Поиск авторов по алфавиту

Автор:Амфилохий Иконийский

Амфилохий Иконийский Слово о жене-грешнице, помазавшей Господа миром, и о фарисее

1017

СЛОВО О ЖЕНЕ-ГРЕШНИЦЕ,
ПОМАЗАВШЕЙ ГОСПОДА МИРОМ, И О ФАРИСЕЕ

 

Христос всех привлекает в Свое стадо

1. Христос вполне утешил нас недавно в гостях у Закхея, потому что, когда Христос в гостях возлежит рядом с людьми и вкушает нашу пищу и питие, все направляется к слову радости. В самом деле, кто из мытарей или блудниц и из сотворивших постыдное и ужасное, видя, что Творец неба и земли вошел под кров мытаря, и что Податель колосьев берет в руки человеческий хлеб, и что Устроитель виноградной лозы Своим участием в питии благословляет винные чаши, — так вот, кто из них не согласится, что это — праздник и торжество? Это поистине праздник, это поистине радость ангельского пира видеть, как Владыка с рабами, Бог с людьми, Судия с виновными вкушает общую трапезу. Именно поэтому пришел Он на землю, не оставив при этом неба, и именно для того стал человеком, не переставая быть Богом, чтобы, и по морю плавая, извлекать из глубины греха обуреваемых в пучине житейского моря, и, обходя города и веси и проходя по узким тропам, стезям и путям, заблудившихся на распутьях, как не имеющих пастыря овец, привести в свое стадо. Потому что Он взыскующий погибшую овцу, Он — оставивший девяносто девять и отправившийся на поиск одной. Он некая одну, не пренебрегая многими и не предпочитая множеству одну. Но оставлял девяносто девять, потому что они должны были безопасно пребывать в овчарне, а одну — шел и искал повсюду, чтобы не стала она пищей дьяволу. Ведь овца без пастуха — готовая добыча для зверей, и душа, не запечатленная [Его печатью], легко уловима для демонов. Поэтому недавно Закхея как овцу Он вырвал из пасти волка, и присоединил к овчарне, и удостоил печати. Ибо как пастырь, желая поймать заблудившуюся овцу, пускает свободно пастись прирученную, чтобы привлечь отпавшую, так и Слово Божие отпустило плоть, воспринятую от Девы, словно овцу на пастбище, за трапезой

 

 

1018

Закхея, чтобы, привлекши его обычным законом гостеприимства к общению, незаметно сочетать собственному стаду.

 

Христос ради покаяния исцеляет всякую страсть

2. Но фарисеи, не понимая этого, роптали, видя, как Он ест с мытарями. Впрочем, пусть они лопнут как ветхие мехи, ибо не могут воспринять новое вино учения, а мы да шествуем за человеколюбивым Пастырем. Потому что Сочетавший мытаря Закхея словесному стаду апостолов и грешную блудницу, сотворившую бесчисленные злодеяния, выхватив, как ягненка, из пасти дьявола, вернул в безопасную овчарню. И чтобы вы познали и Христа человеколюбие, и фарисеев безумие, и грешницы покаяние, я приведу вам сами евангельские слова. Ибо если вы постигнете высоту прочитанного, легко усвоите смысл толкования. Некто из фарисеев просил Иисуса вкусить с ним пищи, и Он, войдя в дом фарисея, возлег (Лк. 7:36). О невыразимая радость! О неизреченное человеколюбие! И вместе с фарисеями пищу вкушает, и мытарей не отвергает, и блудниц допускает, и с самарянкой беседует, и хананеянку слова удостаивает, и кровоточивой край одежды подает. Поистине так, ибо Он — Врач, прикасающийся ко всяким страстям, чтобы всем принести пользу, порочным вместе с благими, неблагодарным и благомыслящим. Поэтому и теперь, приглашенный фарисеем, Он входит в жилище, прежде полное зла. Ибо где фарисей, там жилище порока, пристанище греха, вместилище гордыни. Но, несмотря на то что дом его таков, Господь не отказывается войти в него. Естественно, ведь как солнце не терпит вреда, направляя свои лучи на грязь, но, напротив, очищает свойственный ей смрад, само не испытывая оскорбления, так и Христос, как Солнце правды, всякое греховное и нечистое место настигает и злосмрадный грех лучами Своей благости истребляет, не претерпевая ни оскорбления, ни умаления, ни осквернения в отношении к Божеству (κατὰ τὸν τῆς θεόνητος λόγον).

