Поиск авторов по алфавиту

Дополнения и поправки.

417

ДОПОЛНЕНИЯ И ПОПРАВКИ.

К стр. 10. Мы указали на один из памятников XVI века нашей соловецкой библиотеки, в котором число светильничных молитв простирается до 15. Теперь мы можем прибавить, что молитвы: «Наслаждешься Господи видения вся дни твари величия Твоего», «Тебе присносущного света и невечернего Боже наш», «Боже приемля неусыпающее и непрестающее славословие» и на главоприклонение: «Господи Боже, приклони сердца наша в послушание» в одном из памятников того же времени отнесены к утренним молитвам на время пения канона, как это можно видеть из следующей над ними надписи: «Сия же молитвы глаголи, егда канон поют» (1).

Стр. 15. Обычай первые слова песни св. мученика Афиногена: «Свете тихий» произносить священнику или диакону, а певцам петь с дальнейших слов: «Святые славы» и т. д. едва ли не перешел к нам из практики сербской церкви. По крайней мере, в одном из памятников этой церкви мы находим указания на него, хотя и не вполне ясные (2).

Стр. 16. Частое возглашение: «Мир всем» не было чуждо практике древнегреческой церкви. Это можно видеть из следующего весьма любопытного места Ευχολογιον-а преосв. Порфирия: Καὶ ἀνακύψας προσκυνεῖ τὴν ἁγίαν τράπεζαν καὶ ὑψώσας τὰς χεῖρας,

(1) Ркп. Импер публ. библ. № 59, л. 109, 110.

(2) Сербск. Требн. ркп. собр. Хлудов. № 117, л. 45.

 

 

418

κράζει σὺν τῷ λαῷ τρίτον· Κύριε ἐλέησον. Καὶ στραφεὶς σῴραγιζει τῷ λαῷ καὶ ἐκφωνεῖ λαμπράτῃ φωνῇ. Ὅτι ἐλεήμων καὶ φιλάνθρωπος... Упомянутыйвозглас оканчивает молитву: τὴν ἐκτενὴν εὐχὴν. Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, τὴν ἐκτενὴν ταύτην ἱκεσίαν (1).

Стр. 21. В Ευχολογιον-епреосвящ. Порфирия первые восемь утренних молитв расположены так же, как и в Тактиконе Иоанна Кантакузена, но дальнейшие молитвы и их распорядок значительно разнятся. На девятом месте находим молитву: Κύριε Θεὸς ἡμῶν τὴν διὰ μετανοίαν ἄφεσιν τοῖς ἀνθρώποις δωρησάμενος, имеющую надпись такую: Εὐχὴ εὡθινὴ θ' τοῦ πεντικοστοῦ, на десятом Εὐχὴ ί εἰς το· Αἴνετε τὸν Κύριον ἐκ τῶν οὐρανῶν. Θεὸς, Θεὸς ἡμῶν, τὰς νοερὰς καὶ ὑποστησάμενος, на одиннадцатом Εὐχὴ ἀπολύσεως. Αίνοῦμεν καὶ ὑμνοῦμεν..., на двенадцатом Εὐχὴ τῆς κεφαλοκλιβίας. Κύριε ἁγίε ἐν ὑψίστοις κατοίκῶν..., на тринадцатом Εὐχὴ τῆς ἀπολύσεως τοῦ ὅρθρου. Δέσποτα τρισάγιε, Κύριε Θεὸς ἡμῶν, τὸ φῶς καὶ ζωὴ καὶ ἀνάστασις τῶν ψυχῶν ἡμῶν, πάντας ἀνθρώπους θέλων σωθῆναι... и на четырнадцатом: Εὐχὴ τῆς ἐκτενῆς τοῦ ὅρθρου ἐνεσχήσας ἡμῖν τὰ θεῖα δου λόγια (2)....

Стр. 22.В XVIвеке практиковалось на утрени в воскресные дни не петь по кафизмах псалма: «Хвалите имя Господне» и в недели: блудного, мясопустную и сыропустную—псалма: «На реках вавилонских». Это мы узнаем из Стоглава. «В уставе писано, спрашивал отцов собора царь Иван Васильевич, пети по неделям от Воздвиженьева дни Честного креста до сырныя недели «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви», а третий псалом: «На реце вавилонстей» пети трижды в году: в неделю блудного и мясопустную и сыропуст-

(1) Ευχολογ. ркп. преосв. Порф. л. 19.

(2) Ibid. л. 52—56.

 

 

419

ную. Коея ради вины здеся того не поют»? Отцы собора на это ответили следующим постановлением: «по всем святым соборным церквам пети все три псалмы неотложно, по божественному уставу» (1).

