13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Афанасий Великий, святитель
Афанасий Великий, свт. К Епископам Египта и Ливии - окружное послание против ариан
1) Все, что, как написал Лука, творил и чему учил Господь и Спаситель наш Иисус Христос, сотворил Он, явившись для нашего спасения, потому что пришел, как говорит Иоанн, не да судит мирови, но да спасется Им мир (Иоан. 3, 17). Но подивиться должно благости Его между всем прочим и в том, что не умолчал и о препирающихся с нами, а напротив того, ясно предсказал, чтобы, когда будет это, тотчас оказалось, что ум наш огражден учением Его, в котором говорится: Восстанут лжепророцы и лжехристи, и дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя. Се прежде рех вам (Матф. 24, 24. 25). Хотя многочисленны и выше человека сообщенные нам от Него учения и дарования, как-то: образ небесного жительства, власть над бесами, всыновление и все превышающее и превосходящее дарование — ведение Отца и Его Слова, также
11
дар Духа Святого, — однако же помышление человеческое прилежно прилежит на злая (Быт. 8, 21), а супостат наш диавол, завидуя, что столько дано нам благ, ходит иский похитить у нас семена Слова (1 Петр. 5, 8). Посему-то Господь как бы драгоценности Свои, учения эти запечатлевая в нас предречением, сказал: Блюдите, да никтоже вас прельстит. Мнози бо приидут во имя Мое, глаголюще: Аз есмь и время приближися: и многи прельстят: не изыдите убо вслед их (Матф. 24, 4. 5. Лук. 21, 8). Великое некое дарование прияли мы от Слова — не обольщаться видимым, но и даже и то, что прикровенно, различать по благодати Духа. Поелику всецело ненавистен изобретатель греха, и великий демон есть дьявол, то, едва явится, все его преследуют, как змия, как дракона, как льва, который ищет, кого похитить и поглотить.
Потому утаивает и скрывает о себе, что он такое, и хитро присваивает себе вожделенное всем имя, чтобы, обольстив пустой наружностью, обольщенных уже опутать своими узами. Кто хочет чужих детей предать в рабство, как скоро отлучатся их родители, принимает на себя их вид, а потом, отведя их далеко, губит уже. Таким же образом злой демон и обманщик дьявол, не имея смелости действовать открыто, зная человеческую любовь к истине, ложно принимает на себя вид истины и извергает яд свой на тех, которые идут во след его.
2) Так обольстил он и Еву, не свое говоря, но лживо употребляя Божии глаголы и изменяя их смысл. Так низложил и жену Иова, внушив ей прикрыть себя любовью к мужу и научив хулить Бога. Так этот льстец обманывает людей пустою наружностью, похищая каждого и вовлекая в свою пучину греха. Так в древности, обольстив пер-
12
вого человека Адама и подумав, что чрез него всех сделал себе подвластными, с дерзостью посмеивался, говоря: вселенную всю обыму рукою, яко гнездо, и, яко оставленая яица, возму, и несть иже убежит мене или противу мне речет (Иса. 10, 14).
Когда же пришел Господь, и враг опытно узнал о Его человеческом домостроительстве, потому что не возмог обольстить носимую Им плоть, с тех пор этот горделивец, обещавшийся объять рукою целую вселенную, после Христа по Христовой силе, как воробей, служит уже игралищем для детей, потому что ныне отроча младо, возложив руку на пещеру аспидов (Иса. 11, 8), посмеивается обольстившему Еву, и все правоверующие в Господа ногами попирают сказавшего: поставлю престол мой выше облак, взыду, подобен буду Вышнему (Иса. 14, 13. 14). Так со стыдом терпит это враг. Однако же отваживается этот бесстыдный принимать на себя чужой вид, но носящие на челе знамение еще легче узнают ныне окаянного и с большею силою отгоняют от себя униженного и посрамленного. Ибо, хотя и ныне, как пресмыкающийся змий, превращается в Ангела светла, однако же лицемерие не в пользу ему, так как научены мы, что аще и Ангел с небесе благовестит нам паче, еже прияхом, анафема будет (Гал. 1, 8. 9).
3) Если же и снова закроет свою ложь и притворно будет говорить устами истину, то, зная его умышления, можем сказать изреченное о нем Духом: грешнику же рече Бог: вскую поведаеши оправдания Моя (Псал. 49, 16) и: не красна похвала во устех грешника (Сирах. 15, 9), ибо не заслуживает вероятия этот коварный, когда говорит и истину. Это показало и Писание, повествуя о зло-
13
ухищрении его в раю против Евы. И Господь обличил его, во- первых, на горе, когда раскрыл изгибы сердца его, показал, кто сей льстец, и сделал явным, что искуситель — не кто-либо из святых, но сатана, сказав ему: иди за мною сатано, писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися и Тому единому послужиши (Матф. 4, 10), и еще когда заставил молчать бесов, взывающих из гробов. Хотя истинно было утверждаемое ими, и не лгали тогда, говоря: Ты Сын Божий (Матф. 8, 29), Святый Божий (Марк. 1, 24), однако же не захотел, чтобы истина произносима была нечистыми устами, и особенно — устами бесов, и чтобы под предлогом истины примешав свою греховную волю, не всеяли оной спящим человеком (Матф. 13, 25). Почему как Сам не терпел, чтобы говорили это бесы, так не желал, чтобы и мы терпели подобное сему, и Сам повелевал, говоря: внемлите от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы (Матф. 7, 15), и чрез святых апостолов: не всякому духу веруйте (1 Иоан. 4, 1).
Таков образ сопротивного действования, таковы же еретические скопища. Ибо каждая ересь, имея отцом собственного измышления искони совратившегося и сделавшегося человекоубийцею и лжецом дьявола и стыдясь произнести ненавистное его имя, притворно принимает на себя прекрасное и превысшее всего Спасителево имя, собирает изречения Писаний, произносит слова, утаивает же истинный смысл и, наконец, прикрыв какою-то лестью свое изобретенное ею измышление, сама делается человекоубийцею введенных в заблуждение.
