Поиск авторов по алфавиту

Автор:Амфилохий Иконийский

Амфилохий Иконийский Слово на Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Слово на Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

 

Неизреченное таинство спасения

 

 

1. Этот духовный светлый луг, испещренный красотой небесных цветов и благоухающий чистыми апостольскими ароматами, есть, как кажется мне, образ Божественного рая. Ибо как тот чувствами воспринимаемый невредимый сад сияет нетленными древесами и бессмертными плодами и многими другими ослепительными красотами, точно так же и это богоподобное собрание достопочтенной Церкви освещено умопостигаемыми и неизреченными таинствами. Из этих таинств настоящий праздник святого рождения Христа, истинного Бога нашего, есть для нас несокрушимое основание, и непоколебимый столп, и спасительное начало, и благочестивейший венец. Благодаря этому событию древнее оказалось образным пророчеством и новое явственно по всей вселенной проповедано, небо отверзлось и земля на Божественную высоту вознеслась, рай людям возвращен и власть смерти уничтожена, сила тления попрана и прекращено пагубное почитание дьявола, человеческие страсти умерщвлены и возобновлена жизнь ангельского господства, заблуждение демонов осуждено и возвещены мудрость и всесвятое присутствие Бога. Ведь пророк Исаия говорит: Не ходатай, ниже Ангел, но Сам Господь придет и спасе их (Ис. 63:9). О неизреченное богатство Божественных благовестий! О неизъяснимое ведение премудрых таинств! О неиссякаемое сокровище Божественных и неизреченных даров! О неисчислимая милость промыслительного человеколюбия! Ибо Сам Господь придет и спасет нас.

Каким образом, о божественный пророк, Господь придет к нам, согласно твоему пророчеству? Здесь я прямо обращусь к тебе от лица древних мужей, не праздновавших это событие во всеславном торжестве, не искушенных новым и всесвятым рождением Чистой Девы и не видевших небесного проповедника, под которым я разумею боговиднейшую звезду; от лица мужей,

1001

 

 

1002

не видевших ликования святых Ангелов и не слышавших Божественных гласов, которые они возвестили священным пастырям, радуясь и восклицая о родившемся Спасителе; от лица мужей, не разумевших смысла принесенных волхвами даров и их поклонения Богу, — так вот, как бы от лица тех древних я хотел бы спросить тебя об образе пришествия (τὸν τρόπον τῆς παρουσίας). Потому что твое пророчество, конечно же, весьма их устрашило и едва не привело их ум в совершенное недоумение по причине великого страха. Ведь не могли они представить, что Бессмертный Бог (ό ἀθάνατος θεὸς) придет к самым что ни на есть земным людям (πρὸς ἀνθρώπους γεωδεστάτους) и Неосязаемый к чувственным (ὁ ἀψηλαφητός πρὸς τοὺς αἰσθητούς), Невидимый — к видимым (ὁ ἀθεώρητος πρὸς τοὺς ὁρατούς). Ибо как могли бы они помыслить, что Бог придет и станет видимым? Некоторые считали, что так, как прежде видел Его Авраам в образе Ангелов, или же, напротив, так, как видел Моисей в огне неопалимой купины, или как видел Исаия в образе Серафимов или Иезекииль в образе Херувимов. Ибо все они свидетельствуют, что видели Бога в различных образах. Однако какой из этих образов достоин для созерцания Бога? Ясно, что ни один.

 

Пророчества о пришествии Христа

2. Откуда же более всего мы подтвердим это? И з другого пророческого слова, гласящего: Посем на земли явися и с человеки поживе (Вар. 3:38). Ибо то первое пророчество свидетельствует о явлении, а не общении, а это возвещает общение, а не просто явление. В каком же смысле пророк Исаия говорит: Сам Господь придет и спасет нас? Скажи нам, о блаженный муж, как Неизобразимый изображается, Недвижимый с небесного Престола снисходит на землю? Пусть этот божественный муж, придя к ним, скажет: «На основании других пророчеств вы услышали образ пришествия, так зачем же вы столь усердно исследуете именно это пророчество?» Или сокрыто от вас сказанное: Се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (Ис. 7:14; Мф. 1:23). Или вы не слышали написанного: Яко Отрочародися нам, Сын, и дадеся нам, Егоже началство бысть на раме Его, и нарицается имя Его: Велика Совета Ангел, Чуден, Советник, Бог Крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века (Ис. 9:6). Из этих слов вы узнаете образ пришествия. Нерастленная Дева (παρθένος ἄφθαρτος) родит телесно Нетленный Светильник (τὸν λύχνον τὸν ἄφθαρτον), потому что необходимо, чтобы Священнейшее Слово Божие снизошло к нам до плоти, именно для того, чтобы сотворенных Бесплотным Божеством обновить посредством воплощения, поскольку

 

 

1003

они обветшали в грехе, и уготовать нетленными (ἀφθάρτους) через уподобление тленному (διὰ τῆς ὁμοιότατος τῆς πρὸς τὴν φθοράν).

