило ереси феодотиан, артемонитов и праксеян; по крайней мере не видно, чтобы он чем-нибудь отозвался на него. 1

Богословствование Климента богато рассуждениями гносеологического характера. Это вполне естественно: Климент специально занят вопросом об истинном гносисе. Слово в учении Климента даже прямо называется учителем и воспитателем человечества. 2 Этот вид посреднического служения Христа имеет

plasmavit Adam... Non enim solum ante Adamsed et ante omnem conditionem glorificabat Verbum Patrem suummanens in eoet ipse a Patre glorificabatur.

1Между сочинениями Климента (MigneSGt. 8—9) есть «Excerpta ex scriptis Theodoti» (Έκ τῶν Θεοδότου καὶ τῆς ανατολικῆς καλούμενης διδασκαλίας κατὰ τοὺς Οὐαλεντίνου χρόνοῦς ἐπιτομαί). В этом Феодоте Неандер и Дорнер (I, 505) узнают Феодота менялуно Леммер (Laemmer, Clementis alexde Λόγῳ doctrinaLips. 1855. p. 10) пишет: de Theodoto isto nihil certi traditum est; liber ipse continet Valentini et Basilidis opiniones gnosticas.

2) Paedag. 1. 3. c. 12. p. (edit. Potteri) 310. ὁ μόνος διδάσκαλοςἀγαθοῦ   Πατρὸς  ἀγαθὸν  βούλημασοφία γνήσιοςἁγίασμα γνώσεως... Πάντα ὁ Λόγος καὶ ποιεῖκαὶ διδάσκεικαὶ παιδαγωγεῖ. Paed. 1, 7, 132. παιδαγωγὸς τῆς ἀνθρωπότητοςВдава­ясь в изложение учения Климента о Логосе в Его отношении к миру, мы, конеч­но, отступаем от своей программы, в которую входит обозрение учения только о Троице имманентной. Эта непоследовательность имеет свое оправдание в том, что Климент был учителем Оригена и притом таким, влияние которого вне спора, так как некоторые пункты учения Климента повторяются Оригеном; следовательно, учение первого должно быть изложено с возможной полнотой. Далее, учение Климента о Логосе открывающемся содержит в себе такие эле­менты, которые, вероятно, должны характеризовать и Его онтологическую сто­рону; но выделить их из учения об откровении Слова и сгруппировать в учение о Троице имманентной едва ли возможно.

77

 

 

твердую точку опоры в представлении Климента о Боге. Первопричина всего существующего, Бог, есть предмет веры, а не логического познания. 1 Для человека непознаваемо начало всякого предмета и тем более самое первоначало. Причина этого лежит в самой природе человеческого мышления: оно отправляется от данного прежде, между тем не может быть ничего прежде нерожденного. 2 Он выше всех категорий, в которых вращается человеческая мысль: Он не только выше места и времени, но и не род, и не вид, и не индивидуум, не акциденция и не то, к чему что-либо относится, как акциденция, не часть и не целое; 3 Он бесконечен не потому, что таким Он представляется для человеческого разума, а потому, что, действительно, не имеет предела. 4 В нем нет ни вида, ни отношений. Словом, Он всегда как бы ускользает от человеческого познания, и люди не могут надеяться рассеять своими средствами тот таинственный мрак, который Его окружает. 5 Он выше имени и выше мысли. Его должно чтить в молчании, соединенном со священным ужасом. Человеческая мысль приписывает, конечно,

1Strom. 4, 25, 635. (pedParis. 537). ὁ μὲν οὖν Θεόςἀναπόδεικτος ὤνοὐκ  ἐστιν ἐπιστημονικός.

2Str. 5, 12, 695. ναὶ  μὴν ὁ δυσμεταχειριστότατος περὶ  Θεοῦ  λόγοςοὖτός  ἐστινἐπεὶ γὰρ ἀρχή παντὸς πράγματος δυσεύρετοςπάντως που ἡ πρώτη καὶ  πρεσβυτάτη ἀρχή δύσδεικτοςἥτις καὶ  τοῖς ἄλλοις ἄπασιν  αἰτία  τοῦ γενέσθαι καὶ γενομένοῦς εἶναιIbid. 696. οὐδὲ ἐπιστήμηλαμβάνεται τῆ ἀποδεικτικῆ· αὐτῆ γὰρἐκ προτέρων καὶ  γνωριμωτέρων συνίσταταιτοῦ δὲ ἀγεννήτου οὐδὲν προῦπάρχει.

