13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Дополнения и поправки.
417
ДОПОЛНЕНИЯ И ПОПРАВКИ.
К стр. 10. Мы указали на один из памятников XVI века нашей соловецкой библиотеки, в котором число светильничных молитв простирается до 15. Теперь мы можем прибавить, что молитвы: «Наслаждешься Господи видения вся дни твари величия Твоего», «Тебе присносущного света и невечернего Боже наш», «Боже приемля неусыпающее и непрестающее славословие» и на главоприклонение: «Господи Боже, приклони сердца наша в послушание» в одном из памятников того же времени отнесены к утренним молитвам на время пения канона, как это можно видеть из следующей над ними надписи: «Сия же молитвы глаголи, егда канон поют» (1).
Стр. 15. Обычай первые слова песни св. мученика Афиногена: «Свете тихий» произносить священнику или диакону, а певцам петь с дальнейших слов: «Святые славы» и т. д. едва ли не перешел к нам из практики сербской церкви. По крайней мере, в одном из памятников этой церкви мы находим указания на него, хотя и не вполне ясные (2).
Стр. 16. Частое возглашение: «Мир всем» не было чуждо практике древнегреческой церкви. Это можно видеть из следующего весьма любопытного места Ευχολογιον-а преосв. Порфирия: Καὶ ἀνακύψας προσκυνεῖ τὴν ἁγίαν τράπεζαν καὶ ὑψώσας τὰς χεῖρας,
(1) Ркп. Импер публ. библ. № 59, л. 109, 110.
(2) Сербск. Требн. ркп. собр. Хлудов. № 117, л. 45.
418
κράζει σὺν τῷ λαῷ τρίτον· Κύριε ἐλέησον. Καὶ στραφεὶς σῴραγιζει τῷ λαῷ καὶ ἐκφωνεῖ λαμπράτῃ φωνῇ. Ὅτι ἐλεήμων καὶ φιλάνθρωπος... Упомянутыйвозглас оканчивает молитву: τὴν ἐκτενὴν εὐχὴν. Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, τὴν ἐκτενὴν ταύτην ἱκεσίαν (1).
Стр. 21. В Ευχολογιον-епреосвящ. Порфирия первые восемь утренних молитв расположены так же, как и в Тактиконе Иоанна Кантакузена, но дальнейшие молитвы и их распорядок значительно разнятся. На девятом месте находим молитву: Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν ὁ τὴν διὰ μετανοίαν ἄφεσιν τοῖς ἀνθρώποις δωρησάμενος, имеющую надпись такую: Εὐχὴ εὡθινὴ θ' τοῦ πεντικοστοῦ, на десятом — Εὐχὴ ί εἰς το· Αἴνετε τὸν Κύριον ἐκ τῶν οὐρανῶν. Ὁ Θεὸς, ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ τὰς νοερὰς καὶ ὑποστησάμενος, на одиннадцатом — Εὐχὴ ἀπολύσεως. Αίνοῦμεν καὶ ὑμνοῦμεν..., на двенадцатом — Εὐχὴ τῆς κεφαλοκλιβίας. Κύριε ἁγίε ἐν ὑψίστοις κατοίκῶν..., на тринадцатом— Εὐχὴ τῆς ἀπολύσεως τοῦ ὅρθρου. Δέσποτα τρισάγιε, Κύριε ὁ Θεὸς ἡμῶν, τὸ φῶς καὶ ζωὴ καὶ ἀνάστασις τῶν ψυχῶν ἡμῶν, ὁ πάντας ἀνθρώπους θέλων σωθῆναι... и на четырнадцатом: Εὐχὴ τῆς ἐκτενῆς τοῦ ὅρθρου—Ὁ ἐνεσχήσας ἡμῖν τὰ θεῖα δου λόγια (2)....
Стр. 22.В XVIвеке практиковалось на утрени в воскресные дни не петь по кафизмах псалма: «Хвалите имя Господне» и в недели: блудного, мясопустную и сыропустную—псалма: «На реках вавилонских». Это мы узнаем из Стоглава. «В уставе писано, спрашивал отцов собора царь Иван Васильевич, пети по неделям от Воздвиженьева дни Честного креста до сырныя недели «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви», а третий псалом: «На реце вавилонстей» пети трижды в году: в неделю блудного и мясопустную и сыропуст-
(1) Ευχολογ. ркп. преосв. Порф. л. 19.
(2) Ibid. л. 52—56.
419
ную. Коея ради вины здеся того не поют»? Отцы собора на это ответили следующим постановлением: «по всем святым соборным церквам пети все три псалмы неотложно, по божественному уставу» (1).
