13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Без автора
Коптский сборник сказаний о преподобном Антонии Великом
PARIS
Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.
МАТЕРИАЛ В «СИМВОЛЕ» ВЗЯТ ИЗ
КОПТСКИЙ СБОРНИК СКАЗАНИЙ О ПРЕПОДОБНОМ АНТОНИИ ВЕЛИКОМ
Родина христианского монашества — Египет. Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Феодор Освященный, Макарий Египетский, Макарий Александрийский были египтяне и говорили на египетском, или коптском языке. (Коптским языком называется египетский язык в христианское время. Дошедшие до нас памятники этого языка с его различными наречиями — почти исключительно библейского и церковного содержания. Слово Копт — собственно Кипт — получилось из слова Египет, через отсечение первого слога, с некоторым изменением произношения.) Великое множество их учеников также были египтяне. Из Египта монашество перешло и в другие страны.
В Европе всегда довольно много знали о древних подвижниках Египта, о их делах и наставлениях. Но это знание не было вполне твердым и ясным: источники его были греческие или латинские, а не египетские, не туземные.
Между тем в библиотеках европейских и более всего в монастырях египетских скрывались коптские документы по истории египетского монашества. В течение последнего десятилетия много этих документов напечатано и переведено на французский язык членом французской археологической миссии в Каире Амелино (отчасти в мемуарах этой миссии, отчасти в Annales du Musee Guimet). На два тома этих документов, из которых один (о св. Пахомии и его общежитии) имеет чрезвычайную важность, с восторгом указал профессор А. П. Лебедев в своих статьях в Богословском Вестнике за 1892 г. (январь и апрель). Он критически разобрал и мысли французского комментатора об этих документах и их значении. Другие два тома, кажется, не были отмечены в нашей литературе. Первый
161
изэтихтомов: Annales du Musee Guimet, tom XXV, — Monuments pour servii a l’histoire de l’Egypte chretienne. Histoire des monasteres de la Basse- Egypte. Paris 1894. Здесь помещены жития Павла Фивейского, Макария Великого, Макария Александрийского, Максима и Дометия, Иоанна Колова и изречения старцев об Антонии Великом и Макарии Великом (о последнем две статьи, кроме его жития, составленного Серапионом епископом Тмуи). - Другой том этих документов: Memoires publies par les membres de la mission archeologique franqaise au Caire, tom. IV, deuxi£me fascicule — Monuments pour servir a l’histoire de l’Egypte chritienne, Paris 1895. Здесь много отрывков из жизни преподобного Пахомия Великого, мелкие жития различных подвижников, панегирик Макарию епископу Ткоу.
Все эти документы достойны самого внимательного изучения, поскольку они относятся к истории монашества. Во-первых, в них очень много нового. Так, например, изречения старцев о св. Антонии, о св. Макарии Египетском и полное житие его, написанное Серапионом епископом Тмуи, изобилуют новыми сведениями о делах святых или их изречениях. Во-вторых, эти коптские документы увеличивают ценность греческих и латинских источников по истории монашества в Египте и в свою очередь ими подтверждаются. Теперь уже никто не может сказать, что дела и речи египетских подвижников измышлены европейскими путешественниками ради благочестивых целей. Возражения против достоверности истории первоначального монашества со стороны людей подобных Вейнгартену, автору сочинения о происхождении монашества (Dr. Hermann Weingarten,Der Ursprung des Mönchtums im nachconstantinischen Zeitalter. Gotha 1877), не будут иметь под собою почвы.
В изречениях старцев об авве Антонии очень много нового. Эти изречения занимают в XXV tom. Annales du Musee Guimet pag. 14-15. ВзятыониизCod. Vat. Copt., fol. 39 verso-fol. 57. На полях этого кодекса значится, что эти изречения должны читаться в первое воскресенье четыредесятницы. Всех изречений можно насчитать 53. Из них 19, по моему счету, известны были и прежде в Αποφθέγματα, τών ἀγίωνγερόντων в издании Cotelerii, Ecclesiae Graecae monumenta, tom. 1 (Parisiis 1677), pag. 340-353 (всех изречений здесь 38), и у Migne. Patrologiae cursus completus, ser. gr. tom. 65, coi. 75 88; в русском переводе Архиепископа Евсевия Могилевского в книге Достопамятный сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев, выдержавшей несколько изданий. Много изречений св. Антония помещено еще у Migne. Patrologiae curs. comp!., ser, lat., tom. 73, De Vitis patrum, lib. III и особенно lib. V, и в издании Древний патерик, изложенный по главам (Москва 1892, изд. 2-е). Таким образом в коптском тексте мы имеем около 35 новых изречений, хотя нет здесь
162
некоторых изречений, известных в греческом, латинском и русском переводах.
