13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феодорит Кирский, блаженный
Феодорит Кирский, блаж. Толкование на двенадцать пророков: предисловие
Опубликовано:
Феодорит Кирский, блаж. Творения.
Ч. 4. М., 1857, с. 243-247.
ТВОРЕНИЯ
БЛАЖЕННОГО ФЕОДОРИТА,
Епископа Кирского.
Часть четвертая
МОСКВА.
В Типографии В. Готье
1837
ТОЛКОВАНИЕ НА ДВЕНАДЦАТЬ ПРОРОКОВ.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Иные подумают, может быть, что беремся за дело излишнее и напрасное, предпринимая толковать пророчества, тогда как труд сей совершен уже другими. Но найдутся люди высоко чтущие божественное, и тщательно обученные священному писанию; и они не только не вознегодуют на нас, и не будут укорять подобно оным порицателям, но, вероятно, одобрят и похвалят, если в сочинении сем и не найдут чего-либо отлично-хорошего; потому что и одного усердия достаточно, чтобы приобрести похвалу у судей правдивых. Так Спаситель и Господь наш в священном евангелии и за две лепты превознес похвалами оную вдовицу, изрекши похвалу по качеству произволения, а не по количеству дара. В законе же, повелев достаточным на сооружение скинии приносить золото, серебро и драгоценные камни, и живущих в нищете не лишил при-
243
обретаемого сим благословения, но дал повеление, чтобы и они приносили, кто кожу, кто волосы, а не имевшие у себя и этого приносили вместо сего в дар, свою силу и свое искусство, приготовляя из волос пряжу и ткани. Сверх того знаем, что не великий только Moисей именовался Пророком, но и Иисус Навин, и Самуил, и Давид, и Нафан, и Гад, и Axия, и Илия и Елиссей, и кроме сих весьма многие другие. И евангельскую проповедь преподали всем людям не Петр только, и Иаков, и Иоанн, и Андрей, и весь лик Апостолов, также не Павел и Варнава, после них причтенные к лику Апостолов, но и Сила, и Тит, и Аполлос, ученики оных великих мужей. Да и на них не пресеклась благодать учительства, но просветила их преемников, и последовавших за сими преемниками; даже и доныне в церквах Божиих течет источник Всесвятого Духа, и разделяет людям богоданные дары. Поэтому, кто судит прямо и правдиво, тем не покажется, будто бы делаем что-либо не сообразное, если, как некие власы, порождения ума своего принесем на сооружение новой скинии, юже водрузи Господь, а не человек (Евр. 8, 2,). Если же скажет кто, что передаем чужие мысли; то и в сем случае найдет, что привносим и свою посильную долю; потому что подобно женам, из принесенных другими волос уготовлявшим пряжу н ткани и делавшим покровы для скинии, и мы, собрав, что здесь и там сказано хорошего, всего этого (скажем так с Богом) хотим соткать одно целое, приводя чи-
244
тающим в ясность мысли двенадцати Пророков. Вероятно же, что и мы, пользуясь Божиим словом, как неким светильником, найдем истолкование согласное с истиною; потому что не угасла благодать щедродаровитости Божией, но источает и подает великие дары не одним достойным, но и недостигшим совершенства. Видим, что и чувственное солнце не древним только людям сияло, но и жившим после них, и нам позднейшим их потомкам изливает лучи свои, и одинаково озаряет всю землю и море. Тем паче Зиждитель солнца, и оное сотворивший по единой благости, просвещает ум намеревающихся, сколько ни есть, возвести к Нему взоры. Подкрепляясь сею надеждою и не обращая внимания на порицателей, отважимся приступить к истолкованию пророчеств, призвав помочь нам молитвами своими вас, требовавших труда сего и побудивших к оному. Но прежде кратко сказав о времени, в какое пророчествовал каждый Пророк, коснемся потом и подробного истолкования.
О времени, в какое пророчествовал каждый из двенадцати Пророков.
Двенадцать Пророков имеют одну книгу не потому, что они современники и жили вместе; ибо в разные времена писали они пророчества свои. Осия писал в царствование Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии, царствовавших в Иудеи; Амос также во дни Озии, а им современен и Иоиль. Михей начале пророчество вскоре по смерти Озии, во дни
245
Иоафама, Ахаза и Езекии. К сему же отделу по времени принадлежит и Иона. Ибо, хотя в пророчестве его умолчано время, но ясно показывает оное книга Паралипоменон. Наум же приял дарование пророчества после Ионы: a cиe ясно видно из содержания пророчества. Ибо Иона, проповедав Ниневитянам конечную гибель, довел их до того, что воспользовались врачеством покаяния; а потому и не испытали на себе грозных оных предречений. Но когда, обратившись к прежней порочной жизни, отважились на дела достойные крайнего наказания; Наум пророчествует, что после сего постигнет их гибель. Авдий же, как явствует из предсказанных им Идумеи бедствий начал свое пророчество после них. И Софония ясно показывает, что сподобился Божественного откровения при царе Иосии; в это же время пророчествовал и чудный Иеремия. Не по многом времени после них пророчествовал и Аввакум. Аггей же, Захария и Малахия начали пророчествовать по истечении великого числа лет; не только после Иосии, Иоакима, Иexoнии и Седекии, но и по окончания пленения вавилонского, после Кира, первого царя персидского, который позволил израильскому народу возвратиться в отечество, даже после сына его Камбиза, при Дарие Истаспе, когда Зоровавель созидал божественный храм. После них не находим у Иудеев ни одного более Пророка. Поэтому, не как жившие вместе, имеют они одну книгу пророчеств, но поелику предречения свои изложили они в немногих в словах, и пророчеств каждого но крат-
246
кости недостаточно было к составление отдельной книги; то заботившиеся издревле о хранении божественных словес, не без причины совокупив во едино предречения двенадцати Пророков, составили из них одну книгу. Впрочем время уже коснуться нам подробного истолкования пророчеств, показав наперед кратко содержание пророчества Осиина.
247
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.