Стр. 58 и т. д. В одном из памятников южнославянского происхождения входное описывается так: «Входит в церковь и свькупився с диаконом, творита вкупе к въстоку поклонения 3 и к обема ликома по единому и тако отходита. Егдаже поклоняется и целующе святыя иконы, глаголета к себе молитву сию; «Господи посли ми руку Твою от вышняго святого жилища Твоего» (2). В другом памятнике сербского происхождения о том же моменте чина литургии замечается: «Попь хотеи литургисати, поклонитсе 3-щи предь святыми дверми и целует икони, глаголе Трисвятое, и вьлезь вьноутрь, облечесь в стихарь» (3).
Стр. 77. При одевании в стихарь, епитрахиль и поручи в одном из памятников сербской церкви положено читать те же стихи, что и ныне, но с окончанием: «Всегда ныне и присно» (4). В другом памятнике той же церкви наряду со стихом: «Да возрадуется душа моя о Господе» положено читать еще «Господь воцарися и в лепоту ся облече всегда ныне». При опоясывании поясом священник читает: «Растрьзая вретище мое и препоесаль мя еси веселиемь да вьспоеть те» (5). Последнего стиха в наших древнерусских богослужебных памятниках мы не встречали, но вместо этого в одном из них положено читать на ряду со стихом: «Благословен Бог, изливая благодать свою» и стих:
(1) Стоглав глав 41, вопр. 10, стр. 173.
(2) Молдо-валах Служебн. ркп. Импер. публ. библ. № 8, л. 1 об., 2.
(3) Сербск. Служебн, ркп. Импер. публ. библ. № 10, л. 1 об.
(4) Ibid. л. 2.
(5) Сербск. Служебн. ркп. Хлудов. собр. № 117, л. 1 об.
420
«Ты же, Спасе наш, Сам страсти претерпе, да нас свободиши от страстей, животе и воскресение наше слава Тебе» (1).
Стр. 79. Омовение рук священником совершалось в практике сербской церкви иногда с чтеньем только следующих слов: «Умию в неповинныихь руце мои и обыду олтарь Твой, Господи, и да услышу глась хвалы Твоее всегда ныне и присно и в векы векомь. Аминь» (2).
Стр. 86, 87. Ясное указание на две просфоры (3) и на пять (4) мы находим и в сербских богослужебных памятниках.
Стр. 88. В сербских памятниках мы находим весьма интересные особенности в изложении обрядов, совершаемых на проскомидии, из которых многие имеют весьма большое отношение к особенностям наших богослужебных памятников. «Приходить в малый олтарь попь и диаконь, хоте резати просфору, глаголеть: «Вьспоминание страсти Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа». Потомь перекрестить трише ножемь просфору, глаголеть сице: «Вь славу и честь Господа Бога Спаса нашего Иисуса (Іс) Христа». И начнет вьрезовати среду просфоуре крестаобразно на четыри чести и глаголеть сице на првой чести: «Яко овче на заколене ведьсе», на вторей чести—«Яко Агнць премо стригоущоѡмоу безьгласень», на третией чести—«Тако не отврьзаеть оусть своихь в смерени своемь», на четврьтой чести—«Суд его вьзетьсе, а родь его кто исповесть». Изымае вьнь глаголеть: «Яко вьземлетсе оть земле животь его». И вьнемь среду положить в знако и пререзае на кресть
(1) Требн. ркп. Императ. публ. библ. № 59, л. 9.
(2) Сербск. Служебн. ркп. Импер. публ. библ. № 10, л. 3.
(3) Ibidem.
(4) Ркп. Импер. публичн. библ. № 8, л. 5 об.—11, ркп. Хлудов. библ. № 114, л. 10, 11.
421
глаголеть: «Закалаетсе Агнець Божий за животь миру, вьземлей грехы всего мира всегда ныне». И обратить пакы и положить на святы блюдо. И анафорам Господскымь тойжде чинь. И посемь начнет проскомисати другые просфуры. Приими Господи жертву сию в честь и в славу Богородицы, небесных сил: Михаила, Уриила, Гавриила, Рафаила, святых пророк, крестителя Иоанна, апостол: Петра и Павла всех апостол, отцев и учителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуотого и всех святитель и мученик: Стефана, Георгия, Феодора, Прокопия, мученика или преподобномученицы дня. Потом положить цедило на святей чаши и вливает вино и воду глаголеть: «И единь от воинь.... и истинно свидетельство Его». Потомь: «Яко трие суть свидетельствующей: Духь и вода и кровь — три суть в едино» (1).
