Поиск авторов по алфавиту

Автор:Георгий (Тертышников), архимандрит

Георгий (Тертышников), архим. Божественная благодать и свобода человека

Файл в формате pdf взят на сайте http://www.btrudy.ru/archive/archive.html

Правообладателем разрешена публикация только на нашем сайте.

Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.



Архимандрит ГЕОРГИЙ (Тертышников), магистр богословия

 

БОЖЕСТВЕННАЯ БЛАГОДАТЬИ СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА

(По творениям святителя Феофана Затворника)

Слово «благодать», означая вообще благодатный мир, употребляется в Священ­ном Писании в различных значениях. В Новом Завете благодать иногда означает любовь, благоволение, милость Божию, проявляющуюся в различных дарах и бла­годеяниях Божиих к людям. Но чаще всего благодатью называется полнота любви Божией, явленная в искуплении, изливающаяся в форме живой и деятельной силы, которая усвояет людям плоды искупления.

Святитель Феофан Затворник в своих творениях раскрывает святоотеческое учение о значении благодати в деле спасения человека с особой ясностью и доступностью.

«Благодать, - говорит он, - есть сила Святого Духа, даруемая людям для усвое­ния спасения во Христе, которая производит в человеке духовную жизнь, возрожде­ние и обновление, просвещение и освящение» (1, с. 363).

Как особый дар Божий, как сила, совершающая спасение, благодать действует в мире после искупительного подвига Христа Спасителя. «Благодать определена, при­суждена, дана нам предвечно, — пишет епископ Феофан, — но доныне пребывала сокровенною. Знали о ней пророки, но знали лишь то, что она несомненно будет, а что такое она будет, об этом только гадали. И ангелы Божии не знали, что она бу­дет, а только напрягались проникнуть в нее. Никто, однако же, не постиг, что она такое, пока не явился Спаситель, Сын Божий воплотившийся» (2, с. 498 - 499).

Божественная благодать составляет большую драгоценность и великий дар Бо­жий для рода человеческого. Эту мысль подтверждает и евангельская притча о куп­це, «ищущем хороших жемчужин» (Мф.13, 45). Под драгоценной жемчужиной, ра­ди которой купец продал все свое имение, чтобы обладать ею, епископ Феофан ра­зумеет «образ благодати Божией, в нас сокрытой и неведомой нам, пока не сознаем того. Кто сознает, тот вместе убеждается, что ничего нет драгоценнее ее» (3, с. 105).

Божественная благодать даруется человеку независимо от положения и заслуг со стороны самого человека, она безвозмездный дар Господа, изливающийся в души людей по любви Божией и действию искупления Христова. Дух Святой, живущий в людях, и составляет основание благодати. Само явление благодати есть действие Святого Духа. Но, именуясь силою Святого Духа как непосредственного ее Подате­ля, благодать есть дар Святой Троицы, вообще - дар Божий, ибо Святая Троица единосущна и нераздельна. Изливается благодать в сердца людей «по воле Бога От­ца чрез Сына во Святом Духе. Во Святой Троице - источник всех даров, подавае­мых человеку, естественных и сверхъестественных. Все Лица Святой Троицы участ­вуют и в раздаянии благодати» (4, с. 361).

Первыми Духа Святого приняли апостолы, и это было началом излияния Его на

16

 

 

всякую плоть. Со дня Пятидесятницы вся деятельность апостолов и жизнь Церкви стали совершаться по действию Святого Духа. Епископ Феофан называет сошествие Святого Духа «первым вздохом человечества Духом Божественным» (5, с. 498). Дух Святой сошел на апостолов, а потом через них подаваем стал всем верующим. Че­рез слово апостольское Святой Дух возбуждал веру в людях и тем, которые по вере восходили до решимости жить свято, в духе веры, подавал силу проводить это реше­ние в исполнение.

То, что творили апостолы, силою Святого Духа совершалось и совершается поныне их преемниками, и благодать Святого Духа пребывает в Свя­той Церкви, в сонме верующих, просвещая их, укрепляя и освящая. Нельзя спастись иначе, как только действием благодати Божией. «Благодатию бо есте спасени чрез веру», - говорит святой апостол Павел (Еф. 28).