Какая простота речи в коптском тексте! Сколько чисто египетском образности в этих изречениях! Сколько духовной мудрости и силы, сколько любви и кротости в каждом совете! Эти изречения препод. Антония тем более ценны, что наука не владеет его коптским житием: есть только его житие греческое, составленное св. Афанасием Великим, да краткие сведения о нем в коптском синаксаре, да в коптском житии Павла Фивейского. Коптские изречения препод. Антония великое приобретение для историка монашества и для всех любителей подвижнической письменности. Когда я читал перевод этих изречений некоторым старцам одной пустынной обители, они сразу и с восторгом замечали те изречения, которые не были им известны по русскому переводу. А один старец, очень начитанный и аскетической письменности, просил меня поскорее переписать этот перевод и хотя в рукописи оставить ему на память. Об этом просили и другие иноки. Поэтому я думаю, что этот перевод не будет лишним и в печати.
Я буду по возможности до буквы оставаться верным коптскому подлиннику, чтобы не утратилась та простота речи, какая отличала египетских подвижников. Довольно много пришлось мне потрудиться над переводом этих изречений. Находящийся в издании Амелино французский перевод Амелино немало помог мне, но кое-где я нашел и этом переводе промахи, может быть случайные. Притом у Амелино аскетическая терминология довольно произвольна, а иногда на французском языке и нельзя подобрать такое точное выражение для аскетических понятий, какое само собою является на русском.
Примеру и указаниям профессора В. В. Болотова я обязан тем, что взялся за изучение коптского языка и таким образом получил врзможность читать те именно слова, какие некогда вышли из уст великих подвижников египетских, читать подлинник, а не перевод, сделанный ученым не очень расположенным к монахам и мало их понимающим.
163
ИЗРЕЧЕНИЯ СТАРЦЕВ ОБ ABBE АНТОНИИ
1. Старцы говорили об авве Антонии, что он был духоносец, — но он не хотел говорить этого по причине людей, — ибо тех, которые находятся в мире, он узнавал издали и указывал на них.
2. Авва Антоний говорил: «Наступает время, когда люди несмысленные, если увидят кого-нибудь, кто не безумствует, восстанут на него, говоря: «Ты безумствуешь», - потому что он непохож на них».
3. Авва Антоний сказал авве Памво: «Не полагайся на свою праведность».
4. Авва Антоний говорил: «Некто рождает смерть, но если он будет делать добро, он породит жизнь».
5. Авва Иларион предпринял путешествие из Сирии к местопребыванию аввы Антония, на гору. Авва Антоний сказал ему... (Vitae patrum V,17,§4). Здесь приводятся взаимные приветствия старцев. Антоний сказал Илариону: «Ты хорошо сделал, что пришел, денница, утром являющаяся». Иларион ответил ему: «Мир тебе, столп светлый, поддерживающий шар земной».)
6. Когда они пришли к старцу, он сказал им: «Как малый осел умер на пути?» Они сказали ему: «Откуда ты знаешь это, отец наш?» Он сказал им: «Демоны открыли мне». Они же сказали ему: «Мы также пришли спросить тебя об этом: мы видим видения, и случалось, что они много раз были истинны (буквально: истина.); пришли спросить тебя, чтобы нам не заблудиться». И старец убедил их,
164
что видения были от демонов. Они пошли от него, воздавая славу Богу. (В копт. утрачено начало, в котором рассказывается, что некоторые братья прибыли к авве Антонию, чтобы рассказать ему те видения, какие они имели, и узнать, истинны ли они или идут от демонов. — Это начало, имеющееся в греч., само собою подразумевается в коптском.)
7. Один старец спросил авву Антония: «Следует ли снисходить братьям?» И старец хотел убедить его, говоря: «Следует иногда снисходить братьям». И когда он увидел человека, который охотился за зверями, он сказал ему: «Положи стрелу на лук твой и натяни его». Тог натянул. Опять сказал ему: «Натяни еще». Он сказал ему: «Если я буду тянуть выше меры, лук лопнет». Старец сказал ему: «Так бывает и в деле Божием: если кто-нибудь выходит из меры, заставляя братьев напрягаться, — то они лопнут. Но нужно иногда снисходить им». Из сравнения с луком тот много приобрел; он удалился.
8. Авва Антоний сказал: «Бог посылает брани на людей этого поколения не так, как на древних, зная, что они слабы и не вынесут».