3Str. 5, 11, 689. οὔκουν ἐν  τόπω τὸ  πρῶτον αἴτιον,  ἀλλὑπεράνω καὶ  τόπουκαὶ χρόνουκαὶ  ὀνόματοςκαὶ νοήσεωςStr. 5,12, 695. πῶς γὰρ άν εἴη  ὀητόν  μὴ τε γένος ἐστί,  μὴ τε διαφορά,  μὴ τε εἶδος,  μὴ τε ἄτομον,  μὴ τε ἀριθμός· ἀλλὰ  μὴ τε συμβεβηκός τιμηδὲ ὧ συμβέβηκέ τιΟὐκ ἂν δὲ ὅλον εἴποι τις αὐτὸν ορθώςἐπὶ μεγέθει γὰρ τάττεται τὸ  ὅλονκαὶ  ἐστι  τῶν ὅλων πατήρΟὐδὲ  μὴν μέρη τινὰ αὐτοῦ λεκτέον ἀδιαίρετον γὰρ τὸ  ένδιὰ τοῦτο δὲ καὶ ἄπειρονοὐ κατὰ τὸ  ἀδιεξήτητον. (legἀδιεξήγητοννοούμενονἀλλὰ κατὰ τὸ  ἀδιάστατον καὶ   μὴ  έχον πέρας.

4Str. 5, 12, 695. ἀσχημάτιστοςτὰ γὰρ λεγόμενα ἢ ἐκ τῶν προσόντων αὐτοῖς ὁητά  ἐστινἢ ἐκ τῆς πρὸς ἄλληλα σχέσεωςοὐδὲν δὲ τούτων λαβεῖν οἷόν τε περὶ τοῦ  Θεοῦ .  ἀλλοὐδὲ ἐπιστήμη λαμβάνεται κτλ.

sStr. 2, 2, 431. ἀνάγει ἡ μάθησις... ἐπὶ τὸν  ἡγεμόνα τοῦ παντὸςδυσάλωτόν τι χρῆμα καὶ  δυσθήρατονἐξαναχωροῦν ἀεὶ καὶ πόῤῥω ἀφιστάμενον τοῦ διώκὄντος... εἰς τὸν  γνόφονοὐ ἦν ἡ φωνὴ τοῦ Θεοῦεἰσελθεῖν βιάζεται (ό Μωυσῆς), τουτέστινεἰς τὰς ἀδύτους καὶ ἀειδεῖς περὶ τοῦ ὄντος εννοίας.

6Str. 7, 1, 829. τὸν  Πατέρα τῶν ὅλων... οὐκ ἔτι φωνὴ παραδιδόμενον (Str. 5,

78

 

 

Богу различные названия, например, единое, благое, ум, самосущее, Отец, Бог, Господь, творец, но это не имена Божий в собственном смысле, а лишь названия, лучше которых ничего не знает мысль человека и потому на них останавливается; и все они вместе указывают лишь на силу Вседержителя. 1

Но то, чего не может достигнуть человек своими средствами, подает ему Бог, открывая Себя чрез Слово. Слово-Сын есть премудрость, ведение, истина, идея, мысль Божия. 2 В характеристике Слова есть одна черта, которою Климент, по-видимому, пытается объяснить, почему Оно может быть предметом познания, тогда как Бог непознаваем: в Слове нет той безусловной простоты, какою характеризуется Отец. В Сыне приводятся к единству все силы духа. Поэтому Сын не есть ни безусловно единое, ни многое в смысле сложенного из частей, но Он есть «все единое» и потому «все». Ибо Он — круг всех объединенных в Нем сил, и потому альфа и омега, начало и конец. 3

12, 695. ἀνωνόμαστον), σεβάσματι δὲ καὶ σιγῆ μετὰ ἐκπλήξεως ἁγίας σεβαστόν, καὶ  σεπτὸν κυριώτατα.