4) Ибо для чего Евангелие у Маркиона и Манихея, отрицающих закон? Ветхим доказывается новое, а новое свидетельствует о ветхом. Посему
14
отрицающие последнее исповедуют ли то, что оным доказывается? Павел стал апостолом благовестия, еже Бог прежде обеща пророки Своими в Писаниих святых (Рим. 1, 2). Сам Господь сказал: испытайте Писаний, яко та суть свидетельствующая о Мне (Иоан. 5, 39). Посему как же будут исповедовать Господа, не испытав прежде Писаний о Нем? Ученики говорят, что обрели Того, Егоже писа Моисей и пророцы (Иоан. 1, 45). На что опять закон и саддукеям, не приемлющим пророков? Бог, давший закон, Сам обещал в законе воздвигнуть и пророков, потому что Он Господь и закона, и пророков, и отрицающий одно из двух несомненно отрицает и другое. На что уже и ветхое Писание иудеям, не познавшим ожидаемого по нему Господа? Если бы верили в Писания Моисея, то уверовали бы и в слова Господа: о Мне бо той писа, говорит Господь (Иоан. 5, 46). На что Писания Самосатскому, который отрицает Божие Слово и пришествие Слова во плоти, назнаменованное и указанное в Писаниях Ветхого и Нового Завета! На что Писания и арианам? Для чего предлагают их люди, которые утверждают, что Слово Божие есть тварь, и подобно язычникам служат твари паче Творца Бога (Рим. 1, 25)? По нечестию своего измышления каждая из этих ересей не имеет ничего общего с Писаниями, и защитники ересей знают, что Писания во многом, или лучше сказать, во всем противны мудрованию каждой из них. Но для обольщения простодушных, каковы упоминаемые в Притчах: незлобивый веру емлет всякому словеси (Притч. 14, 15), принимают они на себя вид, подобно отцу своему дьяволу, что изучают и собирают изречения Писания, чтобы этими изречениями показать правильность своего мудрования и, наконец, убедить бедных людей мудрство-
15
вать вопреки Писаниям. И, конечно, в каждой ереси прикрывающийся таким образом дьявол выставлял на вид изречения, исполненные лести. Ибо Господь сказал о них, что возстанут лжехристи и лжепророцы, якоже прельстити многих (Матф. 24, 24). Так приходил дьявол, говоря от лица каждой ереси: аз есмь Христос, у меня — истина, и все ереси клеветник этот заставлял лгать и отдельно, и в совокупности. И странно то, что все они, препираясь между собой за все, что каждою выдумано худого, неразрывно соединились одна с другою в одном, именно во лжи, потому что один у них отец, который во всех всевает ложь.
Посему верный ученик Евангелия, имеющий благодать рассуждать о духовном и на камне создавший дом веры своей, стоит твердо и безопасен от их обольщения. А кто прост, как сказал я выше, и не крепко наставлен в вере, тот, имея в виду одни слова и не проникая в смысл, скоро увлекается их кознями. Посему прекрасное и необходимое дело — пожелать себе приять дарование различения духов, чтобы каждому по Иоанновой заповеди знать, кого надобно отринуть и кого принять как друзей и единоверных. И многое мог бы написать тот, кто вознамерился бы войти в подробности. Тогда злочестие и злонамеренность ересей оказались бы чрезвычайными и разнообразными, и хитрость обманщиков крайне ужасною. Но поелику Божественное Писание всего достаточнее, то желающим знать об этом многое, посоветовав читать Божие Слово, сам я постарался теперь раскрыть самое нужное, почему особенно и написал так.
5) Слышал я, проживая в этих странах (сказывали же мне это верные и православные братия), что некоторые из держащихся арианского образа мыслей, сошедшись вместе, написали о вере, что было им
16
желательно, и хотят послать это к вам, чтоб или подписью изъявили вы согласие на их мнение, лучше же сказать, на то, что внушил им дьявол, или подвергся изгнанию всякий, кто станет сему прекословить, потому что начинают уже тревожить и епископов этих стран. Итак, из этого делается явным нрав писавших. Ибо написавшие с тем, чтобы концом их писаний были изгнание и другие казни, могут ли быть не чуждыми христианам и не друзьями дьяволу и его демонам, тем более что богочестивейший Царь Констанций человеколюбив, а они против воли его разглашают, что хотят? Ибо и это делают с великою хитростью, и как мне кажется, всего более по сим двум причинам: во-первых, чтобы, когда подпишетесь и вы, утихла, по-видимому, худая молва об Арии, да и сами они сделались неприметными как не держащиеся уже арианских мыслей, а во- вторых, чтобы, написав это, по-видимому, затмить также бывший в Никее Собор и изложенную на нем против арианской ереси веру. Но этим-то более и обличаются их злонравие и неправославие. Ибо если бы правоверовали, то довольствовались бы верою, изложенною целым Вселенским Собором в Никее. И если бы думали, что на них клевещут и напрасно называют их арианами, то не надлежало бы им стараться изменять написанное против Ария, чтобы против него написанное не служило как бы постановленным против них. Теперь же поступают они не так: подвизаются за самих себя, как будто они — сам Арий. Ибо смотрите: не об истине попечение у них, а напротив того, все говорят и делают в пользу арианской ереси. Осмеливаясь клеветать на то, что прекрасно определено Собором, и предприемля писать иное, противное тому, что другое делают они, не то ли одно, что обвиняют Отцов и заступаются
17
за ересь, против которой стояли и дали свой приговор Отцы? Что и теперь пишут, пишут, как уже сказал я, не об истине заботясь, но скорее для забавы, с хитростью делают это на обольщение людям, чтобы рассылкой писем обратить на это внимание народа, самим выиграть время для избежания обвинения и, скрыв свое нечестие, иметь возможность распространять ересь, подобно гангрене, которая везде находит себе пищу.
6) Все приводят они в движение и смятение, не довольствуются и своими определениями. Ежегодно сходятся как будто писать договоры, и сами делают вид, что пишут о вере, всего более подвергая себя осмеянию и посрамлению тем, что не другими, но ими же самими отвергаются их определения. Ибо если бы уверены были в том, что написано ими прежде, то не старались бы писать другого, и оставив опять это, не стали бы писать теперь еще нового, что, без сомнения, подумав об этом, опять изменят, как скоро пройдет немного времени и представится случай — по обычаю устроить кому-либо козни. Ибо, когда строят козни, тогда особенно показывают вид, что пишут о вере, чтобы как Пилат умыл руки, так и им, написав, убивать благочестно верующих во Христа, и чтобы, составляя определение о вере, как неоднократно говорил я, по-видимому, избежать обвинения в неправославии. Но не возмогут они ни скрыться, ни убежать, потому что, пока оправдывают себя, всегда делаются своими обвинителями. И это справедливо, потому что не обличающим их отвечают они, но сами себя убеждают, в чем хотят. Когда же подсудимый разрешается от вины по собственному своему суду? Потому-то всегда они пишут и, непрестанно изменяя свои мнения, делают, что неизвестна их вера, вернее же сказать, явны их неверие
18
и злонамеренность. И, кажется, справедливо это терпят. Поелику, отступив от истины и желая извратить прекрасно написанную в Никее веру, возлюбиша, по написанному, подвизати нозе свои (Иер. 14, 10), то по сему самому, как некогда Иерусалим, утруждают и изнуряют себя этими пременениями, пиша одно вместо другого, только бы выиграть время и остаться им христоборцами, вводящими людей в заблуждение.