9. Авва Антоний сказал: «Если ты живешь со Христом, пусть твоя кельи будет для тебя темницей; помни во всякое время о твоем нанесшим из тела, и никогда не забывай о будущем суде, и совсем не будет греха у души твоей. Будь причастником Духа Святого, чтобы тебе жить, с Господом до конца. Если ты будешь терпеть для Господа, то ты достигнешь жизни вечной, и Бог изгладит грехи твои, и снова поместитв царстве Своем».
10. В одном монастыре сказали ложь на одного брата, обвиняя его в блуде Он пошел к месту аввы Антония. Пришли также и братья монастыря, чтобы увести его. Они начали оскорблять его, говоря: «Ты сделал это». Он же защищался, говоря: «Я ничего такого совсем не делал» Находился здесь также и авва Пафнутий Кефала, и он сказал такуюпритчу: «Я видел человека на берегах реки; бросили его в тину до колен; и когда некоторые пришли помочь ему, они погрузили его до самых плеч его». Услышав это от аввы Пафнутия, авва Антоний сказал: «Вот воистину человек, который может спасать души». И когда братья раскаялись от слов старцев, они сотворили поклон пред братом и увели его в монастырь.
11. В пустыне открыли авве Антонию: «Есть в одном городе врач по своему знанию, подобный тебе. И что есть у него лишнего, он отдаетэто нуждающимся, и днем он поет с ангелами и тремя святыми».
165
12. Сказал авва Антоний: «Как рыбы, медля на суше, умирают, так и монахи, медля вне кельи с мирянами, перестают быть монахами. Итак следует нам быть привязанными к горе, чтобы нам не замедлить и не забыть внутреннего, т.е. терпения для Господа».
13. Один брат подвергся искушению в монастыре аввы Илии, и когда его изгнали, он пошел к месту аввы Антония, на гору. Когда он прожил около него некоторое время, Антоний отправил его в его монастырь, откуда он пришел. Те же, увидев его, опять изгнали его, и он возвратился к месту аввы Антония, говоря: «Лодка потерпела крушение на море и потеряла свой груз, и с трудом она спаслась на берегу; а вы, кои находитесь в безопасности, хотите отвергнуть их». Но те, услышав, что именно Антоний послал его, приняли его с радостью.
14. Был у трех старцев обычай каждый год ходить к блаженному авве Антонию. Двое спрашивали его о помыслах и о спасении их души, а третий хранил молчание во все время, не спрашивая ни о чем. Спустя долгое время, авва Антоний сказал ему: «Вот ты долгое время ходишь сюда и не спрашиваешь меня ни о чем». Он сказал ему: «Не правда ли, что только видеть тебя довольно для меня, отец мой?»
15. Узнал авва Антоний об одном молодом монахе, что он сотворил чудо в пустыне. Встретив старцев, которые шли к горе, изнемогая от пути, он приказал ослам пойти принести старцев. Сообщили об этом авве Антонию. Он сказал: «Этот монах подобен лодке; хотя она и наполнена добром, я не знаю, спасется ли она, достигши пристани». И спустя некоторое время Антоний внезапно начал плакать, рвал на себе волосы и рыдал. Сказали ему ученики его: «О чем ты плачешь, отец наш?» Он сказал: «Великий столп церкви падает сейчас (он говорил это о молодом монахе); идите вы к нему, посмотреть, что случилось с ним». Когда они — ученики — пошли, они увидели монаха сидящим на рогоже и оплакивающим грех, который он совершил. Когда учеников старца увидел молодой монах, он сказал им: «Скажите старцу, чтобы он молился Богу, да даст Он мне только десять дней, и я надеюсь защититься». И спустя пять дней юноша умер. — Старцы говорили: «Когда ты увидишь молодого монаха идущим на небо по своей воле, держи его ноги, влеки его вниз, ибо это не полезно ему».
16. Рассказывали об одном брате, что он победил гнев. Однажды пошел он к авве Антонию, когда совершили общую молитву. Антоний, желая испытать его, победил ли он страсть, сказал ему: «Встань,
166
прочти немного наизусть». Ставши, он сказал старцу: «Из чего желаешь ты, чтобы я сделал чтение — из Ветхого или из Нового Завета? Услышав эти слова, Антоний сказал ему: «Сиди, надменный, которого и излечить нельзя». Когда брат сел, снова сказал ему старец: «Я только что сказал тебе: встань, сделай маленькое чтение на память». Вставши, он сказал старцу: «Желаешь ли, чтобы я сделал чтение из Нового или из Ветхого Завета?» Старец сказал ему: «Садись, великий гордец», Опять брат сел. Старец сказал ему: «Встань, сделай маленькое чтение на память». Брат еще сказал ему: «Сделать ли чтение из Ветхого или из Нового Завета?» Старец сказал ему: «Поистине, ты исполнил весь Ветхий и Новый Завет; что ты хочешь, то и говори».
