13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Амфилохий Иконийский
Амфилохий Иконийский Слово на Сретение Господне
1006
Слово на Сретение Господне
Прославление девства и брака
1. Многие из великих мужей изумляются девству (παρθενία), и оно действительно достойно удивления, как сродное Ангелам (τῶν ἀγγέλων σύμφυτος), собеседующее горним Силам и свойственное существам бестелесным (τῶν ἀσωμάτῶν φύσεων σύνδρομος), как светильник Святой Церкви, как победившее мир, поправшее страсти и укротившее желания, как не приобщившееся Еве, как удалившееся от скорбей, достигшее чистоты (ἀγνεία) и освободившееся от страданий, как не воспринявшее приговор осуждения, гласящий: умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя; в болезнех родиши чада, и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет (Быт. 3:16). Итак, девство действительно достойно удивления, как непорабощаемое стяжание и свободы жилище, как аскетическое украшение и высшее человеческого естества, как освобожденное от необходимых страданий и вошедшее вместе с Христом Женихом в чертог Небесного Царства. Вот какие и подобные им прославления девства. Но и честной брак (τίμιος γάμος) превосходит всякий земной дар, как многоплодное древо, изысканнейший цвет, корень девства и насадитель разумных и одушевленных ветвей, как благословение на умножение мира, утешитель рода (παρήγορος τοῦ γένους), созидатель человеческого существа и живописец Божественного образа, как получивший благословение Владыки и удерживающий собой весь мир, как узаконенный Тем, Кого он убедил вочеловечиться, как способный с дерзновением сказать: Се, аз и дети, яже ми даде Бог (Ис. 8:18). Разрушь честной брак — и не найдешь цвет девства, потому что именно от брака, а не от чего-либо иного ты соберешь цвет девства. Говоря это, мы не вносим вражду между девством и браком, но выражаем изумление перед тем и другим как необходимыми друг для друга. Поскольку Владыка есть Промыслитель каждого из них, Он не противопоставляет одно другому, потому что все [и девство, и брак] в равной степени причастны страху Божиему. Ведь без
1007
благочестного страха Божьего и девство не целомудренно, и брак нечестен.
Христос — исполнение пророчества
2. Это сказано было мною из того, что написано в законе и утверждено в благодати, что собрано повсюду и не найдено нигде и исполнено в одном Господе, — я имею в виду первоявленный плод брака. Какой именно? Ты только что слышал, что сказал евангелист: По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его... А когда исполнились дни очищения их... принесли Его в храм и представили Его пред Господом, как предписано в законе Господнем: всякий младенец мужского пола (πᾶν ἄρρεν), разверзающий ложесна (διανοῖγον μήτραν), будет назван святым Господу (Лк. 2:21-23). Видишь благословение брака; видишь, как только на Господе исполнилось то, что противоречит всему? Видишь, что слова всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу исполняются только на Господе, а не на ком другом, хотя и сказаны по отношению ко всем. Дело в том, что всякое естество девы от плотской близости с мужчиной сначала разверзается, а затем уже утроба рождает. Но не так (οὐχ οὕτως) было при рождении Спасителя нашего, но Он, Сам разверзая (αὐτὸς διανοίξας) утробу у Девы, не знавшей подобной близости, родился непостижимым образом. Поэтому пророчество о том, что всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу, относится только к Господу. Неужели свят Каин, окончивший жизнь в пороке, поскольку он прежде всех первым родился от материнской утробы? Неужели свят Исав, наследник войны и кровопролития, поскольку и он первым вышел из утробы матери? Неужели свят Рувим, осквернивший отцовское ложе и побудивший изречь проклятия, поскольку и он тоже первым родился от плодовитой утробы Лии? Никто из них не свят, все они подлежат наказанию. Из этого становится очевидным, что к Господу относится пророчество: всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу, согласно сказанному Гавриилом Деве: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1:35).