7) Посему кто же из наиболее пекущихся об истине пожелает еще терпеть их? Кто не погнушается по всей справедливости этими пишущими? Кто не осудит их дерзости? Они немногочисленны, но хотят, чтобы их мнения были сильнее всего; желая же, чтобы скопища их, собирающиеся в местах скрытых и подозрительных, одержали верх, усиливаются нарушить и обратить в ничто бывший Вселенский нелестный и чистый Собор. И люди, Евсевиевыми приверженцами возвышенные за то, что защищали христоборную ересь, осмеливаются составлять определение о вере; и когда должны подлежать суду как виновные, подобно Каиафе, предприемлют судить сами, сочиняют Талию, желая, чтоб им верили, когда не знают, как сами веруют. Ибо кому не известно, что Секунд Пентапольский, прежде неоднократно низложенный, ими принят за Ариево безумие и что возвысились Георгий, который теперь в Лаодикии, и Леонтий, скопец, а прежде него Стефан и Феодор, что в Ираклее? Урзаций и Валент, которые вначале как младшие наставлены в вере Арием и некогда низложены из пресвитерского сана, впоследствии за нечестие наименованы епископами; Акакий, Патрофил и Наркисс были самые отважные на всякое нечестие, и они низложены на великом Сардикийском Соборе, а Евстафий, который теперь в Севастии, Димофил, Герминий, Евдоксий и Васи-
19
лий, защитники нечестия, возведены в сан. О нынешних же — Кекропии, так называемом Авксентии, скоморохе Эпиктете — напрасно и говорить, когда всякому явно, каким образом, по каким предлогам и какими врагами поставлены они слагать клеветы на православных епископов, которым строят козни, потому что и они, хотя жили за восемьдесят переходов и не знаемы были народом, однако же за нечестие приобрели себе епископское имя. Для сего-то, наняв какого-то Георгия из Каппадокии, хотят теперь послать к вам. Но и о нем нет слова, потому что в странах сих носится слух, будто бы он вовсе не христианин, а скорее ревнитель идолов и ремеслом палач. Почему и приняли они к себе такого человека, чтоб мог делать обиды, хищения, убийства, так как в этом упражнялся он более, вовсе же не знает, что свойственно вере во Христа.
8) Так ухищряются они против истины, и мысль их очевидна будет всякому, хотя и тысячи предпримут средств ускользнуть, подобно угрям, и скрыть, что они христоборцы.
Потому умоляю вас: никто из вас да не вдается в обман, никто из вас да не будет уловлен ими, но поревнуйте все о Господе, как будто бы Христовой вере угрожало иудейское нечестие. Каждый, содержа веру, принятую от Отцов, которую и собравшиеся в Никее предали памяти письменно, да не потерпит тех, которые против нее замышляют нововведения. Хотя напишут вам изречения из Писаний, не потерпите написавших; хотя произнесут православные речения, не внимайте говорящим так, потому что говорят не по правильному смыслу, но как бы овечьей одеждою облекаясь словами, мудрствуют внутренне по-ариански, подобно ересеначальнику — дьяволу. Ибо и он говорил словами из Пи-
20
саний, но заставлен умолкнуть Спасителем. Если бы то говорил, что и думал, то не ниспал бы он с неба. А ныне сей хитрец, пав мыслью, притворствует в словах. Нередко этот зложелатель покушается вводить в обман языческим красноглаголанием и языческими лжеумствованиями.
Итак, если что написано православными, например, Осиею, великим исповедником, Максимином, епископом Галлии, или его преемником, или Филогонием и Евстафием, епископами восточными, или Юлием и Либерием, епископами Римскими, или Кириаком, епископом Мисии, или Пистом и Аристеем, епископами Эллады, или Сильвестром и Протогеном, епископами Дакии, или Леонтием и Евпсихием, епископами Каппадокии, или Цецилианом, епископом Африки, или Евсторгием, епископом Италии, или Капитоном, епископом Сицилии, или Макарием, епископом Иерусалима, или Александром, епископом Константинополя, или Педеротом, епископом Ираклии, или великими Мелетием, и Василием, и Лонгианом, и прочими с ними епископами Армении и Понта, или Луппом и Амфионом, епископами Киликии, или Иаковом и прочими с ним епископами Месопотамии, или нашим блаженным Александром и единоверными с ним, то в писанном ими ничего нет подозрительного, потому что не льстив и прост нрав этих апостольских мужей.
9) Поелику же написано это подкупленными защищать ересь, а по Божественной Притче, словеса нечестивых льстива (Притч. 12, 6), и уста нечестивых отвещают злая (Притч. 15, 28), и управляют нечестивии лести (Притч. 12, 5), то, как сказал Господь, должно нам, братия, бдеть и трезвиться (Матф. 24, 42), чтобы не обольстили нас красноглаголание и хитрость и не пришел кто во имя Христово, говоря о себе: «и я Христа проповедую», и не ока-
21
зался вскоре антихристом. Все же те — антихристы, которые приходят к вам посевать Ариево безумие. Ибо чего недостает у вас, чтобы нужно было приходить кому к вам из чужой стороны? Или в чем имеют нужду Церкви Египетская, Ливийская и Александрийская, чтобы промыслившие себе епископство за дерево и корабельный груз вторглись в не принадлежащие им Церкви? Кто не знает и не видит ясно, что все это делают, чтобы составить заговор в пользу нечестия? Посему-то, хотя представляют себя изумленными, хотя имеют воскрилия больше фарисейских, ширятся в вещаниях и упражняют силу голоса, не должно однако же им верить, потому что веру утверждают не изречения, но смысл и благочестивая жизнь. Почему саддукеи и иродиане, хотя и имели закон на устах, посрамлены Спасителем, услышав от Него: прельщаетеся, не ведуще Писания, ни силы Божия (Матф. 22, 29); всякому стало известно, что изрекающие, по-видимому, закон, обличены в сердце еретиками и богоборцами. Итак, говоря это, вводили они других в обман, но не могли обмануть Господа, соделавшегося человеком. Ибо Слово плоть бысть (Иоан. 1, 14), Слово, которое весть помышления человеческая, яко суть суетна (Псал. 93, 11). Так обличил Господь подыскивающихся против Него иудеев, сказав: аще Бог Отец ваш бы был, любили убо бысте Мене: Аз бо от Отца изыдох, и приидох к вам (Иоан. 8, 42). Так и эти, кажется, поступают ныне, потому что скрывают, что думают, и в писания свои заимствуют уже изречения Писаний, чтобы, ими уловив неведущих, вовлечь в свою злобу.
