Поиск авторов по алфавиту

Автор:Аммон, преподобный

Аммон, прп. Фрагмент Б

Файл в формате pdf взят на сайте http://www.btrudy.ru/archive/archive.html

Правообладателем разрешена публикация только на нашем сайте.

   

 Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.


ФРАГМЕНТ Б6

 

[Аммон] говорит еще: Сидя в келлии своей, собери ум свой7, вспомни о дне смерти, представь себе тогдашнюю мертвость тела, подумай об этом несчастии, приими труд [подвижничества]8, осознай суету мира сего, возымей попечение о кротости и усердии, дабы мог ты всегда пребывать в том же самом рвении к безмолвию9 и не впал бы в немощь. Вспомни о положении [осужденных] в аду; поразмышляй о том, как души обретаются там, в каком мучительном молчании и в каком ужаснейшем стенании находятся они, в сколь великом страхе и опасении ожидают они бесконечного мучения, проливая безысходные душевные слезы. Вспомни также о дне воскресения и предстояния перед Богом. Представь повергающий в ужас Суд тот10; оцени позор, уготованный грешникам пред лицем Бога, Самого Христа, Ангелов, Архангелов, Властей и всех людей; [представь] все мучения их, огонь вечный, червя неумирающего (Мф.9,44-46), тартар, тьму над всем этим и скрежет зубов (Мф.8,12). Оцени и блага, угото-

310

 

 

ванные праведникам: их свободу общения с Богом Отцом и Христом Его, с Ангелами, Архангелами, Властями и всем народом [Божиим]11, а также Царство [Небесное] и Его дары, радость и вкушение [духовных благ].

Вспомни и о том, и о другом; об участи грешников стенай, плачь и сокрушайся; страшась, проникнись мыслью о том, чтобы тебе не оказаться среди них. О благах же, уготованных праведникам, радуйся, ликуй и веселись; прилагай старание, чтобы и тебе вкусить их, а участи грешников - избежать12. Смотри, чтобы разум твой никогда не отвергал от себя памятования об этом, пребываешь ли ты в келлии, или находишься вне ее, чтобы тем самым избежать тебе пагубных помыслов.


ПРИМЕЧАНИЯ

  

6 Этот фрагмент входит в сочинение Евагрия Понтийского "Изображение жизни монашеской". См. вступительную статью.

7 Это "собирание ума"(συνάγαγέ σου τὸν νοũν) неразрывно связано с "умной молитвой", учение о которой впервые ясно наметил Евагрий, а затем развили позднейшие исихасты. Оно соответствует процессу "онтологического катарсиса" (выражение Г.В.Флоровского), отличающегося от "нравственного катарсиса". Если последний "состоит в совершенном изгнании из ума всякой греховной мысли и всех дурных воспоминаний", то первый есть "освобождение души уже не только от нечистого и греховного, но и вообще от всего постороннего, усложняющего и рассеивающего. Это освобождение от всякой разнообразной примеси, или "упрощение" души; то, что Ареопагитики называли единовндным собиранием души, сосредоточением ее в себе, "вхождением в самого себя", отвлечением от всякого познания, от всех образов, чувственных и умственных". Для св. Григория Паламы такая "умная (внутренняя) молитва" как бы "возвращает ум от всего внешнего и рассеивающего к Единому, к Богу, ко Святой Троице". Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св.Григория Паламы. Париж, 1950, с.419-420.

8 Так, думается, лучше переводить эту фразу (λάβε τὸν πόνον), исходя из ее контекста. Речь идет о наиболее прямом и кратком пути спасения, который, безусловно, скорбен и мучителен, но избавляет человека от "несчастия" (συμφοράν), приносимого суетой мира.

9 У Евагрия: "в той же самой склонности к безмолвию" (τῆ αὐτῆ προθέσει τῆς ήσυχίας) вместо: ν τῆ αύτῆ προθυμία τῆς ήσυχίας. Здесь речь идет об устремленности к "исихии", суть которого хорошо выразил авва Арсений в своем послании: "Прежде всего возлюби безмолвие; затем - будь кроток, ибо кроткие называются праведными (ср. Мф.5,5)". Lettres des Peres du desert, p.107.

10 У Евагрия: "внушающее ужас и трепет то судейское седалище [Бога]". Тема страшного Суда постоянно звучит в святоотеческих творениях. Ср., например, у преп. Феодора Студита: "Продолжительность настоящей жизни должна порождать в нас не легкомыслие, не расслабление и нерадение, но тем большую борьбу и ревностнейшее стремление угодить Богу, так как мы приближаемся к смерти. Ибо ни один раб, приближаясь к своему господину, или посланник к пославшему его - дать отчет не остается до конца беспечным, но настолько бывает обеспокоенным, что, кажется, выходит из себя. Что же? И мы приближаемся к Господу нашему, лучше сказать, Господь приближается к нам и страшное Его судилище, которому мы все предстанем нагими и открытыми, чтобы дать отчет в пережитом нами и получить или Царство Небесное, или вечное наказание". Творения преподобнаго отца нашего и исповедника Феодора Студита, т.1. Спб., 1907, с.241.

11 Под παντός τοũ δήμου явно подразумевается "собор (лик) всех святых".

12 Ср. у преп.Ефрема Сирина: "Итак, братия мои возлюбленные, постараемся угождать Богу, пока есть еще время; будем день и ночь плакать пред Ним в молитве и псалмопении. чтобы избавил нас от оного нескончаемого плача, от скрежета зубов, от огня геенского. от червя неусыпающего, и чтобы исполнил нас радости в Царстве Своем и в вечной жизни, откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание". Творения святаго отца нашего Ефрема Сирина, т.З, с.363.

312


Страница сгенерирована за 0.11 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.