Поиск авторов по алфавиту

Автор:Амфилохий Иконийский

Амфилохий Иконийский Соборное послание

1066

СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ

1. Еще прежде чем получить от Вашей любви письмо, известна стала среди нас слава и чистота вашей веры, и терпение в опасностях, и твердость в страданиях за Христа, и постоянство у вас любви к Богу и должной надежды. И поскольку благодаря как раз этому письму мы столкнулись с вашей предусмотрительностью, то в нем по истине усмотрели свойство Апостольской Церкви, и ревность добрых пастырей, и прилежное усердие, подобающее истинным христианам. Потому что оно совершенным образом уверило нас тем, что вы не принимаете в расчет долготу пути, что вы не по отдельности приводите вопросы, но вместе спрашиваете через послание. Поскольку вы соборно послали письмо, то и от нас соборно примите ответы. И в качестве некоего начала совершенного единомыслия мы принимаем единомыслие вашего письма. И молитвенно с нами присутствовал, и участвовал в Соборе, и более всего имел попечение о ваших делах удивительнейший и со всяким благоговением именуемый епископ Василий. Но поскольку продолжившаяся до отъезда немощь тела воспрепятствовала ему, то с вашей стороны будет делом совершенной любви не презреть нашего краткого письма. При этом и мы не пренебрегаем вашей Святой Церковью, лишенной его голоса. Но хотя он и страдает от болезни, однако благодаря посланию беседует с нами, поскольку мы имеем его послание об этом особенном для него вопросе.

2. Итак, каков ответ на вопрос? Святой Собор отцов в Никее мы считаем Собором истинно Кафолическим и Апостольским (σύνοδον καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν) и веру, в то время изложенную отцами, сохраняем неизменной (ἀκίνητον), и я молю, чтобы она пребывала во веки нерушимой (ἀσπάρακτον). И тогда совершенно необходимо было для отцов подробнее истолковать учения о Единородном, поскольку в то время они с усердием стремились истребить только что появившуюся ересь Ария, исторгая ее семена прежде, чем она станет колючим тернием. И поскольку

 

 

1067

тогда вопрос о Духе не обсуждался, то из-за этого они ничего более пространного не изложили, однако для внимательно читающих достаточно даже того учения о Пухе, которое изложено в этом вероисповедании. Они учили как верить в Отца и Сына, так же верить и в Духа, не вводя другую какую-нибудь природу в Божественную и блаженную Троицу и не отсекая чего-либо от Троицы в этом изложении веры. И поскольку совсем недавно сатана, взявшийся пошатнуть Церкви, внушил некоторым несогласие в учении о Духе, то необходимо вернуться к источнику веры, из которой, черпая, отцы Никейского собора соделали изложение веры.

3. Итак, в чем совершенство нашей веры? Она предание Господа, которое Он заповедал святым Своим ученикам по воскресении из мертвых, наказав: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). Ясно, что мы получили заповедь не только для того, чтобы крестить, но чтобы и учить точно таким же образом, потому что эта заповедь исключает и болезнь Савеллия, так как в чистом виде переданы нам три Ипостаси, и заграждает уста аномеев, и ариан, и духоборцев, так как ясно обнаруживаются три Лица и три Ипостаси (τῶν προσώπων καὶ τῶν ὑποστάσεων τριῶν δηλουμενων) и исповедуется единая природа и единое Божество (τῆς δὲ φύσεως καὶ τῆς θεότητος μιιᾶς ὁμολογφείσης). Итак, необходимо, чтобы мы крестили так, как научены, и верили так, как крещены, и прославляли так, как верим. Ибо, многое рассмотрев мыслью и заключая умом обо всем, мы не можем домыслить ничего между Творцом и тварью, так что если мы отделяем Дух от Божества, то необходимо причислить Его к тварям. И если бы мы дерзнули назвать Его тварью, то как возможно включить Его в крещальную формулу? Таким образом, как многобожие, так и безбожие осуждаем. И не возвещаем трех начал, и трех богов, и трех различных природ, но, считая началом всего Отца (ἀρχὴν τῶν ὅλων τὸν πατέρα), не отвергаем какую-либо из трех Ипостасей, приводя в подтверждение святость Божественных Писаний и их свидетельства для каждой Ипостаси.

4. Но поскольку тонкие рассуждения об этом превосходят меру письма и поскольку мы уверены, что ваша любовь довольствуется кратким содержанием нашего изложения веры, то остальное добавите дома, — ибо говорит: Даждь премудрому вину, и премудрейший будет (Притч. 9:9), — и мы считаем, что это написано в достаточной мере. К этому прилагаем краткое увещание. Ибо мы призываем вас оставаться сынами мира, чтобы вы исполнили апостольскую заповедь, пребывая единодушными

 

 

1068

и единомышленными и участвуя в страданиях за Христа. Не дайте лукавому разделить хорошо соединенное, не делайте самих себя легкоуловимыми для волков, укрепляя их упования раздором. Ибо мы узнали, сколько трудов вы потерпели за Православие. Поэтому, победив угрозы и насилие со стороны противников, не давайте никакого повода для вражды, никогда не давайте ненависти проявиться на малое время. Если бы она имела место, то предложила бы вам большие преграды. Но и в славословиях вместе с Отцом и Сыном нужно прославлять Духа Святого и знать то, что погрешающие недопустимым грехом хулы на Духа естественно сами себя вводят в общение с арианами. Ибо они будут осуждены с теми. И мы надеемся, что вы, сохраняя в любви неразделимым Тело Церкви, пребудете оставшееся время в нынешнем веке в мире и во славе предстанете в день Суда пред престолом Христовым.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.