Стр. 58 и т. д. В одном из памятников южнославянского происхождения входное описывается так: «Входит в церковь и свькупився с диаконом, творита вкупе к въстоку поклонения 3 и к обема ликома по единому и тако отходита. Егдаже поклоняется и целующе святыя иконы, глаголета к себе молитву сию; «Господи посли ми руку Твою от вышняго святого жилища Твоего» (2). В другом памятнике сербского происхождения о том же моменте чина литургии замечается: «Попь хотеи литургисати, поклонитсе 3-щи предь святыми дверми и целует икони, глаголе Трисвятое, и вьлезь вьноутрь, облечесь в стихарь» (3).

Стр. 77. При одевании в стихарь, епитрахиль и поручи в одном из памятников сербской церкви положено читать те же стихи, что и ныне, но с окончанием: «Всегда ныне и присно» (4). В другом памятнике той же церкви наряду со стихом: «Да возрадуется душа моя о Господе» положено читать еще «Господь воцарися и в лепоту ся облече всегда ныне». При опоясывании поясом священник читает: «Растрьзая вретище мое и препоесаль мя еси веселиемь да вьспоеть те» (5). Последнего стиха в наших древнерусских богослужебных памятниках мы не встречали, но вместо этого в одном из них положено читать на ряду со стихом: «Благословен Бог, изливая благодать свою» и стих:

(1) Стоглав глав 41, вопр. 10, стр. 173.

(2) Молдо-валах Служебн. ркп. Импер. публ. библ. № 8, л. 1 об., 2.

(3) Сербск. Служебн, ркп. Импер. публ. библ. № 10, л. 1 об.

(4) Ibid. л. 2.

(5) Сербск. Служебн. ркп. Хлудов. собр. № 117, л. 1 об.

 

 

420

«Ты же, Спасе наш, Сам страсти претерпе, да нас свободиши от страстей, животе и воскресение наше слава Тебе» (1).

Стр. 79. Омовение рук священником совершалось в практике сербской церкви иногда с чтеньем только следующих слов: «Умию в неповинныихь руце мои и обыду олтарь Твой, Господи, и да услышу глась хвалы Твоее всегда ныне и присно и в векы векомь. Аминь» (2).

Стр. 86, 87. Ясное указание на две просфоры (3) и на пять (4) мы находим и в сербских богослужебных памятниках.

Стр. 88. В сербских памятниках мы находим весьма интересные особенности в изложении обрядов, совершаемых на проскомидии, из которых многие имеют весьма большое отношение к особенностям наших богослужебных памятников. «Приходить в малый олтарь попь и диаконь, хоте резати просфору, глаголеть: «Вьспоминание страсти Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа». Потомь перекрестить трише ножемь просфору, глаголеть сице: «Вь славу и честь Господа Бога Спаса нашего Иисуса (Іс) Христа». И начнет вьрезовати среду просфоуре крестаобразно на четыри чести и глаголеть сице на првой чести: «Яко овче на заколене ведьсе», на вторей чести—«Яко Агнць премо стригоущоѡмоу безьгласень», на третией чести—«Тако не отврьзаеть оусть своихь в смерени своемь», на четврьтой чести—«Суд его вьзетьсе, а родь его кто исповесть». Изымае вьнь глаголеть: «Яко вьземлетсе оть земле животь его». И вьнемь среду положить в знако и пререзае на кресть

(1) Требн. ркп. Императ. публ. библ. № 59, л. 9.

(2) Сербск. Служебн. ркп. Импер. публ. библ. № 10, л. 3.

(3) Ibidem.

(4) Ркп. Импер. публичн. библ. № 8, л. 5 об.—11, ркп. Хлудов. библ. № 114, л. 10, 11.

 

 

421

глаголеть: «Закалаетсе Агнець Божий за животь миру, вьземлей грехы всего мира всегда ныне». И обратить пакы и положить на святы блюдо. И анафорам Господскымь тойжде чинь. И посемь начнет проскомисати другые просфуры. Приими Господи жертву сию в честь и в славу Богородицы, небесных сил: Михаила, Уриила, Гавриила, Рафаила, святых пророк, крестителя Иоанна, апостол: Петра и Павла всех апостол, отцев и учителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуотого и всех святитель и мученик: Стефана, Георгия, Феодора, Прокопия, мученика или преподобномученицы дня. Потом положить цедило на святей чаши и вливает вино и воду глаголеть: «И единь от воинь.... и истинно свидетельство Его». Потомь: «Яко трие суть свидетельствующей: Духь и вода и кровь — три суть в едино» (1).