3. Вот почему Он легко дал согласие приглашающему фарисею, тихо, молча, без обличения его жизни. Для того чтобы сначала освятить приглашенных, приглашающего, устроение дома, изобилие яств, показав затем через возлежание, еду, питье, употребление хлеба, что вочеловечение — не призрак (οὐ φόστμα ἦν ἡ ἐνανθρώπησις). Кроме того, поскольку блудница намеревалась прийти и показать тот горячий и пламенный образ покаяния, то ради этого Спаситель быстро дал согласие приглашающему фарисею, чтобы она, обличив собственное зло на глазах книжников и фарисеев, научила их, как грешники, сокрушающиеся о грехах, должны располагать к себе Бога. И вот, женщина того города, которая

 

 

1019

была грешница (Лк. 7:37). Женщина — легко соблазняющаяся природа (ἡ εὐόλισθος φύσις), первая сеть дьявола, начало заблуждения, наставница в преступлении; рожденная быть помощницей, но оказавшаяся врагом; по природе сотворенная доброй, но от произволения оказавшаяся злой; наследница смерти (ἡ θανάτου πρόξενος), на красоту древа указавшая и весь рай погубившая. И вот, женщина того города, которая быт грешница, несущая Евино бремя, отягченная многими злодеяниями. И я расскажу о множестве ее прежних грехов, чтобы вы познали обилие ее покаяния.

 

Брак противодействует смерти

4. Бог взял кость из ребра Адама, и, наделив ее плотью, создал Еву, и, назвав ее женой, дал Адаму в помощницы. Но после согрешения и преступления закона, после изгнания из рая и наказания смертью, чтобы совершенно истощенный смертью человеческий род не погиб, брак воюет со смертью, так что брак сеет, а смерть пожинает, та срезает, а тот растит. И поскольку Адам сочетался с Евой после исхода из рая, то ясно, что радость брака дана после того, как подчинились смерти. Ибо написано, что когда вышли из рая, тогда познал Адам жену свою (Быт. 2:21). Итак, прежде греха девство соблюдало неоскверненной одежду естества (ἀμόλυντον... τὸν χιτῶνα τῆς φύσεως), а после преступления, после смертного приговора был введен брак, чтобы процветанием и рождением он победил иссушающую и пожинающую смерть. Но поскольку для продолжения и увеличения [человеческого] рода дан закон брака, то Бог всеял в мужчину наслаждение, а женщину сотворил ласковой не для того, чтобы блудно возбуждались к соитию, но чтобы законно соединялись в браке. Вследствие этого законное соитие в браке честно пред Богом, но совершаемое ради удовольствий наказывается смертью. Брак у всех честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13:4). Поэтому законно совокупляющиеся с мужами ради деторождения безупречны, как Сарра, и Ревекка, и Рахиль, и какая-либо другая от них, но побуждающие юношей к распутству ради сладострастия как разоряющие храм Божий предаются погибели. Ибо если кто растлит храм Божий, того растлит Бог (1 Кор. 3:17). И одной из них была та грешница, о которой идет речь. Ведь она, продавая свое естество, и румянами подкрашивая щеки, и искусно стараясь казаться красивой, увлекала юношей к распутству, склоняя их внезапно в пропасть блуда (τὸ τῆς πορνείας βάραθρον).