Благодать в своем существе едина и неделима. Различие видов благодати способ­ствует некоторому уяснению самого понятия благодати. В «Послании восточных па­триархов» различается два вида благодати: 1) благодать предваряюще-просвещаю­щая и 2) благодать особенная, или оправдывающая (6, с. 24).

Благодать предваряюще-просвещающая совершает обращение человека ко Хри­сту. «Благодать всем обща, только бери, - наставляет святитель Феофан, - и всем открыт доступ к ней, — и все могут спасены быть, если захотят» (7, с. 224). Просве­щающее действие благодати состоит в призвании человека ко спасению. О благода­ти предваряющей «Послание восточных патриархов» учит, что она, «подобно свету, просвещающему ходящих во тьме, путеводит всех, споспешествует ищущим ее и не противляющимся ей, доставляет им познание Божественной истины и учит делать добро, угодное Богу» (6, с. 24 - 25).

Многообразны жизненные обстоятельства, посредством которых Бог приводит человека к первым проблескам духовного просвещения. «Дело обращения к вере благодать совершает, - говорит епископ Феофан, - а как? Это - тайна. Орудий у ней много» (8, с. 263).

В чрезвычайных случаях благодать Божия оказывает свое действие решительно, как при обращении апостола Павла или Марии Египетской. «В обыкновенном поряд­ке обращений большею частью бывает так, что приходит человеку только мысль — пе­ременить жизнь и стать лучше в своих делах и внутренних расположениях» (9, с. 104).

С особой силой благодать возбуждает душу через слово Божие, а именно: через проповедь о Христе, чтение и слышание Священного Писания. «Как слово Божие проходит до разделения «души же и духа, составов же и мозгов» (Евр. 4, 12), так и благодать проходит до разделения сердца и греха, и разлагает незаконный их союз и сочетание» (9, с. 81).

Грешник часто сравнивается с погруженным в глубокий сон человеком, которого необходимо разбудить, чтобы он осознал себя и начал совершать добрые поступки.

Божественная благодать вначале действует на человеческий дух, который по при­роде есть зритель Божественного порядка, имеет способность возвышать человека над всем чувственным, вести его в духовную область. «Но в греховном состоянии дух теряет свою силу и сорастворяется с душевностью, а через нее - с чувственностью до того, что будто исчезает в них» (9, с. 128). Для возбуждения дремлющего в чело­веке духа и введения его в созерцание Божественного порядка благодать или непо­средственно действует на него и, исполняя его силою, дает возможность разорвать сковывающие его узы, или опосредованно стряхивая с него покровы и сети, дает этим свободу вернуться в свойственное ему состояние.

17

 

 


Как блеском молнии, благодатным возбуждением все освещается в человеке и вокруг него, сердцу возвращается чувство, и воля пробуждается от беспечности. В одно мгновение грешник вводится сердцем в тот порядок, из которого изгнан гре­хом, «восставляется в цепи творения в ту связь, из которой самовольно исторгся гре­хом» (9, с. 127 - 128).

То, что происходит с грешником, которого посещает благодать Господня, веду­щая его по пути очищения в состояние чистоты и непорочности, Христос Спаситель изобразил в притче о блудном сыне.

«Благодать в своем призывающем действии возбуждает совесть и внушает страх Божий, то есть оживляет естественные свойства человеческого духа. Она дает воз­можность духу возвысить свой голос над голосом низших сил человеческого суще­ства» (10, с. 186). Первые признаки этого духовного просвещения могут являться в чувстве неудовлетворенности прежним образом жизни, в сознании его беззаконно­сти и нарушения правды, в движениях совести.

Как свет озаряет человеку путь и помогает ему познать, что он заблудился и идет неправильным путем, так и предваряющая благодать приводит человека к сознанию греховности, порождает недовольство его настоящим духовным состоянием.

Просвещающая благодать делает человека способным к познанию живущего в нем зла и дает силы возненавидеть его. Под действием благодати Божией грешник, как от сна пробужденный, видит свою греховность, чувствует опасность своего по­ложения и начинает заботиться о том, как бы избавиться от своей беды и спастись. При благодатном озарении человек находится в некотором томительном, скорбном состоянии недовольства собою и своим положением за «оскорбление Бога и осквер­нение себя» (9, с. 129). Благодать открывает человеку добро, способствует тому, что­бы человек полюбил его.