Стр. 91. Относительно вина и воды, вливаемых в сосуд на проскомидии диаконом, в одном из наших богослужебных памятников XVI века мы находим следующее любопытное замечание: «Диакон же, прием в десную руку вино в левую· же воду, и рек первие к священнику: «Благослови владыко». И прием от него благословение и спуская в потир вино, дръжа повыше в десной руце, воду—в левой руце. И вина бы мраз не хватил, ни воды не прилей к вину нималоже. зане изыде из ребра Спасова кровь и вода разно» (2).

Стр. 97. В памятниках сербской церкви с пятью просфорами из первой просфоры вынимается Агнец, из второй—часть в честь Богородицы, из третьей—в честь небесных сил, Предтечи и всех святых, из четвертой — за епископов вообще, за местного епископа, пресвитеров, царей, игумена, мо-

(1) Сербск. Служебн. ркп. Импер публ. библ. № 10, л. 5—9.

(2) Служебн. ркп. Импер публ. библ. № 59, л. 14.

 

 

422

настырскую братию и за всех живых и из пятой—за создателя храма, умершего архиерея и всех вообще умерших. Из той же просфоры вынимает служащий священник часть и за себя. После священника вынимает частицы за живых и усопших из просфор четвертой и пятой диакон (1).

Стр. 107. В Ενγρλογιονпреосвященного Порфирия мы находим αἰτήσεις τοῦ τρισαγίον, которые суть ничто иное, как великая ектенья. После прошения: Ὑπὸ τοῦ ρυσθπῆναι следует такое замечание: Καὶ εὐθὺς εὐχὴ τοῦ τρισαγίου τῆς προσκομιδίας τοῦ Χρυσοστόμου. Ἅγιε τῶν ἁγίων Θεὸς ἡμῶν, μόνος ἅγίος... (Ευγολογ. Goar. pag. 83) Καὶ εὐθὺς διάκονος. Ἀντιλαβοῦ σῶσον, Τῆς παναγίας, καὶ ἱερεὺς. Ὅτι ἅγίος σοι Θεὸς. Καὶ εὐθὺς τὸ Τρισάγιον. Καὶ ὡς πληρώδῃ τὸ Τρισάγιον, ἀσπάζεται τὴν ἅγίαν τράπεζαν ἐν μυστηρίῳ, λέγων Εὐλογημένη βασιλεία τὸν Πατρὸς... Καὶ στραφεὶς πρὸς τὸν λαὸν, λέγει· Πρόσχωμεν. Εἰρήνη πασιν. Τὸ ἀλληλούια (т. e. после чтения апостола). Καὶ θυμιᾷ διάκονος, καὶ εὐθὺς λέγει διάκονος τὸ ἅγιον εὐαγγέλιον, καὶ τὸ τελοῦσαι τὸ ἁγίον εὐαγγέλιον. ἀποτίθη αὐτὸ εἰς τὴν ἅγιαν τράπεζαν, καὶ πάλιν ἐπερύει αὐτὸ εἰς τὴν γκάλην αὐτον, καὶ ἀσπάζει αὐτὸ πρότον ἱερεὺς καὶ πάλιν διάκονος, καὶ εὐθυς στρεφοῦν πρὸς τὸν λαὸν Είπομεν πάντες (2)...

Стр. 109.Пред чтением евангелия в одном из сербских служебников диакон, подклонив голову под правую руку священника, обращается к нему с такими словами: «Благослови владыко хотещаго чьсти святое евангелие». Священник глаголеть: «Господь дасть глаголь благовествующимь силою многою да благословить те» и т. д. (3).

(1) Ркп. Импер публ. библ. А 8, л. 5—Н, ркп. Хлудов. собр. № 114, л. 10, 11.

(2) Ευχολογ. ркп. преосв. Порфирия л. 17 об., 18

(3) Сербск. Служебн. ркп. собр. Хлудов. № 117, л. 7 об.

 

 

423

Стр. 112. Καὶ τοῦ λαοῦ λέγοντος τὸν ὕμνον (т. е. херувимскую), καὶ ἱερεὺς, νίπτων τὰς χεῖρας, λέγει· Νίψομαι ἐν ἀθώοις... (Goar. pag. 60) (1).

Стр. 113. В одном из памятников XVI в. нашей церкви, кроме возгласа: «Возмите руки ваша», положенного читать при возложении воздуха на плечо диакона, находим еще и другой стих: «В смирении воздежите руки ваша во святая и благословите Господа, и благословить вы Господь от Сиона сотворивый небо и землю». Принимая сосуд в руки, священник читает трижды «Святый Боже». В этом же памятнике мы находим и несколько иную формулу поминовения на великом выходе. «И став против царских дверей, говорится в этом памятнаке, и обглядая очию по церкве на всю братию, и возглашает: «Христианство ваше да помянет Господь Бог во царствии своем всегда ныне и присно» (2)...

