13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Амфилохий Иконийский
Амфилохий Иконийский На слова: Сын ничего не может творить Сам от Себя (Ин. 5:19)
1058
НА СЛОВА:
СЫН НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ ТВОРИТЬ САМ ОТ СЕБЯ
(Ин. 5:19)
Двоякое значение фразы «не может»
1. ...Как вы понимаете слова: Сын ничего не может творить Сам от Себя (Ин. 5:19)? Ибо выражение «не может» (οὐ δύναται) вы толкуете двояко: и на основании общего употребления, и на основании Божественного Писания. Ведь выражение «не может» произносят и в отношении тех, кто не имеет сил, и в отношении тех, кто не позволяет. Одно дело — не иметь сил (τὸ μη δύνασθαι), а другое не позволять (τὸ μὴ ἐγχωρεῖν). Относительно того, что не имеет силы, апостол Павел говорит следующее: Невозможно (ἀδύνατον), чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи (Евр. 10:4), потому что кровь неразумного животного не очищает страсти разумной души. Относительно того, что не допустимо, апостолы возвещают в Деяниях: Мы не можем не говорить (οὐ δυνάμεθα... μὴ λαλεῖν) того, что видели и слышали (Деян. 4:20). Они действительно не только не могли не говорить, но даже не позволили себе молчать, чтобы не показалось, что они отрицают благодеяние Того, Кто творит чудеса.
Свободная воля Сына
Скажите теперь, каким образом вы толкуете слова: ничего не может творить Сам от Себя? Вы обвиняете Его в бессилии (ἀδυναμίαν) или отвергаете движения Его свободной воли (τῆς αὐτεξουσίου γνώμης άναιροῦντες), которая может [творить] то, что хочет? Но почему ты говоришь, что Он творит не Сам от Себя, но, исполняя повеление Бога, делает то, что увидит в мановении Повелевшего? Да разве не крайний предел безумия — говорить то, что Он совершенно не Сам от Себя творит и не по Своей воле исполнил все домостроительство, что Он не от сострадания к нам воспринял нашу плоть и не по любви добровольно умер за нас, но все претерпел поневоле, вынуждаемый необходимостью (ὑπὸ τῆς ἀνάγκης συνωθούμενος)? Но если говорить это — дерзость,
1059
богохульство и предел всякого нечестия, скажите нам, в каком смысле вы толкуете слова: Сын ничего не может творить Сам от Себя? Ведь очевидно, что вы, хотя и не желаете того, но говорите, что Он может творить то, что хочет, потому что истина преследует вас. Но для чего мне сплетать такое множество слов? Ведь упоминание сказанного [Христом] избавляет от исследования. Дело в том, что [Христос] не сказал, что Он ничего не может творить Сам от Себя, если не прикажет Ему Отец, но если не увидит Отца творящего (Ин. 5:19), то есть если Сын увидит, что Отец что-либо творит, той Он творит также (Ин. 5:19). Следовательно, Он не выполняет служение и не творит то, что приказывает Отец, но [творит] как подобный (ὡς ὅμοιος), как равный по силе (ὡς ἰσοδύναμος), как имеющий ту же самую Божественную природу (ὡς τῆς αὐτῆς θείας φύσεως ὤν). Когда Сын увидит, что Отец творит, то и Он творит также.
Сын самовластно творит то же, что и Отец
2. После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим (Ин. 5:1). И вода исцеляла не раньше, чем Ангел, вступая, возмущал ее, чтобы не приписывали всё воде и для того, чтобы поняли, что вода крещения не приносит пользу душе до тех пор, пока великого совета Ангел не придет к крещению, приняв на себя человеческое тело. Итак, поскольку было много больных, лежал также и расслабленный человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет (Ин. 5:5), которого Иисус, увидев, спрашивает: хочешь ли быть здоров? (Ин. 5:6). Смотри на Его скромность. Он не сказал: «Хочешь, я тебя исцелю», так как не хотел, чтобы Его восхваляли и возвещали о Нем прежде чудес. А тот говорит: хочу, но не имею человека (Ин. 5:7), ибо нет ни друга, ни человека. Поэтому Я и спрашиваю не для того, чтобы узнать ведь всякий желает исцелиться от болезней, но чтобы ты изобличил черствость граждан, которые могли бы быть полезными для тебя, потому что они руки тебе не подали, чтобы бросить тебя в источник, что мог бы сделать и враг, если бы его попросили. Итак, поскольку ты до сего дня не имел человека, чтобы он бросил тебя в купель, вот Я, ставший ради тебя человеком, даже без воды исцеляю тебя от страданий: Встань, возьми постель твою и ходи (Ин. 5:8). Он не просто приказывает ему взять одр. Ибо что сотворил с хлебами, то и здесь делает. Ибо как там повелел взять остатки хлебов, так и здесь приказывает ему взять одр для того, чтобы сделать явным чудо, и исцеление сделать свободным от иудейской подозрительности и показать, что Он не какой-нибудь обманщик, но Спаситель и Врач нашего естества.
1060
3. Иудеи сказали: Сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал (Ин. 5:10-13). Когда же узнали, что Иисус сотворил его здравым, стали преследовать, чтобы убить Его. Что же Христос? Он указывает на Отца, говоря, что Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин. 5:17). Иными словами, как Отец Мой не подчиняется каким-либо границам, и не повинуется рабски законам, и не сносит терпеливо приказания, но Своей волей (οἰκεία, γνώμνμ) творит то, что хочет, так и Я самовластным могуществом (αὐθεντικῇ ἐξουσίᾳ) делаю все наравне с Отцом. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу (Ин. 5:18). Но когда те были охвачены яростью и беснованием, что сказал Христос? Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также (Ин. 5:19). Потому что Он не творит одно, а Я, подражая, делаю другое. Если это действительно так, то должно быть два неба, два солнца, два моря, два человеческих рода и два мира: один мир — Отца, а другой Мой. Ибо закономерным образом выходит, что, как линии художников и буквы учителей являются предписанием, так и Я, подражая, создал бы творение, которое повелел Отец.