10) Рассмотрите же, не так ли это на самом деле? Ибо если пишут о вере без всякой предположенной цели, то излишнее это предприятие, а может
22
быть, и вредное, потому что когда не настоит никакого вопроса, подают они повод к словопрению, расстраивая незлобивые сердца братий и всевая в них, чего никогда не приходило им на ум. Если же предприемлют писать в свою защиту, что не держатся арианской ереси, то должно было наперед истребить семена возросших зол и предать позору доставивших эти семена, а таким образом писать против них — православно или явно преследовать арианское учение, чтобы христоборцы не оставались сокровенными, но явно были обнаружены, и все бежали от них, якоже от лица змиева (Сирах. 21, 2). Теперь же Ариево учение скрывают и притворяются, что пишут о другом. И врач, который призван к язвленному и страждущему, но вошедши, ничего не скажет о язвах, а станет рассуждать о здоровых членах, может быть обвинен в великом скудоумии, потому что молчит о том, для чего пришел, рассуждает же о другом, для чего нет в нем нужды. Подобно сему и они оставляют относящееся к их ереси, предприемлют же писать другое. А если б заботились они о вере и любили Христа, то надлежало бы наперед истребить хульные против Него речения, и тогда уже вместо них изречь и написать словеса здравые. Но они сами этого не делают и желающим делать не дозволяют или по неведению, или из хитрости.
11) Если подпадают этому по неведению, то могут быть обвинены в безрассудности за то, что говорят о том утвердительно, чего не знают. Если же зная это, притворяются, то еще большее осуждение падает на них за то, что, рассуждая о собственных своих делах, ничего не делают небрежно, а пиша о вере в Господа нашего, шутят и скорее дозволяют себе все, нежели стоят в истине, скрывают то, в чем осуждается их ересь, при-
23
водят же изречения из Писаний. А это явное хищение истины и исполнено всякой неправды, что, как хорошо знаю, и ваше благочестие вполне может усмотреть из сего. Никто, обвиняемый в прелюбодеянии, не оправдывается тем, что он не тать. И кто обвиняет в убийстве, тот не потерпит, чтобы обвиняемые оправдывались, говоря: «Мы не нарушили клятвы, но сохранили нам вверенное». Это, скорее, можно назвать шуткой, нежели оправданием в вине и доказательством истины. Какое отношение между убийством и сохранением вверенного или прелюбодеянием и хищением? Хотя все пороки имеют между собою связь, выходя из одного и того же сердца, однако же при оправдании в преступлении не имеют они между собою ничего общего. Так, Ахар, по написанному в книге Иисуса Навина обвиненный в хищении, не стал оправдываться, представляя свое усердие к военным делам, но уличенный в татьбе, заметан от всех камнями. И Саулу, обвиняемому в небрежении и нарушении закона, не принесло пользы извинение себя другими предлогами. Ибо оправдание в одном не разрешает от вины в других преступлениях. Но если во всем должно поступать законно и справедливо, то надлежит в том и оправдываться, в чем кто обвиняется, или доказать, что не делал этого, или, если обличен, обещаться, что уже не делает и не будет больше делать того. Если же сделал и привел в исполнение, но, скрывая, не сознается и будет говорить одно вместо другого, то явно, что поступил неправо и сам сознает свое преступление.
Но нужно ли много говорить, когда сами они служат обвинителями арианской ереси? Если не осмеливаются произнести, а более скрывают хульные свои речения, то явно, что и они признают эту ересь
24
странной и чуждой истины. Но поелику они скрывают и страшатся говорить, то нам необходимо совлечь завесу с нечестия и выставить на позор эту ересь, так как знаем, что говорили тогда ариане, как изринуты они из Церкви и низложены из клира. Но прежде нужно испросить извинение в тех скверных речениях, какие будем произносить, потому что говорим это, не одинаково мудрствуя с еретиками, но обличая их.
12) Итак, блаженной памяти епископ Александр изверг из Церкви Ария, который мудрствовал и говорил так: «Бог не всегда был Отцом, не всегда был Сын, но как все существа из не сущего, так и Сын Божий из не сущего, и как все существа суть твари, так и Он — тварь и произведение. Как все существа не были прежде, но пришли в бытие, так было некогда, что и Само Божие Слово не было, и оно не было, пока не рождено, имеет же начало бытия. Ибо тогда пришло в бытие, когда угодно стало Богу создать Его, потому что и оно в числе дел Божиих. И хотя оно изменяемо по естеству, но по собственной свободе, сколько хочет, пребывает совершенным. А если бы пожелало, то может и оно измениться, как и все прочее. Посему-то Бог по предуведению, что будет оно совершенным, предварительно даровал ему ту славу, какую бы впоследствии стало иметь за добродетель, почему за дела свои, которые предуведал Бог, и стало оно ныне таковым». На этом основании говорят они, что «Христос не истинный Бог, но что Он, как и все другие, именуется Богом по причастию». Присовокупляют и то, что «Христос не есть по естеству сущий во Отце, и собственное Слово Его сущности, и собственная Его Премудрость, которою и мир сей сотворен, но иное есть со Отцом сущее, собствен-
25
ное Его слово, и иная есть в Отце сущая, собственная Его премудрость, каковою премудростью сотворил и Слово сие. Сам же Господь сей называется Словом по примышлению (κατ’ ἐπίνοιαν), по причине словесных тварей, и Премудростью называется по примышлению же по причине тварей, одаренных мудростью». Говорят они без сомнения и сие: «Как все существа по сущности далеки от Отца и чужды Ему, так и Христос по всему далек от сущности Отчей и чужд оной, состоит же в свойстве с существами, получившими бытие, и с тварями и есть один из числа их, потому что Он тварь, произведение, дело». И еще говорят, что «Бог не нас создал для Него, но Его для нас, потому что, как утверждают, один был Бог, и не было с Ним Слова; а потом, восхотев нас создать, сотворил уже и Его и, как скоро пришел Он в бытие, наименовал Его Словом, и Сыном, и Премудростью, чтобы чрез Него и нас создать. И как все, не существовавшее прежде, состоялось Божией волей, так и Он, не имея прежде бытия, волею Божией приведен в бытие, потому что Слово не есть собственное по естеству рождение Отца, но и само произошло по благодати. Сущий Бог сотворил не сущего Сына тем же изволением, которым и все сотворил, произвел, создал, восхотел, чтобы пришло в бытие». Ибо говорят и то еще, что «Христос не есть собственная и истинная сила Божия, но, как гусеница и мшица называются силою (Иоил. 2, 25), так и Он именуется силою Отчею». К сему присовокуплял Арий, что «Отец — тайна для Сына, и Сын не может ни видеть Отца, ни знать Его совершенно и в точности, потому что, имея начало бытия, не может познавать Безначального; даже что познает и видит, то знает и видит соответственно собственной своей мере, как
26
и мы познаем и видим по мере собственных своих сил». Арий прилагал к сему еще и то, что «Сын не только не знает в точности Своего Отца, но даже не знает и собственной Своей сущности».