Стр. 114. В памятниках сербской церкви, после великого выхода, при входе в алтарь, священнику положено читать: «Вьзмете врата вечная и внидеть Царь славы», а диакону — «Благословен греди в име Господне, Богь Господь явисе намь», при покровении сосудов только—«Благообразный Иосиф» (3). В некоторых памятниках этой церкви, после покровения сосудов большим воздухом, священник с диаконом становятся пред престолом и читают: «Помяни нас Господи, егда приидеши во царствии си», «Помяни нас Владыко»...., «Помяни нас Святый»... Священник опускает фелонь, складывает руки на груди и, обращаясь к диакону, говорит: «Помолисе о мне владыко» (?). «Инь вию преклонив и к иерею зреи глаголеть: «Духь Святыи

(1) Ευχολογ. ркп. преосв. Порфирия, л. 21.

(2) Служебн. ркп. Импер. публ. библ. № 59, л. 39, 40.

(3) Ркп. собр. Хлудов. № 113, л. 20; № 114, л. 25, № 117, л. 20; изд. Венец. 1519, 1554, 1570 гг. л. 23 об., 24; Угро-валах. № 25, л. 35, 36.

 

 

424

наидеть на те и сила Вышнего осенить те». Затем диакон обращается к священнику: «Помяни ме, владыко святый». Священник отвечает: «Помянет те Господь Богь в царствии Его» (1).

Стр. 121. Момент пресуществления даров описывается так в одном из греческих евхологиев: Καὶ σφραγίζων τὰ ἅγία δῶρα, λέγει· Καὶ ποιῆσον τὸν μὲν ἄρτον τοῦτον αὐτὸ τίμιον σῶμα τοῦ Χριστοῦ σου, μεταβολὼν τῷ Πνεύματι σου τῷ ἁγίῳ. Καὶ διάκονος· Ἄμὴν. Καὶ πάλιν τὸ πόπος· Τὸ δὲ ἐν τῷ ποτηρίῳ τοῦτῳ αὐτὸ τὸ τῖμιον αἷμα τὸν Χριστοῦ σου, μεταβολὼν τῷ Πνεύματι σου τῷ ἁγίῳ. О чтении тропаря: «Господи, иже Пресвятого Твоего Духа» ничего не говорится (2). В некоторых памятниках сербской церкви этот момент описывается точно также, но с следующим прибавлением: «Обое прекрьстить глаголя: Причаститеся Святому Духу. Аминь. Помяни мя, владыко. Попь речеть: Помянеть нас Богь во царствии своемь. Аминь» (3). Есть памятники сербской церкви, в которых можно находить и тропарь: «Господи, иже Пресвятого Твоего Духа» (4).

Стр. 122. В сербских памятниках последнее прошение в ектеньи пред пением: «Отче наш» изложено так: «Единениемь веры причастием и Святаго Духа испрошьше намь за ся и за другы Боже живота нашь Христу Богу» (5).

Стр. 123. После возгласа: «Χάριτι καὶ οἰκτηρμοῖς καὶ φιλανθρωπίᾳ, ἱερεὺς, εὐχόμενος, λέγει τὴν εὐχὴν. Ἀκατάλιπτε Λόγε, όμοουδιε καὶ δυναιδιε τῷ Πατρὶ, τῷ ἁγίῳ Πνεύματι προσδέξαι καὶ τὸν

(1) Сербск. Требн. изд. Венец. 1519, 1554, 1570 гг. л. 23 об. 24, Угро-валах. № 25, л. 35, 36.

(2) Ευχολογ. ркп. преосв Порфир л. 24.

(3) Сербск. Служебн. ркп. собр. Хлудов № 117, л. 16.

(4) Ркп. собр. Хлудов. № 117, л. 25, 114, л. 31.

(5) Ркп. собр. Хлудов. № 117, л. 16 об.

 

 

425

ἡμέτερον ὕμνον»... Kaὶ ἀνισταμένου τούτου ἱερέας, διάκονος· Πρόσχωμεν ιέρεὺς, ὕψων τὸν ρτον, λέγει. Τὰ ἁγία τοῖς ἁγίοις (1)…

Стр. 126.Пред причащением священник читал (Εὐχὴ ὅταν θέλῃ κοίνονήσειν ἱερεὺς): Θεὸς ίλάσθητι τῷ ἁμαρτολῶ. Δέσποτα Κύριε, καὶ ἀνὲς, ἀφὲς καὶ συγχώρηδον μου παραπτώματα τὰ ἐκονσία καὶ τὰ ἀκονσία ).