Озаряя нравственное состояние человека и призывая его к оставлению пути греха, благодать возбуждает его духовные силы к исканию добра и шествию по пути истины.

По учению Православной Церкви взаимодействие Божественной благодати и свободы человека охватывает весь процесс спасения с начального его момента - призывания. Благодать, таинственно действуя на человека, начинает, продолжает и завершает его спасение в условиях земной жизни при участии, однако, его самого. «Свобода, — учит святитель Феофан, — принадлежит лицу человека и составляет его характеристическую черту. Своими мыслями, желаниями, чувствами и соответству­ющими им делами должен заведовать сам человек. В сем смысле он сам для себя правительственное лицо» (11, с. 38). Свои спасительные действия благодать совер­шает, не уничтожая человеческой свободы, но идя навстречу ей со спасительными дарами. «Даром учреждено домостроительство спасения; даром призываются ко спасению, далее же самые первые шаги по пути требуют уже и собственных усилий; даже благодатные силы приди сам и получи богоучрежденным способом» (2, с. 537). В деле спасения Божественная благодать и свобода человека должны быть неразлуч­ны, так что, коль скоро прекращается действие одной из этих сил, останавливается и дело спасения.

По мысли святителя Феофана, цель благодатного возбуждения состоит в том, что оно освобождает человека от уз греха и поставляет его «в точке безразличия между добром и злом. Весы воли нашей, в которых она склоняется то на ту, то на другую сторону, должны теперь стать в уровень» (9, с. 127). Возбужденный благодатью по­ставляется в «среднее между грехом и добродетелью состояние» (9, с. 132), он стоит теперь, точно на распутай, и ему предлежит решительный выбор.

18

 

 

Дух Божий возбуждает, благовестие указывает, как и за что взяться. «Но Божест­венная благодать, — говорит епископ Феофан, - возбуждает только мысли и чувст­ва. Коль же скоро надо образовываться желанию и склонению воли вследствие то­го, она отступает и ждет, что изберет хозяин дома души. Когда образуется желание и склонение произволения, она снова приходит на помощь и помогает установить­ся тому, на что склонилось произволение» (10, с. 180).

Благодатное возбуждение не завершает дела обращения грешника, «а только зачи­нает» (9, с. 131 - 132), и после него предстоит труд над собою, и труд очень сложный.

Как плод воздействия предваряющей благодати в душе появляются веропокаян­ные переживания, как учит святитель: «образуется сокрушение о грехах, желание избавиться от крайности, в какую они поставляют, вера в предлагаемый образ из­бавления, решение, принимаемое вследствие того, и приступление к Таинствам» (10, с. 180). Покаянная вера делает человека способным принять этот ничем не за­служенный великий дар милосердия Божия.

При свободном принятии человеком призыва просвещающей благодати ему по­дается дальнейшая помощь в виде благодати особенной, которая называется так не только потому, что на этой ступени спасения ее действия и проявления в душе че­ловека отличаются особенностями, не свойственными предшествовавшему виду благодати, но и потому, что она подается только тем, кто, осознав необходимость следования внушениям благодати просвещающей, ищет ее, подчиняется ей и шест­вует по пути, указанному ею.

Особенная благодать вселяется в человека и бывает при нем со времени приня­тия Святого Крещения. Благодать, действовавшая до этого момента «извне», в Та­инстве «входит внутрь и сочетавается с духом человека» (1, с. 180).

Действие благодати особенной состоит в том, что она, содействуя, укрепляя и постоянно совершенствуя верующих в любви Божией, оправдывает их и делает пре­допределенными ко спасению. При этом она «не смотрит на то, каков кто был до возжелания ее, а ждет только этого возжелания. И тотчас начинает свое дело, как у Екатерины-мученицы чистой, так и Марии Египетской, бывшей до того неисправ­ною» (3, с. 106).

Усвоение человеку плодов искупительного подвига Христа Спасителя, или оп­равдание и освящение человека, есть великий дар милосердия Божия. Благодатью Божией христианину прощаются первородный грех и личные грехи, совершенные им до Крещения; благодать же, «получив доступ в душу, оживляет ее» (12, с. 122).

После принятия Таинства Крещения христианин должен постоянно заботиться о том, чтобы всегда быть верным присутствующей в нем благодати. Неверность же оскорбляет ее, и она или отступает, или ограничивает свое действие.