13) Это и подобное этому утверждал Арий, за то и объявлен еретиком, а я каялся и в том, что написал только это, хотя думаю противное сему и держусь благочестивого разумения. Ибо и все отовсюду сошедшиеся на Собор в Никею епископы заграждали себе слух при этих Ариевых словах, и все единогласно осудили за это и предали анафеме его ересь, подтвердив, что она нова и чужда церковной вере. Не принуждение привело к этому дававших суд, но все по собственному изволению вступились за истину, делали же это законно и по праву, потому что сими учениями вводится безбожие, вернее же сказать, противное Писаниям иудейство, за которым недалеко следует язычество. И кто имеет такой образ мыслей, того не должно уже называть и христианином, ибо все это противно Писаниям.
Иоанн говорит: в начале бе Слово (Иоан. 1, 1), а эти еретики утверждают: Он не был, пока не рожден. И еще Иоанн написал: и да будем во Истиннем, в Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный (1 Иоан. 5, 20), они же, как противоборцы, говорят, что Христос не истинный Бог, что и Он, как и все, называется Богом по причастию (κατὰ μετοχήν). И апостол обвиняет язычников, что чествуют тварей, говоря: послужиша твари паче Творца (Рим. 1, 25), они же, утверждая, что Господь есть тварь, и служа Ему, как твари, чем отличаются от язычников? Если так они мудрствуют, то не против ли них приведенное место и не их ли порицает блаженный Павел? И
27
Господь говорит: Аз и Отец едино есма (Иоан. 10, 30) и: видевый Мене, виде Отца (Иоан. 14, 9), и посланный Им на проповедь апостол пишет: Иже сый сияние славы и образ ипостаси Его (Евр. 1, 3), сии же безбожные осмеливаются отделять и называть Его чуждым Отчей сущности и вечности и представлять изменяемым, не видя того, что, утверждая это, делают Его Единым не с Отцом, но с тварями. Ибо кто не усмотрит, что сияние неотделимо от света и есть собственность, пребывающая с ним по естеству, а не впоследствии произошло? Потом Отец говорит: Сей есть Сын Мой возлюбленный (Матф. 3, 17), и Писания говорят, что Он есть Отчее Слово, которым небеса утвердишася (Псал. 32, 6), и короче сказать, чрез Которого вся быша (Иоан. 1, 3), сии же, став изобретателями новых догматов и вымыслов, вводят иное слово, говорят, что есть другая Отчая премудрость, а Христос по примышлению, по причине словесных тварей именуется Словом и Премудростью, и не видят, сколько из этого выходит нелепостей.
14) Ибо если Словом и Премудростью именуется ради нас по примышлению (κατ’ ἐπίνοιαν), то, конечно, не скажут, что же такое Он? Если Писания утверждают, что Он есть Слово и Премудрость, а им неугодно, чтобы был Господь Словом и Премудростью, то этим безбожникам и противникам Писаний явно не угодно и бытие Его. Но верующих могут научить сему сам Отеческий глас, а также поклоняющиеся Ему ангелы и писавшие о Нем святые. Они же, поелику не имеют чистого разумения и не способны внимать мужам божественным и богословам, то могут научиться хотя бы у подобных им демонов, потому что не многих признавая возглашали, но сего Единого ведая, говорили: Ты Святый Божий (Марк. 1, 24) и Сын Божий (Матф. 8, 29). И тот, кто вну-
28
шил им ересь, искушая на горе, не сказал: аще и Ты Сын еси Божий, предполагая, что есть и другие сыны, но говорит: аще Сын еси Божий (Матф. 4, 3), признавая, что Он один есть Сын. А теперь видим, что как язычники, утратив понятие о Едином Боге, дошли до многобожия, так и эти чудные люди, не веруя, что одно есть Отчее Слово, ниспали до измышления многих. Отрицают Того, Кто истинно есть Бог и истинное Слово, осмеливаются же представлять Его себе тварью, не примечая, какого нечестия исполнено это мудрование. Если Он тварь, то как Он же зиждитель тварей? Или как тот же Сын, и Премудрость, и Слово? Слово не творится, но рождается, и тварь не сын, но произведение. И если твари чрез Него пришли в бытие, сам же Он тварь, то чрез кого Сам Он пришел в бытие? Ибо произведениям необходимо прийти в бытие чрез кого-нибудь, как и действительно пришли чрез Слово, потому что Оно не произведение, но Отчее Слово. И еще: ежели, кроме Господа, есть иная, в Отце сущая премудрость, то и премудрость приведена в бытие премудростию. И ежели премудрость есть Слово Божие, то и Слово словом произведено. И ежели Слово Божие есть Сын, то Сын сотворен сыном.