Стр. 129.В югославянских памятниках находим следующие молитвы, надписываемые «молитвы идящу причаститися»: «Се приступаю к Божественному причащению Съдетелю, да не опалиша мя», «Да не будет ми Владыко человеколюбче, святая сия в осуждение кое либо, но в очищение» и «Мне же прилеплятися Богови благо есть и полагатися на Бога» (3).

Относительно возгласа: «Со страхом Божиим» мы находим в памятниках восточных церквей несколько разнообразных указаний. διάκονος· Μετὰ φόβου Θεοῦ ἔλθετε. λαὸς Χριστῷ, βασιλεῖ καὶ Θεῶ ἡμῶν. Καὶ μετὰ τὸ πάντας μεταλαβεῖν, θυμιᾳ διάκονος, καὶ λαὸς· Πληρωθήτω τὸ στόμα (4). По другим памятникам той же церкви: ἱερεὺς, λαβὼν ἐν τῇ ἀριδτερᾷ χειρὶ, λέγει μυστικῶς· Μετὰ φόβου Θεῦ καὶ πίστεως. Εἶτα διάκονος· Προσελλθετε (5). Последнюю особенность можно находить и в некоторых памятниках церквей югославянских (6).

Стр. 135. Обычай произносить ектенью за готовящихся ко просвещению и на литургиях св. Иоанна

(1) Ευχολογ. ркп. преосв Порфир л. 27 об.

(2) Ibid. л. 28.

(2) Молдо-валах Служебн. ркп. Импер публ. библ. №8, л. 191 — 192, № 9, л. 103 — 104.

(4) Ευχολογ. ркп. преосв. Порфир. л. 4 об.

(5) Ευχολογ. ркп. м. Синод. библ. № 280, л. 38; № 281, л 30 об., 31

(6) Сербск. Служебн. ркп. собр. Хлудов. № 117, л. 22 об., 41, Служебн. Молдо-валах ркп. Импер. публ. библ. № 8, л. 59 об.

 

 

426

Златоуста и Василия Великого (1) был прекращен указом патриарха Иоакима от 184 (1676) года июля в 6 день. «В литургии преждеосвященных, говорится в этом указе, о оглашенных ко просвещению глаголати точию на преждеосвященных, кроме суббот и недель» (2).

Стр. 136. При совершении преждеосвященной литургии, священник, одеваясь в священные одежды, читал молитвы, которые положены и для литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого (3).

Стр. 137. Обычай читать во время предначинательного псалма молитвы: 5, 6 и 7 не был чужд и практике церквей югославянских (4).

Во время совершения малого входа, югославянские памятники указывают священнику читать молитву: «Благый человеколюбче Царю, благословивый вьсеческая, молимтися прилежно сердцем сокрушеннемь» (5), а некоторые, кроме этой молитвы, содержат в себе другую: «Боже, Боже нашь, показавый намь великия спасения тайны довольно приносить жрьтву» и стих: «Благословеное вьхождение у Христа истинного Бога нашего всегда ныне» (6). Нынешняя же молитва входа: «Вечер, и заутра и полудне» положена для чтения во время пения «Господи воззвах» (7).

Стр. 139. В одном из сербских памятников момент произнесения слов: «Свет Христов просвещает всех» описывается некоторыми любопытными чертами. «Попь: Премудрость. Святии слави. Свет

(1) Κοντακιον, ркп. Свиток Импер. публ. библ. № 104.

(2) Указн. кн. ркп. Типограф. библ. № 67, л. 33 об.

(3) Сербск. Служебн. ркп. собр. Хлудов. № 114, л. 6 об.

(4) Молдо-валах. Служебн. ркп. Императ. публ. библ. № 8, л. 104—105.

(5) Сербск. Служебн. ркп. собр. Хлудов. № 117, л. 44 об., № 113, л. 65; Молдо-валах. Служ. № 8, л. 127; № 9, л. 65 об.

(6) Сербск. Служебн. ркп. собр. Хлудов. № 117 л. 44 об.

(7) Ibid. л. 45.

 

 

427

Христовь. Дрьжа свещу и кадильницу речеть тай: Благослови, втадыко. свети свет. Яко Ты еси просвещение» (1)...

Стр. 140. Чтение молитвы: «Боже седей на херувиме и от серафима славляся‘‘, во время пения: «,Ныне силы небесныя», вполне согласно с практикою церкви сербской» (2).

Стр. 144. В одном из сербских служебников чин преждеосвященной литургии надписывается так: «Божественная служба преждеосвященная святого и великого Василия» (‘).

Стр. 140, 147, 153 и т. д. Отпусты, приведенные в нашем исследовании, как особенность древнерусской богослужебной практики, явились в наших богослужебных памятниках несомненно под влиянием памятников церквей югославянских (4). Здесь количество отпустов на разные дни гораздо даже больше, чем в наших памятниках.