Если крещеный совершает смертный грех или действует под влиянием страстей, Божественная благодать отступает от него, ибо «как пчелы отлетают от дыма, так от­летает и благодать Духа от дыма порочных дел и страстей» (13, с. 190). Такие отступ­ления благодати от человека именуются наказательными; благодатное состояние воз­вращается к кающемуся грешнику через определенный «срок испытания» (9, с. 83).

Излившись на человека в святых Таинствах, благодать Святого Духа являет се­бя различно, судя по различному отношению к этой благодати. «В иных пребыва­ет она сокровенною, неявляемою; в иных обнаруживает себя в свойственных ей действиях на них, но обнаруживает не непрерывно, а с перерывами: иных, нако­нец, осеняет вполне и неотступно являет действие свое, - и для них и для других заметное» (14, с. 136).

19

 

 

В принявшем Таинства благодать не являет еще своего присутствия сквозь дей­ствия человеческие. Так, семя, брошенное в землю и еще не проросшее, хотя есть, но его не видно. «В ином месте есть жила чистой и целительной воды, но скрыта под землей. Люди ходят по тому месту и нередко пьют дурную воду, а чистая вода тут же есть, да скрыта. Таким же образом и в сердце нашем бывает скрыта благо­дать, как родник, как семя, но она в иных не видна, не являет плодов, не источает воды. Она есть, но не обнаруживает своих действий» (14, с. 137).

Остатки ветхого человека, «следы созданных прежде злых качеств, жало греха, то есть возможность и наклонность ко греху, хотя, конечно, обессиленная и ослаб­ленная, остаются в человеке поврежденном» (4, с. 381). Побеждать и истреблять в себе остатки ветхого человека, очищать свою природу от греха, развивать и совер­шенствовать начало, зародыш и семя новой жизни, достигать меры возраста Хрис­това и составляет основную задачу всей земной жизни возрожденного человека. Но выполнить эту задачу одними собственными силами он не в состоянии, необходи­мо дальнейшее содействие благодати на всех ступенях духовно-благодатной жизни. Особенная благодать не только подает душе прощение грехов, но и совершает освя­щение человека, которое состоит в искоренении греховных навыков и возведении верующего на высшую ступень нравственного совершенства.

Без помощи Божией обратившийся ко Христу не может успешно шествовать по пути спасения; в жизни на всяком шагу ему вспомоществует Божественная благо­дать. Благодать Святого Духа, возрождающая, укрепляющая и совершенствующая личность христианина, есть главная сила в освящении человека, действующая во внутреннем единстве с его духовной природой. «Благодать Святого Духа, пришедши и вселившись в сердце, становится источником духовной жизни, ведущей в живот вечный» (14, с. 135).

Будучи необходимой для начала духовной жизни, благодать остается необходи­мой также для ее продолжения и завершения. «Как жизнь духовная началась Божи- ею благодатью, так ею же может только и храниться и зреть. Силен есть, - говорит Апостол, - начный в вас дело и до конца совершити (Флп. 1, 6)» (9, с. 192).

Благодать Святого Духа, которая подается человеку при Крещении и Миропома­зании, есть «семя благодатно-духовной жизни во Христе Иисусе» (16, с. 16), кото­рое христианину нужно развивать в процессе развития естественных сил человечес­кой природы. Это благодатное семя должно прорасти и принести соответствующие плоды.

Крещеный и миропомазанный, получив благодать возрождения и дар Святого Духа, если обратит заботы свои на иные предметы, может зарыть это сокровище в земле сердца своего. «Припомните притчу о десяти девах, - говорит святитель Фе­офан. Пять юродивых не вошли в чертог от того, что не имели огня в светильниках. Это значит, что, приняв благодать, как и все, они не озаботились возгреть ее в себе и не потрудились над собою, чтобы дать ей простор полно воздействовать на себя. Погасили благодать, света и не оказалось: ибо неоткуда ему произойти в нас, как от благодати» (3, с. 102).