4. Если же, Владыка, это не так, то почему Ты говоришь: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не у видит Отца творящего? «Говорю так, чтобы сокрушить безумие иудеев, которые считают, что Я ввожу противоположные Отцу законы. Поскольку они обвиняют Меня в нарушении субботы, то Я сказал, что Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин. 5:17), желая показать равночестность Обоих (ἐκατέρωθεν τὸ ὁμότιμων). Но они, будучи во всем неразумными, возбудили в себе ненависть, поскольку посчитали, что Я противопоставляю одни дела другим и вместо одного учения ввожу другое. Поэтому, исправляя их мысли, Я говорил: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего. Другими словами: почему вы, непрошеные исследователи, гневаетесь на Меня из-за субботы, будто Я нарушил субботу. Но Я не противоположен Отцу, потому что Он не хочет отменять субботу и Я не хочу ее разрушать. Я не оказываю Ему сопротивления, Я не восстаю против учения, и Он Сам этого не желает. Но Я иного хочу: Я желаю то, чего Он желает; Я хочу то, чего Он хочет; Я творю то, что Он творит. Таким образом, Я ничего не творю помимо Него и не хочу этого, потому что, считая это невозможным, истинно говорю вам: Сын ничего не может
1061
У Святой Троицы божество, природа, воля и разум едины
творить Сам от Себя, потому что у Меня нет особого, отдельного от Отца учения. Ибо поскольку природа одна и желание одно (μιᾶς οὔσης τῆς φύσεως, ἐνὸς ὄντος τοῦ θελήματος), то закономерным образом один результат дела (ἀνάγκη τὸ ἀποτέλεσμα ἐν ὑπάρχειν)».
5. Сын ничего не может творить Сам от Себя, потому что не может Он сделать что-либо без Отца, поскольку всего Его имеет в Себе: Я в Отце и Отец во Мне (Ин. 14:11). Ибо если деятельность души и тела неразделима благодаря единству, хотя природа различается: одно — это смертное тело, а другое — это бессмертная душа, то как могут быть различными деяния Отца и Сына? Если воля, и разум, и знание, и мудрость, и природа, и Божество едины, то неотделимый от Отца Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего, то есть если не увидит, чего хочет Отец. «Ведь Я, имея то же самое единое естество (μιᾶς καὶ τῆς αὐτῆς φύσεως σύνδρομον ἔχων), соответственно желанию созидаю все существующее. Если бы Я совершал телесный труд, то закономерным образом подготовка отделялась бы от созидания, но поскольку желание способно привести из несущего, то вследствие этого и Творцом всего творения являются Отец и Сын, от Которых не отвергается Дух. Ибо что творит Он — Отец, то и Сын творит также (Ин. 5:19). То (ταῦτα), а не такое же (οὐχὶ τοιαῦτα), потому что Я не творю другое, подражая [Отцу], но делаю то же самое (τὰ αὐτὰ), что и Отец делает. Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела (Ин. 14:10). Я приписываю Ему дела и слова не для того, чтобы показать, что Я исполняю служение, но чтобы показать, что Я имею единство с Отцом по природе, потому что не могу без Него ни говорить, ни делать. Поэтому привожу эти слова: Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам (Ин. 14:11). Итак, как тогда, созидая, Я говорил, что Отец, пребывающий во Мне, творит дела, так и теперь говорю: что творит Он, то и Сын творит также. То, а не такое же».
Равночестность Отца и Сына
6. «Не уничтожат ли Мою свободу слова: Сын ничего не может творить Сам от Себя? Пойми, в действительности то, чего хочу, Я могу творить и Сам от Себя, но не хочу этого. Ведь, если Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам (Ин. 5:20), то как Я сокроюсь от Того, Кто творит все через Меня? Но Он творит через Меня не как через служителя, потому что Я не служу, но содействую (οὐ ὑπουργῶ, ἀλλὰ συνεργῶ). Я созидаю, не исполняя служения (οὐ διακονίαν πληρῶν), но имея самовластие
1062
(αὐθεντίαν ἔχων). Ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет (Ин. 5:21), имея вместе желание и силу, так и Я воскрешаю мертвых, не совершая служения, но Своей силой, властью, могуществом, желанием, потому что кого воскрешу, тех и сужу. Ибо Отец и не судит никого (Ин. 5:22). Но Он не судит не потому, что не может, а потому, что весь суд отдал Сыну (Ин. 5:22), потому что через Него сотворил, через Него и судит. Поэтому [Сын] все творит, дабы все чтили Сына, как чтут Отца (Ин. 5:23). Потому что тогда более всего [Отец] воспримет почитание, когда Он увидит, что Сын благодаря Ему богоподобно почитается. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его (Ин. 5:23), потому что [Отец] не принимает почитания, когда бесчестят Сына. Ибо Он послал Меня во плоти не для того, чтобы Меня оскорбляли, но чтобы прославляли. Однако поскольку вы неправильно относились ко Мне, то поэтому Я, будучи посланным в этой самой плоти, и говорил Отцу: Отче! Прославь Сына Твоего (Ин. 17:1). Ты прославь Того, Кого они оскорбляют, Ты прославь и отвергнутую ими плоть, чтобы поняли они, что Ты как Отец прославишь и Человека от Марии, Который нераздельно пребывает в общении с Единородным Твоим Сыном, подавая теперь воспринятому Мной храму ту славу, которую Я Сам прежде веков имел у Тебя по естеству».
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.