Стр. 91. Относительно вина и воды, вливаемых в сосуд на проскомидии диаконом, в одном из наших богослужебных памятников XVI века мы находим следующее любопытное замечание: «Диакон же, прием в десную руку вино в левую· же воду, и рек первие к священнику: «Благослови владыко». И прием от него благословение и спуская в потир вино, дръжа повыше в десной руце, воду—в левой руце. И вина бы мраз не хватил, ни воды не прилей к вину нималоже. зане изыде из ребра Спасова кровь и вода разно» (2).
Стр. 97. В памятниках сербской церкви с пятью просфорами из первой просфоры вынимается Агнец, из второй—часть в честь Богородицы, из третьей—в честь небесных сил, Предтечи и всех святых, из четвертой — за епископов вообще, за местного епископа, пресвитеров, царей, игумена, мо-
(1) Сербск. Служебн. ркп. Импер публ. библ. № 10, л. 5—9.
(2) Служебн. ркп. Импер публ. библ. № 59, л. 14.
422
настырскую братию и за всех живых и из пятой—за создателя храма, умершего архиерея и всех вообще умерших. Из той же просфоры вынимает служащий священник часть и за себя. После священника вынимает частицы за живых и усопших из просфор четвертой и пятой диакон (1).
Стр. 107. В Ενγρλογιον-епреосвященного Порфирия мы находим αἰτήσεις τοῦ τρισαγίον, которые суть ничто иное, как великая ектенья. После прошения: Ὑπὸ τοῦ ρυσθπῆναι следует такое замечание: Καὶ εὐθὺς εὐχὴ τοῦ τρισαγίου τῆς προσκομιδίας τοῦ Χρυσοστόμου. Ἅγιε τῶν ἁγίων ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ μόνος ἅγίος... (Ευγολογ. Goar. pag. 83) Καὶ εὐθὺς ὁ διάκονος. Ἀντιλαβοῦ σῶσον, Τῆς παναγίας, καὶ ὁ ἱερεὺς. Ὅτι ἅγίος σοι ὁ Θεὸς. Καὶ εὐθὺς τὸ Τρισάγιον. Καὶ ὡς πληρώδῃ τὸ Τρισάγιον, ἀσπάζεται τὴν ἅγίαν τράπεζαν ἐν μυστηρίῳ, λέγων Εὐλογημένη ἡ βασιλεία τὸν Πατρὸς... Καὶ στραφεὶς πρὸς τὸν λαὸν, λέγει· Πρόσχωμεν. Εἰρήνη πασιν. Τὸ ἀλληλούια (т. e. после чтения апостола). Καὶ θυμιᾷ ὁ διάκονος, καὶ εὐθὺς λέγει ὁ διάκονος τὸ ἅγιον εὐαγγέλιον, καὶ τὸ τελοῦσαι τὸ ἁγίον εὐαγγέλιον. ἀποτίθη αὐτὸ εἰς τὴν ἅγιαν τράπεζαν, καὶ πάλιν ἐπερύει αὐτὸ εἰς τὴν ἀγκάλην αὐτον, καὶ ἀσπάζει αὐτὸ πρότον ὁ ἱερεὺς καὶ ὁ πάλιν ὁ διάκονος, καὶ εὐθυς στρεφοῦν πρὸς τὸν λαὸν Είπομεν πάντες (2)...
Стр. 109.Пред чтением евангелия в одном из сербских служебников диакон, подклонив голову под правую руку священника, обращается к нему с такими словами: «Благослови владыко хотещаго чьсти святое евангелие». Священник глаголеть: «Господь дасть глаголь благовествующимь силою многою да благословить те» и т. д. (3).
(1) Ркп. Импер публ. библ. А 8, л. 5—Н, ркп. Хлудов. собр. № 114, л. 10, 11.
(2) Ευχολογ. ркп. преосв. Порфирия л. 17 об., 18
(3) Сербск. Служебн. ркп. собр. Хлудов. № 117, л. 7 об.
423
Стр. 112. Καὶ τοῦ λαοῦ λέγοντος τὸν ὕμνον (т. е. херувимскую), καὶ ὁ ἱερεὺς, νίπτων τὰς χεῖρας, λέγει· Νίψομαι ἐν ἀθώοις... (Goar. pag. 60) (1).
Стр. 113. В одном из памятников XVI в. нашей церкви, кроме возгласа: «Возмите руки ваша», положенного читать при возложении воздуха на плечо диакона, находим еще и другой стих: «В смирении воздежите руки ваша во святая и благословите Господа, и благословить вы Господь от Сиона сотворивый небо и землю». Принимая сосуд в руки, священник читает трижды «Святый Боже». В этом же памятнике мы находим и несколько иную формулу поминовения на великом выходе. «И став против царских дверей, говорится в этом памятнаке, и обглядая очию по церкве на всю братию, и возглашает: «Христианство ваше да помянет Господь Бог во царствии своем всегда ныне и присно» (2)...