5. Говоря это, не осмеиваю ее за то, что сделала прежде, но восхваляю за то, чем стала внезапно. Ведь я говорю о том, какой она была, чтобы показать, какой стала теперь, говорю о ее грехопадениях, чтобы показать, как исправилась покаянием. Но та

 

 

1020

самая, которая прежде небезупречно распоряжалась своим телом, одних уловляя локонами волос, других очаровывая слезами, третьих околдовывая благовониями и всех отовсюду призывая в скверну распутства, изменила свою постыдную и сластолюбивую страсть (τὸν αἰσχρόν... ἡδυπαθῆ ἐρωτα) в божественную и небесную любовь (θεῖον καὶ ἐπουράνιον... φίλτρον). А так как она знала, что Иисус однажды смело беседовал с самарянкой, и в другой раз хананеянку допустил, и еще сделал явным тайное деяние кровоточивой, и что Он то ест с мытарями, то посещает дома фарисеев, она подумала: «Если Он допускает блудниц, и грешников, и мытарей, то до каких пор я буду с неудержимой страстью черпать море греха? Не всегда мне быть молодой и красивой, ибо все проходит, все увядает, и цветы, и лилии, и красота лиц. Что же я претерплю за то, что я сделала? Ибо уже размышляю об огне геенском, уже душу мою охватывает раскаяние, потому что я старалась казаться красивой для погибели юношей и ходила кругами по улицам города и по его площадям и перекресткам, и были ноги мои словно сеть, язык словно невод. Скольких юношей очаровывала, обводя их взором, полным бесстыдства! Потому что, украшая себя на погибель зрителям, то возводила на голове башню из заплетенных волос, то позволяла прядям завитых волос свисать от макушки до лба; а иногда нарумянивала щеки и подводила глаза и иногда испускала источники слез, обманом губила души. Кем же при этом я оказываюсь? Какого врача найду от этих бесчисленных страстей? Если людям скажу о своих [делах], бесполезной для меня станет эта исповедь. Так утаивать зло? Но я не могу скрыться, потому что от кого мне скрываться, если я не могу укрыться от Бога? И куда убегу, если везде нахожу Судию, Который хоть и не видим, но везде обличает мое зло? Одна у меня осталась надежда спасения, одно у меня средство сохранить жизнь — познать Иисуса и прибегнуть к Нему. Ведь Принимающий мытарей не отринет блудницу и Разделяющий трапезу с фарисеями не отвергнет слез грешницы. Итак, поскольку знаю, что Он зашел к Симону фарисею, мужу прокаженному и грешному, то устремлюсь к Нему. Но, подойдя, чего попрошу? Здоровья для глаз? Но эта радость временна. Освобождения от болезней? Но это достижение незначительно, ибо вечная смерть тягостней земной. Оставив все телесное, испрошу исцеления души. Потому что одно найду избавление от пришедших зол, если увижу Судию, если смогу упредить время наказания. Вспомню Раав блудницу, последую добродетельному образу жены, ибо ничего не желает от нас Бог кроме перемены воли (γνώμης ἐναλλαγήν)».

 

Осознание необходимости покаяния

 

 

1021

6. Благочестиво обдумав это и устремив мысль к вере, она подходит к Иисусу, где Он возлежал, основанием дерзновения имея прежнее бесстыдство. И ничего не говорит Ему. Ибо не отваживалась, потому что знала, что Ведающий все помышления не нуждается в словах. Да и что могла сказать она Знающему все? Что согрешила? Что сотворила много зол? Что, страстно любя и будучи любимой, служила низменному наслаждению? Это было явно Богу не только совершаемое, но и в тайном совете души обнажаемое. Зная, что Он ведает все и ничто не может утаиться от Него, сомкнула уста и слезами вещала. Ведь сказано: Став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами (Лк. 7:38). Но если и языком не говорила, однако воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26) вопияла, открывая сокрушение сердца, побеждая множество грехов, непристойные помыслы, греховные мысли, нечистые дела, отвергая беззаконные речи, потому что не было ни одного из сотворенных ею зол, которое она не излила в слезах. Ибо она знала в чем каялась, за то и получала прощение. Ведь сказано: Рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс. 31:5). И не только неизреченно вопияла воздыханиями сердца, умоляя Господа, но и внешним видом изобразила красоту покаяния (τὸ τῆς μετάνοιας... κάλλος). Плакала за то, что много смеялась, омывая добрыми слезами злой смех и каплями из глаз смывая краску со щек, чтобы в чем согрешила, в том и оправдаться, в чем преступала закон, в том умилостивить Законодателя. Потому что как Давид слезами омыл ложе, которое он беззаконно осквернил совокуплением: Измыю на всяку ночь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Пс. 6:7), так и она омыла несмываемую скверну греха, изведя источники слез из тех же глаз, которыми совращала многих юношей в распутство, сама для себя испуская слезы как купель покаяния. Ибо она изливала слезы как воду, а от Христа невидимо приняла прощение.