17. Рассказывали о двух братьях, что они стали жить вместе в монастыре. Один был аскет совершенный, другой послушливый и смиренный. Они спрашивали друг друга: «Какое дело выше?» (быть ли аскетом или быть послушливым и смиренным). И когда они пришли к реке, там было множество крокодилов, и послушливый прошел среди их на другой берег. Они ему поклонились. И сказал он аскету: «Прости меня, брат мой! я не дошел до этой меры». И они возвратились в монастырь. Глас был авве Антонию на горе, говоривший: «Послушивый выше аскета».
18. Брат, которого помыслы побуждали уйти из своего места, сказал авве Антонию. Старец сказал ему: «Иди, сиди в своей келье, отдай свое тело в залог стенам и не выходи. Пусть твой помысл ходит туда, куда ему захочется; только не давай своему телу выходить вон из кельи. И оно будет страдать, оно не будет делать ничего. Наконец, оно взалчет и придет в час вкушения пищи, требуя у тебя пищи. Если оно скажет тебе около этого часа: «Съешь себе немного хлеба», ты скажи ему в свою очередь, бодрствуя: «Человек не хлебом одним будет жить, но всяким глаголом, исходящим из уст Божиих». И оно скажет тебе: «Выпей немного вина, как блаженный Тимофей»; отвечай ему: «Помни о детях Аминадава, которые соблюдали заповедь своего отца». Если оно принесет тебе сон, не принимай его, ибо написано в Евангелии святом: «Бодрствуйте и молитесь»; и еще написано «Они уснули и не получили никакой пользы». Питай свою душу словами Божиими, бдениями, молитвами, более же всего непрестанной памятью о имени Господа нашего Иисуса Христа, и в этом на найдешь наставление, так что узнаешь победу над худыми помыслами. Если кознотворец злой выведет тебя из кельи твоей, он будет ранить и пожирать тебя, принудив тебя выйти без рассуждения о том, нужно ни тебе это или нет; он будет поражать тебя многими способами, по ногам ли или по рукам, в сердце ли или в зрение или в слух,
167
в дела ли твои или в язык и уста, или когда ты идешь. Если ты останешься в своей келье, ты будешь свободен от всего того, что я сказал тебе».
19. Авва Антоний говорил братьям: «Ходя однажды в горах, я встретил страуса с его детенышами. Завидев меня, они убежали. Я слышал, что мать сказала своим детенышам: «Метайте каменья, чтобы вас не поймали». Подобным образом и мы также: если бесы мечут против нас помыслы, мы будем метать против них камни от того Камня, который отсекся в непорочной утробе Святой Девы Марии, Камня краеугольного, который прекрасно борется за нас и спасает нас от их злых сетей».
20. Авва Антоний говорил: «Совлекись своей злобы, облекись глазом сердечным и сердцем милостивым. Не ненавидь ни одного человека и не ходи с тем, кто ниже тебя, но с тем, кто выше тебя и на самом деле творит дела. Не бойся порицаний человеческих. Ненавидь все, что причиняет вред душе твоей. Не оставляй воли Божией, чтобы творить волю человеческую, да будет Бог с тобою».
21. Авва Антоний говорил: «Если кто-нибудь любит Христа всем своим сердцем и всею своею силою, он рождает страх; страх рождает слезы; слезы рождают радость духовную с тем, чтобы радость духовная родила жизнь ангельскую; жизнь ангельская рождает силу, которая утешает; душа принимает оправдание, чтобы производить плоды избранные. Если Христос, дающий ей силу, увидит ее мужество и ее терпение во всем, Он принимает ее с радостью: так она пребывает в небесном ликовании в местах покоя, которым никогда не будет конца».
22. Авва Антоний говорил: «Есть движение телесное, которое срастворено с телом; это и есть естество; но ничего нельзя ему сделать, если душа не находится с ним в согласии: оно только означает в теле движение бесстрастное. И другие движения в теле, опять, происходят от пищи телесной, от многочисленных блюд и от тела неупорядоченного, — это — вещи, которые и делают то, что жар крови восставляет тело против себя. Вот почему апостол говорит: «Не упивайтесь вином, в котором нет спасения», а во святом Евангелии Господь наш повелевает Своим апостолам, говоря: «Блюдите, чтобы сердца ваши не отяготели от объедения и пьянства». Есть еще другое движение в теле, исходящее от тех, кои борют его, от козней и зависти демонов. Таким образом следует, чтобы мы знали, что есть три движения телесные, — одно от естества, другое от множества потребностей, и третье — исходящее от демонов.