Стр. 158. Многолетие царю, произносимое, по отпусте литургии, в навечерие Рождества Христова, состояло из следующих трех формул: «Многолетно сотвори Бог святое царство их на многа лета», «Многодетно сотвори Бог державное и святое царство их многа лета» и «Многодетно сотвори Бог боговенчанное, богонареченное, богособлюдаемое, державное и святое царство их на многа лета».

Стр. 173. Обычай совершать литургию св. Иоанна Златоуста в праздник Благовещения Пресвятые Богородицы, если этот праздник приходился в один из воскресных дней великого поста, прекратил свое существование в 1682 году (5).

(1) Сербск. Служебн. ркп. собр. Хлудов. № 117, л. 4 5.

(2) Сербск. Служебн. ркп. собр. Хлудов. № 117, л. 48 об.

(3) Ркп. собр. Хлудов. № 114, л. 60 об.

(4) Молдо-валах Служебн. ркп. Импер. публ. библ. №8, л. 147— 148; № 9, л. 78—79, ркп. собр. Хлудов. № 113, л. 78—82.

(5) Прибавл. к Твор. св. отц. 1883 г. ч. 32, стр. 359.

 

 

428

Стр. 229. В одном из югославянских памятников для утрени на св. Пасху мы находим следующие возгласы: после первой песни «Яко Твоя держава», после третьей—«Яко благ и человеколюбец», после четвертой — «Яко Ты еси Бог наш», после пятой—«Яко благословися и прославися», после шестой—«Яко Ты еси Царь миру», после седьмой— «Яко святися и прославися», после восьмой — «Яко Ты еси Бог наш» и, наконец, после девятой — «Яко Тебе хвалят вьсе силы небесныя» (1).

Стр. 387, 390 и т. д. Чин брака в сербских памятниках, по своим особенностям, стоит весьма близко к тому же чину наших памятников, но имеет и не мало особенностей, которые отличают его от последнего. Эти-то вот особенности и побуждают нас сделать описания известных нам списков этого чина сербских памятников.

«Служба на армасание маложенцем» начинается великою ектеньею, состоящею из следующих прошений: «Миром Господу помолимсе», «О свышнемь мире», «О мире всего мира», «О снемлющихсе на общение браку», «О благословити бракось, якожь быти в Кана Галилеи», «О семь рабе Божии и о Христове сьчетани», «Яко да и Господь Богь нашь дасть имь честный бракь и ложе нескверно», «О даровати има целомудрость и плодь чедь наползу», «О даровати има вся прошения», «О всехь требуюшихь Господи Твою помощь и заступление». Священник, во время произнесения этой ектеньи, читал тайно молитву: «Боже Святый, создавый человека и от ребра помощницу ему» (ныне третья). После прошения: «Заступи, спаси» и по возгласе: «Яко Твоя держава» священник читал молитву: «Боже вечный создавый растоящияся», переменял кольца новобрачных и произносил другую молитву: «Господи Боже нашь, обручей себе

(1) Молдо-валах. Служебн. ркп. Импер, публичн. библ. № 9, л. 79 об.

 

 

429

языческую церковь», которой чин обручения и оканчивался.

Чин на браковенчание тоже начинается ектеньею: «Миром Господу», «О сьвышнемь мире», «О благословитисе бракось, якоже быти в Кань Галилеи», «О снемлющихсе браку на общение», «О сею рабу Божию о Христове сьчетании», «Яко да Господь Богь дасть имь честный бракь», «О даровати имь целомудрень плодь чеда», «О даровати имь прошение еже на спасение», «За дарь преждеосвященное и честное тело и кровь Христа Твоего», «Яко причаститесе имь ложе нескверньно», «О избавитисе намь от всякое скверьны». Священник читает тайно молитву: «Боже Святый и дивный, создавый человека и от ребрь сьздавь ему жену и давь ему помощь». Ектенья великая оканчивается возгласом священника: «Яко Твоя держава», после которого он идет в алтарь за венцами. Возлагая их на головы брачущихся, священник произносит: «Господи, Господь нашь, яко чудно» и читает тропарь 4 гласа: «Господи, Господи, Боже нашь, иже славою и честию венчал еси святые мученики, Ты венчай раба Твоего и рабу Твою венцемь славу и честь, венцемь миру в славу Отца и Сына и Святого Духа», чтец произносит прокимен: «Положил еси на главах ихь венцы» и читаются апостол из послания к Коринфяном: «Братие хощу да вси человеци будуть, якоже и азь» с концем: «Святися жена неверна о муже верне» и евангелие от Иоанна, что ныне. Далее следуют молитвы: «Благословен еси Господи Боже нашь тайного и пречистый бракь святы сьдетель и не нетлению хранитель» и «Господи Боже нашь Иисусе Христе, Ты бо еси Бог наш присный и всей твари Творец преобразивый Адама предеда ребро в жену», после которых священник произносит «Мир всем» и возглашает: «Вьзлюбимь друг друга». «И целует попь мужа и жену и сами се, и потомь попь горе руце воздевь: «И сподоби ны Владыко». Певцы