О приснодевстве
3. Но все-таки кто-нибудь из возражающих может сказать, что, если к Господу относится пророчество: всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу, то Дева не могла остаться девой. Неизбежно девственная утроба окажется разверстой (ἀνεωκτο πάντως), если к Господу
1008
относится это пророчество, поскольку Писание провозгласило: всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна. Слушай внимательно: что касается девственного естества, то девственные врата вообще не были отверстыми (οὐδ’ ὅλως... ἠνεῴχθησαν) по воле Того, Кого Она только что носила, в соответствии со сказанным о Нем: Это врата Господни, и Он войдет и выйдет, и будут врата затворены 1. Итак, что касается девственного естества, то врата девства вообще не были разверсты; а что касается могущества родившегося Владыки, то ничто не затворено для Господа, но все открыто. Нет преграды, нет помехи, все открыто для Господа. Поэтому горние силы, приказывая дольним, воскликнули: Возьмите врата князи ваша и... внидет Царь славы (Пс. 23:7). Итак, прекрасно девство истинное девство, потому что есть различие и в девстве: одни девы задремали и уснули, а другие бодрствовали. Прекрасен и брак истинный и честной брак, потому что многие сохраняют его; но многие нарушают. Прекрасно также и вдовство, так как справедливо упомянуть о трех чинах.
Пророчица Анна — пример истинной
вдовицы
4. И, как я только что сказал, вдовство также прекрасно вдовство истинное, получившее чистые венцы за подвиг целомудрия. Такой является упомянутая нами сейчас пророчица Анна, достигшая глубокой старости и обновившаяся юностью, как орлица. Только что ты слышал, что сказал евангелист Лука: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, постом и молитвою служила в храме днем и ночью (Лк. 2:36-37). Видишь, как возвеличена вдовица Анна в Божественном Евангелии. Поистине Анна есть анна. Значение имени соответствует славе ее нравов. Пусть услышат жены и подражают славной Анне, пусть устремятся тем же путем, чтобы достичь равных венцов. Пускай никто не оправдывает себя беззащитностью вдовства, чтобы не отвергнуть от себя святость единобрачия (τὴν ἁγνείαν τῆς μονογαμίας).
5. Анна — венец вдов: обликом жена, чином пророчица; во вдовстве пребывает, в Царстве Небесном обретается; телом измождена, душой бодра; лицо в морщинах, ум расправлен; согбенна от старости, пряма мыслью; годами увядшая, богопознанием цветущая; постится и не чревоугодничает; молится и не рассеивается; постоянно пребывает в храме, а не скитается по чужим домам; воспевает псалмы, а не пустословит; пророчествует, а не
1 Ср. Иез. 44:1-2.
1009
баснословит; посвящает себя Божественному, непристойному не предается. Анна превзошла восхваляемую апостолом Павлом вдовицу. Какую вдовицу? Слушай, что Павел говорит: Вдовица должна быть избираема не менее шестидесяти лет, если воспитала детей, если умывала ноги святым, если помогала бедствующим, если была усердна ко всякому доброму делу (1 Тим. 5:9-10). Она превзошла и годами, и образом жизни ту, которую восхваляет апостол. Разве не превзошла всех вдовиц та, которая удостоилась дара пророчества, и пребывает вместилищем Святого Духа, и всем ожидающим пришествия Господа во плоти указала на признаки этого пришествия, если евангелист сказал о ней, как ты только что слышал: И сама Анна в то время, подойдя, славила Господа и говорила всем ожидающим избавления в Иерусалиме (Лк. 2:38). Видишь величие Анны? Она сделалась защитницей Господа и возвещала о Нем пред лицом Его Самого. О чудо! Вдова, но обличала архиереев и книжников и, обличая их, воодушевляла весь народ, она наблюдала за Господом, указывая на грядущее избавление в Иерусалиме от Господа, обращаясь ко всем собравшимся и объявляя им признаки Господа. Анна в новорожденном ребенке увидела Господа, она увидела дары и очистительные жертвы, принесенные за Него и вместе с Ним, но не смутилась тем, что он мал возрастом. Анна исповедала младенца Богом (θεὸν), Врачом (ἰατρόν), Всесильным Искупителем (λυτρωτὴν ἰσχυρόν), Сокрушителем грехов (ἀμαρτιῶν ἀναιρέτην).