После Крещения благодать пребывает неразлучно со свободою человека, как и прежде вспомоществуя ему, укрепляя желания и силы в деле спасения, но никогда не касаясь «святилища свободы», то есть произвольного выбора и склонности. Как начало спасения полагается совместным действием благодати и свободы, так и даль­нейший процесс спасения до самого последнего момента совершается неразлучным

20

 

 

действием обеих сил. «Все содеевание спасения идет взаимодействием благодати и своих усилий. И никто не несом бывает по пути спасения, а всякий идет по нему, вспомоществуемый благодатию и руководимый Церковью. Так до конца жизни, по­сле всего, улучившего спасение осеняет слава вечная по мере понесенного труда над собою» (2, с. 537). Освящение человека есть дело совместного и согласного дейст­вия двух начал — Божеского и человеческого, спасающей благодати и души, воспри­нимающей спасение. «Если бы все зависело от Бога, - учит епископ Феофан, - то в одно мгновение все стали бы святы. Одно мановение Божие, и все бы изменилось. Но таков уж закон, что человеку надо самому восхотеть и взыскать, — и тогда бла­годать уже не бросит его, лишь бы только он пребыл верен ей» (3, с. 104). Тому хри­стианину, который с усердием трудится, благодать Божественная содействует в ду­ховной жизни, приходя на помощь, когда человек истощит свои силы. «Благодать нисходит на свободное желание и искание, и только взаимным сочетанием их зачи­нается сообразная с благодатию и свойством свободной твари новая благодатная жизнь» (9, с. 21).

Хотя очищение сердца совершается взаимодействием свободы и благодати, но в целом, как учат святые отцы, это — дело благодати. Плод подвигов зреет в трудах человека, но не ими и не через них единственно, а посредством благодати. Она оживляет дух, на сторону которого переходит сознание и свобода, «и у человека на­чинается внутренняя жизнь пред Богом, жизнь истинно свободная, разумно-созна­тельная» (17, с. 233 — 234). Облагодатствованный дух человека начинает властно распоряжаться силами и действиями души «в видах преобразования ее всей по сво­им началам, или одухотворения ее» (18, с. 419). Божественная благодать разрывает все греховные покровы и узы духа, просвещает «очи ума, и он начинает ясно видеть Бога, и себя, и то, как пребывать в живом с Ним союзе, и то, что есть все созданное и как к Нему относиться (19, с. 122). Благодать Святого Духа исцеляет деятельные силы человека от страстей, восстанавливает и очищает его духовные чувства и «вла­гает совершенно противоположные начала для желаний, начинаний и дел, и немощ­ный человек, яко лев мощный, начинает ходить новыми путями жизни, разломав все формы жизни, какие держали его прежде, как в цепях» (19, с. 122).

Христианин должен стремиться к тому, чтобы благодать проникла во все обла­сти его существа. И это стремление есть то же, «что взыскание Царствия Божия, или возревнование о спасении души, или возлюбление и избрание единого на по­требу» (3, с. 107).

Дарованная в Таинстве Крещения благодать Святого Духа постоянно присуща душе: «ходит с нею во всех путях ее, как друг ее, блюдет ее, как пестун, печется о благе ее, как мать о покое дитяти» (20, с. 245). Благодатное водительство дивным об­разом сочетает силу Духа Святого с произволением человека. Дух Божий влагает ру- ководительные мысли, чувства и движения, а верующий принимает их в руководст­во и ими водится. «Как детей учат ходить, взяв за руку и заставляя переступать нож­ками, - говорит епископ Феофан, - так и благодать обучает ступаниям в духовной жизни, верным, безошибочно ведущим к цели. Условие одно - внимание к себе и преданность невидимому водительству» (21, с. 100). У самой благодати есть как бы «некоторый чертеж воспитания» (10, с. 249).

После Крещения благодать открывает сердцу человека свое присутствие, потом скрывает себя от спасаемого, хотя пребывает в нем и действует.

При первом вселении своем через Таинства благодать сподобляет человека вку-

            21

 

 

­сить неизъяснимой сладости жизни в Боге и блаженства от Богообщения. Это вне­дрение благодати в сердце христианина свидетельствуется «неким огнем в сердце» (10, с. 460) и проявляется «некоторым взыгранием духа его, подобно тому, каким взыгрался Предтеча Господень во чреве Елисаветы при приближении Матери Бо- жией и в Ней Господа» (8 , с. 179). Это ощутительное осенение благодати изобража­ется белою одеждою, в которую на семь дней одеваются крещаемые. «Что это не один обряд, видно из примеров святых обращенных, ибо иного видимо одевал свет, на других нисходил голубь, в иных просветлялось лицо» (9, с. 179).

