13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Амфилохий Иконийский
Амфилохий Иконийский На слова: Отец Мой более Меня (Ин. 14:28)
1063
НА СЛОВА:
ОТЕЦ МОЙ БОЛЕЕ МЕНЯ
(Ин. 14:28)
Две природы Христа
1. Скажи, на основании каких слов ты говоришь, что Отец больше Сына? Не я, отвечает, говорю, но полагаюсь на Говорящего, потому что Он Тот, Кто сказал: Пославший Меня Отец более Меня (Ин. 14:28). Если полагаешься на Говорящего, то и ты прекрати спор, и я отложу речь, и предоставим Сыну истолкование собственных слов. Поэтому скажи, Владыка, почему в одном случае Ты говоришь: Я и Отец — одно (ἐγώ καὶ ο πατὴρ ἐν ἐσμεν) (Ин. 10:30), а в другом: Пославший Меня Отец более Меня (πατὴρ μείζων μού ἐστιν) (Ин. 14:28)? Если больший, то почему равный? Если равный, то почему больший? «Я говорю двояко потому, что Отец и больший, и равный. По Божеству — равный (κατὰ τὴν θεότητα ἴσος), по Домостроительству — больший (κατὰ τὴν οἰκονομίαν μείζων). Я равен Ему, потому что рожден от Него. Он более Меня, потому что Я рожден от Девы...»
2. «Впрочем, различай природы: и божественную, и человеческую, потому что и человеком Я стал не вследствие отпадения от Бога, и Богом не вследствие совершенствования человека. Как раз относительно Бога и человека Я говорю: “Плоти отдай страдания, а чудеса Богу”. А когда ты плоти отдаешь страдания, а чудеса Богу, то неизбежно и непроизвольно смиренные слова ты отдаешь человеку от Марии, а возвышенные и богоподобные — Сущему от начала Слову. Именно поэтому в одном случае Я произношу возвышенные, а в другом смиренные слова, чтобы посредством высоких речений показать благородство воплотившего Слова, а посредством смиренных обозначить немощь смиренной плоти. Вследствие этого в одном случае называю Себя Самого равным Отцу, а в другом называю Отца большим, не вступая с Ним в спор, а показывая, что Я Бог и человек. Бог из высоких, а человек — из смиренных речений. Если хотите
1064
знать, почему Отец Мой больше Меня (πατήρ μείζων μού ἐστιν), τὸ это Я сказал от лица плоти, а не Божества (ἐκ τῆς σαρκὸς καὶ οὐκ ἐκ προσώπου τῆς θεότητος)...»
Сын равен Отцу по божеству, но меньше Отца по человечеству
3. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Ин. 14:27), когда Я буду предан иудеям, потому что совершаю это не вопреки воле, но страдаю по собственному произволению. Иду от вас и приду к вам (Ин. 14:28). Ухожу и приду: то и другое как человек. Но как Бог Я нераздельно вместе с вами. Ухожу через смерть как человек, приду вновь через Воскресение как человек. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня (Ин. 14:28). Но да не смущается сердце ваше оттого, что Я сказал: Отец Мой более Меня. Потому что Он больше Идущего к Нему, а не Сущего в Нем. Ведь как Бог Я в Отце, но как человек иду к Отцу. Поэтому Отец больше Того, Который теперь идет к Нему, а не вечно Сущего в Нем». А для краткости скажу: Он больший и равный. Он больше Того, Кто спрашивает: Сколько у вас хлебов (Мф. 15:34), но равен Тому, Кто насытил пятью хлебами целую толпу; Он больше Того, Кто спрашивает: Где положили Лазаря (Ин. 11:34), но равен Тому, Кто воскрешает Лазаря словом; Он больше Того, Кто говорит: Кто прикоснулся ко Мне (Лк. 8:45), но равен Тому, Кто осушил неиссякаемые источники кровоточивой; Он больше Того, Кто спит на корме, но равен Тому, Кто усмиряет море. Он больше Того, Кого вопрошает Пилат, но равен Тому, Кто освобождает мир от суда; Он больше Того, Кого побивают, но равен Тому, Кто освобождает сокрушением [ада]; Он больше Того, Кто распят вместе с разбойниками, но равен Тому, Кто равен Тому, Кто воздает разбойнику дар; Он больше Того, Кто лишается одежды, но равен Тому, Кто украшает душу; Он большего Того, Кто испивает уксус, но равен Тому, Кто изливает как вино собственную Кровь; Он больше Того, Кто разрушается как храм, но равен Тому, Кто воздвиг и после разрушения собственный храм. Больше того, но равен этому.
Бесстрастие божества и страдательность плоти
4. И снова: Уже не много мне говорить с вами (Ин. 14:30). Видишь, еретик, Кого больше Отец? Он больше Того, Кто говорит: Уже не много мне говорить с вами, но не Того, Кто говорит: Не оставлю вас сиротами (Ин. 14:18), потому что Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20), идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего (Ин. 14:30). Видишь, Кого Он больше? Того, Кто осуждается пред очами правителей,
1065
а не Того, Кто сотворил вселенную. Встаньте, пойдем отсюда (Ин. 14:31). Видишь, Кого больше Отец? Того, Кто говорит: Пойдем, а не Того, Кто говорит: Вселюсь в них и буду ходить в них (2 Кор. 6:16). Я есмь истинная виноградная лоза (Ин. 15:1). Видишь, Кого больше Отец? Того, Кто говорит: Я есмь виноградная лоза, а не Того, Кто говорит: Яз же насадих тя виноград плодоносен (Иер. 2:21). И чтобы не произносить длинную речь, кратко спрошу тебя, еретик. Пострадал ли Тот, Кто рожден прежде веков от Бога, или Иисус, рожденный от Давида в последние времена? Итак, если пострадало Божество, то ты говоришь хулу; но если человек что является истиной, — то почему ты не относишь страдания к человеку?
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.