Стр. 114. В памятниках сербской церкви, после великого выхода, при входе в алтарь, священнику положено читать: «Вьзмете врата вечная и внидеть Царь славы», а диакону — «Благословен греди в име Господне, Богь Господь явисе намь», при покровении сосудов только—«Благообразный Иосиф» (3). В некоторых памятниках этой церкви, после покровения сосудов большим воздухом, священник с диаконом становятся пред престолом и читают: «Помяни нас Господи, егда приидеши во царствии си», «Помяни нас Владыко»...., «Помяни нас Святый»... Священник опускает фелонь, складывает руки на груди и, обращаясь к диакону, говорит: «Помолисе о мне владыко» (?). «Инь вию преклонив и к иерею зреи глаголеть: «Духь Святыи
(1) Ευχολογ. ркп. преосв. Порфирия, л. 21.
(2) Служебн. ркп. Импер. публ. библ. № 59, л. 39, 40.
(3) Ркп. собр. Хлудов. № 113, л. 20; № 114, л. 25, № 117, л. 20; изд. Венец. 1519, 1554, 1570 гг. л. 23 об., 24; Угро-валах. № 25, л. 35, 36.
424
наидеть на те и сила Вышнего осенить те». Затем диакон обращается к священнику: «Помяни ме, владыко святый». Священник отвечает: «Помянет те Господь Богь в царствии Его» (1).
Стр. 121. Момент пресуществления даров описывается так в одном из греческих евхологиев: Καὶ σφραγίζων τὰ ἅγία δῶρα, λέγει· Καὶ ποιῆσον τὸν μὲν ἄρτον τοῦτον αὐτὸ τίμιον σῶμα τοῦ Χριστοῦ σου, μεταβολὼν τῷ Πνεύματι σου τῷ ἁγίῳ. Καὶ ὁ διάκονος· Ἄμὴν. Καὶ πάλιν τὸ πόπος· Τὸ δὲ ἐν τῷ ποτηρίῳ τοῦτῳ αὐτὸ τὸ τῖμιον αἷμα τὸν Χριστοῦ σου, μεταβολὼν τῷ Πνεύματι σου τῷ ἁγίῳ. О чтении тропаря: «Господи, иже Пресвятого Твоего Духа» ничего не говорится (2). В некоторых памятниках сербской церкви этот момент описывается точно также, но с следующим прибавлением: «Обое прекрьстить глаголя: Причаститеся Святому Духу. Аминь. Помяни мя, владыко. Попь речеть: Помянеть нас Богь во царствии своемь. Аминь» (3). Есть памятники сербской церкви, в которых можно находить и тропарь: «Господи, иже Пресвятого Твоего Духа» (4).
Стр. 122. В сербских памятниках последнее прошение в ектеньи пред пением: «Отче наш» изложено так: «Единениемь веры причастием и Святаго Духа испрошьше намь за ся и за другы Боже живота нашь Христу Богу» (5).
Стр. 123. После возгласа: «Χάριτι καὶ οἰκτηρμοῖς καὶ φιλανθρωπίᾳ, ὁ ἱερεὺς, εὐχόμενος, λέγει τὴν εὐχὴν. Ἀκατάλιπτε Λόγε, όμοουδιε καὶ δυναιδιε τῷ Πατρὶ, τῷ ἁγίῳ Πνεύματι προσδέξαι καὶ τὸν
(1) Сербск. Требн. изд. Венец. 1519, 1554, 1570 гг. л. 23 об. 24, Угро-валах. № 25, л. 35, 36.
(2) Ευχολογ. ркп. преосв Порфир л. 24.
(3) Сербск. Служебн. ркп. собр. Хлудов № 117, л. 16.
(4) Ркп. собр. Хлудов. № 117, л. 25, № 114, л. 31.
(5) Ркп. собр. Хлудов. № 117, л. 16 об.
425
ἡμέτερον ὕμνον»... Kaὶ ἀνισταμένου τούτου ἱερέας, ὁ διάκονος· Πρόσχωμεν Ὁ ιέρεὺς, ὕψων τὸν ἄρτον, λέγει. Τὰ ἁγία τοῖς ἁγίοις (1)…
Стр. 126.Пред причащением священник читал (Εὐχὴ ὅταν θέλῃ κοίνονήσειν ὁ ἱερεὺς): Ὁ Θεὸς ίλάσθητι τῷ ἁμαρτολῶ. Δέσποτα Κύριε, καὶ ἀνὲς, ἀφὲς καὶ συγχώρηδον μου παραπτώματα τὰ ἐκονσία καὶ τὰ ἀκονσία ὐ).
