Поиск авторов по алфавиту

Автор:Бриллиантов А. И.

Бриллиантов А. И. Предисловие ко «Болотов В. В. История Древней Церкви т. II.

Наиболее значительная сравнительно часть издаваемых лекций В. В. Болотова по истории первых трех веков христианства заимствуется из литографированного по способу Алисова курса 1884/5 г. (история гонений на христиан, гнозис, монтанизм, споры о церковной дисциплине, споры о времени празднования пасхи). Для некоторых мест этого курса сохранились частью и собственноручные записки В. В. (1880/1 г.), на основании которых литографированный текст мог быть иногда исправлен и дополнен. Содержание этого курса в целом (за исключением споров о пасхе и входившего в этот курс отдела о развитии папской власти, начиная с IV в.) воспроизводится в курс 1898/9 г., частью в измененном, иногда сокращенному иногда дополненном вид.

Отсутствующий в курсе 1884/5 г. и других литографированных курсах параграф об офитах (стр. 187—197) взят из упомянутого автографа В. В. 1880/1 г. Отсюда же заимствован очерк системы Оригена (337 — 347, в курсе 1887/8 г. имеется в сокращенной и неисправной записи) и глава о церковном строе в первые три века (452—466). «Приложение» о мандаитах (230—235) печатается на основании позднейшего рукописного изложения («по Kessler'y») самого В. В., тщательно им написанного неизвестно для какой цели. Краткое замечание о христианских апологиях (166—166) взято из курса 1898/9 г.; замечания о языческой полемике против христианства (165—169, в общем по Бауру) имеются лишь в курсе 1887/8 г. Здесь же находится трактат о значении мученичества (2—9), повторяющейся затем в курсах 1890/1 г. и 1898/9 г. Глава о распространена христианства (235—300) издается  по авторизованному курсу

XI

 

 

1888/9 г. с значительными дополнениями из курса 1897/8 г. История раскрытая догматического учения о Богочеловеке и Троице в доникейский период (301 — 337) составляла обычно в чтениях В. В. введение в историю догматических споров в эпоху вселенских соборов (ср. курсы 1886/7, 1888/9 и 1894/6 гг.). Но иногда монархианство входило также в курсы, посвященные первым трем векам, напр. в курсы 1887/8 и 1898/9 гг.

Весь предлагаемый в настоящем издании материал распределяется в общем в порядка печатной программы В. В., составленной по требованию указа св. Синода от 10 апреля 1895 г. Эта программа в первой своей части (введение в церковную историю и история церкви первых трех веков) имеет следующий вид.

Введение. 1. Предварительные понятия («церковь», «история»). 2. Вспомогательные науки в их генетическом взаимном отношении. 3. Источники. Фундаментальные издания. 4. Периоды церковной истории.—А) Древняя церковная история. (История неразделенной вселенской церкви) — а) В период до Константина великого. — I. Христианство и мир языческий: борьба христианства с язычеством в жизни и мысли. — а) Церковь послеапостольская и римская империя. 1. Мученичество. 2. Причины гонений и юридическая их форма. Юридическая почва для существования христиан. 3. Эпохи в истории гонений. Ecclesia sub umbraculo licitae religionis iudaicae. Траян. Декий. Галлиен. Диоклетиан.— Итоги гонения Диоклетиана: историческая возможность политики Константина великого.—b) Апология христианства так называемых судебные и научные.—с) Борьба христианства с языческою мыслью в форме гнозиса. 1. Гнозис как компромисс язычества. Пессимистическая тенденция гнозиса. Форма обнаружения. 2. Схема гностических доктрин. Опыты их классификации. 3. Важнейшие гностические системы. 4. Приложение. α) Гнозис иудействующий. β) Манданты (так называемые «христиане Иоанна Крестителя», «mughtasilah»). — d) Внешняя история распространения христианства. 1. Источники. Их количество и качество. 2. Распространение христианства в пределах римской империи. 3. Приложение: распространение христианства вне пределов римской империи. а) Христианство в  Персии. Гонения на христиан. Уклонение

XII

 

 