 

Значение Рождества Христова

3. Поэтому, после того как пророк сказал им, скажем и мы: О Отрок, древнейший небес! О треблаженный Сын, Который пришел, нося владычество на Своих раменах и не стремящийся получить его от другого! Ибо свойственно Слову как Сыну иметь власть над всем и не чуждо это Ему, в отличие от твари, потому что владычество Его на раменах Его. О великоименитый Отрок! Ибо нарекут имя Ему: Великого Совета Ангелы Бог Крепкий. О всесильное Могущество! Ибо Он Чудный Советник и Князь мира. Однако как мы прославим сегодняшний праздник? Как возвеличим нынешнее таинственнейшее торжество? Ибо кто исследует бессмертное богатство сегодняшнего дня? Какими величественнейшими и высочайшими словами провозгласим мы это всеславное и победоносное таинство нетления (τὸ πανύμνητον καὶ τροπαιοῦχον τῆς ἀφθαρσίας μυστήριον)? О день, достойный многих песен, в который взошла для нас звезда от Иакова и явился небесный человек от Израиля, в который сильный Бог поселился с нами и солнце справедливости осенило нас, в который открылось сокровище Божественных добродетелей и произрос для людей цвет вечной жизни, в который воссиял Восток с высоты и в этот тленный мир из девичьих ложесн пришел Владыка неба и земли ради искупления мира. Ибо в этот день родился наш Спаситель, Который есть Христос Господь, Который есть свет народам и спасение дома Израиля. О чудо! Неописуемый небесами как Младенец ночует в яслях, и Создавший все одним словом согревается женскими руками, и Даровавший по благодати бытие всем надмирным силам питается молоком от пречистых сосцов Святой Девы. Ибо, как свидетельствует Евангелие: Когда же они были там, настало время родить Ей, и родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в яслях, потому что не было им места в гостинице (Лк. 2:6-7).

4. Каково это новое и необычайное таинство? Какова всесильная и сокрушающая милость Божественного Промысла? Что за великое и премудрое наступление на дьявола? Мир освобождается через Деву, прежде впадший через деву в грех. Через девственное рождение низвергается в ад столь великое полчище невидимых демонов. Владыка сделался сообразным рабам (σύμμορφος τοῖς δούλοις), чтобы рабов вновь соделать сообразными Богу (σύμμορφοι θεοῦ). О Вифлеем, город священный и жребием уготованный людям! О ясли, соучастники Херувимов и равночестные Серафимам! Ибо вечно Носимый как Бог небесными

 

 

1004

Престолами теперь в вас, о ясли, телесно почивает. О Мария, о Мария, обладающая Перворожденным Создателем всего! О человечество, давшее телесное осуществление Невидимому Слову Божию и поэтому почитаемое более, чем небесные и мысленные Силы! Ибо Христос не пожелал принять вид Архангелов и даже неподвижный образ Властей, Начал и Господств, но воспринял тебя, ниспадшее до изменения и уподобившееся неразумным животным. Ведь не они, здравствующие, имеют нужду во враче, а человечество, пребывающее в постоянной болезни, получило такого великого Врача, что после изгнания болезни оно стало счастливо по причине спасения, которое больше, чем здоровье. Так где же теперь враждебный и ужасный, злостный и мерзкий дракон, обещавший вознести на высоту свой престол?

 

Достойное отношение к небесному призванию

5. Поэтому, братья, причастные блаженному небесному званию и призванные в усыновление Богу и в братство, мы должны благодарить Призвавшего нас и предоставить самих себя достойными Предоставившего нам братство, чтобы быть достойными сынами Даровавшего нам сыновство и Усыновившего нас. Добровольно и из любви поработим себя Ему, готовы ко всякому справедливому поступку, и украшены непорочностью, стремясь к нестяжательности, пребывая верными словесам Божиим и возносясь в святых молитвах и священных гимнах Богу, преображая себя вечностью Его, забыв земные и тленные похотения, побеждая добром зло и не воздавая никому злом за зло, помышляя не о своем постоянном пребывании на земле, но о небесном жительстве, о пребывании с Ангелами, о предстоянии Престолу Царства Небесного. Таковы наставления святых апостолов, в которых Христос оставил для нас блаженный и вечный завет. Пусть удивится мир вашей добродетели, пусть устыдятся иудеи, видя, какой духовной красотой украшен новый избранный народ и какой славой сияет он миру. Именно поэтому Он послал нас рассеяться среди народов, чтобы мы просияли в мире как светила, чтобы были семенем спасения и чтобы, взирая на нас, обращались ближние и окружающие. Смотрите, чтобы никто из язычников не хулил из-за вас Бога, но пусть прославится в нас Призвавший, и Освятивший, и Спасший. А грубый и дерзкий пусть удивится нашей кротости и скромности. Порицающий пусть преобразится в хвалителя. Желающий судиться из-за денежных споров пусть обнаружит, что к деньгам мы равнодушны, не помышляя иметь земное состояние, но владея небесным. Принимающий нас как приглашенных друзей пусть найдет нас среди мирских удовольствий достойными, стойкими,

 

 

1005

желающими воздержания, не прельщенными удовольствием, чтобы видели, насколько сильно пребывание Духа Святого в природе омертвляющей плоти. Решающийся на клятвопреступления пусть найдет нас не только не произносящими клятвы, но боящимися употреблять имя Бога в незначительных земных делах. Ибо, таким образом, все мы в подобных делах будем учителями тех, кто встречается с нами. Проводя такую жизнь, мы поистине станем святой закваской, и мир через нас получит эту закваску спасения, и многий плод Господь найдет у нас сохранившимся, и Бог будет прославляться в нас, согласно сказанному Господом: «В том прославится Отец, чтобы вы принесли многий плод и стали моими учениками». Прославляемый нами Господь прославит нас в вечной славе, во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава вовеки.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.