Воспитательная попечительность благодати проявляется в том, что она после вселения в душу, чтобы «испытать или, лучше, обезопасить верность души, не вдруг всецело ввергается в душу, не вдруг отдает ей все, опасаясь, чтоб она не забывалась и пренебрежением дара не погубила себя, утешая ее отчасти, подает явную руку по­мощи только в редких и опаснейших случаях» (20, с. 234 - 244).

Обычно Дух Святой не скоро показывает наяву действие Своей благодати «из опасения, как бы человек сам с глаз не съел это добро» (10, с. 434). Есть, по замеча­нию подвижников, какая-то непреодолимая сила, обращающая душу на самое себя, на ее достоинство и совершенство. Как только благодать ощутит в душе дурной за­пах гордыни, тотчас и удаляется. Бывают периоды в жизни христианина, когда Гос­подь несколько отдаляет или сокращает и скрывает действие ее для испытания и обуздания воли.

«Благодать, — по словам преосвященного Феофана, - носит душу, как мать ди­тя свое. Когда дитя зашалится и вместо матери начнет засматриваться на другие ве­щи, тогда мать оставляет дитя одно, — и скрывается. Заметив себя одно, дитя начи­нает кричать и звать мать. Мать опять приходит, берет дитя, и дитя еще крепче при­жимается к груди матерней» (20, с. 49 - 50).

Благодать Божия, руководствуя душу в деле спасения, частым предоставлением ее себе самой старается внушить душе, что она еще далека от того совершенства, ко­торого ищет и которое теперь несправедливо усвояет себе. Такими действиями бла­годать образует в душе постоянное расположение прибегать в нуждах только к Бо­гу, и для того, чтобы удостаиваться помощи и благоволения благодати Божией, ду­ше нужна постоянная и бдительная забота о верности ей. Временное отступление благодати есть действие «не гнева, а любви Божией вразумляющей, и называется от­ступлением поучительным» (20, с. 50).

Борьба с искушающим злом и преодоление препятствий, мешающих нравствен­ному совершенству, сопутствуют христианину на всем протяжении жизненного пу­ти. Поэтому и благодатная помощь Божия необходима человеку до конца его дней. «Трудитесь в делах спасения - всячески трудитесь, - наставляет епископ Феофан, - но упование спасения все в Господе Спасителе полагайте. Этот пункт очень ва­жен. Коль скоро упованием мало-мало отклонитесь от Господа, все дело тогда по­кривляется: ибо тогда Господь отступает» (22, с. 172).

Длительным деланием в таком направлении в душе укореняется такая верность Божественной благодати, при которой даже и мысли не допускается сделать что-ли­бо оскорбительное для Духа Божия.

Таинственное облагодатствование духа человеческого Духом Святым порождает живую, действенную, неутомимую ревность о «жизни по Богу», которая существен­но отличается пламенностью и постоянством от естественных временных вспышек собственного воодушевления. «Верность свою благодати или Господу человек сви­-

            22

 

 

детельствует тем, что ни в мыслях, ни в чувствах, ни в делах, ни в словах, ничего не допускает такого, что сознает противным Господу, и, напротив, никакого дела и на­чинания не допускает, не исполнив его, коль скоро сознает, что на то есть воля Бо- жия. Это иногда требует много труда» (16, с. 121 - 122).

Если христианин с усердием трудится в деле своего спасения, благодать посте­пенно проникает все его существо, и оно становится облагодатствованным. И тем, в которых ощутительно действует благодать, обещаны Господом духовный внутрен­ний мир и радость о Духе Святом. «Благодать — источник всех благ духовных, мир — плод ее. Благодать, нисходя внутрь и все там претворяя и преобразовывая, с Бо­гом примиряет и преискренне сочетавает, внутри все умиротворяет и всех братским союзом связывает» (12, с. 15).