в несторианство и монофизитство; смысл этого явления. β) Христианство в Армении и соседних с нею странах. Очерк истории армянской церкви до уклонения ее в монофизитство. γ) Христианство в Грузии. Очерк истории иверской церкви до того момента, когда выяснилось, что Грузия, в отличие от Армении, остается верною православию. δ) Христианство в Аравии. ) Христианство в Эфиопии (Абиссинии) и соседних с нею странах. Первое и второе просвещение Эфиопии светом христианства и «исправление веры» в смысле уклонения в монофизитство. ζ) Христианство у кельтов в Ирландии и Шотландии. Национальные особенности церкви «рабов Божиих» («keli De») и их борьба против римских форм церкви англосаксов. η) Христианство у германских народов.—II. История богословской мысли.— а) Стадия преимущественно «богословская». 1. Выяснение православного учения о Богочеловеке в борьбе с гностиками и монархианами. 2. Монархиане. Их классификация. Главные представители.—b) Монтанизм.—с) Выяснение начал церковной дисциплины и обряда. 1. Черты древней церковной дисциплины. Деятельность римского епископа Каллиста. Раскол Ипполита. 2. Споры в карфагенской церкви времени Тертуллиана. 3. Вопрос о принятии падших. α) Раскол Новатана в Риме. β) Раскол Новата и Феликисоима в Карфагене. 4. Спор о крещении еретиков. 5. Приложение: Раскол донатистов. 6. Спор о времени празднования пасхи. α) Приложение: Дальнейшая история спора, αα) Смысл решения первого вселенского собора о времени празднования пасхи, ββ) Последующие пререкания между александрийскою (и всею восточною) церковью и римскою, о времени празднования пасхи, γγ) Армянское «цра-затик» («косая пасха»). δδ) Реформационные поползновения на востоке. ἐε) Искажение древней пасхалии и календаря папою Григорием XIII.—Далее в программе следует история церкви б) в период  вселенских соборов. — III. Церковь и государство.—IV. Церковный строй. — V. История богословской мысли.—Б). История православной восточной церкви 1).

1) Между прочим, для истории борьбы христианства с язычеством в писанной В. В. Болотовым для 1890/1 г. программе («7 παχὼν ἔ. μρρ, αχζ’, τῇ πέμπιῃ)”=2  мая   1891) намечается  следующая более подробная

XIII

 

 

Нужно заметить, что сам В. В. Болотов, наметив указываемый в этой,  написанной во исполнение внешнего тре-

в сравнении с приведенною выше программа. — α) Ecclesia pressa как историческая преемница церкви апостольского времени. Принципиальная важность вопросов, исторически решаемых в первые три века. Мученики—преемники апостольской миссии в мире.— β) Смысл мученичества как исторического явления, Филологический корень слова μάρτυς (smarâmi, mairjân, memoro, μέρμερος, μέριμνα, smerza = schmerz); смысл «свидетельства», выясняемый αα) чрез сопоставление со словом ὁμοΛόγος, ὁμολογήτης, «исповедник», ββ) из положения «свидетеля» на суде ветхозаветном и γγ) из моральной логики суда присяжных в настоящее время; semen est sanguis christianorum.—в) Христианство пред лицом римского правительства. Сталкиваясь с римскою религией, христиане входят в конфликт с римским государством. Римский консерватизм; национальный и государственный характер религии и, понятой как культ. «Юридический базис» преследования христиан: crimen sacrilegii, crimen laesae maiestatis (impietas), collegia clandestina. Истинный тип процесса гонения и непосредственного гонителя—формально-закономерный уголовный процесс с формально-исполнительным чиновником на трибунале с легальным приговором (казнь, relegatio, deportatio).—г) Христианство пред лицом языческого общества. Темные массы и легенда о трех flagitia nomini cohaerentia. Интеллигенция; полемисты ex professo и полемисты по случаю (Лукиан, Апулей, врач Гален). Страх за культуру. Государственная жизнь как summum bonum и опасения, внушаемые политическою ignavia христиан с одной стороны, предполагаемым революционным элементом в христианстве с другой (Roma aeterna и—царство Христово близ есть). Ошибочные исторические шаги христиан. Odium humani generis.—д) Общая канва исторических отношений: первоначально слепая, но энергическая вражда темных масс к христианам сдерживается твердою рукою государства при сочувствии этому последнему со стороны интеллигенции; потом интеллигенция переходить—частью — на сторону масс при бездействии государства; наконец государство берет на себя инициативу действия против христиан, но уже—при глухой оппозиции масс, которые за христианство и к которым частью примыкает и интеллигенция.—е) Фактическая история гонений. ааа) Церковь sub umbraculo religionis iudaicae licitae. Гонение при Нероне; было ли оно гонением против христиан как религии отличной от иудейства? Падение Иерусалима. ГонениеДомициана; жертвы гонения; fiscus iudaicus. Христиане—не иудеи. ббб) Церковь как collegium illicitum. I. Век Антонинов. Антонины как личные характеры и как imperatores optimi; народная слава Антонинов. «Добрый» Траян и Плиний младший; их переписка, ее анализ. Рескрипт Траяна принципиально устанавливаете неправоспособность христиан («non licet esse vos!») на два века, но и ограждает христиан. Личная политика императоров, не смотря на постоянство траяновского базиса, и личные воззрения администрации, как производящая в истории гонений. Рескрипты в пользу христиан - действительный и легендарные. Марк Аврелий и его «καινὰ δόγματα» против хри-