Стр. 129.В югославянских памятниках находим следующие молитвы, надписываемые «молитвы идящу причаститися»: «Се приступаю к Божественному причащению Съдетелю, да не опалиша мя», «Да не будет ми Владыко человеколюбче, святая сия в осуждение кое либо, но в очищение» и «Мне же прилеплятися Богови благо есть и полагатися на Бога» (3).
Относительно возгласа: «Со страхом Божиим» мы находим в памятниках восточных церквей несколько разнообразных указаний. Ὁ διάκονος· Μετὰ φόβου Θεοῦ ἔλθετε. Ὁ λαὸς Χριστῷ, βασιλεῖ καὶ Θεῶ ἡμῶν. Καὶ μετὰ τὸ πάντας μεταλαβεῖν, θυμιᾳ ὁ διάκονος, καὶ ὁ λαὸς· Πληρωθήτω τὸ στόμα (4). По другим памятникам той же церкви: Ὁ ἱερεὺς, λαβὼν ἐν τῇ ἀριδτερᾷ χειρὶ, λέγει μυστικῶς· Μετὰ φόβου Θεῦ καὶ πίστεως. Εἶτα ὁ διάκονος· Προσελλθετε (5). Последнюю особенность можно находить и в некоторых памятниках церквей югославянских (6).
Стр. 135. Обычай произносить ектенью за готовящихся ко просвещению и на литургиях св. Иоанна
(1) Ευχολογ. ркп. преосв Порфир л. 27 об.
(2) Ibid. л. 28.
(2) Молдо-валах Служебн. ркп. Импер публ. библ. №8, л. 191 — 192, № 9, л. 103 — 104.
(4) Ευχολογ. ркп. преосв. Порфир. л. 4 об.
(5) Ευχολογ. ркп. м. Синод. библ. № 280, л. 38; № 281, л 30 об., 31
(6) Сербск. Служебн. ркп. собр. Хлудов. № 117, л. 22 об., 41, Служебн. Молдо-валах ркп. Импер. публ. библ. № 8, л. 59 об.
426
Златоуста и Василия Великого (1) был прекращен указом патриарха Иоакима от 184 (1676) года июля в 6 день. «В литургии преждеосвященных, говорится в этом указе, о оглашенных ко просвещению глаголати точию на преждеосвященных, кроме суббот и недель» (2).
Стр. 136. При совершении преждеосвященной литургии, священник, одеваясь в священные одежды, читал молитвы, которые положены и для литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого (3).
Стр. 137. Обычай читать во время предначинательного псалма молитвы: 5, 6 и 7 не был чужд и практике церквей югославянских (4).
Во время совершения малого входа, югославянские памятники указывают священнику читать молитву: «Благый человеколюбче Царю, благословивый вьсеческая, молимтися прилежно сердцем сокрушеннемь» (5), а некоторые, кроме этой молитвы, содержат в себе другую: «Боже, Боже нашь, показавый намь великия спасения тайны довольно приносить жрьтву» и стих: «Благословеное вьхождение у Христа истинного Бога нашего всегда ныне» (6). Нынешняя же молитва входа: «Вечер, и заутра и полудне» положена для чтения во время пения «Господи воззвах» (7).
Стр. 139. В одном из сербских памятников момент произнесения слов: «Свет Христов просвещает всех» описывается некоторыми любопытными чертами. «Попь: Премудрость. Святии слави. Свет
(1) Κοντακιον, ркп. Свиток Импер. публ. библ. № 104.
(2) Указн. кн. ркп. Типограф. библ. № 67, л. 33 об.
(3) Сербск. Служебн. ркп. собр. Хлудов. № 114, л. 6 об.
(4) Молдо-валах. Служебн. ркп. Императ. публ. библ. № 8, л. 104—105.
(5) Сербск. Служебн. ркп. собр. Хлудов. № 117, л. 44 об., № 113, л. 65; Молдо-валах. Служ. № 8, л. 127; № 9, л. 65 об.
(6) Сербск. Служебн. ркп. собр. Хлудов. № 117 л. 44 об.
(7) Ibid. л. 45.
427
Христовь. Дрьжа свещу и кадильницу речеть тай: Благослови, втадыко. свети свет. Яко Ты еси просвещение» (1)...
Стр. 140. Чтение молитвы: «Боже седей на херувиме и от серафима славляся‘‘, во время пения: «,Ныне силы небесныя», вполне согласно с практикою церкви сербской» (2).
Стр. 144. В одном из сербских служебников чин преждеосвященной литургии надписывается так: «Божественная служба преждеосвященная святого и великого Василия» (‘).