1Str. 5, 12, 695. κἂν ὀνομάζωμεν αὐτὸ ποτε οὐ κυρίως· καλοῦντες ἤτοι ἕν, ἢ τἀγαθὸν, ἢ νοῦν, ἢ αὐτὸ τὸ  ὄν, ἢ Πατέρα, ἢ Θεόν, ἢ δημιουργόν, ἢ Κύριον, οὐχ ὡς ὄνομα αὐτοῦ προφερόμενοι λέγομεν, ὑπὸ δὲ ἀπορίας ὀνόμασι καλοῖς προσχρώμεθα, ἵν' ἔχη ἡ διάνοια,  μὴ  περὶ ἀλλὰ πλανωμένη, ἐπερείδεσθαι τοῦτοις· οὐ γὰρ τὸ  καθ' ἕκαστον μηνυτικὸν τοῦ  Θεοῦ, ἀλλὰ ἀθρόως ἅπαντα ἐνδεικτικά τῆς τοῦ  παντοκράτορος δυνάμεως.

2Str. 5, 11, 689. ἡ μὲν γὰρ ξήτησις αόρατος, ἡ χάρις δὲ τῆς γνώσεως παρ' αὐτοῦ διὰ τοῦ  ϒἱοῦ. 5, 12, 696. λείπεται δὴ θεία χάριτι καὶ μόνω τῷ παρ' αὐτοῦ Λόγῳ τὸ  ἄγνωστον νοεῖν. Str. 4, 25, 635. ὁ δὲ ϒἱὸς σοφία τέ  ἐστι  καὶ  ἐπιστήμη, καὶ  ἁλήθεια, καὶ ὅσα ἀλλὰ τούτω συγγενή. Str. 7, 2, 831. ὅλος νοῦς. Str. 5, 3, 654. ἡ δὲ ἰδέα έννόημα τοῦ  Θεού- ὅπερ οί βάρβαροι Λόγον εἰρήκασι τοῦ  Θεού.

3Str. 4, 25, 635. (pParis. 537). ὁ μὲν οὖν Θεὸς οὐκ  ἐστιν ἐπιστημονικός- ὁ δὲ ϒἱὸς σοφία τέ  ἐστι  κ. τ. α. καὶ δὴ καὶ ἀπόδειξιν ἔχει, καὶ  διέξοδον-  πᾶσαι δὲ αἱ δυνάμεις Πνεύματος, συλλήβδην μὲν ἐν  τι πράγμα γενόμεναι, συντελοῦσιν εἰς τὸ  αὐτό, τὸν  ϒἱόν- ἀπαρέμφατος δὲ  ἐστι  τῆς περὶ ἑκάστης αὐτοῦ τῶν δυνάμεων ἐννοίας. καὶ δὴ οὐ γίνεται ἀτεχνῶς ἐν  ὡς ἕν, οὐδὲ πολλὰ ὡς μέρη ὁ ϒἱός, ἀλλ' ὡς πάντα ἔν- ἔνθεν καὶ  πάντα· κύκλος γὰρ ὁ αὐτὸς πασῶν τῶν δυνάμεων είς ἓν εἰλουμένων καὶ ἑνουμένων· διὰ τοῦτο καὶ «Α καὶ Ω» ὁ Λόγος εἴρηται· οὐ μόνου τὸ  τέλος ἀρχή γίνεται. В этом воззрении есть черты, напоминающие Плотина; впрочем, непосредственным источником этого взгляда для Климента мог слу­жить и Платон. Plotin. 5, 1, 8; 1, 105.  παρὰ Πλάτωνι Παρμενίδης ἀκριβέστερον λέγων διαιρεῖ ἀπ' ἀλλήλων τὸ  πρῶτον ἕν, ὃ κυριώτερον ἕν, καὶ  δεύτερον ἐν 

79

 

 

Процесс познания Климент описывает таким образом: представим себе какой-нибудь материальный предмет и отвлечем от него как физические его свойства, так и геометрические (три пространственные измерения). Оставшаяся после этого точка есть единица, но — так сказать — имеющая положение. Отвлечем от нее это положение, и мы будем мыслить единицу (в безусловном смысле). Так, отрешившись от представления о всем телесном и так называемом бестелесном, мы повергнем себя пред величие Христа, а отсюда дойдем до представления о Всемогущем, познав не то, что Он есть, но то, что Он не есть. 1 Здесь мы встречаемся с отражением тех самых философских идей, которые нашли свое завершение в системе Плотина.