168
23. Один брат отправился к авве Антонию. Он сказал ему «Наставь меня, как сделаться монахом». Старец сказал ему: «Поелику ты хочешь сделаться монахом, иди в такое-то селение, возьми какого-нибудь мяса, навесь его на твое голое тело и потом приходи сюда». И когда брат сделал это, собаки и птицы совсем истерзали его. А когда он пришел к старцу, он спросил его: «Сделал ли ты то, что я тебе сказал?» И тот показал ему тело свое, которое было в ранах. Старец сказал ему: «Тех, кои отрекаются от мира и желают еще оставить для себя золота, бесы, с которыми они борются, подобным образом растерзывают».
24. Сказали авве Антонию об одном брате: «Он не пьет вина». Авва Антоний сказал им: «Вино само не свойственно монаху».
25. Авва Антоний сказал: «Все бодрствование человека состоит в том, чтобы он во всякое время обвинял себя пред Богом и видел ежедневно, что за ним стоит искушение до последнего вздоха».
26. Авва Антоний сказал: «Я видел Духа Божия, сшедшего на трех людей: Он сошел на авву Афанасия - и дали ему архиепископство: Он сошел на авву Макария — и дали ему благодать исцелять больных, и на авву Памво — и дали ему диаконство».
27. Рассказывали об одном старом феллахе, что он отправился однажды к авве Антонию. Сообщили об этом старцу. Он вышел на встречу ему. Вошедши в келью, они помолились. Сели. Авва Антоний сказал ему: «Возвести мне одно слово, отец мой». Верный старец феллах сказал ему: «Три рода выходят из этого народа, т.е. из монахов первый огонь; второй - по образу львов; третий похож на лисиц». Авва Антоний сказал ему: «Как ты на себя смотришь, отец мой '' Старецсказал ему: «Я смотрю на себя как на Адама, когда он еще не совершил преступления». Авва Антоний сказал: «Ты подаешь надежду, отец мой». Старец сказал ему: «Нет; но моя великая правда в Боге».
28. Братия спросили авву Антония, который был близок к смерти, о конце мира. Святой сказал им: «Пророки уже пророчествовали, и Христос творил Своими устами, потом апостолы говорили о конце: я, кто такой я, чтобы говорить об этом?» Братья сказали ему: «Ты также пророк и апостол и отец этого времени; сделай нам любовь, научи нас» Он сказал им: «Вы видите первый мир, который Бог истребил за блудодеяния и насилия, какие были среди их (людей того времени); подобным образом Содом и Гоморру Бог истребил
169
некогда за блудодеяния и не милосердие. Так и конец этого мира будет при сих трех вещах; если насилия умножатся среди людей, и если блуд умножится среди монахов, - вот конец мира; если вы увидите старых монахов, которые покидают пустыни и монастыри и изобретают предлоги к тому, чтобы ходить в города и селения, подражая образу жизни анахоретов, которые пребывают в домах мирян с женщинами; а молодых монахов увидите пребывающими в обителях дев, так как их кельи прилегают к ним, а окна их доступны, и также мужей пустыни увидите любящими есть и пить более того, как они любят труд воздержания и утеснения; если вы увидите монахов торгующими, покупающими, продающими по подобию мирян, - вот конец мира: не будет покоя для мира, но только скорбь и бедствие до скончания века сего».
29. Авва Антоний говорил: «Тот, кто в одном только деле является победителем, не есть воздержник; и тот, кто твердо стоит против одной вещи из тех, которые борют его за добродетель, не есть еще избранник: ведь если воздержание есть слава добродетели, то обилие зла враждует против нее; но нужно, чтобы желающий спастись бодрствовал во всяком деле по причине тех, кои враждуют против него, и чтобы он умолял благость Божию спасти его».
30. Авва Антоний говорил: «Тот, кто тщится сделаться совершенным в воздержании, не служит никакой страсти; ибо тот, кто служит одному пороку, далек от пути Божия».
31. Авва Антоний говорил: «Всякие страдания, каким подвергнется гневливый, теряются для него ежедневно».
32. Говорили об авве Антонии, что, сидя однажды в пустыне, он был в оцепенении и смущении от множества помыслов. Он молился Богу, говоря: «Господи мой! Я хочу спастись, а помыслы не позволяют мне: что мне делать в этом затруднении, и как мне спастись?» И встав немного вне горы, он увидел, что кто-то во образе человеческом сидит, плетет веревку, встает на малое время из-за дела рук своих, молится, потом опять садится и работает. И это был ангел Господень, посланный для того, чтобы направить Антония и укрепить его против злого искусителя. Он услышал, что он говорит: «Делай так и спасешься». И услышав, он был в великой радости: он получил подкрепление и поступал так во все дни жизни своей.
