13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Афанасий Великий, святитель
Афанасий Великий, свт. Символ Quicunque
СИМВОЛ,
известный под названием Quicunque, приписывавшийся (неверно) отцу нашему Афанасию, Патриарху Александрийскому.
Если кто хочет спастись, прежде всего надлежит ему содержать вселенскую веру. А если кто не соблюдает ее здравою и неукоризненною, то, без всякого сомнения, погибнет он навек.
Вселенская же вера эта состоит в том, чтобы нам чествовать единого Бога в Троице, и Троицу в единице, не сливая ипостасей (лиц) 1) и не разделяя сущности. Ибо иная ипостась Отца, иная ипостась Сына, и иная Духа Святого.
Но и Отца и Сына и Святого Духа Божество едино, слава равна, и величие совечно. Каков Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой.
Отец несоздан, и Сын несоздан, несоздан и Дух Святой. Отец непостижим (неизмерим), и Сын непостижим (неизмерим), непостижим (неизмерим) и Дух Святой. Отец вечен, и Сын вечен, вечен и Дух Святой.
Впрочем, не три вечные, но един вечный; равно как не три несозданные, и не три непостижимые
1) Слова, поставленные в скобках, заимствованы из других чтений.
477
(неизмеримые), но един несозданный, един непостижимый (неизмеримый).
Подобно сему Отец вседержитель, Сын — вседержитель, Дух Святой — вседержитель; впрочем, не три вседержителя, но един вседержитель.
Так, Отец — Бог, Сын — Бог, Дух Святой Бог; впрочем, не три Бога, но Бог един.
А также Отец — Господь, Сын — Господь, Дух Святой — Господь; впрочем, не три Господа, но Господь един.
Ибо как христианская истина побуждает нас каждую ипостась отдельно исповедовать Богом и Господом, так вселенское благочестие воспрещает нам говорить, что три Бога, или три Господа.
Отец ни от кого не сотворен, не создан, не рожден.
Сын от единого Отца не сотворен, не создан, но рожден.
Дух Святой от Отца (и Сына) не сотворен, не создан, не рожден, но исходящ.
Посему един Отец, а не три отца; един Сын, а не три сына; един Дух Святой, а не три святые духа.
И в сей Троице нет первого или последнего, нет большего или меньшего, но три Ипостаси одна другой всецело совечны и равны, так что, по сказанному уже прежде, по всему должно воздавать поклонение Троице в Единице и Единице в Троице.
Посему кто хочет спастись, так да разумеет о Святой Троице.
Но для вечного спасения необходимо твердо веровать и вочеловечению Господа нашего Иисуса Христа.
Посему правая вера состоит в том, чтобы веровать и исповедовать, что Господь наш Иисус
478
Христос, Сын Божий, есть Бог и человек. Бог, от сущности Отчей рожденный прежде веков, и человек, от сущности матерней рожденный во времени; совершенный Бог и совершенный человек, состоящий из разумной души и человеческой плоти.
Равен Отцу по Божеству, менее Отца по человечеству.
Но хотя Он Бог и человек, однако же не два Христа, но Христос един.
Един же не пременением Божества в человечество, но восприятием человечества в Божество.
Един всесовершенно не слиянием естеств, но единением ипостасей.
Ибо как разумная душа и плоть — един человек, так Бог и человек — един Христос, пострадавший ради нашего спасения, снисшедший во ад, в третий день воскресший из мертвых, восшедший на небеса и восседший одесную Бога и Отца Вседержителя, откуда приидет судить живых и мертвых.
В пришествие Его все люди воскреснут с телами своими дать отчет в делах своих.
И делавшие доброе пойдут в жизнь вечную, а поступавшие худо — в огонь вечный.
Вот вера вселенская. Кто не будет верно и твердо содержать сея веры, тот не возможет спастись.
479
Страница сгенерирована за 0.03 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.