Исходным пунктом в представлении о Боге как творце служит определение Его как благой монады. 2 Бог потому есть Бог (Θεός) и потому единый, что в Нем есть непреложное свойство всегда быть источником благ. 3 Благой — это наиболее чистое, безотносительное определение Бога, логически предшествующее Его определению как творца. 4 Он потому и вос-

πολλὰ λέγων καὶ  τρίτον ἓν καὶ  πολλά. На этом своеобразном взгляде на Логос как объе­диняющее начало Климент строит оригинальное определение веры и неверия:

вера — единство, неверие — рознь. Str. 4, 25, 635 (537). διὸ δὴ καὶ  τὸ  εἰς αὐτὸν (τόν Λόγονκαὶ διαὐτοῦ πιστεῦσαι μοναδικόν  ἐστι  γενέσθαιἑνούμενον ἐν  αὑτῷ· τὸ  δὲ ἀπιοτῆσαι διστάσαι ἐστί, καὶ διαστῆναικαὶ μερισθῆναι. Этот практический вывод из определения Логоса показывает, что оно имеет немаловажное значе­ние для Климента.

1Str. 5, 11, 689. ἐπὶ τὴν πρώτην νόησιν προχωροῦντες διἀναλύσεως... ἀφελόντες μὲν τοῦ  σώματος τὰς φυσικὰς ποιότηταςπεριελόντες δὲ τὴν εἰς τὸ  βάθος διάστασιν· εἶτα, τὴν εἰς τὸ  πλάτος καὶ  ἐπὶ τοῦτοις τὴν εἰς τὸ μῆκος· τὸ  γὰρ ὑπολειφθέν  ἐστι  σημεῖον μ ο ν ά ς , ὡς εἰπεῖνθέσινἔχουσα· ἧς ἐάν περιέλωμεν τὴν θέσιν, νοεῖται μ ο ν ά ς . Εἰ τοίνυν ἀφελόντες πάντα ὅσα πρόσεστι τοῖς σώμασι καὶ τοῖς λεγομένοις ἀσωμάτοιςἀπιῤῥίψωμεν εαὐτοῦς εἰς τὸ  μέγεθος τοῦ  Χριστοῦ· κἀκεῖθεν εἰς τὸ  ἀχανὲς ἀγιότητι προΐοιμεν, τῆ νοήσει τοῦ  Παντοκράτορος ἁμηγέπη προσάγοιμενοὐχ ὃ  ἐστι ν, ὃ δὲ  μὴ   ἐστι  γνωρίσαντες.

2) Cohort, ad gent. с. 9. p. 72. ἡ ἀγαθή μονάς.

3) Str. 4. 23, 633. ἑνὸς ὄντος τοῦ Θεοῦ κατὰ τὴν ἀμετάτρεπτον τοῦ ἀεὶ «θεῖν» τὰ ἀγαθά ἕξιν. Str. 6, 16, 813. ἀγαθός γὰρ ὤνεἰ παύσεταί ποτε ἀγαθοεργῶνκαὶ  τοῦ Θεὸς εἶναι παύσεται· ὅπερ οὐδὲ εἰπεῖν θέμις.

4)         Paed. 1, 9,150. ἀγαθός μὲν ὁ Θεὸς διἑαυτὸνδίκαιος δὲ ἤδη διἡμᾶς· καί τοῦτο ὄτι  ἀγαθός... πρὶν γὰρ κτίστην γενέσθαιΘεὸς ήνἀγαθός ήν· καὶ διὰ τοῦτο καὶ δημιουργὸς εἶναι καὶ Πατὴρ ἠθέλησεν.

80

 

 

хотел быть творцом и Отцом, что Он благ, и в самой благости Своей Он свободен, не подлежит физической необходимости. 1

Прежде сотворения мира советником Отца было Его Слово и Премудрость. 2 Чрез Слово же сотворен и мир. 3 Оно — безначальное начало и начаток существующего. Слово произошло и стало виновником творения. 4 Это Слово — не Λόγος προφο­ρικός, но откровенная премудрость и благость Божия, вседержавная и поистине божественная сила, воля Вседержителя. 5

Чрез Слово Бог сотворил мир и управляет им. По Своему существу Бог далек от мира, потому что рожденное не может приблизиться к нерожденному; но Он близок к миру

1Str. 7, 7, 855. οὔτε γὰρ ὁ Θεὸς ἄκων ἀγαθόςὄν τρόπον τὸ  πύρ θερμαντικόνἑκούσιος δὲ ἡ τῶν ἀγαθῶν μετάδοσις αὑτῷ.