33. Авва Антоний говорил: «Я провел целый год умоляя Бога, чтобы Он открыл мне путь праведных и путь грешных. Я увидел
170
кого-то, который был размерами как исполин и стоя достигая до облаков. И его руки были протянуты под небом; а под ним было озеро широкое как море. Я видел также души, которые летали как птицы, и все те, что летали над его руками и над его головой, спаслись, а те, что попадались в его руки, когда он ударял по ним, падали в озеро с огнем пламенеющим. Тогда пришел ко мне глас с неба, говоривший мне: «Антоний! эти души, которые ты видел падшими под его руками, это и суть души грешных, которых влекут во ад, потому что пожелания плотские, и покой сего малого времени, и посмыслы худые сделали их пожелания худыми в такой степени, что их ввергли в огонь».
34. Авва Антоний говорил: «Принимай себя за нечто не имеющее цены но всем, потому что невменение себя есть тело смирения; смирение рождает ведение, ведение рождает веру, вера рождает послушание Богу, послушание рождает братскую любовь».
35. Один брат спросил старца авву Антония о слове написанном в Евангелии: «Не заботься о завтрашнем, потому что завтрашний день сам о себе позаботится: для дня довольно дня со злобою его». И старец сказалему: «Я думаю, что это слово значит, чтобы ты сократил дли себя потребности телесные до меры одного года, чтобы ты не слишком заботился о своей жизни, а заботился только в дозволенной мере, любы спастись».
36. Говорили об авве Антонии, что открыли ему однажды относительно одной девы, которая впала в прегрешение. Он встал, взял в руки свои пальмовый посох, начал путешествие к обители, чтобы обратитьсяк ним (т.е. жившим там) с очень строгими упреками, по причине чистоты своей деятельности. Когда он еще шел и приблизился к обители, вот явился ему Христос, Царь славы, единый милостивый, Тот, у Кого бесчисленные сокровища милосердия, Который прощает изглаждает грехи и прегрешения людей. Спаситель сказал ему с лицом кротким и с улыбкой полною милости: «Антоний, есть ли причина твоего великого труда — путешествия сюда?» Услышав эти слова Господа, старец повергся на землю на лицо свое, говоря: «Господи мой, так как Ты сделал меня достойным видеть присутствие Твое, Тыпервым знаешь безумие моего труда». Благий, человеколюбивый Спаситель сказал ему: «Ты предпринял этот труд и это великое страдание (от путешествия сюда) по причине прегрешения этой малой девы.» Авва Атоний, простершись на земле на лице своем, сказал ему «Господи, Тызнаешь все вещи, прежде чем они случатся». Господь сказал ему «Встань, следуй за мною!» Войдя с Ним, хотя двери
171
были заперты, в то место, где была дева, он услышал, что дева плачет и говорит: «Господи мой Иисусе Христе, если Ты посмотришь на беззакония, то кто постоит пред Тобою? Но ведь все прощение - у Тебя. Господи мой Иисусе Христе, отомсти за меня тому, кто мне позавидовал и кто погубил меня. Господи мой Иисусе Христе, молю Тебя, не отврати лица Твоего от меня, потому что я сосуд немощный». Она говорила это с великими слезами. Милостивый и сострадательный Бог, Господь наш Иисус Христос сказал: «Твое сердце не тронулось ли до слез, когда ты слышишь ее немощь, как она взывает ко Мне со слезами скорби? Истинно, она привлекла к себе Мое милосердие, подобно блуднице, которая омыла ноги Мои слезами своими и отерла их власами главы своей, и чрез раскаяние свое прияла она от Меня оставление грехов своих, по причине веры своей. Впрочем я не оставлю труда твоего тщетным: дай им некоторое наставление, иди». Сказав эти слова, Господь стал невидим для него. Авва Антоний отправился в путь свой, воздавая славу Богу: слезы его текли на землю, и он очень удивлялся благости Бога и обилию Его неисчислимого милосердия ко всякому творению рук Его, удивлялся и тому способу, каким Он принимает к Себе сразу всякого человека согрешающего, и каким Он обращает к покаянию в правом сердце.
37. Авва Антоний говорил: «Если тебя приводят в движение помыслы, подавляющие тебя, и ты не в силах их отогнать, иди на воздух и они сами собою отойдут».
38. Авва Антоний говорил: «Очень полезно для нас, чтобы мы убегали в нашу келью и назирали много за собою во всю нашу жизнь, пока мы не узнаем, каковы мы. Если ты терпеливо пребываешь в своем месте, тогда — ты ожидаешь своей смерти; если ты прилежишь молитве ночью и днем, тогда - ты ожидаешь своей смерти; если ты обитаешь в пустыне без всякого содружества с твоими сродниками по плоти, тогда — ты желаешь умереть для мира. Вот, говорю вам, я провел все свое время вкушая меру хлеба ячменного, выпивая меру мутной воды, и если я желал сходить в какое-нибудь место, я остерегался, чтобы никак не попирать самому следов женщины».