Младенец Христос — Предвечный Бог
6. Не оставь без внимания сказанного Анной. Она обращалась к собравшимся, указывая всем присутствующим на деяния Господа: «Разве вы не видите Младенца (τὸ παιδίον), как Он тянется к сосцу Матери, а потом льнет к другому, приникает к материнской груди, до сих пор не ступавшего ногой по земле, принимающего обрезание в восьмой день? Разве вы не видите этого Младенца? Это Он сотворил веки, Он утвердил небеса, Он распростер землю, Он оградил море берегами. Этот Младенец изводит ветры из сокровищ своих, этот Младенец при Ное отверз затворы потопа, этот Младенец сотворил дождевые струи, этот Младенец веет снегами, как белотканым полотном. Этот Младенец жезлом Моисея освободил праотцев наших из земли египетской, рассек Чермное море и провел их как бы по зеленой равнине и, изливая им в пустыне манну, дал им в удел землю, источающую молоко и мед. Этот Младенец предопределил, чтобы этот храм трудами отцов вознесся ввысь. Этот Младенец, давая клятву Аврааму, говорил: умножая у множу семя твое, яко звезды небесным, и яко песок вскрайморя (Быт. 22:17). Об этом Младенце
1010
пророческий сонм, вознося молитвы, говорил: Воздвигни силу твою иприиди во еже спасти нас (Пс. 79:3). Да не смутит вас Младенец младенчеством своим. Один и Тот же (τὸ αὐτό) и Младенец, и Собезначальный Отцу (καὶ παιδίον καὶ τῷ πατρὶ συνάναρχον); Один и Тот же и годами исчисляется, и род Его никто не может исповедать; Один и Тот же и лепечет как младенец, и дает устам премудрость. Одно по причине рождения от Девы, другое — по непостижимости своего бытия (δὶα τὸ ἀκαταληπτον τῆς ὑπάρξεως). И об этом также дал понять Исаия, который говорит: Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам (Ис. 9:6). Как младенец Он рожден и как Сын дан, как младенец он видим и как Сын умопостигаем».
Возможность второго брака
7. Вот пророчество Анны, вот достойные женщины речи, вот счастье вдовицы истинной вдовицы, которая совершила превосходную перемену в своей жизни: она простилась с мужем и приняла Господа. Она семь лет от девства прожила с мужем, исполнив седмицу лет, и после этого на седьмом году прекратила общение с мужем. Достойным образом субботствовала, достойным образом обрела благодать воскресного дня. Анна уподобилась голубице. Она не предала забвению супруга, не изменила первой верности, не осквернила ложе, не отдала другому древо единобрачия. На ложе всегда помнила об умершем как о живом и не осквернила брачных одежд. К ней не относится обличение апостола Павла, который говорит: молодые вдовицы, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Они подлежат осуждению, потому что отвергли первую веру (1 Тим. 5:11-12). По праву достойна осуждения та, которая вместе с богоданным супругом погребла и память о нем, тем более если у нее ребенок или несколько детей, для чего и насажден закон брака. Но если у молодой вдовицы нет ребенка, то справедливо, что она, побуждаемая любовью к чадородию, стремится ко второму браку. Потому что и блаженный Павел, увещая к этому, восклицает: Желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, а затем, показывая, в чем польза второго брака, добавляет, говоря: Желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом (1 Тим. 5:14). Так что второй брак можно заключать ради деторождения. Но когда у вдовицы, стремящейся к браку, есть дети, то в дальнейшем такое рождение детей будет лишним, поскольку разумные колосья будут спорить между собой.