2Str7, 2, 832. τοῦ Θεοῦτοῦ πρὸ καταβολής κόσμου συμβούλου γενομένου τοῦ  Πατρὸςαὐτῆ γὰρ ἦν σοφία... δύναμις γὰρ τοῦ Θεοῦ   ϒἱός.

3Str5, 14, 710. ϒἱός... διοὗ πάντα ἐγένετο κατὰ βοήληςιν τοῦ  Πατρὸς.

4Str7, 1, 829. τὸ  πρεσβύτερον ἐν  γενέσειτὴν ἄχρονον καὶ  ἅναρχον ἀρχὴν τε καὶ ἀπἀρχὴν τῶν ὄντωντὸν  ϒἱόν7, 2, 832. ἀνάρχως γενομένος...  ϒἱὸς ἅτε πρὸ πάντων τῶν γενομένων ἀρχικώτατος Λόγος τοῦ  Πατρὸς καὶ σοφία αὐτοῦ6, 16, 810. πρὸ πάντων τῶν ὄντων τῷ Παντοκράτορι γεγονέναι τὴν σοφίαν6, 7, 769. ἔν μὲν τὸ  ἀγέννητονὁ παντοκράτωρ Θεόςἐν  δὲ καὶ τὸ  προγεννηθένδιοὐ τὰ πάντα ἐγένετοStr7, 3, 837 (708). Λόγος αἰώνιος. Таковы наиболее возвышенные выра­жения Климента о вечности Слова; в доказательство совечности Слова Отцу ссылаются (Томазиус) на выражение еще более сильное. Str5, 1, 643. οὐ  μὴν οὐδὲ ὁ Πατὴρ ἄνευ ϒἱοῦ· ἅμα γὰρ τῷ Πατὴρ ϒἱοῦ Πατήρ. Возможно, конечно, что Климент соединял с этими словами и онтологический смысл; но в контексте речь идет только о познании. 1. с. ἤδη δὲ οὔτε ἡ γνῶσις ἄνευ πίστεωςοὔθἡ πίστις ἄνευ γνώσεωςοὐ  μὴν κτλκαὶ  ἵνα τις πιστεύση τῷ ϒἱῶγνῶναι δεῖ τὸν  Πατέραπρὸς ὄν καὶ ὁ ϒἱός...ἐκ πίστεως γὰρ εἰς γνῶσιν διὰ ϒἱοῦ Πατήρ. Что рождение Сло­ва не имеет пространственного характера, об этом Климент нигде не говорит прямо, но это предполагается само собою, так как Логос выше пространствен­ных определений. Str7, 2, 831.  ϒἱὸςτοῦ Θεοῦ· οὐ μεριζόμενοςοὐκ ἀποτεμνόμενοςοὐ μεταβαίνων ἐκ τόπου εἰς τόπονπάντη δὲ ὢν πάντοτεκαὶ μηδαμῆ  περιεχόμενος.

5Str5, 3, 654. προελθὼν δὲ ὁ Λόγος, δημιουργίας αἴτιος. Str7, 2, 833. πρωτουργὸς κινήσεως. Str5, 1, 647. ὁ γὰρ τοῦ  Πατρὸς τῶν ὅλων Λόγος οὐχ οὗτος  ἐστιν ὁ προφορικός, σοφία δὲ καὶ χρηστότης φανερωτάτη τοῦ Θεοῦ, δύναμίς τε αὖ παγκρατὴς καὶ τῷ ὄντι θεία· θέλημα παντοκρατορικόν. Из этих слов ясно, что Климент полемизирует не с тем представлением о Λόγος προφορικός, какое встречается у апологетов.