39. Авва Антоний сказал еще: «Написанное в законе это не праведность: сердце чистое - вот праведность человека».
40. Авва Антоний говорил. «Я желал идти к югу. Меня научили: «Не ходи туда; но иди в гору. Есть три вещи, которые находятся в мире, и которых нет на горе. Там с человеком борется и глаз, и язык, и слух; на горе только сердце одно борется с ним». Одно не лучше ли четырех?»
172
41. Авва Антоний говорил: «Если я выхожу из кельи своей, чтобы идти к людям, я совлекаю с себя свою одежду, я иду обнаженным; т.е.: если я иду к людям, я делаюсь человеком, а если возвращаюсь в свое место, я делаюсь духом: я делаюсь человеком с людьми, я делаюсь духом с богом. Тело есть дом сердца: оно имеет дверь и окна; если я иду к людям, они (окна) все открываются, бури и волны входят в них, т.е. они слышат, видят, говорят, чувствуют. Если я нахожусь в келье своей, окна закрыты, и я неприступен: только с своим сердцем я должен бороться и свободен от четырех (браней). Правда, тот, кто говорит рассудительно, назидается сам и назидает своего товарища; но тот, кто хранит молчание, находится в безопасности. Бог и Мария сначала совершала дело, прежде чем достигла истинного познания бога».
42. Один брат спросил авву Антония: «Как пребывать в келье?» Старец сказал ему: «То, что очевидно для людей, есть вот что: (пост) до вечера ежедневно, бдение и поучение; но то, что скрыто от людей, есть невменение себя, борьба с помыслами худыми, негневливость, зрение пред собою смерти своей, смирение сердечное, основание всех благ».
43. Авва Антоний говорил: «Я видел все сети диавола, распростертые над целым миром, и вздыхал я, говоря: «Господи! кто же избежит всех тех, кои строят козни человечеству?» И был ко мне глас, говоривший: «Смирение, терпение ради Бога перейдут через все эти сети, так как они не овладеют тем, кто обладает ими (этими качествами), и никаким образом не овладеют им насильно».
44. Один брат спросил авву Антония: «Отец мой, что мне делать, чтобы угодить Богу?» Старец сказал ему: «Что я скажу тебе, сделаешь ли но?» Брат сказал ему: «Да, отец мой». Старец сказал ему: «Во всяком месте, куда ты пойдешь, постоянно полагай Бога пред очами твоими, и во всяком деле, какое ты будешь делать, пусть будет для тебя свидетельство из святых писаний; всякое место, где ты будешь, не меняй скоро. Вот три вещи: соблюдай их и — спасешься».
45. Авва Антоний говорил: «Не ходи с надменным ни с гневливым; но ходи с тем, кто смирен во всякое время. Пусть твои беседы будут взвешены на весах, чтобы они были полезны тем, кои их услышат. Будь ревностен. Скорби о брате твоем, будь сострадателен к нему. Да будет слово твое кроткое во всякий час. Бедность очень возлюби, возлюби страдание, беги к нему, принимай скорбь для плоти тоги, чтобы победить страсти телесные; борись, чтобы победить
173
в тех бранях, которые борются с телом. Ведь мудрый знает путь свой, чтобы встретить светильники небесные».
46. Авва Антоний говорил: «Верблюду нужно только немного пищи: он сохраняет ее в себе, пока не войдет в свое стойло; изрыгает ее, пережевывает, пока она не войдет в кости его и в плоть его. Но что касается лошади, обильна ее пища, так как она ест постоянно и тотчас теряет все. Теперь и мы не будем как лошадь, т.е. читать постоянно глаголы Божии, не исполняя ни одного из них; но уподобимся верблюду, читая каждый глагол святых писаний, сохраняя его в себе, пока не исполним его; ведь те, кои исполнили их, были также людьми, как и мы: страсти бороли и их».
47. Авва Антоний говорил, когда братья сидели вокруг его: «Будем подвизаться. Ведь даже и одежда монаха достойна ненависти со стороны демонов. Однажды я захотел испытать их относительно этого. Я взял мантию, нарамник и кукуль и надел их на чучело; одел его, поставил и смотрел, как демоны стояли вдали и метали в него стрелы. Я сказал им: «О духи злые! Что вы делаете? — это не человек, но чучело». Они сказали мне: «И мы это знаем; но мы не его поражаем, а одежду, которую он носит, и образ его». Я сказал им: «Какое зло причинили вам эти вещи?» Они сказали мне: «Это — доспехи воинские тех, кои причиняют нам страдание и кои опаляют нас постоянно: вот почему даже их одежда причиняет нам страдание». Услышав их, я воздал славу Богу, спасающему тех, кто на Него уповает, от руки злых духов диавола, которые борют святых день и ночь: Бог спасает, расстраивая их совет».