15) Посему как же Господь сказал: Аз во Отце и Отец во Мне (Иоан. 14, 10), когда в Отце есть другой, кем и сам Господь приведен в бытие? Почему и Иоанн, умолчав о том другом, о Сем поведал, говоря: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть (Иоан. 1, 3)? Если все сотворенное изволением сотворено Им, то каким же образом Сам Он есть один из вещей сотворенных? Почему, когда апостол говорит: Егоже ради всяческая и Имже всяческая (Евр. 2, 10), они утверждают: не мы ради Него, но Он ради нас получил бытие?
29
Если бы это было так, апостолу надлежало бы сказать: их же ради стало Слово. А теперь не это говоря, но Егоже ради всяческая и Имже всяческая, показывает тем, что они еретики и клеветники. Иначе же, если осмелились утверждать, что в Боге есть иное слово, то поелику не имеют на это ясных доказательств в Писаниях, пусть укажут хоть единое дело иного слова или дело Отца, совершенное без Слова, нами проповедуемого, чтобы иметь какой-либо видимый предлог к своему измышлению. Дела истинного Слова всем явны, и Само Оно познается из этих дел в соответственной мере, потому что как, видя тварь, уразумеваем создавшего ее Бога, так, усматривая, что в сотворенном нет ничего беспорядочного, что все движется и пребывает в порядке и по распоряжениям Промысла, заключаем, что есть над всем сущее и владычественное Божие Слово. Об этом свидетельствуют и Божественные Писания, говоря, что сие Слово есть Божие Слово, и что вся Тем быша, и без Него ничшоже бысть. А того слова, о котором они говорят, не указывается ими ни одного речения, ни одного дела. Ибо сам Отец, говоря: Сей есть Сын Мой возлюбленный, дает разуметь, что нет иного Сына, кроме Него.
16) Посему в этом отношении чудные сии люди приложились уже к манихеям. Ибо и те именуют по имени только благого Бога и не могут указать ни видимого, ни невидимого Его дела; отрицая же истинного и действительно сущего Бога, Творца неба и земли и всего невидимого, без сомнения, слагают чистую басню. То же, кажется мне, испытывают на себе и сии зломысленные. Ибо видят дела истинного и Единого во Отце сущего Слова и отрицают Его, вымышляют же себе иное слово, которого не могут доказать ни из дел, ни по слуху, слагают
30
басни, примышляя сложного Бога, который, как человек, говорит и изменяет слова и точно опять так же мыслит и умудряется, между тем не видят, в какое неразумие впадают, говоря это. Ибо если имеет слова случайные, то Он, по мнению их, совершенный человек. Если же произносятся Им слова и потом исчезают, то сказать сие — еще нечестивее, потому что сим и то, что от Сущего, разрешается в небытие. Если вообще предполагают, что Бог рождает, то лучше и благочестнее сказать, что Бог есть Родитель Единого Слова, Которое есть полнота Божества Его, в Котором сокровенны и сокровища всякого ведения, и признать, что Оно есть Слово и сопребывает с Отцом Своим, и что вся Тем быша, нежели почитать Бога Отцом многих не являемых и простое по естеству существо воображать сложенным как бы из многих, как бы подобострастным человеку и многообразным. Потом, когда апостол говорит: Христос Божия сила и Божия Премудрость (1 Кор. 1, 24), они Его, Единого сопричисляют ко многим силам, и что еще хуже, беззаконные сии ставят Его в сравнение с мшицею и с другими бессловесными тварями, посылаемыми Им в наказание. При этом, поелику Господь говорит: никтоже знает Отца, токмо Сын (Матф. 11, 27), и еще: не яко Отца видел есть кто, токмо Сый от Бога (Иоан. 6, 46), то не по самой ли истине они суть богоборцы, когда утверждают, что Отец невидим и непознаваем в совершенстве Сыном? Если Господь говорит: якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца (Иоан. 10, 15), Отец же не отчасти знает Сына, то не безумствуют ли они, суесловя, что Сын отчасти, а не вполне познает Отца? Потом, если Сын имеет начало бытия, а также и все имеет начало своего сотворения, то пусть скажут, что чего первоначальнее? Но ничего не
31
умеют сказать эти коварные, не могут указать такого начала для Слова, потому что Оно есть истинное и собственное Отчее рождение, и в начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово (Иоан. 1, 1). А на то, что говорят они, будто бы Сын не знает Своей сущности, излишним будет и отвечать, разве только нужно осудить их безумие, будто бы не знает Себя Слово, Которое всем дарует ведение об Отце и о Себе и укоряет тех, которые не познают себя.
17) Но, говорят, написано: Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя (Притч. 8, 22). О, невежды и поврежденные в уме! В Писаниях назван Он и рабом, и сыном рабыни, и агнцем, и овчатей, сказано о Нем, что утомлялся, жаждал, был биен и пострадал. Но таковые выражения в Писаниях имеют близ себя и предлог, и основательную причину, именно же в том, что стал Он человеком и сыном человеческим, прияв на Себя образ раба, то есть плоть человеческую. Ибо Иоанн говорит: Слово плоть бысть (Иоан. 1, 14). Если же стал человеком, то не должно иным соблазняться подобными выражениями, потому что человеку свойственно быть созданным, прийти в бытие, образоваться, утомляться, страдать, умереть, быть воскрешенным из мертвых. И как будучи Словом и Премудростию Отчею имеет все принадлежащее Отцу: вечность, неизменяемость, подобие по всему и во всем, и то что не первоначальнее по бытию и не впоследствии пришел в бытие, но сопребывает с Отцом и Сам есть тот же образ Божества, а также зиждительность и несозданность, потому что, будучи подобен Отцу по сущности, Он не сотворен, но есть Творец, как Сам сказал: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю (Иоан. 5, 17), — так, став человеком и понесши на Себе плоть, по
32
необходимости называется созданным, и сотворенным, и имеющим все свойственное плоти, хотя еретики, подобно иудейским корчемникам, смешивают вино с водою, уничижая Слово и Божество Его подводя под понятие вещей сотворенных.
Посему по праву и справедливо вознегодовали Отцы и предали анафеме эту нечестивейшую ересь, а сии, сознавая, что она удобоопровержима и во всех отношениях не тверда, боятся и скрывают ее. И мы кратко написали это в их осуждение, а если кому будет угодно сделать им пространнейшее обличение, то найдет, что ересь эта недалека от язычества и составляет остатки и отсев других ересей. Ибо те или заблуждаются в учении о теле и вочеловечении Господнем, погрешая одни так, другие иначе, или пребывают в обольщении, подобно иудеям думая, что Господь вовсе не приходил к нам, но сия одна, с большим безумием восставая против Самого Божества, осмелилась утверждать, что вовсе нет Слова и Отец не есть Отец. Почему не без основания может иной сказать, что именно против них написан псалом: Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих своих (Псал. 13, 1).