81

 

 

Своею силою. 1 Кажется, в этих словах Климент высказывает основание, по которому он непосредственное управление миром приписывает Слову: сила Вседержителя есть именно Слово. 2

Характерно отношение между благостью и правосудием по представлению Климента. Благость есть изначальное свойство Бога: Он благ Сам в Себе (διἑαυτὸν); напротив, правосудие обусловливается уже отношением Бога к миру: правосуден Бог уже ради нас (δι'ἡμᾶς). Поэтому, хотя и благость и правосудие приписываются как Отцу, так и Слову, однако же преимуществен-

1Str7, 2, 833.  ἐστι  δὲ τὸ  ὡς ἀληθῶς ἄρχον τε καὶ ἡγεμονοῦν ὁ θεῖος Λόγος... ἡ τοῦτου πρόνοιαIbid. 831. ἣ τὰ πάντα διατάσσεται κατὰ τὸ  θέλημα τοῦ  Πατρὸςκαὶ τὸ  πᾶν ἄριστα οἰακίζειIbid. 832. ὁ πάντων Κύριος, καὶ μάλιστα ἐξυπηρετῶν τῷ τοῦ ἀγαθοῦ καὶ παντοκράτορος θελήματι Πατρός. Str. 2, 2, 431. ὁ δὲ αὐτὸς μακρὰν ὤν, ἐγγυτάτω βέβηκε, θαῦμα ἄῤῥητον, Θεὸς ἐγγίζων ἐγώ, φησί Κύριος (Jerem. 23, 23)· πόῤῥω μὲν κατ' οὐσίαν πῶς γὰρ ἂν συνεγγίσαι ποτὲ τὸ  γεννητὸν ἀγεννήτω,Ἐγγυτάτω δὲ δυνάμει, ἣ τὰ πάντα ἐγκεκόλπισται. καὶ  δὴ πάρεστιν ἀεὶ τῆ τε ἐποπτικῆ, τῆ τε εὐεργετικῆ, τῆ τε παιδευτικῆ ἁπτομένη ἡμῶν δυνάμει δύναμις τοῦ   Θεοῦ .

2Cfr. Str. 5, 1, 647, (стр. 77 пр. 4). Str. 7, 2, 833. δύναμις οὖν πατρι­κή ὑπάρχων, ῥαδίως περιγίνεται ὧν ἂν ἐθέλπ, οὐδὲ τὸ  μικρότατον ἀπολείπων τῆς ἑαυτοῦ διοικήσεως ἀφρόντιστον. Ibid, πᾶσα δὲ ἡ τοῦ  Κυρίου ἐνέργεια ἐπὶ τὸν  παντοκράτορα τὴν ἀναφορὰν ἔχει, καὶ   ἐστιν, ὡς εἰπεῖν, πατρική τις ἐνέργεια ὁ ϒἱόςСродство этого воззрения с философскими представлениями очевидно. Сын есть πατρική ἐνέργεια, νοῦς у Плотина называется ἡ πρώτη ἐνέργεια. Бог, по Филону, не имеет отношения к чему-нибудь и воздействует на мир чрез посредство сил Своих (δυνάμεις). См. стр. 34 пр. 2; стр. 11 пр. 1. То зна­чение, которое Климент придает различию происшедшего (рожденного) и нерожденного, также напоминает Филона (см. стр. 11 пр. 1) и вместе с тем застав­ляет предполагать, что Климент не без цели определяет Логос не только как безначальное начало (ἀρχή), но и как начаток всего существующего (ἀπαρχὴ τῶν ὄντων Str. 7, 1, 829); может быть, с точки зрения Климента, это — подробность, поясняющая посредническое служение Слова. Но если это предположение и справедливо, то все же нелегко решить, насколько преднамеренны такие выра­жения Климента, как (Str. 5, 14, 699) «ή σοφία ἡπρωτόκτιστος τῷ Θεῷ», (in epist. 1. Ioh. adumbr. p. 999) «hae namque primitivae virtutes (Filius et S. Spiritus) ас primo creatae (πρωτόκτιστοι?) immobiles exsistentes secundum substantiam et cum subjectis angelis et archangelis, cum quibus vocantur aequivoce, diversas operationes efficiunt». Cfr. Redepenning, I, 110. Photii cod. 109. τὸν  ϒἱὸν εἰς κ τ ί σ μ α κατάγει (sc. Clemens). Впрочем, Климент там же говорит и то, что «Verbum, h. е. Filius Dei secundum aequalitatem substantiae unum cum Patre consistit, sempiternum est et infectum»; но эти слова можно считать вставкою (doctrina purificata) переводчика Кассиодора. Vid. Migne, Patrol, s. gr. t. 9. col. 730.