 

Образ совершенного покаяния

Однако же она, омывая ноги Христу, не только подражала Аврааму, но и превосходила его. Потому что тот, поставив умывальник, омыл водой и вытер полотенцем, а она, не почерпнув воды, но испустив источник слез, омыла ноги Иисусу. Опасаясь, как бы грешными слезами не оскорбить святых ног, она, заменив красотой волос полотенце, вытерла ноги. И было видно, что женщина всецело обратилась к служению Иисусу: глаза сверху, как источники вод, посылали потоки слез; душа, словно умывальница, стоящая внизу, принимала с ног стекающие капли; локоны волос вытирали, словно полотенце, а руки, проливая миро

 

 

1022

из алавастрового сосуда, помазывали божественные ноги, почитая миром Миро, ибо миро излияное имя Твое (Песн. 1:2).

 

Покаявшаяся блудница превзошла сонм святых

7. Видишь, как победила неблагодарный ум иудеев жена грешная и законам Божественным непричастная. Ибо те бросали в Него камни, а она радовала Его благоуханным миром. Но иудеи, как неблагодарные, как неразумные и несведущие, воздавали Благодетелю камнями злобы, хотя и оказывали гостеприимство краеугольному камню (Ис. 28:16), а она мазала миром ноги (Лк. 7:38), которые будут за нее на весь день поставлены на древе креста. Да что я говорю о том, что она победила неблагодарный народ иудейский, когда она превзошла даже целый сонм святых? Ведь она получила милость, которой не получили цари, которой не достигли повелители, потому что царие фарсийстие и острови дары принесут... и поклонятся Ему все цари земстии (Пс. 71:10-11). И даже, согласно пророку, и дары дали, и издали поклонились, но никто из них не целовал ног Иисуса. Потому что волхвы пришли, имея помощницей в пути звезду, но они издали принесли дары, поскольку понимали свой скромный чин, как и написано: Небо престол Мой, земля же подножие ногу Моею (Ис. 66:1). Итак, да будет прославлена женщина как воспринявшая честь всей земли, как прикоснувшаяся к чистым ногам, прах которых народы и племена полижут, согласно сказанному: персть ног его полижут (Пс. 71:9). Она прикоснулась к чистым ногам, поделила с Иоанном тело Христа. Ведь тот на перси припал, чтобы запечатлеть в себе Его учение, а она помазала ноги, ради нас ступающие по земле. Но Христос, не грех осуждающий, а покаяние восхваляющий, и не прошлое наказывающий, но будущее одобряющий, оказывает честь женщине, презрев прежние ее злодеяния, и восхваляет покаяние, оправдывает слезы и увенчивает намерение.

 

Зависть фарисея

8. Но фарисей, видя чудо смущается мыслями и, уязвляясь завистью, не принимает покаяния женщины, но порицает бранью почтившую так Господа и достоинство Почтенного умаляет, осуждая его в неведении (ἄγνοια). Ибо евангелист говорит: Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница (Лк. 7:39). О, неразумный, и бессмысленный, и во всем фарисей! Говоря это, ты не нрав жены обличаешь, но обвиняешь собственное произволение, поскольку говоришь, что Он не знает, какой была когда-то эта женщина. Итак, приглашением ты не почтил Его как Бога, знающего все. Ты не стыдишься, о явный обвинитель

 

 

1023

и клеветник, что приглашаешь Его как Бога, имеющего власть благословить, но осуждаешь Его как человека, совсем ничего не знающего больше нас.