 

 

430

поют «Отче наш». Священник возглашает: «Яко Твоя держава» и, сказав: «Мир всем», читает тайно молитву: «Господи Боже нашь, сподоблены в спасенем Твоемь смотрени в Кань Галилеи яви честный бракь Твоимь пришествием». После возгласа: «Ты бо еси Бог нашь», произносимого вслух, священник, держа в руках святые дары, говорит: «Вонмемь. Преждеосвященная святая святым» «и дасть имь святые дары глаголеть: «Приимете тело и кровь Господа Бога нашего Иисуса Христа в оставление грехов и в жизнь вечную». «Потом чашу вина налиявь, поставить на святой трапезе и речеть молитву тай надь ню: «Боже творей всачьскыа крепостию украшей венцемь светы Владыко Господи», даеть пити чату и читает вслух: «Христе Боже нашь, пришед в Кань Галилеи и благослови бракь, благослови ныня сихь». «Потом поведут ихь от церкви в клет» с пением: «Господи, Господи призри с небесе» (1).

В другом списке чин обручения ничем не разнится от того же чина в наших славяно-русских памятниках (стр. 386), если не считать за особенность, что совершителем брака здесь является архиерей (ркп. № 21 л. 15 об.). Что касается чина венчания, то в нем есть несколько особенностей от наших чинов. После великой ектеньи, которая, как и в наших памятниках, короче нынешней, священник читает молитвы: «Боже пречистый и всего создания сьдетелю, претворивы ребро прадеда нашего» и «Боже Святый создавый жену», а затем, полагая венцы на голову брачущихся, говорит: «Господи Боже нашь, славою и честию венчаль и еси». «И емь жену за десную руку, вдасть ю мужу в десную руку, и глаголеть: «Мир всемь», «Главы ваша» и «Господи Боже наш, сподобивый в спасительнемь смотрении

(1) Сербск. Требн. ркп. Импер. публ. библ. (Гильферд.) № 24. л. 8 об.—15.

 

 

431

в Кани Галилейстей». По прочтении этой молитвы, священник возглашает: «И сподоби нас Владыко» и поется «Отче наш». Священник говорит: «Преждеосвященная святая святым», клир поет: «Един свят, един Господь». Причастив новобрачных, священник читает молитву: «Боже сьтворивый всачьская крепостию своею и утруждь вселенную», и даеть пить вино мужу и жене. После пьеть мужь. И отдаст има пити по трищи и комуждо мужу и жене и последие испиеть мужь. И отдаст попь стькляницу некоему и разбиють, и тако идуть к лавици, поюице стих: «Славою и честию венчаль я еси и поставил я еси». Здесь священник читает молитву: «Господи Боже нашь, благослови венець лету и сущая венца полагати», а затем, сняв с новобрачных венцы, благословив их и сказав: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа», отпускает домой (1).

По третьему списку, чин обручения изложен почти также, как и во втором. Разница та, что, кроме молитвы: «Господи Боже нашь, иже от язык обручивый себе церковь», в этом списке указано читать еще другую молитву, надписываемую: «и другую молитву напредь общения чаши»: «Господи Боже нашь, вся творе крепостию», после которой священник дает обручающимся пить из общей чаши и отпускает их домой. «Аще же хощеть у тьизы днь венчати ихь, замечается в этом списке, да не даеть общения чаше и (но?) по чину служения на венчания вземлеть венцы».

Чин венчания, как и в наших памятниках, начинается великою ектеньею и молитвою: «Боже Святый создавый человека», после которой «восприемлеть священникь венце, пое псаломь 20: «Господи силою Твоею вьзвеселится царь. Положил еси на главе ихь венць от камене честного, живота про-

(1) Сербск. Требн. ркп. собр. Гильферд. № 21, л. 13 об.—19.