82

 

 

ным носителем правосудия является Слово, а Отец называется благим. 1

Таковы выдающиеся черты учения Климента о Боге и Слове в Их отношении к миру. Что касается вопроса об Их имманентном отношении между Собою, то Климент предлагает мало новых данных. Некоторые частные пункты учения его о Слове высоки, но общие, основные вопросы не разрешаются достаточно отчетливо. Слово называется собственным Сыном Отца, Словом совершенным, происшедшим из совершенного Отца. 2 Слово исходит от Отца для творения мира, но, кажется, Климент не считает этот момент рождением Слова-Сына, и в этом отношении Λόγος προελθών Климента, действительно, отличается от Λόγος προφορικός апологетов. 3

О божественной природе Слова свидетельствуют такие выражения, как «очевиднейший Бог поистине, равный Владыке всех», «совершеннейшая, святейшая... самая царственная и благодетельная природа, ближайшая к единому Вседержителю». 4

1) Paed. 1, 9, 150. ὥστε ἀγαθός μὲν  Θεὸς διἑαυτὸνδίκαιος δὲ ἤδη διἡμᾶς· καὶ  τοῦτο ὄτι  ἀγαθόςτὸ  δίκαιονδὲ ἡμῖν διὰ τοῦ  Λόγου ἐνδείκνυται τοῦ  ἑαυτοῦ ἐκεῖθεν ἄνωθενὅθεν γέγονε πατήρ· πρὶν γὰρ κτίστην γενέσθαι... ἀγαθόςἦν καὶ  διὰ τοῦτο καὶ  δημιουργὸς εἶναι καὶ  πατὴρ ἠθέλησεν· καὶ   τῆς ἀγάπης ἐκείνης σχέσις, δικαιοσύνης γέγονεν ἀρχή. Ibid, καὶ  ὁ αὐτὸς δίκαιος καὶ  ἀγαθός, ὁ ὄντως Θεός. Paed. 1, 8, 142. καταφανὲς τὸ  συμπάντων Θεὸν ένα μόνον εἶναι,  ἀγαθὸν, δίκαιον, δημιουργόν, ϒἱὸν ἐν Πατρί. Ibid. 140. ὁ γὰρ ἱστάς τοὺς μὲν ἐκ δεξιῶν, τοὺς δὲ ἐξ εὐωνύμων, καθὸ μὲν Πατὴρ νοεῖται, ἀγαθός ὤν, αὐτὸ μόνον κέκληται ἀγαθός καθὸ δὲ ϒἱός, ὤν ὁ Λόγος αὐτοῦ, ἐν  τῷ Πατρί  ἐστι , δίκαιος προσαγορεύεται ἐκ τῆς πρὸς ἄλληλα (судя потомучто Бог — δίκαιος δι' ἡμᾶς,можно было бы ожидать здесь слова «ἀλλὰ», и тогда мысль текста была бы понятнее) σχέσεως· ἀγάπης ἰσότητι μεμετρημένον ὄνομα δυνάμεως.

2Str. 5, 13, 697. τοὺς εἰς προφητείαν κεχρισμένους, τοὺς μὲν παῖδας  Θεοῦ  ἀνηγορευμένοῦς, τὸν  δὲ Κύριον, ϒἱὸν  ὄντα  γνήσιον. Paed. 1,5, 112. ὢ τοῦ  μεγάλου  Θεοῦ, ώ τοῦ  τελείου παιδίου. Paed. 1,6, 113. τὸν  Λόγον τέλειονἐκ τελείου φύντα τοῦ  Πατρὸς.

3Смстр. 81 пр. 5.

4Cohort, ad gentс. 10. p. 86. ὁ θεῖος Λόγος, ὄντως Θεός, ὁ φανερώτατος ὃ τῷ Δεσπότη τῶν ὅλων ἐξισωθείς· Str. 7, 2, 831. κράτιστον μὲν ἐν  γῆ ἄνθρωπος ό θεοσεβέστατος, κράτιστον δὲ ἐν  οὐρανῶ ἄγγελος, πλησιαίτερον κατὰ τόπον καὶ ἤδη καθαρώτερον τῆς αἰωνίου καὶ μακαρίας ζωῆς μεταλαγχάνων. Τελειωτάτη δὴ καὶ ἀγιωτάτη... καὶ βασιλικωτάτη, καὶ εὐεργετικωτάτη ἡ ϒἱοῦ φύσις, ἡ τῷ μὁνω παντοκράτορι προσεχεστάτη. Αὕτη ἡ μεγίστη ὐπεροχή, ἡ τά πάντα διατάσσεται κ. τ. λ.