Если бы Он был пророк. И насколько, фарисей, лучше тебя жена из города Сихема, которая не знала пророка и с первого взгляда благоразумно исповедала Его Спасителем. Господи, вижу, что Ты пророк (Ин. 4:19). И насколько больше, чем ты, достойна удивления и эта грешница, грех которой ты видишь, а покаяния не замечаешь. Но ты осуждаешь ту, которую Судья оправдывает, и бранишь и порицаешь ту, которую Бог, приняв, увенчивает, потому что, видя у тебя Бога, возлежащего в образе человека, признала Его и почтила и, открыв раны души, испросила милости и прощения грехов. Но ты, почтив Его приглашением, бесчестишь порицанием, говоря: Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему. Несчастный! Не из-за того ли, что Он не обличил беззаконие твое, ты обвиняешь Его в неведении? Не из-за того ли, что Он пришел под твой обремененный многими беззакониями кров, ты отнимаешь у Него ведение? Но не потому ли, что ты почтил Его тем, что ввел в свой дом, что посадил рядом с собой, и что Он протягивал руку к твоей еде, согласился и не пренебрег, не из-за этого ли ты считаешь Его одним из многих? Но достоин ли ты оказать гостеприимство Богу или предложить трапезу Тому, Кто уготовал трапезу в пустыни? Но Он, будучи человеколюбив, не отказался принять и от твоих слуг питие и пищу.

Итак, что ты, фарисей, обвиняешь человеколюбивого Владыку, который одинаково ко всем склоняет чашу добросердечности? Что же ты, оцеживая комара жены, проглатываешь верблюда собственных беззаконий? И ты желаешь, чтобы Бог был по отношению к тебе долготерпеливым, а по отношению к ней — строгим? Почему по отношению к чужим преступлениям подстрекаешь Судью, а в отношении к своим просишь прощения? Почему согласились ты и Иуда искушать Господа? Потому что ты, словно ты чист от греховной скверны, насмехаясь над грехами женщины, обвиняешь Бога в незнании, а Иуда, словно нищелюбивый, раздражается, говоря: К чему такая трата этого мира? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим (Мф. 26:8-9). О неразумный ум! О неблагодарный нрав! Ты, Иуда, полагаешь почитание Христа тратой, а предназначенное в честь Богу называешь напрасным расходом?

9. Много ли мы отдали из того, что приобрели? Давайте сосчитаем с того времени, как был явлен мир, сколько рек милости текут от Него, и Бог не считает, что это изобилие убыток. Сколько благоухания производит земля? Розы и лилии, и благовонная смола,

 

 

1024

 

Покаяние блудницы опечалило дьяволаи Иуду

и нард, и стактий, и все, из чего готовится прекрасное миро. И Бог не считает это потерей. И ты ропщешь, что малый сосуд мира был излит на ноги Христа? Но разве даром она его приобрела, чтобы ты мог роптать? Она приобрела миро и явила образ покаяния, обрела слезы и тем остановила источник прегрешений. Итак, какая потеря, если спасена жена, из-за которой рай затворен, из-за которой и вместе с которой изгнан Адам? Так это тебя печалит, Иуда? Понятно, потому что ее спасение опечалило и дьявола. Ибо знает он, что через нее впоследствии род человеческий изменится к покаянию, и терзается, и мучится, не имея отныне сети, которой он будет улавливать человека. Оттого и тебя побуждает к роптанию. К чему такая трата? Ибо можно было бы его продать за большую цену. Уже продаешь, Иуда? Уже заботишься о предательстве, начинаешь лукавые речи? Но Иисус не обличает его болезнь, не обнажает сребролюбие, чтобы тот не отказался от предстоящего предательства.