XIV

 

 

бования, программа порядок изложения, не считал однако для себя и  потом  обязательным держаться его вполне

стиан. Коммод и Маркия.—Вопросы об отдельных случаях гонений; мученичества св. Игнатия и св. Поликарпа; хронологическая дата II Полувек  императоров с востока. Септимий Север против «новых» христиан. Угрожающей синкретизм Элагабала, благосклонный синкретизм Александра Севера. Политическая подкладка гонения на «предстоятелей церкви» при Максимине фракийце. Затишье; правительство знакомо с организацией церкви; опасная тенденция к компромиссу между некоторыми христианами, обострившийся ригоризм других. III. Время императоров-реставраторов. Античные добродетели Декия и переход в энергичное наступление по всей линии. Новая тенденция гонения: не казнить, а мучить, действовать медленною истомою. Lapsi; их классификация.—Последний взрыв ненависти темной массы и ее переход на сторону христиан.—Валериан; его характер; особенности его гонения. Галлиен как личность; смысл его рескрипта; collegia funeraticia; действие Траянова рескрипта. Аврелиан и его характер; было ли при нем гонение.—Диоклетиан и его соправители. Рескрипт Траяна в первые годы их царствования. Выло ли гонение Диоклетиана «увенчанием здания»? Факты из этого гонения. Мученики во владениях Констанция Хлора. Особый характер гонения в Египте. Гонение непопулярно повсюду. Рескрипт Галерия, не смотря на фальшивую маскировку этой перемены фронта в политике. Историческая поверка целесообразности проектируемых новых отношений к христианам; Максимин в роли агитатора против христиан терпит неудачу. Медиоланский эдикт 313 г. — зрелый плод истории.—ж) Борьба язычества с христианством в области духа посредством компромисса. Гнозис—одно из явлений синкретизма; восточный колорит в форме, восточные элементы в содержании. Гнозис есть наука sui generis, и именно навеянная всем содержанием античной жизни философия пессимизма на религиозной почве. «Классификация» гностицизма—не более как программа для собирания сведений о гностических системах.—з) Важнейшие гностические системы. ааа) Василид. Ипполит и Ириней об учении Василида. «Последнее слово» германской науки по этому вопросу неудовлетворительно. Изложение Ипполита дает истинную, оригинальную систему Василида. Пантеистический монизм без дуализма и эманации в начале со слабым дуализмом в конце. Сыновство. Цель материального и смысл мирового процесса. Умеренно-пессимистический финал: «великое неведение» нелогично, но с нравственно примиряющим моментом.—Позднейшее василидианство. ббб) Валентин. История плиромы и кеномы в моментах создания и воссоздания. Эоны—богословие Валентина. Образные комментарии валентиниан. Смысл мирового процесса и пессимистически финал.—Валентинианские толки, ввв) Маркион—едва ли гностик, и тем не менее консеквентный антиюдаист и во имя этого антикафолик и— пессимист. Вопрос о начале. Работы Маркиона над книгами свящ. Писания. История мира. Своеобразный взгляд на апостола Павла. Маркионитские «синагоги» и диссиденты; шаги   в   направлении к кафоли-

XV

 

 

точно и вообще неодинаково комбинировал в разные годы отдельные части своих курсов. В самом раннем литографированном курсе 1884/5 г. предполагается нисколько иная в общем схема истории церкви первых трех веков в сравнении с программой: изложение гностических систем там вводится в «историю богословской мысли», за гнозисом непосредственно следуют монтанизм и расколы, возникшие из-за вопросов о дисциплина (при чем в ряду этих расколов помещается и мелитианский расколы программа 1895 г. не упомянутый). В курсе 1887/8 г. вслед за гнозисом идут краткие сведения о монархианстве и монтанизме и о борьбе церкви с этими направлениями. В курсе 1898/9 г. опять частью воспроизводится принятый в 1884/5 г. порядок. Соответствующего в целом программе последовательная изложения не имеется. Помимо некоторых отступлений от программы в частностях, применительно к содержанию сохранившихся чтений, изменено при издании лекций заглавие второго отдела в программе: «История богословской мысли» на более общее: «Внутренняя жизнь церкви». Глава «Опыт системы христианского гнозиса Оригена» вводится здесь вновь в сравнении с программою, также глава «Церковный строй в первые три века христианства».