83

 

 

Но заключать из последнего места о единстве природы Отца и Сына мы не имеем права уже и потому, что сам Климент полагает между природою Сына и Отцом некоторое различие. 1 Значение этого свидетельства ослабляется еще тем, что здесь Климент говорит о градальном превосходстве одних существ над другими, ангелов над людьми, Слова над ангелами. Если Сын называется Богом, то и это название не может иметь решающего значения ввиду того широкого объема, какой получило понятие «Бог» в системе Климента. 2 Но вообще у Климента, подобно св. Иринею, учение о единстве Отца и Сына выражено сильнее, чем мысль о различии Их. «Даруй, сказано в молитве к «Воспитателю», чтобы мы могли благодарить единого Отца и Сына, Сына и Отца, воспитателя и учителя Сына, со Св. Духом». 3 В другом месте сказано, что Отец и Слово — «оба едино Бог». 4 Мысль о действительном различии Отца, Сына и Св. Духа можно выводить лишь из тех мест, где Климент называет рядом все три Лица. Например, говоря о воплощении Слова, он восклицает: «таинственное чудо! Отец всех один, Слово всех одно и Св. Дух один и тот же всюду, и одна матерь Дева». 5 В другом месте Климент называет Отца первым, Сына — вторым и Св. Духа — третьим. 6 При таком состоянии

1Леммер (р. 60) замечаетвпрочемcaeterum natura maxime regia, principa­lis, perfectissima et sanctissima nonne Deo ipsi non solum propinquissima est, verum etiam eadem atque illius? Credo.

2Dorner, I, 443. Anmerk. Den Namen Θεὸς hat er (Λόγος) unzühligemale bei Clemens, der freilich nicht ganz sparsam mit diesem Worte umgeht. Jedoch wenn Geschöpfe ihm Götter heissen, heissen sie so nur um der Theilnahme am Logos willen. Str. 7, 2, 831. τούτω (τώ Λόγῳπᾶσα ὑποτέτακται στρατιὰ ἀγγέλων τε καὶ Θεῶν.

3) Paed. 3, 12, 311. αίνοῦντας ἐχαριστεῖν τῷ μόνω Πατρὶ καὶ  ϒἱῶ, ϒἱῶ καὶ Πατρίπαιδαγωγῶ καὶ διδασκάλω ϒἱῶσὺν καὶ  τῷ ἁγίω Πνεῦματι.

4) Paed. 1, 8, 135. οὐδὲν ἄρα μισεῖται ὑπὸ τοῦ Θεοῦ.  ἀλλοὐδὲ ὑπὸ τοῦ  Λόγου· ἐν  γὰρ ἄμφωὁ Θεός ὄτι  εἶπενἐν  ἀρχή ὁ Λόγος ἦν ἐν  τῷ Θεώ· καὶ Θεὸς ἦν ὁ Λόγος. Cfr. Paed. 1, 8, 142 (смстр. 78 пр. 2).

5) Paed. 1, 6, 123. εἰς μὲν ὁ τῶν ὅλων Πατήρ· εἰς δὲ καὶ ὁ τῶν ὅλων Λόγοςκαὶ τὸ  Πνεῦμα τὸ  ἅγιον ἕνκαὶ τὸ αὐτὸ πανταχοῦ· μία δὲ μόνη γίνεται γὰρ  μὴ τηρ παρ­θένος.

6) Str. 5, 14, 710. В словах Платона (epist. 2. ad Dionys): «περί τὸν  πάντων βασιλέα πάντα ἐστίδεύτερον δέπερὶ τὰ δεύτερακαὶ τρίτον περὶ τὰ τρίτα»

84

 

 

учения о Слове у Климента, естественно, если о Св. Духе можно сделать тот лишь вывод, что и Св. Дух едино со Отцом и Сыном и имеет самостоятельное бытие, и этот вывод будет состоятелен лишь настолько, насколько и заключение о Сыне.


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.