18) Но говорят: «Мы в состоянии и можем защитить ересь хитрыми способами». Лучше было бы их защищение, если бы могли защитить ее не каким-либо искусством и не эллинскими лжеумствованиями, но простою верою. Почему если знают и уверены, что таково церковное учение, то пусть открыто скажут свое мудрствование. Никтоже светильник вжег, поставляет его под спудом, но на свещнице, и светит всем входящим (Матф. 5, 15. Лук. 8, 16). Посему если и они и могут защитить свою ересь, то пусть напишут сказанное пред сим и свою ересь как светильник покажут без вся-
33
кого покрова, пусть явно обвиняют блаженной памяти епископа Александра, что несправедливо изверг Ария, утверждавшего это, пусть порицают Никейский Собор, который написал и предал памяти вместо нечестия благочестивую веру. Но очень хорошо знаю, что не сделают они этого, потому что небезызвестно им, какое зло ими измышлено и стараются они рассевать. Напротив того, хорошо знают они, что хотя вначале пустым своим обольщением и увлекут людей простодушных, однако же вскоре учение их, как свет нечестивых, угаснет (Иов. 13, 5); и повсюду предаются они позору как враги истины. Почему и делая все юродиво, и говоря, как юродивые, в том одном, как сынове века сего, поступают благоразумно, что светильник свой скрывают под спудом, чтобы предполагалась возможность стать ему видимым и был он не угашен осуждением, действительно став видимым.
И сам ересеначальник и сообщник Евсевиев, хитрый Арий, когда по старанию Евсевиевых приверженцев призван был блаженной памяти Августом Константином, и потребовали у него веру свою изложить письменно, скрывая свои нечестивые выражения и лицемеря, как Дьявол, написал, употребив простые речения Писаний и как действительно написано. Потом, когда блаженной памяти Константин сказал: если не имеешь в мысли ничего иного, кроме сего, то призови в свидетели истину (потому что Господь накажет тебя, если поклянешься лживо), тогда поклялся сей несчастный, что сверх написанного теперь, ничего не имеет в мысли и никогда не говорил и не думал иного. Но вскоре вышедши, как действительно понесший наказание, упал и ниц быв, проседеся посреде (Деян. 1, 18).
19) Правда, что смерть есть общий конец жизни всем людям, и не должно ни над кем изде-
34
ваться, хотя бы скончавшийся был и враг, потому неизвестно, не постигнет ли и нас самих тот же конец еще прежде вечера, но конец Ариев был не прост, и потому стоит, чтобы пересказать о нем. Евсевиевы сообщники угрожали, что введут Ария в Церковь, епископ Константинопольский Александр прекословил, Арий же твердо надеялся на Евсевиевы насилия и угрозы. День был субботний, и Арий ждал, что на следующий день будет он принят. Поэтому происходила сильная борьба, те угрожали, Александр молился. Но Господь, став Судьей, изрек определение на обидчиков. Не заходило еще солнце, как нужда повлекла Ария на определенное к тому место, там он упал и вдруг лишен того и другого: и общения с Церковью, и жизни. Скоро услышав об этом, блаженной памяти Константин удивился, видя, что обличен он клятвопреступником. Всем тогда стало явно, что угрозы Евсевиевых сообщников оказались бессильны, и надежда Ариева сделалась суетною. Оказалось также, что арианскому безумию нет общения со Спасителем ни здесь, ни в Церкви первородных на небесах. Посему кто не подивится, видя крайне упорствующими тех, кого осудил Господь, и примечая, что они защищают ересь, о которой Господь дал знать, что лишена общения с Ним, не допустив начальника ее войти в Церковь, и не страшатся написанного, но предприемлют невозможное? Яже бо Бог Святый совеща, кто разорит (Иса. 14, 27)? И кого Бог осудил, тому кто оправдатель?
Пусть, защищая мечты свои, пишут они, что хотят, но умоляю вас, братия, как хранителей Божиих сосудов, как защитников церковных догматов, будьте судьями этого дела. И если употребляют другие речения, кроме упомянутых выше Ариевых, то осуждайте их за это как лицемеров,
35
которые скрывают яд своего мудрования и, подобно змию, льстят словами уст. Ибо, пиша это, имеют при себе изверженных тогда с Арием Секунда Пентаполита и обличенных некогда александрийских клириков. И этим жителям Александрии пишут, а меня и близких ко мне, что чудно, довели до изгнания. Хотя благочестивейший Царь Константин, попечительный о народном единомыслии, с миром послал меня в отечество и в Церковь, но они сделали то, что церкви переданы теперь им, и всякому стало видно, что все злоумышления против меня и против других с самого начала были по их милости.
20) Делая же это, могут ли внушить доверие к тому, что пишут? Если бы писали правомысленно, то истребили бы написанную Арием Талию и отринули бы эти отпрыски ереси, потому что сделались они учениками и сообщниками и нечестия, и наказания Ариева. А посему, не отвергая еретиков, для всякого делают очевидным, что не имеют правого образа мыслей, хоть тысячу раз будут писать. Поэтому надлежит бодрствовать, чтобы под покровом письмен не скрывалось какого обольщения и не отвлекли они иных от благочестивой веры. Если же, видя себя благоуспешными и во всем счастливыми, осмелятся и будут писать по Ариеву, то нам ничего не остается более, как употребить великое дерзновение. Помня предречения апостола, написанные в предохранение наше от подобных ересей, и нам прилично сказать: знаем, что в последняя времена отступят нецыи от здравой веры, внемлюще духовом лестчым и учением бесов (1 Тим. 4, 1), отвращающихся от истины (Тит. 1, 14), и: вси же хотящии благочестно жити о Христе, гоними будут. Лукавии же человецы и чародеи преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаеми (2 Тим. 3, 12. 13). Но
36
нас ничто подобное не убедит и не отлучит от любви Христовой, хотя бы еретики угрожали нам и смертью, потому что мы христиане, а не ариане. О, если бы и те, которые написали сие, не держались Ариевых учений!
