Поиск авторов по алфавиту

Автор:Глубоковский Николай Никанорович, профессор

Трактат второй. «Евангелие» св. Апостола Павла и иудейско-раввинское богословие

143

ТРАКТАТ ВТОРОЙ

Связь вопроса об обращении Савла с пониманием «Евангелия» св. Апостола Павла и предположения об иудейско-раввинских источниках при развитии последним своего христианского учения.

Яже ми бяху приобрѣтенія, сіѣ вмених Христа ради тщету

(Филипп. III, 7).

 

ОБРАЩЕНИЕ Саида было поворотным моментом по отношению к прошлому и началом дальнейшего христианского развиты со всем его содержанием. Здесь был дан тот «пункт, при котором прежние элементы должны были получить новый порядок, расположение и ценность; поэтому именно к нему сводится все богатство идей Павловых посланий и из него освещается» 1). Так — и совершенно справедливо — утверждает западная наука, обязывая к принятию всех необходимых следствий формулированного тезиса. Но если видение Господа совершилось чисто психологическим путем, то оно и не могло сообщить ничего иного, кроме оригинальной точки зрения, не

1) Lehrbuch der neutestamentlichen Theologie von Prof. Heinrich Julius Holtzmann. Zweite Hälfte, Freiburg i. B. und Lpzg. 1896. S. 54. См. еще 8. 205: «Все учение св. Павла... было просто изъяснением содержания обращения, систематизацией христофании». Ср. Christi Person und Werk nach Christi Selbstzeugniss und den Zeugnissen der Apostel von Prof. Wolfgang Friedrich Gess, zweite. Abtheilung (Basel 1878), S. 845 flg.

 

 

144

привнесло собственных стихий. Основные мысли сохранились в неизменности, и неожиданно возникшее убеждение способствовало лишь своеобразной их переработке. Не удивительно, что тогда благовестие св. Павла будет материально тожественно с верованиями Савла и окажется просто «богословием обращенного фарисея» 2). Главнейшие камни «павлинизма» заимствуются из иудейской школьной теологии 3), и все искусство Апостола заключается единственно в архитектонической отделке. «Иудейский коэффициент» 4) настолько значителен, что «ни одно из новозаветных понятий не остается без своего прототипа в синагогальном богословии» 5), где мы находим «корни новозаветных положений, которые иначе являются в наших священных книгах детьми без родителей» 6). Все индивидуальное, — хотя бы в качестве личного творчества, — исчезает бесследно 7), и у св. Павла усматривают странную «смесь ( ein Zwitterding ) фарисеизма и фантастичности» 8). Некогда «фарисей чистейшей воды» 9),—и в христианстве он был таковым «с головы до пят» 10). Теперь учение Павлово до незаметности растворяется в пучинах фарисейской мудрости, в ней почерпает все свои ресурсы и из нее объясняется во всем своем объеме.

Отсюда мы видим, что генетическое разумение существа Дамасской христофании влечет за собою и соответственное

2) Theology of the Hebrew Christians by Frederic Kendall, London 1886, p. 32.

3) H. J. Holtzmann, Neutestamentl. Theologie II, S. 1—2.

4) Prof. Ad. Harnackв «приложении» к книге Griechenthum und Christenthum. Zwölf Hibbertvorlesungen über den Einfluss griechischer Ideen und Gebräuche auf die christliche Kirche von Edwin Hatch. Deutsch von Erwin Preuschen. Freiburg i. B. 1892. S. 267.

5) Der Glaube im Neuen Testament. Eine Untersuchung zur neutestamentlichen Theologie von Dozent Л. Schlatter. Leiden 1885. S. 6.

6) Das Jahrhundert des Heils durch A. Fr. Gfrörer. Erste Abtheilung, Stuttgart 1838. S. 213.

7) Ср. y Prof. A. B. Bruce, St. Paul’s Conception of Christianity, p. 215—217 (=«The Expositor» 1893, XI, p. 356—357), и y Prof. Jules Bovon, Théologie du Nouveau Testament II, p. 74—75.

8) † Prof. P. de Lagardeв Deutsche Schriften I, 35 flg. y Prof. D. Heinriciв Vortrag in der Theologischen Konferenz zu Dresden am 9. Oktober 1895 gehalten под заглавием «Jesus und Paulas»: cm «Neues Sächsisches Kirchenblatt» 1895, № 48, Sp. 766.

9) Prof. Dr. Ernst Kühlв Vortrag gehalten auf der Pastoral-Konferenz zu Königsberg i. Pr. am 5. November 1895 под заглавием: «Kein Rühmen vor Gott! Der religiöse Grundton der paulinischen Theologie». Königsberg i. Pr. 1896. S. 4.

10) P. de Lagardeу Heinrici, Op. cit., Sp. 766.

 

 

145

истолкование благовестия Апостола языков в смысле обычной комбинации старых начал. Нет надобности говорить, как важен этот момент и какого внимательного рассмотрения заслуживает он во всех своих подробностях. Достаточно сказать, что свободная научная мысль идет с логическою неуклонностью и, извратив христианское возрождение «иудейского школьника», неумолимо продолжает искажать его возмужание. Там был натуральный перелом фарисейского настроения, — здесь будет не менее естественное применение фарисейского наследства «по категориям иудейского духа и телеологического теизма» 11), причем «Евангелие» Павлово — подобно Христову — комментируется из «имманентного развития иудейского самосознания» 12).

11) С. Holsten, Zum Evangelium des Paulus und Petrus, S. 68, 1.

12) С. Holsten ibid., S. 6. См. еще в трактате первом на стр. 10—11.

 

 


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.