Но, упрекая, Христос говорит: «Что смущаете женщину (Мф. 26:10)? Зачем помимо прежних зол обвиняете женщину в новом зле? Вполне достаточно пострадал женский род. Пусть никто не препятствует их спасению. Пусть никто не порицает омывшую миром ноги, ради нее ходившие по земле. Ибо нищих всегда имеете с собою (Мф. 26:11), но примите также и Меня с нищими, потому что ради вас Я обнищал, будучи богатым, дабы вы обогатились Моей нищетой. Вы убиваете Меня, и Я не ропщу. А она готовит Меня к погребению, и вы ропщете? Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению (Мф. 26:12). Неужели ты не стыдишься, Иуда, что она, будучи грешницей, миром почитает Меня, а ты, хотя и апостол, оскорбляешь Меня продажей? Жена приготовила все к погребению, а ученик предает на смерть. Я знаю, что эта женщина грешница, но она ничего не имела принести Мне в дар, кроме источника слез, умилостивляя источником источник, принося невещественную жертву нестяжательному Учителю. Но ты, несчастный, оцениваешь миро, говоря, что оно достойно трехсот динариев. Однако ты оцениваешь не для того, чтобы похвалить благородство ее души, поскольку все богатство, собранное от злых дел, она потратила на стоимость мира, но чтобы роптанием показать, что ты впал в ужасное зло из-за того, что потерял такую сумму. Но неудивительно, если ты стал недовольным из-за потери трехсот динариев, а в другой раз, взяв тридцать сребреников, продал Меня, Господа».

«Что вы дадите мне, и я вам предам Его (Мф. 26:15). Несчастный! Раб продает Владыку. Порядок извратился: Я искупаю тебя

 

 

1025

от греха Своей Кровью, а ты продаешь Меня за тридцать оболов? И потом, человек продаст Бога? Пусть он представит, что продает и Кто продаваемый? И за какую цену кто-нибудь купит Бога? И что так дешево совершаешь сделку? Кто-нибудь продает Бога в образе человека за тридцать оболов, как раба, как варвара? Рассуди, какая цена воплотившегося Бога и какая цена Того, Кто явился как человек? Что вы дадите мне? А ты, что ты желаешь получить? Ибо те не могут дать ничего равноценного Богу. Они предложили ему тридцать сребреников (Мф. 26:15). Неужели за тридцать сребреников продают Врача, лечившего бесплатно, Врача, дающего глаза слепым, воздвигающего хромых к ходьбе? Это говорю, чтобы навести тебя на мысль, поскольку вы порицаете женщину за то, что она еще и прежде смерти почтила как мертвого Того, Кто в мертвых свободен от смерти; за то, что она миром предзнаменовала благодать погребения и воскресения. Но ты будешь иметь плодом предательства петлю, а память о той, где ни будет проповедано Евангелие (Мф. 26:13), пребудет неизгладимой». Сказал Он — и на деле оказалось так, что миро Аарона и Елеазара прекратилось, и рог иссяк, а алавастр ее изливается во все века, благоуханием напоминая о ней.

10. Но так Христос говорит Иуде, а ропщущему фарисею говорит так: Симон, Я имею нечто сказать тебе (Лк. 7:40). О невыразимая радость! О несказанное человеколюбие! Бог с человеком беседует и предлагает образ и правило человеколюбия, отводя от него порок. Ибо говорит: «Симон, Я имею нечто сказать тебе. Имею сказать то, что никому из древних не говорил, ни патриарху, ни пророку, ни законодателю. Ибо тогда, требуя справедливости, Я взыскивал око за око, зуб за зуб (Исх. 21:24). Но поскольку вы не смогли понести справедливости, Я вместо закона ввожу благодать и скажу тебе неизреченную тайну». А тот говорит: Скажи, учитель. И Иисус ему: У одного заимодавца было два должника (Лк. 7:40-41). Смотри на мудрость Божию: Он умалчивает о жене, чтобы не повредить ответу. Один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят (Лк. 7:41). Страшен образ повествования. Жизнь наша — список, в котором невидимо записаны и помыслы, и дела, и блуждание глаз, и движения души. Но человеколюбивый Заимодавец, разрывая рукописание согрешений, освобождает от страха, причем Он не только разрывает, но также изглаждает их водой крещения, чтобы даже след от буквы или слога не оставался напоминанием о прошлых грехах.