 

 

432

сеть Тебе и даль еси имь долготу дни в векы века». Стих этот священник произносит трижды, полагает на брачущихся венцы и читает молитву на главоприклонение: «Господи Боже нашь, иже славою и честью венчавь святые мученики». Затем священник, «емь жену за руку, и дасть мужу десную руку». Читается апостол из послания к Коринфяном: «Хощу да вси человеци будут якоже аз» и нынешнее евангелие. Непосредственно за евангелием священник произносит молитву: «Благословен еси Господи Боже нашь тайного и пречистого брака» и возглашает: «Мир всем», диакон: «Возлюбим друг друга», клир поет «Отца и Сына». «И целуеть священникь обою и она сама себе целуеть, глаголюще: «Посреде нась Христос». «И есть и будеть». После этого диакон говорит: «Главы ваша», священник, прочитавши молитву: «Господи Боже нашь, иже в спасение и Твоемь смотрение» входит в алтарь и возглашает: «И сподоби нас владыко». Певцы поют «Отче наш». Священник выносит чашу с св. дарами и, при пении клиром причастна: «Чашу спасения», причащает брачующихся. Потом священник становит чашу с вином на престол, наклоняется над нею, читает молитву: «Господи Боже нашь, вься сотворей крепостию си» и дает из нея пить брачущимся. Затем священник читает наставление: «Братие, радуйтеся оГосподе вьсегда и пакы реку радуйтесь» и обращается священникь с нима на десно поющи: «Господи, Господи, призри с небеси и виждь». Этот тропарь священник произносит трижды с следующими стихами: «Блажень мужь боейся Господа» и «Сильно на земли будеть семя его», слава и ныне «Едина чистая Бога безь семене». «Посемь целуеть ихь кумь и вси пришедшие с нимь».

В конце чина, по этому списку, находим молитвы «сьнетию венцемь»: «Господи Боже нашь пришедый в Кану Галилейскую, Тый благослови рабы Твои

 

 

433

сии», после которой «и сьнемлеть священникь венце и свезуеть ихь гойтанемь и полагаеть ихь в чертозе. Бывает благодарение велие и ядуще и пиють и веселитеся о Христе и о женисе и о невесте. Потомь священникь молитву украсити невесту: «Господи Боже нашь, чертог благолепия сподобивый всехь и в законе и Твоихь нетленныихь венець», произносил ектенью и совершает отпуст.

Чин обручения, по четвертому списку, начинается обычным возгласом, чтением Трисвятаго, Пресвятая Троице, Отче наш, тропаря и кондака дня, после которых уже произносится ектенья и читаются молитвы: «Боже вечный», по главоприклонении, «Господи Боже наш, обручивый се языческую церковь в Деву пречестную» и молитва вельми «Боже Святый, создавый человека по образу своему и от ребра создав ему жену» и совершается обычный отпуст.

Чин венчания начинается тоже обычным возгласом, чтением Трисвятого, Отче наш, тропаря и кондака царю Константину равноапостольному. После этого произносится ектенья, читается молитва: «Боже Святый создавый человека по образу» и возлагаются на брачующихся венцы с пением: «Господи, Господи, призри с небесе и виждь и посети винограда своего». Священник произносит стих: «Жена твоя, яко лоза плодовита в странах», а клир поет тот же стих. После этого священник читает молитву: «Господи, иже славое честия венчаль еси святыхь своихь мученикь», «пременяеть перьстни, даеть руку жены в руку мужу», произносится прокимен: «Положил еси на главе ихь венцы», читается апостол из послания к Римлянам: «Хощу да вси человеци будите, якоже и аз» (2), нынешнее

(1) Сербск. требн. ркп. м. Синод. библ. 307, л. 14 об., 20 об., № 324, л. 73—82 об.

(2) Этот апостол поставлен вместо зачеркнутого· «Братие, создав человека, от ребра его создавь жену».

 

 

434

евангелие и молитва: «Благословен еси Господи Боже нашь». По прочтении этой молитвы, священник возглашает: «И сподоби нас владыко», клир поет «Отче наш», священник говорит: «Вонмем. Святая святым», клир поет: «Един свят». Священник причащает брачующихся, читает молитву: «Боже сотвори вьсе крепостию своею украсиви венце всемь сотвореннымь тобою и дасть имь нафору». «Потомь и медь и целуеть их глаголеть: Мирь Божию да и есть ст. вами в веки аминь». «И целуют людие и щипеть е҃хлебь и потомь оводеть около креста и присипують и сеи поють: «Господи, Господи, призри с небеси». После обхождения около креста, при пении псалма: «Блажени вси боящиисе Господа», все выходили из храма с пением стихиры на слава и ныне: «Радуйся душевная церкви благословенная, радуйся Агнце благословенна Божия». Чин венчания, по этому списку, оканчивается молитвою «сь(не)ти венець: «Господи Боже нашь, пришедый в Каней Галилей, благослови бракь сей и благослови ныня», краткою сугубою ектеньею и обычным отпустом (1).

(1) Сербск. Требн. ркп. Севаст. собр. № 1449, л. 22 об.—26.


Страница сгенерирована за 0.4 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.