Да, братия, теперь нужно такое дерзновение: не прияхом бо духа работы паки в боязнь (Рим. 8, 15), но на свободу призвал нас Бог (Галат. 5, 13). И подлинно стыдно, крайне стыдно, если от Спасителя чрез апостолов имеем веру и ее погубим ради Ария или ради тех, которые держатся Ариевых мыслей и защищают их. Посему весьма многие и в здешних странах, узнав коварство пишущих, готовы даже до крови противостоять их козням, особенно же слыша о вашей твердости. Поелику же и вами возвещается обличение ереси, и она обнаружена у вас, как змий в норе, то значит, что соблюдено у вас Отроча, Которое искал убить Ирод, и что живет в вас истина, и здрава вера ваша.
21) Посему, умоляю, имея в руках написанную в Никее Отцами веру и защищая ее с великим усердием и с упованием на Господа, будьте для всех образцами, показывая, что теперь предлежит борьба с ересью за истину и что многоразличны козни врага. Ибо не только не приносить в жертву курений значит быть мучеником, но и не отрекаться от веры есть уже светлое мученичество в совести. Не только поклонявшиеся идолам, но и предавшие истину осуждены как чуждые. Посему Иуда извержен из апостольского сана не за приношение жертвы идолам, но за то, что стал предателем. И Именей, и Александр, не к идолам обратившись, отпали, но потому что потерпели крушение в в вере (1 Тим. 1, 20). Также патриарх Авраам увенчан не за то, что умерщвлен, но за то, что стал верен Богу. И другие святые, о которых говорит
37
Павел: Гедеон, Варак, Сампсон, Иеффай, Давид и Самуил, и прочие с ними (Евр. 11, 32), — не пролитием крови достигли совершенства, но оправдались чрез веру и доныне внушают удивление, потому что готовы были претерпеть смерть ради благочестия пред Господом. Если же должно присовокупить и у нас бывшие примеры, то знаете, как блаженной памяти Александр даже до смерти боролся с этой ересью и, будучи старцем, многие скорби и великие труды претерпел и в преклонном уже возрасте приложился к отцам своим. И многие другие сколько имели трудов, уча противиться этому нечестию, и о Христе имеют похвалу сего исповедания!
Посему и мы как обязанные вступить в подвиг для защищения всего, когда предстоит или отречься от веры, или сохранить ее, решимся и употребим старания хранить, что прияли, имея напоминанием веру, написанную в Никее, отвращаться же нововведений и учить народ, чтобы не внимали духовом лестчым, но всемерно уклонялись от злочестия ариан и состоящих с ними в заговоре мелетиан.
22) Ибо видите, что, препираясь прежде между собою, теперь, как Ирод и Понтий, согласились они в хуле на Господа нашего Иисуса Христа, за что справедливо иной возненавидит их, потому что ради своих враждовали друг против друга, во вражде же к истине и в нечестии пред Богом стали друзьями и подают друг другу руки, все же это терпеливо сносят против своего чаяния, каждый в угодность собственному своему намерению: мелетиане — ради первостоятельства и по безумной страсти сребролюбия, ариане же — ради собственного своего злочестия, чтобы при таком заговоре можно им было послужить друг другу своим злоумием, и одним — прикрыть нечестие других, и другим — споспеше-
38
ствовать лукавством своим злобе первых, и сообща уже — лукавые дела свои смешав в одно, как вавилонскую чашу (Апок. 18, 6), злоумышлять против тех, которые право благочествуют пред Господом нашим Иисусом Христом. Лукавство и клеветы мелетиан всем были явны и прежде сего, злочестие и богоборная ересь ариан издавна повсюду и всем открыты потому, что немало уже сему времени. И пятьдесят пять лет тому, как одни сделались раскольниками, а тридцать шесть лет тому, как другие объявлены еретиками и изринуты из Церкви по суду целого Вселенского Собора. Но сделанное ими ныне и теми, которые, по-видимому, благоприятствовали им, ясно показало, что не по чему иному, а ради собственной злочестивой своей ереси с самого начала злоумышляли они и против меня, и против всех православных епископов. Ибо вот, совершилось ныне то, к чему издавна стремились Евсевиевы приверженцы: они сделали, что церкви у нас похищены, епископы и пресвитеры, не имевшие с ними общения, изгнаны, как им желалось, все, кто отвращается их, удалены из церквей, переданы же церкви сии арианам, которые столько уже времени осуждены, переданы для того, чтобы, когда соединено с ними и лицемерие мелетиан, безопасно им было изрыгать в церквях нечестивые свои речения и приготовлять, как сами думают, путь обольщения всеявшему в них ересь антихристу.
23) Итак, пусть в усыплении своем напрасно предаются стольким мечтаниям. Ибо знаем, что человеколюбивый Царь, услышав, возбранит их лукавствам, и недолго будут они в силе, но по написанному: сердца нечестивых скоро исчезнут (Притч. 10, 20). А мы, как против отступников, желающих безумие свое утвердить в дому Господнем, облекшись по написанному в словеса Божествен-
39
ных Писаний, противостанем им и как не убоимся телесной смерти, так не поревнуем путям их. Напротив того, всему да предпочтется слово истины. Ибо и мы, как все вы знаете, убеждаемые тогда Евсевиевыми сообщниками или притворно принять их нечестие, или ожидать от них козней, не пожелали согласиться с ними, но решились: лучше быть от них гонимыми, нежели подражать Иудину нраву. Конечно, они сделали, чем угрожали, и, подражая Иезавели, приготовили у себя в засаду мелетиан. Зная, как вели они себя против блаженного мученика Петра и после него — против великого Ахиллы, потом против блаженной памяти Александра, подобным образом и против меня, мелетиане как опытные в этом должны были вести дело, как будет им внушено, чтобы арианам найти в этом предлог гнать меня и искать моей смерти. Ибо жаждут сего и доселе не перестают жаждать, желая пролить кровь мою. Но об этом ни малой нет у меня заботы, ибо знаю и уверен, что претерпевшим будет награда от Спасителя и что вы, претерпев, как Отцы, став образцами для народа и низложив это странное и чуждое примышление нечестивых, будете иметь похвалу, говоря: веру соблюдохом (2 Тим. 4, 7). Приимете же и венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его (Иак. 1, 12). О, если бы и мне наследовать с вами обетования, возвещенные не одному Павлу, но и всем возлюбившим пришествие Господа, Спасителя, Бога и Всецаря нашего Иисуса Христа, чрез Которого Отцу слава и держава в Духе Святом и ныне, и во все веки веков! Аминь.
40
Страница сгенерирована за 0.07 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.