Но как они не имели, чем заплатить, Он простил обоим (Лк. 7:42). Увидел ты человеколюбивого Заимодавца, как Он дает взаймы и обратно не забирает? И хотя с Ним поступили несправедливо,

 

 

1026

 

Ради покаяния Бог прощает все согрешения

Он не цепенеет, но рука Его простирается к просящим? Но как они не имели, чем заплатить, Он простил обоим. Отпускает тем, кто не имел, но не тем, кто не хотел, потому что одно — не иметь, а другое не хотеть. Я говорю о том, что Бог ничего от нас не ищет, кроме покаяния, поэтому желает, чтобы мы всегда были благодарными и устремлялись к покаянию. Если мы захотим покаяться, множество согрешений обнаруживает, что наше покаяние слабо, и мы не выплатим должного не потому, что не желаем, а потому, что не имеем. Поэтому говорит: они не имели, чтобы показать, что Он, поскольку видит, что они желают через покаяние отплатить должное и не могут по причине множества согрешений, уступает им как Человеколюбец, освобождая от необходимости долга не по делам, а ради их произволения (ἀπὸ προαιρεσεως). Итак, поскольку они не имели, чем заплатить, не отдавая бичеванию, не истязая, не предавая бесчестию, Он простил обоим.

 

Блудница почтила Христа больше, чем фарисей

11. Который из них больше возлюбит? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил (Лк. 7:42-43). Посмотри на досаду фарисея: как только увидел самого себя, уже словом отделяясь от истины, он употребил думаю, боясь дать совершенный ответ. Господь же не стал вдаваться в его мысли, но, ухватившись за его ответ, говорит ему: «Правильно ты рассудил. И, обратившись к жене, сказал Симону: Видишь ли ты эту женщину (Лк. 7:43-44), грешницу, тобою обличенную, а Мною спасаемую? Я пришел в дом твой — ведь полон порицания твой дом, а не Мой ты воды Мне на ноги не дал (Лк. 7:44); на ноги, ради тебя запылившиеся в пути и утомившиеся, чтобы освободить от утомления труждающихся и обремененных. Ты наполовину оказал почтение: высшему удивился, а низшему не послужил. Поэтому ты воды мне на ноги не дал, а она, испустив из очей источники слез, смыла не чистоту своего греха. Ты целования Мне не дал (Лк. 7:45), о, если бы и Иуда лобзанием не предал Меня! — а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал (Лк. 7:45) ибо елей грешника да не намастит главы Моея (Пс. 140:5). Как ты мог почтить главу, не позаботившись о ногах? А она миром помазала мне ноги (Лк. 7:46), согласно пророчеству. Ведь сказано: Миро излияное имя Твое (Песн. 1:3), излияное, но не вылитое. Потому что когда сосуд иудейского мнения стал гнилым, то по причине этого из сосудохранилища вашего на ноги Мои излилось миро, чтобы через Меня в народах распространилась благоухающая благодать. А потому сказываю тебе: Прощаются грехи ее многие (Лк. 7:47), потому что ты, когда

 

 

1027

принял Меня в свой дом, не почтил Меня целованием, не почтил Меня умащением масла, а она, получившая прощение многих зол, почтила Меня, словно смешав двойную смесь из слез и мира».

 

Покаяние блудницы — пример дляподражания

12. Итак, ублажим женщину, покрывшую согрешения Евы, грешницу, блудницу, наследницу благих (τὴν πρόξενον τῶν ἀγαθῶν), явившую образ покаяния и обнажившую закон человеколюбия; женщину, обретшую защитника в Самом Судье и победившую слезами плач осуждения. Итак, все, кто присутствует, ревнуйте о том, что услышали, и подражайте не удовольствию блудницы, но плачу. Потому что удовольствие породило плач, но плач доставил освобождение от грехов. Итак, умойте тело не водой вашей, а слезами, помажьте его не миром, но чистотой. Оденьтесь не в изысканные шелка, но нетленным покровом целомудрия, чтобы получить ту же самую славу, вознося благодарение Агнцу Божию, Который берет на Себя грех мира, Которому слава, и честь, и поклонение, со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.