8. Итак, возвратимся вновь к евангельскому рассказу. Что же повествует нам евангелист? Ведь полезно коснуться всего повествования в целом. Только что ты слышал, как евангелист Лука
1011
Крест — «предмет пререкания»
говорит о том, что сказал Симеон Деве: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой пройдет оружие душу (Лк. 2:34-35). Что значат слова Тебе Самой пройдет оружие душу. Слушай внимательно. Когда Симеон (Συμεὼν) сказал Деве во всеуслышание о Господе, что Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (σημεῖον ἀντιλεγόμενον), то, естественно, Мать Господа смутилась от сказанного Симеоном и сказала ему: «О человек, ты не понимаешь, что говоришь. Почему ты так печально возвещаешь о Христе? Тебе не ведомо зачатие Младенца, и ты возвещаешь о Нем некое пререкание, как об обычном ребенке. В Нем нет никакого падения, но великая высота и снисхождение к тем, кому Он благодетельствует. Что же ты не благословляешь Его, говоря: “Се, лежит Сей не на падение, но на восстание многих в Израиле”, и что значит “в предмет пререканий?» Но Симеон ответил Деве: «Довольно Тебе, о Дева, что Ты называешься Матерью. Достаточно для Тебя, что Ты питаешь Питающего мир. Величие для Тебя то, что Ты во чреве носила Того, Кто носит все. Обитавший в Тебе Христос и теперь во мне Сам повелевает произнести о Нем то, что «Он лежит на падение и на восстание многих в Израиле: на падение неверующих иудеев и на восстание верующих народов». Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, назвав предметом пререканий Крест (σημεῖον ἀντιλογίας τὸν σταυρὸν προσαγορεύσας). Потому что на самом Кресте многие из неверующих прекословили Господу, высмеивая Его словами и делами, ударяя тростью, давая испить уксус, поднося к устам желчь, возлагая терновый венец, пронзая копьем ребра, ударяя руками по щекам, выкрикивая постыдные слова: Других спасал, а Себя Самого не может спасти (Мф. 27:42). Итак, разъясняя это, он сказал: и в предмет пререканий. Многие прекословили Ему, когда Петр отрекся и все апостолы, как овцы, не имеющие пастыря, рассеялись. Из-за Креста даже сердце Самой Девы исполнилось печали, поэтому и говорила она: «Почему Я прежде не умерла? Почему Я застала этот день? Пребываю Девой, а больше, чем у матерей, терзается утроба моя». Эти бесчисленные помышления Девы Симеон назвал оружием (ἀπειρους διαλογισμούς... ῥομφαίαν προσηγόρευσεν), потому что они пронзили Ее до глубины, потому что вносят соблазны, как Господь сказал: Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь (Мф. 26:31). Оттого Симеон и добавляет, говоря: и Тебе Самой пройдет оружие душу, да откроются помышления многих сердец (Лк. 2:35). Видишь, как бесчисленные помышления названы оружием, потому что они пронзают до глубины, потому что
1012
Крест—знамение Ветхого и Нового Заветов
они доходят до сердца и поражают до мозга костей? Вот какими помыслами была охвачена Дева, не ведая еще силы Воскресения и не зная, что Воскресение близко. Поэтому после Воскресения нет уже обоюдоострого меча, но радость и веселье. Итак, предметом прекословия Симеон называет крестные страдания, во время которых оружие помыслов прошло в душу Девы. Но всетаки возможно, что кто-нибудь скажет: «Откуда у нас доказательство?» Из самих поучений Господа. Слушай, что Он говорит: Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Лк. 11:29). Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:40). Видишь, что крестные страдания называются знамением (σταυρικὸν πάθος σημεῖον προσηγορεύθη), и не только в Новом Завете, но и Ветхом? Потому что Ветхий Завет совершенно согласен с Новым. Поскольку Один и Тот же Бог является Законодателем того и Виновником этого. И кто свидетель этого? Сам Господь. Слушай, что Он говорит через пророка Иезекииля Ангелам-жнецам, когда Он указывает на всеобщую кончину: изсецыте и не пощадите очима вашими и не помилуйте; старца и юношу и деву, и младенцы и жены избийте в потребление, а ко всем, на нихже есть знамение, не прикасайтеся (Иез. 9:5-6). Вот оно, знамение Ветхого и Нового Заветов: это Крест, спасающий мир, посредством Иисуса Христа, Господа нашего, Ему слава и сила во веки веков. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.