Стр. 140, 147, 153 и т. д. Отпусты, приведенные в нашем исследовании, как особенность древнерусской богослужебной практики, явились в наших богослужебных памятниках несомненно под влиянием памятников церквей югославянских (4). Здесь количество отпустов на разные дни гораздо даже больше, чем в наших памятниках.
Стр. 158. Многолетие царю, произносимое, по отпусте литургии, в навечерие Рождества Христова, состояло из следующих трех формул: «Многолетно сотвори Бог святое царство их на многа лета», «Многодетно сотвори Бог державное и святое царство их многа лета» и «Многодетно сотвори Бог боговенчанное, богонареченное, богособлюдаемое, державное и святое царство их на многа лета».
Стр. 173. Обычай совершать литургию св. Иоанна Златоуста в праздник Благовещения Пресвятые Богородицы, если этот праздник приходился в один из воскресных дней великого поста, прекратил свое существование в 1682 году (5).
(1) Сербск. Служебн. ркп. собр. Хлудов. № 117, л. 4 5.
(2) Сербск. Служебн. ркп. собр. Хлудов. № 117, л. 48 об.
(3) Ркп. собр. Хлудов. № 114, л. 60 об.
(4) Молдо-валах Служебн. ркп. Импер. публ. библ. №8, л. 147— 148; № 9, л. 78—79, ркп. собр. Хлудов. № 113, л. 78—82.
(5) Прибавл. к Твор. св. отц. 1883 г. ч. 32, стр. 359.
428
Стр. 229. В одном из югославянских памятников для утрени на св. Пасху мы находим следующие возгласы: после первой песни «Яко Твоя держава», после третьей—«Яко благ и человеколюбец», после четвертой — «Яко Ты еси Бог наш», после пятой—«Яко благословися и прославися», после шестой—«Яко Ты еси Царь миру», после седьмой— «Яко святися и прославися», после восьмой — «Яко Ты еси Бог наш» и, наконец, после девятой — «Яко Тебе хвалят вьсе силы небесныя» (1).
Стр. 387, 390 и т. д. Чин брака в сербских памятниках, по своим особенностям, стоит весьма близко к тому же чину наших памятников, но имеет и не мало особенностей, которые отличают его от последнего. Эти-то вот особенности и побуждают нас сделать описания известных нам списков этого чина сербских памятников.
«Служба на армасание маложенцем» начинается великою ектеньею, состоящею из следующих прошений: «Миром Господу помолимсе», «О свышнемь мире», «О мире всего мира», «О снемлющихсе на общение браку», «О благословити бракось, якожь быти в Кана Галилеи», «О семь рабе Божии и о Христове сьчетани», «Яко да и Господь Богь нашь дасть имь честный бракь и ложе нескверно», «О даровати има целомудрость и плодь чедь наползу», «О даровати има вся прошения», «О всехь требуюшихь Господи Твою помощь и заступление». Священник, во время произнесения этой ектеньи, читал тайно молитву: «Боже Святый, создавый человека и от ребра помощницу ему» (ныне третья). После прошения: «Заступи, спаси» и по возгласе: «Яко Твоя держава» священник читал молитву: «Боже вечный создавый растоящияся», переменял кольца новобрачных и произносил другую молитву: «Господи Боже нашь, обручей себе
(1) Молдо-валах. Служебн. ркп. Импер, публичн. библ. № 9, л. 79 об.
429
языческую церковь», которой чин обручения и оканчивался.