Особенностью программы В. В. являются экскурсы в виде приложений к соответствующим главам церковной истории первых трех веков в область позднейшей истории. Так в обширном приложении к главе о распространена христианства в первые три века помещается история не только утверждения, но и дальнейшей судьбы христианства у разных народов востока и запада (в Персии, в Армении и соседних странах, в Грузии, Аравии, Эфиопии, у кельтов в Ирландии и Шотландии, у германских народов), относящаяся собственно уже к эпохе вселенских соборов. В настоящее издание, кроме кратких замечаний о христианстве в Персии (261—263) и Аравии (263—265), вошел из

личеству. Апелла. ггг) Восточные эпигоны гносиса—мандайэ. Первые вести об этих «христианах св. Иоанна» и более полные сведения. Их священные книги, их учение (резкий антиюдаизм и не менее решительное антихристианство), организация и обряды. Возможность происхождения мандайэ от учеников Иоанна Крестителя, исказивших его учение.

XVI

 

 

авторизованного курса 1889/9 г. очерк о христианства в Эфиопии (265—277) 1). История раскола донатистов (395— 423), относящаяся к IV V вв., в виду непосредственно близкого отношения этого раскола по внутренней стороне к спору о крещении еретиков в III в., также находит у него место в посвященном доконстантиновскому периоду курсе, в качества «приложения», вслед за историей указанного спора. Спор о времени празднования пасхи излагается не только в начальной его стадии, как он обнаружился во IIIII вв., но дается затем, как «приложение», и дальнейшая история спора в IV в. и в последующее время. В главе об этом предмете (428—451) второй параграф (435—444: «Б) Вторая эпоха: разность между Александрией и Сирией. Вопрос о пасхе на Никейском соборе») внесен в изложение 1884/5 г. из очерка истории Никейского собора, находящегося в курсе 1894/5 г.

Труд редактирования этой последней главы и согласования прежнего изложения В. В. с его позднейшими взглядами любезно принял на себя специалист по вопросам пасхалии, хорошо знакомый с воззрениями В. В. и состоявший в переписке с ним, священник Д. А. Лебедев. Им сделаны необходимые исправления в этой главе и написаны к ней примечания; прежнее разделение ее (в лекциях 1884/5 г.) на две эпохи («разность между римскою и малоазийскою практикою» и «разность между Александрией и Римом») заменено новым—на три.

Общие разъяснения касательно принятого способа издания лекций сделаны были в предисловии к вышедшему ранее «Введению в  церковную историю» (Спб. 1897). Квад-

1) В литографированных записях чтений 1889/90 г. имеются очерки и о христианстве в Армении, у агван, в Грузии, в Персии при сасанидах (в позднейшее время), в записях 1897/8 г.—о христианстве на британских островах; но издание этих отделов, если оно окажется возможным в зависимости от качества записей, отлагается до следующего тома лекций. Курс 1889/90 г., экземпляры которого, по-видимому, сохранились в весьма незначительном количестве в виду того, что он был в свое время конфискован полицией, как нелегально изданный, сделался нам известным уже после того, как примечание на стр. 277 было напечатано, и именно благодаря любезности И. В. Фигуровского, уведомившего, по поводу этого примечания, о существовавши означенного курса в литографированном видь и затем приславшего из Красноярска экземпляр его.

XVII

 

 

ратными скобками отмечаются дополнения и изменения в текст, который касаются не одной только внешней стороны изложения. Библиографические указания в издаваемой части лекций, равно как и в следующей—истории эпохи вселенских соборов, не входили вообще в задачу В. В. и лишь в некоторых случаях сообщаются у него сведения о важнейших явлениях в ученой литература того или другого вопроса. В настоящем издании дополнительные замечания в этом отношении вводятся лишь там, где это было в особенности почему-либо необходимо.

А. Бриллиантов.

XVIII


Страница сгенерирована за 0.15 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.