13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Религиозно-Философская Академия в Берлине
Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.
СОФИЯ
ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
и
РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
под РЕДАКЦИЕЙ
Н. А. БЕРДЯЕВА
I
ОБЕЛИСК
БЕРЛИН
1923
Религиозно-Философская Академияв Берлине
По инициативе группы русских мыслителей религиозного направления, высланных из России советской властью, в Берлине была организована Религиозно - Философская Академия при Американском Христианском Союзе Молодых Людей.
В программе Религиозно - Философской Академии, изданной перед открытием Академии, определяется отношение ее учредителей к данному историческому моменту и задачи, которые ставит себе Академия.
«После эпохи внешних катастроф и кровавой борьбы должна наступить эпоха духовного углубления и осмысливания пережитого опыта. Кровавый раздор народов и социальных классов никогда не прекратится и приведет к гибели европейскую культуру, к самоистреблению христианских народов, если в мире не начнется движение от поверхности к глубине, если не будет возврата к вечным основам жизни. Лишь религиозное возрождение может спасти Россию и оздоровить Европу и весь мир. Всеполитическиеформы и всесоциальные организации бессильны и безлюдны, если они не наполнены содержанием и не подчинены духовным целям жизни. Никакие внешние перевороты не могут создать лучшей жизни и преобразить души людей и души народов, если не произошло духовного возрождения, если самые основы жизни остались отравленными, если первичная воля людей и народов больна и раздроблена, не укреплена обращением к источнику жизни — Богу. Кровавый раздор, все еще терзающий весь мир, есть отображение внутренней разорванности духа, т.е. утраты религиозного центра жизни и религиозного смысла жизни. В мире должно начаться обратное движение — к глубине, к цельности и единению любви. И победа, достигнутая в этой глубине жизни, должна привести и к внешнему выражению, к социальному и политическому возрождению.
136
Перед нами, русскими, стоит прежде всего эта ответственная духовная задача. Мы пережили тяжелый, страдальческий опыт, который должен углубить наш дух и многому наснаучить. Этотжизненный опыт должен быть переработан в свете религиозного и философского сознания. Но в этом религиозном сознании и в этой философской мысли мы не хотим остаться отъединенными от духовного мира Запада. Мы хотим духовного общения с людьми Запада, разделяющими эту основную духовную настроенность и направленность. Наступают времена для большого единения всего христианского человечества.
Религиозно - Философская Академия ставит своею целью работать для дела духовного возрождения и духовного объединения христианских народов».
Открытие Религиозно - Философской Академии последовало 26 ноября 1922 г. Зал был переполнен. Здесь можно было встретить выдающихся представителей русской общественности, русской мысли, русского искусства.
Собрание открылось речью Н. А. Бердяева «О Духовном Возрождении России и задачах Религиозно - Философской Академии».
Катастрофический период истории начался с 1914 г., но в глубинных процессах жизни уже давно начался распад и разложение. Мировая война и русская революция являются отражением этого распада. В революциях нет творчества и духовного возрождения. Всякая революция есть расплата за старые грехи. У разных народов революции имеют разный характер, сообразно с особенностями их национального духа и исторического возраста. В русской революции обнаружился давно уже назревший кризис гуманизма, бессилие создать культуру на своеволии человека. Человек искал свободу в утверждении своей индивидуальной и коллективной воли, не признавая Высшей Воли — и утверждение своеволия привело к отрицанию всякой свободы. Фридрих Ницше и Карл Маркс разными путями вскрыли внутренний кризис гуманизма. Ницше, как индивидуалист, пришел к необходимости преодоления человека во имя сверхчеловека; Маркс — коллективист — также на основе гуманизма пришел к идее нечеловеческого социального коллектива, истребляющего человека. В истории России жила мысль о третьем Риме, но осуществился третий интернационал, обезьяна третьего Рима. Утверждая своеволие, человечество приходит к истреблению свободы. Истинная свобода достигается лишь религиозно-духовным возрождением, И эту задачу ставитсебе Академия.
В заключение Н. А. Бердяев указал на то, что в мире происходитобъединение всех антихристианских сил. Для борьбы с этими силами должно быть создано единение всех христианских сил Востока и Запада. И в этом также состоит задача открываемой Академии.
После делового сообщения В. Э. Сеземанна о намеченных к чтению курсах и условиях записи в Академию С. Л. Франк сделал доклад на тему «Философия и Религия».
Доклад С. Л. Франка излагается вболее расширенном виде в его статье, напечатанной в настоящем номере журнала под названием «Философия и Религия». Л. П. Карсавин, заменивший заболевшего И. А. Ильина, произнес последнюю речь. Передаем ее содержание вкратце.
Для того, чтобы понять процессы истории необходимо постижение органического развития целого. Человеческая личность также, как и
137
человечество, являет собой всевременное единство, содержащее в себе настоящее, прошедшее и будущее. Поэтому жить будущим — будущим благом человечества, будущим прогрессом абсолютная химера. Человечество живо вмногоединстве своих индивидуализаций: в душах культур, культура — в душах ее народов. Выразителем народа должна и может быть отдельная личность, и лишь развитие собственной личности до совершенства есть развитие своего народа.
Чтение лекций началось 1 декабря в помещении французской гимназии (Рейхстагуфер, 6).
В первом полугодии читаются следующие курсы: Ю. И. Айхенвальд — Философские мотивы русской литературы. H. С. Арсеньев — Античный мир и раннее христианство. Н. А. Бердяев—Философия Религии. И. А. Ильин — Миросозерцание и характер и Философия искусства. Л. П. Карсавин — Средневековье. В. Э. Сеземан — Этика. Ф. А. Степун — Сущность романтики. С. Л. Франк — Основы философии и Греческая философия.
Академия организует периодические доклады с собеседованиями.
138
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.