Благодать, проникнув естество христианина, становится потом осязательно ви­дима и для других людей. Все приходящие в соприкосновение с облагодатствован­ным человеком чувствуют присущую ему необыкновенную силу, проявляющуюся в нем разнообразно. Станет ли он говорить о чем-либо духовном, все у него выходит ясно, «как среди дня» (3, с. 95), и слово его прямо идет в душу и там властно обра­зует соответственные чувства и расположения. «Да хоть и не говорит, так веет от не­го теплота, все согревающая, и сила некая исходит, возбуждающая нравственную энергию и рождающая готовность на всякого рода духовные дела и подвиги» (3, с. 95 — 96). И дела, совершаемые таким человеком, являются делами особого рода, «хотя на вид они такие же дела, как и у всех других, но с особым звуком. Бог их толь­ко и приемлет, как особенно Ему приятные дела» (3, с. 95).

Облагодатствованный христианин сияет подобно звезде в ночное время, и эта внутренняя лучезарность дает о себе знать и внешним образом, то есть бывает ви­дима для других. «Случилось мне, - пишет епископ Феофан, - принять к себе од­ного инока, в котором начали уже проявляться ощутительные действия благодати. Началась речь о духовных вещах. По мере того, как входил он в себя и мысль его уг­лублялась, лицо его все более и более светлело, а потом и все стало бело, как снег, а глаза его искрились» (3, с. 101).

Преподобный Серафим Саровский часто просветлялся во время молитвы в церк­ви видимо для всех. О подобных проявлениях благодати Божией много сказаний в Отечниках.

Лучезарность духовная у христианских подвижников делается явной по оконча­нии земной жизни при переходе в потусторонний мир, когда, подобно покрывалу, спадает грубое тело и не мешает лучезарности быть видимой для других людей. «Ан­тоний Великий, сидя однажды и беседуя с учениками, устремил очи свои на небо и, посмотревши довольно, сказал: «я видел столп света, восходящий от земли на небо. Это душа Аммония воспарила к Господу» (3, с. 102).

Благодать — источник святости. Христианин достигает этой святости тогда, ког­да все и внутри и вовне исполняется святостью, и человек становится «духовным, светлым, чистым, годным для вступления в Царство Славы» (17, с. 92).

            23

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Епископ Феофан. Толкование Послания святого апостола Павла в Галатам. Изд. 2-е. М., 1893.

2.Епископ Феофан. Толкование Пастырских Посланий святого апостола Павла. Изд. 2-е. М., 1894.

3.Епископ Феофан.Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Изд. 6-е. М., 1914.

4.Малиновский Н.,прот. Православное догматическое богословие. Т. 3. Сергиев Посад, 1909. ,

5.Епископ Феофан. Сошествие Святого Духа. - Домашняя беседа, 1873, март, вып. 2 Г, с. 498 - 500.

6. Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере. СПб., 1838.

7. Собрание писем святителя Феофана. Вып. первый. М., 1898.

8.Епископ Феофан. Толкование первого Послания святого апостола Павла к Коринфянам. Изд. 2-е. М., 1893.

9.Епископ Феофан.Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Изд. 7-е. М., 1894.

10.Епископ Феофан.Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. Изд. 2-е. М., 1892.

11.Епископ Феофан. Начертание христианского нравоучения. М., 1891.

12.Епископ Феофан. Толкование Посланий святого апостола Павла к Колоссянам и к Фи­лимону. Изд. 2-е. М., 1892.

13.Епископ Феофан.Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. М., 1883.

14.Епископ Феофан.Кто имеет благодать Святого Духа? - Душеполезный собеседник, 1893, май, с. 135 - 140.

15.Епископ Феофан. Тридцать третий псалом. Изд. 2-е. М., 1889.

16.Епископ Феофан.Письма о духовной жизни. Изд. 4-е. М., 1903.

17.Епископ Феофан. Толкование Послания святого апостола Павла к Ефесянам. Изд. 2-е. М., 1893.

18.Епископ Феофан. Толкование Посланий святого апостола Павла к Филиппийцам и Со - лунянам. Изд. 2-е. М., 1895.

19.Епископ Феофан. Толкование второго Послания святого апостола Павла к Коринфянам. Изд. 2-е. М., 1894.

20.Епископ Феофан.Письма о христианской жизни. Изд. 3-е. М., 1908.

21.Епископ Феофан.Псалом стоосьмнадцатый. 2-е. М., 1891.

22. Собрание писем святителя Феофана. Вып. третий. М., 1898.

 


Страница сгенерирована за 0.12 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.