Чин на браковенчание тоже начинается ектеньею: «Миром Господу», «О сьвышнемь мире», «О благословитисе бракось, якоже быти в Кань Галилеи», «О снемлющихсе браку на общение», «О сею рабу Божию о Христове сьчетании», «Яко да Господь Богь дасть имь честный бракь», «О даровати имь целомудрень плодь чеда», «О даровати имь прошение еже на спасение», «За дарь преждеосвященное и честное тело и кровь Христа Твоего», «Яко причаститесе имь ложе нескверньно», «О избавитисе намь от всякое скверьны». Священник читает тайно молитву: «Боже Святый и дивный, создавый человека и от ребрь сьздавь ему жену и давь ему помощь». Ектенья великая оканчивается возгласом священника: «Яко Твоя держава», после которого он идет в алтарь за венцами. Возлагая их на головы брачущихся, священник произносит: «Господи, Господь нашь, яко чудно» и читает тропарь 4 гласа: «Господи, Господи, Боже нашь, иже славою и честию венчал еси святые мученики, Ты венчай раба Твоего и рабу Твою венцемь славу и честь, венцемь миру в славу Отца и Сына и Святого Духа», чтец произносит прокимен: «Положил еси на главах ихь венцы» и читаются апостол из послания к Коринфяном: «Братие хощу да вси человеци будуть, якоже и азь» с концем: «Святися жена неверна о муже верне» и евангелие от Иоанна, что ныне. Далее следуют молитвы: «Благословен еси Господи Боже нашь тайного и пречистый бракь святы сьдетель и не нетлению хранитель» и «Господи Боже нашь Иисусе Христе, Ты бо еси Бог наш присный и всей твари Творец преобразивый Адама предеда ребро в жену», после которых священник произносит «Мир всем» и возглашает: «Вьзлюбимь друг друга». «И целует попь мужа и жену и сами се, и потомь попь горе руце воздевь: «И сподоби ны Владыко». Певцы
430
поют «Отче наш». Священник возглашает: «Яко Твоя держава» и, сказав: «Мир всем», читает тайно молитву: «Господи Боже нашь, сподоблены в спасенем Твоемь смотрени в Кань Галилеи яви честный бракь Твоимь пришествием». После возгласа: «Ты бо еси Бог нашь», произносимого вслух, священник, держа в руках святые дары, говорит: «Вонмемь. Преждеосвященная святая святым» «и дасть имь святые дары глаголеть: «Приимете тело и кровь Господа Бога нашего Иисуса Христа в оставление грехов и в жизнь вечную». «Потом чашу вина налиявь, поставить на святой трапезе и речеть молитву тай надь ню: «Боже творей всачьскыа крепостию украшей венцемь светы Владыко Господи», даеть пити чату и читает вслух: «Христе Боже нашь, пришед в Кань Галилеи и благослови бракь, благослови ныня сихь». «Потом поведут ихь от церкви в клет» с пением: «Господи, Господи призри с небесе» (1).
В другом списке чин обручения ничем не разнится от того же чина в наших славяно-русских памятниках (стр. 386), если не считать за особенность, что совершителем брака здесь является архиерей (ркп. № 21 л. 15 об.). Что касается чина венчания, то в нем есть несколько особенностей от наших чинов. После великой ектеньи, которая, как и в наших памятниках, короче нынешней, священник читает молитвы: «Боже пречистый и всего создания сьдетелю, претворивы ребро прадеда нашего» и «Боже Святый создавый жену», а затем, полагая венцы на голову брачущихся, говорит: «Господи Боже нашь, славою и честию венчаль и еси». «И емь жену за десную руку, вдасть ю мужу в десную руку, и глаголеть: «Мир всемь», «Главы ваша» и «Господи Боже наш, сподобивый в спасительнемь смотрении
(1) Сербск. Требн. ркп. Импер. публ. библ. (Гильферд.) № 24. л. 8 об.—15.
431
в Кани Галилейстей». По прочтении этой молитвы, священник возглашает: «И сподоби нас Владыко» и поется «Отче наш». Священник говорит: «Преждеосвященная святая святым», клир поет: «Един свят, един Господь». Причастив новобрачных, священник читает молитву: «Боже сьтворивый всачьская крепостию своею и утруждь вселенную», и даеть пить вино мужу и жене. После пьеть мужь. И отдаст има пити по трищи и комуждо мужу и жене и последие испиеть мужь. И отдаст попь стькляницу некоему и разбиють, и тако идуть к лавици, поюице стих: «Славою и честию венчаль я еси и поставил я еси». Здесь священник читает молитву: «Господи Боже нашь, благослови венець лету и сущая венца полагати», а затем, сняв с новобрачных венцы, благословив их и сказав: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа», отпускает домой (1).
По третьему списку, чин обручения изложен почти также, как и во втором. Разница та, что, кроме молитвы: «Господи Боже нашь, иже от язык обручивый себе церковь», в этом списке указано читать еще другую молитву, надписываемую: «и другую молитву напредь общения чаши»: «Господи Боже нашь, вся творе крепостию», после которой священник дает обручающимся пить из общей чаши и отпускает их домой. «Аще же хощеть у тьизы днь венчати ихь, замечается в этом списке, да не даеть общения чаше и (но?) по чину служения на венчания вземлеть венцы».
Чин венчания, как и в наших памятниках, начинается великою ектеньею и молитвою: «Боже Святый создавый человека», после которой «восприемлеть священникь венце, пое псаломь 20: «Господи силою Твоею вьзвеселится царь. Положил еси на главе ихь венць от камене честного, живота про-
(1) Сербск. Требн. ркп. собр. Гильферд. № 21, л. 13 об.—19.