48. Авва Антоний говорил: «Не дадим монаху ходить туда, где находятся женщины, чтобы он имел дерзновение с ними, — исключая тех, кои имеют силу от Бога. Ведь если видеть их (женщин), они не оставляют человека спокойным в келье». Некто сказал ему: «Следует ли ходить к ним, чтобы их утешать?» Старец сказал ему: «Если ты приял Духа, то иди; иначе — я не желаю, чтобы ты ходил туда, ибо дающий тебе случай пасть убеждает также и их к падению: ведь природа закона во мне одна и та же, и сердце человека склонно к злу». Брат сказал: «Что делать мне в виду экономской должности, возложенной на меня?» — он был эконом. Старец сказал ему: «Если ты приял Духа, то иди; иначе — я не желаю, чтобы ты туда шел. Льстящий тебе до твоего падения не толкает ли и их, чтобы они пали? Однако, если человек предаст свою силу Богу, он сделается огнем, пребывающим на земле». Брат сказал: «Я говорю, отец мой, что верный человек соблюдет себя во всяком месте, куда он пойдет». Старец сказал
174
ему: «Нет; но остерегайся, чтобы, если стадо свиней, покрытых грязью, выйдет из реки, и ты пойдешь среди их, не сделало оно тебя совсем черным, если может быть оно не повалит тебя».
49. Отец наш святой авва Антоний говорил: «Случилось мне пойти в Ракоти (Александрию), чтобы принять благословение светлого столпа, убежища и основания веры апостольской, местопребывания Духа Святого Утешителя, того, в сердце коего Он пребывает как на престоле Вседержителя, который тверд в вере в Троицу единосущную и единую, возлюбленного Господом нашим Иисусом Христом, великою Афанасия, сына апостолов, который много раз был мучеником от царей за правую веру православия. Я пробыл у него два дня, и он говорил со мною о (некоторых) главах Писания, и от сладости его слов усладительных и живительных я уснул немного. И разбудив меня, он сказал мне: «Антоний, встань от этого сна твоего, ибо Дух Святой сказал: «Они уснули сном и не получили никакой пользы»; и: «Тот, кто бодрствует и трезвится, тот и радуется и веселится в жизни вечной; ибо радость сего места не есть радость и сладость сего мира не ешь сладость». Когда он сказал мне эти слова, я простерся и поклонился ему, и возвратился в свое место, восхваляя Бога».
50. Авва Антоний сказал, когда он пошел к братьям, и монахи желали слышать от него слово: «Писания способны наставить нас; но что касается нас, было бы хорошо, чтобы и мы воодушевляли друг друга в правой вере наших отцов».
51. Авва Антоний говорил: «Я молил Бога однажды показать мне помощь, которая окружает монахов, и когда я еще молился, я увидел οι ценные светильники и лик ангелов, окружающих монаха, храпящих ею как зеницу ока; и пришел с неба глас, говоривший: «Не оставляйте его, пока он в теле». И увидев такую помощь, окружающую человека, я вздохнул, говоря: «Горе тебе, Антоний! Эту великую помощь Бог тебе назначил, а ты постоянно нерадив».
52. Авва Антоний говорил: «Я молил Бога, говоря: «Господи мой, как такую помощь Ты назначил монаху, а сатана так попирает его»? Я слышал глас, говоривший мне: «Нет силы у того, кто сам себе причиняет насилие: он ведь бессилен. Я запретил ему со всею его силою, и Я сокрушил его. Но каждый бывает искушаем собственными своими пожеланиями и своим нерадением; ибо это — человек, который нерадит о собственном своем спасении, о том, что засорено сердце его, ибо он не ищет спасения». И сказал я Ему. «Господи, Ты назначил такую помощь каждому из монахов?» И мне показано
175
было множество монахов, которых окружала эта помощь, как я видел и сначала. И сказал я: «О блаженно поколение людей, имеющее Господа, который благ и человеколюбив!»
53. Один старец просил Бога, чтобы ему видеть святых, и он увидел их, исключая... (...и увидел их, кроме аввы Антония. Он спросил того, кто показывал ему: где же авва Антоний? Тот отвечал: Антоний там, где Бог. — «Достопам. сказ». Ант. §28.)
Здесь кончается Коптский кодекс.
176
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.