432
сеть Тебе и даль еси имь долготу дни в векы века». Стих этот священник произносит трижды, полагает на брачущихся венцы и читает молитву на главоприклонение: «Господи Боже нашь, иже славою и честью венчавь святые мученики». Затем священник, «емь жену за руку, и дасть мужу десную руку». Читается апостол из послания к Коринфяном: «Хощу да вси человеци будут якоже аз» и нынешнее евангелие. Непосредственно за евангелием священник произносит молитву: «Благословен еси Господи Боже нашь тайного и пречистого брака» и возглашает: «Мир всем», диакон: «Возлюбим друг друга», клир поет «Отца и Сына». «И целуеть священникь обою и она сама себе целуеть, глаголюще: «Посреде нась Христос». «И есть и будеть». После этого диакон говорит: «Главы ваша», священник, прочитавши молитву: «Господи Боже нашь, иже в спасение и Твоемь смотрение» входит в алтарь и возглашает: «И сподоби нас владыко». Певцы поют «Отче наш». Священник выносит чашу с св. дарами и, при пении клиром причастна: «Чашу спасения», причащает брачующихся. Потом священник становит чашу с вином на престол, наклоняется над нею, читает молитву: «Господи Боже нашь, вься сотворей крепостию си» и дает из нея пить брачущимся. Затем священник читает наставление: «Братие, радуйтеся оГосподе вьсегда и пакы реку радуйтесь» и обращается священникь с нима на десно поющи: «Господи, Господи, призри с небеси и виждь». Этот тропарь священник произносит трижды с следующими стихами: «Блажень мужь боейся Господа» и «Сильно на земли будеть семя его», слава и ныне «Едина чистая Бога безь семене». «Посемь целуеть ихь кумь и вси пришедшие с нимь».
В конце чина, по этому списку, находим молитвы «сьнетию венцемь»: «Господи Боже нашь пришедый в Кану Галилейскую, Тый благослови рабы Твои
433
сии», после которой «и сьнемлеть священникь венце и свезуеть ихь гойтанемь и полагаеть ихь в чертозе. Бывает благодарение велие и ядуще и пиють и веселитеся о Христе и о женисе и о невесте. Потомь священникь молитву украсити невесту: «Господи Боже нашь, чертог благолепия сподобивый всехь и в законе и Твоихь нетленныихь венець», произносил ектенью и совершает отпуст.
Чин обручения, по четвертому списку, начинается обычным возгласом, чтением Трисвятаго, Пресвятая Троице, Отче наш, тропаря и кондака дня, после которых уже произносится ектенья и читаются молитвы: «Боже вечный», по главоприклонении, «Господи Боже наш, обручивый се языческую церковь в Деву пречестную» и молитва вельми «Боже Святый, создавый человека по образу своему и от ребра создав ему жену» и совершается обычный отпуст.
Чин венчания начинается тоже обычным возгласом, чтением Трисвятого, Отче наш, тропаря и кондака царю Константину равноапостольному. После этого произносится ектенья, читается молитва: «Боже Святый создавый человека по образу» и возлагаются на брачующихся венцы с пением: «Господи, Господи, призри с небесе и виждь и посети винограда своего». Священник произносит стих: «Жена твоя, яко лоза плодовита в странах», а клир поет тот же стих. После этого священник читает молитву: «Господи, иже славое честия венчаль еси святыхь своихь мученикь», «пременяеть перьстни, даеть руку жены в руку мужу», произносится прокимен: «Положил еси на главе ихь венцы», читается апостол из послания к Римлянам: «Хощу да вси человеци будите, якоже и аз» (2), нынешнее
(1) Сербск. требн. ркп. м. Синод. библ. № 307, л. 14 об., 20 об., № 324, л. 73—82 об.
(2) Этот апостол поставлен вместо зачеркнутого· «Братие, создав человека, от ребра его создавь жену».
434
евангелие и молитва: «Благословен еси Господи Боже нашь». По прочтении этой молитвы, священник возглашает: «И сподоби нас владыко», клир поет «Отче наш», священник говорит: «Вонмем. Святая святым», клир поет: «Един свят». Священник причащает брачующихся, читает молитву: «Боже сотвори вьсе крепостию своею украсиви венце всемь сотвореннымь тобою и дасть имь нафору». «Потомь и медь и целуеть их глаголеть: Мирь Божию да и есть ст. вами в веки аминь». «И целуют людие и щипеть е҃хлебь и потомь оводеть около креста и присипують и сеи поють: «Господи, Господи, призри с небеси». После обхождения около креста, при пении псалма: «Блажени вси боящиисе Господа», все выходили из храма с пением стихиры на слава и ныне: «Радуйся душевная церкви благословенная, радуйся Агнце благословенна Божия». Чин венчания, по этому списку, оканчивается молитвою «сь(не)ти венець: «Господи Боже нашь, пришедый в Каней Галилей, благослови бракь сей и благослови ныня», краткою сугубою ектеньею и обычным отпустом (1).
(1) Сербск. Требн. ркп. Севаст. собр. № 1449, л. 22 об.—26.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.